Научная статья на тему 'Методика формирования основ профессионально-прикладной физической культуры у студентов архитектурно-строительного вуза'

Методика формирования основ профессионально-прикладной физической культуры у студентов архитектурно-строительного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
244
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL PREPARATION / MOTION ACTIVITY / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Володина Ирина Викторовна, Седых Нина Викторовна

В статье рассматриваются вопросы профессионально-прикладной физической подготовки будущих инженеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Володина Ирина Викторовна, Седых Нина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation methodology for the bases of professionally applied physical culture among the students of architectural and construction engineering higher school

The article considers the issues of professionally-applied physical preparation for the future engineers.

Текст научной работы на тему «Методика формирования основ профессионально-прикладной физической культуры у студентов архитектурно-строительного вуза»

УДК 37.037:371

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНОСТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА

Ирина Викторовна Володина, соискатель,

Нина Викторовна Седых, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградская государственная академия физической культуры

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы профессионально-прикладной физической подготовки будущих инженеров.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, двигательная активность, здоровье.

FORMATION METHODOLOGY FOR THE BASES OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL CULTURE AMONG THE STUDENTS OF ARCHITECTURAL AND CONSTRUCTION ENGINEERING HIGHER SCHOOL Irina Viktorovna Volodina, the competitor,

Nina Viktorovna Sedykh, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Volgograd State Academy of Physical Culture

Annotation

The article considers the issues of professionally-applied physical preparation for the future engineers.

Keywords: professional-applied physical preparation, motion activity, health.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях очевиден разрыв между степенью подготовленности выпускников вузов и факультетов к работе в условиях свободного трудоустройства и растущими запросами общества. Реальным становится угроза функциональной неподготовленности специалистов к удовлетворению социального заказа в современных условиях и девальвации его общественной значимости [2] обращают внимание на несоответствие содержания высшего профессионального образования новым социальным требованиям, потребностям личности, условиям жизни и деятельности человека. Назрела необходимость смены организационно-управленческой парадигмы системы подготовки специалистов - приобретать не только знания и умения, но и навыки профессионального самосовершенствования [1, 3].

Ключевыми моментами решения проблемы повышения эффективности физической подготовки студентов к их будущей профессии инженера производственностроительных конструкций являются:

- разработка профессиограммы будущего специалиста как ориентира для совершенствования процесса физического воспитания;

- рациональное планирование учебной нагрузки по физическому воспитанию и увеличение объема двигательной активности студентов за счет самостоятельных занятий физическими упражнениями.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Первичные исследования, проведенные на выпускниках вуза последних пяти лет в количестве 328 человек, показали, что для успешной профессиональной деятельности в качестве инженера производственно-строительных конструкций человек должен обладать вестибулярной устойчивостью, стрессоустойчивостью и высокой помехоустойчиво-

стью, быть способным выполнять работу, сопряженную с физическим и психическим напряжением, и при этом быстро принимать решения в меняющейся ситуации. Показано, что у молодых специалистов, успешно выполняющих свою работу, существенно выше показатели физической работоспособности, кистевой и становой силы, показатели памяти, точность воспроизведения усилий и движений.

Полученные в процессе исследования данные позволили определить основное содержание авторской комплексной методики профессионально-прикладной физической подготовки будущих инженеров.

В блок теоретических знаний вошли два раздела, в первом из которых даны основные понятия теории и истории физической культуры, профессионально-прикладной физической подготовки и определены средства, необходимые для подготовки студентов к их будущей профессии инженера производственно-строительных конструкций. Второй раздел посвящен особенностям развития физических кондиций студентов и проблемам организации самостоятельными занятиями физическими упражнениями, способствующими подготовке к работе по избранной специальности, поддержанию работоспособности и уровня здоровья будущих специалистов.

Профессиограмма и данные, полученные в процессе исследования, позволили определить основное содержание авторской комплексной методики профессиональноприкладной физической подготовки будущих инженеров, в которую, помимо теоретической программы, вошло акцентированное развитие силовых, координационных способностей, специальной выносливости и элементы психорегуляции.

В то же время исследования показали, что исходный уровень физической подготовленности студентов как контрольной, так и экспериментальной групп оценивается как «низкий», причем уровень здоровья студентов первого курса оценивается как «низкий» со средним баллом «1». Это также было учтено при разработке экспериментальной методики, основанной на направленном дозировании физической нагрузки в зависимости от требований профессиональной деятельности, функционального состояния и уровня физической подготовленности занимающихся.

Как видно из рисунка 1, в качестве средств комплексной экспериментальной методики профессионально-прикладной подготовки были использованы специальные знания по предмету «Физическая культура», упражнения на совершенствование необходимых для будущей трудовой деятельности физических способностей (силы, координации и выносливости) и мероприятия по совершенствованию психофизических качеств (дыхательные упражнения и асаны йоги).

Положительное влияние занятий по экспериментальной программе сказалось почти на всех исследуемых показателях: статистически достоверно улучшились показатели массы тела, объема талии, силы мышц рук и ЖЕЛ. Все эти улучшения статистически достоверны. В контрольной группе изменения коснулись только динамометрии правой руки, причем эти сдвиги меньше, чем в экспериментальной группе.

За время проведения эксперимента в экспериментальной группе статистически достоверно улучшились показатели физической подготовленности, результаты тестирования жизненной емкости легких и физической работоспособности. В контрольной группе достоверных изменений практически не наблюдалось.

В экспериментальной группе наблюдается достоверное улучшение результатов тестирования профессионально-значимых качеств в восьми из десяти случаев.

Ориентация экспериментальной программы на формирование профессиональноприкладной физической подготовленности способствовала возникновению у студентов потребности в приобретении необходимых умений и навыков для профессиональной деятельности.

Рис. 1 Схема организации работы по совершенствованию физических кондиций студентов экспериментальной группы

ВЫВОДЫ

1. Длительное воздействие особенностей будущей профессиональной деятельности и неблагоприятных факторов труда отрицательно сказываются на состоянии здоровья, уровне физического развития, физической подготовленности учащихся учреждений среднего профессионального образования.

2. Профессиографические исследования профессии специалиста в области инженерно-строительных конструкций, анализ литературы, педагогические наблюдения, анкетирования позволили выявить структуру профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов, способствующую укреплению здоровья молодежи и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бармина, О. С. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки операторов мобильных комплексов связи / О. С. Бармина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). - С. 13-16.

2. Панченко, И.А. Разработка модели специалиста горного профиля для определения его профессионально важных физических качеств / И.А. Панченко, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 98-101.

3. Петров, С. А. Профессиографический анализ деятельности в аспекте формирования психофизической надежности специалистов диспетчерского аппарата службы движения управления дороги / С. А. Петров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 77-81.

Контактная информация: nina4588@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.