Посилання на статтю_________________________________________________________
Шамрай А.Н. Методика формирования и оптимизации бюджета портфеля проектов судостроительного предприятия / А.Н. Шамрай / / Управління проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ ім. В.Даля, 2010. - № 1 (33). - С. 88-92._______________________________________
УДК 629.5:658
А.Н. Шамрай
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТА ПОРТФЕЛЯ ПРОЕКТОВ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Предложена методика формирования портфеля проектов судостроительного предприятия на основе представления постройки судна как реализации инвестиционного проекта. Разработана математическая модель формирования оптимального портфеля проектов, учитывающая человеческие, технологические и финансовые возможности судостроительного предприятия, что позволяет определить рациональную загрузку предприятия на различные временные периоды. Рис. 1, табл. 2, ист. 12.
Ключевые слова: судостроительное предприятие, портфель проектов,
конкурентоспособность.
О.М. Шамрай
МЕТОДИКА ФОРМУВАННЯ І ОПТИМІЗАЦІЇ БЮДЖЕТУ ПОРТФЕЛЮ ПРОЕКТІВ СУДНОБУДІВНОГО ПІДПРИЄМСТВА
Запропонована методика формування портфеля проектів суднобудівного підприємства, яка базується на розгляді побудови судна як реалізації інвестиційного проекту. Розроблена математична модель формування оптимального портфеля проектів, яка враховує людські, технологічні та фінансові можливості суднобудівного підприємства, що дозволяє визначити раціональне завантаження підприємства на різні часові терміни.
A.N. Shamray
METHODIC OF FORMING AND OPTIMIZATION OF THE PROJECT PORTFOLIO BUDGET FOR A SHIPYARD
Methodic of forming the shipyard project portfolio is proposed, considering shipbuilding as an investment project. Mathematical model of the optimal project portfolio is developed, which takes into account the shipyard's human, technological and financial possibilities, thus it allows to define rational shipyard loading for different periods of time.
Постановка проблемы в общем виде. Современное судостроительное предприятие представляет собой проектно-ориентированную организацию, важной составляющей которой является бюджетированние всех видов деятельности предприятия. Формирование бюджетов производится на основании портфеля проектов, структура которого во многом определяет конкурентоспособность предприятия.
Анализ последних исследований. Особенности судостроительного производства и, прежде всего, длительные сроки проектирования и постройки, а также неравномерность потребления материальных, трудовых и финансовых ресурсов привели в начале 90-х годов большинство судостроительных предприятий в состоянии глубокого экономического кризиса [1, 4, 5, 12].
В отсутствие государственной поддержки практически все предприятия были приватизированы, что дало возможность привлечь инвестиции ( в основном иностранного капитала). Изменение формы собственности обусловило необходимость совершенствования механизмов управления, что привело к переходу от функциональной организационной структуры к проектноориентированной [4,8,9,11,12].
Актуальными для украинского судостроения являются вопросы ценообразования и обеспечения финансирования постройки судов, которые решаются в рамках методологии управления стоимостью проекта [2,3,6,7].
Основная часть исследования. Постройку судна можно рассматривать как инвестиционный проект. Портфель судостроительного предприятия состоит из множества проектов { Рі }, і = 1...П, где п - общее количество проектов портфеля. В нем можно выделить проекты двух типов:
- уже реализующиеся проекты ^ = 0);
- предлагаемые ( дополнительные ) проекты ( zi = 1).
Дополнительные проекты формируют пакет предложений. Включая или не включая проекты из этого пакета в состав своего портфеля, судостроительное предприятие может оптимизировать результативность (эффективность) своей деятельности. Количество включаемых в портфель дополнительных проектов заранее не ограничивается.
Включение проекта в портфеля регулируется показателем рр1 ( ^став портфеля). Если я =0, тогда рр/=1 при любых условиях (нельзя исключать из портфеля проекты, которые уже реализуются).
Все проекты характеризуются временем начала рэ/, окончания рЛ и длительностью. Время начала и длительностью. Время окончания проекта определяется временем его начала и длительностью. Время начала и длительность проектов могут варьироваться в определенных допустимых пределах.
Каждый проект состоит из множества работ а/у, j = 1..т , где m -количество работ ^го проекта. Каждая работа характеризуется трудоемкостью выполнения ту, временем начала as/y , окончания аЩ, длительностью аС/у, процентной загрузкой определенного производства аги], переменными затратами ас] и размером поступлений аЛ]. Состав и трудоемкость работ по проектам принимаются неизменными.
Постоянные затраты судостроительного предприятия не зависят от количества реализуемых проектов и определяются в разрезе времени - М, t
= \..й, где с(-время, необходимое на реализацию всех проектов портфеля.
На судостроительном предприятии имеется целый ряд специализированных производств, каждое из которых имеет определенный полезный фонд времени
работы в единицу времени ^ производственная мощность) гЛи, и = \.^, где д-общее количество производств.
Ни одно из производств u предприятия в любой момент времени t не должно быть перегружено:
п т
X (^т-аГиу) < г/ ш,
т у=1
где ту - трудоемкость выполнения у-й работы /-го проекта в момент времени t ( определяется на основании общей трудоемкости выполнения щ, времени начала эв/у, окончания эЩ и длительности ad/jу-й работы /-го проекта).
Финансирование проектов может осуществляться из различных источников. Каждый источник характеризуется определенной стоимостью (нормой
доходности), выраженной в процентах - VI, 1=1..д, где д - общее количество
источников финансирования. Все источники финансирования можно разделить на собственные г1=1 и заемные г1 =0. Для каждого источника определяется индивидуальный график финансирования в разрезе каждого проекта И^. Соотношение между собственными и заеными средствами не должно быть меньше определенного процента 1к
Л п т д
XX (XX (Лл • Г1) • РР
1=1 1 =1 у=1 I =1
Л п т д
X X (Х X (/У • (1 “ Г1)) • РРг
г=1 1=1 у=1 I=1
Целевую функцию определения оптимального состава портфеля проектов судостроительного предприятия можно представить следующим образом:
пт q
XX (X - асиг) • РРг - /Сг
г =1 j=1 I=1
—— тах.
q п
X ( X ( X Лі# * ^і ) * V )
і +
г=і і=і j=і
X X (X #г^г * ^і )
г=і і=і j=і
У
Г
т
т
Решать задачу определения оптимального состава портфеля проектов можно при помощи известных методов динамического программирования [2].
Ниже приведен пример расчета оптимального состава проектов для судостроительного предприятия на период с 2008 по 2012 гг. В таблице 1 приведены агрегированные денежные потоки по портфелю, а в таблице 2 приведены значения дисконтированных денежных потоков, являющиеся частью целевой функции оптимального состава портфеля.
Обычные денежные потоки
Наименование Итог 2008 | 2009 31 мес. 2010 2011 2012
Заказ 09132 1
Поступления 54284332 15199613 22799419 10314023 5971276 0
Затраты 45236943 14475822 18094777 8142650 4523694 0
Заказ 09133 34 мес. 1
Поступления 56582160 15277183 22632864 10750610 7921502 0
Затраты 47151800 14617058 17917684 8487324 6129734 0
Заказ 09134 37 мес. 1
Поступления 56321230 14643520 21965280 10137821 9574609 0
Затраты 46934358 14080307 17365712 7978841 7509497 0
Заказ 09135 23 мес. 1
Поступления 57541133 0 33949268 17262340 6329525 0
Затраты 47950944 0 30209095 12946755 4795094 0
Заказ 09136 29 мес. 1
Поступления 94816921 0 34134092 37926768 22756061 0
Затраты 79014101 0 31605640 30025358 17383102 0
Заказ 09137 25 мес. 1
Поступления 90765378 0 0 64443418 21783691 4538269
Затраты 75637815 0 7563782 48408202 19665832 0
Заказ 09138 17 мес. 0
Поступления 57621644 0 0 32844337 24777307 0
Затраты 48018037 0 0 29771183 18246854 0
Постоянные затраты 3831720 766344 766344 766344 766344 766344
Итого поступления 410311153 45120316 135480923 150834981 74336664 4538269
Итого затраты 341925961 43173187 122756690 115989129 60006954 0
Чистый денежный поток 64553472 1180785 11957889 34079508 13563366 3771925
Таблица 2
Дисконтированные денежные потоки
Наименование Итог 2008 2009 2010 2011 2012
Заказ 09132 31 мес. 1
Поступления 38612567 12881028 16374188 6277433 3079918 0
Затраты 32552172 12267646 12995387 4955868 2333271 0
Заказ 09133 34 мес. 1
Поступления 39830312 12946765 16254571 6543153 4085823 0
Затраты 33582835 12387337 12868202 5165647 3161649 0
Заказ 09134 37 мес. 1
Поступления 39293552 12409762 15775122 6170191 4938477 0
Затраты 33133732 11932464 12471784 4856169 3873315 0
Заказ 09135 23 мес. 1
Поступления 38152927 0 24381836 10506393 3264698 0
Затраты 32048753 0 21695701 7879795 2473256 0
Заказ 09136 29 мес. 1
Поступления 59335298 0 24514573 23083402 11737323 0
Затраты 49939050 0 22698679 18274360 8966011 0
Заказ 09137 25 мес. 1
Поступления 52441758 0 0 39222254 11235785 1983719
Затраты 45038333 0 5432190 29462726 10143417 0
Заказ 09138 17 мес. 0
Поступления 32769937 0 0 19990078 12779859 0
Затраты 27531185 0 0 18119661 9411524 0
Постоянные затраты 2396489 649444 550376 466421 395272 334976
Итого поступления 267666415 38237556 97300289 91802826 38342024 1983719
Итого затраты 226294875 36587447 88161944 70594565 30950919 0
Чистый денежный поток 38975051 1000665 8587969 20741841 6995833 1648743
На рис. 1 приведен результат реализации предложенной математической модели в среде MS Project.
Название задачи
Длит.
Затраты/ поступи.
Дисконт.
Затраты/поступл.
2008
12009
12010
2011
, а1
Мастер-проект Заказ 09132
Постройка судна Финансирование
Заказ 09133
Постройка судна Финансирование Заказ 09134 Постройка судна Финансирование
Заказ 09135
Постройка судна Финансирование
Заказ 09136
Постройка судна Финансирование Заказ 09137 Постройка судна Финансирование Заказ 09133 Постройка судна Финансировнаиеза Накладные расходы
60 мес
31 мес
31 мес 31 мес
34 мес 34 мес 34 мес
37 мес 37 мес 37 мес
23 мес 23 мес 23 мес
29 мес 29 мес 29 мес
38 мес 25 мес 25 мес
17 мес 17 мес 17 мес 60 нес
74157079.00 грн, 9 047 388,00 грн.
-45 236 943.00 грн. 54284331,00 грн.
9 430 359,00 грн.
-47151 800,00 грн.
56 582 159,00 грн. 9 336873,00 грн.
-46934357.00 грн. 56321 230.00 грн.
9 590 189,00 грн.
-47950 944,00 грн.
57 541 133,00 грн. 15 802 821,00 грн,
-79 014100.00 грн. 94 816921.00 грн.
15127562.00 грн.
-75637816,00 грн. 90 765378,00 грн. 9 603607,00 грн, 48 018 037,00 грн, 57 621 644,00 грн. -3 831 720,00 грн.
38 975051,41 грн. 6 060 394.17 грн,
-32 552 172.08 грн,
38 612 566.25 грн,
6 247 476,56 грн.
-33 582 834,97 грн.
39 830 311,53 грн,
6 159 820,95 грн.
-33133731.50 грн, 39 293 552.45 грн,
6104174,72 грн.
-32 043 752,60 грн. 38 152 927,32 грн. 9 396 249.40 грн. -49 939 049.01 грн, 59 335 298,41 грн,
7 403 424,36 грн.
-45 038 334,06 грн. 52 441 758,42 грн, 0.00 грн, 0,00 грн,
______________0,00 грн.
-2 396 488,75 грн,
Затраты
Затраты
,Затраты Затраты
,Затраты Затраты Затраты ,Затраты
,Затраты Затраты
Затраты
,Затраты Затраты ,Затраты
,„1,180 785, 723791. 44 475822, ' 15 199 613, 660 125, -14 617 058. 15 277183, 563213, -44080307, 14643520.
гіг'п'глі,
.Мірні,,
,00 ірні 11957 889,0
,0Q ipjHj „ 4,704,642.0
.00 грн;'' 22 799 419,0 ООірнІ 4 715180,С 00 ірн[-Ї79Ї7 684,0
........2632864.0
.....4 599 568 0
,М ф'нї'-17 365 712,0 00 фн{ 21965 280,0 [ 3740173,0 Г-30 209 095.0 Г 33 949268,0 : 2 528 452,0 Г;ЗіЩб4р,р
Г^'ш 092,0 І -7563782,0 : -7 563782,0
-766 344.00 грн.; -766 344,[
грні„ ,37і152 660;1іррі грн.і, грн^ 217|373д(Югрн і. |грді" [ Уі42 Щ00 фіі / грн і і 0 314 023^00 фн грн І _ 2 263286лрр_фн| грн.: .487 324л(Ю_фн
грн,І „ і 0.750.6 ІОдСІО. грн... дні..,, 2..1,58..980л00.фн .і. грні ”' -7'978'в4 1,00 грн І грнГІ0Ш82ШгрнІ грн; м 4 315585,00 грн J. грні -12 946 755,66 грн.: грнІ" ї 7" 262" 34 б^ОО" грн J
грн.І.. „ 7.901410л00.фн і. |грні |;30 025358,Ю^грн У грні 37 926 768,М.грн.[ грні16 035 216,00 грн .І. грн< -48 408 202,66 грн.: І! «443418^00^/ ...І..,, 3.073. І^Югрні.
''"І'32М433Щ^.; грн;....-766344, ООгрн
20,093 820,00 грні „1447582,00, грн. ^4 523694^^^
1 791 768,00 грн.! 'i'l 29 734,00'грні' “7 92^502^^^
2 065112,00 грн.! '-7 509 497,66'грн;!'' ' 9 574 609,Й ірнГ
1 534 431,00 грн.; -4 795 094,66 грн!! ‘‘‘б 329 525^‘грнГ
5 372 959,00 грн.|
іішїшіиз::
'22 75б' 06 ї ,(Ю‘ Г]рн Т'
2 117 859,00 грн.! ■19 665 832,00 грнГ 2Т 783 69Іл(Ю^грнГ
6 530 453,00 грн.!
24 7П 307,ОТ[рІІГ -766 344,66 rpiilj
4 538.269,00Іфн,|. 45М^9,00грнГ
-766 344.60 фн.;
Рис. 1. Пример формирования оптимального портфеля проектов судостроительного
предприятия
Расчеты показали, что заказ 09138 не целесообразно включать в портфель проектов предприятия. Это обусловлено, ограниченными ресурсные возможностями судостроительного предприятия в разрезе технологического оборудования, основного производственного персонала и денежных средств, необходимых для финансирования строительства. При данном решении максимилизируется значение целевой функции (38975051 грн).
Выводы и перспективы дальнейших исследований
1. Предложена методика формирования портфеля проектов судостроительного предприятия, в основе которой лежит представление постройки судна как реализация инвестиционного проекта.
2. Разработана математическая модель формирования оптимального портфеля проектов, учитывающая человеческие, технологические и финансовые возможности судостроительного предприятия, что позволяет определить рациональную загрузку предприятия на разные временные периоды.
3. Приведен пример применения реализованной в сфере MS Project математической модели для формирования оптимального портфеля проектов.
4. Дальнейшие исследования будут направлены на совершенствование инструментальных средств формирования оптимальных портфелей проектов и их применении для повышения конкурентоспособности украинских верфей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арью А.Р. Комплексная подготовка производства в судостроении / А.Р. Арью. - Л.: Судостроение, 1988. - 336с.
2. Бурков В.Н. Модели и методы мультипроектного управления / В.Н. Бурков, О.Ф. Квон, Л.А. Цитович. - М.: ИПУ РАН, 1997. - 62с.
3. Гламаздин Е.С. Управление корпоративными программами: информационные
системы и математические модели / Е.С. Гламаздин, Д.А. Новиков, А.В. Цветков. - М.: ИПУ РАН, 2003. - 159с.
4. Інноваційні технології проектування та побудови суден і засобів океанотехніки: Монографія / С.С. Рижков, В.С. Блінцов, В.Ф. Квасницький, К.В. Кошкін, О.М. Шамрай. - Миколаїв: НУК, 2009. - 356с.
5. Кошкин К.В. Организация компьютеризированных интегрированных производств в судостроении: монографія / К.В. Кошкин. - Николаев: УГМТУ,1999. - 220с.
6. Кошкин К.В. Управление портфелями проектов конкурентноспособного судостроительного предприятия / К.В. Кошкин, А.М. Возный, А.Н. Шамрай // Управління проектами та розвиток виробництва: зб. наук. пр. - Луганськ, 2008. -№2(26). - С.138-142.
7. Кошкин К.В. Финансирование портфеля проектов судостроительного предприятия / К.В. Кошкин, А.М. Возный, А.Н. Шамрай // Восточно-Европейский журнал передовых технологий, 2010. - №1/2(43). - С.20-22.
8. Матвеев А.А. Модели и методы управления портфелями проектов / А.А. Матвеев, Д.А. Новиков, А.В. Цветков. - М.: ПмСоФТ, 2005. - 206 с.
9. Математические основы управления проектами наукоемких производств: монография / А.А. Павлов, С.К. Чернов, К.В. Кошкин, Е.Б. Мисюра. - Николаев: НУК, 2006. - 172 с.
10. Механизмы управления проектами и программами регионального и отраслевого
развития: монография/ В.Н. Бурков, В.С. Блинцов, А.М. Возный, К.В. Кошкин,
А.Н. Шамрай и др. - Николаев: НуК, 2010. - 210 с.
11. Модели, методы и алгоритмическое обеспечение проектов и программ развития наукоемких производств: Монография / А.М. Возный, В.В. Драгомиров, А.Я. Казарезов, К.В. Кошкин, А.Н. Шамрай и др. - Николаев: НУК, 2009. - 194 с.
12. Романчук Н.П. Методические основы управления сложными проектами реструктуризации в судостроении: монография / Н.П. Романчук, А.С. Рашковский, К.В. Кошкин. - Николаев: НУК, 2004. - 124 с.
Стаття надійшла до редакції 10.02.2010 р.