МЕТОДИКА И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРОЙ В РОССИИ
В. Ю. ЛАПШИН
В статье предлагается вариант методики оценки результативности управления социально-трудовой сферой. Выявлены основные детерминанты, определяющие ситуацию на рынке труда. Исследуется методика мониторинга, включающая комплексную систему количественных и качественных показателей оценки результативности управления человеческими ресурсами. Определены приоритетные направления совершенствования системы государственного управления в данной сфере.
Ключевые слова: система управления, социально-трудовая сфера, детерминанты, индикативная система мониторинга, результативность управления.
Количественные и качественные параметры социально-трудовой сферы определяются целым рядом факторов. С определенной долей условности их можно подразделить на «внешние» и «внутренние». К первым факторам относится та исходная среда, в которой формируется эта система, а ко вторым - механизм ее функционирования. Среди «внешних» факторов основными являются имеющийся ресурсный потенциал и социально-экономическая конъюнктура.
Демографический фактор оказывает прямое и косвенное воздействие на формирующийся российский рынок труда, определяя во многом его специфику. В данный период это воздействие во многом негативно и обусловливает существенные деформации в спросе, предложении и в целом механизме функционирования данного рынка.
Начавшаяся с 1992 г. депопуляция населения России к 2009 г. значительно сократила объемы предложения и численность трудовых ресурсов. В результате ресурсная база рынка труда трансформируется из трудоизбыточной в трудодефицитную. Увеличивается диспропорция между концентрацией трудовых, природных, капитальных ресурсов и пространственной организацией.
Депопуляция, старение населения и миграционные процессы («утечка мозгов», приток низкоквалифицированной рабочей силы и др.) негативно влияют не только на количественные, но и на качественные параметры рабочей силы:
- разрушается исторически накопленный потенциал российской цивилизации и первичные условия воспроизводства квалифицированной рабочей силы;
- происходит маргинализация трудовых ресурсов, проявляющаяся в регрессе интеллектуального и духовного потенциала населения, деквалификации и примитивизации рабочей силы.
Нерегулируемые и практически неконтролируемые потоки трудовой миграции, причем преимущественно низкоквалифицированной, разрушают формирующуюся конкурентную среду. Соглашаясь работать за более низкую оплату труда и производить фальсифицированную продукцию, они способствуют работодателям необоснованно снижать равновесную ставку заработной платы на рынке труда. Появляются сбои в механизме ценообразования, и ставка заработной платы перестает давать объективную информацию о конъюнктуре спроса и предложения. При этом сокращаются доходы российской рабочей силы, побуждая ее к миграции (внешней и внутренней). Кроме того, неконтролируемая трудовая миграция - один из главных факторов развития «теневого» рынка труда.
Ситуация в социально-трудовой сфере обусловлена также сложившейся в переходный период социально-экономической конъюнктурой. Неэффективное управление хозяйственным комплексом страны привело к деградации большей части отраслей экономики России и существенной трансформации структуры занятости на рынке труда. В условиях массовой безработицы, неполной занятости, падения уровня жизни, развития теневой экономики сформировался спрос на дешевую, низкоквалифицированную рабочую силу, необходимую для добычи природных ресурсов, обеспечения минимальных социальных га-
рантий и производства фальсифицированных потребительских товаров.
С точки зрения рынка труда, продолжающаяся «инвестиционная пауза» приводит к феномену «экономического роста без создания новых рабочих мест», особенно в отраслях, определяющих инновационное развитие. Секторная структура занятости продолжает изменяться в направлении сокращения доли обрабатывающей промышленности за счет увеличения долей добывающих отраслей и сферы услуг. Но, в отличие от развитых стран, рост занятости в третичном секторе происходит из-за увеличения числа занятых, прежде всего, в торговле. Доля отраслей нематериального производства, обеспечивающих качество экономического роста - генерирование новых знаний и распространение информации, развитие человеческого потенциала и предъявляющих спрос на наиболее квалифицированный творческий труд, устойчиво сокращается.
Кроме «внешних» факторов, т. е. условий, в которых развивается рынок труда России, современные тенденции обусловлены также происходящими «внутренними» системообразующими процессами и прежде всего сформировавшейся субъектной моделью рынка труда России, имеющей неразвитую структуру. Она проявляется в формальном присутствии двух ключевых субъектов на рынке труда: государства в качестве регулятора, консолидирующего интересы всех субъектов данной подсистемы, и профсоюзов, защищающих интересы наемных работников.
Основная черта этого типа рынка (рынка труда работодателей) - заниженная ставка оплаты труда. Если в социально ориентированной модели рынка труда бедные - это безработные и необразованные люди, то в рамках отечественной модели основная доля бедных - работающее население, квалифицированные специалисты. Такой тип рынка порождает уникальную для современных условий проблему «работающих квалифицированных бедных» [2].
Ставка заработной платы не способствует эффективному развитию производства на инновационной основе. Эффективность управления определяется соотношением полученного результата и затрат на ее осуществление. В развитых странах инновационный путь развития во многом определяется размерами оплаты труда, которые побуждают работодателей изменять производственную функцию (из-за высоких издержек за труд) в сторону увеличения доли капитала. В результате издержки минимизируются за счет внедрения
достижений НТП. В России же все наоборот -низкооплачиваемый труд заменяет капитал!
Комплексный мониторинг социально-трудовой сферы должен базироваться на системе показателей, которые охватывают основные компоненты рынка труда. Системный характер этой статистики подразумевает согласованность между различными показателями, используемыми для измерения отдельных, но взаимосвязанных компонентов рынка труда.
Функционирование рынка труда можно считать эффективным тогда, когда реализуются интересы всех субъектов данной подсистемы и имеющиеся ресурсы используются с наименьшими потерями. Поэтому, основными показателями, характеризующими эффективность функционирования рынка труда, являются: «оборот рабочей силы»; «емкость (напряженность) рынка груда»; «уровень потерь от безработицы»; «уровень реальной ставки заработной платы»; «доля «среднего» класса».
Индикатор «оборот рабочей силы» оценивает эффективность исследуемой подсистемы с точки зрения распределительной и санирующей функций. Эффективно функционирующий рыночный механизм должен создать условия для перемещения рабочей силы в те сектора экономики, которые обеспечат устойчивое развитие России. В соответствии с исходным определением оборот рабочей силы представляет собой сумму наймов и увольнений, произошедших в течение определенного периода. Он является мерой общего перераспределения труда, а абсолютное значение разности между нанятыми и уволенными отражает итоговые изменения в занятости. Этот показатель, например, может рассчитываться как процентные отношения к среднегодовой занятости.
В настоящее время движение рабочей силы направлено в те сферы, которые не способны обеспечить устойчивое развитие России. При поверхностном взгляде на динамику структурных изменений занятости можно выявить, казалось бы, прогрессивные изменения, связанные с возрастанием доли сектора услуг, что приближает соотношение занятости в крупных секторах России к наиболее развитым странам (так, уже в 2002 г. 56,3 % занятого населения охватывал сектор услуг). Однако это положительное изменение условно, так как фиксируется интегральным показателем. Использование дифференциального индикатора «оборот рабочей силы» трансформирует формальный позитив в реальный негатив, поскольку рыночный механизм перераспределяет
трудовые ресурсы в сферу «примитивных» услуг (например, торговлю).
Индикатор «емкость (напряженность) рынка труда» характеризует эффективность функционирования и управления исследуемой подсистемы с точки зрения выполнения ею интегрирующей функции. Емкость рынка труда - это величина, определяющая возможность «поглощения» им трудоспособного населения, желающего работать по найму. Она находится в прямой зависимости от соотношения количества безработных к свободным вакансиям в определенный момент времени. Согласно данному показателю функционирование рынка труда можно признать эффективным при достижении наименьшей «напряженности» как для безработных, так и для работодателей. Если на рынке труда ситуация развивается по сценарию «высокий уровень безработицы» при крайне низком спросе на рабочую силу или наоборот, то наблюдается деформация рыночного механизма, требующая государственного вмешательства.
За последний период (2004-2010 гг.) в России показатель «емкость рынка труда» стабилизировался на уровне 1:2, т. е. на одну вакансию приходится два безработных. Мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда положение на рынке труда становится напряженным и для работодателей, формирующих спрос на дешевую рабочую силу.
Основным объективным показателем эффективности функционирования рынка труда является «уровень потерь от безработицы». Измерение потерь должно включать в себя два этапа. Во-первых, определение той части безработицы, которая формирует потенциально обратимые потери в определенный период времени, во-вторых, выявление структуры потерь и их масштабов.
Российская действительность требует существенной корреляции закона А. Оукена [1]. Кроме параметров циклической безработицы, необходимо учитывать и отечественный феномен - это значительные масштабы потерь от формальной занятости или скрытой безработицы (например, долю работников, находящихся в административных отпусках, занятых неполную рабочую неделю и др.). В результате уровень безработицы, образующий потенциально обратимые потери, может быть исчислен как сумма уровней циклической и скрытой безработицы.
Выявление структуры потерь от безработицы и их масштабов - проблема комплексная. Она обусловлена мультипликативным эффектом и многомерностью потерь, носящих экономические, социальные, психологические и физиологические
последствия. Кроме того, они носят как явный, так и вмененный характер.
Экономические потенциально обратимые потери от безработицы определяются как сумма явных и вмененных потерь. Явные потери включают в себя государственные и частные расходы на содержание инфраструктуры службы занятости; реализацию программ содействия занятости; предоставление пособий и материальной помощи; выходное пособие и др. В свою очередь, вмененные потери характеризируют масштабы упущенных возможностей. К ним, прежде всего, относится объем невыпущенной продукции, который порождает отрицательный мультипликативный эффект в виде недополучения доходов (заработной платы, прибыли, налогов) субъектами рынка. Как следствие, происходит отрицательное воздействие на спрос и предложение, охватывающее все уровни экономики.
Если исходить из того, что естественная норма безработицы для России в последний период составляет не менее 5 %, то, например, в 2005 г. уровень безработицы достигал 10 % (по методологии МОТ) и не менее 10-15 % считались формально занятыми [3], т. е. были охвачены различными формами скрытой безработицы. Как следствие, экономические потери составляли более 20 % ВВП России. Масштаб потенциально «обратимых» потерь, в данный период, сигнализирует о существенной деформации рыночного механизма и необходимости государственного вмешательства.
Степень реализации рынком труда ценообразующей функции можно измерить с помощью показателей «уровень реальной ставки заработной платы» и «доля «среднего класса» (или «низшего класса»). В современных моделях рынка труда (развитых стран) ставка заработной платы обеспечивает: приток мозгов, главенствующую роль высококвалифицированного труда, благоприятные условия для воспроизводства рабочей силы, формирование значительной доли «среднего класса» и др. В российских же условиях складывается диаметрально противоположная ситуация. На долю «высшего» и «среднего» классов приходится не более 25 % населения. Значительная доля «низшего класса» (причем работающего!) не в состоянии обеспечить себя даже элементарным набором полноценных потребительских благ. Этот индикатор наглядно отражает отрицательный итог (результат) функционирования рынка труда в переходный период.
Таким образом, количественные и качественные параметры рынка труда определяются целым рядом факторов. С определенной долей условно-
сти их можно подразделить на «внешние» и «внутренние».
К первым факторам относится та исходная среда, в которой формируется эта система, а ко вторым - механизм ее функционирования.
Среди «внешних» факторов основными являются имеющийся ресурсный потенциал и социально-экономическая конъюнктура.
Современные тенденции обусловлены также происходящими «внутренними» системообразующими процессами и, прежде всего, сформировавшейся субъектной моделью рынка труда России, а также механизмом ценообразования, ставкой заработной платы и соотношением спроса и предложения.
Основная парадигма развития сферы социально-трудовых отношений в России должна заключаться в обеспечении эффективного управления, минимизирующего потери в имеющемся человеческом потенциале общества.
Литература
1. Плакся В. И. Безработица: теория и современная российская практика. М., 2005. С. 226.
2. Степченко Е. В. Уровень и качество жизни населения как факторы устойчивого развития России: монограф. Тамбов, 2009. С. 147.
3. Экономическая безопасность России / под ред. В. К. Сенчагова. М., 2005. С. 692.
* * *
TECHNIQUE AND INDICATORS OF THE ESTIMATION OF PRODUCTIVITY
OF MANAGEMENT OF SOCIOLABOR SPHERE IN RUSSIA
V. Ju. Lapshin
In article the variant of a technique of an estimation of productivity of management of sociolabor sphere is offered. The basic determinants defining a situation on a labor market are revealed. The technique of monitoring including complex system quantitative and quality indicators of an estimation of productivity of management by human resources is investigated. Priority directions of perfection of system of the government in the given sphere are defined.
Key words: a control system, sociolabor sphere, determinants, indicative system of monitoring, productivity of management.