Научная статья на тему 'МЕТОДИКА БАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ СЕТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТОВ'

МЕТОДИКА БАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ СЕТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / качество / электроинструмент / товаропроводящая сеть / competitiveness / quality / power tools / distribution network

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Максим Михайлович, Козловский Владимир Николаевич

В статье представлены результаты решения научно-технической задачи по разработке методики бальной оценки качества деятельности товаропроводящей сети производителя электроинструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR SCORE ASSESSMENT OF THE QUALITY OF ACTIVITY OF THE PRODUCT DISTRIBUTION NETWORK OF A POWER TOOL MANUFACTURER

The article presents the results of solving a scientific and technical problem of developing a methodology for assessing the quality of activity of the distribution network of a manufacturer of power tools.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА БАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ СЕТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТОВ»

УДК 005.6

МЕТОДИКА БАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ СЕТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТОВ

© 2023 М.М. Васильев, В.Н. Козловский

Самарский государственный технический университет, г. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 14.11.2023

В статье представлены результаты решения научно-технической задачи по разработке методики бальной оценки качества деятельности товаропроводящей сети производителя электроинструментов. Ключевые слова: конкурентоспособность, качество, электроинструмент, товаропроводящая сеть. Б01: 10.37313/1990-5378-2023-25-6-32-42 ЕБ№ ЮМУИМ

Бальная оценка удовлетворенности и лояльности потребителей электроинструмента - комплексный показатель включающий в себя три единичных бальных показателя второго уровня: бальная оценка удовлетворенности потребителей качеством продукции D11; бальная оценка лояльности потребителей к марке производителя электроинструмента D12; бальная оценка лояльности продавца к торговой марке производителя электроинструмента.

На рисунке 1 представлена графическая интерпретация связей действующих внутри комплексного показателя бальной оценки удовлетворенности и лояльности потребителей электроинструмента.

Бальная оценка D11 получается путем перевода единичного показателя Р11 отражающего приведенный уровень удовлетворенности потребителей качеством электроинструмента производителя, который определяется на основе опросов клиентов приобретающих электроинструмент. Р11 рассчитывается по формуле: ТУп

^^ опрос

Nn

(1)

струмента, в отличие от рассмотренных работ по автомобильной промышленности, которые составляют базу исследования, применяется впервые. D12 получается путем перевода в бальную оценку показателя лояльности потребителей к марке производителя электроинструмента Р12, который в свою очередь получается по формуле:

, (2)

P =

Nn„

где P11 - приведенная оценка уровня удовлетворенности потребителей качеством электроинструментов; ^Уи с - сумма баллов оценки (от 1 до 10) удовлетворенности потребителей качеством электроинструментов по каждой опросной анкете (по результатам опросов), Nnonpoc - общее количество опросных анкет.

При переводе приведенной оценки уровня удовлетворенности потребителей качеством электроинструментов применяется стратегия «чем больше, тем лучше».

Бальная оценка лояльности конечных потребителей к марке производителя электроин-Васильев Максим Михайлович, аспирант. E-mail: [email protected]

Козловский Владимир Николаевич, доктор технических наук, профессор. E-mail: [email protected]

где Р12 - приведенный показатель отражающий уровень лояльности конечных потребителей к марке производителя электроинструмента; Лпопр - число потребителей ответивших положительно на вопрос, связанный с повторной покупкой электроинструмента того же производителя (по результатам опросов).

Стоит отметить, что в отличие от выделенных выше базовых научных работ, в представляемой методике, для ряда факторов оцениваемых ограниченной оценкой (да/нет, 0/1), предлагается использовать не только два варианта однозначной положительной или отрицательной оценки, но и предлагается третий вариант - нейтральную оценку. В этом случае нижняя оценка - «1» отражает худшую оценку лояльности при анкетировании потребителей, «2» - нейтральная оценка; «3» - высокая оценка лояльности потребителей к марке производителя электроинструмента.

Применение шкалы оценки состоящей из трех возможных вариантов, создает некоторые дополнительные возможности в отличие от предложенных в работах [1, 2]. Так, в заключительном разделе диссертации [2] проведена апробация системы оценки качества деятельности предприятий фирменной сети автомобильного сервиса, в рамках которой установлено, что применение односложных оценок, укладывающихся в алгоритм «да/нет» создает сложность и неоднозначность при проведении мероприятий по оценке деятельности фирменной сети. И в качестве одного из выводов по

Бальная оценка удовлетворенности качеством и лояльности потребителей В1

Коэффициент весомости бальной

оценки удовлетворенности потребителей качеством продукции аи

Бальная оценка удовлетворенности потребителей качеством продукции

Бп

Коэффициент весомости бальной оценки лояльности потребителей к марке производителя

а12

Бальная оценка лояльности потребителей к марке производителя

Б12

Стратегия «чем больше, тем лучше»

Фактическое значение показателя (х)

Коэффциент удовлетворенности потребителей качеством продукции

Р11

Коэффциент лояльности потребителей к марке производителя

Р12

Коэффициент весомости бальной

оценки лояльности продавца к марке производителя

а1з

Бальная оценка лояльности продавца к марке производителя

Коэффициент лояльности продавца к марке производителя Р13

Рисунок 1 - Графическая интерпретация связей действующих внутри комплексной бальной оценки удовлетворенности и лояльности потребителей электроинструмента

работе, сказано, что требуется усовершенствовать некоторые шкалы оценок для обеспечения получения более сглаженных переходов в моделях определяющих связи между показателями. Это требуется для повышения уровня достоверности оценки, на границах модели, где возможен резкий переход из одного состояния в другое.

При переводе приведенной оценки лояльности потребителей к марке производителя электроинструмента применяется стратегия «чем больше, тем лучше».

Бальная оценка лояльности продавца к марке производителя Б13 получается путем перевода в бальную оценку показателя Р\ъ отражающего приведенный уровень лояльности /-го торгового предприятия к марке производителя электроинструмента, который в свою очередь

рассчитывается на основе данных полученных в ходе инспекционных проверок продавцов электроинструментов по методике «тайные покупатели». Р113 - рассчитывается по формуле:

Р1и =

У Лпр1

тайнпокуп

К

(3)

инспектайн покуп

где Рг 13 - приведенный уровень лояльности торгового предприятия к марке производителя электроинструмента; Лпр1 тайнпокуп — число продавцов рекомендовавших приобрести электроинструмент производителя (по результатам проверки по методике «тайные покупатели); К инспектайн покуп — число проверок /-го специализированного магазина (продавцов) по методу тайных покупателей.

Также как и в случае оценки лояльности конечных потребителей, в рамках методики предлагается шкала оценки, предусматривающая три возможных варианта: отрицательный; нейтральный; положительный.

При переводе приведенного показателя уровня лояльности торговых предприятий к марке производителя электроинструмента применяется стратегия «чем больше, тем лучше».

Часть показателей, отражающих оценку соответствия продавца корпоративным требованиям производителя электроинструментов, позаимствуем из работ составляющих базу научного исследования. Это работы [1, 2]. При этом с учетом отраслевой специфики проведем модернизацию показателей, а также с учетом того, что разрабатываемая методика направлена на оценку качества товаропроводящей сети, в работе сконцентрируем внимание на аспектах отражающих качество продаж, рекламного обеспечения, квалификации персонала, и применим в методике один из экономических показателей отражающий текущую ликвидность торгового предприятия. Также учитываем, что квалификация персонала, в отличие от практики автомобильной промышленности (разрядная сетка по специалистам осуществляющим ремонт и обслуживание автомобильной техники), может быть оценена на основе внедрения внутренней корпоративной системы производителя электроинструментов предусматривающей разделение квалификации персонала торговых предприятий по разрядным сеткам в зависимости от индивидуальных результатов работы, уровня образования и обучения, в соответствии с принятыми в головной производственной организации требованиями.

Бальная оценка соответствия продавца корпоративным требованиям производителя электроинструмента - комплексный показатель, получаемый сверткой пяти единичных бальных оценок отражающих: соответствие стандартам и требованиям торговых мощностей, оборудования, видов услуг и фирменного стиля торговых предприятий Ю21; уровня качества обслуживания потребителей при продаже электроинструмента Б22; текущей ликвидности торгового предприятия Ю23; рекомендованного объема реализации электроинструмента производителя Б24; поддержания торговым предприятиям рекомендованного уровня затрат на рекламу Ю25; уровень квалификации персонала торгового предприятия Б26.

На рисунке 2 представлена графическая интерпретация связей действующих внутри комплексного показателя бальной оценки соответствия продавца корпоративным требованиям производителя электроинструмента.

Бальная оценка соответствия стандартам и требованиям торговых мощностей, оборудования, видов услуг и фирменного стиля торговых

предприятий Б21 получается путем перевода единичного показателя Р' 21, отражающего приведенный уровень оценки соответствия торгового предприятия стандартам и требованиям производителя электроинструмента как отношение количества выполненных пунктов контрольного перечня вопросов производителя К (1) к общему количеству пунктов К :

Р' 21 =

К'

(1)

К'

(4)

где Р 21 - приведенный уровень оценки соответствия торгового предприятия стандартам и требованиям производителя электроинструмента; К (1) - количество выполненных пунктов контрольного перечня вопросов производителя электроинструмента (КПВ), К - общее количество пунктов КПВ.

При переводе приведенной оценки соответствия стандартам и требованиям торговых мощностей, оборудования, видов услуг и фирменного стиля торговых предприятий применяется стратегия «чем больше, тем лучше».

Бальная оценка уровня обслуживания потребителей при продаже электроинструмента Б22 получается путем перевода в бальную оценку показателя отражающего единичную оценку уровня качества обслуживания потребителей при продаже электроинструмента Р122 . Базой определения показателя Р122 являются результаты анкетирования потребителей совершивших покупку электроинструмента производителя на г-м торговом предприятии. Расчет показателя Р22 осуществляется по формуле:

X *

Р'22 =-

N

анкОС

анкОС

(5)

где, * анкос - оценка удовлетворенности потребителей качеством обслуживания в магазине (от 1 до 10 баллов) при покупке электроинструмента (по результатам заполнения анкет обратной связи); N анкос - количество обработанных \ анкет обратной связи по каждому г-му предприятию за учетный период.

При переводе приведенной оценки уровня качества обслуживания потребителей при продаже электроинструмента, применяется стратегия «чем больше, тем лучше».

Бальная оценка текущей ликвидности торгового предприятия по продаже электроинструмента производителя Б23, получается путем перевода в бальную оценку показателя отражающего текущую ликвидность торгового предприятия Р' 23. Расчет показателя отражающего текущую ликвидность торгового предприятия Р' 23 проводится по формуле:

Р' 23 = ^, (6)

г1

21 2

Бальная оценка соответствия продавца корпоративным требованиям производителя электроинструмента В2

Коэффициент весомости бальной соответствия продавца корпоративным требованиям производителя электроинструментов

Коэффициент весомости бальной оценки уровня обслуживания потребителей при продаже электроинструментов

Коэффициент весомости бальной оценки уровня текущей ликвидности продавца электроинструментов

Коэффициент весомости бальной оценки исполнения рекомендованного объема реализацод электроинструмента производителя

Коэффициент весомости бальной

оценки уровня поддержания затрат на рекламу производителя электроинструмента

Коэффициент весомости бальной оценки уровня квалификации продавца электроинструмента

Бальная оценка соответствия

продавца корпоративным требованиям производителя электроинструментов

В21

Т.

Бальная оценка уровня обслуживания потребителей при продаже электроинструментов

Ы О!

Бальная оценка текущей ликвидности продавца электроинструментов

023

X

Бальная оценка исполнения рекомендованного объема реализации электроинструмента производителя

В24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бальная оценка уровня поддержания затрат на рекламу производителя электроинструмента

Бальная оценка уровня квалификации продавца электроинструмента

В26

Стратегия «чем больше, тем лучше»

110 100

| 80 | 70 5 60 | 50 п 40 5 зо 1 20 /

/

/

Фактически значение показателя (х|

У = н К ; , При 0 < Л- < л/2 |х| 0, при х >

Коэффициент соответствия продавца корпоративным требованиям производителя электроинструментов

Р21

Коэффициент уровня обслуживания потребителей при продаже электроинструментов

Р22

Коэффициент текущей ликвидности продавца электроинструментов

Р23

Коэффициент исполнения рекомендованного объема реализации электроинструмента производителя

Р24

Коэффициент уровня поддержания затрат на рекламу производителя электроинструмента

Р25

Коэффициент уровня квалификации продавца электроинструмента

Р26

Рисунок 2 - Графическая интерпретация связей действующих внутри комплексной бальной оценки соответствия продавца корпоративным требованиям производителя электроинструмента

I £ с ж о о

3 чз о

О)

ж с

О)

с

с ж о

05 О)

си

О)

ж с

О)

где Р' 23 - показатель ликвидности торгового предприятия; 2121_1 - оборотные активы, принимаемые в расчет при оценке структуры баланса г-го торгового предприятия, состоящие из запасов, НДС по приобретенным ценностям, дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев, краткосрочных финансовых вложений и денежных средств, 2*212 краткосрочные долговые обязательства 1-го торгового предприятия (итог раздела баланса «Краткосрочные обязательства» за вычетом показателей «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов».

При переводе показателя ликвидности торгового предприятия в бальную оценку, применяется стратегия «чем больше, тем лучше».

Бальная оценка поддержания (исполнения) рекомендованного объема реализации электроинструмента производителя Б24, получается путем перевода в бальную оценку показателя отражающего оценку поддержания рекомендованного объема продажи г-м торговым предприятием электроинструмента производителя Р1 24. Расчет показателя Р124 осуществляется по формуле:

7 факт

, (7)

Р 24 =■

При переводе показателя отражающего оценку поддержания торговым предприятием рекомендованного уровня затрат на рекламу в баллы, применяется стратегия «чем больше, тем лучше».

Бальная оценка уровня квалификации персонала Б26. Показатель уровня квалификация персонала Б26 получается путем перевода показателя Р'26 отражающего уровень квалификации персонала работающего в торговом предприятии по продаже электроинструмента производителя.

Элементарный показатель уровня средней квалификации персонала Р'26 определяется по результатам аудитов, постоянной работы с торговым предприятием или по специальному запросу о квалификации персонала как среднее арифметическое разрядов персонала, в зависимости от уровня подготовки и повышения квалификации, непосредственно занимающегося работой с потребителями при продаже электроинструмента.

1 "

Р26 =— ^ Кразрс , (9)

п

с=1

71

план

где 7факт - фактический уровень (количество) продаж электроинструмента производителя в отчетный период на г-м торговом предприятии;

71 план - плановый уровень (количество) продаж электроинструмента в отчетный период, на г-м торговом предприятии.

При переводе показателя оценки поддержания (исполнения) рекомендованного объема реализации электроинструмента в баллы, применяется стратегия «чем больше, тем лучше».

Бальная оценка поддержания торговым предприятием рекомендованного уровня затрат на рекламу Б25 получается путем перевода в бальную оценку приведенного показателя отражающего оценку поддержания торговым предприятием рекомендованного уровня затрат на рекламу Р125. Показатель Р125 оценивает поддержание рекомендованного уровня затрат на рекламу на уровне, рекомендованном производителем электроинструмента. Значение целевого показателя Р125 для г-го торгового предприятия равно 1% от объема реализации электроинструментов в денежном выражении.

Расчет показателя Р25 проводится по формуле: 7г

Р1 - = 77^ , (8)

7 общ

где 7рек - сумма затрат на рекламу г-го торгового предприятия; 7общ - объем реализации продукции производителя в денежном выражении на г-м торговом предприятии.

где Р26 - показатель уровня средней квалификации персонала; К'разрс - показатель разряда с - го специалиста работающего с потребителями на г-м торговом предприятии, п - число специалистов торгового предприятия работающих с потребителями.

Средняя квалификация персонала в торговых предприятиях, используемая для перевода фактических значений показателя в баллы, определяется как среднее арифметическое разрядов персонала, непосредственно осуществляющего продажи и обслуживание потребителей.

Квалификация персонала переводится в баллы по возрастающей шкале при этом то есть в соответствии со стратегией «чем больше, тем лучше».

Бальная оценка качества электроинструмента Б3 представляет собой комплексную оценку включающую в себя два бальных показателя: уровень дефектности электроинструмента выявленный в торговом предприятии при приемке, продаже, а также в первые 14 дней эксплуатации потребителем Б31; стабильность уровня дефектности электроинструмента выявляемый в процессе приемки, продажи, а также в первые 14 дней эксплуатации потребителем. Связи, действующие внутри комплексного бального показателя Б3, графически представлены в виде схемы (рисунок 3).

Показатель бальной оценки отражающий уровень дефектности электроинструмента выявленный в процессе приемки, продажи, а также в первые 14 дней эксплуатации потребителем Б31 получается из элементарного показателя

Бальная оценка качества электроинструмента

1)3 п

"31 X ^

¿=1

Коэффициент весомости бальной оценки уровня дефектности электроинструмента

аз1

Коэффициент весомости бальной оценки стабильности дефектности электроинструмента

а12

Л к > к

Бальная оценка уровня дефектности электроинструмента Б31 Бальная оценка стабильности дефектности электроинструмента Р32

Стратегия «чем меньше, тем лучше»

Коэффициент уровня дефектности электроинструмента

Р31

Стратегия «чем меньше, тем лучше»

100 1 > 90

¡5 80 | 70

\

Ч

1 50" 5 40 к

N

10

0 Л Фактическо е значение показат епя(х)

Коэффициент стабильности дефектности электроинструмента

Р 32

Рисунок 3 - Графическая интерпретация связей действующих внутри комплексной бальной оценки качества электроинструмента

Р3\ ] путем перевода в бальную оценку. В отличие от используемого в работах по автомобильной промышленности, упрощаем показатель исходя из того что учет наличия отдельных систем электроинструмента (механической, электротехнической), в данном случае не рационален. Причиной этого является то, что в пределах торгового предприятия не проводится

экспертная оценка причин дефектов сложной техники. Такая диагностика реализуется после возврата электроинструмента на предприятие изготовитель. Элементарный показатель Р^. определяется как уровень дефектности, зарегистрированный на 1-м предприятии по ;-й товарной группе электроинструмента при приемке от производителя, продаже потребителю, а также

по данным отражающим возврат электроинструмента от потребителя в первые 14 дней эксплуатации:

РВ

Ру =~АТ , (10)

где РВ^ - количество проявлений дефектов в электроинструменте определенной товарной группы; Л\ - количество электроинструментов /'-ой товарной группы, зарекламированных в процессе приемки, продажи и в первые 14 дней эксплуатации.

Средняя дефектность электроинструмента при приемке продаже и в первые 14 дней эксплуатации для /-й товарной группы - й ] , используемая для перевода фактических значений показателя в баллы, определяется по формуле:

РБ

> (11)

где РБ1 - количество проявлений дефектов в электроинструменте /-й товарной группы на всех торговых предприятиях, за отчетный период (месяц, квартал); А 1 - количество электроинструментов /-й товарной группы, зареклами-рованных на всех предприятиях торговой сети.

Дефектность Б31 переводится в баллы по убывающей шкале при этом х принимается равным

й] и минимальная дефектность одного зарекла-мированного изделия равна 1, т.е. х100 = 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель бальной оценки стабильности дефектности электроинструмента выявляемый в процессе приемки, продажи и в первые 14 дней эксплуатации потребителем Б32, рассчитывается с использованием регрессионного анализа данных о дефектах электроинструмента, фиксируемых торговыми предприятиями. Б32 рассчитывается на основе перевода в количественную бальную оценку элементарного показателя - представляющего собой количественную оценку уровня стабильности дефектов выявляемых в торговой сети и в первые 14 дней эксплуатации у конечного потребителя. } - рассчитывается по формуле:

зу )2

(12)

Стратегия используемая при переводе элементарного показателя Р'Ъ2] в количественную бальную оценку Б32 - соответствует стратегии «чем меньше, тем лучше), как это показано на рисунке 3.

Как было показано выше, в процессе обоснования задачи связанной с учетом показателей дефицита электроинструментов в торговой сети, в диссертации предлагается группа количественных показателей качества учитывающих соответствующую оценку. Комплексный показатель бальной оценки отражающий уровень дефицита электроинструмента в торговых точках предприятия производителя Б4, как было показано ранее, представляет собой важный индикатор отражающий оценку качества обеспечения торговых предприятий электроинструментов производителя по всем товарным группам. Бальная оценка Б4 включает в себя показатели второго уровня: бальную оценку отражающую наличие электроинструмента производителя по товарным группам в торговых предприятиях сети Б41; бальную оценку отражающую уровень потребительского дефицита электроинструмента производителя в торговых предприятиях сети Б42.

Графическая интерпретация действующих внутри комплексного бального показателя Б4 связей, представлена на рисунке 4.

Количественная бальная оценка отражающая уровень наличия электроинструмента производителя на по всем товарным группам в торговых предприятиях Б41 определяется путем перевода в бальную оценку элементарного показателя отражающего фактический уровень обеспеченности г - го торгового предприятия Р'41 ^ по номенклатуре всех /-х товарных групп электроинструмента производителя по отношению к установленному нормативному значению и определяется по формуле:

Е К

^ 1 (13)

Р' =

Е Норм!1 1

где Р'411 - оценка уровня обеспеченности г - го торгового предприятия по номенклатуре всех /-х товарных групп электроинструмента производителя; К1 - обеспеченность г - го торгового предприятия по номенклатуре всех /-х товарных групп электроинструмента производителя в отчетный период (по данным специализированной информационной системы); Норм11 - нормативный, установленный производителем уровень обеспеченности г - го торгового предприятия по номенклатуре всех /-х товарных групп электроинструмента производителя в отчетный период.

При переводе показателя Р^! в количественную бальную оценку Ю41, используется стратегия «чем больше, тем лучше».

где, й] и й] - средняя дефектность электроинструмента /-ой товарной группы на г-ом предприятии сети и на всех предприятиях торговой сети производителя, соответственно, за отчетный период (месяц, квартал); // - коэффициент регрессии (или наклона прямой) средней дефектности электроинструмента /-ой товарной группы на г-ом предприятии торговой сети.

Количественная бальная оценка, отражающая уровень потребительского дефицита электроинструмента производителя в торговых предприятиях сети Б42, получается на основе перевода в бальную оценку элементарного показателя Р'42}, который представляет собой количественную оценку отношения уровня неотработанных вовремя заказов потребителей Неотр^ на г-м торговом предприятии по /-й

товарной группе электроинструмента производителя при покупке к установленному допустимому нормативу Норм!1..

^ Неотр1]

Р'42] X Н°Рм2] '

(14)

где Р'42} - количественная оценка отражающая уровень отработанных вовремя заказов потре-

Бальная оценка уровня дефицита электроинструментов в торговых точках Б4

Од =

1 = 1

Коэффициент весомости бальной оценки уровня обеспечения наличия электроинструмента в торговых точках 041 Коэффициент весомости бальной оценки потребительского дефицита электроинструмента 042

> к * V

Бальная оценка уровня обеспечения наличия электроинструмента в торговых точках Э41 Бальная оценка потребительского дефицита электроинструмента Э42

Стратегия «отклонение от среднего»

110

5! 2 70 о ф 60 •

« 40 <и о

ш 10 0-

Л Фактическое знач« жие показателя (х)

Коэффициент обеспечения наличия электроинструмента

Р41

Стратегия «чем меньше, тем лучше»

100 <

в;

§ 70

о

Ф О

5 30 1 20 ш

0 Л Фактическо е значение показателя (х

Коэффициент потребительского дефицита электроинструмента

Р42

Рисунок 4 - Графическая интерпретация связей действующих внутри комплексной бальной оценки уровня дефицита электроинструмента в торговых точках производителя

бителей связанных с покупкой электроинструмента производителя на г-м торговом предприятии по /-й товарной группе; Неотр. - число вовремя неотработанных заказов потребителей на г-м торговом предприятии по /-й товарной группе электроинструмента производителя (по данным специализированной информационной системы); Норм!'. - допустимый норматив показателя, устанавливаемый производителем электроинструмента.

При переводе показателя Р' в количественную бальную оценку Б41, используется стратегия «чем меньше, тем лучше».

В отличие от предложенных в работе [3] комплексных показателей отражающих результативность производственной системы, считаем полезным применить схожие показатели для оценки результативности товаропроводящей сети производителя электроинструментов. Для этого необходимо провести модернизацию соответствующих показателей, с учитом специфических особенностей логистических процессов действующих в товаропроводящей сети производителя.

Комплексная бальная оценка результативности системы снабжения торговой сети производителя электроинструмента Б5, включает в себя корпоративные показатели отражающие результативность деятельности производителя на системном уровне организации снабжения торговых предприятий: бальная оценка достижения расчетного стандартного времени доставки электроинструмента от производителя на предприятия торговой сети Б51; бальная оценка достижения запланированного времени поставки электроинструмента от производителя на предприятия торговой сети Б52; бальная оценка достижения запланированной последовательности при поставке электроинструмента от производителя до предприятий торговой сети Б53; бальная оценка доли статистически управляемых процессов при доставке электроинструмента от производителя до предприятий торговой сети Ю54.

Графическая интерпретация действующих связей внутри комплексного показателя результативности системы снабжения торговой сети производителя электроинструмента, представлена на рисунке 5.

Бальная оценка достижения расчетного стандартного времени доставки электроинструмента от производителя на предприятия торговой сети Б51, получается путем перевода в баллы элементарного показателя отражающего оценку расчетного стандартного времени поставки электроинструмента производителя

до г-го предприятия торговой сети определяется по формуле:

где, - оценка расчетного стандартного

времени поставки электроинструмента производителя до г-го предприятия торговой сети;

7факт1 - фактическое время доставки электроинструмента до г-го предприятия торговой сети (по данным специализированной информационной системы); Т^ стаНд - расчетное стандартное время доставки электроинструмента производителя до г-го предприятия торговой сети.

При переводе показателя Р\ц в количественную бальную оценку Б51, используется стратегия «отклонение от среднего».

Бальная оценка достижения запланированного времени поставки электроинструмента от производителя на предприятия торговой сети Ю52, определяется путем перевода в бальную оценку показателя второго уровня Р152, отражающего оценку достижения запланированного времени доставки определенного количества электроинструмента до г-го предприятия торговой сети. Р52 определяется по формуле:

'52

Р=

(16)

^51 =

т 1

1 факт

т 1''

1 р.станд.

(15)

Ыобщ

где Ыд1 - число электроинструментов, которые достигли запланированного времени поставки на г-е предприятие торговой сети (по данным специализированной информационной системы); Nобщ1 - общее число электроинструментов, поставленных на г-е предприятие торговой сети (по данным специализированной информационной системы).

При переводе показателя Р\)2 в количественную бальную оценку Ю52, используется стратегия «чем больше, тем лучше».

Бальная оценка достижения запланированной последовательности при поставке электроинструмента от производителя до предприятий торговой сети Б53, определяется путем перевода в баллы показателя второго уровня отражающего оценку достижения запланированной последовательности, а также достижения запланированного времени при поставке электроинструмента производителя на г-е предприятие торговой сети Р^3. определяется по формуле: N6. послед1

?5з=-г- , (17)

Ыобщ1

где N3. послед1 - количество электроинструментов, которые достигли запланированной последовательности при поставке на г-е предприятие торговой сети (по данным специализированной информационной системы); N3. послед1 - общее число электроинструментов, поставленных на г-е предприятие торговой сети (по данным специализированной информационной системы).

Бальная оценка результативности системы снабжения торговой сети

Ds

Dk -

X De

Коэффициент весомости бальной оценки расчетного стандартного времени доставки электроинструмента

asi

Коэффициент весомости бальной оценки достижения запланированного времени доставки электроинструмента

Коэффициент весомости бальной оценки достижения запланированной по следовательно ст! при доставке электроинструмента

С153

Коэффициент весомости бальной оценки уровня статистически

управляемых процессов доставки электроинструмента

аи

Бальная оценка расчетного стандартного времени

обеспечения электроинструментом

Dsj

Бальная оценка достижения запланированного времени доставки электроинструмента

DS2

Бальная оценка достижения запланированной по следовательно ст! при доставке электроинструмента

053

Стратегия «отклонение от среднего»

_

5 -п

i 2 70 ш 60

| 50

о

J 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фа кти Ч.СКО ■ „т ■жа.ат еля(Х)

'-1 1100 - 0, ion х |С X при 1* |я - ;с| < X

X — *о|

Бальная оценка уровня статистически управляемых процессов доставки электроинструмента

D54

Стратегия «чем больше, пе»

110

—. qo

I ос

i 70

« 40 5 30

10

о «Раитическо е значение показателя (х)

У = 50— , при ) М [ 100, при 0 < х < 4Í2 |jc| х > л/2|я|

Коэффициент расчетного стандартного времени

обеспечения электроинструментом

Psi

Коэффициент достижения запланированного времени доставки электроинструмента

Р 52

Коэффициент достижения запланированной последовательности при доставке электроинструмента

Р 53

Коэффциент уровня статистически управляемых процессов доставки электроинструмента

Р 54

Рисунок 5 - Графическая интерпретация связей действующих внутри комплексной бальной оценки результативности системы снабжения торговой сети производителя электроинструмента

с г о

ГЧ 2

о п> г с п> с

с г

о ®

п> си п> г с п>

При переводе показателя Р\2 в количественную бальную оценку Б53, используется стратегия «чем больше, тем лучше».

Также в качестве необходимого количественного показателя, для обеспечения эффективной оценки деятельности торговой сети производителя электроинструментов, считаем применение показателя отражающего текущий уровень статистически управляемых процессов действующих от момента выхода готового электроинструмента с производственной площадки до момента получения продукции потребителем. Данный показатель также имеет корни внедрения в автомобильной промышленности. В частности он был предложен в работе [4], посвященной разработке статистических инструментов мониторинга качества электрокомпонентов в автомобильном производстве. Конечно, данный критерий оценки предлагается, с учетом специфики логистического обеспечения торговой сети. Этот показатель предлагается первично рассматривать обобщенно, по сети в целом, появляется возможность для системного решения задач на уровне СМК предприятия производителя электроинструментов.

Бальная оценка доли статистически управляемых процессов при доставке электроинструмента от производителя до предприятий торговой сети Б54 определяется путем перевода в бальную оценку показателя второго уровня отражающего оценку доля статистически управляемых процессов связанных с поставкой электроинструментов от производителя до г-го предприятия торговой сети Р54. Р54 определяется по формуле:

р = ,

(18)

где Я - суммарное количество операций (процессов), проанализированных на воспроизводимость в отчетном месяце по результатам статистического контроля логистической деятельности связанной с доставкой электроинструмента производителя на предприятия торговой сети; Яд - суммарное количество логистических операций (процессов) с индексами воспроизводимости С , Срк > 1,0.

При переводе показателя Р54 в количественную бальную оценку Ю54, используется стратегия «чем больше, тем лучше».

Таким образом, в результате работы разработана методика бальной оценки качества деятельности товаропроводящей сети производителя электроинструментов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шахов, Н.Р. Совершенствование статистических инструментов дистанционной оценки качества деятельности предприятий фирменного автосервиса: дисс. ... канд. техн. наук: 05.02.23 / Н.Р. Шахов. - Самара, 2022.

2. Дементьев, С.А. Разработка и реализация корпоративной системы оценки качества деятельности фирменной сети автосервиса: дисс. . канд. техн. наук: 05.02.23 / С .А. Дементьев. - Тольятти, 2017.

3. Благовещенский, Д.И. Разработка методологии и инструментария комплексной программы улучшений для повышения конкурентоспособности машиностроительных (автосборочных) предприятий: дисс. ... докт. техн. наук: 05.02.23 / Д.И. Благовещенский. - Самара, 2022.

4. Крицкий А.В. Совершенствование методик и инструментария обеспечения статистически управляемых производственных процессов: дисс. ... канд. техн. наук: 2.5.22. / А.В. Крицкий. - Самара, 2023.

METHODOLOGY FOR SCORE ASSESSMENT OF THE QUALITY OF ACTIVITY OF THE PRODUCT DISTRIBUTION NETWORK OF A POWER TOOL MANUFACTURER

© 2023 M.M. Vasiliev, V.N. Kozlovsky

Samara State Technical University, Samara,

The article presents the results of solving a scientific and technical problem of developing a methodology for assessing the quality of activity of the distribution network of a manufacturer of power tools. Key words: competitiveness, quality, power tools, distribution network. DOI: 10.37313/1990-5378-2023-25-6-32-42 EDN: IGMVUM

REFERENCES

1. Shahov, N.R. Sovershenstvovanie statisticheskih instrumentov distancionnoj ocenki kachestva deyatel'nosti predpriyatij firmennogo avtoservisa: diss. ... kand. tekhn. nauk: 05.02.23 / N.R. SHahov. -Samara, 2022.

2. Dementev, S. A. Razrabotka i realizaciya korporativnoj sistemy ocenki kachestva deyatel'nosti firmennoj seti avtoservisa: diss. ... kand. tekhn. nauk: 05.02.23 / S.A. Dement'ev. - Tol'yatti, 2017.

Maxim Vasiliev, Graduate Student. E-mail: [email protected]

Vladimir Kozlovsky, Doctor of Technical Sciences, Professor.

E-mail: [email protected]

Blagoveshchenskij, D.I. Razrabotka metodologii i instrumentariya kompleksnoj programmy uluchshenij dlyapovysheniyakonkurentosposobnosti mashinostroitel'nyh (avtosborochnyh) predpriyatij : diss. ... dokt. tekhn. nauk: 05.02.23 / D.I. Blagoveshchenskij. - Samara, 2022. Krickij A.V. Sovershenstvovanie metodik i instrumentariya obespecheniya statisticheski upravlyaemyh proizvodstvennyh processov: diss. . kand. tekhn. nauk: 2.5.22. / A.V. Krickij. - Samara, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.