Научная статья на тему 'Методика аутентичной оценки уровня владения английским языком учащихся общеобразовательных учреждений'

Методика аутентичной оценки уровня владения английским языком учащихся общеобразовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
558
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТЕНТИЧНАЯ ОЦЕНКА / AUTHENTIC ASSESSMENT / МЕТОДИКА АУТЕНТИЧНОЙ ОЦЕНКИ / АУТЕНТИЧНЫЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ОЦЕНКА УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ АЯ / ОЦЕНИВАНИЕ / КОНТЕКСТ И ОЦЕНКА / CONTEXT FOR EVALUATION / ШКАЛА АУТЕНТИЧНОЙ ОЦЕНКИ / AUTHENTIC ASSESSMENT SCALE / ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PERFORMANCE ASSESSMENT / ALTERNATIVE ASSESSMENT / AUTHENTIC ASSESSMENT METHOD / SECONDARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисенко И. С.

В статье предложена модель содержания методики, описано содержание проверочной работы на основе аутентичных контрольно-измерительных материалов, обозначены объекты контроля, приведен пример шкалы оценивания метапредметных умений обучаемых, представлен пример проверочной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисенко И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Authentic assessment method for language skills evaluation

This article suggests an authentic assessment practical model, a sample test paper based on authentic test materials, describes test-targets, an authentic assessment scale for CLIL skills.

Текст научной работы на тему «Методика аутентичной оценки уровня владения английским языком учащихся общеобразовательных учреждений»

УДК 37:81'243 И. С. Денисенко

аспирант кафедры лингводидактики МГЛУ; e-mail: [email protected]

МЕТОДИКА АУТЕНТИЧНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье предложена модель содержания методики, описано содержание проверочной работы на основе аутентичных контрольно-измерительных материалов, обозначены объекты контроля, приведен пример шкалы оценивания метапредметных умений обучаемых, представлен пример проверочной работы.

Ключевые слова: аутентичная оценка; методика аутентичной оценки; аутентичные контрольно-измерительные материалы; оценка уровня владения АЯ; оценивание, контекст и оценка; шкала аутентичной оценки; основное общее образование.

Denisenko I. S.

Postgraduate, Foreign Language Teaching Department, MSLU; e-mail: [email protected]

AUTHENTIC ASSESSMENT METHOD FOR LANGUAGE SKILLS EVALUATION

This article suggests an authentic assessment practical model, a sample test paper based on authentic test materials, describes test-targets, an authentic assessment scale for CLIL skills.

Key words: authentic assessment; performance assessment; alternative assessment; authentic assessment method; context for evaluation; authentic assessment scale; secondary school.

В последние годы российское образование активно преобразуется, в том числе в области обучения иностранным языкам. Принят новый Федеральный закон «Об образовании», разработан Федеральный государственный стандарт нового поколения, модернизируется система оценивания выпускников школ, совершенствуется содержание и форма государственной итоговой аттестации по иностранному языку, включается в школьную программу обязательное обучение второму иностранному языку, внедряются образовательные

программы международного бакалавриата, где предъявляются новые требования к содержанию и организации обучения школьников. Иностранный язык как предметная дисциплина становится не целью, а средством обучения. Планируется, что Единый государственный экзамен по иностранному языку станет обязательным для всех выпускников в 2022 г. [4], что приводит к необходимости совершенствования методики контроля и оценки уровня владения английским языком обучающихся общеобразовательных учреждений.

Принятый Федеральный государственный стандарт нового поколения (ФГОС) ставит перед педагогическим сообществом новые задачи [7]. Планируемые результаты обучения включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной программы обучающимися. Достижение планируемых результатов требует не только современных подходов к обучению, но и новых способов контроля и оценки уровня освоения программы. На наш взгляд, разработка и применение на практике методики аутентичной оценки может помочь в выполнении требований, предъявляемых государством и обществом к качеству обучения иностранному языку в российских школах.

Понятие аутентичности уже давно применяется в образовании РФ. Говорят об аутентичных текстах и аутентичных заданиях, об аутентичных учебниках. Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез отмечают, что в связи с направленностью учебного процесса по иностранным языкам на ситуации межкультурного взаимодействия особую значимость приобретает такая характеристика, как аутентичность [3]. Изначально аутентичными текстами считались тексты, которые были созданы не для учебного, а для реального общения. По определению Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина, таким текстом может являться устный или письменный текст - продукт речевой деятельности носителей языка, не адаптированный для нужд учащихся с учетом их уровня владения языком [1]. Например, это статьи из периодической печати, личные и деловые письма, реклама, программы передач радио и телевидения, расписание общественного транспорта, авиа- и железнодорожные билеты и т. д. Таким образом, материалы, которые используются в реальной жизни носители языка, а не специально созданные для условий обучения этому языку, можно назвать аутентичными. Их основное свойство - соответствие реальным коммуникативным задачам, решаемым носителями языка.

Аутентичные материалы могут быть использованы для целей обучения и контроля при условии, что они сопровождаются соответствующими заданиями. Важно подчеркнуть, что в современной методической науке понятие «аутентичный» рассматривается не только как свойство речевого произведения, но и как свойство учебного задания [8]. По мнению Е. Н. Солововой, такие задания предполагают умение реагировать на устные или письменные материалы в естественных ситуациях общения [6]. Из вышесказанного можно сделать вывод, что аутентичные материалы для проверки уровня обученности английскому языку должны моделировать коммуникативные ситуации, встречающиеся в социальной, учебной и профессиональной деятельности носителей английского языка.

Методики аутентичной оценки долгое время разрабатываются зарубежными методистами. Среди них можно выделить таких специалистов, как: G. Wiggins, J. Mueller, D. Newman, J. MichaelO'Malley, D. Collison, John N. Bergan, S. Chappius, E. Badger, C. Chapman и др. Аутентичная оценка имеет несколько других распространенных названий, например оценка через деятельность, альтернативная или прямая оценка, она рассматривается зарубежными авторами как оценка в ходе решения задач реального мира, т. е. таких задач, с которыми учащиеся встречаются в течение учебной, социальной и будущей профессиональной деятельности [14; 12]. Зарубежные специалисты противопоставляют такие характеристики учебных заданий, как подлинность (authenticity) и искусственность (artificiality), подразумевая, что в традиционной проверочной работе используются тесты с выбором ответов, тогда как при настоящей коммуникации у говорящего нет возможности подбирать нужную лексическую единицу или грамматическую конструкцию [10; 11]. Зарубежные исследователи пришли к выводу, что аутентичная оценка может быть не только эффективно использована для оценивания компетенций обучаемых, но и играть важную роль в процессе их обучения в целом

[13].

Рассматриваемая в данной статье аутентичная оценка предполагает проверку сформированности коммуникативной компетенции в процессе иноязычной деятельности обучающегося. Это может быть текущая учебная деятельность, выполнение самостоятельной проектной или групповой работы. Аутентичная оценка направлена на получение обучаемым актуальной информации о ходе обучения,

она предлагает практическое решение проблемы взаимосвязанного обучения, контроля и оценки языковых и коммуникативных компетенций учащегося.

Для проведения любого вида оценки уровня владения ИЯ обучающихся обычно используются контрольно-измерительные материалы (КИМ). КИМ - это комплекс заданий и материалов, несвязанных одной темой, но включенных в одну проверочную работу, направленных на проверку уровня обученности испытуемых. Существующие на сегодняшний материалы государственных выпускных экзаменов (ГВЭ) ориентированы на проверку соответствия результатов обучения согласно, Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования и, к сожалению, не ориентированы на новый ФГОС, так как разрабатывались еще до его принятия и ориентированы на другие цели и задачи обучения.

Методика аутентичной оценки (далее - МАО) - процесс определения соответствия результатов обучения и общего развития школьника планируемым результатам обучения основной образовательной программы, с учетом требований Федерального государственного стандарта основного общего образования, с использованием аутентичных контрольно-измерительных материалов (далее - АКИМ). Применение методики аутентичной оценки не только как средства контроля, но и как средства обучения - существенная отличительная черта этого вида оценки.

В методике аутентичной оценки предлагается использование проверочной работы на основе аутентичных контрольно-измерительных материалов (АКИМ), т. е. комплекса аутентичных заданий и материалов, связанных единой контекстной ситуацией и включенных в одну проверочную работу, направленную на получение аутентичной оценки уровня обученности ИЯ, а именно: проверку соответствия результатов обучения согласно ФГОС.

МАО реализуется во время выполнения проверочной работы, состоящей из АКИМ, что включает в себя получение промежуточного результата, его анализ посредством обратной связи с учителем и работу над ошибками (см. табл. 1). Постоянная обратная связь учителя с учащимся (комментирование, обсуждение, работа над ошибками, задания для самоанализа), формализуется в виде самооценки. Подчеркнем, что развитие умений самоконтроля обучающихся

также играет для методики аутентичной оценки важную роль: самоконтроль учеников способствует реализации учебной функции аутентичной оценки.

Таблица 1

Модель содержания методики аутентичной оценки уровня владения АЯ

Деятельность Этапы реализации Деятельность Функция

обучающегося методики аутентичной оценки учителя аутентичной оценки

1. Выполнение Проверочная работа Постановка зада-

заданий провероч- на основе АКИМ чи, проведение Контрольная

ной работы собеседования

2. Презентация Первичный Создание

результата результат (проект, обратной связи,

сследования исследование) комментирование, обсуждение первичного результата Учебная

3. Самооценка, Итоговый результат Оценивание,

доработка обсуждение Контрольно-

первичного итогового учебная

результата результата

В проверочную работу на основе АКИМ включаются аутентичные задания, проверяющие умения и навыки обучающихся в различных видах устного и письменного общения. Задания в проверочных работах на основе АКИМ связаны одной темой, нацелены на решение основной коммуникативной задачи (на основе самостоятельного мини-исследования) в конце проверочной работы. В комплекс проверочных заданий на основе АКИМ входят задания, направленные на проверку умений в аудировании (слушании), чтении, письме и говорении.

В проверочной работе на основе АКИМ разделы аудирования и чтения не только проверяют уровень понимания обучаемого при слушании и чтении, но и играют подготовительную роль. С их помощью происходит введение темы проверочной работы, создание контекстной ситуации, в которой обучаемым предстоит выполнить ряд проблемных заданий, провести мини-исследование, подготовить мини-проект, построить самостоятельное письменное высказывание в заданной аутентичной коммуникативной ситуации, а затем рассказать о своем исследовании (проекте) учителю, выступающему в роли

собеседника. Заключительный этап проверочной работы состоит из двух частей: презентация и обсуждение самостоятельного исследования. Во время презентации происходит оценка самостоятельного монологического высказывания, способности учащегося реализо-вывать свои речевые намерения, вести рассуждение, основываясь на самостоятельно подготовленном материале; во время беседы оцениваются умения диалогической речи: умение вести разговор на основе прочитанного / прослушанного и изученного аутентичного материала, обосновывать свое мнение, отстаивать свою позицию, ссылаться на факты.

Объектами контроля во время проверочной работы на основе АКИМ являются не только предметные результаты обученности учащихся (см. табл. 2). Возможна оценка метапредметных умений и универсальных учебных действий за счет предлагаемых шкал аутентичной оценки устных и письменных высказываний.

Таблица 2

Объекты контроля при реализации МАО

Этап проверочной работы Объекты контроля

Подготовительный В аудировании: понимание фактов, понимание логико-смысловой структуры аудиотекста. В чтении: умение извлекать из текста основную и дополнительную информацию с необходимой полнотой и точностью, умение выделять основную и второстепенную идеи текста

Проектно-исследовательский Умение формулировать цели информационно-поисковой деятельности, решение проблем творческого характера, умение критически относиться к прочитанному

Презентационный В говорении: описание / рассуждение на основе прочитанного, понимание собеседника, соответствие речевого поведения цели общения, использование речевых средств для решения коммуникативных задач

Проверочный В письме: умение строить письменное высказывание логично, последовательно, используя адекватные средства связи между предложениями; использовать разнообразные языковые средства; соблюдать нормы изучаемого языка. Умения самоконтроля: умение понимать причины успеха и неуспеха своей учебной деятельности

В качестве примера оценки метапредметных умений может быть предложена следующая описательная шкала (см. табл. 3).

Таблица 3

Пример шкалы оценивания метапредметных умений обучаемых во время аутентичной проверочной работы

Уровень сформированности критического анализа Обучаемый, для решения проблемной задачи

Базовый Использует только предложенные факты.

Продвинутый Интегрирует данную информацию с собственными знаниями

Выдающийся Самостоятельно ставит проблемную задачу и решает ее, используя комплексный анализ предложенной найденной информации и собственного опыта

Применение МАО предполагает смещение внимания учителя с языковых ошибок (которые, естественно, учитываются и подвергаются работе над ошибками) на содержание ответа и решение коммуникативной задачи. Наличие лексических и грамматических ошибок не приводит к снижению общей оценки за работу, если они не ведут к нарушению коммуникации. Итоговая отметка за аутентичную проверочную работу выставляется после ее доработки обучающимся.

Принципиальной характеристикой методики аутентичной оценки является использование контекстной ситуации для всех заданий проверочной работы. Контекст определяется А. А. Вербицким как система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам [2]. Предполагается, что контекстная ситуация, задаваемая тематическим единством заданий, позволит создать аутентичную ситуацию, сходную с реальными условиями использования иностранного языка вне учебной аудитории, придать использованию иностранного языка деятельностный смысл и сделать оценивание более точным. Наличие контекстной ситуации позволяет испытуемым использовать и демонстрировать ключевые компетенции, обязательные к формированию на соответствующем этапе обучения. Решение испытуемыми смыслосодержащей задачи

при выполнении проверочной работы на основе АКИМ не только готовит их к самостоятельной учебной, социальной и профессиональной деятельности, но и в полной мере позволяет оценить их компетентность и сформированность у них обязательных и дополнительных универсальных учебных действий (далее - УУД).

Тема определяется школьной программой обучения и должна соответствовать возрастным и психологическим особенностям испытуемых, вызывать интерес, стимулировать желание познания, творчества и работы на продуктивный результат, поиска дополнительной информации и самостоятельной работы. Тема проверочной работы, предусмотренная программой, может быть расширена за счет содержания аутентичных текстов и должна носить проблемный характер.

Тексты, используемые для проверочной работы на основе АКИМ, должны не только соответствовать ее теме, но и обладать познавательной ценностью, информативностью, ассоциативностью. Они должны соответствовать уровню языковой компетенции обучаемых, обладать жанровой доступностью, посильным объемом. В настоящее время нами разрабатывается электронный банк материалов, которые могут быть использованы для реализации методики аутентичной оценки.

Результаты пилотного использования МАО показывают, что формальные и содержательные отличия аутентичной оценки от традиционных форм оценок, наличие единой темы в проверочной работе, отказ учителя от немедленного оценивания (выставления отметки) за проверочную работу, положительно сказываются на учебно-познавательной мотивации обучаемых. На наш взгляд, регулярное использование МАО при текущем, рубежном и итоговом контроле, позволит наглядно представить индивидуальную динамику развития обучаемого, а также уровень его владения АЯ. Результаты выполнения всего комплекса аутентичных проверочных работ за период обучения позволяют составить профиль обучаемого, демонстрирующий подробные результаты его учебной деятельности и степень сформированности коммуникативной компетенции. Эти результаты понятны не только учителю и администрации, но и используются обучаемым для самоконтроля и самооценки собственного обучения. Применение МАО способствуют большей индивидуализации обучения.

Рассмотрим некоторые задания из проверочной работы на основе АКИМ по учебной теме «Лондон» для учащихся шестого класса с углубленным изучением АЯ. Тема проверочной работы приобретает проблемный характер, когда перед обучаемыми ставится общая задача сравнить достопримечательности столиц Великобритании и России, Лондона и Москвы.

Тема: Today you are to develop an excursion around Moscow for your friend from London who is coming to Moscow with a group of classmates. His / her name is_. His / her favourite place in London is Shakespeare's Globe theatre (The Tower of London, Trafalgar square,_).

Задания проверочной работы представлены в виде последовательных частей письма школьника из Лондона к российскому другу по переписке.

Первое задание направлено на знакомство с темой, погружение обучаемых в контекстную ситуацию проверочной работы. Это викторина о Москве, которую придумали лондонские школьники в рамках своего учебного проекта.

Задание 1. Read the letters and answer your pen-friend's questions. A text about Moscow may help you.

Dear friend,

This month my classmates and I have studied Moscow and its sights during our history lessons. We all liked reading about Moscow and made up a quiz for you. It is called "Did you know that?".

Good luck, hope you enjoy it!

1. How many parks are there in Moscow? a) 17; b) 68; c) 96

2. What is older the Tsar Bell or the Tsar Cannon?

3. Which number is bigger:

The number of theatres or the number of museums in Moscow?

4) What can't we do with "exhibition"? a) visit; b) arrange; c) forecast Затем обучаемые читают текст о достопримечательностях Москвы и находят ответы на вопросы викторины из задания 1. Тексты для чтения подбираются из электронного банка аутентичных ресурсов.

Второе задание - это просмотр видеосюжета об известной достопримечательности Лондона, например, театре Шекспира (http://

www.youtube.com/watch?v=m3VGa6Fp3zI) и выполнение задания на установление правдивого / ложного высказывания. Задание сопровождается комментарием:

My favourite place in London is Shakespeare's Globe theatre! We go there quite often. I like it that it's unusual and doesn't look like other theatres. Watch the video, my favouriteYoutubeblogger will describe the theater.

Если учащиеся выбирают другую достопримечательность Лондона, учитель предлагает им соответствующий материал из электронного банка аутентичных ресурсов.

Задание 2. Watch the video and say if the statements are true or false?

1) Performances were given only at nights.

2) Women acted in the theatre as well as men.

3) The audience shouted if they didn't like the play.

4) The church didn't like theatres and called them "nests of the Devil".

5) Tickets were cheap and affordable.

6) You could use your umbrella if it rained.

Видеосюжет и текст содержат образец, на основе которого обучаемым предстоит создать свое описание достопримечательностей Москвы. Им нужно найти в Москве такую достопримечательность, которая, на их взгляд, будет интересна друзьям из Лондона.

Третье задание содержит ряд вопросов, являющихся пунктами плана для устного ответа и письменного задания, а также комментарий друга из Лондона:

"We were very excited when my history teacher told us that we were going to Russia! We've read a lot about the city and I'm eager to visit every place of interest in Moscow. Unfortunately, we have only three days there. Can you help me to plan our time, please?"

Задание 3. Read the continuation of your friend's letter and help him using the following questions from the letter.

1) What place do you think he'll like in Moscow? Why?

2) What do you know about this place?

a) when it was built; b) who built it; c) why it was built

3) It is popular among tourists?

4) How can you get there?

В следующем задании учащиеся пишут письмо другу из Лондона, приглашая его посетить выбранную достопримечательность Москвы.

Затем ученики обсуждают с учителем предлагаемую другу по переписке достопримечательность. Данные в задание три вопросы являются планом для устного ответа. Учитель контролирует наличие высказываний по всем пунктам и задает дополнительные вопросы на уточнение, чтобы узнать личное отношение говорящего к выбранным достопримечательностям.

Задание 4. Discuss the chosen sight with your teacher. Answer his questions.

Результаты проверочной работы (в виде письма или презентации), после обсуждения с учителем и доработки могут быть размещены в интернет-ресурсе, в качестве моделей и примеров выполнения задания (www.englishclub1811.wordpress.com).

В результате использования методики аутентичной оценки для контроля уровня владения английским языком при оценке результатов обучения в гимназии Восточное Измайлово №1811 г. Москвы получены положительные результаты. МАО проверяет соответствие результатов обучения согласно ФГОС, развитие большинства мета-предметных умений в чтении и работе с информацией, в том числе развитие информационно-коммуникационной компетенции и личностных качеств обучаемых, является не только средством контроля, но и средством обучения, формирует положительную учебную мотивацию учащихся, способствует развитию их умений самоконтроля. Таким образом, МАО является эффективным инструментом повышения качества образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М. : АКАР, 2009. - 448 с.

2. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М. : ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. - М. : Академия, 2008.- 336 с.

4. Общероссийское родительское собрание: портал Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.минобрнауки.рф/спецпроекты/родительское-собрание.

5. Портал ученических работ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.englishclub1811.wordpress.com

6. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. - М. : АСТ; Астрель, 2010. - 270 c.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. минобрнауки.рф/документы/543.

8. Щепилова А. В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному: учеб. пособие. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 245 с.

9. Щукин А. Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных языков. - М. : АКАДЕМИЯ, 2015. - 288 с.

10. Black, P and William, D. Assessment and classroom learning // Assessment in Education: principles, policy and practice. - 1998. - Vol. 5 - # 1. - 128 p.

11. Boud, D. Sustainable assessment: rethinking assessment for the learning society // Studies in Continuing Education. - 2000. - Vol. 2(22). - 17 p.

12. Brown, H. D. Language Assessment: Principles and Classroom Practices. -N. Y. : Longman. Pearson Education, 2008. - 324 p.

13. Carless, D., Joughin, G. & Liu, N. F. How assessment supports learning: learnin-oriented assessment inaction. - Hong Kong : Hong Kong University Press, 2007. - 34 p.

14. Muller J. Authentic Assessment toolbox. - URL: www.jfmueller.faculty. noctrl.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.