Научная статья на тему 'Методика формирования цены на металлопродукцию'

Методика формирования цены на металлопродукцию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ / МЕТАЛЛОПРОДУКЦИЯ / METHODS OF FORMING PRICE OF METAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолова Елена Владимировна, Толстых Марина Сергеевна

Рассмотрены проблемы, возникающие при определении цены на металлопродукцию. Предложена методика формирования цены на металлопродукцию, апробированная на ОАО «НЛМК».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of forming metal production price

The article examined the questions arising when metal production price is determined. Methods of forming metal production price approved at JSC «NLMK» were proposed.

Текст научной работы на тему «Методика формирования цены на металлопродукцию»

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ НА МЕТАЛЛОПРОДУКЦИЮ Е.В. Богомолова, М.С. Толстых

Рассмотрены проблемы, возникающие при определении цены на металлопродукцию. Предложена методика формирования цены на металлопродукцию, апробированная на ОАО «НЛМК».

Ключевые слова: методика формирования цены, металлопродукция.

В настоящее время, как и во всех зарубежных странах, на ОАО «НЛМК» («Новолипецкий металлургический комбинат») при определении цены на металлопродукцию за основу расчетов принята система базисных цен и прейскурант приплат. Базисные цены на зарубежных предприятиях представляют собой цену продукции наиболее низкого качества для данного вида продукции и предполагают целую развернутую систему приплат за повышение качества, состояние поставки, размеры партии, упаковку, маркировку и за другие показатели. В отдельных случаях применяются скидки, если базисные цены установлены на наиболее распространенную металлопродукцию, потребительская стоимость которой не является минимальной.

Рассмотрим прейскурант зарубежного предприятия на горячекатаный прокат с приплатами за тот или иной технический показатель. За основу взята базовая цена. Выделены приплаты за марку стали, обозначены комбинированные приплаты за длину и толщину проката. Далее обозначены приплаты за отделку поверхности, за травление, за обрезку кромки, за качество поверхности, за количество отгруженной продукции, за упаковку.

Анализируя предложенный прейскурант цен на продукцию, можно отметить, что все приплаты и скидки выражены в денежных величинах. Как правило, базисная цена в зависимости от рыночной конъюнктуры может меняться ежедневно, но обычно этот период составляет квартал, т. к. в международной практике принято объявлять о повышении или о понижении цены заранее. В свою очередь приплаты и скидки практически не меняются в течение года и более.

В справочнике оптовых цен ОАО «НЛМК» имеется множество базовых цен за нормодокумент и марку стали по всем видам продукции, что усложняет процесс ценооб-

разования. При изменении цен необходимо пересчитать все базовые цены.

Предлагается последовать опыту компании Thyssen Krupp Stahl и установить одну базовую цену по каждому виду продукции, что значительно облегчит работу покупателям определенного вида металлопроката.

Так, в случае с горячекатаным прокатом, в справочнике ОАО «НЛМК» приплаты за травление, промасливание, порезку рулонов на лист выражены в процентах. Применение этих приплат на практике ведет за собой их постоянный рост при каждом увеличении цен. Так как рынок металлопроката в России имеет ярко выраженную положительную динамику и цены на некоторые виды металлопроката растут почти ежемесячно, размер приплат меняется пропорционально росту цен, что не всегда оправданно [1, 2]. Согласно справочнику ОАО «НЛМК», рост этих приплат в денежном выражении меняется всякий раз, когда растет цена на горячекатаный прокат.

Поэтому возникает необходимость разработки методики формирования цены на металлопродукцию согласно положительному опыту ряда западных металлургических компаний, которые используют абсолютные величины и приплаты за технические характеристики, остающиеся стабильными продолжительное время. Это очень удобно клиентам предприятия, которые могут планировать свои расходы на металлопрокат на долгосрочный период. Бюджет предприятий, которые являются потребителями металлопроката, а это, как правило, крупные металлопотребляющие заводы и корпорации, планируется на год вперед, и в этих компаниях приветствуется его исполнение. Поэтому стабильные приплаты и предупреждение о планируемых изменениях цен на металлопрокат за несколько месяцев, что обычно и делают ведущие металлургические компании

для своих клиентов, позволяют потребителям спланировать свой бизнес на долгосрочную перспективу и наладить закупки проката на долгосрочной основе.

Еще одним моментом, который необходимо учесть при формировании цен, являются постоянные просьбы клиентов предприятия наладить продажу проката из расчета на 1 м2 проката (например, оцинкованный прокат). Это требует совершенствования и отражения в справочнике цен. Для этого необходимо ввести коэффициенты пересчета 1 тонны металлопроката заданной толщины в квадратные метры поверхности, что очень важно для многих потребителей. Это связано с особенностью применения металлопроката.

Оцинкованный листовой металлопрокат используется для строительных нужд: кровельных работ, в изготовлении строительных материалов, сендвич-панелей, черепицы,

профилированного листа и т. д., а также для штамповки изделий и под покраску. Поэтому потребителю важнее знать, сколько металлопроката ему необходимо закупить исходя из заданной площади поверхности, нежели по тоннажу.

Произведем перерасчет цен, отраженных в действующем справочнике.

За основу взята текущая базовая цена на оцинкованный металлопрокат. Далее рассчитывается цена для каждой толщины проката. За базовый показатель принимается цена на оцинкованный прокат первого класса покрытия цинком и толщиной 0,55-0,59 мм -26520 руб./т без НДС. Это отражено в табл. 1.

Далее рассчитаем количество квадратных метров в тонне металлопроката заданной толщины и рассчитаем стоимость 1 м2 для каждой толщины проката, используя формулу

5 = 1000/(Т*Д), (1)

где 5 - площадь 1 тонны металлопроката заданной толщины; 1000 - количество кг в 1 тонне проката; Т - толщина металлопроката в мм; Д - плотность железа, постоянная величина равная 7,85 г/см3.

При толщине проката 0,4 мм

5 = 1000/(0,4*7,85) = 318,5 м2. (2)

Полученные данные вносятся в таблицу и формируется матрица цен на оцинкованный прокат, что показано в табл. 2.

Кроме того, необходимо учесть действующие скидки и приплаты за толщину оцинкованного металлопроката и толщину покрытия цинком (табл. 3).

Таблица 1

Базовые цены за 1 тонну оцинкованного проката, руб.

Толщина, мм Базовая цена Толщина, мм Базовая цена

0,30-0,34 29120 0,60-0,64 25030

0,35-0,39 28760 0,65-0,69 24610

0,40-0,44 28430 0,70-0,79 24220

0,45-0,49 27530 0,80-0,99 24040

0,50-0,54 27000 1,00-1,39 24000

0,55-0,59 26520 1,40-1,59 23960

Таблица 2

Базовые цены за 1 м2 оцинкованного проката, руб.

Толщина, мм Цена Толщина, мм Цена

0,30-0,34 68,58 0,60-0,64 117,89

0,35-0,39 79,02 0,65-0,69 125,57

0,40-0,44 89,27 0,70-0,79 133,09

0,45-0,49 97,25 0,80-0,99 150,97

0,50-0,54 105,98 1,00-1,39 188,40

0,55-0,59 114,50 1,40-1,59 263,32

Таблица 3

Технические скидки и приплаты за 1 т оцинкованного проката, руб.

Толщина покрытия

780 7100 7140/2кл 7180 7200 7225 7275/1кл 7350

0,30-0,34 300 510 800 1050 1390 1520 1850 4720

0,35-0,39 -220 -40 200 550 850 960 1250 3750

0,40-0,44 -570 -410 -200 80 330 430 680 2840

0,45-0,49 -830 -690 -500 -170 60 150 380 2360

0,50-0,54 -1000 -870 -700 -490 -280 -200 0 1750

0,55-0,59 -1170 -1050 -900 -660 -460 -390 -200 1430

0,60-0,64 -1350 -1240 -1100 -960 -790 -730 -570 840

0,65-0,69 -1430 -1330 -1200 -1050 -890 -820 -670 680

0,70-0,79 -1520 -1420 -1300 -1130 -980 -920 -770 520

0,80-0,99 -1790 -1710 -1600 -1400 -1260 -1200 -1070 90

1,00-1,39 -1950 -1880 -1800 -1690 -1590 -1550 -1450 -570

1,40-1,59 -2110 -2060 -2000 -1840 -1760 -1730 -1650 -960

Таблица 4

Технические скидки и приплаты за 1 м2 оцинкованного проката, руб.

Толщина проката, мм Толщина покрытия

780 7100 7140/2кл 7180 7200 7225 7275/1кл 7350

0,30-0,34 0,71 1,20 1,88 2,47 3,27 3,58 4,36 11,12

0,35-0,39 -0,52 -0,09 0,47 1,30 2,00 2,26 2,94 8,83

0,40-0,44 -1,34 -0,97 -0,47 0,19 0,78 1,01 1,60 6,69

0,45-0,49 -1,95 -1,62 -1,18 -0,40 0,14 0,35 0,89 5,56

0,50-0,54 -2,36 -2,05 -1,65 -1,15 -0,66 -0,47 0,00 4,12

0,55-0,59 -2,76 -2,47 -2,12 -1,55 -1,08 -0,92 -0,47 3,37

0,60-0,64 -3,18 -2,92 -2,59 -2,26 -1,86 -1,72 -1,34 1,98

0,65-0,69 -3,37 -3,13 -2,83 -2,47 -2,10 -1,93 -1,58 1,60

0,70-0,79 -3,58 -3,34 -3,06 -2,66 -2,31 -2,17 -1,81 1,22

0,80-0,99 -4,22 -4,03 -3,77 -3,30 -2,97 -2,83 -2,52 0,21

1,00-1,39 -4,59 -4,43 -4,24 -3,98 -3,74 -3,65 -3,41 -1,34

1,40-1,59 -4,97 -4,85 -4,71 -4,33 -4,14 -4,07 -3,89 -2,26

Определяется величина приплаты или скидки для каждой толщины проката и толщины покрытия цинком путем деления действующей приплаты или скидки данного вида оцинкованного проката на количество квадратных метров в 1 тонне проката.

В результате проведенных расчетов формируется новая матрица приплат и скидок за толщину покрытия цинком и за толщину проката (табл. 4).

Табл. 4 приплат и скидок, представленная в виде абсолютных величин (конкретный денежный, а не процентный эквивалент приплаты или скидки), может быть использована в справочнике цен взамен действующей системы приплат и скидок.

Удобство ее использования состоит в том, что клиент, который будет работать с

обновленным прейскурантом цен, сможет быстро определить насколько дороже или дешевле обойдется ему металлопрокат, заказанный при тех или иных условиях. Также он сможет быстро определить площадь заказанного проката и отличие по цене проката той или иной толщины.

В дальнейшем скидки и приплаты можно будет корректировать вне зависимости от действующих цен на прокат.

Предложенную методику можно использовать для остальных разделов справочника цен на ОАО «НЛМК». Особенно эффективно будет его использование для проката с полимерным покрытием, металлочерепицы и ме-таллопрофиля. Клиенты, приобретающие эти виды проката, заинтересованы в ценах, представленных за 1 м2.

Таким образом, предложенные усовершенствования позволят комбинату упрочить связи с потребителями металлопроката.

Разработанная и апробированная на ОАО «НЛМК» методика может быть рекомендована не только российским, но и зарубежным производителям металлопродукции.

1. Катунин В.В. Итоги работы ЧМ России за 2001 г. // Бюллетень «Черная металлургия». 2002. № 2. С. 3-16.

2. Изотов А. Три века и 10 лет российской металлургии // Металлоснабжение и сбыт. 2001. № 9. С. 19-31.

Поступила в редакцию 7.06.2008 г.

Bogomolova E.V., Tolstykh M.S. Methods of forming metal production price. The article examined the questions arising when metal production price is determined. Methods of forming metal production price approved at JSC «NLMK» were proposed.

Key words: methods of forming price of metal production, metal production.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

А.В. Болдырев, Т.Н. Толстых

Рассмотрены вопросы вложения инвестиций в автотранспортные предприятия. Сделаны выводы об их эффективности.

Ключевые слова: инвестиции, автотранспортные предприятия, эффективность.

Вопросы выбора инвестиционных вложений в предприятия, предоставляющие автотранспортные услуги, не являются достаточно изученными.

При всем многообразии методической литературы по поводу оценки инвестиционных проектов [1, 2], можно отметить, что вопросы экономической сущности различных показателей проекта, взаимосвязь этих показателей для вынесения окончательного решения по вопросу выбора инвестиционных вложений в предприятия, предоставляющие автотранспортные услуги, не являются достаточно изученными. Предлагаемый подход в оценке инвестиций в конкретные бизнес-направления развития предприятия могут быть использованы руководителями в своей практической деятельности.

Как показывают расчеты, наиболее перспективными для ОАО «Тамбовский автокомбинат» являются перевозки строительных грузов. Следует отметить, что автомобильный транспорт является, по существу, единственным видом транспорта, выполняющим перевозки строительных грузов к объектам строительства. Для организации ритмичной работы на данном сегменте, как показывает анализ технического состояния автомобилей,

предприятию необходимо обновить автомобильный парк специализированным подвижным составом.

Основными источниками финансирования программы обновления производственных фондов могут быть собственные средства транспортного предприятия.

Однако автотранспортные предприятия региона, как и большинство российских предприятий, испытывают дефицит внутренних инвестиционных ресурсов.

Поэтому предприятия, в целях обновления и модернизации основных производственных фондов, постоянно изучают возможности привлечения внешних инвесторов.

Выбирая способ финансирования, руководству предприятия следует изучить все реально существующие варианты, принимая во внимание размер предприятия, стратегию его развития.

Финансово-экономическая оценка инвестиционного проекта занимает важное место в процессе обоснования выбора альтернативных вариантов вложения средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для принятия решений по выбору инвестиционных проектов используются следующие методы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.