Научная статья на тему 'Методика формирования парка грузовых автомобилей автотранспортного предприятия в зависимости от назначения и технико-эксплуатационных показателей транспортных средств'

Методика формирования парка грузовых автомобилей автотранспортного предприятия в зависимости от назначения и технико-эксплуатационных показателей транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1119
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК / ВЕС ФАКТОРА / ГАЗОБАЛЛОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПАРКА / СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК / THE METHOD OF EXPERT EVALUATIONS / THE WEIGHT FACTOR / GAS EQUIPMENT / METHODS OF FORMATION OF THE PARK / THE COST OF TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Захаров Н. С., Ракитин В. А.

В статье представлена методика формирования рациональной структуры парка грузовых автомобилей. Данная методика позволяет оценить эффективность применения транспортных средств, для которых не существует статистических данных по эксплуатации в заданных условиях. Так же методика учитывает возможность применения газобаллонного оборудования на подвижном составе и его влияние на изменение технико-эксплуатационных показателей автомобиля. В методике применяется метод экспертных оценок, с учетом веса факторов. На первом этапе вводятся исходные данные об условиях эксплуатации, виде и номенклатуре груза, технико-эксплуатационных показателях автомобиля и прочее. Далее определяется, существует ли информация об эксплуатации автомобиля в заданных условиях. При отсутствии информации применяется метод экспертных оценок с учетом весов факторов. После заполнения всей необходимой информации производится выбор автомобилей, удовлетворяющих заданным требованиям. Рассчитывается себестоимость перевозки грузов для отобранных автомобилей на основании производительности транспортного средства и затрат на его эксплуатацию. На основании заданных условий эксплуатации и рассчитанной себестоимости формируется парк автомобилей, подходящих по заданным параметрам и имеющем наибольшую эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of the formation of the truck fleet of motor transport enterprise, depending on the purpose and technical and operational performance of vehicles

The article presents a method of forming a rational structure of the truck fleet. This method allows to evaluate the effectiveness of means of transport for which there are no statistics on the operation under specified conditions. The same methodology takes into account the possibility of application gas-equipment on rolling stock and its impact on the change of technical and operating characteristics of the vehicle. The methodology used method of expert evaluations, taking into account the weight factors. In the first step introduced initial data on operating conditions, and a cargo nomenclature, technical and operational performance of the car and so on. Next it is determined whether there is information about the operation of the vehicle under specified conditions. In the absence of information, used the method of expert evaluations based on weighting factor. After filling out all the necessary information is made choice of truck that meet the specified requirements. Calculated the cost of transportation of cargo for selected vehicles on the basis of the performance of the vehicle and the cost of its operation. On the basis of the definite operating conditions and Calculated the cost of transportation of cargo, is formed park of the trucks matching the given parameters, and with the greatest efficiency.

Текст научной работы на тему «Методика формирования парка грузовых автомобилей автотранспортного предприятия в зависимости от назначения и технико-эксплуатационных показателей транспортных средств»

Методика формирования парка грузовых автомобилей автотранспортного предприятия в зависимости от назначения и технико-эксплуатационных показателей транспортных средств

Н.С. Захаров, В.А. Ракитин Тюменский государственный нефтегазовый университет

Аннотация: В статье представлена методика формирования рациональной структуры парка грузовых автомобилей. Данная методика позволяет оценить эффективность применения транспортных средств, для которых не существует статистических данных по эксплуатации в заданных условиях. Так же методика учитывает возможность применения газобаллонного оборудования на подвижном составе и его влияние на изменение технико-эксплуатационных показателей автомобиля. В методике применяется метод экспертных оценок, с учетом веса факторов. На первом этапе вводятся исходные данные об условиях эксплуатации, виде и номенклатуре груза, технико-эксплуатационных показателях автомобиля и прочее. Далее определяется, существует ли информация об эксплуатации автомобиля в заданных условиях. При отсутствии информации применяется метод экспертных оценок с учетом весов факторов. После заполнения всей необходимой информации производится выбор автомобилей, удовлетворяющих заданным требованиям. Рассчитывается себестоимость перевозки грузов для отобранных автомобилей на основании производительности транспортного средства и затрат на его эксплуатацию. На основании заданных условий эксплуатации и рассчитанной себестоимости формируется парк автомобилей, подходящих по заданным параметрам и имеющем наибольшую эффективность.

Ключевые слова: Метод экспертных оценок, вес фактора, газобаллонное оборудование, методика формирования парка, себестоимость перевозок.

Важнейшая роль в функционировании нефтегазодобывающих предприятий принадлежит подсистеме технологического транспорта. Надежность и эффективность ее работы определяет скорость доставки грузов, персонала к месту работы, сроки строительства объектов нефтегазодобывающих комплексов, время простоя скважин в ремонте, связанное с отсутствием или отказом транспортных и технологических машин, и, соответственно, объемы и себестоимость продукции [1].

В настоящее время наблюдается бурный рост парка автомобилей в России. Кроме количественного роста расширяется и модельные ряды автомобилей, создаются новые классы автомобилей. В этой связи многие

потребители сталкиваются с проблемой выбора автомобилей. При этом однозначное решение найти сложно. Это связано с рядом причин [2].

При формировании парка грузовых автомобилей эта проблема является одной из ключевых, т.к. не всегда возможно правильно определить эффективность работы транспортного средства в заданных условиях эксплуатации.

Известно множество методик и исследований посвященных этой проблеме, и все они имеют различное назначение: одни направлены на повышение производительности автомобилей, другие на снижение эксплуатационных затрат предприятия или удовлетворения разнообразных требований к подвижному составу [3].

Учитывая разнообразные условия эксплуатации и постоянно растущий модельный ряд автомобилей, следует обратить внимание на проблему внедрения в эксплуатацию автомобилей, которые ранее никогда не использовались в заданных условиях. Методики, позволяющей сформировать парк грузовых автомобилей, не имея статистических данных об их эксплуатации, не существует. Поэтому для решения проблемы необходимы специальные исследования.

На основе анализа методик, изложенных в ранее выполненных исследованиях (Карагодин А.В., Мигачев В. А., Заруднев Д.И., Нуретдинов Д.И., Любимов И.И., Паули Н.В., Арам М.А., Шефтер Я.И., Шилимов М.В., Жуков А.И., Якунин С.Н., Бойко Г.В. и др. [4-16]) была сформирована цель исследований - снижение себестоимости грузовых перевозок путем выбора подвижного состава в зависимости от его назначения и технико-эксплуатационных показателей.

В качестве основы исследований выбран системный подход. Объект исследования представлен в виде системы.

Результатами теоретических и экспериментальных исследований является разработанная методика формирования рациональной структуры парка грузовых автомобилей, учитывающая возможность применения автомобилей, которые ранее не использовались в заданных условиях эксплуатации, путем применения метода экспертных оценок с учетом веса факторов, и возможность применения переоборудованной топливной системы, оказывающей влияние на технические показатели транспортного средства [17].

Преимуществом экспертных оценок является выбор экспертов из различных областей, что может быть полезно при оценке на различных этапах [18]. Также в некоторых случаях целесообразнее применить метод экспертных оценок, прежде чем проводить дорогостоящие исследования [19].

На рисунке 1 представлена схема общей методики исследований.

Рис.1 - Схема общей методики исследований

В качестве критерия эффективности выбран минимум себестоимости на перевозку грузов при эксплуатации подвижного состава.

C = f (3iTOHP,3ircM,3inpo4.,Wi) ^ min, (1)

где ЗТОиР - затраты на ТО и Р;

ЗГСМ - затраты на ГСМ;

Зпроч. - прочие затраты (налоговый вычет, организационно-производственные и другие);

W - производительность;

i - вид топливной системы, используемый на подвижном составе.

При выборе подвижного состава необходимо учитывать множество различных факторов, в том числе, в каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль.

Поэтому первым этапом выбора автомобиля является ввод исходных данных об условиях эксплуатации. Этот этап включается в себя учет информации о планируемом месте эксплуатации автомобиля: длина ездки, температура окружающего воздуха, тип дорожного покрытия, средняя техническая и эксплуатационная скорость, время для погрузки и разгрузки и т.д. Изменение любого из этих показателей может повлиять на конечный результат.

После ввода данных об условиях эксплуатации, заполняются данные о технических показателях транспортных средств. В случае если такие данные отсутствуют, используется справочные данные и метод экспертных оценок для определения возможности эксплуатации этого автомобиля в заданных условиях. При применении метода экспертных оценок [1] существует риск неточности результата, в отличие от использования статистических данных, где точность, как правило, выше. Поэтому данный метод рекомендуется применять только в случаях, когда нет возможности использовать статистические данные, например, если планируется эксплуатировать новую

модель автомобилей, которая до этого не эксплуатировалась в подобных условиях.

После определения недостающей информации, она заносится в базу данных по автомобилям и, по мере накопления статистических данных, корректируется и уточняется.

Производится ввод всей необходимой информации, составляется список потенциально пригодных для эксплуатации в заданных условиях автомобилей. Далее рассчитывается себестоимости перевозок для каждого автомобиля по предложенной методике с учетом возможности изменения типа топливной системы и применения поправочных коэффициентов для газодизельных автомобилей.

Список автомобилей сортируется по увеличению себестоимости перевозок. Данная сортировка показывает список потенциально пригодных автомобилей, начиная от наиболее эффективного автомобиля и заканчивая наименее эффективным.

Формируется структура парка из конкретных автомобилей наиболее подходящих для заданных условий эксплуатации.

При различных маршрутах возможен расчет эффективности каждого автомобиля в этих условиях эксплуатации с учетом грузооборота. В данном случае комбинация автомобилей с наименьшим произведением себестоимости на грузооборот (затраты на перевозку груза) будет являться наиболее эффективной.

Рис. 2 - Алгоритм выбора подвижного состава при формировании рациональной структуры парка

Основываясь на проведенном анализе уже имеющихся исследований, были составлены гипотезы о влиянии газобаллонного оборудования на изменение потока отказов газодизельных автомобилей. При переводе дизельного двигателя на двухтопливную систему питания - газодизельную, существует ряд проблем связанных с устойчивой работой двигателя. Во-первых, происходит усложнение топливной аппаратуры. Во-вторых, из-за неравномерности работы двигателя, возможна неравномерная передача крутящего момента на другие агрегатные узлы, такие как КПП и ходовая часть автомобиля (возникновение вибраций). В-третьих, из-за необходимости установки баллонов для КПГ снижается грузоподъемность автомобиля, что влияет на среднюю нагрузку на шасси, а также на производительность транспортного средства, что может привести к увеличению количества ездок из-за невозможности использовать полную грузоподъемность автомобиля. Учитывая все вышеназванные проблемы, можно предположить, что установка газобаллонного оборудования на дизельные автомобили окажет непосредственное влияние на увеличение потока отказов у этих транспортных средств.

Наработка

- Дизельные автомобили; 4 ^ - Газодизельные автомобили

Рис. 3 - Гипотеза о влиянии типа топливной системы на изменение

потока отказов

При увеличении потока отказов существует вероятность увеличения себестоимости перевозок, т.к. увеличится трудоемкость ТО и Р, затраты на запасные части и материалы, затраты на заработную плату ремонтным рабочим и другие.

В методиках, учитывающих применение компримированного природного газа, учитывается его расход и стоимость, но не учитываются затраты, связанные с изменением потока отказов.

Таким образом, разработанная методика позволяет сформировать рациональную структуру парка грузовых автомобилей, которая учитывает:

• возможность применения автомобилей, которые ранее никогда не эксплуатировались в заданных условиях и для которых не существует статистических данных по затратам на эксплуатацию;

• возможность использования автомобилей с газобаллонным оборудованием или переоборудование этих транспортных средств для работы по газодизельному циклу;

• изменения надежности газодизельных автомобилей и сроках окупаемости газобаллонного оборудования.

Литература

1. Пермяков В.Н., Новоселов О.А., Макарова А.Н. Моделирование закономерностей распределения наработок на отказ бульдозеров при строительстве оснований для нефтегазовых объектов // Инженерный вестник Дона, 2014, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2435/.

2. Захаров, Н.С., Новоселов О.А., Ракитин В.А. Методика сравнительной оценки потребительских свойств автомобилей // Научно-технический вестник Поволжья. - 2014. - № 6. - С. 158-160.

3. Ракитин В. А. Анализ методик формирования рациональной структуры парка грузовых автомобилей // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. URL: science-education.ru/121-18167 .

4. Арам, М.А. Эффективность формирования структуры парка транспортных средства в условиях рыночной экономики.: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: Москва, 2001. -154 c.

5. Бойко, Г.В. Методика оптимизации структуры транспорта для обслуживания городских пассажирских перевозок: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10: Волгоград, 2006. -162 с.

6. Жуков, А.И. Разработка методики формирования парка подвижного состава автобусного предприятия: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.08: Москва, 2010. - 127 с.

7. Заруднев, Д.И. Методика выбора автотранспортных средств для перевозки грузов: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10: Заруднев Дмитрий Иванович. - Омск, 2005. -237с.

8. Карагодин, А.В. Методика выбора парка грузовых автомобилей для транспортного обслуживания нефтедобывающих предприятий: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.01: Карагодин Алексей Викторович. - Москва, 2002. - 121 с.

9. Любимов, И.И. Методика формирования рациональной структуры подвижного состава автотранспортного предприятия: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10: Любимов Игорь Ильич. - Оренбург, 2007. -130 с.

10. Мигачев, В. А. Повышение эффективности использования грузовых автомобилей на основе выбора наиболее рационального парка подвижного состава: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10: Мигачев Виктор Анатольевич. -Пенза, Ульяновск, 2012. -137 с.

11. Мячкова, С.В. Методика определения рациональной структуры парка АТП на основе комплексного показателя: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10: Мячкова Светлана Владимировна. - Оренбург, 2012. -169с.

12. Нуретдинов, Д.И. Методика выбора типа подвижного состава для автотранспортного предприятия по технико-экономическим критериям.: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10: Нуретдинов Дамир Имамутдинович. -Набережные челны, 2004. -172с.

13. Паули, Н.В. Совершенствование методики выбора рациональной структуры парка грузовых автомобилей с учетом наработки.: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10: Паули Никита Владимирович. - Оренбург, 2013. -146с.

14. Шилимов, М.В. Формирование структуры парка и выбор автомобильных транспортных средств для перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.01: Москва, 2005. -145с.

15. Шкрет, Л.Я., Иванов А.В. / Об экономической целесообразности использования газодизельных грузовых АТС // Автомобильная промышленность. - 2014. - №1. - С. 1-3.

16. Якунин, С.В. Обоснование структуры таксомоторного парка с учетом характеристик периода эксплуатации автомобилей: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10: Оренбург, 2009. -129 с.

17. Захаров Н.С., Ракитин В.А. Оценка срока окупаемости газобаллонного оборудования с учетом изменения надежности газодизельных автомобилей // Инженерный вестник Дона, 2015, №2, ч.2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/2916 .

18. Better Evaluation Sharing information to improve evaluation. Expert Panel - 2015. URL: betterevaluation.org/evaluation-options/expert panel.

19. All about UX. Methods for expert evaluation - 2015. URL: allaboutux.org/expert-methods.

References

1. Permjakov, V.N., Novoselov O.A., Makarova A.N.

ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2435/.

2. Zakharov, N.S., Novoselov O.A., Rakitin V.A. Nauchno-tehnicheskij vestnik Povolzh'ja, 2014, № 6, pp. 158-160.

3. Rakitin, V.A. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2015, № 1, URL: science-education.ru/121-18167 .

4. Aram, M.A. Jeffektivnost' formirovanija struktury parka transportnyh sredstva v uslovijah rynochnoj jekonomiki [The effectiveness of the formation of the structure of the vehicle fleet in a market economy]: dis. ... kand. jekon. nauk: 08.00.05: Moskva, 2001. 154 p.

5. Bojko, G.V. Metodika optimizacii struktury transporta dlja obsluzhivanija gorodskih passazhirskih perevozok [Methods of optimizing the structure of transport for urban passenger transport service]: dis. ... kand. tehn. nauk: 05.22.10: Volgograd, 2006. 162 p.

6. Zhukov, A.I. Razrabotka metodiki formirovanija parka podvizhnogo sostava avtobusnogo predprijatija [Development of the method of forming the bus rolling stock fleet companies]: dis. ... kand. tehn. nauk: 05.22.08: Moskva, 2010. 127 p.

7. Zarudnev, D.I. Metodika vybora avtotransportnyh sredstv dlja perevozki gruzov [Method of selection of vehicles for the transportation of cargoes]: dis. ... kand. tehn. nauk: 05.22.10: zashhishhena: utv. Zarudnev Dmitrij Ivanovich. Omsk, 2005. 237 p.

8. Karagodin, A.V. Metodika vybora parka gruzovyh avtomobilej dlja transportnogo obsluzhivanija neftedobyvajushhih predprijatij [Methods of choosing fleet of trucks for transport services oil-producing enterprises]: dis. ...

Inzenernyj vestnik Dona (Rus),

2014,

№2

URL:

kand. tehn. nauk: 05.22.01: zashhishhena: utv. Karagodin Aleksej Viktorovich. Moskva, 2002. 121 p.

9. Ljubimov, I.I. Metodika formirovanija racional'noj struktury podvizhnogo sostava avtotransportnogo predprijatija [Methods of forming a rational structure of the rolling stock motor company]: dis. ... kand. tehn. nauk: 05.22.10: zashhishhena: utv. Ljubimov Igor' Il'ich. Orenburg, 2007. 130 p.

10. Migachev, V.A. Povyshenie jeffektivnosti ispol'zovanija gruzovyh avtomobilej na osnove vybora naibolee racional'nogo parka podvizhnogo sostava [More efficient use of trucks on the basis of selecting the most efficient rolling stock fleet]: dis. ... kand. tehn. nauk: 05.22.10: zashhishhena: utv. Migachev Viktor Anatol'evich. Penza, Ul'janovsk, 2012. 137 p.

11. Myachkova, S.V. Metodika opredelenija racional'noj struktury parka ATP na osnove kompleksnogo pokazatelja [Methods of determining the rational structure of auto transport fleet based on an complex indicator]: Dis. ... Cand. tehn. Sciences: 05.22.10: protected: approved. Myachkovo Svetlana. Orenburg, 2012. 169p.

12. Nuretdinov, D.I. Metodika vybora tipa podvizhnogo sostava dlja avtotransportnogo predprijatija po tehniko-jekonomicheskim kriterijam [Methods of selecting the type of rolling stock for the motor company on technical and economic criteria]: dis. ... kand. tehn. nauk: 05.22.10: zashhishhena: utv. Nuretdinov Damir Imamutdinovich. Naberezhnye chelny, 2004. 172 p.

13. Pauli, N.V. Sovershenstvovanie metodiki vybora racional'noj struktury parka gruzovyh avtomobilej s uchetom narabotki [Improving the method for the selection of a rational structure of the truck fleet, taking into account operation time]: dis. ... kand. tehn. nauk: 05.22.10: zashhishhena: utv. Pauli Nikita Vladimirovich. Orenburg, 2013. 146 p.

14. Shilimov, M.V. Formirovanie struktury parka i vybor avtomobil'nyh transportnyh sredstv dlja perevozki krupnogabaritnyh tjazhelovesnyh gruzov

[Formation of the structure of the park and the choice of motor vehicles for the transport of oversized heavy cargoes]: dis. ... kand. tehn. nauk: 05.22.01: Moskva, 2005. 145 p.

15. Shkret, L.Ja. Ob jekonomicheskoj celesoobraznosti ispol'zovanija gazodizel'nyh gruzovyh ATS [About the economic feasibility of using gas-diesel truck]. L.Ja. Shkret, A.V. Ivanov. Avtomobil'naja promyshlennost'. 2014. №1. p. 1-3.

16. Jakunin, S.V. Obosnovanie struktury taksomotornogo parka s uchetom harakteristik perioda jekspluatacii avtomobilej [Justification structure park of the taxi with characteristics period of operation of cars]: dis. ... kand. tehn. nauk: 05.22.10: Orenburg, 2009. 129 p.

17. Zakharov N.S., Rakitin V.A. Inzhenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №2, ch.2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/2916.

18. BetterEvaluation Sharing information to improve evaluation. Expert Panel, 2015, URL: betterevaluation.org/evaluation-options/expert panel.

19. All about UX. Methods for expert evaluation, 2015, URL: allaboutux.org/expert-methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.