Научная статья на тему 'Методика диагностики личностной зрелости'

Методика диагностики личностной зрелости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7688
1012
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТЕРПИМОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / PERSONAL MATURITY / RESPONSIBILITY / TOLERANCE / SELF-DEVELOPMENT / POSITIVE THINKING / INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Руженков В.А., Руженкова В.В., Лукьянцева И.С.

В статье анализируются литературные данные, рассматривающие дефиницию «личностная зрелость» с психологических и социологических позиций, описываются предлагаемые различными авторами критерии личностной зрелости. На основе литературных данных создана авторская «Методика диагностики личностной зрелости», включающая 5 параметров (шкал): ответственность, терпимость, саморазвтие, позитивное мышление и самостоятельность. Методика показала хорошую внутреннюю согласованностьα-Кронбаха=0.80. Результаты повторного тестирования (через 2 месяца) показали высокий уровень корреляции (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) с первыми результатами (в диапазоне от r=0.758 до r=0.920), что свидетельствует о высокой ретестовой надежности. Методика может применяться как в клинической медико-психологической практике, так и при решении вопросов профессионального отбора.The analysis of the literary information about the concept of "personal maturity" is presented in this article. The term is described with psychological and a social standpoint. The criteria for personal maturity marked by us. Methods for diagnostics of personal maturity developed by us. It consists of five scales: responsibility, tolerance, self-development, positive thinking and independence. Methods showed good internal consistency αCronbach = 0.80. Our method could be used in clinical practice and job interviews.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Руженков В.А., Руженкова В.В., Лукьянцева И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика диагностики личностной зрелости»

УДК 316.61:17.021.2

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ THE METHODS FOR DIAGNOSTICS OF PERSONAL MATURITY

В.А. Руженков, В.В. Руженкова, И.С. Лукьянцева V.A. Ruzhenkov, V.V. Ruzhenkova, I.S. Lukyantseva

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod National Research University, Russia, 308015, Belgorod, Pobedy St., 85 E-mail: ruzhenkov@bsu.edu.ru

Аннотация. В статье анализируются литературные данные, рассматривающие дефиницию «личностная зрелость» с психологических и социологических позиций, описываются предлагаемые различными авторами критерии личностной зрелости. На основе литературных данных создана авторская «Методика диагностики личностной зрелости», включающая 5 параметров (шкал): ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивное мышление и самостоятельность. Методика показала хорошую внутреннюю согласованность - а-Кронбаха=0.80. Результаты повторного тестирования (через 2 месяца) показали высокий уровень корреляции (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) с первыми результатами (в диапазоне от r=0.758 до r=0.920), что свидетельствует о высокой ретестовой надежности. Методика может применяться как в клинической медико-психологической практике, так и при решении вопросов профессионального отбора.

Resume. The analysis of the literary information about the concept of "personal maturity" is presented in this article. The term is described with psychological and a social standpoint. The criteria for personal maturity marked by us. Methods for diagnostics of personal maturity developed by us. It consists of five scales: responsibility, tolerance, self-development, positive thinking and independence. Methods showed good internal consistency - а-Cronbach = 0.80. Our method could be used in clinical practice and job interviews.

Ключевые слова: личностная зрелость, ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивное мышление, самостоятельность.

Keywords: personal maturity, responsibility, tolerance, self-development, positive thinking, independence.

Введение

Под личностной зрелостью понимается реализация общей тенденции развития человека, как способности к постоянному саморазвитию, изменениям при сохранении своей уникальности [Ковалевская, 2013]. С точки зрения Эриксона [1996], зрелой личности присущи следующие качества: индивидуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других, ин-териоризация в процессе социализации норм общества и ценностей.

Личностная зрелость как системное качество личности взрослого человека отражает готовность и способность личности к эффективному решению жизненных задач. В состав личностной зрелости входят три компонента - личностный (система ценностей, направленность и т.д.), рефлексивный (достигнутая эго-идентичность) и функциональный (способность личности к самоорганизации). Содержание и степень сформированности всех компонентов и определяют меру личностной зрелости [Шляпникова, 2010].

Социальная зрелость определяется как степень социализированности личности - возможность усвоения ею стандартов поведения, социальных норм, правил, характеризующих конкретную социо- и этнокультурную среду. Степень социализированности личности и отделение ее от родителей, индивидуация и идентификация рассматриваются в качестве показателей зрелости [Журавлев, 2007; Горбунова, 2013].

Esser и др. [1991] на основе «Марбургских рекомендаций» для оценки зрелости развития несовершеннолетних и юношей предложили следующие критерии зрелости для проведения экспертизы:

- реалистичное планирование жизни против жизни текущим моментом;

- самостоятельность по отношению к родителям против беспомощности и сильной потребности в поддержке;

- самостоятельность по отношению к группе сверстников и партнеру против беспомощности и сильной потребности в поддержке;

- серьезная либо игровая установка по отношению к работе и школе;

- реалистичное преодоление повседневных проблем против фантазирования, авантюрных действий, вживания в роли, повышающие престиж в собственных глазах;

- дружба с ровесниками или старшими против дружбы преимущественно с младшими;

- способность устанавливать прочные связи против неустойчивости в межличностных отношениях или слабости связей с другими людьми;

- интеграция эроса и секса.

Зрелость (в психологическом смысле) - это способность приспосабливаться к среде по законам житейского разума [Зейгарник, 1998]. Она подразумевает сочетание достаточно высоких идеальных устремлений с готовностью выполнять скромные, земные задачи ради этих высоких устремлений. Зрелость включает психологическое умение человека разводить идеальные и реальные цели.

Считается [Божович, 2001], что психологически зрелой личностью является человек, способный вести себя независимо от влияния микросоциального окружения, ориентируясь на собственные, сознательно поставленные цели. Сходную точку зрения высказывал и Асмолов [2002], полагающий, что зрелая личность способна к свободному выбору и обладающая активной жизненной позицией. Кроме того, зрелый человек имеет широкие границы Я, способен посмотреть на себя «со стороны» (рефлексия), проявляет гармоничные социальные отношения, знает свои сильные и слабые стороны, демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие, реалистичное восприятие, опыт и притязания, демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора, обладает цельной жизненной философией [АПрой, 1961]. При этом на поведенческом уровне личностная зрелость проявляется способностью самоконтроля и усвоением реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека [Ананьев, 2006] .

Современное состояние проблемы актуализирует междисциплинарный и межотраслевой подходы к анализу зрелости личности. Их реализация позволит комплексно и прицельно осуществлять поиск маркеров, критериев, признаков зрелости личности в целях их последующей практической оценки [Портнова, 2008].

Выделяют [Реан, 1995] четыре основных составляющих личностной зрелости: ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление.

Таким образом, литературные данные свидетельствуют, что личностная зрелость представляет собой сложное образование, включающее в себя такие качества, как ответственность, эмоциональная зрелость, самоконтроль поведения, самостоятельность, креативность, эмпатий-ность, терпимость, уверенность в себе, естественность, рефлексивность [Калинина, 2010].

В литературе представлены отдельные факты, касающиеся возрастных, половых, дифференциально-психологических проявлений зрелой личности. Эти факты разрознены и не рассмотрены в единой системе знаний. Необходима целостность в исследовании компонентов, признаков, маркеров, критериев зрелости - когнитивного, эмоционального, волевого, мотивационного и динамического в их взаимосвязи [Портнова, 2008].

В связи с отсутствием специального теста, позволяющего оценить параметры личностной зрелости, целью нашего исследования явилась разработка и стандартизация методики диагностики личностной зрелости.

Материал и методы исследования

На основе литературных данных, нами выделены 5 базовых показателей (маркеров), составляющих личностную зрелость индивида: ответственность, терпимость, самоактуализация (саморазвитие), позитивное мышление и самостоятельность, на которые мы опирались при разработке методики диагностики и определения уровня развития личностной зрелости.

Ответственность - является одним из базовых показателей зрелости личности [Слободчи-ков, 1995]. В психологии личности распространена концепция двух типов ответственности, которая возникла в русле направления, известного как психология каузальной атрибуции [Крылов, 2005]. Ответственность первого типа заключается в способности личности признавать свою ответственность за все происходящее с ней в жизни. Ответственность второго типа возникает, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию (экстернальный локус контроля). Таким образом наличие ответственности первого типа позволяет говорить о личностной зрелости индивида, в то время как ответственность второго типа, напротив, свидетельствует о личностной незрелости.

Терпимость также представлена двумя видами [Реан, 1995]: сенсуальной терпимостью личности и диспозиционной терпимостью. Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. В основе диспозиционной терпимо-

сти, обеспечивающей терпимость личности при социальных взаимодействиях, стоят установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя [Николаева, 2010].

Самоактуализация (саморазвитие) (от лат.: actualis - деятельный) - основополагающая составляющая зрелой личности [Маслоу, 1997]. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации - показатель личностной зрелости и одновременно условие ее достижения. С выраженным стремлением к саморазвитию связаны также профессиональные успехи [Николаева, 2010]. В развитии индивида, после удовлетворения его базовых потребностей (физиологических, в безопасности, в принадлежности, в уважении), возникает возможность выхода на новый уровень развития, на уровень самоактуализации. Для самоактуализирующейся личности свойственны следующие качества [Маслоу, 1997] : более эффективное восприятие реальности; приятие себя, других и природы; непосредственность, простота и естественность; центрированность на проблеме; независимость - потребность в уединении; автономия - независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия; вершинные, или мистические переживания; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократичный характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность и сопротивление окультуриванию.

Позитивное мышление - вид мыслительной деятельности, позволяющий индивиду при решении абсолютно всех жизненно важных вопросов и задач видеть в основном достоинства, успехи, удачи, жизненный опыт, возможности, собственные желания, и ресурсы их осуществления, а не недостатки, неуспех, препятствия [Пил, 2012]. Это высказывания и мышление, основанное на описании событий или процессов в позитивном ключе.

Самостоятельность. Согласно «Толковому словарю русского языка» Ожегова [2007] и «Новому словарю русского языка» Ефремовой [2001], самостоятельный - существующий отдельно от других, не находящийся в подчинении, в зависимости, независимый. Решительный, обладающий собственной инициативой, способный к независимым действиям, суждениям. Независимый - не находящийся в чьем-либо подчинении, власти, обусловленной чужой волей, или обстоятельствами.

На каждую шкалу разработанной нами методики приходится по 10 вопросов (6 - прямых и 4 - обратных), охватывающих весь диапазон составляющих каждого параметра. Таким образом, весь опросник включает в себя 50 вопросов. На каждый вопрос предлагается 4 варианта ответа: «никогда», «редко», «часто», «всегда», каждый из которых оценивается соответствующим количеством баллов (табл. 2). В результате тестирования можно будет оценить как общий уровень личностной зрелости, так и каждый составляющий ее параметр в отдельности (табл. 3). Получение результата проводится путем суммирования баллов за каждый вопрос (табл. 4).

Ниже приводится разработанный нами текст опросника (табл. 1).

Инструкция. Прочитайте внимательно каждый вопрос и отметьте 0 в регистрационном бланке тот ответ, который в наибольшей степени характеризует Вас и Ваше поведение. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных и неправильных ответов не существует.

Таблица 1 Table. 1

Текст опросника The text of the questionnaire

№ п/п Вопросы Никогда Редко Часто Всегда

1 Читаете ли Вы художественную литературу?

2 Легко ли Вам признать свою неправоту?

3 Готовы ли Вы отвечать за каждое принятое Вами решение и совершенные поступки?

4 Можно ли сказать, что «творчество - не Ваш конек»?

5 Стараетесь ли Вы во всем находить положительные моменты?

6 Пренебрегаете ли Вы мелочами, если это не влияет на результат?

7 Готовы ли Вы учиться у других?

8 Бывает ли у Вас «дурное предчувствие»?

9 В споре Вы стараетесь не обидеть своего оппонента?

10 Нравится ли Вам работать в одиночку?

11 Стремитесь ли Вы быть надежным человеком в глазах окружающих?

12 Положительно ли Вы оцениваете свои ближайшие перспективы?

13 Бывает ли Вам скучно и Вы не знаете, чем себя занять?

Окончание таблицы 1

14 Как часто Вы полагаетесь на себя, собственные силы и возможности?

15 Вы легко и безболезненно переносите критику в свой адрес?

16 Кажется ли Вам, что в Вашей жизни гораздо больше трудностей, чем у Ваших знакомых?

17 Бываете ли Вы ленивы?

18 Руководствуетесь ли Вы личными интересами в принятии решений?

19 Следите ли Вы за модой?

20 Вы занимаетесь спортом?

21 Уверенно ли Вы идете в новый день навстречу новым задачам и возможностям?

22 Обходитесь ли Вы без советов и поддержки со стороны?

23 Легко ли Вам справиться с работой, где есть необходимости принимать ответственные решения?

24 Бывает, что Вы осуждаете людей, поведение, слова, внешний вид которых Вам не по нраву?

25 Разделяете ли Вы людей на «хороших» и «плохих»?

26 Вы довольно консервативны и тяжело отказываетесь от привычек?

27 Вы легко соглашаетесь с мнением окружающих?

28 Выслушиваете ли Вы до конца своего собеседника?

29 Нарушаете ли Вы данное слово?

30 Ваши собственные чувства открыты и понятны для Вас?

31 Поступаете ли Вы так, как хотят родители, старшие или авторитетные лица?

32 Изучаете ли Вы инициативно иностранный язык, посещаете кружки?

33 Воплощаете ли Вы в жизнь принятые Вами решения, намеченные планы?

34 Спокойно ли Вы относитесь к представителям сексуальных меньшинств?

35 Подражаете ли Вы кому-либо авторитетному для Вас?

36 Доводите ли Вы до конца начатое дело?

37 Легко ли Вас вывести из себя?

38 Стремитесь ли Вы быть в чем-то непохожим на других, выделиться из толпы?

39 Охотно ли Вы знакомитесь с новыми людьми?

40 Вызывают ли у Вас воспоминания о прошлом приятные эмоции?

41 Обращаете ли Вы внимание на недостатки в окружающем Вас мире, себе и других людях?

42 Соблюдаете ли Вы установленные правила?

43 Можно ли назвать Вашу повседневную жизнь «серыми буднями»?

44 Будете ли Вы отстаивать свою точку во что бы то ни стало?

45 Бывает, что Вы не успеваете сделать все, что обещали?

46 Удается ли Вам не падать духом, когда Вас постигают личные несчастья и неудачи?

47 Чувствуете ли Вы себя творцом своей судьбы?

48 Стараетесь ли Вы пробовать себя в чем-то новом?

49 Присуще ли Вам чувство сострадания, симпатии и любви к окружающим Вас людям?

50 Готовы ли Вы пожертвовать личным временем, чтобы сдержать обещание?

Таблица 2 Table. 2

Шкала оценки вопросов Scale of assessment questions

Вопрос Никогда Редко Часто Всегда

Прямой 0 1 2 3

Обратный 3 2 1 0

Таблица 3 Table. 3

Ключ для оценки отдельных параметров The key is for assessing the individual parameters

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Параметр Вопрос

Прямой Обратный

1 Ответственность 3, 11, 23, 36, 42, 50 6, 17, 29, 45

2 Терпимость 2, 9, 15, 28, 34, 49 18, 24, 37, 44

3 Саморазвитие 1, 7, 20, 32, 39, 48 4, 13, 26, 43

4 Позитивное мышление 5, 12, 21, 30, 40, 46 8, 16, 25, 41

5 Самостоятельность 10, 14, 22, 33, 38, 47 19, 27, 31, 35

Таблица 4 Table. 4

Оценка результатов исследования Assessment of study results

Уровень Отдельный параметр (баллы) Личностная зрелость (баллы)

Высокий 21-30 101-150

Средний 11-20 51-100

Низкий 0-10 0-50

Результаты

Для стандартизации методики нами было обследовано 150 студентов старших курсов Медицинского института. Проверка теста при помощи а-Кронбаха показала высокую внутреннюю согласованность (0.8). Повторное тестирование через 2 месяца (ретестовая надежность) показало высокие корреляционные (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) связи по всем шкалам (табл. 5).

Таблица 5 Table. 5

Итоги корреляционного анализа результатов первого и повторного тестирования The results of correlation analysis of the first-test and retesting

№ п/п Шкалы r Р=

1 Ответственность Ответственность 0.758 0.000000

2 Терпимость Терпимость 0.766 0.000000

3 Саморазвитие Саморазвитие 0.920 0.000000

4 Позитивное мышление Позитивное мышление 0.832 0.000000

5 Самостоятельность Самостоятельность 0.854 0.000000

Выводы

Таким образом, разработанный нами тест для определения уровня личностной зрелости, показал высокую воспроизводимость и надежность. Методика может применяться в клинической медико-психологической практике и при решении вопросов профессионального отбора.

Список литературы References

Ананьев В.А. 2006. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб., Речь, 384.

Anan'ev V.A. 2006. Osnovy psihologii zdorov'ja. Kniga 1. Konceptual'nye osnovy psihologii zdorov'ja. [Osno-vy psihologii zdorov'ja. Kniga 1. Konceptual'nye osnovy psihologii zdorov'ja] - SPb., Rech', 384. (in Russian)

Асмолов А.Г. 2002. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., Смысл,

416.

Asmolov A.G. 2002. Psihologija lichnosti: Principy obshhepsihologicheskogo analiza. [Personality Psychology: Principles of general psychological analysis] M., Smysl, 416. (in Russian)

Божович Л.И. 2001. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. Воронеж, НПО «МОДЕК», 351.

Bozhovich L.I. 2001. Problemy formirovanija lichnosti: Izbrannye psihologicheskie trudy. [Issues of formation of personality: Selected psychological works] Voronezh, NPO «MODEK», 351. (in Russian)

Горбунова О.В. 2013. Социальная зрелость и черты характера личности. Самарский научный вестник,

4: 54-57-

Gorbunova O.V. 2013. Social'naja zrelost' i cherty haraktera lichnosti. [Social maturity and personality traits] Samarskij nauchnyj vestnik, 4: 54-57. (in Russian)

Ефремова Т.Ф. 2001. Новый словарь русского языка: толково-словообразовательный. М., Русский язык. Т. 1-2.

Efremova T.F. 2001. Novyj slovar' russkogo jazyka: tolkovo-slovoobrazovatel'nyj. [New Dictionary of the Russian language: sensibly-derivation] M., Russkij jazyk. T. 1-2. (in Russian)

Журавлев А.Л. 2007. Социально-психологическая зрелость: обоснование понятия. Психологический журнал, 28 (2): 44-54.

Zhuravlev A.L. 2007. Social'no-psihologicheskaja zrelost': obosnovanie ponjatija. [Socio-psychological maturity: the justification of the concept] Psihologicheskij zhurnal, 28 (2): 44-54. (in Russian)

Зейгарник Б.В. 1998. Психология личности: норма и патология. М.; Воронеж, МОДЭК, 347. Zejgarnik B.V. 1998. Psihologija lichnosti: norma i patologija. [Personality Psychology: norm and pathology] M.; Voronezh, MODJeK, 347. (in Russian)

Калинина Р.Р. 2010. Проблема личностной зрелости в педагогической деятельности. Вестник Псковского государственного университета, 11: 70-78.

Kalinina R.R. 2010. Problema lichnostnoj zrelosti v pedagogicheskoj dejatel'nosti. [The problem of personal maturity in pedagogical activity] Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta, 11: 70-78. (in Russian)

Ковалевская Е.В. 2013. Диагностика личностной зрелости у студентов педагогических специальностей. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 19 (3): 48-51.

Kovalevskaja E.V. 2013. Diagnostika lichnostnoj zrelosti u studentov pedagogicheskih special'nostej. [Diagnosis of personal maturity in students of pedagogical specialties] Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universi-teta im. N.A. Nekrasova, 19 (3): 48-51. (in Russian

Крылов А.А. 2005. Психология. М.: Проспект, 584.

Krylov A.A. 2005. Psihologija. [Psychology] M.: Prospekt, 584. (in Russian)

Маслов А.Г. 1997. Дальние пределы человеческой психики. Пер. с англ. М., Евразия, 430. (Maslow, A.H. The farther reaches of human nature. New York, Arkana, 1993, 407).

Maslov A.G. 1997. Dal'nie predely chelovecheskoj psihiki. Per. s angl. M., Evrazija, 430. [The farther reaches of human nature] (Maslow, A.H. The farther reaches of human nature. New York, Arkana, 1993, 407). (in Russian)

Николаева С.П. 2010. Личностная зрелость как социально-психологический феномен. URL: http://www.sspi.ru/?dir=_nau&sub=incon_2&page=spp_16 (4 октября 2016).

Nikolaeva S.P. 2010. Lichnostnaja zrelost' kak social'no-psihologicheskij fenomen. [Personal maturity as social and psychological phenomenon] URL: http://www.sspi.ru/?dir=_nau&sub=incon_2&page=spp_16 (4 oktjabrja 2016). (in Russian)

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. 2007. Толковый словарь русского языка. М., А ТЕМП, 941. Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. 2007. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka. [Dictionary of Russian language] M., A TEMP, 941. (in Russian)

Пил Н.В. 2012. Сила позитивного мышления. М., Поппури, 336.

Pil N.V. 2012. Sila pozitivnogo myshlenija. [The power of positive thinking] M., Poppuri, 336. (in Russian) Портнова А.Г. 2008. Личностная зрелость: подходы к определению. Сибирский психологический журнал. 27: 37-41.

Portnova A.G. 2008. Lichnostnaja zrelost': podhody k opredeleniju. [Personal maturity. Approaches to determining] Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 27: 37-41. (in Russian)

Реан А.А. 1995. Личностная зрелость и социальная практика. В кн.: Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. СПб., С.-Петерб. гос. ун-т: 34-40.

Rean A.A. 1995. Lichnostnaja zrelost' i social'naja praktika. [Theoretical and practical questions of psychology] V kn.: Teoreticheskie i prikladnye voprosy psihologii. Vyp. 1. SPb., S.-Peterb. gos. un-t: 34-40. (in Russian)

Слободчиков В.И., Исаев Е.С. 1995. Психология человека: Введение в психологию субъектности.: Уч. пособие. М., 48.

Slobodchikov V.I., Isaev E.S. 1995. Psihologija cheloveka: Vvedenie v psihologiju sub"ektnosti. [Human Psychology: An Introduction to the psychology of subjectivity]: Uch. posobie. M., 48. (in Russian)

Шляпникова И.А. 2010. Взаимосвязь эго-идентичности и личностной зрелости. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 26.

Shljapnikova I.A. 2010. Vzaimosvjaz' jego-identichnosti i lichnostnoj zrelosti. [The relationship of the ego-identity and personal maturity] Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Cheljabinsk, 26. (in Russian)

Эриксон Э.Г. 1996. Детство и общество. Пер. с англ. СПб., Ленато, 589. (Erikson E.H. 1951. Childhood and society. London, Imago, 397).

Jerikson Je.G. 1996. Detstvo i obshhestvo. [Childhood and society] Per. s angl. SPb., Lenato, 589. (Erikson E.H. 1951. Childhood and society. London, Imago, 397). (in Russian)

Allport G.W. 1961. Pattern and growth in personality. New York, Holt, Rinehart and Winston, 593. Esser, G. Fritz, A. Schmidt, M. H. 1991. Die Beurteilung der sittlichen Reife Heranwachsender im Sinne des Paragr. 105 JGG - Versuch einer Operationalisierung. In: Monatsschrift fur Kriminologie und Strafrechtsreform, 74 (6): 356-368.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.