Научная статья на тему 'Методика формирования государственной поддержки аэропортовой сети РФ на основе анализа финансового состояния'

Методика формирования государственной поддержки аэропортовой сети РФ на основе анализа финансового состояния Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная поддержка / аэропортовая сеть / финансовые показатели / финансовая устойчивость / типологические группы. / government support / airport network / financial indicators / financial stability / typological groups.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гоманова Т.К., Гуляева Е.Л., Лоцманов М.А.

В послании Федеральному собранию от 29 февраля 2024 года Президент РФ анонсировал выделение денежных средств на модернизацию аэропортов страны. В связи с этим одной из важнейшей задачи государственного управления в рамках данного блока является построение модели распределения государственной поддержки аэропортовой сети Российской Федерации. Данная модель должна основываться на равномерном распределении средств, учитывать специфику и потребности определенной группы аэропортов. С одной стороны, финансирование должно направляться на улучшение качества обслуживания пассажиров, их безопасности, расширение и модернизацию технической базы аэропорта. С другой стороны, в регионах, где аэропорты играют стратегическую роль в социальной инфраструктуре и экономике, необходимо создать стимулы для развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology for the formation of state support for the airport network of the Russian Federation based on an analysis of the financial condition

In his message to the Federal Assembly dated February 29, 2024, the President of the Russian Federation announced the allocation of funds for the modernization of the country’s airports. In this regard, one of the most important tasks of public administration within this block is to build a model for the distribution of state support for the airport network of the Russian Federation. This model should be based on a uniform distribution of funds and take into account the specifics and needs of a certain group of airports. On the one hand, funding should be directed toward improving the quality of passenger service, their safety, and expanding and modernizing the airport’s technical base. On the other hand, in regions where airports play a strategic role in social infrastructure and economy, it is necessary to create incentives for development.

Текст научной работы на тему «Методика формирования государственной поддержки аэропортовой сети РФ на основе анализа финансового состояния»

eee-region.ru/article/7901/

Methodology for the formation of state support for the airport network of the Russian Federation based on an analysis of the financial condition

Регионы России Экономика сферы услуг Авторы

Гоманова Т.К.

кандидат экономических наук, заведующий кафедрой управления государственными и муниципальными финансами

Российская Федерация, Сибирский институт управления, филиал РАНХиГС

gomanova-tk@ranepa.ru

Гуляева Е.Л.

старший преподаватель кафедры управления государственными и муниципальными финансами

Российская Федерация, Сибирский институт управления, филиал РАНХиГС

gulyaeva-el@ranepa.ru

Лоцманов М.А.

магистрант кафедры управления государственными и муниципальными финансами Российская Федерация, Сибирский институт управления, филиал РАНХиГС lotsmanov.2000@mail.ru Аннотация

В послании Федеральному собранию от 29 февраля 2024 года Президент РФ анонсировал выделение денежных средств на модернизацию аэропортов страны. В связи с этим одной из важнейшей задачи государственного управления в рамках данного блока является построение модели распределения государственной поддержки аэропортовой сети Российской Федерации. Данная модель должна основываться на равномерном распределении средств, учитывать специфику и потребности определенной группы аэропортов. С одной стороны, финансирование должно направляться на улучшение качества обслуживания пассажиров, их безопасности, расширение и модернизацию технической базы аэропорта. С другой стороны, в регионах, где аэропорты играют стратегическую роль в социальной инфраструктуре и экономике, необходимо создать стимулы для развития.

Ключевые слова

государственная поддержка, аэропортовая сеть, финансовые показатели, финансовая устойчивость, типологические группы.

Рекомендуемая ссылка

Гоманова Т.К. , Гуляева Е.Л. , Лоцманов М.А.

Методика формирования государственной поддержки аэропортовой сети РФ на основе анализа финансового состояния// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (79). Номер статьи: 7901. Дата публикации: 22.07.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7901/

Authors

Gomanova T.K.

Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of Public and Municipal Finance Management

Russian Federation, Siberian Institute of Management, RANEPA branch

gomanova-tk@ranepa.ru

Gulyaeva E.L.

Senior Lecturer of the Department of Public and Municipal Finance Management Russian Federation, Siberian Institute of Management, RANEPA branch gulyaeva-el@ranepa.ru Lotsmanov M.A.

Master's student of the Department of Public and Municipal Finance Management Russian Federation, Siberian Institute of Management, RANEPA branch lotsmanov.2000@mail.ru Abstract

In his message to the Federal Assembly dated February 29, 2024, the President of the Russian Federation announced the allocation of funds for the modernization of the country's airports. In this regard, one of the most important tasks of public administration within this block is to build a model for the distribution of state support for the airport network of the Russian Federation. This model should be based on a uniform distribution

of funds and take into account the specifics and needs of a certain group of airports. On the one hand, funding should be directed toward improving the quality of passenger service, their safety, and expanding and modernizing the airport's technical base. On the other hand, in regions where airports play a strategic role in social infrastructure and economy, it is necessary to create incentives for development.

Keywords

government support, airport network, financial indicators, financial stability, typological groups.

Suggested Citation

Gomanova T.K. , Gulyaeva E.L. , Lotsmanov M.A.

Methodology for the formation of state support for the airport network of the Russian Federation based on an analysis of the financial condition// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (79). Art. #7901. Date issued: 22.07.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/7901/

Введение

В послании Федеральному собранию 29 февраля 2024 года Президент Российской Федерации анонсировал выделение 250 млрд. рублей на модернизацию аэропортов страны. Денежные средства на развитие аэропортовой сети Российской Федерации поступят из федерального бюджета. Данные действия направлены на повышение авиационной мобильности граждан и доступности авиаперелетов.

В связи с этим одной из важнейшей задачи государственного управления в рамках данного блока является построение модели распределения государственной поддержки аэропортовой сети Российской Федерации, так как аэропорты играют одну из ключевых ролей в обеспечении экономического развития страны, осуществляя перевозку грузов и пассажиров, а также дают возможность регионам развивать туризм и бизнес [5].

В различных регионах Российской Федерации существует проблема, которая связана с неравномерным развитием аэропортов. Одни с трудом справляются с увеличивающимся объемом пассажиров, а другие испытывают серьезные проблемы с их привлечением. Это приводит к нерациональному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Чтобы решить данную проблему, нужно разработать модель распределения государственной поддержки аэропортовой сети Российской Федерации, которая будет учитывать специфику и потребности определенной группы аэропортов [4]. С одной стороны, финансирование должно направляться на улучшение качества обслуживания пассажиров, их безопасности, расширение и модернизацию

технической базы аэропорта. С другой стороны, в регионах, где аэропорты играют стратегическую роль в социальной инфраструктуре и экономике, необходимо создать стимулы для развития.

Данная модель должны быть справедливой и прозрачной, исключающая возможность коррупционных схем и произвольного распределения средств. В основе модели распределения государственной поддержки должны лежать четки показатели и критерии эффективности, которые позволят оценить результаты использования субсидии и изменять ее направление в соответствии с целями государства.

Результаты исследований

На основании всего выше сказанного предлагается авторская модель формирования государственной поддержки аэропортовой сети РФ.

На рисунке 1 представлены стадии авторского подхода формирования размера государственной поддержки аэропортовой сети Российской Федерации. Основой данной методики является анализ экономических и финансовых показателей деятельности организации.

Стадия 1

Формирование маркеров развития организаций аэропортовой сферы

Рисунок 1 - Стадии авторской методики формирования размера государственной поддержки

Первая стадия авторской методики предполагает сбор данных, например, нормативно - плановых источников, которые включают планы, разработанные субъектами хозяйствования, министерствами и ведомствами, нормативные материалы; учетные данные, такие как данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета; внеучетные данные, например, государственные законы, постановления правительства, указы президента, данные проверок и ревизий, приказы и распоряжения руководителей организаций, договоры, решения судебных органов. Происходит отбор экономических субъектов по выбранным организационно - правовым формам и формирование типологических групп по установленному критерию группировки [2]. Выбор и расчет экономических и финансовых показателей деятельности организации для формирования нормативных значений определенной типологической группы. Данные значения используются для создания тепловой карты, в которой будет осуществлена маркировка достижения того или иного показателя (рисунок 2).

1 этап

Я

2 этап

ш

3 этап

4 этап

я

5 этап

8

6 этап

■ Coop данных (нормативно - плановые источнику учетные данные. внеучетные данные)

■ Создание пнфоры анионной базы

■ Отбор хозяйствующнх субъектов с учетом организационно - правовой формы: АО (ДАО. ОАО. ЗАО). ООО

■Выбор критерия дтя проведения группировки хозяйствующих субъектов

■ Формирование типологических групп по выбранному критерию группировки

■Выбор покателей оценки деятельности хозяйствующего субъекта: экономическая деятельность, финансовая устойчивость, ликвидность, деловая активность, рентабельность

■Расчет значений отоор энных показателен оценки деятельности хозяйствующего субъекта ■Расчет нормативных значений показателей типологических групп (ДГ)

1 этап

■ Формирование тепловой карты

Рисунок 2 - Формирование маркеров развития организаций аэропортовой сети

Вторая стадия авторской методики предполагает разработку формулы для расчета размера государственной поддержки организаций аэропортовой сети Российской Федерации. Определяется значимость экономического и финансового показателя на основе сформированной тепловой карты [2]. После происходит определение процента выполнения выбранных показателей. И на основе выше упомянутых данных формируется бальный рейтинг экономического субъекта, который влияет на выравнивающий коэффициент. Значение выравнивающий коэффициента зависит от типологической группы, в которую входит аэропорт. В конце данного этапа происходит формирование размера государственной поддержки по авторской формуле (рисунок 3).

Рисунок 3 - Формирование размера субсидии

Третья стадия авторского подхода носит рекомендательный характер использования субсидии. Государственная поддержка аэропортовой сети Российской Федерации является важным инструментом обеспечения безопасности

полетов и развития авиационной инфраструктуры. Данная поддержка может быть направлена на расширение и модернизацию аэропортов, а именно строительство парковок, рулежных путей, новых терминалов, улучшение безопасности и системы навигации, приобретение новой техники и оборудования. Данные действия повышают качество облуживания пассажиров, увеличивают пропускную способность и сокращают время пересадки.

В таблице 1 представлены данные по количеству аэропортов в сформированных типологических группах.

Таблица 1 - Число аэропортов в типологических группах

Типологическая группа 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

1 группа [0; 100) тыс. человек 8 7 6 8 6

2 группа [100; 1 000) тыс. человек 34 31 31 34 30

3 группа [1 000; 10 000) тыс. человек 21 25 26 21 26

4 группа [10 000; те) тыс. человек 4 4 4 4 5

В таблице 2 представлен пример тепловой карты первой типологической группы за 2021 год. В данной таблице представлены показатели выручки и пассажиропотока, а также финансовой устойчивости и ликвидности.

Таблица 2 - Тепловая карта 1 типологической группы за 2021 год

Наименование В, тыс. руб. П, чел. Ка КСДКЗ КТЛ КСЛ КАЛ

Комсомольск-на-Амуре 89 433 9 862 0,413 1,245 1,741 1,268 0,031

Бугульма 260 470 42 972 0,897 0,422 3,195 2,411 2,059

Красноярск (Черемшанка) 627 016 47 597 0,866 0,505 2,345 2,124 1,699

Белоярский 190 403 70 879 0,606 0,044 0,800 0,325 0,286

Когалым 401 823 94 076 0,339 1,157 0,589 0,429 0,148

Ярославль (Туношна) 97 155 59 СЛ 00 0,278 0,230 0,325 0,230 0,081

В таблице 3 представлено выполнение нормативных значений показателей оценки деятельности организаций аэропортовой сети Российской Федерации.

Таблица 3 - Выполнение нормативных значений 1 типологической группы за 2021 год, %

Наименование

Комсомольск-на-Амуре

Бугульма

Красноярск (Черемшанка)

Белоярский

Когалым

В

П

Ка

-53,72 -79,15 7,01

КСДКЗ КТЛ КСЛ КАЛ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

74,92 24,42 28,85 -93,75

34,78 -9,15 132,46 -40,78 128,28 145,11 310,74

224,44 0,63 124,38 -29,10 67,53 115,91 238,94

-1,48 49,85 56,98 -93,83 -42,84 -66,95 -42,87

107,92 98,90 -12,13 62,58 -57,88 -56,38 -70,57

Ярославль (Туношна) -49,73 108,37 -27,98 -67,68 -76,75 -76,62 -83,85

В таблице 4 представлен бальный рейтинг четвертой типологической группы за 2021 год.

Таблица 4 - Бальный рейтинг четвертой типологической группы за 2021 год

Наименование В П Ка КСДКЗ КТЛ КСЛ КАЛ

Сочи 0,00 0,00 5,29 0,00 0,00 0,00 0,64

Москва (Внуково) 0,00 0,00 3,96 8,01 6,80 6,80 6,42

Санкт-Петербург (Пулково) 0,77 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Москва (Домодедово) 0,00 0,82 0,00 0,80 0,00 0,00 0,00

Москва (Шереметьево) 6,14 1,64 0,66 0,80 0,00 0,00 0,00

Наименование КобА КобКЗ КобДЗ Р^а РСК Rs Рейтинг

Сочи 0,00 0,00 8,39 7,71 4,63 8,22 34,88

Москва (Внуково) 0,00 4,19 0,00 0,00 0,00 0,00 36,20

Санкт-Петербург (Пулково) 0,00 0,00 5,03 3,09 7,71 3,29 19,89

Москва (Домодедово) 8,35 0,00 0,00 7,71 7,71 0,00 25,40

Москва (Шереметьево) 0,00 5,59 0,00 0,00 0,00 0,00 14,84

Размер субсидии рассчитывается по формуле 1:

5 = р х с х к,

где р - пассажиропоток за отчетный период;

с - средний чек авиаперевозок по РФ; ^ - бальный коэффициент.

В таблице 5 представлен расчет размера субсидии первой типологической группы. Таблица 5 - Размер субсидии первой типологической группы

Наименование Р, чел. к , руб. Э, руб. Доля, %

Комсомольск-на-Амуре 9 862 1 8 313 81 982 806,00 2,47

Бугульма 42 972 1,125 8 313 401 879 515,50 12,12

Красноярск (Черемшанка) 47 597 1,125 8 313 445 133 093,63 13,43

Белоярский 70 879 1 8 313 589 217 127,00 17,77

Когалым 94 076 1,25 8 313 977 567 235,00 29,49

Ярославль (Туношна) 98 557 1 8 313 819 304 341,00 24,71

Итого: 3 315 084 118,13 100

В таблице 6 представлена информация о распределении рассчитанных сумм субсидий для организаций аэропортовой сети Российской Федерации по федеральным округам.

Общий объем финансирования составил 299 037 554 547,66 рублей. Из них 24,37 % приходится на Центральный федеральный округ, что является максимальной суммой среди федеральных округов. Второе место по объему государственной поддержки занимает Южный федеральный округ, его доля составляет 17,04 %. На третьем месте располагается Приволжский федеральный округ с долей 13,88 %. Доля Сибирского федерального округа в общем объеме государственной поддержки составляет 12,24 %. На Уральский федеральный округ приходится 11,07 % или 33 100 739 717,42 рублей. Северо-Западный федеральный округ занимает шестое место, и его доля равняется 9,49 %. На предпоследнем месте располагается Дальневосточный федеральный округ с объемом финансирования 18 436 779 432,83 рубля. Последнее место занимает Северо-Кавказский федеральный округ с долей 5,74 %.

Таблица 6 - Объем финансирования ФО

Наименование ФО Южный федеральный округ

Э, руб. Доля ФО в РФ, %

50 956 320 587,18 17,04%

Сибирский федеральный округ

36 609 241 315,46 12,24%

Северо-Западный федеральный округ 28 383 752 993,85 9,49%

Центральный федеральный округ 72 877 185 245,96 24,37%

Уральский федеральный округ

33 100 739 717,42 11,07%

Приволжский федеральный округ

41 505 244 025,79 13,88%

Дальневосточный федеральный округ 18 436 779 432,83 6,17%

Северо-Кавказский федеральный округ 17 168 291 229,17 5,74%

Итого:

299 037 554 547,66 100,00%

Заключение

Практическая значимость данной методики заключается в возможности использования разработанной модели органонами государственного управления для принятия обоснованных решений о направлении финансовой поддержки аэропортам страны, а также аэропортами для оценки своего экономического положения по отношению к схожим организациям аэропортовой сети по масштабу деятельности.

Библиографический список

1. Сычева, Е.Г., Ксенофонтова, Т.Ю., Губенко, А.В. Направления и особенности развития системы воздушного транспорта России: региональный аспект // Экономика и управление. 2015. №3 (113). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-iosobennosti-razvitiya-sistemy-vozdushnogo-transporta-rossii-regionalnyy-aspekt (дата обращения: 26.09.2023).

2. Гоманова, Т.К. Методика расчета среднеотраслевых показателей финансового состояния организаций аэропортовой сети Российской Федерации: журнал Финансовый бизнес / Т.К. Гоманова, Е.Л. Гуляева, М.А. Лоцманов — № 10 -Москва : Издательский Дом «Финансовый бизнес», 2023. - 91 с. - ISSN 08698589;

3. Сотников, А.А., Ершова, И.Г. Коэффициентный анализ финансового управления предприятием // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2022. №1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/koeffitsientnyy-analiz-finansovogo-upravleniya-predpriyatiem (дата обращения: 23.09.2023).

4. Жеребцов, М.В. Актуальные вопросы поддержания и развития аэродромной сети Российской Федерации // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2014. №2 (51). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-podderzhaniya-i-razvitiya-aerodromnoy-seti-rossiyskoyfederatsii (дата обращения: 26.09.2023).

5. Горбачев, В.И. Аэропорты России нуждаются в целенаправленной

государственной политике // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2017. №4 (71). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/aeroporty-rossii-nuzhdayutsya-v-tselenapravlennoy-gosudarstvennoy-politike (дата обращения: 26.09.2023). Финансовый бизнес, № 10, 2023г. 199

Bibliographic list

1. Sycheva, E.G., Ksenofontova, T.Yu., Gubenko, A.V. Directions and Features of the Development of the Air Transport System of Russia: Regional Aspect. [Napravleniya i osobennosti razvitiya sistemy vozdushnogo transporta Rossii: regionalnyi aspekt] // Economics and Management. 2015. No. 3 (113).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-iosobennosti-razvitiya-sistemy-vozdushnogo-transporta-rossii-regionalnyy-aspekt(accessed: 26.09.2023).

2. Gomanova, T.K., Gulyaeva, E.L., Lotsmanov, M.A. Methodology for Calculating Industry-Average Financial Indicators of Organizations in the Airport Network of the Russian Federation. [Metodika rascheta sredneotraslevykh pokazatelei finansovogo sostoyaniya organizatsii aeroportovoi seti Rossiiskoi Federatsii] // Financial Business Journal. 10 - Moscow: Publishing House «Financial Business», 2023. -91 p. - ISSN 0869-8589.

3. Sotnikov, A.A., Ershova, I.G. Ratio Analysis of Enterprise Financial Management. [Koeffitsientnyi analiz finansovogo upravleniya predpriyatiem] // Innovative Economy: Information, Analytics, Forecasts. 2022. No. 1.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koeffitsientnyy-analiz-finansovogo-upravleniya-predpriyatiem(accessed: 23.09.2023).

4. Zherebtsov, M.V. Current Issues of Maintaining and Developing the Airfield Network of the Russian Federation. [Aktualnye voprosy podderzhaniya i razvitiya aerodromnoi seti Rossiiskoi Federatsii] // Transport of the Russian Federation. Journal of Science, Practice, Economics. 2014. No. 2 (51).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-podderzhaniya-i-razvitiya-aerodromnoy-seti-rossiyskoy-federatsii(accessed: 26.09.2023).

5. Gorbachev, V.I. Russian Airports Need Targeted Government Policy. [Aeroporty Rossii nuzhdayutsya v tselenapravlennoy gosudarstvennoy politike] // Transport of the Russian Federation. Journal of Science, Practice, Economics. 2017. No. 4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aeroporty-rossii-nuzhdayutsya-v-tselenapravlennoy-gosudarstvennoy-politike(accessed: 26.09.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.