Научная статья на тему 'Методика формирования комплексной системы оценки координационных способностей теннисистов 5-6 лет'

Методика формирования комплексной системы оценки координационных способностей теннисистов 5-6 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
991
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОНТРОЛЬ / КООРДИНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / INITIAL TRAINING / MONITORING / COORDINATION PREPAREDNESS / INTEGRATED ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козак Антон Михайлович

Обоснована целесообразность проведения комплексного контроля и оценки координационных способностей теннисистов 5-6 лет. Установлена значимость относительно самостоятельных видов координационных способностей теннисистов, определяющих эффективность овладения технико-тактическими навыками игры в теннис по результатам анкетирования тренеров. Обоснована усовершенствованная и апробированная методика оценки индивидуального уровня координационной подготовленности теннисистов 5-6 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF FORMING INTEGRAL EVALUATION SYSTEM OF COORDINATION ABILITIES TENNIS PLAYERS 5-6 YEARS

The expediency of conducting a comprehensive monitoring and evaluation coordination abilities of tennis players 5-6 years. Established the importance of relatively independent types of coordination abilities of tennis players that determine the effectiveness of mastering technical and tactical skills of tennis, the results of a survey of trainers. Submitted advanced and proven methodology for assessing individual level coordination preparedness tennis players 5-6 years.

Текст научной работы на тему «Методика формирования комплексной системы оценки координационных способностей теннисистов 5-6 лет»

УДК 796.012.2

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ТЕННИСИСТОВ 5-6 ЛЕТ

А.М. Козак

Обоснована целесообразность проведения комплексного контроля и оценки координационных способностей теннисистов 5-6 лет. Установлена значимость относительно самостоятельных видов координационных способностей теннисистов, определяющих эффективность овладения технико-тактическими навыками игры в теннис по результатам анкетирования тренеров. Обоснована усовершенствованная и апробированная методика оценки индивидуального уровня координационной подготовленности теннисистов 5-6 лет.

Ключевые слова: начальная подготовка, контроль, координационная подготовленность, интегральная оценка.

Координационные способности человека являются одним из самых влиятельных факторов, определяющих успешность освоения и совершенствования технико-тактических действий в различных видах спорта, а особенно в тех, где предусмотрено выполнение сложных двигательных действий. Знание сенситивных периодов развития координационных способностей человека помогает своевременно и эффективно развить их, обучаясь определённому виду спорта. Большинство из видов этих способностей развиваются у спортсменов преимущественно ещё на этапе начальной подготовки [1, 4, 5, 8].

Одной из приоритетных задач, которая должна решаться на этапе начальной подготовки в теннисе, является развитие и контроль координационных способностей как ключевого физического качества для успешного освоения и совершенствования технико-тактических элементов игры в теннис. В качестве основных средств педагогического контроля координационных способностей детей 5-6 лет нужно использовать специальные двигательные тесты, адаптированные к их возрастным возможностям [5, 6, 9, 11].

Комплексная система оценки позволяет в интегральных показателях, которые выражаются в баллах, охарактеризовать уровень индивидуальной координационной подготовленности теннисиста, выявить её сильные и слабые стороны (по каждому относительно самостоятельному виду), сформировать заключение об уровне координационного развития каждого ученика, а затем с помощью соответствующих упражнений, методов и методических приёмов скорректировать содержание физической подготовки, направленной на преимущественное развитие координации движений.

Контроль координационных способностей в теории и практике спортивной тренировки необходим для решения ряда взаимосвязанных задач, таких как: определение уровня проявления и динамики развития тех или иных координационных способностей разных по возрасту и полу групп детей, установка, как эти координационные способности связаны между собой и с другими факторами (физическим развитием, кондиционными возможностями, уровнем психофизиологических качеств); выявление влияния занятий различными видами спорта на особенности становления координационных способностей; изучение влияния направленного применения координационных упражнений на показатели эффективности обучения технико-тактическим умениям, на скорость и качество освоения новых двигательных действий; предварительный отбор и ориентация детей на занятия теми или иными видами спорта, в которых координационные способности являются одним из ведущих факторов успеха [1, 3, 9, 11].

Таким образом, диагностика (контроль) координационных способностей представляет собой важную задачу спортивной тренировки. Основными методами контроля и оценки координационных способностей являются метод наблюдения, экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестирования. Наиболее оптимальным из них с точки зрения определения количественных характеристик изучаемых способностей является метод педагогического тестирования, который мы и использовали в нашем исследовании [6, 9].

При выборе тестов для оценки любого качества, а в данном исследовании ~ координационных способностей, наиболее важным и принципиальным моментом является их теоретическое обоснование, то есть тесты всегда должны иметь под собой научную базу (теорию). В качестве такой теории нами была принята психофизиологическая концепция Н.А. Бернштейна о многоуровневой системе управления произвольными движениями, исходя из которой у человека выделяется около 16 специальных и ещё ряд специфических координационных способностей. В связи с этим задача исследования состояла в том, чтобы отобрать как можно большее количество двигательных тестов для определения различных показателей координационных способностей и использовать их в эксперименте. Наиболее правильным считается подход, когда каждая отдельная координационная способность изучается с помощью нескольких гомогенных (однородных) контрольных испытаний. Это позволяет получить более информативную оценку уровня её проявления. Наличие положительных взаимосвязей между признаками свидетельствует о том, что данные тесты (группа тестов) измеряют уровень проявления одной и той же координационной способности [6].

Предложенная нами батарея тестов содержит гомогенные тесты (например, для определения уровня проявления способности к оценке и

регуляции пространственно-временных параметров движений таковыми являются тесты «Челночный бег» и «Бег змейкой»), а в целом является гетерогенной, так как позволяет с помощью различных тестов измерять уровень проявления 5 видов координационных способностей детей с их составляющими. Распределение координационных способностей было сделано согласно классификации В.Н. Платонова, который, опираясь на результаты различных исследователей, выделил 6 относительно самостоятельных видов. Способность к произвольному расслаблению мышц, которая является одним из 6 видов в данной классификации, нами не оценивалась, поскольку требует специальных методик исследований [8].

Цель: обосновать методику комплексной оценки индивидуального уровня координационной подготовленности теннисистов 5-6 лет.

Методы: анализ литературных источников, синтез, сравнение, аналогия, анкетирование, педагогическое тестирование, моделирование, методы математической статистики.

Результаты. После выполнения батареи, состоящей из 30 тестов, теннисистами 5-6 лет нужно было оценить уровень проявления у них пяти относительно самостоятельных видов координационных способностей, а также дать итоговую оценку по общему уровню координационной подготовленности каждого ученика.

Оценивания координационной подготовленности теннисистов проводились в несколько этапов. На первом этапе результаты, показанные при выполнении тестов, трансформировались в баллы в таблицах оценочных шкал, и в зависимости от числового диапазона, в который попадал результат участника теста, ему начислялось определённое количество баллов за тест, которое соответствовало тому или иному уровню (1, 2, 3 баллы отвечали низкому, среднему и высокому уровню -табл. 1), затем данные баллы учитывались в специальной формуле, с помощью которой определялась интегральная оценка каждого относительно самостоятельного вида координационных способностей. Уровень интегральной оценки определялся после сравнения набранных баллов с установленными нормами. На втором этапе с помощью коэффициентов значимости координационных способностей определялась итоговая оценка уровня общей координационной подготовленности каждого ученика [10].

Для формирования комплексной оценки координационных способностей теннисистов 5-6 лет были разработаны оценочные шкалы результатов тестов по блокам, характеризующие:

- пространственно-временные и динамические параметры движений;

- статическое и динамическое равновесие;

- чувство ритма;

- ориентирование в пространстве;

- координированность движений.

В табл. 1 представлена оценочная шкала результатов, состоящая из 3-х уровней проявления способности теннисистов 5 и 6 лет к оценке и регуляции пространственно-временных и динамических параметров движений по результатам 10 тестов.

Таблица 1

Оценочная шкала результатов тестов для контроля способности теннисистов 5 и 6 лет к оценке и регуляции пространственно-временных и динамических параметров движений

Тест Возраст, лет Уровень, балл

Низкий - 1 Средний - 2 Высокий - 3

Н </> х ± а С = х ± а В </> х ±а

Координационный беговой тест 5 >3,39 3,39-2,63 2,63>

6 >3,26 3,26-2,68 2,68>

Челночный бег с перенесением мячей 5 >11,3 11,3-9,4 9,4>

6 >10,4 10,4-9,0 9,0>

Прыжок на разметку 5 >9,3 9,3-1,7 1,7>

6 >7,4 7,4-1,5 1,5>

Маневрирование змейкой 5 >9,4 9,4-7,6 7,6>

6 >8,7 8,7-7,2 7,2>

Тест Сермеева 5 >3,6 3,6-1,2 1,2>

6 >3,3 3,3-0,9 0,9>

Оббегание 4 конусов 5 >2,9 2,9-1,1 1,1>

6 >2,4 2,4-0,7 0,7>

Динамометрия 5 >3,9 3,9-1,1 1,1>

6 >2,9 2,9-1,3 1,3>

Бросок мяча в цель 5 <4 4-8 8<

6 <5 5-8 8<

Бросок в две мишени 5 <7 7-13 13<

6 <7 7-14 14<

Ловля мяча в конус 5 <2 2-7 7<

6 <5 5-8 8<

Средний уровень определялся как диапазон между разницей и суммой среднего арифметического и стандартного квадратического отклонения (Хср±а). Низкий и высокий уровень определялись как результат, меньший разницы или больший суммы среднего арифметического и стандартного квадратического отклонения в зависимости от того, в каком направлении происходило улучшение результатов теста - от нуля или к нулю (Н, В </> ± а). Это направление определялось критериями оценки координационных способностей, такими, как скорость выполнения (количество раз за время), время выполнения (с),

меткость (количество попаданий в цель), своевременность (отклонение от указанного времени), точность (воспроизведение пространственных и динамических параметров движений). Например, если результат связан с точностью попаданий в цель, то её рост свидетельствует об улучшении результата (от 0 до 10), а если со скоростью преодоления дистанции за опредёленный промежуток времени - об ухудшении.

Для оценки координационной подготовленности теннисистов 5-6 лет мы использовали методику формирования формул блоков и интегрального критерия, которая подробно описана в работе С. Сыч, И. Каган, Р. Грицаенко [10].

Оценивая результаты выполнения тестов, мы определяли интегральный показатель уровня проявления каждого относительно самостоятельного вида координационных способностей. Формирование интегральной оценки по показателям, которые характеризуют способность к дифференциации (оценке и регуляции) пространственно-временных и динамических параметров движений, происходило по показателям 10 тестов (табл. 2). Максимальное количество набранных баллов по результатам 10 тестов могло составлять 30, а минимальное - 10.

Таблица 2

Перевод результатов тестов для оценки способности к дифференциации (оценке и регуляции) пространственно-временных и динамических параметров движений в баллы

Название теста № теста Балл, 1 - низкий, 2 - средний, 3 - высокий

Координационный беговой тест 1 1-3

Челночный бег с перенесением мячей 2 1-3

Прыжок на разметку 3 1-3

Маневрирование змейкой 4 1-3

Тест Сермеева 5 1-3

Оббегание 4 конусов 6 1-3

Динамометрия 7 1-3

Бросок мяча в цель 8 1-3

Бросок в две мишени 9 1-3

Ловля мяча в конус 10 1-3

По показателям тестов подсчитывалась интегральная оценка этой координационной способности теннисистов 5 и 6 лет (Д) по формуле

Д = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5 + т6 + т7 + т8 + т9 + т10) / 10 х 0,5.

Так, например, спортсмен Д. В. при контроле способности к оценке и регуляции (дифференциации) пространственно-временных и динамических параметров движений показал:

т1 - 3 балла; т2 - 3 балла; т3 - 2 балла; т4 - 3 балла; т5 - 2 балла; т6 - 3 балла; т7 - 2 балла; т8 - 2 балла; т9 - 2 балла; т10 - 3 балла.

Интегральная оценка составляет: Д = (3 + 3 + 2 + 3 + 2 + 3 + 2 + 2 + 2 + 3) / 5 = 5. Полученная оценка данной координационной способности позволяет сделать вывод об уровне её показателей у ребёнка выше среднего (табл. 3).

Таблица 3

Результаты и соответствующие им уровни, разработанные для интегральной оценки уровня проявления каждого относительно самостоятельного вида координационных способностей теннисистов 5-6 лет

Результат интегральной оценки Уровень интегральной оценки

От 5,1-6 Высокий

4,1-5 Выше среднего

3,1-4 Средний

2,1-3 Ниже среднего

2 и ниже Низкий

Аналогично разрабатывалась интегральная оценка и по другим показателям координационных способностей. Для блока показателей, характеризующих баланс (равновесие), формула имеет вид

Б = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5 + т6 + т7) / 3,5.

Так, например, у теннисиста Д. В. сумма баллов равна:

т1 - 2 балла; т2 - 3 балла; т3 - 2 балла; т4 -2 балла; т5 -2 балла; т6 - 2 балла; т7 - 2 балла.

Б = (2 + 3 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2) / 3,5 = 4,3.

Интегральная оценка по данному блоку свидетельствует об уровне показателей выше среднего.

Для блока показателей, характеризующих уровень проявления чувства ритма, формула имеет вид

Р = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 2,5.

Например, Д. В.:

т1 - 2 балла; т2 - 3 балла; т3 - 3 балла; т4 -2 балла.

Р = (2 + 3 + 3 + 2) / 2 = 5 баллов - уровень выше среднего.

Для блока показателей, характеризующих уровень проявления способности к ориентированию в пространстве, формула имеет вид

О = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 2,5.

Например, Д. В.:

т1 - 3 балла; т2 - 2 балла; т3 - 2 балла; т4 - 2 балла; т5 - 2 балла.

О = (3 + 2 + 2 + 2 + 2) / 2,5 = 4,4 балла - средний уровень.

Для блока показателей, характеризующих координированность движений, формула имеет вид

К = (т1 + т2 + т3 + т4) / 2.

Например, Д. В.:

т1 - 3 балла; т2 - 2 балла; т3 - 3 балла; т4 - 3 балла.

К = (3 + 2 + 3 + 3) / 2 = 5,5 - высокий уровень.

С помощью интегральных оценок можно сравнивать уровень детей в группе. Так, на рисунке показаны интегральные оценки относительно самостоятельных видов координационных способностей теннисистов и теннисисток 5 и 6 лет: В. Д. - 5 лет, К. А. - 6 лет, Р. В. - 5 лет, С. В. - 6 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интегральные оценки относительно самостоятельных видов координационных способностей теннисистов и теннисисток 5 и 6 лет

Поскольку относительно самостоятельные виды координационных способностей имеют разную значимость при обучении теннисистов основным технико-тактическим приёмам игры в теннис, при выведении общей оценки уровня координационной подготовленности учащихся мы выделили вклад каждого из них. Для этого нами были разработаны весовые коэффициенты по методике Т.В. Хутиева [12]. Сумма коэффициентов равна единице. Значимость каждого относительно

самостоятельного вида координационных способностей определялась по результатам анкетирования тренеров.

В табл. 4 представлены коэффициенты значимости пяти относительно самостоятельных видов координационных способностей, определённые по результатам анкетирования 30 тренеров по теннису, работающих на начальном этапе подготовки.

Тренеры оценивали каждую координационную способность определённым баллом (от 1 до 5). При этом, чем больше значимость координационной способности, тем высшим баллом нужно было её оценивать. Общее количество баллов, набранных тренерами по определённой способности, делили на общую сумму баллов и получали коэффициент для каждой способности.

Таблица 4

Коэффициенты значимости относительно самостоятельных видов координационных способностей теннисистов 5-6 лет

Относительно самостоятельные виды координационных способностей Балл Коэффициент

Оценка и регуляция (дифференциация) пространственно-временных и динамических параметров движений 121 0,22

Равновесие (баланс) 113 0,20

Чувство ритма 105 0,19

Ориентирование в пространстве 81 0,15

Координированность движений 138 0,25

По данным таблицы видно, что наиболее значимой способностью тренеры признали координированность движений, а наименее значимой -ориентирование в пространстве.

Итоговая комплексная оценка координационных способностей теннисистов 5-6 лет (ПО) рассчитывалась согласно оценкам всех блоков показателей по формуле

ПО = (к1Д + к2Б + кЗР + к4О + к5К) / 6 х 100,

где: Д - способность к дифференциации (оценке и регуляции) пространственно-временных и динамических параметров движений; Б - баланс (равновесие); Р - чувство ритма; О - ориентирование в пространстве; К - координированность движений;

- коэффициенты по блокам показателей.

Данная формула позволяла установить максимальный предел баллов - 100 - при максимальных результатах во всех тестах, определённым участником. Итоговая оценка сравнивалась с определёнными нормами в диапазоне от 0 до 100 баллов. При этом у теннисиста, который получил оценку 75 баллов и выше, был отмечен высокий уровень проявления координационных способностей; от 75 до 50 - средний; ниже 50 - низкий.

Например, спортсмен Д. В. по блокам набрал следующие баллы:

ПО = (к1 х 5 + к2 х 4,3 + к3 х 5 + к4 х 4,4 + к5 х 4) / 6 х 100 = = (0,15 х 5 + 0,18 х 4,3 + 0,19 х 5 + 0,21 х 4,4 + 0,27 х 5,5 / 6 х 100 = 0,75 + + 0,77 + 0,95 + 0,92 + 1,08 / 6 х 100 = 4,61 / 6 х 100 = 74,5.

Показатель общей координационной подготовленности данного ученика соответствует среднему уровню.

Выводы. Применение комплексного контроля и оценки координационных способностей с помощью батареи педагогических тестов, адаптированных к возрастным возможностям теннисистов 5-6 лет, позволяет более эффективно и разносторонне выявить уровень проявления координации движений рук и ног, равновесия, чувства ритма, пространственно-временных и динамических параметров движений, ориентирования в пространстве, которые в комплексе определяют уровень общей координационной подготовленности теннисистов 5-6 лет, в значительной степени влияют на эффективность становления техники игры юных спортсменов.

По результатам выполнения батареи педагогических тестов каждым участником формировался вывод, содержащий анкетные данные спортсмена, количественные значения его показателей по итогам выполнения батареи тестов, соответствующие им интегральные оценки по блокам показателей и комплексную итоговую оценку координационных способностей юных теннисистов 5-6 лет. Использование комплексной системы оценки позволило унифицировать индивидуальные данные спортсменов 5 и 6 лет.

Разработанная комплексная система оценки теннисистов 5-6 лет позволяет объективно оценить уровень координационной подготовленности спортсменов, внести коррективы и индивидуализировать тренировочный процесс. Дальнейшие исследования позволят разработать индивидуальные рекомендации на основе обоснованных информативных показателей координационных способностей детей 5-6 лет, а также установить взаимосвязь уровня проявления координационных способностей юных теннисистов и эффективности овладения технико-тактическими умениями игры в теннис.

Список литературы

1. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. Киев: Олимпийская литература, 2002. 294 с.

2. Годик М.А. Спортивная метрология: учебник для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1988. 192 с.

3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. М.: Советский спорт, 2009. 200 с.

4. Iбраiмова М.В., Ханюкова О.В., Полщук Л.В. Сучасна школа тешсу: початкова тдготовка: навчальний пошбник. Киев: Експрес, 2013. 204 с.

5. Креспо М. Учебник передового тренера. Лондон: МФТ, 1998.

327 с.

6. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ «Дивизион», 2006. 290 с.

7. Начинская С.В. Основы спортивной статистики. Киев: Вища шк. Головное изд-во, 1987. 189 с.

8. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев: Олимпийская литература, 2004. 808 с.

9. Серпенко Л.П. Тестування рухових здiбностей школярiв. Киев: Олiмпiйська лггература, 2001. 439 с.

10. Сыч С.П., Каган Е.И., Грицаенко Р.Г. Математико-информационное обеспечение системы спортивного отбора // Отбор, контроль и прогнозирование в системе спортивной тренировки: сб. науч. трудов. Киев: КГИФК, 1990. С. 117-125.

11. Теню: Навчальна програма для дитячо-юнацьких спортивних шкш, спещаизованих дитячо-юнацьких шкш олiмпiйського резерву, шкш вищо! спортивно!' майстерност та спещаизованих навчальних закладiв спортивного профшю / М. В. Iбраiмова [и др.]. Киев: РНМК, 2012. 160 с.

12. Управление физическим состоянием организма. Тренирующая терапия / Т.В. Хутиев [и др.]. М.: Медицина, 1991. 226 с.

Козак Антон Михайлович, аспирант, kozak-lv@yandex.ru, Украина, Киев, Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

METHOD OF FORMING INTEGRAL EVAL UATION SYSTEM OF COORDINATION ABILITIES TENNIS PLAYERS 5-6 YEARS

А.М. Коzак

The expediency of conducting a comprehensive monitoring and evaluation coordination abilities of tennis players 5-6 years. Established the importance of relatively independent types of coordination abilities of tennis players that determine the effectiveness of mastering technical and tactical skills of tennis, the results of a survey of trainers. Submitted advanced and proven methodology for assessing individual level coordination preparedness tennis players 5-6 years.

Key words: initial training, monitoring, coordination preparedness, integrated assessment.

Kozak Anton Mikhailovich, graduate student, kozak-lv@yandex.ru, Ukraine, Kyiv, National University of Physical Education and Sports of Ukraine

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.