Научная статья на тему 'Методика для диагностики направленности личности'

Методика для диагностики направленности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7826
772
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ДИАГНОСТИКА / AN ORIENTATION OF THE PERSON / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щукевич Яна Владиславовна

В статье рассматриваются проблемы диагностики направленности личности. Описана авторская методика, направленная на диагностику направленности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щукевич Яна Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technique for diagnostics of the orientation of person

In article problems of diagnostics of an orientation of the person are considered. The author''s technique directed on diagnostics of an orientation of the person is described

Текст научной работы на тему «Методика для диагностики направленности личности»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2009. № 2 (6)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

МЕТОДИКА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

© Я. В. Шукевич

В статье рассматриваются проблемы лиатностики направленности личности. Описана авторская мето-лика, прелназначенная лля лиатностики направленности личности.

Шукевич Яна Владиславовна психолог

отдел «Профессиональной ориентации, психологической поддержки

и профессионального обучения»

ГУ «Центр занятости населения» г. о. Самара ioanna-63@rambler.ru

Ключевые слова: направленность личности, диагностика.

Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «направленность личности» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Сфера направленности личности рассматривается в качестве ведущей личностной подструктуры, являющейся универсальной основой всех проявлений личности и ориентирующей всю жизнь и деятельность человека. Через особенности направленности личности преломляются все ее свойства и качества, которые практически невозможно изучить или измерить «в чистом виде», т. е. без учета их изменений под воздействием направленности. Поэтому изучение направленности личности и ее отдельных компонентов является актуальной проблемой в психологии, как в практическом, так и теоретическом плане.

Впервые понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека [3]. Он говорит о том, что «проблема направленности — это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую

деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами» [9, с. 125].

А. Н. Леонтьев раскрывает направленность личности через так называемый «смыслообразующий мотив» [7].

Направленность как свойство личности рассматривает Б. Г. Ананьев. По его мнению, «направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации, которые выступают как ценностная совокупность или система сознательных отношений личности к обществу, труду, самой себе» [10, с. 38]. Ценностные ориентации выражают направленность личности на определенные нормы и ценности. Эта направленность характеризуется когнитивными, эмоциональными и поведенческими компонентами.

В работах Б. М. Теплова направленность личности рассматривается как значимая характеристика психологии личности, которая обнаруживает себя в склонностях личности к определенной деятельности [7].

В зарубежных исследованиях содержание понятия «направленность» трактуется в зависимости от принадлежности исследователя к определенной психологической школе. Так, в психодинамической концепции 3. Фрейда направленность можно определить через динамические тенденции как бессознательные влечения, направленность которых заложена в организме человека изначально. В аналитической традиции К. Юнга направленность личности соотносится с понятиями интроверсии-экстраверсии. В индивидуальной психологии Альфреда Адлера направленность можно раскрыть с помощью понятия «жизненные цели» — это целевые установки, формирование которых начинается в раннем детстве. При этом жизненные цели не всегда являются осознанными, но мотивируют и обеспечивают направление и задачи деятельности человека. В гуманистической психологии, представленной А. Маслоу, К. Роджерсом и др., направленность личности связана с категорией «самоактуализация». Направленность личности рассматривается как стремление к самоактуализации.

Всестороннее изучение направленности предполагает постановку вопроса о компонентах, образующих внутреннюю структуру направленности субъекта деятельности.

В концепциях разных авторов структура направленности субъекта деятельности представлена неоднозначно. Так, С. Л. Рубинштейн включает в направленность потребности, интересы, склонности, вкусы, всевозможные тенденции и установки [2].

Согласно Л. И. Божович и другим представителям этого научного направления (Т. Е. Конникова, В. Э. Чудновский), направленность личности представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивов, или мо-тивационных образований [6]. Таким образом, они выделяют три основных вида отношений: отношение к себе; отношения к окружающим людям, к коллективу и обществу; отношение к делу. Этим трем основным видам отношений соответствуют три вида направленности, определяемой тремя группами мотивов: личными, коллективистскими, деловыми. Подобной же концепции придерживаются В. С. Мерлин и М. С. Неймарк.

H. И. Рейнвальд считает тип направленности личности «доминирующей мотивацией, определяющей избираемые человеком жизненные цели, ценностные ориентации и способы самоутверждения» [5, с. 18]. Автор выделяет следующие типы направленности личности:

• тип созидания — включение индивида в систему общественных отношений;

• тип потребителя — потребление духовных и материальных благ;

• тип разрушителя — индивид готов разрушать любые ценности, созданные другими, во имя корыстных интересов.

Б. И. Додонов в структуре личности выделяет эмоциональную направленность. Он считает, что эмоции выполняют основную функцию в характеристике личности, и выделяет следующие типы направленности: альтруистический, коммуникативный, глорический, праксический, пуг-нический, романтический, гностический, эстетический, гедонический, аки-зитивный.

В. Н. Мясищев, на основе понятия отношений, в качестве избирательного начала выделяет четыре личностных типа соотношения биологически и социально полноценных и неполноценных сторон личности:

1) социально и биологически полноценный;

2) социально полноценный при биологической неполноценности;

3) биологически полноценный при социальной неполноценности;

4) социально и биологически неполноценный.

Аналогичной представленной модели можно считать диаграмму «О'К Кор-рал» (Э. Берн) [11]. Э. Берн еще в 1972 году выдвинул гипотезу о том, что человек формирует свои основные жизненные позиции, принимая важные решения в отношении себя и других людей. Эти решения имеют фундаментальное влияние на весь ход его жизни. Берн предложил простой и ясный способ описать четыре основные жизненные позиции. В соответствии с типологией Берна, люди могут быть довольны собой и считать себя успешными (со мной все «О'К», «я — в порядке») или, наоборот, быть недовольными собой («я — не в порядке») и воспринимать себя неудачниками. Аналогичным образом люди относятся и к окружающим. Различные комбинации самооценок и оценок окружающих позволяют выделить четыре базовые жизненные позиции:

I. «Я — в порядке» + «все — в порядке»;

2. «Я — в порядке» + «все — не в порядке»;

3. «Я — не в порядке» + «все — в порядке»;

4. «Я — не в порядке» + «все — не в порядке».

Д. И. Фельдштейн и И. Д. Егорычева в своей концепции рассматривают направленность личности как причинно-следственную связь доминирующих отношений — доминирующих социальных установок — доминирующих смыслообразующих мотивов ведущей деятельности — ее личностного смысла — жизненной позиции личности — личностных ценностей. Вся эта причинно-следственная цепь проявляется в двух позициях: в отношении личности к себе и в ее отношении к другим (обществу), со всеми вытекающими из этих отношений последствиями. В целом подход И. Д. Егорычевой

можно назвать социально-психологической моделью личности. И. Д. Егоры-чевой выделено 4 основных типа личностной направленности. Сочетания Я+, Я-, 0+, О- (где О — Общество) оказались связанными с проявлением определенного типа личностной направленности:

1. Гуманистическая направленность (Я+; 0+). Выделяют:

а) гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией;

б) гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией.

2. Эгоистическая направленность (Я+; О-):

а) эгоистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией;

б) эгоцентрическая направленность с эгоцентрической акцентуацией.

3. Депрессивная направленность (Я-; 0+).

4. Суицидальная направленность (Я-; О-).

Разработкаметодикидлядиагностикинаправленностиличности

Теоретической основой методики явилась теория Д. И. Фельдштейна и И. Д. Егорычевой.

Цель методики: определение типа направленности личности.

Методика «Определение доминирующей направленности личности подростка» И. Д.Егорычевой [1] имеет следующие достоинства:

1. Методика была проверена на валидность путем соотнесения ее результатов с данными, полученными путем экспертной оценки;

2. Новизна концепции, основанная на взаимосвязи отношения подростков к самим себе и к обществу. Назначение опросника — определение доминирующего вида направленности подростка: эгоистического, гуманистического, депрессивного или суицидального.

Однако методике, на наш взгляд, присущи и следующие недостатки:

1. Методика предназначена для определения направленности личности только в подростковом возрасте;

2. В каждом пункте текста опросника содержится отношение личности к самой себе и к обществу одновременно. В соответствии с инструкцией, опрашиваемый соглашается с утверждением, если он соглашается с обеими его частями. Такой способ постановки утверждений ставит личность в ситуацию выбора, что ухудшает валидность результатов.

Исходя из этого, была разработана методика для диагностики направленности личности в возрастной группе 16-60 лет, состоящая из 40 утверждений, каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе (Приложение). Перед началом тестирования испытуемому дается следующая инструкция:

«Вам предлагается ряд высказываний. Свое отношение к высказываниям следует выразить, пользуясь следующими обозначениями:

Если Вы согласны с утверждением — Да, это так, то поставьте в бланке цифру 5;

Если — Пожалуй, так, то — 4;

Если Вы — Затрудняетесь ответить, то — 3;

Если — Пожалуй, не так, то — 2;

Если — Нет, это не так, то —1.

Просьба лишь в крайнем случае, если утверждение к Вам вообще не подходит, ставить цифру 3 («затрудняюсь ответить»)».

Всего тест содержит четыре шкалы, направленные на положительное или отрицательное отношение к себе и к обществу, а также шкалу лжи.

Преобладание положительного отношения к себе обозначается как Я+; отрицательного — как Я-. Преобладание положительного отношения к обществу — как 0+, отрицательного — как О-. Сочетания Я+, Я-, 0+, О- оказались связанными с проявлением определенного типа направленности личности:

Я+, 0+ — гуманистическая направленность;

Я+, О- — эгоистическая направленность;

Я-, 0+ — депрессивная направленность;

Я-, 0- — суицидальная направленность личности.

Порядокобработкиполученныхрезультатов: подсчет шкал отношений производится в соответствии с ключом (таблица 1).

Таблица 1

Я+ Я- О+ О- Шкала лжи

1 3 4 2 5

7 8 9 6 10

11 17 14 12 15

18 20 24 22 19

23 26 25 28 21

29 32 27 33 30

35 37 31 36 34

38

При ответе испытуемый использует цифры от 1 до 5, при вычислении баллов они переводятся в шкалу от 0 до 4. После подсчета суммы баллов по каждой шкале (Я+, Я-, 0+, О-) необходимо подсчитать общий показатель направленности на себя (Я) и на общество (0):

Я = (Я+)-(Я-) (1)

о = 0+)-(о-) 2)

После подсчета показателей направленности на себя (Я) и на общество (0) определяется вид направленности:

гуманистическая направленность — Я (от 0 до 32 баллов), 0 (от 0 до 32 баллов);

эгоистическая направленность — Я (от 0 до 32 баллов), 0 (от 0 до -32 баллов);

депрессивная направленность — Я (от 0 до -32 баллов), 0 (от 0 до 32 баллов);

суицидальная направленность — Я (от 0 до -32 баллов), 0 (от 0 до -32 баллов).

Нормы для шкалы лжи, как верхний (75%) и нижний (25%) квартили, составляют следующие значения: при 12 и менее баллах по шкале лжи результаты можно считать абсолютно достоверными; при результате по шкале лжи от 13 до 17 — доверять этим результатам можно, но не жела-

тельно; при 18 и более баллах по шкале лжи полученные результаты нельзя считать достоверными. Превышение по шкале лжи может свидетельствовать о неадекватных представлениях личности о самом себе, об испытываемых опасениях, нежелании раскрыться; а также, возможно, о принятых личностью идеальных желаемых представлениях о себе, транслируемых как действительные.

Уровень выраженности направленности личности определяется по формуле вычисления модуля векторных величин:

mod = VО2 + Я2 , (3)

где О — количество баллов по шкале «направленность на общество»;

Я — количество баллов по шкале «направленность на себя».

Определение типа направленности личности вычисляется по формуле вычисления аргумента векторных величин:

Я

(р = arctg о, (4)

где О — количество баллов по шкале «направленность на общество»;

Я — количество баллов по шкале «направленность на себя».

Интерпретация полученных результатов [1]:

Гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией — центральным мотивом поведения и критерием нравственной оценки являются интересы других людей. Человек с альтруистической акцентуацией готов бескорыстно жертвовать для блага других людей собственными интересами.

Гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией — направленность, при которой личность стремится занять позицию относительной автономии от общества, стремится к тому, чтобы общество признавало значимость ее личной ценности. Однако такие люди не игнорируют общество, а напротив, общество для них является очень важным, т. к. именно в нем они чувствуют собственную неповторимость, ценность и значимость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эгоистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией — наибольшей значимостью для личности является она сама. В отношении к обществу она более требовательна, более пристрастна, менее терпима. Однако общество для человека с данной направленностью не перестает существовать, общество не отрицается. Он стремится утвердиться в нем, считая при этом наибольшей ценностью самого себя.

Эгоистическая направленность с эгоцентрической акцентуацией — личности с такой направленностью полностью центрируются на себе. Они не просто более критичны и требовательны к оценке окружающих, их интересов, поступков, суждений, но и считают свои мнения, убеждения, интересы единственно значимыми. Такие люди склонны как в ситуации полной уверенности в своих силах, так и при осознании своего бессилия в своих неудачах и проблемах обвинять окружающих, что еще более усиливает отрицательное отношение к ним.

Депрессивная направленность — главная особенность такой направленности в том, что личность не приемлет себя. Однако нельзя сказать, что личность приемлет людей такими, какие они есть, признавая за ними право быть такими, какими они хотят. Сравнивая себя с ними, человек неизменно находит нечто положительное у них и отсутствие этого или нечто отрицательное у себя. По отношению к себе это вызывает досаду, по отношению к окружающим — зависть. Человек не верит в свои силы, не верит, что ему удастся то, чего он желал бы достигнуть. При этом он уверен, что другие достигнут желаемого с легкостью, по крайней мере, гораздо проще, чем он.

Суицидальная направленность — человек не приемлет ни себя, ни общество. Он видит, сколь несовершенен он сам, как далеки от идеала окружающие. Ни успехи, которые бывают достаточно редко, ни поражения не оказывают на него существенного влияния. Для него это не имеет особого значения. Не верит он также и в то, что и окружающие смогут достичь чего-либо значительного. Такого человека обычно не устраивает то, чем он занимается, это не приносит ему удовлетворения. То, чем занимается большинство людей, тоже кажется ему бессмысленным.

Результаты психометрической проверки опросника

В психометрическом исследовании приняли участие 123 человека: из них 92 женщины, 31 мужчина; 89 работающих и 34 студента очной, очно-заочной и заочной форм обучения различных вузов и городов РФ. Возрастной состав испытуемых от 18 до 60 лет.

Надежность теста. Для оценки гомогенности или внутренней согласованности пунктов теста была использована тета-надежность, определяемая в результате факторного анализа [8] (таблицы 2 и 3).

Таблица 2

Факторные веса пунктов разработанного опросника (шкала направленности на себя)

Номер пункта в тесте Работающие женщины Работающие мужчины Студенты женщины

1 0,73* 0,01 0,02

3 -0,59 0,12 0,54

7 0,48 -0,13 0,33

8 -0,27 0,73* 0,54

11 0,40 0,64 -0,27

17 0,03 0,82* 0,45

18 0,72* 0,17 -0,72*

20 -0,33 0,58 0,58

23 0,41 0,68 -0,09

26 -0,64 0,72* 0,92*

29 0,53 0,39 -0,27

32 -0,26 0,73* 0,66

35 0,40 0,49 0,50

37 -0,43 0,56 0,43

Таблица 3

Факторные веса пунктов разработанного опросника направленности на других

Номер пункта в тесте Работающие женщины Работающие мужчины Студенты-женщины

Факторный вес

2 -0,54 -0,28 -0,38

4 -0,14 0,08 -0,43

6 -0,37 -0,44 -0,63

9 0,05 -0,43 0,58

12 -0,54 -0,26 -0,76*

14 -0,13 -0,15 0,21

22 -0,48 -0,59 -0,29

24 -0,07 0,75* -0,38

25 0,59 0,64 0,61

27 -0,60 0,11 -0,60

28 -0,73* 0,54 -0,61

31 0,38 0,58 0,17

33 -0,72* 0,39 -0,67

36 -0,65 -0,19 -0,85*

Из таблиц 2 и 3 видно, что в целом все пункты опросника обладают достаточно высокой надежностью, хотя и имеют в некоторых половозрастных группах невысокие уровни факторного веса. Однако в опроснике нет пунктов, которые были бы с низкими факторными весами во всех исследуемых половозрастных группах.

При анализе согласованности шкал (таблица 4) было выявлено, что шкала «направленность на общество» (О) имеет низкие показатели по Альфа-Кронбаха (менее 0,5), что объясняется низкими показателями тета-надежности и Альфа-Кронбаха по шкале «положительной направленности на общество» (О+). Следовательно, слабой является именно эта шкала и проблему надо искать в одном из ее вопросов (например, 4, 9, 14, 24, 25, 27, 31). Для исправления данного факта при дальнейшей работе необходимо исключить или изменить формулировку недостаточно сильных пунктов.

Таблица 4

Согласованность (гомогенность) шкал направленности личности

ШКАЛА Тета-надежность Альфа-Кронбаха

Я 0,75 0,63

О 0,77 0,50

Я+ 0,67 0,64

Я- 0,72 0,72

О+ 0,39 0,35

О- 0,67 0,68

Валидностъ теста. Проверка методики для диагностики направленности личности осуществлена на конструктную валидность. Сравнительный анализ проводился с методикой «Аксиологическая направленность личности» (А. В. Капцов, Л. В. Карпушина) [4], т. к. в методике «Аксиологи-

ческая направленность личности» имеются шкалы гуманистической, прагматической направленности в сферах профессии, образования, семьи, общественной жизни, увлечений, а также шкалы личностных ценностей. Проверка на валидность осуществлялась на гомогенных, отдельно мужской и женской, выборках работающих от 20 до 60 лет (женщины п=64, мужчины п= 25).

Таблица 5

Коэффициенты корреляции шкал теста АНЛ и опросника направленности личности (женщины, п = 64 чел.)

Я О Я+ Я- О+ О-

Ценности Престижа 0,23 -0,17 0,37* 0,06 0,07 0,24

Достижений 0,30* 0,01 0,26 -0,18 -0,12 -0,08

Материального благополучия 0,29* 0,07 0,34* -0,07 -0,02 -0,09

Гуманистическая направленно сть В сфере профессии 0,09 0,28* 0,17 0,05 0,06 -0,28*

Прагматическая направленно сть В сфере профессии 0,20 0,03 0,29* 0,00 0,09 0,02

В сфере образования 0,28* -0,05 0,31* -0,11 -0,09 0,00

В сфере семьи 0,31* 0,02 0,27 -0,20 -0,05 -0,05

* р < 0,05

Из таблицы 5 видно, что существует значимая корреляция между следующими измеряемыми характеристиками (у женщин):

• ценностью престижа и положительной направленностью на себя — чем выше положительная направленность на себя, тем выше ценность в престиже (г = 0,37, р < 0,05);

• ценностью достижений и направленностью на себя — чем выше направленность на себя, тем выше ценность в достижении, таким образом можно сказать, что фактором завышенной самооценки является количество жизненных достижений (г = 0,30, р < 0,05);

• ценностью материального благополучия и направленностью на себя — чем выше направленность на себя, тем выше стремление человека к более высокому уровню своего материального благосостояния (г = 0,29, Р < 0,05);

• ценностью материального благополучия и положительной направленностью на себя — чем выше положительная направленность на себя, тем выше стремление человека к более высокому уровню своего материального благосостояния (г = 0,34, р < 0,05);

• гуманистической направленностью в сфере профессии и направленностью на других — чем больше человек направлен на общество, тем выше для него значимость профессиональной сферы деятельности, то есть, можно сказать, что уровень материального благосостояния является основанием для принятия обществом (г = 0,28, р < 0,05);

• гуманистической направленностью в сфере профессии и отрицательной направленностью на общество — чем ниже отрицательная направленность на общество, тем выше духовная удовлетворенность от общества (г = -0,28, р < 0,05);

• прагматической направленностью в сфере профессии и положительной направленностью на себя — чем выше у человека положительная направленность на себя, тем выше для него значимость профессиональной деятельности. Человек стремится выделиться, похвалиться достигнутыми результатами в профессиональной сфере (г = 0,29, р < 0,05);

• прагматической направленностью в сфере образования и направленностью на себя — чем выше у человека направленность на себя, тем выше направленность на достижение результатов в учебе (г = 0,28, р < 0,05);

• прагматической направленностью в сфере образования и положительной направленностью на себя — чем выше положительная направленность человека на себя самого, тем выше его направленность на достижение результатов в сфере образования (г = 0,31, р < 0,05);

• прагматической направленностью в сфере семьи и направленностью на себя — чем больше человек направлен на себя, тем больше семья для него является выгодой, особенно материальной (г = 0,31, р < 0,05).

Таблица 6

Коэффициенты корреляции шкал теста АНЛ и опросника направленности личности (мужчины, п = 25 чел.)

Я О Я+ Я- О+

Саморазвития 0,15 0,36 0,01 -0,12 0,47* -(

Ценности Взаимоотношений -0,07 0,32 -0,10 -0,01 0,43* -(

Материального благополучия 0,28 -0,47* 0,62* 0,19 -0,29 0

Гуманистическая направленно сть В сфере общественной жизни 0,10 0,33 -0,23 -0,25 0,45* -0

Прагматическая направленно сть В сфере семьи 0,26 -0,38 0,36 0,03 0,00 0

* р < 0,05

Из таблицы 6 видно, что существует значимая корреляция между следующими измеряемыми характеристиками (у мужчин):

• ценностью саморазвития и положительной направленностью на общество — стремление личности к самосовершенствованию тем выше, чем выше ец направленность на общество (г = 0,47, р < 0,05);

• ценностью взаимоотношения и положительной направленностью на общество — чем выше положительная направленность личности на общество, тем выше ее стремление к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми выше (г = 0,43, р < 0,05);

• ценностью материального благополучия и направленностью на общество (г = -0,47, р < 0,05), положительной направленностью на себя (г = 0,62, р < 0,05) и отрицательной направленностью на общество (г = 0,53, р < 0,05) — такие люди направлены не на общество, а только на самих себя, а частности — на собственные материальные интересы;

• гуманистической направленностью в сфере общественной жизни и положительной направленностью на общество — чем выше положительное отношение человека к обществу, тем выше стремление его к общественной деятельности. (г = 0,45, р < 0,05);

• прагматической направленностью в сфере семьи и отрицательно направленностью на общество — чем выше отрицательное отношение человека к обществу, тем выше для него значимость семьи (r = 0,65, p < 0,05).

Таким образом, проведенные исследования психометрических характеристик разработанного опросника показывают, что он обладает приемлемой надежностью и валидностью, что позволяет его использовать в практике психологических исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егорычева И. Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции: дис. ... канд. фил. наук. М., 1994. 219 с.

2. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб. : Питер, 2001. 560 с.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер. 2003. 509 с.

4. Капцов А. В., Карпушина Л. В. Аксиологическая направленность личности: руководство по применению теста. Самара : ИПК «Содружество, 2007. 44 с.

5. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского ; ред.-сост. Л. А. Карпенко. Ростов н/Д : ФЕНИКС, 1999. 502 с.

6. Нагорнов И. В. Особенности профессиональной направленности учителя Ярославских школ. URL: http://history.yar.ru/vestnik/pedagoka_i_psichologiy/ 21_23/ (дата обращения: 12.05.2009).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Никиреев Е. М. Психологические особенности направленности личности. М. : Московский психолого-социальный институт. 2007. 72 с.

8. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина. СПб. : Речь, 2000. 440 с.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 1999. 705 с.

10. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.

11. Berne E. What do you say after you say hello? N.Y. : Grove Press, 1972. 76 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика для диагностики направленности личности

Вам предлагается рад высказываний. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Свое отношение к высказываниям следует выразить, пользуясь следующими обозначениями:

Если Вы согласны с утверждением — Да, это так, то поставьте в бланке цифру 5;

Если — Пожалуй, так, то — 4;

Если Вы — Затрудняетесь ответить, то — 3;

Если — Пожалуй, не так, то — 2;

Если — Нет, это не так, то — 1.

Отвечая на вопросы, помните:

1. Не нужно тратить много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым придет Вам в голову.

2. Если некоторые утверждения вызывают большие сомнения, ориентируйтесь в Вашем ответе на то, что все-таки предположительно больше свойственно Вам. Если утверждение верно по отношению к Вам в одних ситуациях и неверно в других, то остановитесь на том ответе, который больше подходит в настоящий момент. Лишь в крайнем случае, если утверждение к Вам вообще не подходит, Вы можете поставить цифру 3 («затрудняюсь ответить»).

3. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская.

Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами,

они должны соответствовать действительности.

Текст опросника:

1. Я радуюсь своим успехам.

2. Мне безразличны проблемы и интересы других людей, мне все равно, какие у меня с ними взаимоотношения.

3. Я безразличен сам себе.

4. Когда мне нужно кому-то помочь, я всегда бросаю свои дела, даже очень важные, и помогаю.

5. Я никогда не завидовал удаче других людей.

6. Я считаю, что большинство людей — лгуны и обманщики.

7. Я считаю, что человек должен всегда иметь свое мнение и отстаивать его, несмотря ни на что.

8. Я думаю, что я врун и обманщик.

9. Я радуюсь успехам других людей.

10. Я всегда говорю только правду.

11. Я люблю выделиться, показать, на что я способен.

12. Большинство людей совершает множество скверных поступков.

13. Мне очень важно, что думают обо мне окружающие, и мне хочется заслужить их уважение.

14. Я не нарушу свои обещания.

15. Я совершаю множество скверных поступков.

16. Я с уважением отношусь к своим интересам, мнениям и убеждениям.

17. Я никогда не опаздываю.

18. Бывают минуты, когда я сам себе становлюсь неприятен.

19. Я никогда не сплетничаю.

20. Бывают минуты, когда я вижу, насколько малоприятны люди, которые меня окружают.

21. Чаще всего я работаю лучше, если знаю, что мои усилия принесут мне какую-то пользу.

22. Когда у меня есть много свободного времени, я стараюсь сделать как можно больше хорошего для других людей.

23. Я с уважением отношусь к интересам, мнениям и убеждениям других людей.

24. У меня часто возникает мысль, что ничего хорошего из меня не получится.

25. Больше всего я расстраиваюсь, когда люди не могут отложить свои дела, чтобы сделать что-то важное для общества.

26. Я думаю, что из большинства моих знакомых вряд ли получится что-то путное.

27. Я люблю заниматься такими делами, где могу проявить свои способности.

28. Я никогда не совершаю поступков, за которые мне бывает стыдно.

29. Мне легче преодолеть препятствие на пути к достижению цели, если я знаю, что то, что я делаю, важно для других людей.

30. Я часто бываю безответственным, лживым и поступаю непорядочно.

31. Для большинства людей «ответственность», «порядочность», «честность» — это только красивые слова, а на деле они безответственные, лживые и поступают непорядочно.

32. У меня никогда не возникало раздражения против моих родителей.

33. Я думаю, что люди должны, прежде всего, думать о себе.

34. Мне кажется бессмысленным многое из того, чем занимается большинство людей.

35. Мне кажется, что у меня в жизни все серо и буднично.

36. В детстве я всегда выполнял просьбы родителей.

TECHNIQUE FOR DIAGNOSTICS OF THE ORIENTATION OF PERSON

Ja. ShChukevich

In article problems of diagnostics of an orientation of the person are considered. The author's technique directed on diagnostics of an orientation of the person is described.

Key words: an orientation of the person, diagnostics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.