Научная статья на тему 'Методика формирования цены на сортовые семена зерновых культур'

Методика формирования цены на сортовые семена зерновых культур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / PRICE / ЗАТРАТЫ / COSTS / СОРТ / GRADE / СОРТОВЫЕ СЕМЕНА / HIGH-QUALITY SEED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошелев Борис Степанович, Пецевич Виталий Витальевич

В статье рассматривается важная проблема сельского хозяйства цена на сорт, которая в последнее время подвергается активному обсуждению. В настоящее время происходит смешивание понятий, когда под ценой на сорт понимается цена на его семена. Вместе с тем, создание селекционных методов и технологий выведения качественно новых сортов всегда относится к «числу общественно важной и в то же время рискованной, долговременной, дорогостоящей работы» (1). Каждый сорт является итогом реализации интеллектуального потенциала учёного, и, чем он полнее используется, тем плодотворнее результаты. В настоящее время связь между селекционером и его сортом отсутствует, так как он не знает истинной цены своего труда. И хотя по закону РФ о «Селекционных достижениях» сорт провозглашён полноправным товаром, селекционер считается только автором сорта, но патентообладателем он не является. Причём, реализуя лицензию на право пользования сортом, продавец, как правило, не располагает механизмом формирования договорной цены, поскольку его просто нет, а так как владельцы сорта сегодня находятся в жёстких тисках хронического недостатка финансовых средств, они вынуждены в большинстве случаев продавать своё «селекционное достижение» практически за полцены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pricing and long GRADE SEEDS GRAIN

The article deals with the important problem of pro-agriculture the price of variety, which has recently been active discussion. Until now, the pro-mixing concepts come when the price of a Class refers to the price of its seeds. However, the establishment of breeding methods and technologies of breeding new varieties of high quality always refers to "the number of socially important and at the same time risky, long-term, costly work" (1). In other words, each variety is a result of the realization of the intellectual potential of the scientist, and what it is used more fully, more fruitful results. Currently, tangible link between the selectivity-conditioner and its grade is not because it does not know the true price of their labor. And although the law of the Russian Federation on the "Selection-tional achievements," declared the full product variety, the breeder is considered to be only the author of the class, but pas tentoobladatelem he is not. At-than implementing a license for benefit-tion grade of the seller, as a rule, does not have the mechanism of formation of the contract price because it does not exist, as well as the owners of varieties are now in the hard grip of chronically of a lack of funds, they have in most cases pro-give their "selection achievement" almost half the price.

Текст научной работы на тему «Методика формирования цены на сортовые семена зерновых культур»

6. Razvitie sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija Tarskogo municipal'nogo rajona. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa:http://tarsk.omskportal.ru/

© Т. И. Захарова, Ю. Н. Иванова, Е. В. Юдина, 2015

Авторы статьи - Татьяна Ивановна Захарова, кандидат экономических наук, доцент, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина.

Юлия Николаевна Иванова, ассистент кафедры экономики и землеустройства, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина.

Елена Васильевна Юдина, кандидат экономических наук, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина.

Рецензенты:

Н. А. Седельникова, кандидат исторических наук, доцент, филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре.

Э. А. Латыпова, кандидат экономических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.

УДК 633.1

Б. С. Кошелев,

Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, Сибирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства,

В. В. Пецевич,

Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ НА СОРТОВЫЕ СЕМЕНА ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР

В статье рассматривается важная проблема сельского хозяйства - цена на сорт, которая в последнее время подвергается активному обсуждению. В настоящее время происходит смешивание понятий, когда под ценой на сорт понимается цена на его семена. Вместе с тем, создание селекционных методов и технологий выведения качественно новых сортов всегда относится к «числу общественно важной и в то же время рискованной, долговременной, дорогостоящей работы» (1). Каждый сорт является итогом реализации интеллектуального потенциала учёного, и, чем он полнее используется, тем плодотворнее результаты. В настоящее время связь между селекционером и его сортом отсутствует, так как он не знает истинной цены своего труда. И хотя по закону РФ о «Селекционных достижениях» сорт провозглашён полноправным товаром, селекционер считается только автором сорта, но патентообладателем он не является. Причём, реализуя лицензию на право пользования сортом, продавец, как правило, не располагает механизмом формирования договорной цены, поскольку его просто нет, а так как владельцы сорта сегодня находятся в жёстких тисках хронического недостатка финансовых средств, они вынуждены в большинстве случаев продавать своё «селекционное достижение» практически за полцены. Ключевые слова: цена, затраты, сорт, сортовые семена.

В конце 80-х годов ХХ века в отделе экономики СибНИИСХ предпринимались попытки разработать подходы к определению цены сорта. За основу были приняты затраты на финансирование лабораторий по отдельным культурам: яровой мягкой и твёрдой пшеницы, ячменя, овса и проса. По экспертным оценкам селекционеров, на создание сорта от начальных стадий работы с исходным материалом до районирования необходимо в среднем не менее 10-15 лет.

Анализ затрат на создание сортов показал, что практически себестоимость сорта будет меньше там, где специалисты работают успешнее и за один и тот же отрезок времени создали их большее количество. Поэтому в тот период этот показатель не мог служить базой для цены сорта, так как при таком принципе её формирования дороже становится сорт с большими затратами.

Такой подход нашёл применение в начале 90-х годов прошлого столетия для разработки хозяйственного расчёта в институте с целью использования его для поощрения подразделений за экономию затрат.

В данном случае применялся принцип расчёта, который не учитывал одного важного обстоятельства - в работе у учёного обычно не один, а несколько сортов с разной степенью готовности во времени. С другой стороны, в эти годы не было острой потребности в таких материалах, поэтому подобного рода разработки не проводились и не были востребованы. Существовавший порядок расчётов за семена исходил из государственной закупочной цены на зерно с определёнными сортовыми надбавками к ней за классность семян. Такая система существовала много лет и не изменялась десятилетиями.

К началу XXI века страна уже более двадцати лет находится в рыночном пространстве. Именно рынок устанавливает свои жёсткие правила и тот, кто их не принимает, сегодня не выдерживает конкуренции. К тому же государство закупает незначительную часть зерновой продукции и на деле самоустранилось от регулирования рынка зерна, а значит, и не существует общепринятого ценового базиса, так как цены колеблются не только по годам, но и между субъектами одного и того же территориального образования.

На наш взгляд, в зависимости от движения сорта от исходного материала до товарных высококлассных семян на каждом уровне: при выведении новых сортов в селекцентрах и других научно-исследовательских организациях; массовом размножении сортов и гибридов с сохранением их сортовых и урожайных качеств, - должна устанавливаться своя индивидуальная цена. В ней должны найти отражение усилия всех участников зарегистрированного сорта в Государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию (сорта).

Во-первых, это селекционеры и специалисты по первичному семеноводству, продающие оригинальные семена опытно-производственным хозяйствам научных учреждений или учхозам высших учебных заведений и техникумов. Каждый из них должен знать свою долю в цене оригинальных семян при формировании лицензионных договоров.

Во-вторых, это работники опытно-производственных хозяйств, которые размножают семена до элиты и первой репродукции.

В-третьих, это организации, занимающиеся заготовкой и реализацией сортовых семян, созданием необходимых страховых фондов.

Последовательность разработки цены на сорт и его семена

На схеме показана система цен, в которой до непосредственных сельскохозяйственных товаропроизводителей принимают участие в основном государственные структуры. Если убрать из нее звено спецсемхозов и заменить его на частную фирму (акционерное общество) или другие формы, которые занимаются размножением семян самостоятельно или через подконтрольные им хозяйства, то в последнем случае цена на семена для товаропроизводителей будет устанавливаться последним

звеном системы, имеющим исключительную или неисключительную лицензии. В том случае, когда коммерческая фирма занимается выведением сортов и реализацией сортовых семян, то есть имеет замкнутый цикл, она практически является патентообладателем на свои селекционные достижения. Отдельные организации венчурного типа могут покупать семена минуя государственное сортоиспытание в целях значительного сокращения пути сорта до производственных посевов, но тогда резко возрастает риск потерпеть неудачу, поскольку приобретается товар, возможности и качества которого неизвестны на момент покупки. В условиях российского рынка семян два последних вида работы с семенным материалом встречаются очень редко и только тогда, когда селекционер является обладателем патента на сорт. В обычной, сложившейся за многие годы практике государственные селекционные учреждения осуществляют весь процесс создания сорта и первичного семеноводства до оригинальных семян, продающихся затем посредническим организациям, которые продвигают их по разным каналам до потребителей.

В любом из вышеперечисленных формирований перечень калькулируемых статей издержек производства не будут колебаться в широких пределах. Нормативный коэффициент рентабельности устанавливается с учётом специфики данного вида работы для создания соответствующих накоплений.

Формула для определения цены сорта (семян) имеет вид:

Р = X N ^ j, z . (1 + п),

где Р - цена сорта (семян), р.;

N 1, _), ъ - группы элементов калькулируемых затрат (переменных, постоянных, прочих), р.;

1 + п - нормативный коэффициент рентабельности.

В группу переменных затрат включаются: заработная плата с начислениями, материалы, хозяйственный инвентарь, химикаты, семена, удобрения, горючее, пестициды; постоянные состоят из отчислений на содержание основных средств производства (зданий, сооружений, оборудования, сельскохозяйственных машин и орудий и др.) К прочим затратам относятся: отопление, вода, электричество и др., связанные с обслуживанием основных - селекционных и семеноводческих подразделений, и затраты на испытание слотов ГСИ. Суммарная величина всех групп затрат определяет размер производственной себестоимости такой продукции.

Важная методическая особенность заключается в том, что данные для расчётов берутся из разных источников. Они одинаковы для определения себестоимости как для селекционных, так и семеноводческих подразделений научного учреждения.

Переменные затраты определяются путём привлечения нормативных материалов на все виды работ, связанных с пооперационным выполнением этапов селекционного процесса (на конкретную комбинацию) или первичного семеноводства. Это необходимо делать, чтобы избежать недостатков свойственных фактическим затратам, размер которых часто определяется неправильно поставленным учётом. Постоянные и прочие затраты изменяются во времени не так резко, причём последние только в сторону повышения.

Себестоимость возрастает при повышении размера минимальной заработной платы, цены на энергоносители, услуги, материалы и др. Она может увеличиваться или по отдельным статьям затрат, или в целом на основе прогнозного коэффициента индексации, который может определяться разными способами, но самый простой заключается в расчёте среднего темпа роста себестоимости за 3-5 лет.

Коэффициент рентабельности используется двояко. С одной стороны, он может применяться при лицензировании автором сорта, и тогда процент отчислений от компенсационной цены будет составлять договорную цену лицензии.

С другой стороны этот коэффициент увеличивает на нормативную рентабельность себестоимость оригинальных семян при передаче их для размножения до элиты и первой репродукции в хозяйства, которые занимаются этим делом. Они в свою очередь исходят из того, что себестоимость товарного и сортового зерна не может быть одинаковой, так как для их получения необходимы дополнительные затраты по доведению зерна до соответствующих качественных параметров. Причём повышенные требования предъявляются также и к агротехнике выращивания семян зерновых культур. Цена на сортовые семена рассчитывается аналогичным способом (см. формулу), и также к ней в зависимости от обстоятельств может быть применена индексация по статьям или в целом на уровень инфляции. НДС начисляется в общем порядке.

Естественно, что принцип расчёта цен на сорт и семена, изложенные выше, не исчерпывают все возможные подходы к этой важной в современных условиях проблеме. Вероятно, имеются и другие направления совершенствования ценового механизма на рынке семян зерновых культур, но ясно одно - с появлением новых субъектов на рынке семян эта область рыночных отношений требует гибкой, эффективной системы, обеспечивающей нормальное функционирование зернового хозяйства Западной Сибири.

Зарубежный опыт формирования цен на сортовые семена показывает, что розничная цена на них более высокая, чем цены на товарную продукцию. При ее калькуляции для культур, семена которых используются как товарная продукция (зерновые, масличные и бобовые), за основу производственных расходов берется рыночная цена на товарную продукцию. В конечную цену на сортовые семена включаются расходы на послеуборочную доработку, упаковку, хранение, транспортировку, контроль качества, рекламу, а также определенная доля прибыли. Учитывается также амортизация оборудования, сооружений, инвестируемый капитал и т. д. В странах, где действуют законы по охране прав селекционера, учитывается и авторский гонорар.

Как правило, сортовые семена зерновых культур стоят в 2-4 раза дороже товарного зерна, а гибридные семена в 10-30 раз дороже. Однако по мере увеличения репродукции (числа) семян рыночные цены на них резко снижаются. Тем самым семеноводческие фирмы и компании экономически заинтересованы в ускорении сортосмены (2, 3).

Таким образом, в связи с отсутствием общепринятой методики определения цены сорта следует в качестве основы использовать нормативный затратный механизм селекционного процесса и размножения высококлассных семян зерновых культур, а также норматив рентабельности.

Библиографический список

1. Жученко, А. А. Адаптивное семеноводство (эколого-генетические основы) // Вестник семеноводства в СНГ. - 2000. - № 2. - С. 18-20.

2. Кошелев, Б. С. Организационно-экономические основы производства зерна в Западной Сибири : монография / Б. С. Кошелев. - Омск : Изд-во ОмГАУ, 2003. - С. 140.

3. Кошелев, Б. С. Повышение экономической эффективности реализации семян зерновых культур в условиях рынка / Б. С. Кошелев, В. В. Пецевич // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2015. - № 2 (18). - С. 103.

4. Алтухов, А. И. Методические основы разработки моделей развития зернового производства / А. И. Алтухов, Д. Ф. Вермель, Т. М. Лысенкова, В. А. Грачев [и др.]. - М., 2002. - 153 с.

5. Ильичева, С. Н. Организация системы маркетинга семян сельскохозяйственных культур в развитых капиталистических странах // Агропромышленное производство: опыт, проблемы и тенденции развития, - М., 1989. - Серия 1. Экономика, организация и управление. Обзорная информация. - №3. - С. 57-67.

B. S. Koshelev, Omsk-venous your country of Agrarian University named after PA Stolypin Head of the Department of Economics Siberian Research Institute of Agriculture (SibNIISKH)

V. V. Petsevich,

Omsk-venous your country of Agrarian University named after PA Stolypin PRICING AND LONG GRADE SEEDS GRAIN

The article deals with the important problem of pro-agriculture - the price of variety, which has recently been active discussion. Until now, the pro-mixing concepts come when the price of a Class refers to the price of its seeds. However, the establishment of breeding methods and technologies of breeding new varieties of high quality always refers to "the number of socially important and at the same time risky, long-term, costly work" (1). In other words, each variety is a result of the realization of the intellectual potential of the scientist, and what it is used more fully, more fruitful results. Currently, tangible link between the selectivity-conditioner and its grade is not because it does not know the true price of their labor. And although the law of the Russian Federation on the "Selection-tional achievements," declared the full product variety, the breeder is considered to be only the author of the class, but pas tentoobladatelem he is not. At-than implementing a license for benefit-tion grade of the seller, as a rule, does not have the mechanism of formation of the contract price because it does not exist, as well as the owners of varieties are now in the hard grip of chronically of a lack of funds, they have in most cases pro-give their "selection achievement" almost half the price.

Keywords: price, costs, grade, high-quality seed

References

1. Zhuchenko A. A. Adaptivnoe semenovodstvo (jekologo-geneticheskie osnovy). Vestnik semenovodstva v SNG. 2000. no 2. pp. 18-20.

2. Koshelev B. S. Organizacionno-jekonomicheskie osnovy proizvodstva zerna v Zapadnoj Sibiri: mo-nografja. Omsk: Izd-vo OmGAU, 2003. p. 140.

3. Koshelev B.S. Povyshenie jekonomicheskoj jeffektivnosti rsalizacii semjan zernovyh kul'tur v us-lovijah rynka / B.S. Koshelev, V. V. Pecevich // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. no 2 (18). p. 103.

4. A. I. Altuhov, D.F. Vermel', T.M. Lysenkova, V.A. Grachev i dr. Metodicheskie osnovy razrabotki modelej razvitija zernovogo proizvodstva. Moscow. 2002. 153 p.

5. Il'icheva S. N. Organizacija sistemy marketinga semjan sel'skohozjajstvennyh kul'tur v razvityh kapitalisticheskih stranah Agropromyshlennoe proizvodstvo: opyt, problemy i tendencii razvitija, Moscow. 1989. Serija 1. Jekonomika, organizacija i upravlenie. Obzornaja informacija. no 3. pp. 57-67.

© Б. С. Кошелев, В. В. Пецевич, 2015

Авторы статьи - Борис Степанович Кошелев, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, заведующий отделом экономики сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства (СибНИИСХ), е-mail: bs.koshelev@omgau.org Виталий Витальевич Пецевич, кандидат экономических наук, доцент, Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, е-mail: v-pecevich@mail.ru Рецензенты:

В. Ф. Стукач, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина.

О. В. Сергиенко, кандидат экономических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова Омский институт (филиал).

УДК 657

Л. С. Медведева, Ю. В. Мостовая, Астраханский государственный технический университет

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ВНЕДРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ УЧЁТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

В статье оцениваются перспективы применения российскими предприятиями малого бизнеса в своей деятельности международного стандарта учёта и финансовой отчётности, который разработан специально для сектора экономики и существенно упрощён. Особое внимание в исследовании уделяется анализу содержания разработанного Советом МСФО стандарта, а также проблемам и преимуществам адаптации стандарта в российских условиях ведения бизнеса, что особенно актуально в период реформирования законодательства в области бухгалтерского учёта. Ключевые слова: предприятия малого бизнеса, международные стандарты учёта и финансовой отчётности, инвестиционная привлекательность, стандарт.

Предприятия малого бизнеса выступают в настоящее время в качестве сектора экономики, который, с одной стороны, легко адаптируется к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, но в то же время требует особого внимания в части выработки эффективных направлений государственной поддержки. С целью совершенствования ориентиров развития малых предприятий следует изучать опыт зарубежных стран в области функционирования субъектов хозяйствования в целом, а также учётно-аналитического обеспечения их деятельности в частности. Так, учёными широко исследуется вопрос перспектив применения российскими предприятиями малого бизнеса международных стандартов учёта и финансовой отчётности.

Предприятия малого бизнеса - это одна из форм хозяйствования, функционированию и развитию которой в зарубежных странах уделяется особое внимание, так как они играют важнейшую роль в стабилизации экономических преобразований в стране. Повышение эффективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.