Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ВОЛЕЙБОЛЕ'

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ВОЛЕЙБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
20
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Л. Д., Тимошина И. Н., Быстрова О. Л.

Цель исследования - теоретическое обоснование разработки методики формирования навыков моделирования соревновательных действий квалифицированных волейболистов 17-19 лет. Методика и организация исследования. Проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 28 волейболистов (II, I разрядов) 17-19 лет. Были организованы КГ и ЭГ, в каждой по 14 спортсменов. Предварительное тестирование уровня их физической и технической подготовленности не выявило существенных различий между волейболистами КГ и ЭГ. Тренировочные занятия в КГ проводились по традиционной методике; в ЭГ, использовалась разработанная нами технология формирования навыков теоретического моделирования соревновательных действий. Результаты исследования и выводы. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что под воздействием тренировочной нагрузки произошел их прирост в обеих группах: КГ и ЭГ. Однако игроки ЭГ отличались более высоким уровнем физической и технической подготовленности. Разработка и использование методики формирования навыков моделирования соревновательных действий в волейболе, направленной на совершенствование восприятия, двигательной памяти, внимания, аналитических способностей, прогнозирования действий противника, обеспечили повышение уровня физической и технической подготовленности квалифицированных волейболистов 17-19 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/0040-3601-2021-12-30-32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE PERFORMANCE MODELING SKILLS TRAINING METHOD: TESTS AND BENEFIT ANALYSIS

Objective of the study was to develop and test benefits of a new competitive performance modeling skills training method in application to the skilled 17-19-year-old volleyball players. Methods and structure of the study. We sampled for the competitive performance modeling skills training method testing experiment the 17-19-year-old Class I/ II players (n=28) and split them up into Reference and Experimental Groups (RG, EG) of 14 people each. Pre-experimental physical fitness tests (including the 3/ 6m sprints (s); standing long/ high jumps (cm); and 1kg fitball jump throws - straight and left-/ right-turn ones) found insignificant intergroup differences (p>0.05). Pre-experimental technical fitness tests (including the situation-specific response efficiency; motor skills control on the move; and situation-specific attacking skills tests) also found insignificant intergroup differences (p>0.05). The RG training in the experiment was standard, and the EG training was complemented by the new competitive performance modeling skills training method. The competitive performance modeling skills training method offered special training tools to excel the specific perceptions, attention control, motor memory and a range of other individual intellectual and physical qualities. Results and conclusion. The new competitive performance modeling skills training method was tested beneficial for the situation specific responses and control excellence purposes as verified by a set of the group pre- versus post-experimental physical / technical fitness tests, with special improvements in a range of intellectual performance and practical aspects. The improved competitive performance modeling skills were found to contribute to the game reading, forecasting and analyzing abilities for fair analyses of the own/ opponent’s technical performance of special importance for the competitive experience building aspect.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ВОЛЕЙБОЛЕ»

методика формирования навыков моделирования соревновательных действий в волейболе

УДК/UDC 796.32

Поступила в редакцию 03.02.2021 г.

Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко1

Доктор педагогических наук, профессор И.Н. Тимошина1

Кандидат педагогических наук, доцент О.Л. Быстрова1

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова, Ульяновск

COMPETITIVE PERFORMANCE MODELING SKILLS TRAINING METHOD: TESTS AND BENEFIT ANALYSIS

Dr. Hab., Professor L.D. Nazarenko1 Dr. Hab., Professor I.N. Timoshina1 PhD, Associate Professor O.L. Bystrova1

1 Ulyanovsk State University of Education, Ulyanovsk

Информация для связи с автором: Id nazarenko@mail.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - теоретическое обоснование разработки методики формирования навыков моделирования соревновательных действий квалифицированных волейболистов 17-19 лет.

Методика и организация исследования. Проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 28 волейболистов (II, I разрядов) 17-19 лет. Были организованы КГ и ЭГ, в каждой по 14 спортсменов. Предварительное тестирование уровня их физической и технической подготовленности не выявило существенных различий между волейболистами КГ и ЭГ. Тренировочные занятия в КГ проводились по традиционной методике; в ЭГ, использовалась разработанная нами технология формирования навыков теоретического моделирования соревновательных действий. Результаты исследования и выводы. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что под воздействием тренировочной нагрузки произошел их прирост в обеих группах: КГ и ЭГ. Однако игроки ЭГ отличались более высоким уровнем физической и технической подготовленности. Разработка и использование методики формирования навыков моделирования соревновательных действий в волейболе, направленной на совершенствование восприятия, двигательной памяти, внимания, аналитических способностей, прогнозирования действий противника, обеспечили повышение уровня физической и технической подготовленности квалифицированных волейболистов 17-19 лет.

Ключевые слова: волейбол, моделирование действий, педагогический эксперимент.

Abstract

Objective of the study was to develop and test benefits of a new competitive performance modeling skills training method in application to the skilled 17-19-year-old volleyball players.

Methods and structure of the study. We sampled for the competitive performance modeling skills training method testing experiment the 17-19-year-old Class I/ II players (n=28) and split them up into Reference and Experimental Groups (RG, EG) of 14 people each. Pre-experimental physical fitness tests (including the 3/ 6m sprints (s); standing long/ high jumps (cm); and 1kg fitball jump throws - straight and left-/ right-turn ones) found insignificant intergroup differences (p>0.05). Pre-experimental technical fitness tests (including the situation-specific response efficiency; motor skills control on the move; and situation-specific attacking skills tests) also found insignificant intergroup differences (p>0.05). The RG training in the experiment was standard, and the EG training was complemented by the new competitive performance modeling skills training method.

The competitive performance modeling skills training method offered special training tools to excel the specific perceptions, attention control, motor memory and a range of other individual intellectual and physical qualities. Results and conclusion. The new competitive performance modeling skills training method was tested beneficial for the situation specific responses and control excellence purposes as verified by a set of the group pre- versus post-experimental physical / technical fitness tests, with special improvements in a range of intellectual performance and practical aspects. The improved competitive performance modeling skills were found to contribute to the game reading, forecasting and analyzing abilities for fair analyses of the own/ opponent's technical performance of special importance for the competitive experience building aspect.

Keywords: volleyball, actions modeling, educational experiment.

Введение. В процессе спортивной игры волейболисты постоянно выполняют моторные акты, результативность которых в значительной мере обусловлена развитием восприятия, внимания, двигательной памяти и других интеллектуальных свойств личности. Показатели восприятия формы и содержания двигательных действий являются важным ус-

ловием эффективной разработки модели соревновательной деятельности.

Цель исследования - экспериментальное обоснование разработки методики формирования навыков моделирования соревновательных действий квалифицированных волейболистов 17-19 лет.

30

http://www.teoriya.ru

№12^ 2021 Декабрь | December

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 28 квалифицированных волейболистов (II, I разрядов) 17-19 лет. Были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 14 спортсменов. Предварительное тестирование уровня их физической подготовленности осуществлялось с помощью контрольных упражнений: ускорения 3 и 6 м (с); прыжков в длину и высоту с места (см); бросков набивного мяча (1 кг); в прыжке, в прыжке с поворотом (влево и вправо), не выявило существенных различий между волейболистами КГ и ЭГ (р>0,05).

Уровень технической подготовленности определялся по: выбору эффективного способа выполнения технического приема для конкретной игровой ситуации; сформи-рованности навыков выполнения двигательных действий с ускорением; степени соответствия варианта проведения атакующего приема сложившейся ситуации. Анализ результатов исследования также не выявил существенных различий по уровню технической подготовленности спортсменов (р>0,05).

Тренировочные занятия в КГ проводились по традиционной методике; в ЭГ использовалась разработанная нами методика формирования навыков теоретического моделирования соревновательных действий.

Содержание методики формирования навыков моделирования предусматривало: развитие восприятия, внимания, двигательной памяти и других значимых свойств личности волейболиста.

В процессе совершенствования восприятия игрового действия в ходе соревнования перед атлетом ставилась задача его рассмотрения в целостном виде при понимании, что его содержание представлено совокупностью взаимосвязанных самостоятельных элементов, с разной степенью значимости: от ведущего до отдельных деталей, между которыми существуют сложные взаимосвязи.

Для развития восприятия игроки выполняли следующие задачи:

- увидев конкретный технический прием, назвать его по терминологии;

- выявить особенности его структурного содержания: указать ведущий элемент техники данного моторного акта и детали;

- обосновать, почему названный элемент является ведущим; сколько деталей, с указанием роли каждой, для результативности выполнений данного игрового действия.

Другие спортсмены ЭГ должны были оценить качество ответа своего партнера и при необходимости дать соответствующие уточнения.

Объективность, точность, четкость восприятия формы и содержания каждого моторного акта противника, понимание его особенностей и значения для эффективности выполнения, обеспечивает совершенствование двигательной памяти, которая имеет важные характеристики: объем и прочность. Объем обуславливает количество запоминания усвоенных игровых приемов со всеми их особенностями структурного содержания. При глубоком понимании значимости каждого технического приема в волейболе и особенностей его выполнения в зависимости от возникшей ситуации атлет запоминает большое количество игровых действий и тех обстоятельств, при которых тот или иной прием будет наиболее результативным.

Для увеличения объема двигательной памяти спортсмены ЭГ выполняли следующие тренировочные задания:

- провести прием подачи с использованием не менее пяти различных способов: сверху, снизу, с выпадом вперед, в падении, в прыжке и т. д.;

- обосновать целесообразность применения каждого способа с учетом конкретной игровой ситуации;

- назвать двигательно-координационные качества, развитие которых позволит успешно выполнить любую разновидность приема мяча и др.

Прочность двигательной памяти обеспечивается объективностью восприятия формы и содержания игрового приема. Точное восприятие двигательного действия в соответствии с его пространственно-временными и пространственно-силовыми параметрами, формой и содержанием, особенностями соотношения структурных компонентов способствует упрочению запоминания моторного акта на длительное время с его последующим воспроизведением. Прочность двигательной памяти является ее главным качеством, а точное воспроизведение техники игрового приема необходимо рассматривать как оценку ее развития.

Формирование прочности двигательной памяти осуществлялось с помощью следующих упражнений:

- в процессе наблюдения за ходом выполнения технического приема квалифицированным игроком выявить: количество структурных элементов, составляющих его содержание; особенности исполнения каждого компонента; установить его исходные и конечные положения;

- воспроизвести данное двигательное действие, сохраняя последовательность всех компонентов;

- определить изменение параметров в различных ситуациях соревновательной борьбы и т. д.

Формирование двигательной памяти проводилось с использованием словесных (объяснение, рассказ, пояснение, указание, разъяснение), наглядных (показ высококвалифицированным волейболистом; применение рисунка, схематичного изображения) и практических методов (воспроизведение игрового приема в разных условиях).

Внимание как способность спортсмена выделить главный или несколько разных раздражителей, воздействующих на нервную систему в ходе тренировочной или соревновательной деятельности, имеет большое значение для ее эффективности. В волейболе проявляются различные виды внимания: непроизвольное (вызванное необычностью и силой раздражителя), произвольное (обусловленное волевым усилием) и внимание, возникшее в процессе сосредоточенной деятельности. Внимание характеризуется объемом, степенью концентрации и устойчивостью - все эти качества проявляются в ходе игровой деятельности волейболистов, выполняя определенную роль в зависимости от напряженности спортивной борьбы.

В основе внимания заложен физиологически мощный, ориентировочно-исследовательский рефлекс, обусловленный познавательном интересом. Это предъявляет высокие требования к профессиональной деятельности тренера, построению тренировочных занятий, выбору средств и методов тренировки, использованию элементов новизны; учету уровня физической и технической подготовленности и других индивидуальных особенностей игроков.

Для совершенствования внимания атлетам ЭГ предлагалось:

- выслушать задание тренера и найти в его ситуации элементы нового;

- выполнить серию физических упражнений и определить, на развитие какого двигательно-координационного качества направлен каждый моторный акт;

- понять двигательную задачу и содержание задания после одного объяснения спортивного педагога без дополнительных указаний и т. д.

Аналитические способности связаны с уровнем мышления атлета, которое основано на процессах анализа (выявле-

№12 • 2021 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

ние отдельных элементов двигательного действия для более глубокого понимания его признаков, их различий и сходства) и синтеза (установление закономерных связей между отдельными частями технического приема, обобщение их признаков и т. д.). Для формирования аналитических действий целесообразно научить волейболистов воспринимать новое физическое упражнение в целом, с последующим выявлением его структурных частей на основе закономерностей их взаимосвязей. Это позволяет более глубоко осознать их особенности при формировании индивидуального стиля соревновательной деятельности. Эффективность аналитических операций обусловлена сформированностью специальных знаний; навыков выбора и применения наиболее эффективных интеллектуальных действий: сравнением, обобщением, сопоставлением признаков каждого из структурных компонентов усвояемого моторного акта с учетом условий его выполнения.

Результативность аналитических действий определяется уровнем развития восприятия и памяти. Совершенствование навыков аналитической деятельности осуществлялось путем выполнения специальных заданий:

- найти наиболее эффективное решение сложной двигательной задачи, обосновать его целесообразность;

- выявить в конкретном техническом приеме логические взаимосвязи, определяющие выбор подготовительных и подводящих упражнений, установить правила выполнения двигательного действия (рациональную последовательность, постепенное усложнение и т. д.), обеспечивающих результативность моторных актов и др.

Важным компонентом моделирования процесса формирования соревновательных действий является прогнозирование способов выполнения технического приема противником. Навыки прогнозирования усваивались игроками ЭГ при выполнении следующих заданий:

- установить вид игрового действия противника по особенностям исходного положения и первым подготовительным движениям;

- определить характер атакующего действия противника по расположению игроков на площадке, направлению и траектории полета мяча;

- выбрать наиболее результативный способ защиты при отражении атаки с учетом возможности использования обманного движения и т. д. [4, 5].

Результаты исследования и их обсуждение. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической и технической подготовленности игроков КГ и ЭГ. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что под воздействием тренировочной нагрузки произошел их прирост в обеих группах: КГ и ЭГ. Однако игроки ЭГ отличались более высоким уровнем физической и технической подготовленности.

Так, в КГ при исходных данных прыжка в высоту с места -58,16±4,65 см к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 59,97±3,82 см (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 57,29±3,85 см к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 61,79±5,35 см (р<0,05). В КГ при исходных данных броска набивного мяча в прыжке - 11,63±2,15 м к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились до 12,33±1,77 м (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 11,71±1,55 м к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 13,18±1,82 м (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей физической подготовленности в ЭГ была выявлена и по другим тестам.

Динамика показателей технической подготовленности волейболистов КГ и ЭГ оказались следующей. В КГ при исходных данных выбора эффективного способа выполнения технического приема для конкретной игровой ситуации - 2,73±0,32 балла, к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились до 2,88±0,39 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,70±0,24 балла к завершению педагогического эксперимента показатели увеличились и составили 3,62±0,27 балла (р<0,05).

В КГ при исходных данных сформированности навыков выполнения двигательных действий с ускорением -3,05±0,26 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились до 3,17±0,23 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,08±0,20 балла к завершению педагогического эксперимента показатели возросли до 3,72±0,36 балла (р<0,05). Подобная динамика улучшения результатов технической подготовленности в ЭГ была выявлена и по другим контрольным упражнениям.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что разработка и использование методики формирования навыков моделирования тренировочной и соревновательных действий в волейболе, направленной на совершенствование восприятия, двигательной памяти, внимания, аналитических способностей, прогнозирования действий противника, обеспечила повышение уровня физической и технической подготовленности квалифицированных волейболистов 17-19 лет. Это свидетельствует о перспективности предложенного направления совершенствования системы спортивной подготовки игроков.

Вывод. Разработка модели выполнения технических приемов в различных ситуациях игровой деятельности обеспечивает улучшение не только интеллектуальной, но и практической деятельности игроков. Благодаря моделированию спортсмены приобретают навыки прогнозирования двигательных действий противников, анализа эффективности технических приемов как в своем исполнении, так и при их проведении игроками противоположной команды; опоры на приобретенный опыт соревновательной борьбы.

Использованная литература

1. Аврамова Н.В. Формирование способности к прогнозированию двигательных действий волейболисток 15-17 лет / Н.В. Аврамова, Л.Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2012. - № 2. - С. 34-36.

2. Бурцев А.В. Совершенствование пространственно-временной ориентировки у квалифицированных волейболистов / А.В. Бурцев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - № 1. -С. 34-38.

3. Каширин В.А. Структурный подход к развитию ловкости у волейболистов / В.А. Каширин, А.В. Бурцев, Л.Д. Назаренко. - Ульяновск: УлГУ, 2009. - 132 с.

4. Назаренко Л.Д. Воспитание в спорте / Л.Д. Назаренко, Е.А. Ани-симова. - М.: Изд.: «Теория и практика физической культуры и спорта», 2015. - 80 с.

References

1. Avramova N.V., Nazarenko L.D. Formirovanie sposobnosti k prog-nozirovaniyu dvigatelnykh deystviy voleybolistok 15-17 let [Formation of ability to predict motor actions of volleyball players aged 15-17 years old]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, tre-nirovka, 2012. no. 2. pp. 34-36.

2. Burtsev A.V. Sovershenstvovanie prostranstvenno-vremennoy ori-entirovki u kvalifitsirovannykh voleybolistov [Improving spatial-temporal orientation of skilled volleyball players]. Pedagogiko-psikho-logicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoy kultury i sporta. 2011. No.1. pp. 34-38.

3. Kashirin V.A., Burtsev A.V., Nazarenko L.D. Strukturny podkhod k raz-vitiyu lovkosti u voleybolistov [Structural approach to development of agility in volleyball players]. Ulyanovsk: UlSU publ., 2009. 132 p.

4. Nazarenko L.D., Anisimova E.A. Vospitanie v sporte [Education in sports]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2015. 80 p.

32

http://www.teoriya.ru

№12^ 2021 Декабрь | December

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.