Научная статья на тему 'Методика диагностики психологического здоровья'

Методика диагностики психологического здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14503
1612
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / МЕТОДИКА / ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / TECHNIQUE / DIAGNOSTIC THE PSYCHOLOGICAL HEALTH / THE PSYCHOLOGICAL TEST / CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлов Александр Викторович

В статье обоснована необходимость дальнейшей разработки феномена и категории психологического здоровья; разработки прикладного инструментария. Представлены исходные признаки исследуемого феномена и сформулирована цель методики диагностики психологического здоровья. Представлена информация о спецификации теста и описаны исходные положения разработки заданий теста. Описан процесс пилотажного исследования и анализа заданий, представлены данные об эффективности и дискриминативности заданий. Представлены данные по внутритестовой и ретестовой надежности методики. Описан процесс определения и представлены данные по конкурентной и содержательной валидности. Представлена факторная структура шкал методики и показан процесс корректного сокращения переменных с целью более экономичного представления результатов. Представлены результаты линейного преобразования первичных оценок и перевода их в стены; приведен психометрический паспорт методики. В статью включен стимульный материал методики «Индивидуальная модель психологического здоровья», дан ключ к методике и шкала перевода сырых баллов в стены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козлов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technique of psychological health diagnostics

In the article the necessity of the further development of the phenomenon and category of psychological health; applied tools (instruments) development are grounded. Base signs of the experimental phenomenon are shown and the purpose of technique to diagnostic the psychological health is formulated. The information about text specification is shown and initial positions of development text tasks are described. The process of trial study investigation and task analyses are described, the facts about effectiveness and differentiating force of tasks are shown. The item-rater reliability and test-retest reliability facts are shown. The determination process is described and the dates of competitive validity and meaningful validity are shown. The factorial structure of technique scales is represented, the process of valid reduction of variables with purpose more economical representation of results is shown. The results of leaner transformation primary diagnostic and conversion them to tens are shown; the psychometrical passport of technique is submitted. The stimulus material of techniques “The individual model of psychological health” is included to the article,the key to the techniques and the scale of translation primary marks to tens are given.

Текст научной работы на тему «Методика диагностики психологического здоровья»

М-етодика диагностики психологического здоровья

В статье обоснована необходимость дальнейшей разработки феномена и категории психологического здоровья; разработки прикладного инструментария. Представлены исходные признаки исследуемого феномена и сформулирована цель методики диагностики психологического здоровья. Представлена информация о спецификации теста и описаны исходные положения разработки заданий теста. Описан процесс пилотажного исследования и анализа заданий, представлены данные об эффективности и дискриминативности заданий. Представлены данные по внутритестовой и ретестовой надежности методики. Описан процесс определения и представлены данные по конкурентной и содержательной валидности. Представлена факторная структура шкал методики и показан процесс корректного сокращения переменных с целью более экономичного представления результатов. Представлены результаты линейного преобразования первичных оценок и перевода их в стены; приведен психометрический паспорт методики. В статью включен стимульный материал методики «Индивидуальная модель психологического здоровья», дан ключ к методике и шкала перевода сырых баллов в стены.

Ключевые слова: психологическое здоровье, методика, диагностика психологического здоровья , конструирование , психологический тест

А. V. Kozlov

Jhe technique of psychological health diagnostics

In the article the necessity of the further development of the phenomenon and category of psychological health; applied tools (instruments) development are grounded. Base signs of the experimental phenomenon are shown and the purpose of technique to diagnostic the psychological health is formulated. The information about text specification is shown and initial positions of development text tasks are described. The process of trial study investigation and task analyses are described, the facts about effectiveness and differentiating force of tasks are shown. The item-rater reliability and test-retest reliability facts are shown. The determination process is described and the dates of competitive validity and meaningful validity are shown. The factorial structure of technique scales is represented, the process of valid reduction of variables with purpose more economical representation of results is shown. The results of leaner transformation primary diagnostic and conversion them to tens are shown; the psychometrical passport of technique is submitted. The stimulus material of techniques The individual model of psychological health" is included to the article,the key to the techniques and the scale of translation primary marks to tens are given.

Keywords: psychological health, technique, diagnostic the psychological health, the psychological test, construction

СТТ"^^ сихологическое здоровье является // относительно новым и не достаточно Ч^Х (у разработанным понятием. Его возникновение обусловлено необходимостью описания состояний человека, который с медицинской точки зрения здоров, однако не удовлетворен не-¡¡которыми аспектами собственной жизни. Также разработка данного понятия приобретает акту-ШлЩость, поскольку оно по-разному деннотиро-вано в различных ,щйХ0логических подходах 41]

и не обладает достаточной степенью семантической ясности и самостоятельности.

Среди актуальных задач по разработке психологического здоровья, наряду с преодолением размытости категории психологического здоровья и очерчивания структуры феномена психологического здоровья, стоит также задача по созданию прикладного инструментария, в частности разработки методики диагностики психологического 1ад!ор,овья/ Й >

РаЗраооТкаРрЗмнби здетодикИ основывается ра результатах исследования психологического здоровья [2] позволивших репрезентировать Его структуру. Согласно данным исследования, структура психологического здоровья представлена рядом сфер его реализации, а именно: душевное равновесие, просоциальная ориентация, физическое благополучие, гуманистическая позиция, стремление быть собой, творческое самовыражение, семейное благополучие, духовность, ориентация на цель, интеллектуальное совершенствование.

При конструировании методики нами использовалась индуктивная стратегия создания опросников, которая «предполагает использование факторного анализа или других статистических процедур основанных на корреляционных связях. Главная особенность индуктивной стратегии состоит в том, что исследователь как бы позволяет данным говорить самим за себя» [3, с. 166].

Итак, исходными признаками исследуемого феномена (психологическое здоровье) выступили обозначенные выше десять сфер реализации психологического здоровья, которые будучи выявленными экспериментально удовлетворяют следующим требованиям:

• полнота описания (достигнута благодаря использованию свободного ассоциативного эксперимента в основе репрезентации структуры психологического здоровья; ассоциативный эксперимент продолжался до полного исчерпания ассоциаций);

• экономность описания (достигнута за счет применения кластерного анализа при репрезентации структуры психологического здоровья, позволившего максимально сжать исходные переменные с минимальной потерей информативности);

• структурированность системы признаков (известен вклад каждой из сфер в общую модель психологического здоровья);

• количественная определенность признаков (каждый из признаков выражается в количественной шкале) [4].

Цель методики — выявление индивидуальной модели психологического здоровья.

При разработке спецификации теста, содержательными областями выступали сферы психологического здоровья, а манифестациями конструкты которые образовали данную сферу в результате кластерного анализа [2].

Процентный вес содержательных областей был распределен таким образом: просоциаль-■К ориентация — 15%; стремление быть собой — 15%; творческое самовыражение — 10%; духовность — 10%; интеллектуальное совершенствование — 10%; семейное благополучие — 5%; ¡уравновешенность — 5%; гуманистическая позиция — 15%; ориентация на цель — 5%; физи-

Ьеокое^лагошдщййе — 10%ййа

ИсХодР из Чого, ЧТо^разрабЯтьтиШаи нами методика предварительно имеет 10 шкал, быЛО определено, что общее количество заданий разрабатываемых для пилотажного исследования должно составить 200 [3]. Для шкалы «просоциальная ориентация» разрабатывалось 30 заданий; для шкалы «стремление быть собой» — 30 заданий; для шкалы «творческое самовыражение» — 20 заданий; для шкалы «духовность»

— 20 заданий; для шкалы «интеллектуальное совершенствование» — 20 заданий; для шкалы «семейно благополучие» — 10 заданий; для шкалы «уравновешенность» — 10 заданий; для шкалы «гуманистическая позиция» — 30 заданий; для шкалы «ориентация на цель» — 10 заданий и для шкалы «физическое благополучие» — 20 заданий.

При разработке заданий учитывались проблемы, которые если не решить могут привести к низкой валидности теста: установка на согласие, установка на социально одобряемые ответы, установка на неопределенные или средние ответы, очевидная валидность [5].

Далее опросник был предложен группе испытуемых участвовавших в пилотажном исследовании (110 человек). На основании полученных данных был проведен анализ заданий (определение эффективности и дискриминативности) [3, с.173-174], с целью выявления наиболее подходящих для включения в окончательную версию опросника. Эффективными оказались 129 заданий из 200, средний показатель эффективности для всего опросника составил 0,52; дискримина-тивными оказались 122 задания из 200.

Таким образом, проведя анализ заданий было принято решение из первоначальной версии опросника «Индивидуальная модель психологического здоровья» исключить 117 утверждений которые не удовлетворяют показателю эффективности или дискриминативности. Каждая из шкал получила следующее количество эффективных и дискриминативных заданий: просо-циальная ориентация — 13 заданий; стремление быть собой — 11 заданий; творческое самовыражение — 11 заданий; духовность — 11 заданий; интеллектуальное совершенствование — 10 заданий; семейное благополучие — 9 заданий; уравновешенность — 8 заданий; гуманистическая позиция — 8 заданий; ориентация на цель

— 5 заданий. Десятая шкала — «физическое благополучие», получила лишь три эффективных и дискриминативных утверждения, поэтому было принято решение исключить ее из опросника.

Следующий этап конструирования методики состоял в определении надежности теста. В нашем исследовании определялась внутритесто-вая и ретестовая надежность [3, с.176]. Внутри-тестовая надежность, предполагающая установление корреляции между двумя рядами данных одного и того же теста, устанавливалась через корреляцию между четными и нечетными зада-

рйяМЖ',,!КШффицШнть1 корршЯциЦДяякЗждой |и1" Шкал превышали 0,7 что является удовлетворительным для внутритестовой надежности. Ре-¡Г'естовая надежность, предполагающая повтор-рое предъявление (в нашем случае через один месяц) того же теста тем же испытуемым и примерно в тех же условиях что первоначальное, а затем установление корреляции между двумя рядами данных показала коэффициент корреляции для каждой из шкал превышающий 0,7 что является удовлетворительным для ретестовой надежности. Таким образом, результаты методики «Индивидуальная модель психологического здоровья» (ИМПЗ) устойчивы во времени, и методика является надежной.

Также для методики ИМПЗ определялась конкурентная и содержательная валидность Конкурентная валидность (оценивается по корреляции разработанного теста с другими, валидность которых относительно измеряемого параметра установлена) устанавливалась на основании сопоставления результатов по методике, с результатами полученными методом семантического дифференциала [6]. Испытуемым предлагалось оценить ряд конструктов, среди которых были конструкты, отражающие шкалы разрабатываемой методики (просоциально ориентированный человек, человек стремящейся быть собой и т.д.) и конструкт Я. Результаты семантического дифференциала были подвергнуты факторному анализу [7], что позволило каждому конструкту причислить показатель Эго-синтонности / Эго-дистонности (на основании попадания / непопадания с конструктом «Я» в один фактор). Конкурентная валидность устанавливалась на основании корреляции показателя Эго-синтон-ности конструкта отражающего шкалу методики и балла полученного по данной шкале. Результаты, полученные по методике ИМПЗ значимо коррелируют с результатами, полученными при исследовании индивидуальных особенностей

психологического здоровья методом семантического дифференциала. Содержательная ва-лидность (определяется через подтверждение того, что задания теста отражают все аспекты изучаемой области поведения) методики ИМПЗ, подтверждалась с помощью экспертной оценки. Экспертами выступили практикующие психологи, два доктора психологических наук и три кандидата психологических наук. Целью экспертной оценки было установление соответствия между содержанием каждого задания теста, содержательными областями и манифестациями, диагностируемыми при помощи методики ИМПЗ. Экспертам было предложено обозначить меру соответствия тестовых заданий целям диагностики пользуясь шкалой от одного (не соответствует) до пяти (соответствует). В результате, средний показатель первого эксперта составил 4,01 балла (SD= 0,72); второго — 3,89 балла (SD = 0,67); третьего — 3,53 балла (SD = 0,59); четвертого — 3,92 балла (SD = 0,51); пятого — 3,69 балла (SD = 0,66). Таким образом, исходя из того что средние показатели всех экспертов превышают 3 балла, можно говорить о том, что задания находятся в зоне соответствия и направлены на измерение психологического здоровья. При этом оценки экспертов коррелируют между собой ^=0,05; р<0,05), что подчеркивает точность проведенной экспертизы. Таким образом, методика диагностики индивидуальной модели психологического здоровья является содержательно и критериально валидной.

Далее, для обеспечения более экономного представления результатов по методике, имеющиеся 9 шкал были подвергнуты факторному анализу (метод главных компонент, вращение Варимакс). Факторная структура шкал по методике «Индивидуальная модель психологического здоровья» представлена 8-ю факторами (см. табл. 1).

Таблица1

Факторная структура шкал методики «Индивидуальная модель психологического здоровья»

Шкалы Факторы

1 2 3 4 5 6 7 8

ОЦ ,947 -,121 -,027 -,022 -,096 ,119 ,175 -,082

У ,936 ,109 ,201 -,035 -,114 ,042 ,106 -,135

СБС -,013 ,965 ,119 -,095 ,112 ,110 ,066 ,122

ИС ,122 ,122 ,952 -,013 -,077 ,185 ,148 -,004

ГП -,046 -,111 -,014 ,929 -,072 ,107 ,190 ,264

ТС -,165 ,118 -,079 -,065 ,947 -,162 -,082 ,136

СБ ,134 ,122 ,198 ,110 -,169 ,930 ,092 ,111

ПО ,249 ,075 ,162 ,192 -,086 ,093 ,923 -,005

Д -,200 ,152 -,004 ,292 ,159 ,119 -,008 ,901

Первый фактор состоит из двух конструктов: ¡«Ориентация на цель» (0,947) и «Уравновешен-Исть» (0,936) и получает название «Стратегический вектор». Факторы со второго по восьмой имеют по одному значимому элементу, что подтверждает их самостоятельность. С целью достижения более формализованного представления результатов по методике и в рамках интерпретации факторной структуры шкал им были даны следующие названия. Второй фактор — «Я-вектор»; третий фактор — «Интеллектуальный вектор»; четвертый фактор — «Гуманистический вектор»; пятый фактор — «Творческий вектор»; шестой фактор — «Семейный вектор»; седьмой фактор — «Просоциальный вектор»; восьмой фактор — «Духовный вектор».

Таким образом, преобразованная, окончательная версия методики «Индивидуальная модель психологического здоровья» состоит из 86-ти утверждений (Приложение 1), которые так распределены по 8-ми шкалам методики:

• стратегический вектор — 13 утверждений;

• просоциальный вектор — 13 утверждений;

• Я-вектор — 11 утверждений;

• творческий вектор — 11 утверждений;

• духовный вектор — 11 утверждений;

• интеллектуальный вектор — 10 утверждений;

• семейный вектор — 9 утверждений;

• гуманистический вектор — 8 утверждений.

Следующий этап конструирования методики

предполагает ее стандартизацию — унификацию, регламентацию, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста [8]. Нормативные показатели разрабатывались для каждой из 8-ми шкал отдельно. Выборка для стандартизации составила 110 человек. Объем данной ста-

тьи не позволяет привести формулы и таблицы показателей процесса стандартизации. Коротко можно сказать, что стандартизация методики осуществлялась на основании стандартных показателей Z-шкалы, представляющих собой линейное преобразование первичных оценок. При использовании линейного преобразования стандартные показатели сохраняют точные численные отношения первичных оценок, поскольку вычисляются путем вычитания из каждой первичной оценки одной константы и последующим делением разности на другую константу. Относительная величина различий между стандартными показателями, полученными с помощью такого линейного преобразования, в точности соответствует относительной величине различий между первичными оценками (см. Приложение 2). Однако, так как перевод первичных оценок в Z-показатели приводит к появлению отрицательных величин и десятичных дробей, что не слишком удобно для проведения дальнейших исследований и сообщения результатов, применялось еще одно линейное преобразование, целью которого было придание показателям более удобной формы, а именно, перевод первичных оценок в стены. Таким образом, для каждой из 8-ми шкал опросника была разработана шкала перевода сырых баллов в стены и установлены нормы, которые определяют выраженность каждого из векторов реализации психологического здоровья (см. Приложение 3).

На основании расчетов основных психометрических показателей методики диагностики индивидуальной модели психологического здоровья нами был составлен психометрический паспорт методики, представленный в таблице 2.

Таблица 2

Психометрический паспорт методики диагностики индивидуальной модели

психологического здоровья

№ Психометрические показатели Значение

1 Ретестовая надежность т=0,80*

Внутритестовая надежность т=0,90*

Конкурентная валидность т=0,54*

Содержательная валидность Ш=0,04

4 Дифференциальная сила заданий (для каждой из шкал) тств=0,25-0,37 тпв=0,35-0,62 тяв=0,39-0,55 ттв=0,28-0,59 тдв=0,31-0,54 тив=0,26-0,56 тсв=0,33-0,57 тгв=0,30-0,52

Примечание:

* - уровень значимости р<0,01 т - коэфициент корреляции Кендалла. Ш - ко|ффициент„конкордации Кендалла

Таким образом, методика «индивидуальная модель психологического здоровья» является рсйхометрически обоснованной: основные психометрические показатели находятся на высоком уровне значимости.

Выводы:

1. Создан психодиагностический инструмент, позволяющий выявлять выраженность восьми векторов реализации психологического здоровья: «стратегический вектор», «просоциальный ¡вектор», «я-вектор», «творческий вектор», «духовный вектор», «интеллектуальный вектор»,

«семейный вектор», «гуманистический вектор».

2. Методика «индивидуальная модель психологического здоровья» стандартизирована, что допускает прямое сравнение результатов обследуемого с другими тестами и позволяет рекомендовать методику к использованию практическими психологами.

3. Создан психометрический паспорт методики, указывающий на ее психометрическую обоснованность, что позволяет рекомендовать данную методику к использованию в исследованиях психологического здоровья.

Приложение 1

Стимульный материал методики «Индивидуальная модель психологического здоровья»

№ Вопрос Да Нет

1. Для меня не проблема настроится на рабочее состояние

2. Друзья просят у меня совета перед предстоящей важной беседой

3. Я пользуюсь каждой возможностью выразить свою точку зрения

4. Я имею два и более различных хобби

5. Я верю в судьбу

6. Я люблю игры на эрудицию

7. Главное чтоб я понимал смысл своих действий, а не моя семья

8. Если человеку плохо, то его надо выслушать, а не давать советы

9. Если и ставить себе какие-то цели то на миллион

10. Я соблюдаю принятые правила, даже если они мне не нравятся

11. Если я что-то говорю, значит я сумею это аргументировать

12. Я не понимаю человека пол часа любующегося одной и той же картиной

13. У меня есть духовный наставник

14. Нет такой деятельности, которую я бы не смог освоить при адекватном обучении

15. Меня расстраивает если в семье что-то происходит без согласования со мной

16. Если человек способен на подлость, он не достоин прощения

17. Я не проявляю нервность в ситуации ожидания

18. Меня смущает большое скопление людей

19. Если я проиграл то непременно буду искать возможность отыграться

20. Я имею увлечение, требующее творческого подхода

21. Лучше брак по расчету, чем бедное существование

22. Меня легко заинтересовать новым материалом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Я не готов жертвовать семейными мероприятиями ради корпоративных

24. Как-бы плохо человек не поступил, в конце концов я его прощу

25. В жизни многое зависит от того насколько тебе повезет

26. Я не получаю удовольствия от публичных выступлений

27. Я не всегда могу объяснить почему считаю именно так

28. Мои знакомые восхищаются моим творчеством

29. Разведенные, но богатые родители способны дать больше своему ребенку чем благополучные но бедные

30. Взявшись за новый материал, я с трудом понимаю сколько времени потребуется на его освоение

31. Если в семье один из супругов переходит на крик, то второй должен сдерживаться

32. Если у человека проблема я скорее предложу реальную помощь, чем приму роль «жилетки»

33. В последнее время окружающие проявляли ко мне отношение, которого я не заслужил (хорошее или плохое)

34. Я предпочитаю шумные вечеринки тихим семейным праздникам

№ Вопрос на

35. Наличие своей точки зрения важнее, чем умение ее аргументировать

36. Я не пойду на выставку, если она не имеет отношения к моим интересам

37. К каждому живому растению нужно относиться с таким же уважением как к человеку

Вт Такая вещь как неспособность к математике существует

39. Когда я не могу объяснить близким что именно меня беспокоит, я очень расстраиваюсь

40. Эмоциональная поддержка важнее материальной

41. Цель нужно либо достигать полностью, либо отказываться от нее

42. «Человек умеющий прощать» - это обо мне

43. Я неоднократно слышал от людей, что привлекаю к себе слишком много внимания

44. Если я и не проявлю себя в жизни, то только потому, что не занимаюсь любимым делом

45. Я бы рад если бы мои родители жили за границей и обеспечивали меня

46. Мой девиз «Все в жизни знать невозможно»

47. Я принимаю участие во всех семейных делах, пусть даже не мужских (не женских)

48. Даже плохой человек достоин того, чтоб его поняли и приняли

49. Я принимаю рациональные решения даже в нестандартной ситуации

50. В споре я оперирую чаще аргументами, чем криком

51. Я не стану общаться с человеком, который говорит А и не может сказать Б

52. Я не куплю вещь только из-за того, что она привлекательна внешне

53. Я верю в чудесные выздоровления

54. Чаще всего я планирую свой день

55. Выбирая между своим личным увлечением и общесемейным, я выберу последнее

56. Жертвовать своими интересами, ради интересов другого, проявление слабости

57. Я приму комплимент в свой адрес, даже если не заслужил его

58. Для меня не проблема завести знакомство на улице

59. Я прагматичный человек и знаю предел своих возможностей

60. Проявление творчества требует определенных условий

61. Дать человеку духовную поддержку значит дать ему нечто большее, чем помощь

62. Меня интересует только то знание, которое я смогу применить на практике

63. Если один из супругов имеет собственное увлечение, то он должен приложить все усилия чтоб второй нашел свое

64. Меня раздражают люди, которые ведут себя не так как положено

65. Меня легко вывести из себя

66. Я предпочитаю холодную войну переговорам

67. Пока я не добьюсь своего, не успокоюсь

68. Если бы я имел больше возможностей, я бы выбрал другой жизненный путь

69. Охота - это варварство

70. Мне легче чем остальным дается изучение нового материала

71. Я занимаюсь и буду заниматься только тем, что приносит пользу моей семье

72. Если я давал себе обещание, то обязательно выполнял его

73. Если я нарушаю какое-то правило, то ради необходимости, а не ради удовольствия

74. В ситуации где другой бы промолчал, я скажу

75. Я скорее приобрету более красивую вещь, чем более практичную

в! Я не стану разговаривать с человеком о проблеме, если он не может помочь с ее решением

77. Меня привлекают исследовательские проекты

78. Я легко переношу одиночество

79. Роль тамады скорее всего не доставила бы мне удовольствие

№ Вопрос Да НеГЦ

80. Уметь выигрывать важнее, чем уметь проигрывать

81. Меня одинаково привлекает и чтение литературы и общение с людьми

82. Между букетом и стихами я бы предпочел(ла) в свой адрес вторые

83. Я всегда нервничаю если мне приходится стоять в очереди

84. Я умею явно конфликтные ситуации переводить в конструктивное русло

85. После того как меня отвлекли я легко возвращаетесь к прерванной деятельности

86. Обо мне говорят «Хорошо воспитанный человек»

Приложение 2

Ключ к методике «Индивидуальная модель психологического здоровья»

СтВ 1+ 9- 17+ 25- 33- 41- 49+ 57+ 65- 72+ 78+ 83- 85+

ПВ 2+ 10+ 18- 26- 34+ 42+ 50+ 58+ 66- 73+ 79- 84+ 86+

ЯВ 3+ 11+ 19- 27- 35- 43+ 51+ 59- 67- 74+ 80-

ТВ 4+ 12- 20+ 28+ 36- 44- 52- 60- 68- 75+ 81+

ДВ 5+ 13+ 21- 29- 37+ 45- 53+ 61+ 69+ 76- 82+

ИВ 6+ 14+ 22+ 30- 38- 46- 54+ 62- 70+ 77+

СВ 7- 15+ 23+ 31+ 39+ 47+ 55+ 63+ 71+

ГВ 8+ 16- 24+ 32- 40+ 48+ 56- 64-

СтВ - Стратегический вектор

ПВ - Просоциальный вектор

ЯВ - Я-вектор

ТВ - Творческий вектор

ДВ - Духовный вектор

ИВ - Интеллектуальный вектор

СВ - Семейный вектор

ГВ - Гуманистический вектор

Приложение 3

Шкала для перевода сырых баллов в стены

Уровень Стены Первичные оценки

СтВ ПВ ЯВ ТВ ДВ ИВ СВ ГВ

1 0-1 0-1 0-1 0-1 0-2 0 0 0-1

Низкий 2 2 2-3 2 2 3 0 1 2

3 3 4 3 3 4 1 2 3

4 4 5 4 4 5 2 3 4

Средний 5 5 6-7 5 5 6 3 4 5

6 6 8 6 6 7 4 5 6

7 7 9 7 7 8 5 6 7

8 8 10-11 8 8 9 6 7-8 8

Высокий 9 9 12 9 9 10 7 9 8

10 10-13 13 10-11 10-11 11 8-10 9 8

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. М.: Независимая фирма "Класс", 2001. 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Козлов А.В. Структура психологического здоровья: психосемантический подход // Вестник Харьковского национального университета. 2011. № 937. С. 130-133.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. СПб.: Питер, 2010. 384 с.

4. Мельников В.Н. Введение в экспериментальную психологию личности / В.Н. Мельников, Л.Т. Ямпольский. М.: Просвещение, 1985. 319 с.

5. ¡¿Кйай" ЩСпвавочное руководство по конструированию тестов / П. Клайн. К.: ПАЦДГд, 1994. 288 с.

6. ШметШ^ЖГ. Введение ^В^ЩсШриМёНтЩьную псЙХбсем^НтйКу!"' теоретикойметодолотические ^основания и психодиагностические возможности / А.Г. Шмелев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 158 с.

7. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования / А.Д. Наследов. СПб.: Речь, 2008. 392 с.

8. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В.И.Лубовского / А. Анастази. М.: Педагогика, 1982. 320 с.

REFERENCES

1. Bondarenko A.F. Psikhologicheskaiapomoshch': teoriia ipraktika [Psychological care: theory and practice]. Moscow, Klass Publ., 2001. 336 p.

2. Kozlov A.V. Structure of psychological health: psycho-semantic approach. Vestnik Khar'kovskogo natsionalnogo universiteta -Journal of Kharkiv National University, 2011, no. 937, pp. 130-133 (in Russian).

3. Burlachuk L.F. Psikhodiagnostika: Uchebnik dlia vuzov / L.F. Burlachuk [Psychodiagnostics: a textbook for universities]. Saint-Peterbburg, Piter Publ., 2010. 384 p.

II. Mel'nikov V.N. Vvedenie v eksperimentalnuiu psikhologiiu lichnosti / V.N. Melnikov, L.T. Iampol'skii [Introduction to experimental personality psychology]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1985. 319 p.

5. Klain P. Spravochnoe rukovodstvo po konstruirovaniiu testov/ P. Klain [Reference guide for designing tests]. Kiev., PAN Ltd Publ., 1994. 288 p.

6. Shmelev A.G. Vvedenie v eksperimentalnuiu psikhosemantiku: teoretiko-metodologicheskie osnovaniia i psikhodiagnosticheskie vozmozhnosti / A.G. Shmelev [Introduction to experimental psychosemantic: theoretical and methodological foundations and psychodiagnostic opportunities]. Moscow, Moskow University Publ., 1983. 158 p.

7. Nasledov A.D. Matematicheskie metodypsikhologicheskogo issledovaniia / A.D. Nasledov [Mathematical methods of psychological research]. Saint-Petersburg, Rech' Publ., 2008. 392 p.

8. Anastazi A. Psikhologicheskoe testirovanie: Kniga 1; Per. s angl. / Pod red. K. M. Gurevicha, V.I.Lubovskogo / A. Anastazi [Psychological testing: Trans. from English. / Ed. by K. M. Gurevich, V. I. Lubovskogo]. Moscow, Pedagogika Publ., 1982. 320 p.

Информация об авторе

Козлов Александр Викторович

(Украина, Харьков) Аспирант

Харьковский Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского E-mail: [email protected]

Information about the author

Kozlov Aleksandr Viktorovich

(Ukraine, Kharkov) Postgraduate student National aerospace university "Kharkov Aviation Institute" E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.