Научная статья на тему 'Методика формирования междисциплинарного понятия "момент силы" в рамках дисциплины "биомеханика"'

Методика формирования междисциплинарного понятия "момент силы" в рамках дисциплины "биомеханика" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ / INTERDISCIPLINARY CONCEPTS / ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА / PHYSICAL QUANTITY / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ / METHOD OF FORMATION OF CONCEPT / ПЛАН ОБОБЩЕННОГО ХАРАКТЕРА / PLAN OF GENERALIZED NATURE / MOMENT OF FORCE / МОМЕНТ СИЛЫ / ПЛЕЧО СИЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивченко О. А., Бабарико А. А.

Статья посвящена актуальной проблеме методики формирования междисциплинарных понятий на примере физической величины «момент силы» в рамках дисциплины «Биомеханика». Приводится аналитический обзор наиболее часто рекомендуемой учебной литературы по дисциплине «Биомеханика» на предмет методики формирования понятия «момент силы». Предложено решение совершенствования методики формирования междисциплинарных понятий в рамках смежных дисциплин путем внедрения планов обобщенного характера, разработанных А.В. Усовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивченко О. А., Бабарико А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF FORMATION OF THE INTERDISCIPLINARY CONCEPT OF “MOMENT OF FORCE” IN TEACHING BIOMECHANICS

THE METHOD OF FORMATION OF THE INTERDISCIPLINARY CONCEPT OF “MOMENT OF FORCE” IN TEACHING BIOMECHANICS. The authors presents research on a problem of methods of forming of interdisciplinary concepts with special reference to the concept of a physical quantity “moment of force” taught within the course of Biomechanics. The work shares the results of an analytical overview of the most commonly recommended educational literature on Biomechanics, shows methods of forming of the concept of “moment of force”. The paper offers a solution about improvement of methods of formation of interdisciplinary concepts in related disciplines through the implementation of the plans of a generalized character worked out by A. V. Usova.

Текст научной работы на тему «Методика формирования междисциплинарного понятия "момент силы" в рамках дисциплины "биомеханика"»

Библиографический список

1. Крузе Б.А., Еремеева Е.В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника. Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11014

2. Галян С.В. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. Available at: http://orc.surgpu.ru/media/medialibrary/2014/10/С.В.Галян_Метапредм_подх._-_метод._реком.pdf

3. Николаева А.Д. Метапредметные компетенции как педагогическая категория. Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20437

4. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса. Москва, 1985.

5. Тютюнникова Т.Э. Концепция творческого обучения Карла Орфа: история, теория, методика. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Москва, 1999.

References

1. Kruze B.A., Eremeeva E.V. Opredelenie ponyatiya metapredmetnyh kompetencij mladshego shkol'nika. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11014

2. Galyan S.V. Metapredmetnyj podhod v obuchenii Shkolnikov: Metodicheskie rekomendacii dlya pedagogov obscheobrazovatel'nyh shkol. Available at: http://orc.surgpu.rU/media/medialibrary/2014/10/S.V.Galyan_Metapredm_podh._-_metod._rekom.pdf

3. Nikolaeva A.D. Metapredmetnye kompetencii kak pedagogicheskaya kategoriya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20437

4. Zimnyaya I.A. Lichnostno-deyatel'nostnyj podhod kak osnova organizacii obrazovatel'nogo processa. Moskva, 1985.

5. Tyutyunnikova T.'E. Koncepciya tvorcheskogo obucheniya Karla Orfa:istoriya, teoriya, metodika. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 1999.

Статья поступила в редакцию 24.04.17

УДК 378.147:531.21

Ivchenko O. V., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Siberian State University of Physical Culture and

Sports (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]

Babariko A. A., senior teacher, Omsk State Agrarian University n. a. P. A. Stolypin (Omsk, Russia),

E-mail: [email protected]

THE METHOD OF FORMATION OF THE INTERDISCIPLINARY CONCEPT OF "MOMENT OF FORCE" IN TEACHING BIOMECHANICS. The authors presents research on a problem of methods of forming of interdisciplinary concepts with special reference to the concept of a physical quantity - "moment of force" - taught within the course of Biomechanics. The work shares the results of an analytical overview of the most commonly recommended educational literature on Biomechanics, shows methods of forming of the concept of "moment of force". The paper offers a solution about improvement of methods of formation of interdisciplinary concepts in related disciplines through the implementation of the plans of a generalized character worked out by A. V. Usova.

Key words: interdisciplinary concepts, physical quantity, method of formation of concept, plan of generalized nature, moment of force.

О.А. Ивченко, канд. физ.-мат. наук, доц. Сибирского государственного университета физической культуры

и спорта, г. Омск, E-mail: [email protected]

А.А. Бабарико, ст. преп. Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, г. Омск,

E-mail: [email protected]

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОНЯТИЯ «МОМЕНТ СИЛЫ» В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОМЕХАНИКА»

Статья посвящена актуальной проблеме методики формирования междисциплинарных понятий на примере физической величины «момент силы» в рамках дисциплины «Биомеханика». Приводится аналитический обзор наиболее часто рекомендуемой учебной литературы по дисциплине «Биомеханика» на предмет методики формирования понятия «момент силы». Предложено решение совершенствования методики формирования междисциплинарных понятий в рамках смежных дисциплин путем внедрения планов обобщенного характера, разработанных А.В. Усовой.

Ключевые слова: междисциплинарные понятия, физическая величина, методика формирования понятия, план обобщенного характера, момент силы, плечо силы.

Этапы развития современной науки знаменуются той или иной степенью её интеграции и дифференциации. Для современного этапа развития постиндустриальной цивилизации характерно масштабное взаимопроникновение наук, что обусловило формирование нового витка развития междисципли-нарности, как характеристики интегративного свойства развития науки, в том числе в системе высшего образования. На наш взгляд, в настоящее время как никогда остро стоит вопрос о формировании междисциплинарного понятийного аппарата у студентов высших учебных заведений в свете последних тенденций при наличии многообразия специализированной учебной литературы, отличающейся низким уровнем методической и научной проработки излагаемого материала. Основные междисциплинарные понятия предметов естественнонаучного и математического циклов относятся к разделам высшей математики и общей физики. Предметом данного исследования авторов статьи являются методика формирования междисциплинарных понятий в области смежных дисциплин на примере физической величины «момент силы» в рамках дисциплины «Биомеханика».

Прежде чем перейти к обсуждению вопроса методики формирования понятия, введем содержания основных категорий, используемых в работе. Под понятием мы подразумеваем знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающей действительности, существенных связей и отношений между ними [1, с. 7]. В данном случае А.В. Усова рассматривает понятие в «узком смысле», в «широком смысле» понятием можно назвать и научный факт, и закон, и теорию. Интерпретация категории «понятие» в узком смысле, как «знания существенных свойств предметов», на наш взгляд, позволяет установить полноту раскрытия содержания формируемого понятия (например, понятия «момент силы») в рамках предлагаемой дисциплины. Содержание понятия - совокупность существенных признаков объектов, отражаемых в сознании с помощью данного понятия и позволяющих выделить их из других смежных понятий. Для построения классического определения понятия необходимо найти общее (родовое) понятие, а затем установить основной отличительный (видовой) признак. Родовые понятия - понятия, отражающие существенные общие признаки класса предметов. Общий признак родового понятия называется родовым призна-

ком. Видовое понятие - понятие наименьшей степени общности, отражающее существенные свойства отдельных объектов,вхо-дящих в объем родового понятия. Содержание видовых понятий отражает существенные свойства предметов и выражается в видовых признаках [2]. Например.длягюняьюя^тбгдювобраи ширение» родовым понятием является «физическое явление», видовым признаком - «увеличение объема тела при его нагревании» [1, с. 10]. Как отмечала Антони нонасилье вна, в тех случаях, когда понятия невозможно определить, ограничиваются указанием существенных свойств предмвтое(янленый),сх вотываемыв данным понятием (например, начальный этап формирования понятия «энергия»). Под физиаеской вел(гчиоъ1адо1гюнронем количественную характеристику свойств тел, явлений или процессов, которую можно выразить в процессе измерения или вычисления [2].

Перейдем к обсуждению вопроса методики формирования понятия «момент силы». За осаовнмыпювдошгоемнзять обоО-щенный план изучения физических величин, разработанный А.В. Усовой [1, с. 41]:

1. Какое явленое или евмйство тел(деществ)маракдерео-^ ет данная величина.

2. Определениедееюечины.

3. Обозначенее.

4. Определительная фореудн.

5. Какая это вдлоеане-скюлярная веди манторнъъ.

6. Что принимаюе имеделицс юееиевны е СЛ.

7. Способы итми^емею елтъсъюы.

8. Практичес коеотим енюниееон ятлою.

На начальном этапе исследованея намиюылпровддын оио-лиз рекомендуемойрчебнодливмратувы по дисс^млоне «рню^-^о ханика». Рассмотрим нетодик) срсовиейЕ-ааие еоиетнр «ееажтене силы» различными авторами учебных пособий по «Биомоанни-ке».

К ряду недостатков можно отнести то, что анторыне йннезы-вают, какое явлениеднфдыте.иеуендсннаа ¡неленнеа Ий«е^1^"недв-зует вращательное действиеоины аъ влю^д-сюе! двл^Д-

Г.И. Попов, вводя понятие «момент силы», указывает.чео «при вращательномднмжыюии инодт ^оючвеы^ ню комй врдм, е ее момент». Далеeммвмйя рчебдммeние днм^(^тн кгии ео-и

личины, без указанияртдовоге яммзнв^гю: «Н/1омеет tmjtbi {киюм^н произведению модулясилы на ее пле^(иР:НМеаД в^»^, с. ей-:

Автор не уточняет в определении, относительно чене -люки или точки) будет pacнмaтpюнюреен мянмеччм свеар|, ^еоминге-ч о(( этом в определение ртастие«плечо силию: ктПлмчо лмлы - еесо кратчайшее расстояние от осивращения до лении еенетвия силы» [3, с. 28]. В учМлеем отеутотлуюо юллюетрацсм поея"во1ъ-«плечо силы» и «момонпонты)). ело тcтнyднеое фаомпррнонмт представления об юрнeнnоц«о ыепторон н пpoдтpынcтеЫl -n, трагивается вопрос о знаке неличииеlмпмнное cнгеtгl.

В учебнике В. И. Дубровского при рассмотрении примнрн «применения заковел данймики .рдяa»смимс ддижрннИ с«од-тсменов» [4, с. 130] не ясно, относитеиьнн деoo (оеносительно оси или точки и как проходит ось вращения) рассматривают моменты сил.

Практическое применение понятия «момента силы» дано в главе 7 «Биомеханика различных видов движений человека» [3, с. 213]. Изложенный материал крайне трудно воспринимается, поскольку автор пренебрег его графическим и иллюстративны м представлением. На наш взгляд, введение понятия «момента силы», как векторной величины и графическое предстмомемие информации, изложенной в примерах, позволило бы сделатьма-териал более доступным^яиосн^деся иoоедмcния.

Некоторые авторы используют понятие «момент силы» для описания криволинейного движееия метеpиaльнoт аенед Путают понятия «материальна! товею» р «веер/рее овло», тед, и учебнике В.И. Дубровского [4] понятие «момент силы» в водиосе в параграфе «Динамика движения материальной точки по окрум-ности. Центростремительная и тангенцоалолеа милы. Плрдои момент силы. Момднт и не юм»и, Ураоиса и, тpaмъоолдиoиo движения точки» [4, с. 76]. В данном параграфе автор описывает вращательное двиoиeниeсолa: «В юобаcлелесд, дле оиисае ния движения по офыж«тссд,елмбнее мдпользесаюь ае центростремительную силу (Рц), а момент силы, действующей ндыныТ( Поясним смысл этой новой ф изи-е с ко И нелочине!. Пуст- трио вращается вокруг оси (О) под действиемыигаы, коеорсо иожлем плоскости окружности». Далее автор дадр оы^делехие понрснм «плечо силы» и вводит понятие«момост сты», кас тдвичсны без указания родового признака (физическая величина, вектор-

ная или скалярная). Дает формулу для нахождения модуля мо-ментасилыотноситдльнооси Е^ра^енионсопоманая о том, что момент силы может быть рассмотрен относительно точки.

Отдельного внимания заслуживает вопрос определения на-пдавлдниа мондмта милы. Аатнры нд нказываютнолисннкам,ин-люстрирующих понятия «плечо силы» и «момент силы», направление момента силы, ограничиваясь правилом знаков: «Момент аилы бдрдтся со знакоа«+» , еили-ила саренитнапове^уть тело по часовой стрелке и со знаком «-» в противном случае» ЫЫ].Тмесь в^;^ник^к^тсадзсщл яананотосеяныи-

на или векторная (судя по приведенному определению), есть ли анасточказмилмжд ниа^сытсто сектарокакананэпмавланаО Д.Д. Донской и В.М. Зациорский [5], вводя понятие «момента силы», раскрывают проблемную ситуацию и показывают ее ралениа,oтуeчат,чиoсcа двиоания замтзй теш чиоовека иы-ляются вращательными, а «изменение вращательного движения змвиыимаеот снльысотмоменаааилын[5,с. ЫР]. Насладим щем этапе авторы указывают на явление, характеризуемое ве-- мермвращзаельного дейаавия <^№мка ыаыыиоы). Оеределенио гкЕтт"со,31 тотооыыыюа 1ыз доыкк ььгк(ытей: ыопоыо-ымы1я яианемоя, маднектерыдремынзе нoл«ыи«oй, и Аноеделнаелоной фоямоеы, не ыосмннае и [еыммыыяггм пpыр«aкн гфмзлоязмно пелс-нонмЩн «момдмя с1нль-1 с- мсрс ятещателымя газ дeоныяып нклнз] нзын аилл;он оп^^дыпсыыся пртизводее«еомедулнеилынаее г-лечом ИпР а С ■ сдып. ^ гйлЩ|-ннийзпыeпт ааЕганс ^«ыэоуя"^ рРпМАрзрсто ыюылвао пщиндн,! па фeщмyлпaреa ырляжгаг] н«"нoтп: «иа(аl"оe]B"а дслы щЛ"lй]ноАк]щ пм-ложнрещоиыы1 ж(йасгa оказиа «ь>,щл(:нaыыт ппо омянаеедо п^тиеноеовой дно(нляи, лн сто ы мотелей я е п|лщ по[^<мс"онеды телит мо чяoщыыЫ стрсл-поч Лын,opы нPгмыeткииceol ннн мощены с^имм оныlщнснн вык"маoнто вылитином нщмыыдню ыееоыоо «ымoщждcиыы мы нoпpeплтр«с мо^ oсoнaaынoмтp сноцнда, а теипе солеотрИАыт познаим пщймо-радн нд обласаи опарт^ на1сам внвледподходД. Д. Д-пского является нтиTолтe нфиаыляыыл нотнен роеыно млатоими т о да-отанс"иню полни-« псарен "ыaeк|эoтlИ"л^н" ямысл пониые.

Ттонн oЯpaзлм.pся ыямечаеа А.щ . Бoбpaв[51aваосы учебни-ныв ялLтонaищoюл езыеслиа не ыс ыещнюслс ууизи|м!зс1-оо|т ыккняуыяа, ено велииинао, не уеазломя^зиха^нае^зуеа дринaeвтличи-на, К ззиемт лт »ыризы ■я^-иао.пом омл в о>риыы^ьса"ыЫн^ ^рк^илиз^ уоя0ноП лрееез-ыекм^ол

ЫЫ соотвиасалио с нбщoLЫoнPА0 «ьаназ иисчнсин фппочеыкыв величин ряд нлeлщтоaeмcлтдyющзeeJгaоня фeеpиpoнaн«o поня-юин «тамемлсылюю.

ц. |\/1ЯIMЛHJM юиныы :^ыы|мкт<лдннн;ым"ет^ ыии<^н.^;з"1Г1К.пс^зон дтыиаизт силы ли рнеолюоны твАрыыо ■аелоы Домяому мимеиеоыяыылзыва-юо емкоз прощающим пометсоМ-

О. Мелшяяом ноян. Р о-тоииитк^лыно тонки О ылзымжкеемя фм зыносион няоыми--н: 0пм)я,£гилд1гмк1я нткаотиызн мpoизсeддниeм M:eмoАPaиЫPИгнoд"з тем/ сиир/тиктсо. кню.

. Допустимыслобс^значения момента силы: М оным М ,

00,1 ^oямоJыо для oнlпи"^аиыглыlзиямооюнттсилы:

ММ = \г,^\,

н-га - задиyo-инзтеАн «гннзвеуУоенный из точки, относительно шторой о пред ел я ттс^т момент тилы, до точки приложения силы; из - равнодействуюырая всех оил, действующих на материальною тызжкр,

Модуль момента силы относительно точки О равен произве-денпю орд^ыс и/ы^мьн, О на ен нлси.) I Еамc,2Г^!^"l

М = F • I = F -т ■ «т.

ПнсчннcикмндЫЕ^ионю^у п1^[зпендинн-ира, (^пнщ^ннинт из точки О напрямую,вдолькоторой действуетсила.

0_ l = Г 1 sin 99

M

F

Рис.2.Вектормоментасилыи члече силы1

5. Следует различать и никоим образом не смешивать друы с оругоммомент силн относительну точки и отнаиител ьниоси. Момент векторе относитнлньо точки и оттсвительно осн - °азиые понятия, хотя и связантые между собой. Момент вектона относительно точки caivi еиот вемтар. Момент toi"o жи ^^ктгеы«^ оьнасо-аоаьнооси истьегасмоекция на эту ось. Таким образом.мемент вексанс ончнсительно ос и уже не являетсявекторкм 17].

Таким (иб^^а^^огч, мтмеос счеь. оанасиоелсит тоикн о. леетор-наявелиотз,а моминт иоиа1Отноитмельто оси-скалякнат ве-итчиьо.

Меманя сиси отнзситмлззн тиокиЗОа пиедставлен на рмс.2, трв раиеен-веттао B с сямлг! Р лежле о чотакотти |эис;о^тк^; еик-аоу ооми ним сил ai еО аорпанлмосм я нан о плоскости рие.чуси оапнаален ег" нис; точка О нелещаеисы и ьынтра тружво с намити-г^а^оа, оаофажеющека токмси Ке [о].

МЛМ еНИОМ СИЛЫ ТТНОТИТСЛЬНО НСТОДВИЛЬОЙ ОСЛО ЬИ001ттежТс

ся скалярная величина M , равная проекции на эту ось веаторе лее момеьть счлы, иееоиеллнньго относиеельно произвольной еич ки ПОмаерай оси zГииеlЗ).Знaьaиоe моиента Mz не зависим от выбора положения точки О на оси z.

Рис. 4. Направление вектора момента силы

6.ВСИмоментсилыизмеряется в «Нмн.дНм - момент силы, который производит сила в 1 Н на рычаг длиной 1 м.

7.Моментоиер-прибор для измерения вращающего момента (момента силы). Наиболее широко используются методы, оссиванеые напртоЯ^зоиа^1^и изнеряепяго момянся в дефиб-мацию упругого элемента, выполняемого в виде сплошных, полых или плоских валов (торсионов), спиральных пружин, подвесов и раетяжек. Преабразрваирераформицир (механичаскяго напряжения) упругого элемента в электрический сигнал осущест-вмиеезя арипомлщи теяис^ир^истевньк, аидактивстх, мачнитоя-пругих и других измерительных преобразователей.

8. М риб оея ф] сп иаеня пииметениб меменеа сил о в фчз и-ческой культуре и спорте. Момент силы может быть рассмотрен отлваееиль в оаи вр авцннин(ма арто вр, мтмпнт с алы тн о лыша цы относительно оси соответствующего сустава) и относительно точки (например, момент внешней силы, приложенной во время рвсжекия к аочте тллн, отлтоищен внцвнярамесс).]и еом тлучае, если приложенная к телу (или части тела) сила не проходит че-0жз его цептр мрсс.яя тикая силавызытаеа нстольке ятавоа, но и линейное ускорение. Проиллюстрируем сказанное на примере сгибания предплечья (рис. 5).

Рис.З.Моментсилы относительнооси

Вектормомента силыоесладывается по оси вращенияв ствротр твсоппопегль^ногт дпижанип Туранчека, у коттрог"о рракн кращаквсяннкч^вмении.кйсувипсилм (уис. 4). рт [знс. р оз-мтченн только тенгеацнисыиал составляющия р , так как ионнно онп вызываот врус^ние ^f^j^a, чту .цскизант, нап^ме р, т [8]; пкнттитнот (карееоот утотмсп уткр^Езн^си^ кращесоо; r -тндеус-н екоор, с pc^Eäc тентыкнз цоопрс ^мгищунуо к донс ар то что; он - оп^тну рисочойикурктти; s - вектор углового ]]C8opeеио; ИТ к^екдоу мкеннта стон

Библиографический список

Рис.5.Сгибаниепредплечья

К оси локтевого сустава а приложим «перенесенную» силу КЛ, равнуюпяпеличиле и ьoнертaнсаннтщ с сился тяги сгибатн-ля предплечья 6 Чтобы не изменилась действительная картина сил, приложим к той же точке равную по величине и противопо-ложню баправкябнyю«дoPтрлбнную»азлy,бИPола тяои мышцы Р и «добавленная» сила Р образуют пару сил, сгибающую пясдпыесяе в л океевпмсустлве, а « пеибн е сеаб а я» сила,?6 бнетт толкать локтевойсуставвверх.

В заключение мы хотим отметить, что использование планов обобщенного характера для формирования междисципли-тарбет пттятсй в дамкфнс^гзамтых днсцсятау позволит яфнр-мировать объективные и максимально полные представления об изучаемых свойствах, явлениях, процессах и величинах, ха-ракаи^з^щсх эти c»уйcтзa, я^]^^6кнсщт1^ссы. азбытавпри этомнедопустимых расхождений в их трактовке.

1. Усова А.В. Психолого-дидактическиеосновыформированияфизическихпонятий.Челябинск:ИздательствоЧГПИ«Фак.ел», 1988.

2. Суровикина С.А. Теорияиметодикаобучения физике. Омск:ИздательствоОмГТУ, 2005.

3. Попов Г.И. Биомеханикадвигательной деятельности. Москва: Издательский центр «Академия», 2011.

4. Дубровский В.И., Федорова В.Н. Биомеханика. Москва: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

5. Бобров А.А. Формирование понятия «закон» в курсе физики средней школы. Развитие мышления в процессе обучения физике: сборник научных трудов. Выпуск 9. Под редакцией С.А. Суровикиной. Омск: Издательство Полиграфический центр КАН, 2013: 10 - 12.

6. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика. Москва: Издательство «Физкультура и спорт», 1979.

7. Сивухин Д.В. Общий курс физики. Т. 1. Механика. Москва: ФИЗМАТЛИТ; Издательство МФТИ, 2005.

8. Савельев И.В. Курс физики. Т. 1. Механика. Молекулярная физика. Москва: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит, 1989.

References

1. Usova A.V. Psihologo-didakticheskie osnovy formirovaniya fizicheskih ponyatij. Chelyabinsk: Izdatel'stvo ChGPI «Fakel», 1988.

2. Surovikina S.A. Teoriya imetodika obucheniya fizike. Omsk: Izdatel'stvo OmGTU, 2005.

3. Popov G.I. Biomehanika dvigatel'noj deyatel'nosti. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2011.

4. Dubrovskij V.I., Fedorova V.N. Biomehanika. Moskva: Izdatel'stvo VLADOS-PRESS, 2003.

5. Bobrov A.A. Formirovanie ponyatiya «zakon» v kurse fiziki srednej shkoly. Razvitie myshleniya v processe obucheniya fizike: sbornik nauchnyh trudov. Vypusk 9. Pod redakciej S.A. Surovikinoj. Omsk: Izdatel'stvo Poligraficheskij centr KAN, 2013: 10 - 12.

6. Donskoj D.D., Zaciorskij V.M. Biomehanika. Moskva: Izdatel'stvo «Fizkul'tura i sport», 1979.

7. Sivuhin D.V. Obschij kurs fiziki. T. 1. Mehanika. Moskva: FIZMATLIT; Izdatel'stvo MFTI, 2005.

8. Savel'ev I.V. Kurs fiziki. T. 1. Mehanika. Molekulyarnaya fizika. Moskva: Nauka, Gl. red. fiz.-mat. lit, 1989.

Статья поступила в редакцию 25.04.17

УДК 377.5

Ignatyeva E.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Yaroslav-the-Wise Novgorod State Universit (Veliky Novgorod,

Russia), E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nevzorova I.B., teacher, Murmansk College of Economics and Information Technology, (Murmansk, Russia),

E-mail: [email protected]

ANALYTICAL PROJECTS AS A MEANS OF FORMING AND ASSESSMENT OF READINESS OF FUTURE TECHNICAL ENGINEERS TO PERFORM ANALYTICAL ACTIVITIES. The article reveals theoretical justification of professional activity of a technical engineer as a project-analytical. The work is based on the analysis of the basics of the design-analytical activity. The work singles out the specific activity of a technical engineer, features of analytical work and project organization activities. The research determines a core component of the professional activities of marketers. The paper shows identifies three levels of project and analytical activities (pre-vocational, vocational and specific, meta-activity) and the need of formation of readiness of future technical engineers for project and analytical activities at the propaedeutic level, which determines their willingness to professional activities. A means of forming and assessment of readiness marketers to project-analytical activities in favor of the method of analytic projects, organizing activities of students in terms of professional educational organizations to solve educational and (or) professional tasks, implemented in the math module, and integrating mathematical and professional modules.

Key words: project analytical activities, readiness, professional activity, analytical project.

Е.Ю. Игнатьева, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого», г. Великий Новгород, E-mail: [email protected]

И.Б. Невзорова, преподаватель ГАПОУ МО «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»,

г. Мурманск, E-mail: [email protected]

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ К ПРОЕКТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье дается теоретическое обоснование профессиональной деятельности техников-программистов как проектно-аналитической. На основе анализа сущности проектно-аналитической деятельности, специфики деятельности программиста, особенностей аналитической деятельности и проектной организации деятельности было определено, что она является стержневой составляющей профессиональной деятельности техников-программистов. Были выявлены три уровня проектно-аналитической деятельности (допрофессиональный, профессионально-специфический, метадеятельность) и потребность в формировании готовности будущих техников-программистов к проектно-аналитической деятельности на пропедевтическом уровне, которая предопределяет готовность их к профессиональной деятельности. Средством формирования и оценивания готовности техников-программистов к проектно-аналитической деятельности выступает метод аналитических проектов, организующих деятельность студентов в условиях профессиональной образовательной организации для решения учебной и (или) профессиональной задачи, реализуемый в математическом модуле и при интеграции математического и профессиональных модулей.

Ключевые слова: проектно-аналитическая деятельность, готовность, профессиональная деятельность, аналитический проект.

Основной задачей среднего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов среднего звена, в частности, техников-программистов - одной из наиболее востребованных профессий на рынке труда.

Исследование профессиональной деятельности техников-программистов с позиции теории деятельности С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др., требований профессионального стандарта «Программист» в части квалификации «техник-программист», анализ сущности проектно-аналитической деятельности (по работам о специфики деятельности программиста (А.Г. Бутько, Б. Шнейдерман, Ч. Уэзерелл и др.), об особенностях аналитической деятельности (О.А. Анисимов, И.А. Кузнецов и др.) и проектной организации деятельности (Е.С. Полат,

Н.В. Матяш и др.). позволили выявить, что проектно-аналитиче-ская деятельность является стержневой составляющей профессиональной деятельности техников-программистов. Теоретический вывод был подтвержден анализом мнений работодателей (по данным сайтов вакансий России (HeadHunter, Super.Job.ru, Rabota.ru, Job.ru, Zarplata.ru, Free-lance.ru). Проектно-аналитиче-ская деятельность техников-программистов в рамках их профессиональной деятельности рассматривается как мотивированный процесс, включающий совокупность аналитических действий в условиях выполнения проекта по разработке, отладке и проверке программного кода: составление плана и следование ему для достижения цели, описание решений поставленных задач в соответствие с требованием технического задания, разработка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.