Научная статья на тему 'Методика формирования перечня лекарственных препаратов, отпускаемых отдельным категориям граждан'

Методика формирования перечня лекарственных препаратов, отпускаемых отдельным категориям граждан Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
220
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТРИЦЫ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ОТДЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН / КАРТЫ ВОСПРИЯТИЯ / POSITIONING MATRIXES / MEDICATIONS / SPECIAL CATEGORIES OF CITIZENS / CARDS OF DRUG SENSITIVITY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Борисова О. А., Джупарова И. А., Голубева И. А.

Разработана методика позиционирования лекарственных препаратов, отпускаемых отдельным категориям граждан, составлены матрицы позиционирования и карты восприятия лекарственных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Борисова О. А., Джупарова И. А., Голубева И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods to form list of medication for special categories of the patients

We developed the method to positioning medications for special categories of the citizens. We made matrix for positioning and cards of medications' sensitivity.

Текст научной работы на тему «Методика формирования перечня лекарственных препаратов, отпускаемых отдельным категориям граждан»

© БОРИСОВА О.А., ДЖУПАРОВА И.А., ГОЛУБЕВА И.А.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, ОТПУСКАЕМЫХ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ

ГРАЖДАН

О.А.Борисова, И.А. Джупарова, И.А. Голубева Новосибирский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.О. Маринкин; кафедра управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения, зав. - к.фарм.н. доц. И.А. Джупарова; кафедра анатомии человека, зав. - д.м.н., проф. А.Н. Машак.

Резюме. Разработана методика позиционирования лекарственных препаратов, отпускаемых отдельным категориям граждан, составлены матрицы позиционирования и карты восприятия лекарственных средств.

Ключевые слова: матрицы позиционирования, лекарственные препараты, отдельные категории граждан, карты восприятия.

Борисова Ольга Александровна - старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения НГМУ; тел.: 8(383) 2250713.

Джупарова Ирина Алексеевна - к.фарм. н., доц., зав. каф. управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения НГМУ; e-mail: [email protected].

Голубева Ирина Александровна - д.м.н., проф. декан фармацевтического факультета НГМУ; тел.: 8(383)2360902.

Одним из путей совершенствования лекарственного обеспечения категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ГСП) в виде набора социальных услуг (НСУ), является оптимизация перечня

лекарственных препаратов (ЛП), отпускаемых по рецептам врача,

заключающаяся в подборе такого ассортимента ЛП, который бы позволил обеспечить оказание доступной и качественной лекарственной помощи.

Изложенное определило цель исследования: разработку и апробацию методики оптимизации перечня лекарственных средств (ЛС), реализуемых в системе обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) (на примере антигипертензивных лекарственных препаратов (АГЛП).

Материалы и методы Исследование проводилось по 45 международным непатентованным наименованиям (МНН) АГЛП, входящим в перечень лекарственных средств, отпускаемых льготным категориям населения. В процессе исследования использовались методы - балльный, фармакоэкономический, экспертных оценок (ЭО), ранжирования, структурного, логического, статистического (метод средних величин) и контент-анализа. Статистическая обработка проводилась с помощью стандартного пакета программ 8Р8813,0. Количество экспертов определяли по таблице Е.С. Вентцель (р=0,95,дельта=0,05).

Результаты и обсуждение Позиционирование является важным элементом маркетинговой деятельности в фармацевтической организации, направленным не только на потребителей, но и на всех участников системы обращения лекарственных средств. Несмотря на это, нерешенной остается проблема методического обеспечения данного процесса: основные этапы, математический аппарат, результаты.

Контент-анализ экономической и фармацевтической научной литературы по проблеме оптимизации перечня лекарственных препаратов, входящих в перечень ОНЛС, показал, что постановка задачи имеет форму многокритериальной количественной и качественной оценки позиций лекарственных препаратов [1, 2, 3]. Разработанная нами методика оценки позиционирования ЛП включает определенный алгоритм действий, реализуемый поэтапно.

Так, на первом этапе формируется ассортимент АГЛП на основе перечня ЛС, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи, утвержденного приказом МЗ и СР РФ № 665 от 18.09.2008 г.

На втором этапе проводится выбор свойств ЛП, по которым будет проводиться оценка позиций изучаемых международных непатентованных наименований АГЛП. Для подбора параметров позиционирования использованы официальные источники данных о ЛП, зарегистрированных в России, стандарт медицинской помощи (СМП) больным артериальной гипертензией на амбулаторно-поликлиническом этапе медицинской помощи, утвержденный приказом МЗ и СР РФ № 254 от 22.11.2004 г., фармакопейные статьи, клинические рекомендации, реестр отпущенных ЛС льготным категориям граждан.

В результате логического анализа отобраны 9 единичных параметров позиционирования лекарственных препаратов в системе ОНЛС, классифицированных нами на 3 группы: 1) нормативные, содержащие информацию, регламентированную нормативными документами - срок годности (количество лет), представленность лекарственных препаратов в СМП, частота назначения лекарственных препаратов по СМП, длительность терапевтического действия; 2) фармакоэкономические, включающие - уровень доказательности клинической эффективности ЛП (А, В, С, Б), установленную суточную дозу (ДДД), и 3) фармакоэпидемиологические, определяющие региональные особенности потребления лекарственных препаратах - доля препаратов в общем объеме отпущенных лекарственных средств в стоимостных и натуральных показателях, доля назначения МНН лекарственных препаратов отдельным категориям граждан.

Содержанием третьего этапа позиционирования является балльная оценка позиций АГЛП по единичным параметрам.

Значения анализируемых единичных параметров позиционирования АГЛП ранжируются. При этом применяется прямое ранжирование, когда

наименьшему значению параметра присваивается минимальный балл, наибольшему - максимальный [2].

Например, ЛП фуросемид, имеющему срок годности 5 лет, по данному параметру присвоено 5 баллов, ЛП соталол, со сроком годности 4 года соответственно 4 балла и т.д. ЛП каптоприл, представленному в СМП, присваивается 1 балл, непредставленному в нем ЛП моэксиприл - 0 баллов.

Следующий параметр - «частота назначения» АГЛП, регламентированная СМП, ранжируется по МНН: максимальному значению присваивается 3 балла, среднему - 2 балла, минимальному - 1 балл. МНН ЛП, обладающим пролонгированным антигипертензивным действием, присваивается 1 балл.

При ранжировании МНН АГЛП с уровнем доказательности клинической эффективности А присваивается максимальный балл - 4, уровнем В - 3 балла, уровнем С - 2 балла, уровнем Б - 1 балл.

Для параметра позиционирования - допустимая дневная доза (ДДД) МНН АГЛП проводится обратное ранжирование: наибольшему значению

присваивается 1 балл, наименьшему - 3 балла, так как меньшая доза ЛП обеспечивает больший эффект.

По результатам АВС- анализа проводится ранжирование по параметрам -доля препарата в общем объеме отпуска (в суммовом и натуральном показателях), частотного - параметра частота назначения врачами МНН АГЛП. ЛП с долей в общем объеме отпуска (в суммовом и натуральном показателях), и частотой назначения 80% (группы А), присваивается 3 балла, 15% (группы В) - 2 балла, 5% (группы С) -1 балл.

На следующем этапе рассчитывается балльная оценка позиции МНН АГЛП по 3 группам параметров позиционирования по формуле (1).

г = Х а. + Х Ь, + Х с. , (1)

где г - балльная оценка позиции МНН АГЛП;

X а, -групповая оценка позиции ЛП по нормативным параметрам;

X Ь - групповая оценка позиции ЛП по фармакоэкономическим параметрам;

Xс,' групповая оценка позиции ЛП по фармакоэпидемиологическим

параметрам;

1 - МНН АГЛП.

Чем выше значение показателя г, тем лучше позиция 1-го МНН препарата по группам параметров а, Ь, с в структуре ассортимента, реализуемого льготным категориям граждан.

Пятый этап предполагает оценку степени важности 3-х групп параметров позиционирования на основе экспертной оценки провизоров-организаторов по специально разработанной анкете, включающей два раздела: 1)

профессиональные данные эксперта-провизора; 2) экспертную оценку

важности групп параметров позиционирования.

При определении числа экспертов используются рекомендации Е.С. Вентцель, в соответствии с которыми для научных медицинских исследований целесообразно применить г = 0,5 с доверительной вероятностью 95 % , при этом число экспертов равное 15 , считается достоверным.

Качественный состав экспертов-провизоров определяется по уровню компетентности, включающему качественные характеристики эксперта (стаж работы по специальности, наличие ученой степени или звания и др.) и расчетный показатель (коэффициент аргументации).

Качественный состав экспертной группы провизоров является удовлетворительным, так как уровень компетентности составил более 0,5.

В результате экспертной оценки установлены коэффициенты весомости для групп нормативных параметров - 0,2; фармакоэкономических - 0,4;

фармакоэпидемиологических - 0,4.

На шестом этапе нашего исследования рассчитывается интегральная оценка позиций МНН АГЛП с учетом коэффициентов весомости по формуле (4).

« = (X а,) • 0.2 + (X Ь,) • 0.4 + (Хс,) • 04 , (2)

где Я- интегральная оценка позиции МНН АГЛП;

X ai -групповая оценка позиции ЛП по нормативным параметрам;

I Ъг групповая оценка позиции ЛП по фармакоэкономическим параметрам;

I Ci - групповая оценка позиции ЛП по фармакоэпидемиологическим параметрам.

Результаты комплексной оценки позиций МНН препаратов являются основой для построения матрицы позиционирования, фрагмент которой представлен в табл. 1.

Инструментом позиционирования лекарственных средств является карта восприятия, которая обеспечивает визуальное представление позиций МНН АГЛП, реализуемых отдельным категориям граждан на территории Новосибирской области.

Карта восприятия представляет собой матрицу с двумя осями, на которых отражаются значения координат по фармакоэкономическим и фармакоэпидемиологическим параметрам, а размер круга определяется значением нормативных параметров (рис. 1).

Таблица 1

Матрица позиционирования МНН АГЛП

Рис. 1. Карта восприятия МНН ЛП по группе ингибиторов АПФ.

В результате построения 8 карт восприятия по фармакологическим группам лекарственных препаратов выявляется сила позиций МНН АГЛП.

На седьмом этапе исследования проводится вербальная интерпретация интегральных позиций МНН ЛП, их классификация на группы со слабыми, средними и сильными позициями. Для определения оптимального количества групп используется формула Стэрджесса, рассчитывается ширина интервала (размах между минимальным и максимальным значениями интегральных позиций в баллах - 5,8) и интервал групп - 1,9.

Далее проводится оценка достоверности различий в комплексной оценке позиций с помощью доверительного коэффициента (критерий достоверности t

Стьюдента), который в нашем исследовании статистически значим с вероятностью 0,999.

Результаты исследования показали, что у препаратов метопролол и бисопролол, из группы в-адреноблокаторов, сильные позиции обеспечивают фармакоэпидемиологические и фармакоэкономические параметры. Данные препараты входят в стандарт медицинской помощи для лечения артериальной гипертензии, имеют высокий уровень клинической доказательности, наибольшую долю частоты назначений лекарственные средства декретированным группам населения. Препарат небиволол отличается слабой позицией среди препаратов группы в-адреноблокаторов, поскольку не назначался врачами льготополучателям в рамках системы ОНЛС.

Среди ингибиторов АПФ наиболее сильная позиция у препарата эналаприл, имеющего значительную долю в структуре назначений врачей, в общем объеме отпуска отдельным категориям населения (в денежном и натуральном показателях).

В группе статинов лидирующая позиция у симвастатина за счет большой доли в структуре объема отпущенных лекарственных средств (в денежном и натуральном показателях) и доли назначений врачами лекарственных препаратов в системе ОНЛС.

Комбинированные препараты имеют слабые позиции так как не входят в стандарты оказания медицинской помощи, имеют низкую долю в структуре назначений врачами лекарственных средств и в структуре общего объема отпуска в системе ОНЛС. Исключение составляет препарат энап ИЬ (эналаприла+гидрохлортиазида), который обладает средней силой позиции за счет группы фармакоэпидемиологических параметров.

Результаты исследования показали, что в перечне АГЛП, реализуемых в системе ОНЛС, препараты со слабыми позициями по анализируемым группам параметров составляют 17 (37,8%), средними - 16 (35,5 %) и сильными позициями - 12 (26,7%).

Таким образом, в результате позиционирования 45 МНН АГЛП из перечня ОНЛС по 9 параметрам с использованием балльного метода рассчитаны количественные позиции в баллах, дана их вербальная интерпретация.

По результаты определения маркетинговых позиций, АГЛП разработаны практические рекомендации по усилению позиций МНН, оптимизации перечня и закупок ЛП в системе ОНЛС.

METHODS TO FORM LIST OF MEDICATION FOR SPECIAL CATEGORIES OF THE PATIENTS

O.A. Borisova, I.A. Dzhuparova, I.A. Golubeva Novosibirsk state medical university

Abstract. We developed the method to positioning medications for special categories of the citizens. We made matrix for positioning and cards of medications’ sensitivity.

Key words: positioning matrixes, medications, special categories of citizens, cards of drug sensitivity.

Литература

1. Акиньшина Н.И. Оптимизация организационно-методических аспектов льготного лекарственного обеспечения населения Воронежской области: автореф. дис. ... канд. фарм. наук. - Пятигорск, 2007. - 23 с.

2. Дремова Н.Б., Репринцева Е.В., Панкова Н.И. Маркетинговая оценка позиционирования лекарственных средств / Метод. рекомендации. - Курск: КГМУ,2007. - 31с.

3. Мнушко З.Н., Горбенко А.Б., Слободянюк Н.Н. Исследование потребительских предпочтений и конкурентоспособности лекарственных препаратов // Фармация. - 1998. - № 2. - С. 42-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.