Научная статья на тему 'Методика формирования ответственности младшего подростка в условиях модульно-рейтингового обучения'

Методика формирования ответственности младшего подростка в условиях модульно-рейтингового обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ответственность / младший подросток / модульно-рейтинговое обучение / методика / responsibility / younger teenager / module and rating education / method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комлев Александр Валерьевич

В статье представлена прошедшая широкую апробацию (2009– 2017 гг.) авторская методика формирования ответственности младшего подростка в условиях модульно-рейтингового обучения. Показаны ее элементы и структура оценивания (процедура, инструменты, форма фиксации результатов оценивания).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTING THE RESPONSIBILITY OF A YOUNGER TEENAGER THROUGH THE MODULE-RATING EDUCATION

The article presents the author’s method of developing teenage commitment of the youngest teenager responsibility in the conditions of module-rating schooling approbated by the author in 2009-2017. It discusses the elements and the assessment framework of the method, including the assessment procedure, tools and the means of recording the assessment results.

Текст научной работы на тему «Методика формирования ответственности младшего подростка в условиях модульно-рейтингового обучения»

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВА В ЕВРАЗИИ

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГО ОБУЧЕНИЯ

КОМЛЕВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ

Учитель технологии МОУ «Лицей № 4 Красноармейского района Волгограда», к. п. н. E-mail: komlev_av@mail.ru Волгоград, Россия

АННОТАЦИЯ. В статье представлена прошедшая широкую апробацию (20092017 гг.) авторская методика формирования ответственности младшего подростка в условиях модульно-рейтингового обучения. Показаны ее элементы и структура оценивания (процедура, инструменты, форма фиксации результатов оценивания).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ответственность, младший подросток, модульно-рей-тинговое обучение, методика.

PROMOTING THE RESPONSIBILITY OF A YOUNGER TEENAGER THROUGH THE MODULE-RATING EDUCATION

ALEXANDER KOMLEV

Technology teacher in Lyceum № 4 of the Krasnoarmeysky district of

Volgograd, PhD

E-mail: komlev_av@mail.ru

Volgograd, Russia

ABSTRACT. The article presents the author's method of developing teenage commitment of the youngest teenager responsibility in the conditions of module-rating schooling approbated by the author in 2009-2017. It discusses the elements and the assessment framework of the method, including the assessment procedure, tools and the means of recording the assessment results.

KEY WORDS: responsibility, younger teenager, module and rating education, method.

В настоящее время перед школьным образованием остро стоит проблема формирования ответственности подрастающего поколения. Данное положение находит отражение в стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [3] и активно внедряемых на сегодняшний день федеральных государственных образовательных стандартах. Сложность и болезненность этого вопроса подтверждается наблюдаемой на сегодняшний день в подростковой среде деформацией духовно-нравственных ценностей, размытием моральных ограничителей на пути к достижению личного успеха, слабому развитию культуры ответственного гражданского поведения. Отдельные инновационные поиски путей формирования ответственности школьников педагогами до сегодняшнего дня не давали массового устойчивого результата в связи с неразработанностью научно-педагогических основ формирования рассматриваемого личностного качества. Ориентиром в решении данной проблемы учителями общеобразовательной школы является прошедшая широкую апробацию авторская методика формирования ответственности младшего подростка в условиях модульно-рейтингового обучения, о которой и пойдет речь в данной статье.

Ответственность младшего подростка понимается нами как качество личности, проявляющееся в форме осознания подростком нравственного значения совершаемых действий и являющееся внутренним регулятивом его культуросообразного поведения. Модульно-рейтин-говое обучение - как организация образовательного процесса на основе модульного представления учебной информации, предполагающая балльную оценку успеваемости учащихся по результатам изучения каждого модуля посредством рейтинга.

Методика формирования ответственности младшего подростка реализуется через актуализацию педагогического потенциала модульно-рей-тингового обучения в формировании искомого личностного качества в соответствии со следующими этапами:

• организационно-методический, предполагающий структурирование подлежащего оценке учебного материала согласно специфике предметной области, разработку рейтингового регламента; разработку системы штрафов и поощрений по результатам текущей промежуточной и итоговой аттестации; диагностику исходного состояния сформированности ответственности младшего подростка; наглядное знакомство школьников с предлагаемой технологией и организацией учета зарабатываемых ими баллов; педагогический мониторинг процесса формирования ответственности младшего подростка;

• деятельностно-преобразующий, включающий в себя систематическое проведение коллективного обсуждения, рефлексии достижений младших подростков согласно рейтинговому регламенту с их обязательной наглядной демонстрацией; организацию само- и взаимооценки работы каждым обучающимся с целью осмысления ценности и значимости ответственности; создание проблемных ситуаций с целью стимулирования самостоятельного поиска смысла ответственности младшим подростком и, в конечном счете, выработки собственной мировоззренческой позиции по отношению к ответственности в жизни человека; поощрение лидеров рейтинга по результатам промежуточной аттестации;

• ценностно-проектировочный, подразумевающий дальнейшее стимулирование совершения ответственных и честных поступков школьниками; создание благоприятных условий для презентации обучающимися своих достижений, конструктивного самоутверждения в группе и социально полезной деятельности, практической самореализации; включение младших подростков в социальное проектирование, одобрение их желания помочь и поддержать окружающих; наблюдение за школьниками для обнаружения сильных сторон и перспектив их развития.

Для объективной оценки сформированности ответственности младшего подростка используется соответствующее критериально-диагностическое сопровождение, включающее в себя уровневую шкалу сформированности искомого личностного качества и монографические характеристики наиболее ярких типичных представителей каждого из выделенных уровней, а также выделенные нами в процессе опытно-экспериментальной работы факторы и условия формирования ответственности младшего подростка.

Ситуационный уровень - непредсказуемое и неопределенное проявление ответственных поступков.

Монографическая характеристика.

Егор, 11 лет, - типичный представитель ситуационного уровня. Несмотря на некоторую осведомленность в различных областях знания, школьник демонстрирует посредственное отношение к учебе. Постоянно отсутствует рабочая тетрадь на уроке, записи не ведутся либо делаются формальные пометки для того, чтобы создать видимость работы. Систематически не выполняет домашнее задание. Своей вины в этом Егор не видит и стыда не испытывает. В процессе беседы с учителем о возможных причинах таких поступков абсолютно спокойно и уверенно объясняет это тем, что он левша

и у него плохой почерк. К предложениям о кропотливой работе по устранению этого недостатка относится скептически, аргументируя тем, что это у него на генном уровне («у меня папа и брат так пишут») и лучше не будет. Отношения с одноклассниками очень напряженные. В постоянных издевках над собой он винит только товарищей, абсолютно не задумываясь о том, насколько корректно он ведет себя сам. Не пытается разрешить конфликт мирным путем и срывается на оскорбления. Несмотря на некоторый интерес к школьному курсу технологии, выражаемый в различных вопросах к учителю, отверг его предложение заниматься в кружке технического творчества, мотивируя тем, что «я очень забывчивый и не смогу систематически из-за этого посещать занятия». После предложения поучаствовать в конкурсе свое решение изменил. Типичным представителем ситуационного уровня также является Илья, 11 лет. В отличие от Егора, который относительно спокоен, Илья ведет себя очень развязно и нахально. Посредственное отношение к учебе дополняется периодическими опозданиями на урок, пренебрежением к школьным правилам и нормам. Школьник постоянно позволяет себе задирать товарищей, оскорблять их и провоцировать на драку. На замечания старших реагирует формально, продолжая начатое через определенный промежуток времени. Причины агрессии в процессе беседы с учителем объясняет тем, что «они сами начинают, не так смотрят и т. д.».

Таким образом, на ситуационном уровне ведущими факторами являются потребность в уважении со стороны окружающих и стремление к признанию, популярности, привлечению общего внимания к себе.

Условиями, стимулирующими формирование ответственности младшего подростка, являются личные беседы со школьником о потенциале, который в нем заложен, необходимости постановки более серьезных целей и представление возможностей для самореализации через выполнение ответственного поручения (ассистент учителя, староста или физорг класса и т. д.) с обязательным наличием системы взаимооценки одноклассниками, включение в совместную коллективную деятельность, подготовку к конкурсам, выставкам, фестивалям, спортивным соревнованиям различного уровня. Ответственные поручения заставляют школьника работать над своим поведением, позволяют проявить себя и добиться уважения со стороны товарищей.

Эгоцентрический уровень - проявление ответственности на уровне морального поведения. [1]

Монографическая характеристика.

Александр, 11 лет, - яркий представитель эгоцентрического уровня. Школьник отличается особым отношением к самому себе, очень важный,

самодовольно-высокомерный и кичливый. Настоящих друзей в классе не имеет, что нисколько его не смущает. Данное положение не мешает обращаться к кому-то с определенной просьбой-требованием и не стесняться в выборе слов в случае отказа. Товарищи не проявляют к нему уважения, но и особо не задирают. В учебе демонстрирует относительно неплохие результаты, но периодически к урокам не готовится. В случае предъявления санкций и жестких требований испытывает стыд и обещает выполнить то, что не сделал. Обещания сдерживает.

Таким образом, на эгоцентрическом уровне ведущим фактором, определяющим динамику становления ответственности младшего подростка, является присущее данному возрасту чувство взрослости и стремление занять значимую позицию в обществе.

Ключевым условием, стимулирующим формирование ответственности младшего подростка, является усиление контроля за учебной деятельностью школьника с обязательной наглядной и объективной демонстрацией достижений и перспектив для дальнейшего развития.

Группоцентрический уровень - в основе ответственных поступков нравственные регулятивы.

Монографическая характеристика.

Данила, 11 лет, - типичный представитель группоцентрического уровня. Обучающийся демонстрирует хорошие успехи в учебе, в классе пользуется уважением, имеет друзей. К учителям относится с уважением. Имеют место редкие случаи невыполнения домашнего задания, некоторая робкая поддержка коллективной агрессии по отношению к товарищу, не входящему в группу друзей. Робость связана с противоречивым желанием поддержать значимую группу и пониманием того, что он поступает далеко не совсем правильно. Диалог с учителем о правомерности практикуемых поступков переживает очень эмоционально, испытывая угрызения совести. Искренне обещает исправиться. Обещания сдерживает.

Ведущим фактором, определяющим динамику становления ответственности младшего подростка на группоцентрическом уровне, является развивающаяся на данном уровне способность к рефлексии, к осмыслению своего внутреннего мира и личностных качеств.

Ключевым условием является систематически проводимая педагогом рефлексия тех или иных аспектов школьной жизни обучающихся -обращение внимания младших подростков на самих себя и на свое сознание, на продукты собственной активности и какое-либо их переосмысление.

Просоциальный уровень - ценностное взаимодействие с окружающим миром и культуросообразное поведение школьника обеспечивают внутренние духовные регулятивы.

Монографическая характеристика.

Олег, 11 лет, - редкий представитель просоциального уровня. Мальчик уже с начальной школы предъявляет к себе определенные требования. Всегда собран, опрятен. В учебной деятельности проявляет себя очень активно. Всегда подготовлен к уроку, отвечает у доски, на рабочем месте за партой всегда образцовый порядок. Проявляет интерес к различным областям знания, выходящим за рамки программы. Увлекается техническим и декоративно-прикладным творчеством, электротехникой. Инициативен в школьных делах, помощи учителю, одноклассникам, работникам школы. Олег очень уравновешен и спокоен. В классе пользуется уважением, всегда откликается на просьбы товарищей. В конфликтах не участвует, никогда не поддерживает издевки над товарищами. Возникающие ссоры между одноклассниками всегда пытается урегулировать.

Таким образом, на просоциальном уровне ведущими факторами, определяющими динамику становления ответственности младшего подростка, являются яркое стремление к развитию и творческой деятельности с опорой на полученные знания.

Ключевыми условиями, стимулирующими формирование ответственности младшего подростка, являются выполнение нестандартных заданий творческого характера, предоставление возможности поделиться собственными знаниями и опытом со сверстниками, учителями и родителями.

Инвариантными факторами становления ответственности младшего подростка, не зависящими от уровня ее сформированности, являются повышение уровня социальной активности, потребность в общении, стремление школьника к познавательной деятельности и творчеству.

Инвариантными условиями формирования ответственности младшего подростка являются учет социально-психологических особенностей данного возрастного периода; включение школьников в совместную коллективную деятельность; создание упорядоченной системы контроля учебной деятельности школьника и ее организационно-правовых аспектов, различных достижений с учетом взаимооценки одноклассниками; систематически проводимая педагогом рефлексия, сопровождающаяся наглядной демонстрацией достижений каждого обучающегося и наличием системы поощрений по результатам аттестации.

Формой фиксации результатов оценивания учителем учебных достижений школьников, организационно-правовых элементов их учебной

деятельности (опоздание на урок, своевременность сдачи отчетности, ведение рабочей тетради, наличие спортивной формы и т. д.) и различных достижений (успешное участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, конференциях и т. д.) являются рейтинговые таблицы по каждому учебному модулю модульной программы.

Модуль - логически завершенная часть учебного предмета, в процессе изучения которой осуществляется комплексный поэтапный текущий и итоговый контроль. Содержание данного определения возможно проиллюстрировать на фрагменте примерного учебно-тематического плана авторского модуля для 5-го класса (см. таблицу 1).

Каждый учебный модуль М1, М2, М3 и т. д. (крупный раздел) модульной программы (МП) по тому или иному учебному предмету разбивается на составляющие (М 1.1, М 1.2 и т. д.), которые, в свою очередь, состоят из элементов (М 1.1.1, М 1.1.2 и т. д.). Текущий и итоговый контроль, проводимый в течение изучения модуля, позволяет набрать учащемуся максимальное количество баллов только в том случае, если на него не будут наложены штрафные баллы за организационно-правовые аспекты. Организационно-правовые аспекты (опоздание на урок, наличие дневника, спортивной формы и т. д.) учебной деятельности школьника отслеживаются ежеурочно (М 1.1.1, М 1.1.2 и т. д.), и в случае отсутствия одного из показателей производится вычет по 1 баллу за каждый с зарабатываемой учащимся отметки. Дополнительные 1020% от максимального количества баллов по результатам изучения модуля М 1.1 учащийся может набрать за счет определенных достижений (успешное участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, конференциях и т. д.), демонстрирующих активное применение на практике полученных знаний. Сумма баллов-бонусов варьируется в зависимости от призового места и уровня мероприятия, в котором школьник принял участие (школьный, муниципальный, региональный и т. д.). Определение этого соотношения осуществляется индивидуально каждым учителем самостоятельно.

Рейтинг - индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей. [4]

Фрагмент-иллюстрация авторской рейтинговой таблицы контроля усвоения учащимися 5-го класса модуля М 1.4 по предметной области «Технология» (см. таблицу 2).

Таблица 1. Фрагмент примерного учебно-тематического плана авторского модуля для 5-го класса

Модуль Составляющие модуля Элементы содержания Кол-во часов Вид контроля Итого

Текущий + итоговый Текущий Итоговый

Учебная деят. Штраф за орга-низ.-прав. аспекты Поощрение за достижения (10-20%)

М1 М 1.1 М 1.4.1 2

М 1.4.2 2

М 1.4.3 2

М 1.2

М 1.3

Таблица 2. Фрагмент-иллюстрация авторской рейтинговой таблицы контроля усвоения учебного модуля учащимися

Ученик Сост. модуля Элементы модуля Вид контроля / количество баллов Итого

уд (учебн. деят. -баллы за работу на уроке) Организационно-правовые аспекты Достижения

Спецодежда Дневник Тетрадь/ д/з Опоздание I

Иванов И. М 1.4 М 1.4.1 9 + + +/+ 9 3 26

М 1.4.2 8 + + +/- 7

М 1.4.3 9 + - +/+ V 7

Расчет итогового количества баллов производится следующим образом. На каждом уроке-модуле (М 1.4.1 и т. д.) учащийся может набрать максимум 10 баллов. Учителем фиксируются организационно-правовые аспекты учебной деятельности школьника (наличие спецодежды, дневника, тетради с домашним заданием, своевременный приход на урок), и в случае отсутствия чего-то или опоздания на урок производится вычет одного балла с зарабатываемой отметки за каждый показатель, после чего выставляются итоговые баллы. В итоговое количество баллов по результатам изучения всего учебного модуля М 1.4 дополнительно входит от 10% до 20% от их максимального количества за различные достижения школьника (успешное участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, конференциях и т. д.), что позволяет ему занять лидирующую позицию в школьном рейтинге среди учащихся. Для удобства возможно использование суррогатной шкалы В. П. Симонова (традиционная пятибалльная система с дополнительными математическими знаками «+» и «-») [2] и ее дальнейший перевод в баллы.

Таким образом, представленная выше методика формирования ответственности младшего подростка в условиях модульно-рейтингового обучения позволяет учителям общеобразовательной школы выстраивать свою работу в данном направлении системно и целостно, обеспечивая становление рассматриваемого личностного качества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Борытко, Н. М. Этическое воспитание / Н. М. Борытко. - Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 32 с.

2) Симонов, В. П. Диагностика степени обученности учащихся : учеб-но-справ. пособие / В. П. Симонов. - М. : MRA, 1999. - 48 с.

3) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р // Минобрнауки РФ [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Режим доступа : http://минобрнауки.рф/документы/9090/файл/8427/f5Z8H9tgU K5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf.

4) Чернявская, А. П. Современные средства оценивания результатов обучения / А. П. Чернявская, Б. С. Гречин. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. -98 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.