DOI 10.14526/02_2018_304 УДК 796.011
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЯМ
СКАЛОЛАЗАНИЕМ
Галеева Н.А.1
1 Уральский государственный университет физической культуры
Россия, г. Челябинск
Аннотация. Актуальность разработки инновационных методик в спортивном скалолазании несомненна, поскольку данный вид спорта в 2016 году был представлен в качестве олимпийского вида. Однако в ходе тренировочных занятий в спортивных школах тренерами отмечаются следующие существующие проблемы: нерегулярное посещение тренировочных занятий, постепенное угасание интереса к виду спорта к концу начального этапа обучения, низкий уровень мотивации. В связи с существующей проблемой возрастает потенциал не использованных ранее методических форм, таких как олимпийское образование. С целью проверки эффективности применения данной группы средств в указанном виде спорта, была разработана комплексная методика формирования мотивации подростков к занятиям скалолазанием. В статье приведены данные формирующего эксперимента, полученные в процессе внедрения средств олимпийского образования в тренировочный процесс в группах по скалолазанию. Посредством организации предварительного формирующего эксперимента были уточнены сроки проведения, которые в текущем исследовании составили три тренировочных мезоцикла. По результатам примененной методики были составлены основные методические рекомендации для тренеров по использованию данной группы средств в детско-юношеских спортивных школах по спортивному скалолазанию.
Ключевые слова: спортивная тренировка, скалолазание, олимпийское образование, олимпийские игры, эксперимент, психологическая подготовка, мотивация, подростковый спорт, спортивные школы.
Для цитирования: Галеева Н.А. Методика формирования мотивации подростков к занятиям скалолазанием. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(2):24-32. DOI 10.14526/02_2018_304
TECHNIQUE OF TEENAGERS MOTIVATION FORMATION TO ROCK-CLIMBING
Galeeva N.A.1
1Ural State University of physical culture Russia, Chelyabinsk
Summary. The relevance of innovative techniques development is high, because rock-climbing started to be as Olympic sport in 2016. However, during the training occupations at sports schools trainers noted the following existing problems: irregular visit of training, gradual loss of interest in sport by the end of the initial stage of training, the low level of motivation. Due to the existing problem the potential of not used earlier methodical forms increased, such as Olympic education. For the purpose of this group of means efficiency use check in the specified sport, we developed a complex technique of teenagers motivation formation to rock-climbing. This article provides the data of the experiment received in the course of the Olympic education means introduction in training process in groups on rock-climbing. The term of the experiment organization was specified
by means of the preliminary forming experiment organization which in the current research made three training mesocycles. Results of the applied technique are presented as a basis of methodical recommendations for trainers on use of this group of means in children's and youth sports schools in sports rock-climbing.
Keywords: sports training, rock-climbing, Olympic education, Olympic Games, experiment, psychological preparation, motivation, teenage sport, sports schools.
For citations: Galeeva N.A. Technique of teenagers motivation formation to rock-climbing. The
Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Phycological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports). 2018; 13(2): 24-32. DOI 10.14526/02 2018 304
ВВЕДЕНИЕ
Повышение эффективности
физического воспитания подростков является чрезвычайно важным вопросом, так как в это время закладываются основы здоровья, гармонического физического развития, происходит становление двигательных способностей [1, с. 12]. Однако в настоящее время практика работы по физическому воспитанию в спортивных школах не способствует в достаточной мере реализации задач общепедагогической и оздоровительной направленности, о чем свидетельствует статистика регулярных медицинских отчетов диспансеров спортивного типа [2, с. 23].
Период подросткового возраста в большинстве видов спорта сопряжен с периодом проявления максимального спортивного результата. В то время как в спортивном скалолазании период с 10 до 12 лет является оптимальным для начала тренировок [3, с. 34]. Ведение постоянно видоизменяющейся спортивной
деятельности предъявляет к
тренировочному процессу соблюдение принципа непрерывности и поддержания высокого уровня сознательности и активности воспитанников. Однако став к настоящему моменту олимпийским видом спорта, скалолазание демонстрирует недостаточный прирост занимающихся на территории нашей страны [4, с. 48].
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена наличием противоречий между:
1) объективной потребностью современного состояния спорта высших
достижений в научно-
обоснованной методике тренировки юных скалолазов и
недостаточной разработанностью аспектов этой проблемы в научных изысканиях;
2) возможностями олимпийского образования, направленного на повышение уровня общей осведомленности, становление системы ценностей и формирование мотивации подростков к занятиям скалолазанием и их недостаточной реализацией в процессе физического воспитания в спортивных школах.
Сформулированные противоречия обусловливают необходимость
дальнейших научных исследований в обозначенном направлении и создании методики тренировки юных скалолазов. Кроме того, стремление обозначить пути решения выявленных противоречий определило цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику формирования мотивации школьников 10-12 лет к занятиям скалолазанием.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы требуют решения следующие задачи исследования:
1. Обосновать основные составляющие методики и основные формы их реализации;
2. Экспериментально обосновать продолжительность основного формирующего эксперимента за счет организации предварительного;
3. По результатам
предварительного формирующего
эксперимента сформулировать основные выводы для их учета при организации основного исследования. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ В данном контексте нами была реализована методика, центральным звеном которой являются средства олимпийского образования. С точки зрения практики работы в избранном виде спорта, использование указанных средств не имело опыта внедрения ранее. Представленная нами методика состоит из трех основных блоков:
1) тренировочная деятельность; Основным специфическим элементом блока тренировочной деятельности являются подвижные игры. Поскольку предполагаемая экспериментальная деятельность планируется на базе спортивной школы, где тренировочный процесс обусловлен существующим тренировочным планом, именно этот элемент на наш взгляд будет способствовать его более успешному итогу. Также поскольку неотъемлемой частью методики является олимпийское образование и олимпийская культура, нами были предложен комплекс игр, в которых подростки в процессе игры могут задействовать олимпийские атрибуты и символы олимпийских игр, а также проявить знание из теоретического блока программы.
2) творчество;
Основными формами в указанном блоке являются создание регулярного стенда спортивной секции «Вестник юного скалолаза». Также во внеурочное время подростку было предложено вести дневник самоконтроля, способствующего
проработке внутренних переживаний.
3) олимпийское образование
Данная образовательная программа была использована и в составе тренировочной деятельности, и в творческих внеклассных часах и как отдельный теоретический элемент посредством системы
олимпийских уроков.
При подготовке непосредственно олимпийских уроков тематическую базу составляет опыт создания курса Олимпийских зимних Игр в Сочи в 2014 году, однако существующий материал дополняют следующие темы:
а) история Олимпийских Игр в древней Греции;
б) спортсмены-герои (участники Олимпийских Игр, получившие за весь период выступления пять и более медалей)
в) проблемы современности. Указанный тематический блок введен в связи с осведомленностью детей о последних событиях, связанных с участием сборной командой России на крупнейших международных мероприятиях из средств массовой информации.
По определению В. И. Загвязинского, педагогический эксперимент - это комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез [5]. Данный комплекс подчиняется ряду правил. В их числе - модель типичного педагогического эксперимента. В рамках данной модели на втором этапе (подготовка к проведению эксперимента), мы определяем
необходимую последовательность опытно-экспериментальной работы. Согласно концепции В. И. Загвязинского, слишком короткий срок эксперимента приводит к необоснованному
преувеличению роли средств обучения, слишком длительный срок отвлекает ученого от других задач исследования, повышает трудоемкость работы [6]. Первоначально нами был определен срок опытно-экспериментальной деятельности равный трем мезоциклам. С целью проверки оптимальности данного временного промежутка для
формирования такого компонента как мотивация подростков к занятиям скалолазанием был организован предварительный формирующий
эксперимент.
В состав экспериментальной группы вошли 20 человек, обучающихся по
программе «спортивное скалолазание», этап начальной подготовки 1 года обучения, однородны по составу и физической подготовленности на момент начала занятий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Первичная психологическая диагностика испытуемых была осуществлена в несколько этапов:
1) Проведение общих и индивидуальных бесед, встреч с подростками и родителями;
2) Организация психодиагностической оценки посредством избранных методик; Нами была осуществлена комплексная оценка личности подростков посредством следующих тестов:
1) адаптированный опросник Г. Ю. Айзенка;
Вначале были обработаны результаты по шкале «Искренность». Она диагностирует
Таблица 1 - результаты формирующего эксперимента по шкале эмоциональная _устойчивость/нейротизм Г. Ю. Айзенка_
Xi X2 di di-d' (di-d)2
4 5 1 1,45 2,10
3 4 1 1,45 2,10
16 15 -1 -0,55 0,30
12 13 1 1,45 2,10
20 18 -2 -1,55 2,40
11 10 -1 -0,55 0,30
18 11 -7 -6,55 42,90
8 9 1 1,45 2,10
12 11 -1 -0,55 0,30
16 17 1 1,45 2,10
14 13 -1 -0,55 0,30
18 17 -1 -0,55 0,30
11 12 1 1,45 2,10
15 14 -1 -0,55 0,30
15 16 1 1,45 2,10
20 20 0 0,45 0,20
8 8 0 0,45 0,20
11 10 -1 -0,55 0,30
15 16 1 1,45 2,10
11 10 -1 -0,55 0,30
Сумма di = -9 Сумма (di-d') = 64,95
склонность давать социально желаемые ответы. Затем полученные результаты были соотнесены с ключом и начислены по одному баллу за каждый ответ, имеющий совпадения. Сравнив полученные результаты по шкалам «Экстраверсия» и «Нейротизм» и «эмоциональная устойчивость-
нестабильность». Сочетание
характеристик по двум шкалам указывает на тип темперамента.
В этом тесте и далее расчет результатов был осуществлен посредством Т-критерия Стьюдента, который используется для определения статистической значимости различий средних величин. Может применяться как в случаях сравнения независимых выборок, так и при сравнении связанных совокупностей.
Как мы можем рассчитать исходя из данных таблицы, среднее квадратичное отклонение составило 1,8, ошибка средней
арифметической 0,4, исходя из чего 1 расчетное равно -1,1. Мы можем констатировать, что по результатам
27
прошедшего периода достоверно значимых отличий нет. Также большинство испытуемых экспериментальной группы относятся к типу темперамента «Сангвиник», что в целом благоприятно для предъявляемых условий деятельности вида спорта
скалолазание и успешной спортивной и соревновательной деятельности в целом. Как мы можем видеть в таблице 2, по шкале интроверсия/экстраверсия
результаты были распределены следующим образом
Таблица 2 - результаты формирующего эксперимента по шкале экстраверсия/интроверсия Г.
Ю. Айзенка
X1 X2 di di-d' (di-d)2
12 14 2 1,85 3,42
10 11 1 0,85 0,72
12 10 -2 -2,15 4,62
12 13 1 0,85 0,72
8 7 -1 -1,15 1,32
14 14 0 -0,15 0,02
11 12 1 0,85 0,72
16 16 0 -0,15 0,02
17 18 1 0,85 0,72
16 17 1 0,85 0,72
14 14 0 -0,15 0,02
18 17 -1 -1,15 1,32
14 14 0 -0,15 0,02
15 15 0 -0,15 0,02
18 20 2 1,85 3,42
20 20 0 -0,15 0,02
21 21 0 -0,15 0,02
15 15 0 -0,15 0,02
18 17 -1 -1,15 1,32
11 10 -1 -1,15 1,32
Сумма di = 3 Сумма (di-d') =20,55
Исходя из данных математических расчетов, сигма составила 1,01, ошибка средней арифметической 0,2, таким образом t расчетное 0,75, что значительно меньше t табличного, что свидетельствует об отсутствии достоверно значимых отличий.
2) цветовой тест М. Люшера;
Проведение данного теста было осуществлено в начале и по окончанию каждого из экспериментальных периодов, поскольку проведение достаточно мобильно и оценивает текущее эмоциональное состояние подростка. По итогам первичного среза результаты распределились следующим образом
Таблица 3 - результаты формирующего эксперимента по тесту М. Люшера
X1 X2 di di-d' (di-d')2
4 4 0 -0,15 0,0225
3 4 1 0,85 0,7225
4 2 -2 -2,15 4,6225
2 2 0 -0,15 0,0225
1 2 1 0,85 0,7225
3 3 0 -0,15 0,0225
2 3 1 0,85 0,7225
1 1 0 -0,15 0,0225
2 2 0 -0,15 0,0225
3 3 0 -0,15 0,0225
4 3 -1 -1,15 1,3225
4 4 0 -0,15 0,0225
4 4 0 -0,15 0,0225
3 3 0 -0,15 0,0225
2 3 1 0,85 0,7225
2 3 1 0,85 0,7225
1 2 1 0,85 0,7225
4 4 0 -0,15 0,0225
4 4 0 -0,15 0,0225
4 4 0 -0,15 0,0225
Сумма di = 3 Сумма (di-d') =10,55
Таким образом было получено X расчетное 0,89, что значительно меньше X табличного, соответственно мы можем сделать вывод, что достоверно значимых отличий по данному тесту не наблюдается. Результаты были изменены незначительно, однако в течении всего декабря месяца мы отметили существенный эмоциональный спад, который связан, по нашему мнению, с первичным угасанием интереса к занятиям, а также окончанием календарного года. Однако в день проведения эксперимента подростки были настроены доброжелательно, что и способствовало сохранению первичного положительного результата.
3) методика «Изучение потребности в достижениях» Ю.М. Орлова Данный опросник также эффективен при исследовании влияния уровня потребности в достижениях на результативность деятельности. Структура составлена таким образом, что в ней косвенно отражены основные типологические свойства личности, ориентированной на
достижения. Далее вопросы были отобраны по типу валидности в отношении суммарного количества баллов. В составе анкеты испытуемым предлагается 23 утверждения.
Уровень потребности в достижениях
Состав группы Низкий (0-6 баллов) Пониженный (7-9 баллов) Средний (10-15 баллов) Повышенный (16-18) Высокий (19-23 балла)
1 срез (сентябрь) кол-во 5 7 8 2
человек
2 срез (декабрь) кол-во 2 10 8 2
человек
Таблица 4 - результаты констатирующего эксперимента по тесту «Изучение потребности в
достижениях»
Исходя из полученных данных мы можем констатировать, что существенных отличий между первоначальным и контрольным срезом не выявлено. Большинство подростков имеют пониженный или средний уровень потребности в достижениях. Рассматривая результаты относительно каждого подростка было отмечено, что почти у всех испытуемых произошел рост, однако не более, чем на 1 уровень, 4 подростка остались на том же уровне, что и при начальном срезе. Также ни один из подростков не продемонстрировал высокого уровня в предлагаемом тесте, из чего мы можем сделать первичный вывод об отсутствии действительного уровня
Далее путем математических вычислений мы определили сигму разности, которая составила 2,1. Значение ошибки средней арифметической разности составило 0,4, и наконец путем деления средней арифметической на ошибку средней
мотивации к занятию указанным видом спорта.
4) Тест «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) (опросник А. А. Реана) Представляет собой опросник из 20 вопросов, по каждом из которых испытуемому предлагается ответить «да» или «нет», а затем результаты соотносятся с ключом. Поскольку все испытуемые не имели ранее опыта занятий спортом и к началу эксперимента не имели представления о сущности спортивного скалолазания как спортивной дисциплины, мы склонны были предположить, что у большинства будет не явно выражен какой либо из мотивов, что нашло свое подтверждение в результатах.
арифметической разности определили t расчетное, которое составило 1,3. И, поскольку t расчетное оказалось менее, чем t табличное, мы можем сделать вывод, что статистически значимых отличий по
Таблица 5 - результаты констатирующего эксперимента по тесту «Мотивация успеха и _избегания неудачи » А. А. Реана_
X1 X2 di di-d' (di-d')2
6 7 1 0,45 0,20
8 8 0 -0,55 0,30
9 11 2 1,45 2,10
12 13 1 0,45 0,20
14 14 0 -0,55 0,30
11 10 -1 -1,55 2,40
16 15 -1 -1,55 2,40
8 10 2 1,45 2,10
10 13 3 2,45 6,00
12 13 1 0,45 0,20
13 10 -3 -3,55 12,60
18 17 -1 -1,55 2,40
11 7 -4 -4,55 20,70
15 14 -1 -1,55 2,40
15 17 2 1,45 2,10
9 13 4 3,45 11,90
4 7 3 2,45 6,00
7 10 3 2,45 6,00
14 12 -2 -2,55 6,50
8 10 2 1,45 2,10
11 88,95
данному тесту в формирующем эксперименте не выявлено. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, был подтвержден принцип организации эксперимента согласно теории В. И. Загвязинского о длительности опытной работы. В ходе проверки на практике мы получили доказательную базу относительно изучаемого понятия. Как показал эксперимент, трех тренировочных мезоциклов с подростками 10-12 лет недостаточно для формирования устойчивой мотивации к занятиям скалолазанием.
Организация предварительного
формирующего эксперимента позволила уточнить основополагающие моменты последующего основного формирующего эксперимента. Именно посредством предварительной пробы был осуществлен комплексный подбор действующих форм работы. Выделение именно форм работы, а не рабочих тем или тематических блоков позволит, на наш взгляд с наибольшей эффективностью способствовать
формированию первичного интереса, а затем уже и мотивации, поскольку это напрямую сопряжено с основной целью исследования. Работа с идеалами олимпийского движения будет
способствовать реализации этих идей в практико-предметной деятельности, что представляется важным в реализации скалолазания как олимпийской
дисциплины. Однако поскольку и скалолазание, и олимпийское движение представляют собой постоянно
развивающуюся деятельность, то совместно они, на наш взгляд, способны в наибольшей мере воздействовать на эмоционально-ценностную сферу жизни подростка, качественно её преобразуя.
Список литературы
1. Сиваков В.И. Теоретико-методическое обоснование психического состояния школьников в процессе физического воспитания и спорта. Челябинск: ЧГПУ. 2001: 169.
2. Пиратинский, А.Е., Гущин С.Н. Вертикаль успеха: скалолазание на Среднем Урале. Екатеринбург: ПАКРУС. 2010: 198.
3. Байковский Ю.В. Теория и методика тренировки в горных видах спорта: учеб.-метод. Пособие. М.: Дивизион. 2010: 303.
4. Андреева Ю.Ю. Наиболее популярные виды спортивного и экстремального туризма. Обзор.
Современные проблемы сервиса и туризма. 2009; 1: 47- 53.
5. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Академия. 2001: 208.
6. Кузнецова З.М. Мугаллимова Н.Н. Подготовка специалистов к ведению профилактической работы против злобоупотребления психологически активных веществ детьми и подростками. Педагогико - психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2008; 4(9): 46-50. URL: http://wwwjournal-science.org/ru/article/497.html.
7. Кузнецова З.М., Мугаллимова Н.Н. Профилактика наркомании в молодежной среде как социально-педагогическая проблема. Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2008; 2(7): 1-8. URL: http ://www. j ournal-science.org/ru/article/449.html.
8. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
9. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th
International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
References
1. Sivakov V.I. Teoretiko-metodicheskoe obosnovanie psihicheskogo sostoyaniya shkol'nikov v processe fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theoretical-methadological justification of a mental condition of school students in the course of physical training and sport]. Chelyabinsk: CGPU. 2001: 169.
2. Piratinsky A.E. Vertikal' uspekha : skalolazanie na Srednem Urale [Vertikal of success: rock-climbing on Central Ural Mountains]. Yekaterinburg: PAKRUS. 2010: 198.
3. Baykovsky Yu.V. Teoriya i metodika trenirovki v gornyh vidah sporta : ucheb.-metod. posobie [The theory and a technique of a training in mountain sports]. Moskow: Division. 2010: 303.
4. Andreyeva Y.Y. The most popular types of sports and extreme tourism. Review. Sovremennye problem servisa I turizma. 2009; 1: 47 - 53 [In Russ.].
5. Zagvyazinsky V.I., Atakhanov R. Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya [Metodology and methods of a psychology and pedagogical research]. Moskow: Academy. 2001: 208.
6. Kuznetsova Z.M. Mugalimova N.N. Training of specialists to conduct prevention work against the abuse of psychologically active substances by children and adolescents. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2008; 4(9): 46-50. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/497.html. [In Russ., In Engl.].
7. Kuznetsova Z.M., Mugalimova N.N. Prevention of drug addiction among youth as a socio-pedagogical problem. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-
Подано: 05.06.2018
biological problems of physical culture and sport. 2008; 2(7): 1-8. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/449.html.
8. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
9. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Галеева Наталья Алексеевна - аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры», 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, дом 1, e-mail: [email protected], 89681136109
DOI 10.14526/02_2018_305 УДК 796.922.093.642
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У БИАТЛОНИСТОВ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ
12 2 3 3
Гибадуллин И.Г. , Корбит М.И. , Ворапай М.К. , Смирнова И. , Смирнова К.
1 Институт физической культуры и спорта имени А.И. Тихонова ФГБОУВО «Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова»
Россия, г. Ижевск, ffkis a istu.ru 2Белорусский государственный университет физической культуры Республика Беларусь, г. Минск 3ГУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный
педагогический университет» Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут
Аннотация. Работоспособность человека, в частности спортсмена, определяется в основном тем, какое количество кислорода забрано из наружного воздуха в кровь легочных капилляров и доставлено в ткани и клетки. Без определения показателей внешнего дыхания нельзя судить о степени тренированности, о резервных возможностях спортсмена. Кроме того, без изучения показателей внешнего дыхания невозможно выявить скрытые заболевания или предрасположенность к ним. Материал. В статье рассматривается динамика показателей дыхательной системы у юных и взрослых биатлонистов в процессе многолетней подготовки. Исследование проводилось с помощью прибора «Spirolab III», предназначенного для проведения спирометрического тестирования функций внешнего дыхания, у биатлонистов Удмуртской Республики в трех возрастных группах. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, спирометрическое тестирование, анализ документальных и архивных материалов, исследование дыхательной системы с