Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ'

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА / СИСТЕМА ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИЗДЕЛИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / РЕМОНТ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОСЛЕПРОДАЖНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ НАДЕЖНОСТЬ / AVIATION TECHNOLOGY / INTEGRATED LOGISTICS SUPPORT SYSTEM / PRODUCT LIFE CYCLE / MAINTENANCE / REPAIR / LOGISTICS / AFTER-SALES SERVICE / OPERATIONAL RELIABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Метельская М. Н., Белякова Е. В.

Производство и эксплуатация авиационной техники (АТ) на современном этапе обусловлены жесткой конкуренцией как на уровне фирм-производителей в борьбе за рынки поставок АТ, так и на уровне авиакомпаний - эксплуатантов за рынки авиаперевозок. Основополагающими факторами в этой конкуренции, определяющими качество АТ как продукта в гражданской сфере, являются безопасность, регулярность полетов при оптимальной стоимости создания и эксплуатации. Вместе с тем, в парке авиакомпаний России наблюдается рост доли воздушных судов с продолжительным сроком службы, что влияет на повышение затрат на их техническое обслуживание и ремонт и делает более значимым требования к эксплуатационной надежности АТ. В связи с этим, особую актуальность приобретает применение логистических инструментов по координации межотраслевого взаимодействия, к которым можно отнести и интегрированную логистическую поддержку на всех стадиях жизненного цикла авиационной техники. Раскрыта сущность интегрированной логистической поддержки на этапе эксплуатации авиационной техник. Предложена методика формирования системы интегрированной логистической поддержки эксплуатации АТ, которая позволит авиакомпаниям минимизировать затраты на эксплуатацию данной техники и повысить ее эксплуатационную надежность.At present time, the production and operation of aviation equipment are due to fierce competition both at the level of struggle manufacturers in markets of supply, and at the level of airlines-operators for markets of air transportation. The fundamental factors in this competition, determining the quality of aircraft as a product in the civil sphere, are safety, regularity of flights at the optimal cost of creation and operation. At the same time, the Russian airlines fleet are an raise in the share of aircraft with a long service life, which affects the increase in costs for their maintenance and repair and makes more significant the requirements for operational reliability of the aircraft. In this regard, the use of logistics tools for the coordination of inter-sectorial cooperation, which can include integrated logistics support at all stages of the life cycle of aircraft. The article reveals the essence of integrated logistics support at the stage of operation aviation techniques. Proposed method of forming integrated logistics support system for the operation aircraft, which allow minimizing cost of operation airlines of this equipment and increasing its operational reliability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Метельская М. Н., Белякова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ»

Раздел 3

ЛОГИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

УДК 629.7

Для цитирования: Метельская М. Н., Белякова Е. В. Методика формирования системы интегрированной логистической поддержки эксплуатации авиационной техники // Менеджмент социальных и экономических систем. 2019. № 2. С. 39-44.

For citations: Metelskaya M. N., Belyakova Е. V. Methodology of formation of system of integrated logistic support of aviation equipment operation // Social and economic systems management. 2019, No. 2, Рр. 39-44. (In Russ., abstr. in Engl.)

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

М. Н. Метельская1*, Е. В. Белякова2

:ООО «Абакан Эир» Российская Федерация, 123100, г. Москва, Пресненская набережная, 12 2Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: batta222@mail.ru

Производство и эксплуатация авиационной техники (АТ) на современном этапе обусловлены жесткой конкуренцией как на уровне фирм-производителей в борьбе за рынки поставок АТ, так и на уровне авиакомпаний - эксплуатантов за рынки авиаперевозок. Основополагающими факторами в этой конкуренции, определяющими качество АТ как продукта в гражданской сфере, являются безопасность, регулярность полетов при оптимальной стоимости создания и эксплуатации. Вместе с тем, в парке авиакомпаний России наблюдается рост доли воздушных судов с продолжительным сроком службы, что влияет на повышение затрат на их техническое обслуживание и ремонт и делает более значимым требования к эксплуатационной надежности АТ. В связи с этим, особую актуальность приобретает применение логистических инструментов по координации межотраслевого взаимодействия, к которым можно отнести и интегрированную логистическую поддержку на всех стадиях жизненного цикла авиационной техники.

Раскрыта сущность интегрированной логистической поддержки на этапе эксплуатации авиационной техник. Предложена методика формирования системы интегрированной логистической поддержки эксплуатации АТ, которая позволит авиакомпаниям минимизировать затраты на эксплуатацию данной техники и повысить ее эксплуатационную надежность.

Ключевые слова: авиационная техника, система интегрированной логистической поддержки, жизненный цикл изделия, техническое обслуживание, ремонт, материально-техническое обеспечение, послепродажное обслуживание, эксплуатационная надежность.

METHODOLOGY OF FORMATION OF SYSTEM OF INTEGRATED LOGISTIC SUPPORT

OF AVIATION EQUIPMENT OPERATION

M. N. Metelskaya1*, E. V. Belyakova2

'LLC "Abakan Air" 12, Presnenskaya Naberezhnaya, 123100, Moscow, Russian Federation 2Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: batta222@mail.ru

At present time, the production and operation of aviation equipment are due to fierce competition both at the level of struggle manufacturers in markets of supply, and at the level of airlines-operators for markets of air transportation. The fundamental factors in this competition, determining the quality of aircraft as a product in the

civil sphere, are safety, regularity offlights at the optimal cost of creation and operation. At the same time, the Russian airlines fleet are an raise in the share of aircraft with a long service life, which affects the increase in costs for their maintenance and repair and makes more significant the requirements for operational reliability of the aircraft. In this regard, the use of logistics tools for the coordination of inter-sectorial cooperation, which can include integrated logistics support at all stages of the life cycle of aircraft.

The article reveals the essence of integrated logistics support at the stage of operation aviation techniques. Proposed method of forming integrated logistics support system for the operation aircraft, which allow minimizing cost of operation airlines of this equipment and increasing its operational reliability.

Keywords: aviation technology, integrated logistics support system, product life cycle, maintenance, repair, logistics, after-sales service, operational reliability.

Деятельность авиационных компаний направлена на решение основных задач - повышение эффективности использования авиационной техники (АТ) и обеспечение безопасности полетов.

Современный российский рынок авиаперевозок характеризуется ростом объемов пассажироперево-зок. Так, например, за 2007-2017 гг. глобальный авиапассажиропоток увеличился в 1,7 раза - с 2,46 до 4,08 млрд чел в год, за этот же период количество перевезенных пассажиров российскими авиакомпаниями выросло в 2,33 раза [1]. Одновременно с этим, в парке авиакомпаний России наблюдается рост доли воздушных судов с продолжительным сроком службы. Так, по состоянию на 2017 год, более 80 % парка воздушных судов приходилось на технику старше 15 лет, а свыше 40 % - старше 30 лет. За последние десятилетия вырос и удельный вес использованной грузоподъемности в общей грузоподъемности самолетов и вертолетов с 57,2 до 66,4 % и удельный вес использованной пасса-жировместимости в общей пассажировместимости самолетов и вертолетов с 63,8 до 79,7 % [2].

В сложившихся условиях, обусловленных изменениями возрастной структуры АТ и повышением интенсивности ее использования, особое значение в деятельности авиакомпаний приобретают вопросы повышения эксплуатационной надежности авиационной техники, так как затраты на ремонт и эксплуатацию в 2-3 раза превышают затраты на ее приобретение.

Начиная с середины 90-х годов XX столетия стали активно формироваться и проявляться новые объективные факторы, которые в настоящее время во многом определяют принятие решений по закупке и эксплуатации авиационной техники потенциальными покупателями. К таким факторам можно отнести обязательное требование покупателя об обеспечении закупаемого изделия интегрированной логистической поддержкой (ИЛП) на всех стадиях его жизненного цикла (ЖЦ). Под жизненным циклом понимается совокупность взаимоувязанных процессов последовательного изменения состояния воздушного судна от начала исследования и обоснования разработки до окончания эксплуатации [3]. В США и ряде других стран производители уже перешли к контрактам жизненного цикла, построенным на идеологии «приобретения исправности»

(Performance-Based Lifecycle Product Support). ИЛП базируется на принципах Computerized Acquisitions and Logistics Support (CALS) - технологий, которые, в свою очередь, созданы и развиваются на основе государственных, межнациональных и международных стандартов, определяющих направление развития международной конкурентоспособности и мировой торговли АТ [4; 5].

По прогнозам экспертов [6], страны, которые не овладеют этими технологиями, могут быть полностью вытеснены не только с международного авиационного рынка, но и со всех рынков сложной, наукоемкой продукции.

Ввиду многостороннего характера взаимодействия производителей и эксплуатантов авиационной техники на этапах ее ЖЦ, необходимости своевременного производства и доставки запасных частей в службы технического обслуживания и ремонта с целью обеспечения эксплуатационной надежности, особо значимыми становятся задачи совершенствования инструментов и методов формирования системы интегрированной логистической поддержки эксплуатации авиационной техники. Решение данных задач позволит российским производителям авиационной техники не только не потерять свои позиции на мировом рынке изделий самолетостроения, но и расширить свою долю, успешно конкурируя с западными компаниями, а также усилить свои позиции на рынке авиаперевозок авиакомпаниям - эксплуатантам.

Под интегрированной логистической поддержкой авторы понимают комплекс процессов и процедур, направленных на обеспечение конкурентных преимуществ АТ, важнейшим из которых является поддержание техники в работоспособном состоянии, с целью сокращения простоев, ведущих к недополучению прибыли и штрафным санкциям.

В отличие от традиционной системы поддержки интегрированная логистическая поддержка позволяет учитывать особенности использования самолёта у конкретного эксплуатанта и оптимизировать под него процессы обслуживания, поставки запчастей, вспомогательное оборудование, а также эксплуатационно-техническую документацию и т. п.

Основными задачами интегрированной логистической поддержки на этапе эксплуатации АТ являются [3]:

• поддержание заданного уровня безопасности и летной годности;

• информационная поддержка операций технического обслуживания и материально-технического обеспечения эксплуатации;

• увеличение интервалов ТОиР;

• сбор в реальном времени из различных источников данных о состоянии систем самолета и двигателя, накопление этой информации в логически единой базе данных (БД), запись параметров их технического состояния;

• идентификация систем, в которых потенциально могут возникнуть неисправности;

• анализ и прогнозирование текущего состояния воздушного судна и всего парка самолетов;

• распределение работ по ТОиР по уровням, стратегическое и оперативно-тактическое планирование этих работ;

• оптимизация времени между ремонтами и работами по техническому обслуживанию;

• обеспечение персонала эксплуатационной и ремонтной документацией (в том числе электронной);

• ведение электронного эксплуатационного дела (электронного формуляра) самолета;

• организация процессов поставки запасных частей технической документации и технических консультаций в режиме «24 часа, 7 дней в неделю»;

• обеспечение удобного классифицированного доступа для всех категорий эксплуатантов, инженерно-технического состава (ИТР) и административного персонала к единой базе данных по всему парку воздушных судов на протяжении всего жизненного цикла;

• поддержка операций, связанных с полетным заданием и его вытеснением, сбор и хранение полетных данных в БД;

• тренинг и обучение летного и технического персонала.

Внедрение интегрированной логистической поддержки в авиакомпаниях позволит: уменьшить объемы календарного обслуживания, оптимизировать время между ремонтами; уменьшить время подготовки к повторному вылету; актуализировать данные о техническом состоянии систем самолета для прогнозирования потенциально возможных неисправностей; снизить стоимость технического обслуживания и ремонта; повысить эффективность планирования технического обслуживания и ремонта; оптимизировать процесс заказа и поставки запчастей, а также запасов предметов материально-технического обеспечения.

Принимая во внимание вышеизложенное, была разработана методика формирования системы интегрированной логистической поддержки эксплуатации авиационной техники, которая включает в себя 6 этапов.

Этап 1. Анализ и оценка состояния парка авиационной техники эксплуатанта.

Целью данного этапа является подготовка информационных данных о первоначальном состоянии авиационной техники. Здесь определяются такие показатели как возраст АТ, количество налета часов, количество проведенных требуемых процедур технического обслуживания и ремонта (ТОиР), готовность выполнять полеты.

Результатом этого этапа является определение:

- в каком состоянии находится АТ [7-9];

- количества работоспособной АТ, полностью готовой выполнять полеты;

- количества налета часов, которые АТ может использоваться на заданном уровне безопасности полета;

- количества и статуса неработоспособной АТ, неготовой выполнять полеты;

- объема необходимых работ ТОиР для перевода неработоспособной АТ в работоспособную.

Этап 2. Определяются объем и графики полетов на соответствующий период планирования.

Целью данного этапа является определение количества и вида АТ, способной выполнить соответствующее задание; количество налета часов в соответствии заданием, график/ интенсивность выполнения задания.

Результатом этого этапа является определение количества и вида АТ, направленной на выполнение задания, объем необходимых работ ТОиР, обеспечивающих заданную безопасность полета АТ на период выполнения задания, количество запасных частей, узлов, агрегатов и т. п. и соответствующий объем работ на период выполнения заказа.

Этап 3. Выполняется оценка эксплуатационной надежности АТ.

Целью данного этапа является определение уровня эксплуатационной надежности как отдельной запасной части, узла, агрегата, так и самой отдельной АТ или всего парка авиационной техники, необходимой для выполнения задания.

Эффективность формирования системы ИЛП, во многом определяется конструктивными, производственными и эксплуатационными особенностями АТ [10-15], т. е. надежность и эффективность эксплуатации авиационной техники должны принимать во внимание ее особенности. Применительно к эксплуатации АТ это свойство принято называть эксплуатационной надежностью (Maintainability) [5].

Таким образом, встает вопрос об эффективном обеспечении эксплуатационной надежности, которая определятся техническими показателями безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохраняемости, готовности и основывается на построении системы интегрированной логистической поддержки эксплуатации АТ.

Для оценки системы ИЛП в работе вводится коэффициент интегрированной логистической поддержки эксплуатационной надежности АТ характеризующий долю времени нахождения объекта

в работоспособном состоянии относительно рассматриваемой продолжительности эксплуатации. Коэффициент отражает уровень поддержки для агрегата, входящего в состав АТ и рассчитывается по формуле (1).

lmkh

(tdkh trkh )

(tdkh trkh ) + t,

mkh + takh

(1)

коэффициентов интегрированной логистической поддержки эксплуатационной надежности агрегатов, входящих в состав АТ (2):

Н

Lmk =П l

h=1

mkh ■

(2)

где lmkh - коэффициент интегрированной логистической поддержки эксплуатационной надежности k-го вида АТ; tdkh - показатель долговечности (еп durability), математическое ожидание среднего срока службы h-го агрегата, входящего в состав k-го вида АТ; trkh - показатель безотказности (еп reliability), математическое ожидание средней наработки до отказа h-го агрегата, входящего в состав k-го вида АТ; tmkh - показатель ремонтопригодности (еп maintainability), математическое ожидание среднего времени восстановления h-го агрегата, входящего в состав k-го вида АТ; takh - показатель готовности ^n maintainability), математическое ожидание среднего времени готовности h-го агрегата выполнять свои функции, входящего в состав k-го вида АТ.

Показатель интегрированной логистической поддержки эксплуатационной надежности k-го вида АТ lmkh для абсолютно работоспособной АТ, не нуждающейся в обслуживании и ремонте, а также не имеющая фактов отказа в работе, будет равен 1.

В случаях возникновения отказов и неисправностей данный показатель будет принимать значения меньше 1, так как в числителе этот показатель начнет уменьшаться по причине возникновения отказов и, соответственно, снижения долговечности, а в знаменателе - начнет увеличиваться по причине уже указанных показателей безотказности и долговечности, а также, появляющимися в связи с этими отказами, показателями ремонтопригодности и готовности.

Таким образом, по мере осуществления эксплуатации АТ, эксплуатационная надежность постепенно уменьшается. Если эксплуатант вовремя выявляет угрозы отказа и неисправностей и вовремя проводит необходимые ТОиР, то эксплуатационная надежность АТ восстанавливается.

При расчете коэффициента учитывается составляющая, связанная с дефицитом запасных частей, узлов, агрегатов и т. п. В качестве такого показателя предлагается использовать время нахождения объекта в состоянии готовности, технического обслуживания и ремонта, с учетом времени задержки ремонта из-за отсутствия запасных частей, узлов, агрегатов и т. п. на складе эксплуатанта.

Для оценки уровня интегрированной логистической поддержки эксплуатационной надежности для всего объекта введен комплексный показатель логистический поддержки эксплуатационной надежности Lmk, рассчитываемый как произведение

где Lmk - комплексный показатель логистический поддержки эксплуатационной надежности k-го вида АТ.

Результатом этого этапа является определение направления повышения эксплуатационной надежности по каждому виду АТ и всему парку АТ.

Этап 4. Определяется метод идентификации состояния АТ. Целью данного этапа является выбор эффективного метода оценки предельного состояния АТ.

Из теории надежности известно, что неисправное состояние, характеризующееся несоответствием любого параметра требованиям нормативно-технической документации, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, называется предельным.

Для идентификации предельных состояний АТ в системе ТОиР, каждому методу эксплуатации АТ соответствуют плановые работы технического обслуживания и ремонта [10; 12-14]:

- методу эксплуатации по выработке ресурса (ТЭР) - работы по контролю наработки;

- методу эксплуатации до отказа (ТЭО) - работы по контролю работоспособности с определением уровня надежности;

- методу до предотказного состояния (ТЭП) -работы по контролю значения определяющего параметра состояния.

В соответствии с требованиями ICAO (ICAO -International Civil Aviation Organization; Международная организация гражданской авиации), на сегодняшний день одним из перспективных является метод упреждающего (проактивного) технического обслуживания (Proactive Maintenance), основанный на использовании технологии прогнозирующего анализа предотказного состояния (Predictive Analytics) компании Macsea.

Основным направлением повышения эффективности работы авиакомпании является увеличение налета часов и снижение себестоимости единицы транспортной продукции.

Применение метода упреждающего (проактивного) обслуживания сокращает время вынужденных простоев АТ на техническом ТОиР, материальные и человеческие ресурсы, что повышает рентабельность авиакомпании.

Встроенные бортовые устройства регистрации информации самолетов последнего поколения [13] позволяют получить дополнительные данные результатов диагностирования состояния и работы функциональных систем АТ вне аэропорта базирования, что повышает вероятность определения ис-

точника опасности (отказа), и уменьшают потребность в непосредственном осмотре оборудования.

В среднем незапланированное время простоя для типичного технологического процесса может стоить 1-3 % дохода и 30-40 % прибыли в год.

Мониторинг состояния ФС позволяет проводить ТО только тех изделий, которые этого требуют, следовательно, снижается общая трудоемкость процедур технологического процесса, расходы на материалы и сокращаются объемы запасного оборудования и сопутствующие затраты на его содержание, которые могут составлять 25 % стоимости.

Результатом этого этапа является определение для каждого узла, агрегата и т. п., метода идентификации состояния АТ. Это служит основанием для определения графика и содержания работ ТОиР и, соответственно, построения плана МТО складов эксплуатанта.

Этап 5. Определяется график и содержание работ ТОиР. Целью данного этапа является построение плана проведения ТОиР для выполнения задания на соответствующий период времени, обеспечивающего минимальные затраты на эксплуатацию и заданный уровень безопасности полетов АТ, т. е. высокий уровень эксплуатационной надежности.

Результатом этого этапа являются планы проведения ТОиР и МТО, показатель эксплуатационной надежности АТ.

Этап 6. Закрепление функций и конкретных видов работ за подразделениями, входящими в систему ИЛП. Целью данного этапа является определение структуры и функций подразделений эксплуа-танта, отвечающие за качество и надежность ТОиР и МТО АТ.

Результатом этого этапа является функционирование системы ИЛП АТ, обеспечивающей высокий уровень эксплуатационной надежности АТ.

Таким образом, разработана методика формирования системы интегрированной логистической поддержки эксплуатации авиационной техники, представляющая собой структурно-логическую последовательность этапов планирования технического обслуживания и ремонта и материально-технического обеспечения эксплуатации авиационной техники на основе упреждающего (проактив-ного) метода технического обслуживания. По нашему мнению, использование данной методики будет наиболее полезным для авиакомпаний, которые самостоятельно организуют работу по техническому обслуживанию и ремонту, материально-техническому обеспечению, что позволит им повысить эксплуатационную надежность используемой авиационной техники.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографические ссылки

1. Губенко А. В., Растова Ю. И., Панкратова А. Р. Современное состояние и перспективы развития рынка пассажирских авиаперевозок в России // На-

учный журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент. 2019. № 2. С. 82-90.

2. Федеральная служба государственной статистики Росстат [Электронный ресурс]. URL: https:// www.gks.ru/ (дата обращения: 18.11.2019).

3. Полищук Н. В. Интегрированнная логистическая поддержка и стоимость жизненного цикла воздушного судна // Transport Business in Russia. 2017. № 4. С. 112-116.

4. Концепция развития CALS-технологий в промышленности России / Е. В. Судов, А. И. Левин, А. Н. Давыдов и др. М. : НИЦ CALS-технологии «Прикладная логистика», 2002. 129 с.

5. Норенков И. П., Кузьмик П. К. Информационная поддержка наукоемких изделий. CALS-технологии. М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. 320 с.

6. Бутов А. М. Рынок продукции гражданского авиастроения за 2018 г. [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет, Высшая школа экономики, Центр развития. URL: https: // dcenter.hse.ru (дата обращения: 18.11.2019).

7. ГОСТ 27.001-95. Надежность в технике. Основные положения. М. : Изд-во стандартов, 1996. 10 с.

8. ГОСТ Р 53393-2009. Интегрированная логистическая поддержка. Основные термины и определения. Введ. 2010-07-01. М. : Стандартинформ, 2010.

9. ГОСТ Р 54080-2010. Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов. Общие требования. Введ. 2012-07-01. М. : Стандартинформ, 2012.

10. Бром, А. Е. Разработка динамической модели системы интегрированной логистической поддержки наукоемкой продукции на стадии эксплуатации / А. Е. Бром, З. С. Терентьева // Вестник машиностроения. 2005. № 12. С. 51-60.

11. Инженерная логистика: логистически-ориентированное управление жизненным циклом продукции : учебник для вузов / Л. Б. Миротин, И. Н. Омельченко, А. А. Колобов и др. ; под ред. Л. Б. Миротина и И. Н. Омельченко. М. : Горячая линия - Телеком, 2013. 644 с.

12. Интегрированная логистическая поддержка наукоемких изделий. Концепция. М.: Минпромнауки России, 2002. 70 с.

13. Технологии интегрированной логистической поддержки изделий машиностроении / Е. В. Судов, А. И. Левин, А. В. Петров и др. Чубарова. М. : Изд. дом «Информбюро», 2006. 232 с.

14. Чекрыжев Н. В. Анализ методов технического обслуживания воздушных судов // Прикладные технологии в науке и образовании. Научный сборник СГАУ. 2013. С. 149-161.

15. Шаламов А. С. Интегрированная логистическая поддержка наукоемкой продукции : монография. М. : Университетская книга, 2008. 464 c.

References

1. Gubenko A. V., Rastova Yu. I., Pankratova A. R. [The current state and development prospects of the passenger air transportation market in Russia] Scientific journal NRU ITMO. Series Economics and Environmental Management. 2019, No. 2, Pр. 82-90. (In Russ.)

2. Federalnaya slyzhba gosudarstvennoi statistiki Rosstat [Federal state statistics service Rosstat]. Available at: https://www.gks.ru/ (accessed: 18.11.2019). (In Russ.).

3. Polishchuk N. V. [Integrated Logistic Support and Aircraft Life Cycle Costs] Transport Business in Russia. 2017, No. 4, Pр. 112-116. (In Russ.)

4. Sudov E. V., Levin A. I., Davydov A. N. et al. Koncepciya razvitiya CALS-technologii v promishlen-nosti Russia [The concept of development of CALS-technologies in the industry of Russia]. Moscow, SIC CALS-technology "Applied Logistics", 2002, 129 p. (In Russ.)

5. Norenkov I. P., Kuzmik P. K. Informationnaya podderzhka high-tech izdelii. CALS technologii [Information support of high-tech products. CALS-technologies] Moscow, MGTU publishing House. N. E. Bauman, 2002, 320 p. (In Russ.)

6. Butov A. M. Rynok produktii grazhdanskogo aviastroeniyz za 2018 g. [Market of civil aviation products for 2018 national research University, Higher school of Economics, development Center]. Available at: https://dcenter.hse.ru (accessed 18.11.2019). (In Russ.)

7. GOST 27.001-95. Nadezhnost' v tekhnike. Osnovnye polozheniya [Reliability in technology. The main provisions]. Moscow, Publishing house of standards. 1996, 10 p. (In Russ.)

8. GOST R 53393-2009. Integrirovannaya logisti-chesraya podderzhka. Osnovnye terminy I oprede-leniya. Vveden 2010-07-01 [Integrated logistic support. Key terms and definitions. Enter 2010-07-01]. Moscow, Standartinform, 2010. (In Russ.)

9. GOST R 54080-2010. Vozdushnyi transport. Sistema teckhnichtskogo obsluzhivanuya I remonta aviacionnoi tekhniki. Informatcionno-analiticheskaya sistema monitoringa letnoi godnosti vozduchnykh sudov. Obchie trebovaniya. Vveden 2012-07-01 [Air Transport. Aircraft maintenance and repair system. Information and analytical system for monitoring the airworthiness of aircraft. General requirements. Enter. 2012-07-01]. Moscow, Standartinform, 2012. (In Russ.)

10. Brom A. E., Terentyev Z. S. [Development of a dynamic model of an integrated logistics support system for high-tech products at the operation stage] Bulletin of mechanical engineering. 2005, No. 12, Pp. 51-60. (In Russ.)

11. Mirotin L. B., Omelchenko I. N., Kolobov A. A. and others. Inzhenernaya logistika: logisticheski-orientirovannoe upravlenie zhiznennym ciklom produkcii [Engineering logistics: logistic-oriented product life cycle management]. Moscow, Hotline -Telecom, 2013, 664 p. (In Russ.)

12. Integrirovannaya logisticheskaya podderzhka naukoemkikh izdelii. Koncepciya [Integrated logistic support of high technology products. Concept]. Moscow, Ministry of Industry and Science of Russia, 2002, 70 p. (In Russ.)

13. Sudov E. V., Levin A. I., Petrov A. V., Chubarova E. V. Tkhnologii integrirovannoii logisti-cheskoi podderzhki izdelii v mashinostroeniyi [Technologies of integrated logistics support for engineering products]. Moscow, Publishing House Informburo, 2006, 232 p. (In Russ.)

14. Chekryzhev N. V. [Analysis of aircraft maintenance methods] Applied technologies in science and education. Scientific collection of SSAU. 2013, Рр. 149-161. (In Russ.)

15. Shalamov A. S. Integrirovannaya logistiches-kaya podderzhka naukoemkoi produkcii . Monografiya [Integrated logistic support for high technology products. Monograph]. Moscow, University book, 2008, 464 p. (In Russ.)

© Метельская М. Н., Белякова Е. В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.