Научная статья на тему 'Методика экспертизы инновационных проектов'

Методика экспертизы инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекчеева Наталья Валерьевна, Уваров Александр Фавстович, Осипов Юрий Мирзоевич

Предлагается методика экспертизы инновационных проектов, основанная на экспертных оценках уровней конкурентоспособности инновационного товара. Алгоритм процедуры экспертизы инновационного проекта представлен тремя уровнями с целевыми показателеми «инновационность», «коммерциализуемость» и «инвестиционность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чекчеева Наталья Валерьевна, Уваров Александр Фавстович, Осипов Юрий Мирзоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technique is proposed for examination of innovative projects based on expert estimations of competitiveness of innovative products. The algorithm for procedure of examination of the innovative project is presented by three levels with the following target indicators: innovativeness, commercialization-ability and investment-attractiveness.

Текст научной работы на тему «Методика экспертизы инновационных проектов»

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

Методика экспертизы

инновационных проектов

Н. В. Чекчеева,

заместитель директора студенческого бизнес-инкубатора, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

А. Ф. Уваров,

к. э. н., проректор по экономике, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

Ю. М. Осипов,

д. т. н., д. э. н., профессор, заведующий отделением кафедры ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии», Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

Предлагается методика экспертизы инновационных проектов, основанная на экспертных оценках уровней конкурентоспособности инновационного товара. Алгоритм процедуры экспертизы инновационного проекта представлен тремя уровнями с целевыми показателеми «инновационность», «коммерциализуемость» и «инвестиционность».

За последние годы в России наблюдается положительная динамика освоения инновационных проектов социального, научно-исследовательского, инфраструктурного и других направлений во многих отраслях экономики с государственным (федеральным, региональным и муниципальным) и частным финансированием. На долю государства приходится поддержка инвестирования проектов, не приносящих быстрого эффекта и отличающихся высокой степенью риска. В частном секторе, несмотря на ориентацию на высокодоходные проекты, сохраняется выбор проектов с высоким уровнем неопределенности. Институтам (комиссиям, конкурсам и т. п.), принимающим решения о выборе инновационного проекта и его инвестировании, становится все сложнее оценивать результаты инноваций в сложившихся рыночных реалиях, особенно в научно-технической и производственной сфере. Ошибки в идентификации результатов проектов приводят к тому, что многие, принятые к реализации проекты, не достигают поставленных целей. Для повышения эффективности инвестиций, снижения потерь от вложений в рискованные проекты к экспертизе инновационных проектов предъявляют все большие требования.

В настоящей статье предлагается методика экспертизы инновационных проектов, принадлежащей к научно-технической и производственной сфере, с системой целевых показателей и набором критериев выбора, с применением компьютерных средств. При

The technique is proposed for examination of innovative projects based on expert estimations of competitiveness of innovative products. The algorithm for procedure of examination of the innovative project is presented by three levels with the following target indicators: innovativeness, commercialization-ability and investment-attractiveness.

разработке методики был использован методологический подход, основанный на экспертных оценках уровней конкурентоспособности инновационного товара (продукция и услуги). Используемые целевые показатели могут иметь вербально-числовую (качественную и количественную) оценку, как экономическую, так и техническую. Так как показатели «значимость технические решения Зтр» и «значимость экономических событий Зэс» формируют комплексный (интегрированный) показатель, то адекватность их относительно шкалы применяемых таблиц и вклад в комплексный показатель формируется за счет придания каждому показателю весовых коэффициентов и применения аддитивно-мультипликативного метода расчета [1].

На рис. 1 представлена многоуровневая схема формирования интегрированного показателя Зит инновационного проекта.

Первый уровень представлен целевым показателем «инновационность проекта», характеризующим его полезность и редкость. Полезность инновационного проекта определяется потребительскими характеристиками. Редкость инновационного проекта — необходимая характеристика экономического блага. Не обладающие редкостью, общедоступные блага не представляют экономического интереса, поскольку потребность в них по мере удовлетворения иссякает.

Показатель «инновационность проекта» формируется на основе показателей конкурентоспособности товара: «значимость технического решения Зтр» и

• дополнительные критерии показателя Зэс для более точной оценки конкретного проекта, в состав которых можно включить: «коэффициент рентабельности производства», «коэффициент фондоотдачи», «коэффициент производительности труда», «коэффициент автономии фирмы» и «коэффициент абсолютной ликвидности средств фирмы» и т. п.

Рассчитываются значения интегрированного показателя Зит инновационного проекта первого уровня. Необходимым условием выхода инновационного проекта во время экспертизы на второй уровень является условие

З > З ,

ит рт ит кт’

(1)

где Зит рт , Зит кт

Рис. 1. Схема формирования интегрированного показателя З

ит

«значимость экономических событий Зэс». Социальные, экологические и другие показатели товара тоже могут формировать инновационность проекта. Показатели «значимость технических решений Зтр» и «значимость экономических событий Зэс» включают:

• универсальные критерии показателя Зтр для всех видов товара, включающие «актуальность решенной технической задачи (РТЗ)», «соответствие РТЗ программам важнейших работ», «сложность РТЗ», «место использования РТЗ», «объем использования РТЗ» и «охват охранными мероприятиями РТЗ»;

• универсальные критерии показателя Зэс для всех видов товара, включающие «экономическое развитие региона», «влияние инновационного товара (ИТ) на формирование потребностей общества», «объем и доступность ресурсов, необходимых для создания ИТ», «влияние ИТ на рыночную стратегию фирмы», «влияние ИТ на конъюнктуру рынка» и «влияние ИТ на экономический рост фирмы»;

• дополнительные критерии показателя Зтр для более точной оценки конкретного проекта, в состав которых можно включить: «тип управления автоматизированным устройством», «количество информационных каналов», «коэффициент упорядоченности структуры технологической среды», «коэффициент автоматизации технологического оборудования» и «коэффициент технологичности производственных процессов» и т. п.;

— показатели разрабатываемых и конкурирующих товаров, соответственно.

Второй уровень представлен целевым показателем «коммерциализуемость проекта», характеризующим «оборотоспособность проекта» (табл. 1), «финансовый приоритет (ФП)», «эффективность производства (ЭП)» и «эффективность сбыта (ЭС)» [2].

Оборотоспособность проекта — это способность к введению в экономический оборот в следующих формах товарно-денежного обмена:

1. Реализация осуществляется в отношении материального воплощения — в виде конкретной продукции.

2. Реализация осуществляется в отношении нематериального воплощения — в виде документации на конкретную продукцию.

3. Реализация осуществляется в отношении прав на собственность.

Из представленного бизнес-плана инновационного проекта выявляется информация о возможных формах и степенях оборотоспособности и экспертным путем, при помощи табл. 1, определяется и обосновываются реальный качественный и количественный показатель Оит.

Обладая полезностью, редкостью и способностью к товарно-денежному обмену (оборотоспособностью) в какой-либо форме, инновационный проект становятся объектом рыночных (обменных) отношений — товаром.

Применение этой части методики, особенно критериев финансовый приоритет», «эффективность производства» и «эффективность сбыта» оправдано на более поздних сроках жизненного цикла изделий (изготовление, реализация, эксплуатация), когда име-

Таблица 1

Оборотоспособность инновационного проекта

Форма оборотоспособности Степень оборотоспособности Оит

частичная частичная частичная полная

1. Реализация конкретной продукции 2,0 5,0 2,0 10,0

2. Реализация в виде документации на конкретную продукцию 3,0 8,0

3. Реализация прав на собственность 5,0 5,0

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ется бухгалтерская и статистическая отчетность. Но в инновационном процессе необходимо видеть все достоинства и недостатки предлагаемого проекта и уже на этапе бизнес-планирования необходимо прогнозировать коммерциализуемость товара.

Третий уровень представлен целевым показателем «инвестируемость проекта», характеризуемым критериями «чистый дисконтированный доход ЧДД», «срок окупаемости То».

ЧДД рассчитывается в соответствии с рекомендациями ЮНИДО по формуле

где (Р£ - З£) = Э£ — эффект, достигаемый на £-м шаге; Р£ — результаты, достигаемые на £-м шаге расчета; З £ — затраты, осуществляемые на том же шаге; 1/(1+Е)£ = а£ — коэффициент дисконтирования; Е — норма дисконта для приведения разновременных затрат, результатов, эффекта к начальному периоду. Норма дисконта равна приемлемой для инвестора норме дохода на капитал; £ — номер шага расчета (£ = 0, 1, 2, ..., Т); Т — продолжительность расчетного периода.

Показатель срока окупаемости инвестиций в инновационный проект рассчитывается по формуле

Т0 = 1/Пч , (3)

где I — общие инвестиционные издержки; Пч — чистая годовая прибыль, получаемая в результате функционирования объекта инноваций.

Таблица 2

Результаты расчетов и показатели

№ экс- перта Чистый дисконти- рованный доход ЧДД Срок окупае- мости То Показатель иннова- ционности Зип Показатель иннова- ционности Зкп Итоговый балл

1

2

Рассчитанные величины ЧДД и Т , показатели «инновационность Зип» и «коммерциализуемость Зкп» сводятся в табл. 2 для окончательной экспертизы, которую можно выполнить двумя способами:

1. Эвристическое принятие решения на основании итоговых баллов, выставленных экспертами.

2. Автоматизированное принятие решения на основании итоговых баллов, рассчитанных программными продуктами «Рейтинг», «Эксперт» и т. п. [1]. Методика проходит апробацию в межвузовском

студенческом бизнес-инкубаторе «Дружба» при ТУ-СУР (г. Томск), в ходе экспертиз, представляемых на конкурс инновационных проектов. После доработки недостатков, выявленных в ходе экспертиз, будет разработан стандарт вуза.

Литература

1. Ю. М. Осипов. Конкурентоспособность наукоемкой машиностроительной продукции: экономика и менеджмент. Томск, Изд-во ТУСУР, 2002.

2. Н. В. Чекчеева и др. Учебно-методические аспекты экспертизы инновационных проектов/Труды Всеросс. НМК «Современное образование: традиции и новации», 2-3 февр. 2006 г. Томск, Изд-во ТУСУР, 2006.

ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА

«ИННОВАЦИИ»

Подписка в редакции — это получение журнала сразу после тиража. Подписка на 2007 год (12 номеров) 6000 руб. 00 коп. (Шесть тысяч рублей), в том числе НДС — 545руб. 45 коп.

Название организации ____________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество___________________________________________________________________

Должность__________________________

Почтовый адрес (адрес доставки).

Просим высылать нам журнал «Инновации» в количестве

Нами уплачена сумма __________________________________

Платежное поручение №____________ от _________________

. экземпляров.

200

Банковские реквизиты редакции :

ОАО «ТРАНСФЕР», ИНН 7813002328, КПП 781301001 р/с 40702810727000001308 в Приморском филиале ОАО «Банк Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург»,

к/с 30101810900000000790, БИК 044030790

Дата заполнения талона подписки.

Подпись.

Подписка на год, а также полугодие оформляется с любого месяца.

Заполненный талон подписки мы принимаем по факсу: (812) 234-09-18 Контактное лицо: А. Б. Каминская..

По каталогу «Агентство “РОСПЕЧАТЬ”» ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ-2007 (Москва) подписка принимается на общих основаниях.

Подписной индекс: 38498.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.