Бурыкин А.Д.
д.э.н., профессор, Ярославский филиал Академии труда и социальных отношений
burykin.a. d@yandex. ru
МЕТОДИКА АНАЛИЗА МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Ключевые слова: прибыль; механизм формирования; механизм распределения; финансовый анализ; анализ прибыли; горизонтальный анализ; вертикальный анализ; факторный анализ; бухгалтерский баланс.
Keywords: profit; formation mechanism; distribution mechanism; financial analysis; profit analysis; horizontal analysis; vertical analysis; factor analysis; balance sheet.
Анализ механизма формирования и распределения прибыли является составной частью финансового анализа предприятия. Анализ прибыли необходим предприятию для определения дальнейших перспектив его развития, ведь полученная прибыль является непосредственным источником финансирования текущей и инвестиционной деятельности.
Анализ формирования прибыли в первую очередь направлен на поиск определенных резервов для повышения суммы прибыли в целом, в то же время анализ распределения прибыли позволяет определить уровень ее потребления в процессе производства.
Основными задачами анализа механизма формирования и распределения прибыли являются:
1) изучение структуры прибыли;
2) анализ и оценка уровня динамики прибыли;
3) определение влияния отдельных факторов на прибыль от продаж;
4) анализ и оценка использования чистой прибыли;
5) определение направленности и размера влияния отдельных факторов на динамику прибыли;
6) оценка эффективности деятельности предприятия;
7) определение оптимальной величины прибыли.
Основными источниками анализа прибыли являются данные, представленные в бухгалтерской отчетности, к которым относятся:
1) бухгалтерский баланс;
2) отчет о финансовых результатах1.
Методика анализа формирования и распределения прибыли включает в себя ряд методов, к которым относят-ся2: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, факторный анализ прибыли от продаж и чистой прибыли.
Анализ необходимо начинать с общей оценки состава и величины прибыли. Для этого используются горизонтальный и вертикальный анализ.
Горизонтальный анализ представляет собой анализ изменений отдельных показателей за определенный период времени3. При этом анализ динамики показателей прибыли может осуществляться путем:
а) сравнения показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода, если речь идет о месяце, квартале и годе;
б) сравнения показателей отчетного периода с показателями аналогичными периодами предшествующего года, например, для сравнения показателей определенного квартала или месяца;
в) сравнения показателей прибыли за ряд предшествующих периодов.
Данные горизонтального анализа прибыли предприятия оформляют в виде таблицы по данным отчета о финансовых результатах. Пример ее оформления представлен в табл. 1.
1 Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (ред. от 06.03.2018).
2 Котряхова Е.А. Процесс формирования системы ключевых показателей эффективности организации / Е.А. Котряхова, А. Д. Бурыкин // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. - Т. 1, № 12. - С. 69-77.
3 Селезнева В.А. Прибыль как основная цель деятельности предприятия / В.А. Селезнева, А. Д. Бурыкин // Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона: сборник материалов международной научно-практической конференции Академии МУБиНТ. - Ярославль, 2018. - С. 347-351.
Таблица 1
Горизонтальный анализ прибыли предприятия
" Годы Показатели " "—-— Значение показателя, тыс. руб. Абсолютное изменение, тыс. руб. Относительное изменение, %
2016 2017 2018 2017-2016 2018-2017 2017/2016 2018/2017
Выручка
Себестоимость продаж
Валовая прибыль (убыток)
Коммерческие расходы
Управленческие расходы
Прибыль (убыток) от продаж
Прочие доходы
Прочие расходы
Прибыль до налогообложения
Текущий налог на прибыль
Чистая прибыль
Вертикальный анализ прибыли необходим для определения удельного веса, то есть влияния каждого из рассматриваемых показателей на общую сумму в целом. Данный вид анализа помогает проанализировать изменения в структуре прибыли. Его методика состоит в том, что сумма выручки принимается за сто процентов, а каждый вид прибыли представляется в виде процентной доли от этого значения. Данные вертикального анализа также можно анализировать на основе Отчета о финансовых результатах. Пример вертикального анализа представлен в табл. 2.
Таблица 2
Вертикальный анализ прибыли предприятия
Показатели Значение показателя, тыс. руб. Удельный вес, %
2016 2017 2018 2016 2017 2018
Выручка
Себестоимость продаж
Валовая прибыль (убыток)
Коммерческие расходы
Управленческие расходы
Прибыль (убыток) от продаж
Прочие доходы
Прочие расходы
Прибыль до налогообложения
Текущий налог на прибыль
Чистая прибыль
Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга, поэтому очень часто показатели и методика расчетов, содержащиеся в табл. 1 и табл. 2 можно объединить в одну.
По итогам произведенных расчетов делается вывод о структуре и динамике показателей прибыли, а также о положительных и отрицательных влияниях на показатель прибыли в целом.
Еще одним методом анализа является факторный анализ. С помощью проведения данного вида анализа можно исследовать прибыль от продаж товаров, работ, услуг.
Под факторным анализом понимается оценка влияния отдельных факторов на результативный показатель1.
Факторный анализ прибыли от продаж позволяет оценить резервы повышения эффективности производства, сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов.2 Сумма прибыли от продаж определяется по формуле:
= (1).
где И?. - прибыль от продаж руб.;
I - выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг предшествующего периода, руб.;
С0 - себестоимость продаж предшествующего периода, руб.;
КР0 - коммерческие расходы предшествующего периода, руб.;
УР0 - управленческие расходы предшествующего периода, руб.
1 Котряхова Е.А. Формирование системы ключевых показателей эффективности организации / Е.А. Котряхова, А. Д. Буры-кин // Материалы 13 Международной научно-практической конференции «О влиянии государства на развитие демографических процессов». - Ярославль, 2019. - С. 191-194.
2 Селезнева В.А. Оптимизация механизма формирования и распределения прибыли предприятия / В.А.Селезнева, А.Д. Бу-рыкин // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. - № 10, октябрь. - С. 86-92.
С помощью данной формулы можно оценить влияние факторов на прибыль от продаж. Для этого применяется способ цепных подстановок, который заключается в составлении такой последовательности расчетов, в которой каждый последующий расчет отличался от предшествующего заменой базового значения на фактическое. При этом общее изменение прибыли определяется по формуле:
= ГГрр. — Г)^ ,
(2).
где П^ - прибыль от продаж отчетного периода, руб.;
I . - прибыль от продаж предшествующего периода, руб.
Влияние на прибыль от продаж происходит за счет следующих факторов:
- за счет изменения выручки от продаж, представленной в формуле:
пЬ.
В1 - - КРр - УР°,
где П-„- г - условная прибыль от продаж отчетного периода, руб.; ' - выручка от продаж отчетного периода, руб.
(3),
- после этого определяется изменение прибыли от продаж за счет выручки от продаж, данная методика показана в формуле:
пр
(4)
- за счет изменения себестоимости продаж, по формуле:
(5),
где С1 - себестоимость продаж отчетного периода.
Расчет прибыли от продаж в соответствии с изменением себестоимости представлен в формуле:
(6)
- за счет изменения коммерческих расходов, по формуле:
В] - С^КР1 -УР°.
Г|3
(7),
где КР1 - коммерческие расходы отчетного периода, руб. Расчет прибыли от продаж в соответствии с изменением коммерческих расходов представлен в формуле:
(8)
- за счет изменения управленческих расходов, по формуле:
П^ = В1 - С] — КР3 - УР] (9).
где УР1 - управленческие расходы отчетного периода.
Расчет прибыли от продаж в соответствии с изменением управленческих расходов представлен в формуле:
= П^ - п^ (Ю)
- баланс факторов, рассчитывается в соответствии с формулой:
ДП^ = Дв Пяр + + АкрП^ + йдаП^
(11).
По результатам факторного анализа делается вывод об изменении прибыли и основных факторах, повлиявших на эти изменения.
Факторный анализ прибыли от продаж может быть дополнен до показателя чистой прибыли, если предприятие
ее получило. При этом общее значение чистой прибыли определяется по формуле:
чпд - Вр - С*- КР? -УР^ - ПУ* + ПД9- п.?9-снп<\
где ЧП° - чистая прибыль предшествующего периода, тыс. руб.; I. - проценты к уплате предшествующего периода, тыс. руб.; I., - - прочие доходы предшествующего периода, тыс. руб.;
I .; - прочие расходы предшествующего периода, тыс. руб.;
снгг5 - величина текущего налога на прибыль скорректированного на отложенные налоговые активы (ОНО) и обязательства (ОНО) предшествующего периода, тыс. руб.
В то же время изменение чистой прибыли определяется по формуле:
£ЧП = чтт1 - чгг
(13).
где - чистая прибыль отчетного периода, руб.;
- чистая прибыль предшествующего периода, руб. Далее рассматривается влияние отдельных показателей на чистую прибыль: 1) за счет изменения выручки от продаж, по формуле:
ЧП^ = В1 - С0 - № - УР° - ПУ* + ПДР - ПР*- снп0,
(14).
где ЧП^-^ - условное значение показателя чистой прибыли, руб.;
После этого определяется изменение прибыли от продаж за счет выручки от продаж, данная методика показана в формуле:
ДрЧП = ЧШ5Я-ЧПр (15).
2) за счет изменения себестоимости, используется формула
ЧП^ = В1-С1- К^ - УРР - ПУ* + ПД№ - ПР° - СНГР,
3) за счет изменения коммерческих расходов, используется формула
ЧП^ = BJ - С1 - КР1 - УР° - ПУ* + ПД° - ПР& - снп^
4) за счет изменения управленческих расходов, используется формула
ЧП^Л - В*- сл - КР1 - УРЛ - пу* + пд» - п?° - снп»
5) за счет изменения процентов к уплате, используется формула:
ЧП£!Д= В1-Сл-КР] - УР1 - ПУА + ПД° - ПР° - снл°
(16),
(17),
(18),
(19),
где Г^ " - величина процентов к уплате отчетного периода, руб.
6) за счет изменения прочих доходов, условная величина чистой прибыли определяется по формуле:
ЧП* = В1-С1 - КР1-УР1 -ГО^+ПД1 -ПР°-СН1Г\
где ПД" - прочие доходы отчетного периода, руб. 7) за счет изменения прочих расходов, по формуле:
ЧП£М = В1 - С1 - КР] - УР1 - № + ПД1 - ПР] - СНГГ\
(20),
(21),
где ПР] - прочие расходы отчетного периода, руб.
8) за счет изменения величины текущего налога на прибыль, скорректированного на отложенные налоговые активы (ОНО) и обязательства (ОНО) в соответствии с формулой:
ЧП* = В1 - С1 - КРа - УРа - ПУ1 + ПД1 - ПР1 - снп1,
(22).
где снп1 - величина текущего налога на прибыль скорректированного на отложенные налоговые активы (ОНО) и обязательства (ОНО) отчетного периода, тыс. руб.
При этом изменение чистой прибыли за счет показателей, представленных в пункте 2-8 рассчитывается по следующей формуле:
(23),
где А-г, с.■ ^ Ч П - изменение чистой прибыли за счет рассматриваемого показателя;
- текущая величина условного значения чистой прибыли за счет рассматриваемого показателя;
- величина условного значения чистой прибыли за счет предыдущего показателя.
Для проверки проведенных расчетов используется баланс факторов, который должен быть равен изменению прибыли от продаж отчетного периода по сравнению с предыдущим годом и рассчитываться по формуле:
ДЧП = &ЕЧП + ДСЧП + ДКРЧП + ДурЧП + ДпуЧП + ДПдЧП + +Дп?ЧП + А^ЧП, (24)
где ¿и Ч П - изменение чистой прибыли за счет выручки от продаж, руб.;
£СЧ П
- изменение чистой прибыли за счет себестоимости, руб.;
- изменение чистой прибыли за счет коммерческих расходов, руб.;
ЛурЧП - изменение чистой прибыли за счет управленческих расходов, руб.;
- изменение чистой прибыли за счет процентов к уплате, руб.;
- изменение чистой прибыли за счет прочих доходов, руб.;
- изменение чистой прибыли за счет прочих расходов, руб.;
- изменение чистой прибыли за счет текущего налога на прибыль, скорректированного на отложенные налоговые активы (ОНО) и обязательства (ОНО), руб.
После проведения факторного анализа чистой прибыли предприятия делаются выводы об общем изменении величины чистой прибыли, а также выделяются факторы, оказавшие наибольшее влияние на ее формирование.
Помимо факторного анализа, направленного на выявление факторов, оказывающих воздействие на формирование прибыли, необходимо также рассмотреть распределение прибыли.
Распределению на предприятии подлежит показатель чистой прибыли, если он был получен в ходе производственной деятельности, в ином же случае предприятие может получить убыток, который не подлежит распределению.
Распределение чистой прибыли предприятие осуществляет самостоятельно. Чистая прибыль может быть направлена на различные цели в соответствии с деятельностью организации1. Анализ использования чистой прибыли проводится на основе данных «Отчета об изменении капитала». Данный анализ проводится с помощью горизонтального анализа чистой прибыли. В табл. 3 представлены основные показатели данного анализа.
Таблица 3
Анализ использования чистой прибыли
" -——^^^^ Годы Показатели -— Значение показателя, тыс. руб. Абсолютное изменение, тыс. руб. Относительное изменение, %
2016 2017 2018 2017-2016 2018-2017 2017/2016 2018/2017
Чистая прибыль
В том числе направлена:
- в резервный фонд
- фонд накопления
- фонд потребления
- фонд социальной сферы
- на выплату дивидендов
- нераспределенная прибыль
По итогам произведенных расчетов делается вывод об изменении показателя чистой прибыли, а также об изменении ее распределения за рассматриваемые периоды. Кроме того, рассматриваются изменения отчислений в создаваемые предприятием фонды, сравниваются суммы распределения прибыли между ними, а также дается оценка проводимого организацией распределения полученной чистой прибыли.
Таким образом, прибыль является важным фактором, характеризующим конечный результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Экономическое содержание прибыли проявляется в выполняемых ею функциях, к которым относят учетную, стимулирующую и распределительную. На формирование конечного финансового результата, то есть чистой прибыли, оказывают влияние такие виды прибыли как: валовая прибыль, прибыль от продаж и прибыль до налогообложения.
1 Бурыкин А. Д. Факторы, формирующие рыночную цену товара // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2017. - № 4. - С. 124-133.
Механизм распределения прибыли, в свою очередь, помогает направить полученную прибыль на нужды предприятия. Проводя политику эффективного распределения прибыли, предприятие может добиться как расширения производства, так и улучшения своей экономической деятельности. Предложенная методика формирования и распределения прибыли позволяет провести ее анализ и выявить основные направления ее использования.
Методика анализа прибыли предприятия включает в себя определение ее состава и структуры при помощи горизонтального и вертикального анализа прибыли предприятия по данным отчета о прибылях и убытках, а также проводится факторный анализ прибыли, позволяющий показать, какие факторы оказали наибольшее влияние на формирование прибыли, и рассматривается анализ распределения полученной величины чистой прибыли. Поэтому формирование и распределение прибыли является важным этапом в системе управления прибылью.