Научная статья на тему 'Методика диагностики типа выбора жизненного пути личности'

Методика диагностики типа выбора жизненного пути личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
784
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / COURSE OF LIFE / УСТАНОВКА / ПСИХОТЕХНИКА ТВОРЧЕСКОГО ВЫБОРА / PSYCHOTECHNICS OF A CREATIVE CHOICE / РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ МЕТОДИКИ / ВАЛИДНОСТЬ / VALIDITY / НАДЕЖНОСТЬ / RELIABILITY / ATTITUDE / CREATION THE ORIGINAL METHOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна, Мальцева Алиса Сергеевна

В статье описывается оригинальная методика, которая разработана для определения установок на различные типы выбора жизненного пути личности: творческий, реалистический, ценностный, гедонистический. Представлено краткое теоретическое обоснование и содержание шкал методики. Обсуждаются результаты проверки основных психометрических показателей шкал методики: надежность и валидность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна, Мальцева Алиса Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The original test, which designed for determine attitudes of the different life choices types (creative, realistic, value, hedonistic), is described in the article. Theoretical basing and the content of the test’s scales are presented. Discusses the main psychometric characteristics of the scales: reliability and validity.

Текст научной работы на тему «Методика диагностики типа выбора жизненного пути личности»

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТИПА ВЫБОРА ЖИЗНЕННОГО

ПУТИ ЛИЧНОСТИ

Грязева-ДобшинскаяВера Геннадьевна

профессор, д.псх.н., Южно-Уральский государственный университет, заведующая кафедрой Общей психологии,

Челябинск

Мальцева Алиса Сергеевна

к.псх.н., Южно-Уральский государственный университет, доцент кафедры Общей психологии, Челябинск

АННОТАЦИЯ

В статье описывается оригинальная методика, которая разработана для определения установок на различные типы выбора жизненного пути личности: творческий, реалистический, ценностный, гедонистический. Представлено краткое теоретическое обоснование и содержание шкал методики. Обсуждаются результаты проверки основных психометрических показателей шкал методики: надежность и валидность.

ABSTRACT

The original tefl, which designed for determine attitudes of the different life choices types (creative, realiflic, value , hedoniSic), is described in the article. Theoretical basing and the content of the tefl's scales are presented. Discusses the main psychometric characterises of the scales: reliability and validity.

Ключевые слова: Жизненный путь, установка, психотехника творческого выбора, разработка методики методики, ва-лидность, надежность

Keywords: A course of life, attitude, psychotechnics of a creative choice, creation the original method, reliability, validity

Опросник «Типология личностного выбора жизненного пути» [10, 11] был разработан с целью дифференциации установок на различные типы выбора жизненного пути личности по параметрам рефлексии взаимодействия человека с миром в узловых бытийных ситуациях. Далее в тексте будем кратко называть его «ТЛВ». Теоретической основой для создания методики послужили: психотехника выбора творческого жизненного пути личности [10, 12]; концепция жизненного пути творческой личности [1].

В психотехнику выбора творческого жизненного пути включены следующие внутренние психотехнические действия: рефлексия и поддержка внутренней сложности, осознание и принятие внешней трудности; устремление как доминирующий характер активности; актуализация глубинных ценностей и их сравнение; конструирование альтернатив; принятие решения; жертвование. Психотехнические действия «рефлексия и поддержка внутренней сложности» и «осознание и принятие внешней трудности» являются специфичными, базовыми, для психотехники творческого выбора жизненного пути.

Рефлексия и поддержка внутренней сложности. Это стремление исследовать себя, картина Я. Этот этап связан с «удержанием» сложности внутреннего мира, который является результатом особого усилия, особых психотехнических действий, сводящих субъективно разбегающиеся жизненные отношения в единое пространство [5]. Ф.Е. Василюк описывает тот случай, когда человек уже знает, зачем он существует, в чем смысл его бытия, или, по крайней мере, имеет об этом определенные представления. Однако интерес представляет и тот случай, когда человек находится еще в поиске смысла, цели.

Становится необходимым введение действий, связанных не только с рефлексией, но и с постоянной работой, направленной на поддержку высокого уровня сложности внутреннего мира. Во-первых, это потребность в самоактуализации, как стремление найти свое призвание [13, 14]. Во-вторых, активный поиск как инстинктивная способность к внутреннему исследованию, а не ожидание инсайта [4]. В-третьих,

настрой на «встречу», то есть готовность к восприятию и узнаванию значимых ситуаций, подготовленная внутренним поиском личности [16]. В-четвертых, доверие себе, своим чувствам, своей интуиции уверенность в себе; искренность, честность перед собой [9].

Осознание и принятие внешней трудности. В отличие от Ф.Е. Василюка, который говорил о необходимости отвлечения от трудности мира для принятия решений, мы имеем в виду не «сиюминутные, временные, быстродействующие обстоятельства, связанные с трудностью одной и легкодо-ступностью другой альтернативы», а способность прогнозировать те события, которые повлечет за собой выбор той или иной альтернативы. Однако, простого прогноза мало. Человек должен осознать все трудности, которые возникнут на его пути, если он выберет «свой» путь - путь к своей самости. Все преграды, помехи, которые готовят для него силы «внешних обстоятельств» [1]. Важным моментом является не только осознание трудности внешнего мира, но и принятие этой трудности, толерантность к ней [10, 15, 16].

Основным принципом творческого жизненного мира мы предлагаем считать принцип творческого созидания, который реализует воля. Причем воля созидания и активности, а не воля-терпение, которая является механизмом сдерживания внутренних аффектов в реалистическом жизненном мире.

Пункты опросника разрабатывались в соответствии с предложенными Г.С. Альтшуллером, И.М. Верткиным пошаговыми действиями творческой личности, которая на разных этапах жизненного пути («Дебют», «Миттельшпиль», «Эндшпиль», «Постэндшпиль») сталкивается с внешними обстоятельствами.

Шкалы методики

В шкалы опросника входят пункты со следующим содержанием.

Шкала «РПВС» включает две группы вопросов. Первая состоит из десяти пунктов и отражает личностный выбор жизненного пути: выбор традиционного или уникального жизненного пути; выбор спонтанной, непрагматической или

продуманной, прагматической стратегии целеполагания; выбор эмоциональной или рациональной стратегии принятия решений в направлении неопределенности или задан-ности, известности. Соответственно, приведем некоторые примеры пунктов опросника: «по-моему, лучше быть белой вороной, чем таким, как все» (прямой); «я всегда стараюсь спланировать свои действия» (обратный); «случайность может изменить уже обдуманное решение» (прямой). Вторая группа вопросов шкалы «РПВС» состоит из десяти пунктов и отражает особенности выбора экзистенциальных ценностей: познание, труд, жизнь, игра и т.п. Приведем некоторые примеры пунктов опросника: «свободное время, по моему мнению, предназначено для более глубокого изучения интересующих меня проблем» (прямой); «для меня важнее престижность выбранной профессии, чем возможность раскрыть себя» (обратный); «я часто задумываюсь о том, для чего я появился на свет, в чем смысл моего существования» (прямой).

В результате, согласно пунктам опросника, внутренняя сложность личности поддерживается через выбор уникального, неопределенного, спонтанного, непрагматичного жизненного пути.

Шкала «ОПВТ» также включает две группы вопросов. Первая состоит из десяти пунктов и отражает стратегию реализации выбора жизненного пути: приоритеты при реализации выбора жизненного пути; активность в поиске дополнительной информации (надситуативность); избирательность по отношению к внешним заданиям. Соответственно, приведем некоторые примеры пунктов опросника: «чтобы осуществить то, что задумано и добиться успеха я готов пойти на риск» (прямой); «я легко могу отказаться от некоторых материальных благ, ради того чтобы заняться своей работой» (прямой); «мне интересны история и культура, постоянно стараюсь пополнить свои знания в этой области» (прямой); «я стараюсь критически относиться к любой получаемой информации» (прямой). Вторая группа вопросов шкалы «ОПВТ» состоит из десяти пунктов и отражает особенности стратегии исполнения деятельности: предпо-

Психометрические показатели оп

чтение самостоятельности или ориентировка на помощь в деятельности; направленность на неопределенный процесс или легкий результат; помехоустойчивость. Соответственно, приведем некоторые примеры пунктов опросника: «я всегда хотел, чтобы у меня был наставник» (прямой); «обычно я выбираю те задания, которые позволяют узнать что-то новое, но требуют много времени на подготовку, а не те, которые смогу выполнить быстро и хорошо, потому что уже знаю» (прямой), «во время работы, меня легко можно отвлечь» (обратный).

В результате, согласно пунктам опросника, внешняя трудность принимается через выбор рискованной, надситуа-тивной, активной, критичной, самостоятельный, направленной на процесс, помехоустойчивой стратегии реализации выбора жизненного пути.

Соотношения показателей по шкалам «РПВС» и «ОПВТ» интерпретируются как установки на различные типы выбора жизненного пути личности. Типы установок были обозначены в соответствии с типами переживания, выделенными Ф.Е. Василюком [5]. А именно:

1. Установка на творческий выбор жизненного пути личности: высокие показатели как по шкале «РПВС», так и по шкале «ОПВТ».

2. Установка на ценностный выбор жизненного пути личности: высокие показатели по шкале «РПВС» и средние или низкие - по шкале «ОПВТ».

3. Установка на реалистический выбор жизненного пути личности: низкие показатели по шкале «РПВС» и высокие - по шкале «ОПВТ».

4. Установка на гедонистический выбор жизненного пути личности: низкие показатели по шкале «РПВС» и низкие или средние - по шкале «ОПВТ».

Стандартизация шкал методики

По данным 142 испытуемых в возрасте от 15 до 24 лет определялись такие психометрические показатели шкал опросника «ТЛВ» как среднее арифметическое - «х» и среднее квадратичное отклонение - «с» (табл. 1).

Таблица 1.

)сника «ТЛВ» выборка 142 человека

Шкалы опросника «ТЛВ»

«РПВС» «ОПВТ»

Х 10,8 11,6

Е 3,3 2,8

% значений, попадающих в диапазон х±с 62,4 57,8

% значений, попадающих в диапазон х±2с 97,7 96,4

Для показателя рефлексии и поддержки внутренней сложности (шкала «РПВС») х=10,8, а с=3,3; при этом в диапазон значений х±с попадает 62,4% всех значений выборки, а в диапазон х±2с - 97,7% всех значений выборки. Следовательно, распределение показателей шкалы «РПВС» приближается к нормальному.

Для показателя осознание и принятие внешней трудности (шкала «ОПВТ») х=11,6, а с=2,8; при этом в диапазон значений х±с попадает 57,8% всех значений выборки, а в диапазон х±2с - 96,4% всех значений выборки. Следовательно, распределение показателей шкалы «ОПВТ» тоже приближается к нормальному.

По показателям шкал опросника «ТЛВ» - «РПВС» и «ОПВТ» можно определить «тип переживания» (Василюк Ф.Е.) и склонность к осуществлению соответствующего данному типу переживания типу выбора жизненного пути. Иначе это можно назвать установкой на определенный тип выбора жизненнго пути личности. Таким образом, на основе результатов по опроснику «ТЛВ» определялись установки на различные типы выбора жизненного пути личности.

Распределение по установкам на различные типы выбора жизненного пути в выборке, состоящей из 320 человек, приближается к равномерному: х2 = 4,4, р.н.з.

Определение надежности опросника «ТЛВ» осуществлялось через его повторное предъявление через год 50-ти испытуемым и установление корреляции между двумя замерами для каждой шкалы. Были получены следующие результаты. Для шкалы «Рефлексия и поддержка внутренней сложности» коэффициент корреляции между двумя замерами составил 0,78, при р<0,01. Для шкалы «Осознание и принятие внешней трудности» коэффициент корреляции между двумя замерами составил 0,83, при р<0,01.

Валидность методики

Критериальная валидность. В качестве групп испытуемых, предположительно имеющих преимущественно установки на различные типы выбора жизненного пути (творческий, реалистический, ценностный, гедонистический), были взяты группы учащихся, выбравших различную профессиональную специфику: студенты 1-го курса факультета театра, кино и телевидения Челябинской государственной

Количество учащихся-математиков и студентов-актеров в пути

академии культуры и искусства (32 человека); учащиеся 11-го математического класса МОУ-Лицея № 11 (29 человек).

Среди испытуемых с высокими значениями по шкале «РПВС»: рефлексия и поддержка внутренней сложности (с установками на творческий и ценностный типы выбора), значимо больше студентов-актеров: ф*=3,59, при р<0,01. Среди испытуемых с высокими значениями по шкале «ОПВТ»: осознание и принятие внешней трудности (с установками на творческий и реалистический типы выбора), значимо больше студентов-актеров: ф*=1,59, при р<0,05.

На основе показателей по опроснику «ТЛВ» данная выборка была разделена на 4 группы: с установкой на творческий выбор (12 человек), с установкой на реалистический выбор (15 человек), с установкой на ценностный выбор (13 человек), с установкой на гедонистический выбор (18 человек). 3 человека не вошли в данные группы, так как получили средние значения по обеим шкалам опросника «ТЛВ».

Таблица 2.

группах установками на различные типы выбора жизненного

Учащиеся Субъекты с установками на различные типы выбора жизненного пути

Творческий Реалистический Ценностный Гедонистический

Кол. % х 2 Кол. % х 2 Кол. % х 2 Кол. % х 2

Математики 2 17 5,33* р<0,05 9 60 0,6 р н.з. 4 31 1,9 р н.з. 14 78 5,5* р<0,05

Актеры 10 83 6 40 9 69 4 22

Е 12 100 15 100 13 100 18 100

В этих группах наблюдалось различное количественное соотношение учащихся-математиков и студентов-актеров. В группе испытуемых с установкой на творческий выбор оказалось 83% студентов-актеров и 17% учащихся-математиков. В группе испытуемых с установкой на реалистический выбор - 40% студентов-актеров и 68% учащихся-математиков. В группе испытуемых с установкой на ценностный выбор - 69% студентов-актеров и 31% учащихся-математиков. В группе испытуемых с установкой на гедонистический выбор - 22% студентов-актеров и 78% учащихся-математиков. В группе студентов-актеров значимо больше испытуемых с установкой на творческий выбор жизненного пути: х 2=5,33*, при р<0,05 (табл. 2). В группе учащихся-математиков значимо больше испытуемых с установкой на гедонистический выбор жизненного пути: х 2=5,5*, при р<0,05 (табл. 2).

Выбор профессии можно рассматривать как бытийный выбор: с одной стороны, как выбор в конкретной ситуации, а с другой стороны, как выбор, определяющий последующий жизненный путь человека. Выбор профессии, непосредственно связанной с творческой деятельностью, с большей вероятностью осуществляют люди с высокими показателями по обеим шкалам опросника «ТЛВ». Это подтверждает предположение о том, что высокий уровень рефлексии и поддержки внутренней сложности, а также высокий уровень осознания и принятия внешней трудности свойственны людям с установкой на творческий выбор жизненного пути.

Конструктная валидность. Конструктная валидность определялась на основе исследования корреляций показателей шкал опросника «ТЛВ» с показателями самоактуали-зационного теста («САТ») и сопряжений показателей шкал опросника «ТЛВ» с показателями типа переживания как

способа взаимодействия личности с миром по тесту чернильных пятен Роршаха.

Исследование корреляций шкал опросника «ТЛВ» с показателями «САТ» [8] проводилось на учащихся 11-го естественно-научного класса МОУ-лицея №11 (27 человек) и студенты 3-го курса факультета психологии Южно-уральского государственного университета (21 человек).

Показатели опросника «ТЛВ» - рефлексия и поддержка внутренней сложности (РПВС) и осознание и принятие внешней трудности (ОПВТ) - имеют статистически значимую прямую корреляционную взаимосвязь с такими показателями «САТ» как «Cr» - «креативность» (r = 0,71, r = 0,64, при р<0,01) и «Cog» - «познавательная потребность» (r = 0,62, r = 0,52, при р<0,01). Это означает, что сочетание высоких результатов по шкалам «РПВС» и «ОПВТ» связано с высоким уровнем самоактуализации, творческой и познавательной направленностью, и, следовательно, действительно является показателем наличия у испытуемого установки на творческий тип выбора жизненного пути.

Исследование сопряжения показателей шкал опросника «ТЛВ» с показателями типа переживания по тесту Г.Рор-шаха [6] проводилось на учащихся 11-го математического класса МОУ-лицея №11 (29 человек) и студенты 1-го курса факультета театра, кино и телевидения Челябинской государственной академии культуры (32 человека). Результаты представлены в таблицах 3.1, 3.2.

Типы переживания определялись по тесту Г. Роршаха на основе соотношения показателей «Уровень интеллектуальной инициативы» (ХМ) и «Уровень эмоциональной реактивности» (XQCF,FC). Высокие значения по обеим шкалам, по мнению исследователей, свидетельствуют о наличии у субъекта расширенного типа переживания: интроверсивный (ЕМ > XQC^FC), экстратензивный (ЕМ < XQCFJC), ам-биэквальный (ЕМ = XQCF^FC). Низкие значения по обеим

шкалам свидетельствуют о наличии суженного коартиро-ванного типа переживания [2, 9, 17, 18,19].

Результаты исследования сопряжения уровня интеллектуальной инициативы («ЕМ») по тесту Роршаха с уровнем

Различия в уровне «РПВС» и «ОПВТ»у субъект

рефлексии и поддержки внутренней сложности («РПВС») и уровнем осознания и принятия внешней трудности («ОПВТ») по опроснику «ТЛВ» представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

i с разным уровнем интеллектуальной инициативы

Уровень интеллектуальной инициативы ф*Фишера

высокий низкий

Уровень рефлексии и поддержки внутренней сложности («РПВС») Высокий 18 10 ф*=2,23** р<0,01

Низкий 12 21

Уровень осознания и принятия внешней трудности («ОПВТ») Высокий 12 17 ф*=1,12 р н.з.

Низкий 18 14

Выявлены значимые различия групп субъектов с разным уровнем интеллектуальной инициативы по уровню рефлексии и поддержки внутренней сложности. Высокий уровень интеллектуальной инициативы (ЕМ) по тесту Г. Роршаха преобладает в группе испытуемых с высоким уровнем рефлексии и поддержки внутренней сложности; низкий уровень интеллектуальной инициативы (ЕМ) по тесту Роршаха преобладает в группе испытуемых с низким уровнем рефлексии и поддержки внутренней сложности (ф*=2,23, при р<0,01).

Не выявлено значимых различий групп субъектов с разным уровнем интеллектуальной инициативы по уровню осознания и принятия внешней трудности (ф*=1,12, р н.з.).

Различия в уровне «РПВС» и «ОПВТ»у субъек

Следовательно, уровень интеллектуальной инициативы сопряжен с уровнем рефлексии и поддержки внутренней сложности.

Результаты исследования сопряжения уровня эмоциональной реактивности («ЕC,CF,FC») по тесту Г. Роршаха с уровнем рефлексии и поддержки внутренней сложности («РПВС») и уровнем осознания и принятия внешней трудности (ОПВТ) по опроснику «ТЛВ» представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2. с разным уровнем эмоциональной реактивности

Уровень эмоциональной реактивности ф*Фишера

высокий низкий

Уровень рефлексии и поддержки внутренней сложности («РПВС») Высокий 11 17 ф* =1,18 р н.з.

Низкий 18 15

Уровень осознания и принятия внешней трудности («ОПВТ») Высокий 18 11 ф* =2,27** р<0,01

Низкий 11 21

Выявлены значимые различия групп субъектов с разным уровнем эмоциональной реактивности по уровню осознания и принятия внешней трудности. Высокий уровень эмоциональной реактивности («ЕC,CF,FC») по тесту Г. Рорша-ха преобладает в группе испытуемых с высоким уровнем осознания и принятия внешней трудности; низкий уровень эмоциональной реактивности («ЕC,CF,FC») преобладает в группе испытуемых с низким уровнем осознания и принятия внешней трудности (ф*=2,27, при р<0,01).

Не выявлено значимых различий групп субъектов с разным уровнем интеллектуальной инициативы по уровню рефлексии и поддержки внутренней сложности (ф*=1,18, р н.з.).

Высокий уровень интеллектуальной инициативы и эмоциональной реактивности сопряжены с базовыми компонентами психотехники выбора как параметрами рефлексии взаимодействия субъектов с миром, которые дифференцируют типы выбора жизненного пути. В то же время, показатели уровня интеллектуальной инициативы и эмоциональной реактивности являются параметрами, дифференцирующими типы переживания: расширенный (амбиэквальный, интро-версивный, экстратензивный) и суженный (коартирован-ный) типы переживания.

Таким образом, можно утверждать, что для субъектов с установкой на творческий выбор жизненного пути харак-

терен расширенный амбиэквальный тип переживания, для субъектов с установкой на реалистический выбор - экстра-тензивный, для субъектов с установкой на ценностный выбор - интроверсивный, для субъектов с установкой на гедонистический выбор - суженный тип переживания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расширенный амбиэквальный тип переживания, описываемый через сочетание высокого уровня интеллектуальной инициативы и высокого уровня эмоциональной реактивности, по мнению исследователей, характерен для творческих личностей [3, 7, 10, 17, 18].

В результате подтверждаются гипотезы о дифференциации типов выбора жизненного пути по двум компонентам психотехники выбора и о их сопряжении с показателями типа переживания как способа взаимодействия личности с миром.

Список литературы

1. Альтшуллер, Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Мн.: Беларусь, 1994.

2. Белый, Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория. СПб.: Дорваль, 1992.

3. Бурлачук, Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев: Ника-Центр, 1997.

4. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001.

5. Василюк, Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 294- 314.

6. Гживак-Качиньская, М. Руководство по методу Рорша-ха. М.: Всероссийский центр переводов, 1976.

7. Глухова, В.А. Социально-психологическая интеграция одаренных учащихся в группе и развитие их интеллектуальных и творческих способностей: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010.

8. Гозман, Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоакту-ализационный тест. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

9. Грязева, В.Г. Экологическая психология творческой личности. Обучение в контексте развития личности как субъекта культуры. Челябинск: Полиграф-мастер, 2000.

10. Грязева-Добшинская, В.Г. Социальная психология творчества. Теоретические основы. Эмпирические исследования. Прикладные разработки: учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ 2008.

11. Мальцева, А.С. Выбор творческого жизненного пути личности в контекстах социальных взаимодействий: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Челябинск: Полиграф-мастер, 2011.

12. Мальцева, А.С. Теоретическая модель психотехники творческого выбора // Психология XXI века: материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 22-24 апреля 2010 года. Санкт-Петербург - 2010. СПб: Изд-во С.-Петерб. унта, 2010. - С. 398-399.

13. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.

14. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.

15. Мэй, Р. Любовь и воля. М.; К.: Рефл-бук; Ваклер, 1997.

16. Мэй, Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

17. Рауш де Траубенберг, Н.К. Тест Роршаха: практическое. М.: Когито - Центр, 2005.

18. Роршах, Г. Психодиагностика: Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов). М.: Когито - Центр, 2003.

19. Exner, G.E. The Rorschach: A comprehensive sy^em. -N.Y.: Willey and Sons, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.