Научная статья на тему 'Методика единой оценки качества товара на основе линейной модели В. Леонтьева'

Методика единой оценки качества товара на основе линейной модели В. Леонтьева Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Товар / методика / метод анализа / качество / математический расчет / линейная модель Леонтьева / конкурентоспособность / Goods / methods / analysis method / quality / mathematical calculation / Leontief linear model / competitiveness.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О. Г. Попова, И. В. Ариничева, И. В. Ариничев, И. О. Сергеева

На основе развернуторго анализа действующих нормативных документов по контролю качества и оценке конкурентоспособности продукции растениеводства показана цепочка рыночного менеджмента «товаркачество». Предложена диаграмма согласованности оценок органолептических и физикохимических характеристик продукта. По линейной модели В. Леонтьева проведен расчет единой оценки качества для мучного кондитерского изделия, которая позволяет получить единый безразмерный показатель и установить предпочтение одного продукта другому. По выходным данным построена шкала качественной оценки. Расположение характеристик продукта на шкале позволяет ранжировать товар и прогнозировать его конкурентоспособность. Подтверждена важность разработки методики единой оценки качества товара в условиях рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR UNIFIED ASSESSMENT OF PRODUCT QUALITY BASED ON THE LINEAR MODEL V. LEONTIEV

Based on a detailed analysis of the current regulatory documents on quality control and assessing the competitiveness of crop production, a chain of market management “product quality” is shown. A diagram of the consistency of the estimates of organoleptic and physico-chemical characteristics of the product is proposed. Using a linear model of V. Leontyev, a single quality assessment was calculated for a flour confectionery product, which allows one to obtain a single dimensionless indicator and establish the preference of one product over another. Based on the output, a qualitative assessment scale is constructed. The location of the product characteristics on the scale allows you to rank the product and predict its competitiveness. The importance of developing a methodology for a unified assessment of the quality of goods in a market is confirmed

Текст научной работы на тему «Методика единой оценки качества товара на основе линейной модели В. Леонтьева»

21. Russian technological platforms / Ministry of economic development of the Russian Federation. Presentation materials. URL: http://biotech2030.ru/wp-content/uploads/2019/02/TP_RUS-04.02.2019.pdf

22. Vagin S.G., Golovko O.I., Malysheva E.A., Marinichev V.A. Cluster formations and innovative technological platforms // Economic Sciences. - 2016. - No 01 (134). - Pp. 74-79.

23. Kuimov V V. Regional technological platforms as a tool for innovative development of the territory: monograph / VV. Kuimov, Y.Y. Suslova, E.V. Shcherbenko, D.A. Tolstoy, A.O. Kuimov. - M.: INFRA-M; Krasnoyarsk: Sib. Fed. Univ-t, 2016. - 343 p.

24. Dezhina I.G. Technological platforms and innovation clusters: together or separately? Moscow: Gaidar Institute Publishing house, 2013. - 124 p.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10406

О.Г. Попова - д-р с.-х. наук, профессор Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), loukianova7@mail.ru,

0.G. Popova - Dr. Agricult. sciences, professor Moscow State University of Technology and Management named after K. G. Razumovsky (First Cossack University);

И.В. Ариничева - д-р биол. наук, профессор, ФГБОУ ВО «Кубанский ГАУ имени И.Т. Труби-лина», loukianova7@mail.ru,

1.V. Arinicheva - Dr. Biol. sciences, professor, FSBEI HE "Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin";

И.В. Ариничев - канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», loukianova7@mail.ru,

I.V. Arinichev - Ph.D. Econ. Science, Associate Professor FSBEI of HE "Kuban State University"; И.О. Сергеева - старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Кубанский ГАУ имени И.Т. Трубилина», loukianova7@mail.ru,

I.O. Sergeeva - Senior Lecturer, FSBEI HE "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin".

МЕТОДИКА ЕДИНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРА НА ОСНОВЕ ЛИНЕЙНОЙ МОДЕЛИ В. ЛЕОНТЬЕВА METHODOLOGY FOR UNIFIED ASSESSMENT OF PRODUCT QUALITY BASED ON THE LINEAR

MODEL V. LEONTIEV

Аннотация. На основе развернуторго анализа действующих нормативных документов по контролю качества и оценке конкурентоспособности продукции растениеводства показана цепочка рыночного менеджмента «товар - качество». Предложена диаграмма согласованности оценок органолептических и физико-химических характеристик продукта. По линейной модели В. Леонтьева проведен расчет единой оценки качества для мучного кондитерского изделия, которая позволяет получить единый безразмерный показатель и установить предпочтение одного продукта другому. По выходным данным построена шкала качественной оценки. Расположение характеристик продукта на шкале позволяет ранжировать товар и прогнозировать его конкурентоспособность. Подтверждена важность разработки методики единой оценки качества товара в условиях рынка.

Abstract. Based on a detailed analysis of the current regulatory documents on quality control and assessing the competitiveness of crop production, a chain of market management "product - quality" is shown. A diagram of the consistency of the estimates of organoleptic and physico-chemical characteristics of the product is proposed. Using a linear model of V. Leontyev, a single quality assessment was calculated for a flour confectionery product, which allows one to obtain a single dimensionless indicator and establish the preference of one product over another. Based on the output, a qualitative assessment scale is constructed. The location of the product characteristics on the scale allows you to rank the product and predict its competitiveness. The importance of developing a methodology for a unified assessment of the quality of goods in a market is confirmed

Ключевые слова: Товар, методика, метод анализа, качество, математический расчет, линейная модель Леонтьева, конкурентоспособность.

Keywords: Goods, methods, analysis method, quality, mathematical calculation, Leontief linear model, competitiveness.

Введение.

Современное развитие промышленности предусматривает снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции [1]. Востребованы новые безопасные и качественные товары / продукция с установленным высоким уровнем конкурентоспособности, который формируется и его можно установить только в результате применения бесконечно большого количества методов, методик, нормативных документов, обязывающих вести контроль сырья, технологии, готового продукта, товара [2]. Мы рассматриваем только основную часть конкурентоспособности - качество в продукции растениеводства на примере мучных кондитерских изделий [3].

Толкований вопроса «Что такое качество и как его определить?» много. Одно из первых определений качества продукции было дано в Японии в 1982 году, на 26-й ежегодной конференции по качеству: «Продукция считается продукцией хорошего качества, если при минимальных расходах она в максимальной степени способствует здоровью и счастью людей, вовлеченных в ее проектирование, производство, распределение, потребление, обслуживание и восстановление» [4]. Продовольственная продукция, в условиях рынка именуемая «товар», контролируется и оценивается. Прослеживаемость характеристик качества формирует цепочку взаимосвязей рыночного менеджмента «товар - качество», которая рассмотрена как сложная система.

Структурные взаимосвязи предлагаемой теории разработки методики единой оценки качества товара применены на основе идеи о том, что описание сложной системы можно осуществлять путём редукции процессов, продуктов, их характеристик, т.е. выражение востребованных данных через установленные. Первые истоки «принципа взаимозависимости данных в сложной системе» можно обнаружить в учении французских физиократов XVIII в., один из которых, Ф. Кенэ, в своей «Экономической таблице» пытался показать, как происходит движение товаров и денег между различными секторами экономики.

Аналогичную схему разработал и К. Маркс, но определяющее значение у него имеет не сельское хозяйство, а промышленность. В схеме Маркса экономика состоит из двух подразделений: производство средств производства и производство предметов потребления [5]. По аналогии построена статическая линейная модель многоотраслевой экономики В. Леонтьева, предложения которой рассмотрены при выявленном максимальном количестве причин и могут иметь отношение к желаемому результату [6].

Взятые нами за основу приемы контроля качества - это простейшие статистические методы, обеспечивающие накопление мелких усовершенствований, что позволяет составить сложную систему показателей качества продукта и рассчитать необходимые характеристики [7].

Созданная в процессе разработки диаграмма формирования качества [8] определена основой математического расчета [9]. Предложен расчет слаженности оценок органолептических и физико-химических характеристик продукта, определенных двумя переменными X и Y. Расчет взаимосвязи этих оценок проведен по установленным показателям, определенным в каждом конкретном случае [10, 11].

По выходным данным построена шкала качественной оценки. Расположение характеристики продукта на шкале оценки качества, позволяет ранжировать продукцию и установить её конкурентоспособность.

Методика. На основании требований современной технической политики государства в условиях сформировавшегося рынка, определили объем нормативных документов для различных групп пищевой продукции. Провели анализ методик, методов, показателей и характеристик в прикладной области науки - продукции растениеводства, на примере мучных кондитерских изделий. Выделили блоки оценки и контроля качества. Блок 1. Методики оценки качества товара, включающие косвенные, разовые и многократные методики измерения.

Блок 2. Методы контроля продукта, включающие органолептические и физико-химические показатели, установленные стандартом.

Блок 3. Показатели качества продукта, нормированные стандартом.

Блок 4. Характеристики продукта, соответствующие тому названию, на которое этот продукт заявлен.

Цепочка структурных взаимосвязей оценки и контроля качества товара/продукта получила название «товар - качество», показана на рисунке 1.

Блоки 1 - 3 предназначены для контроля качества, а блок 4 предлагается как результативный числовой, используемый для получения данных, нацеленных на разработку единой методики оценки качества товара.

Рисунок 1 - Технологическая цепочка «товар - качество» для категории рынка товар / продукт

Рассмотрим цепочку «товар - качество», далее по тексту (ЦТК) как сложную систему. Аналогом формирования ЦТК взят анализ структурных взаимосвязей любых процессов «затраты - выпуск», в соответствии с которым построена статическая линейная модель многоотраслевой экономики Леонтьева [12, 13].

Для разработки единой методики оценки качества товара показана взаимосвязь модели Леонтьева и полученных данных (таблица 1).

Таблица 1 - Взаимосвязь предложений модели Леонтьева и основных

положений предлагаемой методики

Предложения модели Леонтьева Основные критерии оценки качества

1 В системе экономики производятся, продаются, покупаются, потребляются и инвестируются п продуктов При оценке качества продукта используется п методов и методик, по которым определяются необходимые характеристики

2 Каждая отрасль производит только один продукт Востребована только одна характеристика контроля качества

3 Производственный процесс в отрасли - это преобразование некоторых типов продуктов в какой-то один продукт. Исследуется взаимосвязь всех единичных характеристик в одну, характеризующую конкурентоспособность товара

Основные критерии оценки качества формируют поставленную задачу расчета сложной системы оценки качества товара. В основу расчета положена взаимосвязь всех рассматриваемых величин, которая позволяет определить превосходство одного продукта над другим.

Результаты и обсуждения. Методики оценки качества мучных кондитерских изделий в соответствии с требованиями рынка сгруппировали по основному назначению: обязательные, рекомендуемые и предлагаемые (Рис.1, блок1), показано на рисунке 2.

Рисунок 2 - Состав методик оценки качества мучных кондитерских изделий

Любая из представленных на схеме методик предусматривает косвенные, разовые и многократные измерения. Результаты использования методик, в том числе, многократных измерений необходимо анализировать, при этом выполняют оценку результатов косвенных измерений одной физической величины, обработку одной или нескольких серий результатов прямых многократных измерений одной и той же физической величины, обработку результатов измерений массива номинально одинаковых величин, обработку результатов измерений разных величин или изменяющейся физической величины [14].

В результате математической обработки получили аналитическое описание каждой используемой методики, что позволило исключить из дальнейшего рассмотрения методики с систематическими погрешностями результатов измерений, и считать данные годными для статистической обработки. Результаты любого вида измерений позволяют рассмотреть каждую из групп методик в ЦТК по включенным в них методам контроля качества (Рисунок 1, блок 2), в развернутом виде (рисунок 3).

Методы контроля качества

Обязательные Органолептические Физико-химические

Безопасность Вкус Массовая доля золы

Витамины и минеральные вещества Запах Массовая доля влажности

Пищевые волокна Поверхность Консистенция

Внешний вид Доля общего сахара

Форма Массовая доля жира

Вид в изломе Плотность

Надломы и трещины Вязкость

Срок хранения Кислотность

Цвет Щелочность

Качество начинки

Консистенция

Рисунок 3 - Методы контроля качества мучных кондитерских изделий

Показатели качества определяют в специально подготовленных лабораториях:

- органолептические с помощью органов чувств человека;

- физико-химические на базе полученных числовых значений. Выделены обязательные методики контроля, которые включают основные вещества, витамины, пищевые волокна и минеральные вещества. Анализ методов контроля качества показывает, что большое число лабораторных методов измерений, с многоэтапной обработкой пробы усложняет процедуру оценки результата измерений, качество кондитерских изделий обусловлено качеством исходного сырья, поэтому контролю сырья так же уделяется внимание.

Для оптимизации выбора требуемых характеристик и формирования целостной ЦТК, проведен анализ стандартных методов их оценки. Методы, рекомендуемых в действующих к применению нормативных документах, имеющих статус стандарта «Технические условия» на продукт, устанавливают обязательные характеристики по наименованию продукта, включают показатели: органолептические, физико-химические, радиологические, микробиологические.

В последующих расчетах применены исключительно органолептические и физико-химические методы, поскольку радиологические и микробиологические являются их производными.

Используемые методы контроля раскроем по показателям качества продукта (рисунок 1, блок 3) и характеристикам продукта (рисунок 1, блок 4). Характеристики, соответствующие тому названию, на которое этот продукт заявлен, формируем по определению единичных показателей. Эти характеристики и являются обоснованием и основой разработки новых расчетных методов оценки качества. Постановка теории разработки единой методики оценки качества товара предлагает метод определяющий единый показатель, с помощью которого устанавливается характеристика сырья, полуфабрикатов, кондитерского изделия, позволяющий выявить приоритет исследуемого образца перед другим.

Проведенный анализ четырех блоков оценки и контроля качества технологического потока ЦТК показал, что каждый из них имеет конкретные формы контроля качества. Качество продукции зависит от важнейших фак-

торов в решении проблемы. В нашем случае это изучение и анализ приемов контроля качества, а именно раскрытие ЦТК для категории рынка товар/продукт, показанной на рисунке 1. Показанные на рисунках 2 и 3 методики и методы оценки качества определим термином «характерные факторы».

Взятые нами за основу приемы контроля качества (цепочка ЦТК) относим к «Ветвистой схеме характерных факторов», которая представляет собой простейшие статистические методы, обеспечивает накопление мелких усовершенствований и позволяет рассчитывать на весьма ценные результаты [15]. При составлении схемы собраны:

• большое количество методик и методов контроля и анализа качества;

• поставлена задача, которая содержит в себе количественные показатели;

• всесторонне изучены коренные факторы от мелких до конечных в виде ветвей;

• на схеме выделяются важные факторы;

• рассчитывается взаимосвязь факторов для получения конечного результата.

При анализе ЦТК выявлены характерные факторы (методика - метод - показатель), являющиеся ядром постановки теории разработки единой методики оценки качества товара. Чтобы увидеть интеграцию их действий рассмотрим методику выбора и использования характерных факторов. Конкретизируем данные по группе товаров, а именно по мучным кондитерским изделиям. Введем обозначения характерных факторов:

П - обязательные характерные факторы;

О - органолептические характерные факторы;

Ф - физико-химические характерные факторы.

Разобьем ЦТС по показателям органолептических и физико-химических характеристик продукта, определим нормируемые характеристики. Органолептические характерные факторы раскрыты в таблице 2.

Таблица 2 - Матрица характерных факторов модели органолептической

оценки качества мучных кондитерских изделий

Показатель Код Характеристика

Вкусовая оценка

Вкус 1 Характерный

Запах 2 Ярко выражен

Форма 3 Соответствует нормативу

Консистенция 4 Соответствует нормативу

Тактильная оценка

Срок хранения 5 Соответствует нормативу

Надломы 6 Соответствует нормативу

Трещины 7 Не допускаются

Поверхность 8 Соответствует нормативу

Зрительная оценка

Внешний вид 9 Характерный

Строение в изломе 10 Равномерное

Цвет 11 Характерный

Качество начинки 12 Соответствует нормативу

Для блока обязательных методов - П устанавливаются коды, безопасность - код 10, минеральные вещества и витамины - код 11, пищевые волокна - код 12.

Обязательность использования этих методов определяет то, что при расчете взаимосвязи всех показателей качества продукта, характеристики безопасности входят составной частью как в блок органолептической, так и физико-химической оценок.

Физико-химические характерные факторы раскрыты в таблице 3.

Таблица 3 - Матрица характерных факторов блока физико-химической

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оценки качества мучных кондитерских изделий

Показатель Код Характеристика

Высушивание

Массовая доля золы, % 1 По нормативу

Массовая доля влаги, % 2 0,6-0,9

Консистенция, Пас 3 1,0-22,5

Доля общего сахара, % 4 1,0-2,0

Взвешивание

Массовая доля жира, % 5 По нормативу

Плотность, г/ см3 6 0,5-31,0

Вязкость, Пас 7 0,1

Титрование

Кислотность, градусы 8 По нормативу

Щелочность, градусы 9 По нормативу

Использование современных методик качества, дополняющих одна другую, позволяет представить все полученные данные функцией, зависимой от установленных характерных факторов (переменных величин), формирующих качество продукта:

у=т (1)

где: У - результат использования методов оценки качества, Х - аргумент, представляющий методики определения требуемой характеристики.

В зависимости от используемого сырья и технологии производства, аргументами представляются:

- характерные факторы модели органолептической оценки;

- характерные факторы модели физико-химической оценки.

Выделенные две основные переменные рассматриваются как значения двух величин, имеющих одну область существования - определение единого показателя качества кондитерского изделия и представляются как функция двух переменных:

У = ^Х, У), (2)

где Х - переменная органолептической оценки, У - переменная физико-химической оценки.

Собранные данные отражены на ветвистой схеме и распределены (рисунок 4). Нужные параметры оцениваются или измеряются.

Характерные факторы физико-химической оценки

Рисунок 4 - Ветвистая схема характерных факторов ЦТК мучного кондитерского изделия

Центральным звеном методики выбраны характерные факторы, из таблиц 2 и 3 по которым устанавливается взаимосвязь органолептических и физико-химических характеристик оцениваемого изделия и определяется показатель его превосходства.

Получение эффективного показателя качества кондитерского изделия предполагает наличие баланса в процессе изменения органолептических и физико-химических показателей, определенных «характерными факторами».

Чтобы увидеть взаимосвязь характерных факторов О и Ф, определенных двумя переменными X и Y, взята линейная модель Леонтьева, составленная из оценок качества, определенных в каждом конкретном случае [16, 17]. Переменная функция X выступает как показатель некоторой органолептической характеристики свойства продукции, определенной как единичный показатель качества продукции блока Х, т. е. Х1. Для математических расчетов будем коротко называть 1-й характерный фактор. Показатель изменения Хъ полученный в результате изменения одного из показателей качества продукции блока Y.

Аналогично для переменной функции Y: показатель некоторой физико-химической характеристики свойства продукции, определенной как единичный показатель качества продукции блока Y, т. е. Yj. Для математических расчетов будем коротко называть j-й характерный фактор. Показатель изменения Yj, полученный в результате изменения одного из показателей качества продукции блока Х.

В соответствии с моделью Леонтьева указанные величины сводятся в балансовую, продуктовую модель качества для характерных факторов органолептической оценки. Балансовый характер выражается в том, что при любом используемом методе органолептической оценки 1 = 1, ..., п, выполняется соотношение:

Х = Хг1 + .. . + Хп + У, (3)

обозначающее, что общий объем показателей качества выполняется в блоке органолептической оценки и учитывается, при оценке факторов физико-химического блока Yi.

Будем называть выражение 3 соотношением баланса качества для характерных факторов блоков Х и Y.

Поскольку речь идет об оценке качества по всем показателям, то величины баланса будут безразмерными и предполагается выполнение соотношения:

_ XI]

где а,у - установленный коэффициент качества.

> (4)

Х]' у '

Это допущение и постулирует линейность представленной модели. Итак, согласно гипотезе линейности, имеем:

Хр = ар X (5)

Коэффициент а^ и будет являться той балльной оценкой, которую получит продукт при оценке показателей качества.

В случае оценки по одному характерному фактору, балльные оценки взаимосвязи находятся как среднее арифметическое, например:

ад

Е ан

а„ = —— • (6)

п

Распределение балльных оценок в зависимости от применяемой методики показано в таблице 4.

Таблица 4 - Оценка мучного кондитерского изделия по органолептическим показателям

Методика Код Показатели качества Коэффициент качества

Вкусовая оценка Х1 Вкус ан

Х2 Запах а12

Хз Форма а1з

Х4 Поверхность а14

Тактильная оценка Х5 Срок хранения а15

Хб Надломы а1б

Х7 Трещины а17

Х8 Консистенция а18

Зрительная оценка Х9 Внешний вид а19

Х10 Строение в изломе аио

Х11 Качество начинки аш

Х12 Цвет аи2

В предположении линейности соотношения (3) получаем оценки: вкусовая Авх; тактильная АТ х; зрительная АЗ х, где каждая балльная оценка имеет индекс составленный из номера кода характерного фактора. Или в матричной форме:

X =А * Х + У. (7)

Для блока характерных факторов, оцениваемых физико-химическими методами, вычисления проводятся в соответствии с выделенными числовыми данными: YJ - характерные факторы продукции 1-го элемента; Yij - характерные факторы продукции 1-го элемента, необходимые элементу j; Х1 - характерные факторы продукции 1-го элемента, предназначенные для оценки характерного фактора Х блока.

В соответствии с моделью Леонтьева указанные величины сводятся в балансовую продуктовую модель качества для характерных фактов физико-химической оценки. Балансовый характер выражается в том, что при любом 1 = 1, ..., п, выполняется соотношение:

У = У,1 + .. . + Уп + Х. (8)

Согласно гипотезе линейности, имеем:

Ур = ар *У. (9)

Коэффициент а^ будет являться той балльной оценкой, которую получит продукт при физико-химических испытаниях.

Для физико-химических показателей (Г) расчет коэффициентов проводится аналогично расчету для ор-ганолептических показателей (Х).

Вектор X представляет общий объем выполненных органолептических оценок и отражает ту часть показателей, которые используются, при выполнении физико-химических оценок.

Вектор У представляет объем выполнения физико-химических оценок и отражает ту часть показателей, которые используются при выполнении органолептики. В предположении линейности соотношения, характерные факторы выполнения физико-химических показателей представлены таблицей 6.

Таблица 6 - Оценка мучного кондитерского изделия по физико-химическим показателям

Методика Код Показатели качества Коэффициенты качества

Высушивание У1 Консистенция, Пас ац

У 2 Плотность, г/ см3 а!2

У з Кислотность, градусы а;з

У 4 Щелочность, градусы а14

Взвешивание У 5 Вязкость, Пас а!5

У 6 Влажность,% а16

У 7 Массовая доля золы,% а!7

Титрование У 8 Доля общего сахара, % а18

У 9 Массовая доля жира, % а19

Обязательные показатели У 10 Безопасности ацо

У 11 Основные вещества аш

У 12 Пищевые волокна аи2

В предположении линейности соотношение (9) принимает вид матриц А В, А Вз, А Т . Получены матрицы взаимосвязи органолептических показателей с соответствующими коэффициентами качества а ... а Хп; физико-химических показателей с соответствующими коэффициентами качества а

я у

Соотношение (2) представляет уравнение линейного баланса выполнения оценок качества. Учитывая, что определяемые оценки качества есть величины векторные, используем понятие «вектора полных затрат»:

X = У + а * У, У = X + а * X, (10 )

учитывая взаимосвязь характерных факторов для органолептики и физ-химии, как единой области существования, значениями Х и У в обоих случаях можно пренебречь, поскольку они взаимно исключаются. Балльная оценка качества кондитерского изделия а влияние на исследуемую взаимосвязь:

ц рассчитывается с учетом показателей, оказывающих существенное

аг] =&аХ+^а?) / п (11 )

где: а1 - органолептические показатели; аJУ - физико-химические показатели;

п - количество установленных показателей, с которыми вступает во взаимосвязь исследуемый показатель. По результатам расчета строится матрица взаимосвязи единичных характеристик качества кондитерского изделия:

- органолептические показатели выстраиваются по строке - Х;

- физико-химические показатели выстраиваются по столбцу - У;

- коэффициенты ац, ..., азз определены как элементы матрицы (таблица 7).

Таблица 7 - Таблица расчета единого показателя качества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели Х1 - внешний вид Х2 - запах и вкус Хз - вид в изломе

У1 - массовая доля общего сахара ац а12 а13

У2 - массовая доля жира а21 а22 а23

Уз - массовая доля влаги аз1 аз2 азз

Проведя анализ полученных данных, и, определив, что все характеристики сырья, полуфабрикатов и готовых изделий оцениваются в различных единицах измерения установлено, что необходимо введение балльных оценок для органолептических и физико-химических показателей.

Затем составляется оценочная таблица и проводится подсчет общего балла мучного кондитерского изделия.

Этими действиями устанавливается следующее:

- охвачены все учрежденные в нормативном документе характеристики качества пектиносодержащего кондитерского изделия;

- установлена единая количественная оценка качества;

- увеличивается точность прогноза производства изделий кондитерских пряничных.

Из дегустационного листа выбираются средние баллы и вносятся их обозначения:

Х1 - отображает внешний вид изделия;

Х2 - отображает запах и вкус изделия;

Х3 - отображает вид в изломе.

Для физико-химических показателей установлены коэффициенты, в рассматриваемом случае установлен коэффициент 1, что обозначает соответствие установленному нормативу: У1 - массовая доля общего сахара; У2 - массовая доля общего жира; Уз - массовая доля влаги.

Далее проводится расчет коэффициентов качества.

ац - исследуется взаимосвязь внешнего вида Xi с массовой долей общего сахара У1, который принимается по данным лаборатории (в нашем случае коэффициент 1). На результат взаимосвязи существенное влияние оказывает показатель - массовая доля влаги Уз:

X1 + У1 + У 3

ац =-;

3

а12 - исследуется взаимосвязь запаха и вкуса Х2 с массовой долей общего сахара У1, который принимается по данным лаборатории (в нашем случае коэффициент 1). На результат взаимосвязи существенное влияние оказывает показатель - массовая доля влаги Уз:

X 2 + У1 + У 3

а 12 =-;

3

а1з - исследуется взаимосвязь вид в изломе Хз. с массовой долей общего сахара У1, существенного влияния ни один из установленных показателей не имеет. Ввд в изломе зависит от качества примененной муки и технологии её дозирования:

ац = X з.

Остальные коэффициенты рассчитываются по аналогии, определены взаимосвязи:

- а21, внешнего вида Х1 с массовой долей общего жира У2;

- а22, вкуса и запаха Х2 с массовой долей общего жира У2;

- а2з, вид в изломе Хз с массовой долей общего жира У2;

- аз1, внешнего вида Х1 с массовой долей влаги Уз;

- аз2- вкуса и запаха Х2 с массовой долей влаги Уз;

- азз, вид в изломе Хз с массовой долей влаги Уз.

Проводится расчет коэффициентов взаимосвязи. Полученные величины сводятся в таблицу по аналогии с таблицей 2, проводится расчет полученной матрицы. Полученное значение характеризует единую оценку качества товара.

Построение шкалы качественной оценки проводится следующим образом:

- выбирают отрезок прямой, на котором проставляют характерные точки, располагая их от минимального значения к максимальному значению;

- характерными точками служат те цифровые значения, которые получаются в результате обсчета показателя взаимосвязи нормированных характеристик продуктов, имеющих различное качество;

- по месту расположения оцениваемого продукта на шкале, судят о целесообразности его производства.

Построенная шкала для пряников представлена реперными точками: 0; 2; 4; 6; 8 и имеет вид (рисунок 5) -►

0 2 4 6 8

Рисунок 5 - Шкала качественной оценки пряников

По шкале судят о предпочтении качества одного продукта перед другим. Продукт, расположенный на шкале в интервале:

- от 0 до 2 изделие не конкурентоспособно для данной группы продукции;

- от 2 до 4 будет иметь плохую реализацию;

- от 4 до 6 будет иметь реализацию;

- от 6 до 8 соответствует наилучшим качественным характеристикам.

Расположение характеристики продукта на шкале оценки качества, позволяет ранжировать продукцию. Полученная информация может быть использована при разработке новых видов мучных кондитерских изделий, постановке их на производство и при реализации в торговле.

Источники:

1. Госпрограмма «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» Утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года № з28.

2. Попова О. Г., 2009. Разработка методологии и новых методов контроля качества продукции растениеводства. disserCat http: // www.dissercat.com/content/razrabotka-metodologii-i-novykh-metodov-kontrolya-kachestva-produktsii-rastenievodstva.

3. ГОСТ 15810-14. Изделия кондитерские. Изделия пряничные. Общие технические условия. - Введ. 2016-01-01. - М.: Госстандарт России: Изд-во М.: Стандартинформ, 2015. - 6 с.

4. Дайхен, Ко. Внедрение и введение всеобщего контроля качества в фирме «Дайхен» / Ко Дайхен; пер. с яп. // Лекционный материал университета Кинки. - 1999. - 25 с.

5. Ленивкина И. А. Применение статистических методов контроля качества при производстве мясных хлебов» https: // arhivinfo.ru/2-98033.html

6. Солодовников А. С. Математика в экономике: Учебник / А. С. Солодовников, В. Л. Бабайцев, А. В. Браилов // Финансы и статистика - 2000. - С. 224.

7. Пат. 2294538, Российская Федерация, МПК G 01 № 33/02. Способ оценки потребительского показателя изделий кондитерских пряничных / О. Г. Попова; заявитель и патентообладатель КубГАУ. - № 2005117595/13; за-явл.07.06.05; опубл. 2007.02, бюл. № 6. - 11 с.

8. Ивасаки, Хидео. Приемы контроля качества и путь решения проблем на основе аспектов контроля качества / Хидео Ивасаки; пер. с яп. // Лекционный материал университета Кинки. - 1999. - 21 с.

9. Тагути. Семь инструментов качества в японской экономике / Тагути; пер. с яп. - М.: Издательство стандартов, 1990. -215 с.

10. Ариничева И. В. Развитие цифровой экономики в аграрной сфере / И. В. Ариничева, С. С. Бессарабова, УА. Лихота // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». - 2018. -№ 2 (29). - С. 36-38.

11. Ариничев И. В. Оценка удовлетворенности потребителей малых предприятий торговой отрасли на основе нечетко-множественного подхода / И. В. Ариничев, И. В. Богдашев, С. М. Геворкян, И. В. Ариничева // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 9 (74). - С. 1082-1088.

12. Попова О. Г. Способ отнесения к разряду потребительского показателя кексов // Патент на изобретение RUS № 2295723, / О. Г. Попова; - № 2005116935;02.06.2005; опубл.; бюл. № 2, 2007, ч.2, с.381.

13. Попова О. Г. Разработка методологии и новых методов контроля качества продукции растениеводства / О.Г. Попова // диссертация на соискание ученой степени доктора сельскохозяйственных наук / Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева. Москва, 2009.

14. Смоленцев В. М. Интеграция конкурентоспособности и качества продукции: монография / В. М. Смоленцев, О.Г. Попова. - Краснодар: КубГАУ, 2019. - 107 с.

15. Ариничев И. В. Конкурентные стратегии малых предприятий, их отличительные особенности и области применения / И. В. Ариничев, И. В. Ариничева // Innovative Economy: Development and Improvement Prospects. 2017. № 1 (19). С. 19-24.

16. Ариничева И. В. Применение математического моделирования при разработке и принятии управленческих решений / И. В. Ариничева, Т. Р. Романов, В. С. Ильина // В сборнике: Молодежь и системная модернизация страны. Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 4-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 31-35.

17. Ариничева И. В. Развитие цифровой экономики в аграрной сфере / И. В. Ариничева, С. С. Бессарабова, У.А. Лихота // International scientific periodical "Modern fundamental and applied researches". 2018. № 2 (29). С. 36-38. References:

1. The state program "Development of industry and increasing its competitiveness" Approved by the Government Decree of April 15, 2014 No. 328.

2. Popova O. G., 2009. Development of a methodology and new methods for controlling the quality of crop production. disser-Cat http: // www.dissercat.com/content/razrabotka-metodologii-i-novykh-metodov-kontrolya-kachestva-produktsii-rasten-ievodstva.

3. GOST 15810-14. Confectionery. Gingerbread products. General specifications. - Enter. 2016-01-01. - M.: Gosstandart of Russia: Publishing House M .: Standartinform, 2015. - 6 p.

4. Daikhen, Co. Implementation and introduction of universal quality control in the company "Daihen" / Co. Daihen; trans. with yap. // Lecture material at Kinki University. - 1999. - 25 p.

5. Lenivkina I. A. Application of statistical methods of quality control in the production of meat loaves "https: // arhivinfo.ru/2-98033.html

6. Solodovnikov A. S. Mathematics in Economics: Textbook / A. S. Solodovnikov, V. L., Babaytsev A. V., Brailov // Finance and Statistics. - 2000. - P. 224.

7. Pat. 2294538, Russian Federation, IPC G 01 No. 33/02. A method of evaluating the consumer indicator of gingerbread confectionery products / O. G. Popova; applicant and patent holder KubGAU. - No. 2005117595/13; Declared 07.06.05; publ. 2007.02, bull. No. 6. - 11 p.

8. Iwasaki, Hideo. Quality control techniques and a way to solve problems based on quality control aspects / Hideo Iwasaki; trans. with yap. // Lecture material at Kinki University. - 1999. - 21 p.

9. Taguchi. Seven tools of quality in the Japanese economy / Taguchi; trans. with yap. - M .: Publishing house of standards, 1990. - 215 p.

10. Arinicheva I.V.Development of the digital economy in the agricultural sector / Arinicheva I.V., Bessarabova S.S., Likhota A.A. // International scientific publication "Modern fundamental and applied research." - 2018 . - No. 2 (29). - P. 36-38.

11. Arinichev I.V. Assessment of customer satisfaction of small enterprises in the trading industry based on a fuzzy-multiple approach / Arinichev I.V., Bogdashev I.V., Gevorkyan S.M., Arinicheva I.V. // Economics and Entrepreneurship. - 2016. -No. 9 (74). - P. 1082-1088.

12. Popova O. G. The method of classifying muffins as a consumer indicator // Research patent RUS No. 2295723, /

0.G. Popova; - No. 2005116935; 06/02/2005; publ.; bull. No. 2, 2007, part 2, p. 381.

13. Popova O. G. Development of methodology and new methods of quality control of crop production / O.G. Popova // Thesis for the degree of Doctor of Agricultural Sciences / Moscow Agricultural Academy. K.A. Timiryazev. Moscow, 2009.

14. Smolentsev V. M. Integration of competitiveness and product quality: monograph / V. M. Smolentsev, O. G. Popova. -Krasnodar: KubSAU, 2019. -- 107 p.

15. Arinichev I. V. Competitive strategies of small enterprises, their distinctive features and applications / I. V. Arinichev,

1.V. Arinicheva // Innovative Economy: Development and Improvement Prospects. 2017. No. 1 (19). S. 19-24.

16. Arinicheva I. V. Application of mathematical modeling in the development and adoption of managerial decisions /

I.V. Arinicheva, T. R. Romanov, V. S. Ilyina // In the collection: Youth and systemic modernization of the country. Collection

of scientific articles of the 3rd International Scientific Conference of Students and Young Scientists. In 4 volumes. Executive

Editor A.A. Gorokhov. 2018.S. 31-35.

17. Arinicheva I. V. Development of the digital economy in the agricultural sector / I. V. Arinicheva, S. S. Bessarabova, W. A.

Likhota // International scientific periodical "Modern fundamental and applied researches". 2018.No 2 (29). S. 36-38.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10407

Л.С. Сагдеева - доцент кафедры региональной и отраслевой экономики, Кемеровский государственный университет, slszmo@mail.ru,

L.S. Sagdeeva - аssociate Professor of the Department of General Regional Economics Kemerovo State University.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА И ИХ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ THEORETICAL APPROACHES TO THE ANALYSIS OF DIGITALIZATION OF THE COMPANY AND THEIR PRACTICAL SIGNIFICANCE

Аннотация. Данная статья посвящена теоретическим подходом цифровизации общества. В исследовании проанализированы основные технологические переходы, которыми сопровождается формирование цифрового общества, раскрыты плюсы и минусы цифровой экономики Рассмотрено два подхода к цифровизации общества: концепция цифровой экономики и концепция информационного общества. Показано практическое применение концепции цифровой экономики, проанализированы девять ключевых задач развития цифровой экономики. Сделан основной вывод цифровизации общества - стремление к открытости Интернета, который должен являться драйвером социального, экономического и культурного развития; признание важности стимулирования цифровых инноваций. В исследовании также представлен критический анализ концепции цифровой экономики, который позволил сформулировать следующий вывод: не стоит поддаваться моде и считать, что как только цифровые технологии войдут в жизнь каждого человека на Земле, все немедленно изменится в лучшую сторону.

Abstract. This article is devoted to the theoretical approach of digitalization of society. The study analyzes the main technological transitions that accompany the formation of a digital society, discloses the pros and cons of the digital economy. Two approaches to the digitalization of society are examined: the concept of the digital economy and the concept of the information society. The practical application of the concept of the digital economy is shown, nine key tasks of the development of the digital economy are analyzed. The main conclusion of the digitalization of society is made - the desire for the openness of the Internet, which should be a driver of social, economic and cultural development; recognition of the importance of fostering digital innovation. The study also presents a critical analysis of the concept of the digital economy, which allowed us to formulate the following conclusion: you should not give in to fashion and assume that as soon as digital technologies enter the life of every person on Earth, everything will immediately change for the better.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, информационное общество, искусственный интеллект, концепция информационного общества.

Keywords: digital economy, digital technologies, information society, artificial intelligence, information society concept.

Ведение. Раскрытие концепции цифровой экономики

К концу второго десятилетия XXI века не только в наиболее развитых, но развивающихся странах и странах с переходной экономикой пришли к осознанию, что развитие и распространение цифровых технологий - это неизбежность.

Понятие «цифровая экономика» возникло в 90-е годы XX века. Его смысл лучше всего выразил американский ученый греческого происхождения из Массачусетского университета Н. Негропонте в 1995 году. Он использовал метафору «перехода от движения атомов к движению битов», подразумевая под этим то, что биты, то есть информация на электронных носителях, имеют самостоятельную ценность, независимую от ценности самих электронных носителей, то есть вещей, состоящих из атомов. В связи с этим он выразил мысль о недостатках обычных состоящих из атомов товаров, поскольку у них есть вес, для них необходимы сырье и транспортировка. В то же время он говорил о преимуществах новой цифровой экономики, делая акцент на том, что цифровые товары не имеют веса, для них практически не нужно сырья и их перемещение происходит моментально[1].

Термин «цифровая экономика» был широко представлен в книге канадского ученого Д. Тапскотта «Цифровая экономика: плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта» [2], которая была впервые опубликована в 1994 году и переиздана несколько раз. Переведенное на русский язык издание вышло в свет под названием «Электронно-цифровое общество» [3], хотя, как говорилось в водной части данного исследования, есть семантическая разница между словами «цифровой» и «электронный», поэтому при переводе термина «digital economy» предпочтительнее делать акцент на его цифровой природе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.