Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП ЦЕЛЕВЫХ ИНВЕСТОРОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (по материалам Республики Дагестан)'

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП ЦЕЛЕВЫХ ИНВЕСТОРОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (по материалам Республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции / основной капитал / инвестицион-ный портфель / целевые инвесторы / региональная инвестиционная стра-тегия. / Investments / fixed capital / investment portfolio / target investors / regional investment strategy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гираев Везирхан Камалиевич

В статье сформулирована методика определения групп целевых инвесто-ров на региональном уровне в зависимости от сложившейся в регионе структуры экономики. Она базируется на расчете значений коэффициен-тов концентрации инвестиций и прибыли. Предложенная методика апро-бирована на материалах Республики Дагестан и сформирована группа целевых инвесторов для республики. Полученные результаты могут быть положены в основу формирования комплексного экономически обосно-ванного регионального инвестиционного портфеля. Методика может представлять интерес не только для инвестиционных компаний и анали-тических агентств, исследующих инвестиционные процессы на различ-ных уровнях, но и финансовых служб предприятий и компаний, форми-рующих перспективные инвестиционные портфели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FORMING TARGET GROUPS INVESTORS AT THE REGIONAL LEVEL (based on the materials of the Republic of Dagestan)

The article formulates a methodology for determining groups of target inves-tors at the regional level, depending on the structure of the economy in the region. It is based on the calculation of the coefficients of concentration of investment and profit. The proposed technique was tested on the materials of the Republic of Dagestan and a group of target investors for the republic was formed. The results obtained can be the basis for the formation of a compre-hensive economically feasible regional investment portfolio. The methodology may be of interest not only for investment companies and analytical agencies that study investment processes at various levels, but also for financial ser-vices of enterprises and companies that form promising investment portfolios.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП ЦЕЛЕВЫХ ИНВЕСТОРОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (по материалам Республики Дагестан)»

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

УДК 338.012 ББК 65.29

DOI 10.24411/2412-2025-2020-10014

Гираев Везирхан Камалиевич - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства; доцент кафедры экономической безопасности, налогообложения и бизнес-информатики, Дагестанский государственный технический университет

Giraev Vezirkhan Kamalievich - Ph.D. in Economics, Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy; Associate Professor of the Department of Economic Security, Taxation and Business Informatics, Dagestan State Technical University

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП ЦЕЛЕВЫХ ИНВЕСТОРОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (по материалам Республики Дагестан)

METHODOLOGY FORMING TARGET GROUPS

INVESTORS AT THE REGIONAL LEVEL (based on the materials of the Republic of Dagestan)

В статье сформулирована методика определения групп целевых инвесторов на региональном уровне в зависимости от сложившейся в регионе структуры экономики. Она базируется на расчете значений коэффициентов концентрации инвестиций и прибыли. Предложенная методика апробирована на материалах Республики Дагестан и сформирована группа целевых инвесторов для республики. Полученные результаты могут быть положены в основу формирования комплексного экономически обоснованного регионального инвестиционного портфеля. Методика может представлять интерес не только для инвестиционных компаний и аналитических агентств, исследующих инвестиционные процессы на различных уровнях, но и финансовых служб предприятий и компаний, формирующих перспективные инвестиционные портфели.

Ключевые слова: инвестиции, основной капитал, инвестиционный портфель, целевые инвесторы, региональная инвестиционная стратегия.

The article formulates a methodology for determining groups of target investors at the regional level, depending on the structure of the economy in the region. It is based on the calculation of the coefficients of concentration of investment and profit. The proposed technique was tested on the materials of the Republic of Dagestan and a group of target investors for the republic was formed. The results obtained can be the basis for the formation of a compre-

hensive economically feasible regional investment portfolio. The methodology may be of interest not only for investment companies and analytical agencies that study investment processes at various levels, but also for financial services of enterprises and companies that form promising investment portfolios.

Key words: Investments, fixed capital, investment portfolio, target investors, regional investment strategy.

Введение. Актуальным направлением региональной инвестиционной политики является формирование диверсифицированного инвестиционного портфеля, ориентированного на сложившуюся в регионе структуру экономики. Выбор инвестиционных предпочтений для формирования конкретного инвестиционного портфеля осуществляется с помощью матрицы инвестиционных предпочтений и матрицы соответствия структуре экономики региона. В частности, в Республике Дагестан, известной высокой дотационностью и структурой экономики, ориентированной на оборонно-промышленный комплекс, имеется весьма перспективный инвестиционный портфель, включающий четыре отрасли, максимально соответствующие высокодоходным интересам потенциальных инвесторов. Исходя из этого, следует отойти от практики представления-презентации единичных инвестиционных проектов на различных инвестиционных форумах, так как они не взаимосвязаны и не решают глобальную проблему инвестиционного процесса - оптимизацию структуры экономики и ее устойчивое и сбалансированное развитие.

Цель исследования. Разработка методики определения групп целевых инвесторов на региональном уровне в зависимости от сложившейся в регионе структуры экономики. Создание экономически обоснованного отраслевого инвестиционного портфеля формирует целевую аудиторию инвесторов, с которыми в последующем должна вестись адресная работа.

Основная часть. Как известно, любые виды ресурсов имеют физические величины, то есть измеряемые параметры. Исключением не являются и ресурсы развития регионов и предприятий, характеризуемые стоимостными, количественными или иными параметрами. С другой стороны, объективный характер экономического развития обусловлен динамикой потребностей в силу меняющихся условий внешней среды. Возникающее диалектическое противоречие (ограниченные ресурсы и расширяющиеся потребности) разрешается поиском и активным привлечением внешних инвесторов в виды экономической деятельности (отрасли), которые на данном этапе обладают достаточной инвестиционной привлекательностью. Поэтому для систематизации работы с инвесторами необходимо установить, какие конкретные отрасли могут представлять интерес для внешнего инвестора, а какие необходимо развивать, ориентируясь на внутренние ресурсы.

Для решения этой задачи нами предлагается использовать коэффициенты концентрации инвестиций и прибыли. Коэффициент концентрации инвестиций определяется по формуле:

k = ;(i)

dedo

где: йеда - доля инвестиций в основной капитал по виду деятельности в общем объеме инвестиций в основной капитал в регионе;

<■■едо - доля инвестиций в основной капитал по виду деятельности в общем объеме инвестиций в основной капитал в Российской Федерации.

Коэффициент концентрации прибыли рассчитывается по формуле:

к = ^ ;(2)

■'¿до

где: ■г да - доля вида деятельности в совокупном сальдированном финансовом результате в регионе;

■¡до - доля вида деятельности в совокупном сальдированном

финансовом результате в Российской Федерации.

Критерии разграничения таковы:

1. Если расчетный коэффициент по конкретному виду деятельности превышает единицу, то эта отрасль имеет инвестиционный потенциал выше среднероссийского, потенциально привлекателен и представляет интерес для целевых инвесторов, как в самом регионе, так и за его пределами.

2.При превышении коэффициента значения 5 и более (экспертная оценка), отрасль может быть привлекательна также и для иностранных инвесторов.

3.Если расчетное значение хотя бы одного из коэффициентов менее единицы, рассчитывать следует в основном на внутренних инвесторов конкретного региона.

Соответствующие расчеты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Определение типа потенциального инвестора для отраслей экономики

Республики Дагестан [8,9]

Виды деятельности (отрасль, подотрасль) Доля инвестиций в основном капитале, % Доля в сальдированном финансовом результате, % Тип потенциального инвестора

РД РФ Коэффициент концентрации РД РФ Коэффициент концентрации

1 2 3 4 5 6 7 8

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 12,4 3,6 3,4 3,1 1,8 1,7 Внешние российские

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно- энергетических 0,6 2,5 0,24 0,62 5,1 0,12 Внутренние

1 2 3 4 5 6 7 8

Производство напитков 0,8 0,25 3,2 28,1 0,43 65,3 Внешние российские и иностранные

Производство прочих транспортных средств и оборудования 0,96 1,1 0,87 14,1 0,54 26,1 Внешние российские и иностранные

Строительство зданий 1,1 0,16 6,8 0,8 0,11 7,3 Внешние российские и иностранные

Строительство инженерных сооружений 20,1 2,4 8,4 23,7 0,22 107,7 Внешние российские и иностранные

Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта 4,8 11,0 0,44 -16,9 3,7 - Внутренние

Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность 21,9 6,5 3,4 6,3 3,9 1,6 Внешние российские

Деятельность в сфере телекоммуникаций 6,8 3,7 1,8 0,05 1,4 0,04 Внешние российские

Расчеты показывают, что из восьми потенциально привлекательных отраслей республики, интересы инвесторов распределились следующим образом:

- внутренние инвесторы: добыча полезных ископаемых (за исключением топливно-энергетических); деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта;

- внешние российские: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность; деятельность в сфере телекоммуникаций;

- внешние российские и иностранные: производство напитков; производство прочих транспортных средств и оборудования; строительство зданий и инженерных сооружений.

В большинстве отраслей республики целевые группы формируются из внутренних и внешних инвесторов. Для инвестирования в сферу сельского хозяйства и телекоммуникаций в целом это характерно в целом по России. В производстве напитков, строительстве и прочих транспортных средств целевыми могут быть внешние российские и иностранные инвесторы.

В импортозамещающих отраслях целевые группы инвесторов могут включать, прежде всего, российских инвесторов, внешних по отношению к региону. В этом качестве могут выступать как состоятельные частные инвесторы-выходцы из Дагестана, так и фонды поддержки, ин-

ституты развития. Для пищевой промышленности, производства транспортных средств и оборудования, кроме того, в состав потенциальных инвесторов могут войти и иностранные, что, в общем, характерно для российского рынка инвестиционного предложения.

В Республике Дагестан действует утвержденная Постановлением Правительства РД Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2018-2020 годы. Администратором назначено Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан. Участниками являются Минэкономики РД, Минстрой РД, Минтуризма РД, Минимущества РД, Уполномоченный по защите прав предпринимателей РД и органы местного самоуправления.

Указанная программа состоит из двух подпрограмм - «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан» на 2018 - 2020 годы; «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан» на 2018 - 2020 годы.

Исходя из темы исследования, мы рассмотрим первую подпрограмму. Итак, целью Подпрограммы является создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан.

На 2020 год предусмотрено финансирование из республиканского бюджета в размере 1173,46 млн. руб., внебюджетные источники -610,00 млн. руб. Средства из федерального бюджета и местных бюджетов не предусмотрены.

Указанная Программа направлена на решение следующих ключевых проблем в сфере инвестиционной деятельности:

- недоступность кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов;

- наличие инфраструктурных ограничений для развития инвестиционной деятельности;

- недостаточное применение механизмов государственно-частного партнерства;

- недостаточный потенциал работников органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления по вопросам инвестиционной деятельности.

Инструментами реализации Программы обозначены:

- создание инженерной инфраструктуры на инвестплощадках;

- компенсация части затрат на инженерную инфраструктуру, разработку проектно-сметной документации, госэкспертизу;

- предоставление субсидий на погашение части процентной ставки по заемным средствам;

- подготовка и поддержка презентаций, реклама, информационное сопровождение в СМИ;

- обучение специалистов основам и механизмам государственно-частного партнерства.

Даже беглый анализ свидетельствует о том, что программные цели и инструменты их достижения находятся, мягко выражаясь, в разных плоскостях. Программа привлечения инвестиций и формирования инновационной экономики должна предусмотреть совершенно иные инструменты взаимодействия бизнеса и органов государственной власти. Да и к

тому же, вызывает удивление наличие подпрограммы по стимулированию малого и среднего предпринимательства, которая, в массе своей, развивается практически автономно, чутко реагируя на спрос и предложение. Им гораздо важнее налоговые послабления, устранение институциональных противоречий ведения бизнеса, защита собственности и бизнеса от произвола контрольно-надзорных и правоохранительных структур.

Структура и динамика инвестиций в основной капитал по источникам финансирования даёт важную информацию, характеризующую перспективы «инвестиционного рывка». Если в стремлении ускорить рост всего объёма инвестиций рассчитывать только на бюджетные ресурсы, то сделать это будет чрезвычайно сложно в силу низкой эффективности их расходования. То есть ориентация на возможности государства по такому пути привлечения инвестиций является стратегически неоправданной. Гораздо лучшие шансы на ускорение наращивания инвестиций появляются в случае, если удастся серьёзным образом нарастить долю собственных и привлеченных частных инвестиций. Некоторые показатели структуры и динамики инвестиций представлены в таблице 2.

Таблица 2

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования1

(в % к общему объему инвестиций в основной капитал) [8]

Собственные средства Привлеченные средства В том числе

бюджетные средства из них: кредиты банков средства организаций и населения на долевое строительство

из федерального бюджета из бюджетов субъектов РФ местные бюджеты

Январь-сентябрь2018 г.

Российская Федерация 556,2 443,8 113,2 6,3 6,1 0,8 11,6 3,0

СевероКавказский федеральный округ 552,0 448,0 330,6 23,3 5,6 1,7 4,8 0,1

Республика Дагестан 333,8 666,2 661,6 45,7 12,2 3,6 - -

Январь-сентябрь 2019 г.

Российская Федерация 559,1 440,9 112,7 5,8 6,0 0,9 9,7 3,5

СевероКавказский федеральный округ 441,1 558,9 440,7 28,8 10,4 1,5 4,7 0,0

Республика Дагестан 228,3 771,7 663,7 38,3 22,7 2,7 - 0,4

(без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами)

Как видно из данных таблицы 2, в РФ наблюдается рост доли собственных средств предприятий и организаций в структуре инвести-

ций в основной капитал. Так, если в январе-сентябре 2018 г. соотношение собственных/привлеченных средств составило 56,2/43,8 процента, то за аналогичный период в 2019 году это соотношение составило 59,1/40,9 процента соответственно. В СКФО и РД наблюдались противоположные тенденции - происходит снижение доли собственных средств в структуре инвестиций в основной капитал. Это связано, главным образом, со снижением показателя сальдированного результата деятельности предприятий и организаций СКФО в целом.

В Республике Дагестан доля бюджетных средств в привлеченных инвестициях выросла с 61,6% до 63,7% и характеризуется как самая высокая в СКФО. То есть республика все больше приобретает черты распределительной экономики, усиливая тем самым зависимость от трансфертов из федерального бюджета. В перспективе такая политика приведет к последовательной утере экономической самостоятельности и инициативы, с одной стороны, с другой - усилению коррупциогенных факторов распределительных процессов. Возможное в последующем снижение контроля со стороны силовых структур и правоохранительного блока в целом будет способствовать этой складывающейся порочной модели.

В силу этого, выход видится в ориентации стратегии развития республики с опорой на внутренние ресурсы, прежде всего, человеческий капитал, предпринимательскую инициативу и активность.

Для решения этой стратегически важной задачи необходимо формировать и конкретизировать состав целевых групп, для чего требуется провести анализ рынка предложения инвестиционного капитала.

Сельское хозяйство. Бюджетные инвестиции. В настоящее время бюджетные инвестиции в сельском хозяйстве осуществляются в соответствии с Государственной программой РД «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РД от 13 декабря 2013 г. №673 (с изм. и доп. на 28 марта 2019 г.). На реализацию этой Программы на 2020 год предусмотрены средства в размере 9952,8 млн. руб., из которых 4080,7 млн. руб. или 41,1% приходится на бюджетные средства. Основная доля бюджетных средств приходится на федеральный бюджет - 2650,4 млн. руб. или 64,9%, на республиканский бюджет - 1429,5 млн. руб. или 35,0%, остальные средства (0,77 млн. руб. или 0,1%) должны быть профинансированы за счет местных бюджетов. За счет внебюджетных средств ожидается привлечение 5872,1 млн. руб. или 58,1%.

Сельское хозяйство Дагестана имеет отличительную особенность - это мелкомасштабность. Крупные инвесторы и банковский капитал заинтересованы в масштабном производстве с применением современных агротехнологий и относительно предсказуемыми природно - климатическими условиями. Поэтому в республике предлагать инвесторам крупные проекты, на наш взгляд, является малоперспективным направлением. Но мелкомасштабность сельского хозяйства республики имеет несравненное преимущество в виде экологически чистой продукции. А значит, можно сделать вывод: сельское хозяйство республики является относительно низкорентабельной, но перспективной отраслью, в силу

чего для развития отрасли необходима грамотная логистика и эффективный маркетинг продвижения экологически чистой продукции. Поэтому как наиболее важная целевая группа в данном случае рассматриваются внешние и внутренние инвесторы, инвестирующие в малые формы хозяйствования. То есть состав инвесторов является достаточно широким, что позволяет рассматривать данную целевую группу как основную.

Производство напитков. Как известно, в Дагестане имеется большое количество водных ресурсов и минеральных источников, в силу чего отрасль имеет определенные инвестиционные перспективы. В настоящее время эта подотрасль представлена предприятиями, оснащенными самым современным оборудованием, такие как: АО «Группа компаний «Рычал-Су» (минеральная вода «Рычал-Су» и питьевая вода «Ме-вер»), ООО «Аквариус» (питьевая вода «Джумай»), ООО «Денеб» (безалкогольные напитки в ассортименте, минеральные воды «Махачкала-160», «Кавказская целебная» и питьевые воды «Горная», «Waterman», «Родники Кавказа»), АО «ЗБНС «Ириб» (питьевая вода «Родниковая свежесть» и безалкогольные напитки в ассортименте), ООО «Кикунин-ский консервный завод» (питьевая вода «Кикуни»), ОАО «Кизлярагро-комплекс» (питьевая вода «Дарман»).

В 2017 г. предприятиями республики произведено напитков безалкогольных в объеме 17478,9 тыс. дал. (105,2% к 2016г.), минеральной воды - 142,3 млн. бут. 0,5 литров (108,2%). Всего произведено продукции на сумму около 2,5 млрд. рублей.

По оценкам специалистов Минсельхозпрода РД и Минэкономики РД потенциал отрасли в стоимостном выражении составляет порядка 1012 млрд. рублей.

В целях более эффективной поддержки предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности необходимо обеспечить их доступными и льготными кредитами, имея в виду субсидирование не только оборудования отечественного производства, но и приобретение вспомогательных материалов.

Необходимо провести работу по привлечению заинтересованных инвесторов из регионов России, созданию условий полноценного кредитования и внедрения механизма лизинга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно также задействовать средства федерального, республиканского и местных бюджетов на возвратной основе с прозрачным механизмом распределения.

Добыча полезных ископаемых. Особенности инвестирования в добывающей промышленности Республики Дагестан обусловлены характером ресурсов, которыми она располагает. Из полезных ископаемых, которыми располагает республика, промышленное значение имеют месторождения нефти, горючих газов, серы, мергелей, кварцевых песков, минеральные источники. Наиболее известные месторождения: нефти и газа - побережье Каспийского моря; кварцевых песков - Карабудахкент. Структура запасов по подготовленности к промышленному освоению благоприятная, но в промышленном освоении находится малая часть разведанных месторождений (кроме нефти и газа). Обеспеченность по разведанным запасам достаточно высокая. Однако часть запасов, особенно нерудного сырья, находится на значительном удалении от дей-

ствующих предприятий или на землях сельскохозяйственного назначения. Дефицитными видами минерального сырья в Дагестане являются строительные пески, бентонитовые глины (целебная глина вулканического происхождения, которая очищает и оздоравливает организм), фосфориты, доломиты для стекольного производства. Территория республики находится в пределах Северо - Кавказской нефтегазоносной провинции и обладает значительными ресурсами углеводородного сырья. Государственным балансом учтено 37 месторождений нефти, из них 36 месторождений на суше (разрабатываются) и одно - на прилегающем шельфе Каспийского моря. По природному газу (свободному и растворенному в нефти) учтено 43 месторождения (42 - на суше, 1 - на шельфе), разрабатываются 40 месторождений. Прогнозные ресурсы нефти и газа имеются соответственно по 19 и 16 перспективным площадям, подготовленным для глубокого бурения. Из металлических полезных ископаемых учтено Госбалансом одно комплексное медноколчеданное месторождение Кизил-Дере, содержащее, помимо меди, также цинк и золото. Месторождение не разрабатывается вследствие высокой трудоемкости и отсутствия необходимого баланса энергозатрат (резервное). Имеются общераспространенные полезные ископаемые - строительного камня, известняка с запасами 6,7 млн. т, керамзитового сырья и др. На 1 октября 2019 г. в республике выдано 217 лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Добыча на них характеризуется низкой механизацией и значительными нарушениями экологических требований. Основной проблемой минерально-сырьевой базы республики, а также горнодобывающих предприятий, является падение добычи на действующих и замедление темпов промышленного освоения новых месторождений. С ужесточением требований по легализации эти процессы, к сожалению, усилились.

Длительное время не осваиваются месторождения нефти и газа Инчхе-моря, месторождение меди Кизил-Дере, стронция - Синие камни (Сергокалинский район, запасы оценены в 94 тыс. т.), формовочных песков - Экибулакское (запасы оценены в 57 млн. т), морской ракушки, кирпичных глин, термальных, минеральных и пресных подземных вод. В целом потенциал недр республики используется неэффективно, особенно в части весьма перспективных сырьевых ресурсов - нефти, газа, термальных вод и др.

Это не позволяет обеспечить столь же высокий уровень привлекательности, как в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых и создать прочную базу для нефтехимической промышленности, но дает основу для развития стекольной промышленности, производства извести, цемента, кирпича и других производств. Добывающая промышленность и производство прочих неметаллических минеральных продуктов в портфеле определены как ресурсные, категория целевых инвесторов - внутренние. При этом добыча полезных ископаемых является стабильной отраслью со средним уровнем инвестиционной привлекательности и средним соответствием интересам региона. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов характеризуется высокой привлекательностью и высоким соответствием интересам развития территории, но относится к нестабильным, хотя и перспективным отраслям.

Объединение этих видов деятельности в рамках территориально-отраслевой интеграции позволяет отчасти компенсировать присущие им недостатки.

Состав внутренних инвесторов является достаточно широким, что позволяет рассматривать данную целевую группу как основную.

Производство прочих транспортных средств и оборудования. Эта отрасль в республике, да и в России в целом, находится в сложном положении, испытывая острый дефицит финансирования. Причинами являются и высокая капиталоемкость, и длительные сроки окупаемости, и неблагоприятные перспективы сбыта, обусловленные, в числе прочего, высокой конкуренцией со стороны импорта. Масштабные инвестиции из собственных средств не позволяют осуществлять сложное финансовое положение предприятий отрасли. Машиностроение, несмотря на инновационные возможности, не относится к приоритетам венчурных фондов. В связи с этим основными инвесторами в данной сфере являются госкорпорации, существует возможность привлечения ресурсов им-портозамещения, в автомобилестроении - иностранных инвестиций.

Отраслевые предпочтения инвесторов связаны с основными предприятиями республики, представленными в данной группе: ОАО «Дагдизель», ОАО «ДагЗЭТО», ОАО «КЭМЗ» АО «Алмар Каспиан», ООО «Судоремсервис», ООО «Атлантик», ООО «ГСГ», ООО «Судоремонт». Эта группа предприятий имеет специфическое производство и в большинстве своем они зависят от заказов оборонно-промышленного комплекса. В республике производство прочих транспортных средств и оборудования является отраслью селективного инвестирования. Инвестиционная привлекательность низкая, мера соответствия интересам развития региона - высокая. В этой отрасли наблюдается низкая концентрация инвестиций и высокая концентрация прибыли, что позволяет осуществлять формирование целевых групп из внешних и иностранных инвесторов, но инвестирование может быть только селективным. Значительные инвестиции могут быть привлечены за счет бюджетных источников в рамках мероприятий по модернизации оборонно-промышленного комплекса и выполнения гособоронзаказов. По сути, инвестиции данной целевой группы являются государственными.

Строительство. Строительная отрасль Дагестана представлена такими компаниями, как ОАО Чиркейгэсстрой, ООО СК «Сити Строй Холдинг» (объекты на 310 тысяч кВ. м.), ООО СК «Beit Development» (объекты на 140 тысяч кВ. м.), ЗАО СК Арси (объекты на 90 тысяч кв. м.), ООО СК «Новый Город» (78 тысяч кв. м.), ООО СК «Армада» (реконструкция главной площади, Махачкала), ООО СК «Строй Добро» (36 тысяч кв. метров) и др.

В республике, несмотря на продолжающийся строительный бум, ситуация в этой сфере складывается весьма противоречивая. Как известно, за 2018 год у нас объемы строительства упали до 86,5%, и текущий темп роста по отношению к предыдущему году на 106,6% не обеспечивает восстановление уровня развития этой отрасли из-за эффекта низкой базы. По итогам 2018 года объем ввода жилых домов упал до 44,6%, поэтому рост строительства жилых домов на 21% в 2019 г. также не способен восстановить потерянные объемы.

С другой стороны, институциональная проблема отрасли заключается в том, что в республике строится больше, чем может обеспечивать коммунальная сфера. Особенно остро эта проблема стоит в столице Дагестана. Другая немаловажная проблема - это обеспечение качества строительства на всех ее этапах. Третья проблема - Дагестан с гигантским отрывом лидирует по количеству долгостроев (540 объектов) и по объемам потраченных на них средств (почти 17 млрд. рублей).

Инвестиционная привлекательность отрасли высокая, но в перспективе для расширения инвестиционных возможностей необходимо существенно сократить отставание инфраструктуры от темпов строительства. Предпочтительны внутренние, внешние и иностранные инвесторы.

Транспорт и связь. Вложения в транспорт и связь лидируют в отраслевой структуре инвестиций в российской экономике с огромным отрывом. Исключая вложения в социальную сферу, для транспорта и связи характерна самая высокая доля бюджетного финансирования - более 30%, из которых 20 - 22% приходятся на долю федерального бюджета, 2 - 10% - на долю бюджетов субъектов РФ. Доля вложений в госсобственность в сфере транспорта и связи составляет 43 - 46%, в муниципальную собственность - 2 - 6%, в смешанную - 10 - 25%.

В республике транспорт и связь - стабильный вид деятельности со средним уровнем привлекательности для частного инвестора и высоким уровнем соответствия интересам развития региона. Основа инвестиционной конкурентоспособности - инновационная, категория для выбора целевой группы - внутренние инвесторы региона. В связи с этим для транспорта и связи могут быть определены следующие целевые группы.

Бюджетные инвестиции. Общий объем бюджетных инвестиций в рамках Программы «Развитие территориальных автомобильных дорог республиканского, межмуниципального и местного значения Республики Дагестан» на 2020 год составляет 8341,2 млн. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 680,0 млн. руб.; республиканский бюджет -7661,2 млн. руб.

Вторую целевую группу составляют предприятия и организации региона, работающие в сфере транспорта (ИП Карго-58; ООО «Каспий-Транс», ООО «МегаТранс», ООО «и & М Тга^й», ООО «Альфатранс-1», ООО «Манасавтотранс») и связи (Дагестанский филиал ПАО «Ростелеком», Кавказский филиал ОАО «Мегафон» ОП в г. Махачкале», Махачкалинский филиал ОАО «Вымпелком», АО «Электросвязь», ОАО «Сумма Телеком», ООО «Ellco», ООО «Эрлайн»).

Поскольку ресурсы этих инвесторов ограничены, для данной группы целесообразно сотрудничество в соответствии с Законом РД от 2 февраля 2017 г. №5 «О государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве в Республике Дагестан».

В настоящее время уровень инвестиционной привлекательности этой сферы региона не является достаточным для масштабного привлечения внешних инвесторов, однако при его повышении в будущем возможно формирование еще одной целевой группы - венчурных инвесторов.

И еще хотелось бы остановиться на туристско-рекреационном комплексе. Несмотря на появляющиеся с завидной регулярностью предложения о наличии большого потенциала в туристической сфере республики, эта отрасль, по нашим сведениям, не является инвестиционно привлекательной. На наш взгляд, главная проблема туристической отрасли в Дагестане - это крайне низкий уровень сервиса и неоправданно высокие цены на услуги. Дагестан пока явно проигрывает конкурентную борьбу Ставропольскому краю и Краснодару, Азербайджану и Турции. По этой же причине мы наблюдаем угасающий бизнес в Крыму.

Инвестиционная привлекательность туризма в Республике Дагестан на данный момент оценена как средняя, отрасль является нестабильной, но перспективной. Выбор целевых групп должен быть осуществлен из числа внутренних инвесторов региона. В этом качестве могут рассматриваться организации и ИП, занимающиеся предпринимательством в сфере туризма. В республике работает 96 турагентств и 6 туроператоров, которые оказывают услуги по внутреннему и международному туризму.

Отдельную целевую группу могут составлять малые предприятия, в том числе микро-предприятия и индивидуальные предприниматели, работающие в гостиничном и ресторанном бизнесе.

Учитывая состав целевых групп инвесторов, для сферы туризма в регионе оптимальным вариантом следует признать организацию взаимодействия между ними, совместное финансирование в форме ГЧП, с использованием внебюджетных ресурсов муниципалитетов и городов республики.

Результаты. Проведенный анализ позволяет конкретизировать состав целевых групп инвесторов для отраслей, включенных в инвестиционный портфель региона (см. табл. 3).

Таблица 3

Целевые группы инвесторов (ранжированы по значимости)

Отрасли региона Целевые группы инвесторов и источников инвестиций (в порядке убывания значимости)

1 2 3 4

Строительство Внешние российские и иностранные отраслевые инвесторы Строительные компании и холдинги Бюджет: инфраструктурные проекты в рамках ФЦП и РАИП

Пищевая промышленность (производство напитков) Внешние российские и иностранные отраслевые инвесторы Предприятия и организации региона Бюджет: ресурсы, распределяемые в рамках Государственных программ

Сельское хозяйство Внешние и внутренние российские инвесторы Предприятия и организации региона Бюджет: ресурсы, распределяемые в рамках Государственных программ

1 2 3 4

Транспорт и связь Внешние и внутренние российские инвесторы Предприятия и организации сферы связи, работающие в регионе, с использованием механизмов ГЧП Региональный бюджет: ресурсы Дорожного фонда и государственных региональных программ. В сфере связи - венчурные фонды

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических Внутренние инвесторы Предприятия и организации, работающие в регионе Внутренние и внешние частные инвесторы

Туризм Внутренние инвесторы Малые предприятия и индивидуальные предприниматели региона (гостиничный и ресторанный бизнес) Региональный бюджет: ресурсы программы поддержки туризма

Выводы:

Методический подход, основанный на расчете коэффициентов концентрации, позволяет определить, какой тип инвесторов может рассматриваться для отрасли региона в качестве целевого. Однако для организации взаимодействия с инвесторами этого недостаточно, необходимо уточнить состав целевых групп.

Анализ рынка инвестиционного предложения показал, что в современных российских условиях в качестве внешних инвесторов, вкладывающих средства в больших масштабах в создание новых предприятий и модернизацию уже существующих, могут выступать в основном российские инвесторы. Это типично для сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых, транспорта и связи. С точки зрения региона инвестиции таких инвесторов предпочтительны и предсказуемы, они стабильны, масштабны и дадут наибольший эффект. Внешними инвесторами в инновационных отраслях (ГГ-технологии) могут стать венчурные фонды, которые можно создать в рамках технопарков и законодательства о ТОСЭР.

Для иностранных инвесторов предпочтительны отрасли: строительство и производство пищевых продуктов. Однако привлечению иностранных инвесторов в строительство препятствует коррупция и непрозрачные правила ведения бизнеса, неэффективное распределение государственных заказов. Для отдельных предприятий пищевой промышленности привлечение внешних и иностранных инвесторов имеет следствием изменение собственника, в чем крайне не заинтересованы местные собственники. В связи с этим взаимодействие с крупными холдингами и группами компаний и их проникновение в регион под большим вопросом.

Что касается сферы туризма, то необходимо иметь в виду, что эта отрасль привлекательна в основном для внутренних инвесторов региона.

Наличие природных факторов и условий для развития туризма в современных условиях глобализации явно недостаточно, как для привлечения инвесторов в эту отрасль, так и самих туристов.

Заключение

Конкретизация целевых групп инвесторов по отраслям, включенным в региональный инвестиционный портфель, дает возможность выработать механизм региональной инвестиционной политики, позволяющий оптимизировать структуру экономики региона, ее устойчивое развитие, а также организовать адресную работу с разными целевыми группами инвесторов.

Список литературы:

1. Басовский, Л.Е. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. - М.: Инфра-М, 2016. - 352 с.

2. Березинская, О. Инвестиционная пауза в экономике России: структурные характеристики и перспективы ее преодоления // Экономическая политика. - 2016. - Т11. - №3. - С. 30-45.

3. Березинская, О. Кредитование нефинансового сектора российской экономики: возможности и ограничения // Вопросы экономики. - 2016. -№ 3. - С. 1-12.

4. Бирман, Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман, С. Шмидт, Л. П. Белых. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2016. -631 с.

5. Липсиц, И.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: Учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. - М.: Ин-фра-М, 2017. - 320 с.

6. Прудникова, А. Инвестиционный процесс в России: влияние геополи-тичесих и геоэкономических рисков / А. Прудникова, О. Игнатова, О. Горбунова // Пробл. теории и практики управл. - 2016. - № 2. - С.56-64.

7. Уильям, Ф. Шарп. Инвестиции / Уильям Ф. Шарп, Гордон Дж. Алек-сандер, Джеффри В. Бейли. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 315 с.

8. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики. Разделы «Инвестиции», «Финансы».

9. www.dagstat.gks.ru - Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. Разделы «Инвестиции», «Финансы».

10. https://www.investinregions.ru/ - Инвестиционный портал регионов России.

11. http://www.rvc.ru/ - Российская венчурная корпорация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.