Научная статья на тему 'Методика антикризисного управления персоналом в индустрии гостеприимства'

Методика антикризисного управления персоналом в индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
794
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика антикризисного управления персоналом в индустрии гостеприимства»

№ 3 / 2015______________________________ISSN 2410-6070______________________________________________

- возлагает ответственность на работников, с тем чтобы они сами управляли своими затратами в целях выполнения плановых показателей;

- предлагает более реалистичный взгляд на объем рабочей нагрузки, включая влияние уровня обслуживания;

- позволяет увидеть причины вариаций, по которым можно принять меры;

- дает возможность понять, каким образом продукт вызывают спрос на конкретный вид деятельности, который затем вызывает потребность в ресурсах;

- делает прозрачным управление избыточными и/или недостаточными мощностями.

Список использованной литературы

1. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для вузов. - М.:Экономистъ,2003;

2. Ибрагимова А.Х. Сущность и преимущества система сбалансированных показателей для целей стратегического учета// Аудит и финансовый анализ, 2013, №4.- 56-59 с.

3. Немировский, И.Б. Бюджетирование: От стратегии до бюджета - пошаговое руководство / И.Б. Немировский, И.А. Стражукова. - М.: Вильяме, 2006. -512 с.

© А.Х. Ибрагимова, 2015

УДК 640.41

Е.Ю. Никольская

к.э.н., доцент кафедры гостиничного и туристического бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия, nik_elen@mail.ru,

М.Шкуропат, магистрантка РЭУ им. Г.В. Плеханова.

МЕТОДИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ИНДУСТРИИ

ГОСТЕПРИИМСТВА

Аннотация

В статье рассматривается методика управления персоналом в гостиничном бизнесе в условиях кризиса, факторы, влияющие на выбор кадровой стратегии гостиничного предприятия, даются рекомендации по совершенствованию управления персоналом в гостиничной деятельности.

Ключевые слова

Гостиница, кадровые стратегии, методы управления, кризис, персонал, проблемы, совершенствование, рекомендации, гостиничная деятельность

Abstract

The technique of personnel management in the hospitality industry in a crisis, the factors influencing the choice of hotel personnel strategy of the enterprise and provides recommendations to improve human resource management in the

hospitality business.

Keywords

hotel, staffing strategies, management techniques, crisis, personnel problems, improvement, advice, hotel

business.

Антикризисное управление предъявляет определённые новые требования к системе управления персоналом, что обусловлено изменением деловой стратегии и стратегии управления персоналом. Как правило, стратегия вывода предприятия из кризиса предполагает сосредоточение усилий на быстром увеличении продаж услуг и продукции, оперативном предоставлении дополнительных услуг, анализ рынка и разработке нового гостиничного продукта, выведении непрофильных активов, оптимизации запасов, сокращения расходов (в том числе, и на персонал). Задачей службы персонала в новых условиях является поддержка антикризисных мер путём эффективного взаимодействия с линейными руководителями, специалистами и рабочими гостиничного предприятия.

Основными кадровыми проблемами в условиях кризиса являются отток квалифицированных специалистов из-за неудовлетворенности оплатой труда, социальная напряженность в коллективе, снижение мотивации

- 34 -

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

персонала. Отток квалифицированного персонала происходит в силу его востребованности на более успешных предприятиях и отсутствия действенных механизмов по его удержанию. Социально-психологическая напряжённость возникает из-за отсутствия видения перспектив развития предприятия, страха перед возможным сокращением.

В условиях кризиса служба персонала должна осуществить следующие действия:

1. Инициировать создание временных целевых рабочих групп для решения проблем по различным направлениям, например, формирование маркетинговой стратегии, разработка новых направлений деятельности, сокращение дебиторской задолженности, реализация избыточных запасов ТМЦ разной ликвидности, составление материального справочника и унификации материалов, и другие. Для этого необходимо сформулировать порядок формирования групп, порядок работы групп (цели, требования к результату, сроки исполнения, точки контроля, механизмы совместительства с основной деятельностью), систему вознаграждения (бюджеты, премирование по результатам), механизмы внедрения; и обеспечить координацию деятельности групп.

2. Пересмотреть систему оплаты труда отдела продаж в зависимости их дохода от достижения поставленных целей по продажам (по регионам, по клиентам, по продуктам, по объёмам продаж с фиксированных уровнем рентабельность, по прибыльности и т.д.).

3. Разработать положения по стимулированию персонала, например, таких как, привлечение клиентов, за реализацию дополнительных услуг и другие. Каждый сотрудник гостиницы должен получить возможность проявить себя в разработке и реализации антикризисных мероприятий и получить достойное вознаграждение.

4. Провести оценку кадрового потенциала гостиницы с целью использования возможности сотрудников для

решения новых задач. Особенно интересна оценка персонала на соответствие специальностей по профильному и дополнительному образованию. Необходимо оценить семейное положение сотрудников (количество детей, место работы супруга) для определения порядка сокращения.

5. Обеспечить высвобождение работников гостиничного предприятия в результате контроля над трудовой дисциплиной, предложить заменяемым работникам пенсионного возраста работу на благоприятных условиях неполный рабочий день.

6. Совместно с руководителями подразделений, определить перечень ключевых специалистов гостиничного предприятия (обычно, не более 10-20% общей численности) и сформировать методы их удержания, заключить с ними индивидуальные трудовые договора с лучшими условиями оплаты труда и социальным пакетом.

7. Сформировать кадровый резерв и осуществлять подготовку перспективных сотрудников для занятия редких должностей. Наибольший результат приносит постановка молодых сотрудников в непосредственное подчинение "заменяемым" специалистам, с переводом последних (по мере удовлетворительного освоения молодым сотрудником новых обязанностей) на должность внутреннего консультанта.

8. В случае проведения реструктуризации, выведения непрофильных подразделений, необходимо пересматривать нормирование и организацию труда, выявляя незадействованных работников и сокращая их численность напрямую или путём перевода в выводимые из предприятия непрофильные подразделения.

9. Пересмотреть тарифы по оплате труда, исходя из изменившегося соотношения "внутренней ценности" должностей, а также сформировать механизм оценки результатов деятельности департаментов и отдельных сотрудников для более объективного распределения премиальной части.

10. Обеспечить информационную поддержку изменений, как внутри предприятия, так и в городских СМИ, "снимая" социально-психологическую напряжённость и поддерживая имидж обновляющейся и развивающейся гостиницы.

Таким образом, данные рекомендации для службы персонала являются первоочередными и необходимыми в условиях антикризисного управления. Многие службы персонала гостиничных предприятий не готовы оперативно действовать в условиях кризиса, из-за отсутствия опыта.

В условиях кризиса службе персонала необходимо научиться проводить диагностику трудовой мотивации, ценностных ориентаций и удовлетворенности трудом персонала компании; определять содержания и структуры компенсационного пакета; разработать базовую заработную плату (постоянной части денежного вознаграждения) на основе определения внутрифирменной ценности должностей и рабочих мест;

- 35 -

№ 3 / 2015

ISSN 2410-6070

- использовать переменную часть денежного вознаграждения в целях стимулирования и повышения производительности труда; планировать систему социальных льгот, эффективной социальной политики компании;

- создавать внутренние нормативные документы, фиксирующие систему мотивации персонала.

В условиях кризиса необходимо также обучение сотрудников службы персонала технологиям оптимизации и совершенствования методов управления персоналом гостиничного предприятия.

Список использованной литературы:

1. Никольская Е.Ю. Титиевская Е.М. Актуальные проблемы развития гостиничного бизнеса, Путь науки. 2014. №6. С. 54-57.

2. Захарова Е.В., Никольская Е. Ю.Тенденции развития внутрифирменного обучения персонала на предприятии индустрии гостеприимства и туризма, Научный Вестник МГИИТ, т.2 №2, 2009.

3. Попов Л.А., Никольская Е. Ю. Управление персоналом гостиничного предприятия в условиях кризиса. М., РЭУ им.Г.В. Плеханова, 2011.

4. Никольская Е.Ю. Современные проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса, Путь науки, 2015, 1(11), с. 65-68

©Е.Ю. Никольская ,М.Шкуропат, 2015

УДК 332.36

О.В. Павликова

Преподаватель кафедры экономики и управления Новороссийский филиал Московского гуманитарно-экономического института,

г. Новороссийск, Российская Федерация

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕПРЕССИВНЫХ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ

ОБЛАСТИ)

Аннотация

В статье на основе анализа коэффициентов, характеризующих эффективность использования инвестиционных вложений в экологическую сферу представлена комплексная программа по улучшению экологического потенциала депрессивных секторов экономики Белгородской области. Комплексная программа включает следующие направления: совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления; внедрение экологически чистых технологий на предприятиях приоритетных секторов экономики региона; создание экологических технопарков; стимулирование развития безотходного производства; развитие экологического предпринимательства; создание производственно-экологического кластера в АПК; увеличение выпуска экологической продукции.

Ключевые слова

регион, устойчивое развитие, комплексная программа, экологический потенциал, сектор экономики, охрана окружающей среды, социально-экономическое развитие.

Для обеспечения устойчивого социо-эколого-экономического развития региона необходимо разработать комплексную программу мероприятий по улучшению экологического потенциала депрессивных секторов экономики Белгородской области, выявленных в результате расчета коэффициентов, характеризующих эффективность использования инвестиционных вложений в экологическую сферу[4,5].

Комплексная программа включает следующие направления: совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления; внедрение экологически чистых технологий на предприятиях приоритетных секторов экономики региона; создание экологических технопарков; стимулирование развития безотходного производства; развитие экологического предпринимательства; создание производственно-

экологического кластера в АПК; увеличение выпуска экологической продукции.

Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления.

- 36 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.