Научная статья на тему 'Методика геоинформационного обеспечения управления объектами недвижимости населенного пункта'

Методика геоинформационного обеспечения управления объектами недвижимости населенного пункта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ГИС) / GEOGRAPHIC INFORMATION SYSTEM (GIS) / ГЕОИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / GEOINFORMATION SUPPORT / ГЕОПОРТАЛ / GEOPORTAL / ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ / OPEN DATA / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / MANAGEMENT DECISIONS / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / AUTHORITIES / ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ / REAL ESTATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева Юлия Дмитриевна

В целях рационального использования объектов недвижимости, расположенных на территории населенных пунктов, в том числе городов и городских округов, необходимо формирование единого геоинформационного обеспечения принятия управленческих решений. В данной статье представлены возможности и методика разработки модели геоинформационного обеспечения управления объектами недвижимости населенного пункта, анализ данных и сведений, необходимых для реализации указанной методики на примере создания интерактивной карты на основе открытых данных. Под интерактивной картой понимается электронная карта, работающая в режиме двухстороннего диалогового взаимодействия человека (пользователя) и компьютера и представляющая собой визуальную информационную систему, привязанную к географическому контексту. Предлагаемая методика создания интерактивной карты включает: сбор, изучение и выбор картографических и справочных материалов, построение модели, оформление и подготовку карты к публикации. Также в статье для целей реализации методики геоинформационного обеспечения предложены отечественные программные средства и программы, соответствующие государственной политике импортозамещения в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Медведева Юлия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF GEOINFORMATION PROVIDING OF MANAGEMENT OF REAL ESTATE OBJECTS in city

For the rational use of real estate objects located on the territory of settlements, including cities and urban districts, it is necessary to form a single geoinformation support for making management decisions. This article presents the possibilities and methodology for developing a model of geoinformation support for real estate management in a populated locality, analyzing the data and information needed to implement this technique by creating an interactive map. An interactive map is an electronic map that operates in the mode of two-way dialogue between a person (a user) and a computer and is a visual information system tied to a geographical context. The proposed methodology for creating an interactive map includes: collecting, studying and selecting cartographic and reference materials, building a model, preparing a map for publication. Also in the article, for the purposes of implementing the geoinformation support methodology, domestic software and programs are proposed that are consistent with the state policy of import substitution in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Методика геоинформационного обеспечения управления объектами недвижимости населенного пункта»

УДК 528.9:347.214.2

МЕТОДИКА ГЕОИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ НЕДВИЖИМОСТИ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА

Юлия Дмитриевна Медведева

Тюменский индустриальный университет, 652000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, аспирант, ассистент-стажер кафедры землеустройства и кадастра, тел. (919)936-13-78, e-mail: yul.medwedewa2013@yandex.ru

В целях рационального использования объектов недвижимости, расположенных на территории населенных пунктов, в том числе городов и городских округов, необходимо формирование единого геоинформационного обеспечения принятия управленческих решений. В данной статье представлены возможности и методика разработки модели геоинформационного обеспечения управления объектами недвижимости населенного пункта, анализ данных и сведений, необходимых для реализации указанной методики на примере создания интерактивной карты на основе открытых данных. Под интерактивной картой понимается электронная карта, работающая в режиме двухстороннего диалогового взаимодействия человека (пользователя) и компьютера и представляющая собой визуальную информационную систему, привязанную к географическому контексту.

Предлагаемая методика создания интерактивной карты включает: сбор, изучение и выбор картографических и справочных материалов, построение модели, оформление и подготовку карты к публикации. Также в статье для целей реализации методики геоинформационного обеспечения предложены отечественные программные средства и программы, соответствующие государственной политике импортозамещения в Российской Федерации.

Ключевые слова: географическая информационная система (ГИС), геоинформационное обеспечение, геопортал, открытые данные, управленческие решения, органы власти, объект недвижимости.

Введение

Управление населенными пунктами призвано обеспечить благоприятные условия жизни населения города, развития экономической, социальной и духовной сфер. Целью этого управления в результате является полное удовлетворение потребностей городского населения в социальных, жилищно-бытовых, коммунальных, культурных и других услугах. Выявляется противоречие, заключающееся в том, что, с одной стороны, отмечается постоянная необходимость в актуальных градостроительных, инвестиционных и кадастровых данных, с другой стороны, указанные данные нередко относятся к специализированным сведениям, которые содержатся в базах данных соответствующих органов исполнительной власти и организаций.

Значительный вклад в развитие теории и практики формирования геоинформационного обеспечения для целей управления населенными территориями, в том числе посредством применения геопортальных решений на основании интеграции веб-технологий и ГИС, внесли ученые: А. В. Кошкарев [1], А. П. Карпик [2], В. П. Раклов [3], Д. В. Лисицкий [4], Е. И. Аврунев, И. В. Пархоменко [5],

А. В. Дубровский [6]. Среди зарубежных ученых можно выделить труды H. Jenny, В. Jenny and L. Hurni [7], Erik W. Grafarend, W. Krumm Friedrich [8], К. C. Claree [9], N. Maiellaro, A. Varasano [10], W. Cartwright, M. P. Peterson, G. Gartner [11], посвященные основам геопространственного анализа кадастровых данных. Также следует отметить работы [12-16], в которых представлен опыт создания информационных систем для различных целей: от управления земельными ресурсами до инвентаризации земель нефтегазовых месторождений и геоинформационного обеспечения территорий населенных пунктов.

Анализ работ указанных авторов позволил сделать вывод о том, что во всем мире много исследований посвящено основам управления населенными пунктами, в том числе с помощью методов геоинформационного анализа территории, и вопросам использования земель различных категорий в структуре земельного фонда, способам измерения параметров рационального использования земель и вариантам представления результатов и статистических отчетов. Однако вопросы геоинформационного обеспечения принятия управленческих решений относительно объектов недвижимости населенного пункта данные исследования учитывают недостаточно.

Обзор современной практики управления объектами недвижимости населенного пункта с применением IT-технологий

Современное управление населенными пунктами и последующее развитие территории осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления на основании геоинформационного анализа территории, а документооборот проводится посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) в электронном виде путем обработки запросов в информационной системе получателя и потребителя. При этом востребованная в работе органов власти различного уровня документация формируется в текстовом и графическом видах, для удобства представления сведений широко применяются географические информационные системы (далее - ГИС).

В процессе своей деятельности органы власти создают и накапливают огромные массивы информации, которые являются исключительно ценным источником сведений для широкого круга потребителей, поэтому возникает необходимость размещения общедоступной информации в сети Интернет в форме открытых данных. Данная информация подлежит автоматической обработке в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат) и может свободно использоваться в любых соответствующих закону целях любыми лицами независимо от формы ее размещения [17, 18]. Основной целью размещения открытых данных является создание условий для получения максимального международного, политического, социального и экономического эффекта от их использования гражданами России, бизнес-сообществом и другими представителями российского общества.

По данным Минэкономразвития России на конец 2017 г., органами государственной власти и органами местного самоуправления на «Портале открытых данных Российской Федерации» (Режим доступа : data.gov.ru) опубликовано более 20 000 наборов открытых данных [19], запущено 17 региональных порталов открытых данных, в 56 регионах созданы разделы «Открытые данные» на официальных сайтах. Предоставляются данные в том числе из сфер образования, ЖКХ, здравоохранения, государственных закупок, а также статистические данные.

Таким образом, посредством размещения сведений о деятельности органов исполнительной власти в виде открытых данных в сети Интернет обеспечивается доступ граждан к информации об интересующих их объектах недвижимости.

Обоснование выбора программного обеспечения в рамках политики импортозамещения

На сегодняшний день важным направлением развития нашего государства является политика импортозамещения, в том числе и в области ГИС [20]. Таким образом, ключевым нормативно-правовым актом в данных условиях является Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [21], которое накладывает ограничение на использование зарубежных программных продуктов, например, ArcGIS (разработчик ESRI, США), MapInfo Professional производства ЭСТИ МАП (США).

В дальнейшем Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.05.2017 № 163-рп «Об утверждении плана перехода на использование отечественных геоинформационных систем» органам исполнительной власти субъектов РФ до 01.10.2018 рекомендовано разработать и утвердить региональные планы по переходу на отечественные ГИС и предусмотреть их реализацию до 31.01.2020 [22].

Альтернативами иностранным ГИС являются российские системы GeoMixer, QGIS, RusGIS, НАШаГИС, Геоаналитика, разработки КБ «Панорама» и др. Автором проведен анализ предлагаемых российских ГИС для целей разработки методики геоинформационного обеспечения управления объектами недвижимости населенного пункта, в результате которого из всего многообразия российских ГИС-аналогов наиболее оптимальным является геоплатформа GeoMixer группы компаний «СКАНЭКС», позволяющая создавать геопорталы, геосервисы, интерактивные карты и различные картографические приложения. Для привязки адресов объектов недвижимости применяется Геокодер API Ян-декс.Карты. Программные продукты, применяемые в предлагаемой методике геоинформационного обеспечения, указаны на рис. 1.

Геокодер ЛР! Яндекс.Карт

- поиск координат объектов недвижимости по адресным характеристикам

ОеоМ!хег 3.3.0

- визуализация объектов недвижимости; подготовка итоговой интерактивной карты

Рис. 1. Программные продукты, применяемые в предлагаемой методике геоинформационного обеспечения

Преимуществом работы с указанными на рис. 1 программными продуктами является единая система координат - обе программы используют геодезическую систему координат WGS-84 и проекцию Меркатора.

Методика геоинформационного обеспечения управления объектами недвижимости населенного пункта

Для решения экономических и хозяйственных территориальных научно-прикладных задач необходима пространственная и статистическая информация о территории, которая позволяет проводить анализ, планировать и прогнозировать ее динамику. Информацию такого рода удобно и целесообразно создавать и представлять в виде ГИС-атласа или геопортала. В работах [23, 24] автором проведен анализ существующих геопортальных решений на территории Российской Федерации и, в частности, Тюменской области. На основании проведенного анализа выявлена проблема недостаточной информативности визуализации сведений об объектах недвижимости, в том числе зданиях, подлежащих капитальному ремонту, данные о которых носят ознакомительный характер.

Создание модели геоинформационного обеспечения управления объектами недвижимости населенного пункта позволит упростить процессы сбора, обработки, анализа и визуализации информации об объектах недвижимости населенного пункта. В связи с этим отмечается важность определения компонентов структуры управления информацией и их взаимосвязи на различных административно-территориальных уровнях. С целью оптимизации использования информационных ресурсов и повышения эффективности деятельности при решении новых задач предлагается интеграция банков данных органов исполнительной власти субъекта РФ, сведения которых связаны с объектами недвижимости, в информационную модель интеграционного банка данных (рис. 2).

Рис. 2. Информационная модель интегрированного банка данных:

ТО - Тюменская область; ИСОГД - информационная система обеспечения градостроительной деятельности

Указанная на рис. 2 информационная модель интегрированного банка данных является распределенной системой доступа к пространственным данным, ее составление и формирование осуществляется по схеме, указанной на рис. 3.

Рис. 3. Схема формирования интегрированного банка данных для модели геоинформационного обеспечения управления объектами недвижимости населенного пункта:

БД - база данных; ЕГРН - Единый государственный реестр недвижимости

В схеме формирования на рис. 3 указана СМЭВ, которая кроме органов власти включает большое количество участников, в том числе образовательные, медицинские и ресурсно-снабжающие организации.

Апробация методики геоинформационного обеспечения управления объектами недвижимости

Апробация предлагаемой в статье методики геоинформационного обеспечения управления объектами недвижимости проведена на примере многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 гг., перечень которых утвержден распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 № 2224-рп (да-

лее - Распоряжение о капительном ремонте) [25]. В связи с большим объемом данных о многоквартирных домах для реализации методики выбраны объекты капитального строительства, расположенные на территории городского округа город Тюмень, ремонт которых запланирован на 2018-2020 гг.

В приложении к Распоряжению о капитальном ремонте представлены открытые данные о многоквартирных домах с адресными характеристиками и конструктивными элементами общего имущества, подлежащие капитальному ремонту в плановые годы проведения программы. Для осуществления геопривязки объектов недвижимости необходимы координаты, которые были получены с помощью Геокодера API Яндекс.Карты по адресам домов. В результате выполненных действий получена интерактивная карта многоквартирных домов территории городского округа город Тюмень, фрагменты которой представлены на рис. 4, 5.

Рис. 4. Фрагмент интерактивной карты многоквартирных домов территории городского округа город Тюмень, подлежащих капитальному ремонту в период 2018-2020 гг.

Рис. 5. Фрагмент интерактивной карты многоквартирных домов территории городского округа город Тюмень, подлежащих капитальному ремонту в период 2018-2020 гг., с отображением описания объекта на картографической основе в виде дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ)

Экономическая эффективность управления населенными пунктами

На территории Тюменской области ежегодно составляется рейтинг эффективности деятельности органов местного самоуправления, по итогам которого десять лучших муниципальных образований получают грантовую поддержку в размере до десяти миллионов рублей за первое место и до миллиона рублей за десятое место. Лидером рейтинга по итогам 2016 г. стал Ялуторовский район. В пятерку лучших также вошли Армизонский, Викуловский, Уватский и Голыш-мановский районы. Аутсайдерами стали Тобольск (предпоследнее место) и Бердюжский район (последнее место) [26]. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов на территории Тюменской области представлена на рис. 6.

Ежегодно осуществляется подготовка докладов глав муниципальных образований (Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607, Распоряжение правительства ТО от 30.12.2015 № 2041-рп «О порядке проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области» (ред. от 14.04.2017), Поручение губернатора Тюменской области от 03.11.2016 № 27/4/16)

Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления В 2016 г. - 58 показателей по 9 сферам

Определяется результативность деятельности ОМСУ

Выявляются неэффективные расходы

Проводятся социологические опросы населения по направлениям оценки

Работа межведомственной комиссии по анализу, оценке, определению рейтинга, выявлению проблем, требующих приоритетного внимания ОМСУ

Подготовка сводного доклада о результатах мониторинга эффективности деятельности ОМСУ городских округов и муниципальных районов ТО (размещение на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области ежегодно до 1 октября года, следующего за отчетным)

Выделение за счет средств областного бюджета грантов в целях поощрения

лучших ОМСУ

Рис. 6. Оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (ОМСУ) городских округов и муниципальных районов на территории Тюменской области

Основными критериями результатов реализации муниципальных решений являются изменения социально-экономических показателей уровня удовлетворения потребностей населения в целом. Так, экономический эффект реализованного решения можно рассчитать по формуле, приведенной в том числе в [27]:

Эт = Рт - Зт,

где Эт - экономический эффект реализованного решения за расчетный период; Рт - стоимостная оценка результатов реализации решения за расчетный период; Зт - стоимостная оценка затрат на реализацию решения за расчетный период.

Выводы

Предложенная методика геоинформационного обеспечения управления объектами недвижимости населенного пункта, включающая качественно новый инструментарий, будет способствовать:

- разработке комплексного подхода к удовлетворению общественных и коммерческих потребностей к интеграции информационных ресурсов субъекта Российской Федерации в единый банк данных;

- интеграции ГИС и IT-технологий для визуализации наборов открытых данных и данных ДЗЗ;

- росту информационной поддержки по принятию управленческих решений в сфере рационального использования земель населенных пунктов;

- упрощению процесса принятия решений и обмена данными посредством СМЭВ;

- повышению экономической эффективности деятельности органов местного самоуправления;

- повышению оперативности выполнения действий с пространственной информацией для визуализации результатов ее обработки и анализа в виде интерактивных карт;

- внедрению отечественных программных разработок в процесс управления развитием территорий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кошкарев А. В. Геопортал как инструмент управления пространственными данными и геосервисами // Пространственные данные. - 2008. - № 1. - С. 12-14.

2. Карпик А. П. Методические и технологические основы геоинформационного обеспечения территории. - Новосибирск : СГГА, 2004. - 260 с.

3. Раклов В. П. Географические информационные системы в тематической картографии : учебное пособие для вузов. - 4-е изд. - М. : Академический проект, 2014. - 176 с.

4. Лисицкий Д. В. Перспективы развития картографии: от системы «Цифровая Земля» к системе виртуальной геореальности // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22) - С. 8-16.

5. Аврунев Е. И., Пархоменко И. В. Перспективная информационная модель государственного земельного надзора // Вестник СГУГиТ. - 2016. - Вып. 2 (34). - С. 158-168.

6. Дубровский А. В. Земельно-информационные системы в кадастре : учеб.-метод. пособие. - Новосибирск : СГГА, 2010. - 112 с.

7. Jenny H., Jenny В., Hurni, L. Interactive design of 3D maps with progressive projection // The Cartographic Journal. - 2010. - Vol. 47-3. - P. 211-221.

8. Grafarend Erik W., Friedrich W. Krumm. Map Projections. - Cartographic Information Systems Springer, 2006. - 731 р.

9. Clarce К. C. Geographic information systems: definitions and prospects // Bull. Geogr. and Map Div. Spec. Libr. Assoc. - 1985. - № 142. - P. 12-17.

10. Maiellaro N., Varasano A. One-Page Multimedia Interactive Map // ISPRS Int. J. Geolnf. -2017. - № 6 (2). - P. 34-40.

11. Cartwright W., Peterson M. P., Gartner, G. Multimedia Cartography. - 2nd ed. - Berlin : Springer-Verlag, 2007. - 530 p.

12. Бочарова А. А., Жарников В. Б. Основные условия рационального использования земель лесного фонда // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 3 (19). - С. 69-77.

13. Хамедов В. А., Мазуров Б. Т. Разработка методических вопросов создания системы спутникового мониторинга состояния лесных экосистем в условиях воздействия нефтегазового комплекса территории Западной Сибири // Вестник СГУГиТ. - 2015. - Вып. 3 (31). -С. 16-31.

14. Николаева О. Н. Использование картографических моделей природных ресурсов на различных этапах ведения рационального природопользования // Вестник СГУГиТ. - 2015. -Вып. 3 (31). - С. 79-86.

15. Татаренко В. И., Касьянова Е. Л., Нольфина М. А. Создание научно-справочного ГИС-атласа // Вестник СГГА. - 2014. - Вып. 4 (28). - С. 129-134.

16. Горобцов С. Р. Применение системы ГИС инвестора для управления земельными ресурсами муниципальных образований // Вестник СГУГиТ. - 2016.- Вып. 3(35). - С. 139-149.

17. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] : федер. закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18. Типовые условия использования общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных (утв. протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 19.09.2016 № 6) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19. Методические рекомендации по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технические требования к публикации открытых данных утверждены протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого Правительства от 29 мая 2014 г. № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://data.gov.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-publikacii-otkrytyh-dannyh-versiya-30 (дата обращения: 20.12.2017).

20. Кочергин Г. А. Основные направления деятельности центра космических услуг в разрезе действующего федерального и регионального законодательства // III Всероссийская научно-практическая конференция «Геоинформационные технологии в решении задач рационального природопользования» : сб. материалов / АУ «Югорский НИИ информационных технологий». - Ханты-Мансийск : Типография ООО «ТехноКом», 2017 - С. 28-31.

21. Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

22. Об утверждении плана перехода на использование отечественных геоинформационных систем [Электронный ресурс] : распоряжение Президента Российской Федерации от 18.05.2017 №163-рп. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

23. Бударова В. А., Медведева Ю. Д., Бессильный Н. А. Применение облачных ГИС-технологий для реализации концепции Единого информационного пространства опорного вуза // Вестник СГУГиТ. - 2017. - Т. 22, № 2. - С. 171-181.

24. Медведева Ю. Д., Бударова В. А. Применение геопорталов для учета природных ресурсов // Международная научно-практическая конференция Тюменского государственного архитектурно-строительного университета : сб. материалов в 2-х т. - Тюмень : РИО Тюм-ГАСУ, 2015. Т. I. - С. 252-257.

25. Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы (в ред. от 25.12.2017) [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Тюменской области от 15.12.2014

№ 2224-рп. - Режим доступа : https://fkr72.ru/page/regional-naya-programma-kapital-nogo-гето^а/ (дата обращения: 01.01.2018).

26. Рейтинг эффективности органов местного самоуправления за 2016 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://admtyumen.ru/files/upload/ORG/CITTO/Презентация% 20рейтинга% 20муниципальных%20образований%20за%202016%20год.pdf (дата обращения: 07.01.2018).

27. Шамарова Г. М. Основы государственного и муниципального управления : учебник. - М. : Моск. фин.-пром. ун-т «Синергия», 2013.

Получено 24.01.2018

© Ю. Д. Медведева, 2018

METHODOLOGY OF GEOINFORMATION PROVIDING OF MANAGEMENT OF REAL ESTATE OBJECTS IN CITY

Yulia D. Medvedeva

Industrial University of Tyumen, 38, Volodarskogo St., Tyumen, 652000, Russia, Ph. D. Student, Assistant Intern, Department of Land Management and Cadastre, phone: (919)936-13-78, e-mail: yul.medwedewa2013@yandex.ru

For the rational use of real estate objects located on the territory of settlements, including cities and urban districts, it is necessary to form a single geoinformation support for making management decisions. This article presents the possibilities and methodology for developing a model of geoinformation support for real estate management in a populated locality, analyzing the data and information needed to implement this technique by creating an interactive map. An interactive map is an electronic map that operates in the mode of two-way dialogue between a person (a user) and a computer and is a visual information system tied to a geographical context.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The proposed methodology for creating an interactive map includes: collecting, studying and selecting cartographic and reference materials, building a model, preparing a map for publication. Also in the article, for the purposes of implementing the geoinformation support methodology, domestic software and programs are proposed that are consistent with the state policy of import substitution in the Russian Federation.

Key words: geographic information system (GIS), geoinformation support, geoportal, open data, management decisions, authorities, real estate.

REFERENCES

1. Koshkarev, A. V. (2008). Geoportal as a spatial data management tools and geo-services. Prostranstvennye dannye [SpatialData], 1, 12-14 [in Russian].

2. Karpik, A. P. (2004). Metodicheskie i tekhnologicheskie osnovy geoinformatsionnogo obespecheniya territorii [Methodical and technological basis of geoinformation support of the territory]. Novosibirsk: SSGA Publ. [in Russian].

3. Raklov, V. P. (2014). Geograficheskie informatsionnye sistemy v tematicheskoy kartografii [Geographical information systems in thematic cartography] (4th ed.). Moscow: Academic project Publ. [in Russian].

4. Lisitskiy, D. V. (2013). Prospects of development of cartography: from the system «Digital Earth» to the virtual system of geo-reality. VestnikSGGA [VestnikSSGA], 2(22), 8-16 [in Russian].

5. Avrunev, E. I., & Parkhomenko, I. V. (2016). Perspective Information Model of State Land Surveillance. VestnikSGUGiT[VestnikSSUGT], 2(34), 158-168 [in Russian].

6. Dubrovsky, A. V. (2010). Zemel'no-informatsionnye sistemy v kadastre [Land-information systems in the cadastre]. Novosibirsk: SSGA Publ. [in Russian].

7. Jenny, H., Jenny, B., & Hurni, L. (2010). Interactive design of 3D maps with progressive projection. The Cartographic Journal, 47-3, 211-221.

8. Grafarend, Erik W., & Krumm, Friedrich W. (2006). Map Projections. Cartographic Information Systems Springer.

9. Clarce, K. C. (1985). Geographic information systems: definitions and prospects. Bull. Geogr. and Map Div. Spec. Libr. Assoc., 142, 12-17.

10. Maiellaro, N., & Varasano, A. (2017). One-Page Multimedia Interactive Map. ISPRSInt. J. GeoInf, 6(2), 34-40.

11. Cartwright, W., Peterson, M. P., & Gartner, G. (2007). Multimedia Cartography (2nd ed.). Berlin: Springer-Verlag.

12. Bocharova, A. A., & Zharnikov, V. B. (2012). Main conditions of rational use of lands of wood fund. VestnikSGGA [VestnikSSGA], 3(19), 69-77 [in Russian].

13. Khamedov, V. A., & Mazurov, B. T. (2015). Development of methodological problems of creating satellite monitoring of forest ecosystems under the impact oil and gas sector of West Siberia. VestnikSGUGiT[VestnikSSUGT], 3(31), 16-31 [in Russian].

14. Nikolaeva, O. N. (2015). Application of cartographic models of natural resources at different stages of environmental management. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 3(31), 79-86 [in Russian].

15. Tatarenko, V. I., Kasyanova, E. L., & Nolfina, M. A. (2014). Making of informational scientific analytic GIS-atlas. Vestnik SGGA [Vestnik SSGA], 4(28), 129-134 [in Russian].

16. Gorobtsov, S. R. (2016). Application of «GIS-investor» system for municipal land resource management. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 3(35), 139-149 [in Russian].

17. Federal Law of the Russian Federation No. 149-FZ of July 27, 2006 (as amended on November 25, 2017). On Information, Information Technologies and Information Protection. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

18. Typical conditions for the use of publicly available information placed in the information and telecommunications network "Internet" in the form of open data (approved by the protocol of absentee voting of the Governmental Commission for Coordinating the Activities of the Open Government No. 6 of September 19, 2016). Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

19. The methodological recommendations for the publication of public data by state bodies and local self-government bodies, as well as technical requirements for the publication of public data, are approved by the protocol of the meeting of the Governmental Commission for Coordinating the Activities of the Open Government No. 4 of May 29, 2014. Retrieved from http://data.gov.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-publikacii-otkrytyh-dannyh-versiya-30 (reference date: 12.20.2017) [in Russian].

20. Kochergin, G. A. (2017). The main activities of the center of space services in the context of the current federal and regional legislation. In Sbornik materialov III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: Geoinformatsionnye tekhnologii v reshenii zadach ratsional'nogo prirodopol'zovaniya [Proceedings of the III All-Russian Scientific and Practical Conference: Geoinformation Technologies in Solving Problems of Rational Enviromental Management] (pp. 28-31). Khanty-Mansiysk: TechnoKom Publ. [in Russian].

21. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1236 of November 16, 2015. On the establishment of a ban on the admission of software originating from foreign countries for procurement purposes to ensure state and municipal needs. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

22. Order of the President of the Russian Federation No. 163-rp of May 18, 2017. On the approval of the plan for the transition to the use of domestic geoinformation systems. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

23. Budarova, V. A., Medvedeva, Y. D., & Bessilny, N. A. (2017). Opportunity of GIS technology cloud for implementation of a single reference information space university. Vestnik SGUGiT[Vestnik SSUGT], 22(2), 171-181 [in Russian].

24. Medvedeva, Y. D., & Budarova, V. A. (2015). Application of geoportals for accounting of natural resources. In Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii Tyumenskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta: T. I [Proceedings of thel nternational Scientific and Practical Conference of the Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering: Vol. I] (pp. 252-257). Tyumen: TyumGASU Publ. [in Russian].

25. Decree of the Government of Tyumen region No. 2224-rp of December 15, 2014 (as amended on 25.12.2017). On the approval of the Regional Program for the overhaul of common property in apartment buildings in the Tyumen region for 2015-2044. Retrieved from ConsultantPlus online database (reference date: 01.01.2018) [in Russian].

26. Rating of effectiveness of local self-government bodies for 2016. (n. d.). Retrieved from https://admtyumen.ru/files/upload/0RG/CITT0/Presentation%20ratingting%20municipalities%20f orms%20z%202016%20year.pdf. (reference date: 01/07/2018) [in Russian].

27. Shamarova, G. M. (2013). Osnovy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Bases of the state and municipal management]. Moscow: Moscow. Financial Industrial University "Synergy" [in Russian].

Received 24.01.2018

© Yu. D. Medvedeva, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.