Научная статья на тему 'МЕТОДИКА АНАЛИЗА ИЗМЕНЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ИТ В УЧЕБНЫХ ПРОЕКТАХ'

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ИЗМЕНЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ИТ В УЧЕБНЫХ ПРОЕКТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ ИТ / ИЗМЕНЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ИТ / УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИТ / БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Точилкина Т.Е., Морозова О.А.

Актуальность обусловлена необходимостью обеспечения российской экономики профессиональными кадрами в сфере информационных технологий, понимающих проблемы и возможности коммерческих и некоммерческих организаций, способных эффективно применять информационные системы и технологии для достижения целей организаций. Цель статьи заключается в представлении методики анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах, выполняемых командами студентов бакалавриата направления «Бизнес-информатика» при изучении дисциплины «Практикум по ИТ-менеджменту» , учитывая тот факт, что все учебные проекты связаны с трансформацией бизнеса на основе применения ИТ. Представляемая методика анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах является детализацией части оригинальной методики преподавания дисциплины «Практикум по ИТ-менеджменту», разработанной и развиваемой в Департаменте бизнес-информатики Финансового университета на протяжении десяти лет. Авторами сформулированы цель и требования к методике анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах. Предложена учебная модель управления ИТ. Раскрыт состав учебной модели управления ИТ, приведены рекомендуемые формы представления элементов учебной модели управления ИТ. Приведен укрупненный алгоритм анализа изменений в управлении ИТ. Предложена анкета для выявления разрывов между текущим и целевым состояниями ученой модели управления ИТ. Приведены примеры элементов учебной модели управления ИТ из студенческих проектов. Проведен анализ выполнения требований представленной методики анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах по результатам ее апробации. Показано, что представленная методика позволяет достичь заявленных целей. Выявлено условие успешного применения разработанной методики. Статья предназначена для преподавателей, методистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR ANALYZING CHANGES IN IT MANAGEMENT IN TRAINING PROJECTS

The relevance of the article is caused due to the need to provide the Russian economy with professional personnel in the field of information technology, who understand the problems and opportunities of commercial and non-profit organizations, who are able to effectively use information systems and technologies to achieve the goals of organizations. The purpose of the article is to present a methodology for analyzing changes in IT management in training projects carried out by teams of undergraduate students in the field of Business Informatics while studying the discipline "Workshop on IT Management", taking into account the fact that all training projects are related to the transformation of business based on the use of IT. The presented methodic for analyzing changes in IT management in training projects is a detailed part of the original methodology of teaching the discipline "Workshop on IT Management", which has been developed in the Department of Business Informatics of the Financial University for ten years. The authors have formulated the purpose and requirements for the methodology of analyzing changes in IT management in training projects. A training model of IT management is proposed. The structure of study model of IT management is revealed, the recommended forms of presentation of the elements of the educational model of IT management are given. An algorithm for analyzing changes in IT management is given. A questionnaire is proposed to identify gaps between the current and target states of the training model of IT management. The examples of elements of the training model of IT management from student projects are given. The analysis of the fulfillment of the requirements of the presented methodology for analyzing changes in IT management in educational projects based on the results of its approbation is carried out. It is shown that the presented methodology allows achieving the stated goals. The condition of successful application of the developed methodic is revealed. The article is intended for the teaching staff, methodologists.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА АНАЛИЗА ИЗМЕНЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ИТ В УЧЕБНЫХ ПРОЕКТАХ»

Высшее образование

УДК 37:004

Методика анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах Methodology for analyzing changes in IT management in training projects

Точилкина Т.Е., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, ttoch@mail.ru

Морозова О.А., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, oamorozova@fa.ru

Tochilkina Т., Financial University under the Government of the Russian Federation, ttoch@mail.ru

Morozova O., Financial University under the Government of the Russian Federation, oamorozova@fa.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.011

Ключевые слова: методика преподавания, учебный проект, управление ИТ, изменения в управлении ИТ, учебная модель управления ИТ, бизнес-информатика.

Keywords: methodology of teaching, training project, IT management, changes in IT management, training model of IT management, business informatics.

Аннотация. Актуальность обусловлена необходимостью обеспечения российской экономики профессиональными кадрами в сфере информационных технологий, понимающих проблемы и возможности коммерческих и некоммерческих организаций, способных эффективно применять информационные системы и технологии для достижения целей организаций. Цель статьи заключается в представлении методики анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах, выполняемых командами студентов бакалавриата направления «Бизнес-информатика» при изучении дисциплины «Практикум по ИТ-менеджменту», учитывая тот факт, что все учебные проекты связаны с трансформацией бизнеса на основе применения ИТ. Представляемая методика анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах является детализацией части оригинальной методики преподавания дисциплины «Практикум по ИТ-менеджменту», разработанной и развиваемой в Департаменте бизнес-информатики Финансового университета на протяжении десяти лет. Авторами сформулированы цель и требования к методике анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах. Предложена учебная модель управления ИТ. Раскрыт состав учебной модели управления ИТ, приведены рекомендуемые формы представления элементов учебной модели управления ИТ. Приведен укрупненный алгоритм анализа изменений в управлении ИТ. Предложена анкета для выявления разрывов между текущим и целевым состояниями ученой модели управления ИТ. Приведены примеры элементов учебной модели управления ИТ из студенческих проектов. Проведен анализ выполнения требований представленной методики анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах по результатам ее апробации. Показано, что представленная методика позволяет достичь заявленных целей. Выявлено условие успешного применения разработанной методики. Статья предназначена для преподавателей, методистов.

Abstract. The relevance of the article is caused due to the need to provide the Russian economy with professional personnel in the field of information technology, who understand the problems and opportunities of commercial and non-profit organizations, who are able to effectively use information systems and technologies to achieve the goals of organizations. The purpose of the article is to present a methodology for analyzing changes in IT management in training projects carried out by teams of undergraduate students in the field of Business Informatics while studying the discipline "Workshop on IT Management", taking into account the fact that all training projects are related to the transformation of business based on the use of IT. The presented methodic for analyzing changes in IT management in training projects is a detailed part of the original methodology of teaching the discipline "Workshop on IT Management", which has been developed in the Department of Business Informatics of the Financial University for ten

years. The authors have formulated the purpose and requirements for the methodology of analyzing changes in IT management in training projects. A training model of IT management is proposed. The structure of study model of IT management is revealed, the recommended forms of presentation of the elements of the educational model of IT management are given. An algorithm for analyzing changes in IT management is given. A questionnaire is proposed to identify gaps between the current and target states of the training model of IT management. The examples of elements of the training model of IT management from student projects are given. The analysis of the fulfillment of the requirements of the presented methodology for analyzing changes in IT management in educational projects based on the results of its approbation is carried out. It is shown that the presented methodology allows achieving the stated goals. The condition of successful application of the developed methodic is revealed. The article is intended for the teaching staff, methodologists.

Введение. Актуальность обеспечения экономики профессиональными кадрами в сфере информационных технологий, понимающими проблемы и возможности бизнеса и некоммерческих организаций, способных эффективно применять информационные системы и технологии, подтверждается рядом государственных документов, например, Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 [1]. Многие российские вузы формируют собственные методики обучения требуемых профессионалов, обмениваются накопленным опытом с коллегами на конференциях, круглых столах, и т.п., материалы о которых публикуются в том числе в многочисленных изданиях РИНЦ [2-10].

Департамент бизнес-информатики

Финансового университета также работает в этом направлении. В частности, была разработана и постоянно совершенствуется оригинальная методика преподавания дисциплины «Практикум по ИТ-менеджменту». Содержание методики, а также анализ опыта ее применения до 2020 года изложены в ряде публикаций, например, в [2-5], а также в докладах в конференциях. Согласно этой методике все учебные проекты, выполняемые командами студентов бакалавриата направления «Бизнес-информатика» при изучении дисциплины «Практикум по ИТ-менеджменту», связаны с трансформацией бизнеса на основе применения ИТ. Детализация кейса учебного проекта осуществляется на протяжении всего семестра и состоит в разработке необходимых артефактов и документов. Итоги выполнения учебного проекта фиксируются в форме отчета, представляются в форме доклада и защищаются перед комиссией.

Как отмечалось в указанных публикациях, в методике выделяют два направления: направление, связанное с развитием содержания (наполнения) дисциплины, и направление, связанное с техникой преподавания. Данное исследование относится к первому направлению общей методики преподавания дисциплины «Практикум по ИТ-менеджменту». Как

указывалось в публикациях [2-5], раздел методики, связанный с управлением ИТ, основан на ряде признанных международным сообществом стандартов, практик, методологий управления ИТ, таких как MOF, COBIT, IT4IT, ISO/IEC 15504, ISO 20000, ITIL. Однако, в исходном виде данные источники не подходят для непосредственного использования студентами в учебных проектах по причине их огромного объема.

В связи с этим целью данного исследования является ранее не опубликованное представление составной части оригинальной методики преподавания дисциплины «Практикум по ИТ-менеджменту», а именно, методики анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах, выполняемых командами студентов бакалавриата направления «Бизнес-информатика» при изучении дисциплины «Практикум по ИТ-менеджменту», а также анализ результатов применения этой методики и выявление условий ее успешного применения.

Материалы и методы исследования. Дисциплина «Практикум по ИТ-менеджменту» преподается в Департаменте бизнес-информатики (ранее кафедра «Бизнес-информатики») Финансового университета с 2014 г. студентам бакалавриата направления «Бизнес-

информатика». Если в 2014 г. дисциплину изучили 2 студенческие группы, включающие около сорока студентов, то в 2021-2022 учебном году дисциплину изучили 7 студенческих групп очной формы обучения и 2 группы заочной формы обучения, включающих примерно двести студентов.

За прошедшие годы был накоплен огромный собственный опыт преподавания данной дисциплины, изучен опыт коллег по повышению эффективности преподавания, в том числе преподавания ИТ-дисциплин, проведены многочисленные эксперименты методического характера с целью повышения эффективности преподавания и достижения целей дисциплины. Критический анализ опыта преподавания дисциплины позволил усовершенствовать методику преподавания, детализировать ее,

наполнить пояснениями, элементами

визуализации, а также примерами реализации из конкретных учебных проектов.

Для студенческих учебных проектов было принято решение использовать ограниченный набор идей и понятий из указанных источников для создания учебной методики анализа изменений в управлении в ИТ. Так, из СОВГГ [4;11;12] была заимствована идея каскада целей. Кроме того, в разрабатываемой методике было

решено использовать стандарт КОЛЕС 15504 для оценки уровней зрелости ИТ-процессов.

Результаты исследования. Для удобства представления структура методики преподавания дисциплины «Практикум по ИТ-менеджменту» была визуализирована на рисунке 1. Серой заливкой выделена методика анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах, которая представлена в данной статье.

МП: Методика преподавания дисциплины «Практикум по ИТ-менеджменту»

МПС: Содержательная часть дисциплины

МПС1: Архитектурный подход

МПС2: Учебная методология разработки архитектуры предприятия

МПС3: Architecture Development Method (TOGAF)

МПС4: Методика анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах

МАП: Методические аспекты преподавания

МАП1: Проектный подход

МАП2: Кейс-метод

МАП3: Адаптивный кейс-менеджмент

МАП4: Методы дизай-мышления

Рисунок 1. - Место методики анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах в методике

преподавания дисциплины

Разработка методики преследовала достижение следующих целей.

1) Сформировать учебную модель управления ИТ (УчМУИТ), на основе которой команды студентов будут проводить анализ изменений в управлении ИТ для кейсов, разрабатываемых в рамках учебных проектов, учитывая тот факт, что все кейсы связаны с трансформацией бизнеса на основе применения ИТ.

2) Разработать алгоритм анализа изменений в управлении ИТ.

3) Привести примеры удачных элементов УчМУИТ из учебных проектов.

Исходя из целей методики авторы сформулировали требования, представленные в таблице 1, которым должна удовлетворять разрабатываемая методика.

Таблица 1. - Требования к методике анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах

№ Название Код Пояснение

1 Понятность П1 Имеется четкий алгоритм анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах

2 П2 Отдельные действия алгоритма, используемые в методике понятия, а также основные результаты действий алгоритма (артефакты, архитектурные документы, ...) знакомы студентам по предшествующим или параллельно изучаемым дисциплинам

3 П3 Имеются примеры элементов УчМУИТ

4 Реализуемость Р1 Все шаги алгоритма реально выполнить команде студентов за отведенное на учебный проект время без ущерба для остальных задач учебного проекта

Продолжение таблицы 1

№ Название Код Пояснение

5 Обоснованность О1 Методика основана на признанных международным сообществом стандартах, фреймворках, практиках, в том числе в области управления ИТ

6 Согласованность С1 Методика учитывает необходимость согласования бизнеса и ИТ

7 Результативность Р1 Следование методике позволяет студентам выявить основные изменения в управлении ИТ в кейсах, разрабатываемых в рамках учебных проектах

Для достижения целей методики на основе указанных выше требований была разработана УчМУИТ. В состав УчМУИТ входят ИТ-цели, согласованные с бизнес-целями; ИТ-метрики, которые предназначены для отслеживания степени достижения ИТ-целей; ИТ-процессы, которые реализуют ИТ-цели, а в случае сервисно-

ориентированных организаций также и ИТ-сервисы; ИТ-ресурсы, необходимые для выполнения ИТ-процессов, с выделением ИТ-людей и ИТ-систем, см. рисунок 2. В таблице 2 приведены рекомендуемые формы представления элементов УчМУИТ.

Бизнес-цели

ИТ-цели

ИТ-процессы

ИТ-ресурсы

ИТ-метрики

ИТ-сервисы

ИТ-люди

ИТ-системы

Рисунок 2. - Состав учебной модели управления ИТ Таблица 2. - Рекомендуемые формы представления элементов УчМУИТ

Элемент Рекомендуемые формы представления

ИТ-цели Таблица соответствия бизнес-целей и ИТ-целей

ИТ-метрики Таблица соответствия ИТ-целей и ИТ-метрик

ИТ-процессы - карта ИТ-процессов; - таблица соответствия ИТ-целей и ИТ-процессов; - радарная диаграмма с результатами оценки уровня зрелости ИТ-процесса

ИТ-сервисы - реестр ИТ-сервисов с выделением сервисов, реализуемых самой организацией, и сервисов, предоставляемых партнерами; - таблица соответствия ИТ-сервисов и ИТ-процессов (для сервисов, реализуемых самой организацией); - сокращенные соглашения об уровне услуг (SLA) (для сервисов, предоставляемых партнерами - поставщиками ИТ-услуг)

ИТ-люди (ИТ-ресурсы) - организационная структура ИТ-службы; - ролевая модель ИТ-службы

ИТ-системы (ИТ-ресурсы) - реестр ИС, используемых в ИТ-процессах для достижения ИТ-целей; - таблица соответствия ИТ-процессов и ИТ-систем

Представляемая методика анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах включает четыре укрупненных этапа, представленных в

таблице 3. Планирование перехода из текущего в целевое состояние УчМУИТ не входит в методику анализа изменений в управлении ИТ в

учебных проектах, но является частью общей для выявления разрывов между УчМУИТ

методики преподавания дисциплины «Практикум текущего состояния и УчМУИТ целевого

по ИТ-менеджменту», потому в данной статье не состояния по отдельным элементам УчМУИТ. рассматривается. В таблице 4 приводится анкета

Таблица 3. - Этапы методики анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах

№ Содержание этапа Входы* Выходы

1 Формирование УчМУИТ текущего состояния Исходные данные кейса Элементы УчМУИТ текущего состояния в рекомендуемых формах (таблица 2)

2 Формирование УчМУИТ целевого состояния Расширнные данные кейса с добавленными предложениями по трансформации бизнеса с помощью ИТ Элементы УчМУИТ целевого состояния в рекомендуемых формах (таблица 2)

3 Выявление разрывов между УчМУИТ текущего и целевого состояния УчМУИТ текущего состояния, УчМУИТ целевого состояния, анкета для выявления разрывов (табл. 4) Заполненная анкета с выявленными разрывами

4 Презентация изменений в управлении ИТ в учебном проекте Заполненная анкета с выявленными разрывами Слайд презентации

*Примечание. Предполагается, что в каждой ячейке таблицы в колонке «Входы» указан также вход «Методические рекомендации по выполнению учебного проекта по дисциплине «Практикум по ИТ-менеджменту».

Таблица 4. - Анкета для выявления разрывов между УчМУИТ текущего и целевого состояния

Элемент УчМУИТ Вопрос Шаблон ответа

ИТ-цели, согласованные с бизнес-целями Бизнес-цели изменились? Нет/Да, указать детали

ИТ-цели изменились? Нет/Да, указать детали

Соответствие бизнес-целей и ИТ-целей изменилось? Нет/Да, указать детали

ИТ-метрики ИТ-метрики изменились? Нет/Да, указать детали

Соответствие между ИТ-целями и ИТ-метриками изменилось? Нет/Да, указать детали

ИТ-процессы Состав карты ИТ-процессов изменился? Нет/Да, указать новые и удаленные ИТ-процессы

Произошли изменения в существующих ИТ-процессах? Нет/Да, указать детали

Соответствие между ИТ-целями ИТ-процессами изменилось? Нет/Да, указать детали

Уровень зрелости ИТ-процесса изменился? Нет/Да, указать уровень зрелости процесса

ИТ-сервисы Состав ИТ-сервисов, реализуемых самой организацией, изменился? Нет/Да, указать детали

Состав ИТ-сервисов, реализуемых партнерами, изменился? Нет/Да, указать детали

Соответствие между ИТ-сервисами и ИТ-процессами изменилось? Нет/Да, указать детали

ИТ-люди (ИТ-ресурсы) Организационная структура ИТ-службы изменилась? Нет/Да, указать детали

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ролевая модель ИТ-службы изменилась? Нет/Да, указать детали

ИТ-системы (ИТ-ресурсы) Реестр ИС, используемых в ИТ-процессах для достижения ИТ-целей, изменился? Нет/Да, указать детали

Соответствие между ИТ-процессами и ИТ-системами изменилось? Нет/Да, указать детали

На рисунках 3-8 приведены примеры студентами в ходе выполнения учебных

элементов модели управления ИТ, разработанные проектов. На рисунке 3 показан пример

взаимосвязи бизнес-целей, ИТ-целей и ИТ-процессов, выполненный на основе СОВГГ. Данный рисунок является более компактной версией сразу двух рекомендованных форм представления двух элементов УчМУИТ: таблицы соответствия бизнес-целей и ИТ-целей и таблицы соответствия ИТ-целей и ИТ-процессов. На рисунке 4 приведен пример карты ИТ-процессов целевого состояния с результатами gap-анализа (анализ разрывов между текущим и целевым состоянием), разработанный студентами на основе референтной модели процессов СОВГГ.

На рисунке отображено не только разделение ИТ-процессов на группы, но и цветом выделены ИТ-процессы, которые планируется изменить, новые ИТ-процессы, а также ИТ-процессы, которые останутся без изменений в результате планируемой трансформации бизнеса.

Рисунок 5 демонстрирует пример организационной структуры ИТ-отдела с выделением должности, которую планируется устранить и передать ее функции на аутсорсинг. Рисунок 6 представляет пример ролевой модели ИТ-службы.

Рисунок 3. -Пример взаимосвязи бизнес-целей, ИТ-целей и ИТ-процессов. Авторы учебного проекта: студенты

Журавлева А.Н., Кравченко Е.А., Петров В.Д.

Рисунок 4. -Пример карты ИТ-процессов целевого состояния с результатами gap-анализа. Авторы учебного проекта: студенты Суслова А.Ю., Слайковская А.Б., Белоус Н.С.

Рисунок 5. -Пример организационной структуры ИТ-отдела. Авторы учебного проекта: студенты

Акаевич А.В., Лапшина В.А., Потапова Е.А.

Должность Роль

Руководитель ИТ отдела - Руководитель цифровой трансформации - Управляющий ИТ отделом - Координатор деятельности ИТ отдела

Engine-разработчик - Администратор баз данных - Интегратор с каналами распределения - Ruby-разработчик - Специалист по поддержке работоспособности облачной системы

Специалист по поддержке ИТ инфраструктуры - Специалист по установке и обслуживанию серверов - Системный инженер - Администратор безопасности сети и данных

Системный администратор - Администратор локальных сетей - Администратор ПО и операционных систем - Специалист по поддержке внутренних пользователей

Рисунок 6. -Примерролевой модели ИТ-службы. Авторы учебного проекта: студенты Акаевич А.В., Лапшина В.А., Потапова Е.А.

На рисунке 7 показан пример реестра метрик ИТ-процессов, включающего название ИТ-процесса, название метрики ИТ-процесса, а также формулы расчета метрик. Рисунок 8

демонстрирует пример оценки уровней зрелости текущего и целевого состояния ИТ-процесса «Управление непрерывностью» по пяти критериям.

Название ИТ процесса Название метрики Формула расчета

АРО08 Управление отношениями 1. Коэффициент заявок закрытых с первого раза на 1 сотрудника компании. 2. Степень удовлетворенности клиентов 1. Количествоуспешно решенных запросов с первого раза / общее количество запросов любого приоритета / кол-во сотрудников. 2. Суммарная оценка деятельности службы поддержки/количество клиентов

DSS06 Управление контроля БП 1. Коэффициент автоматизации бизнес-процессов Бизнес-процессы поддерживаемые ИТ / общее количество бизнес-процессов

МЕА03 Мониторинг, оценка и анализ соответствия внешним требованиям 1. Затраты, связанные с несоответствием, включая выплаты и штрафы 1. Общая сумма затрат, связанных с несоответствием, включая выплаты и штрафы в разрезе месяца

EDM05 Обеспечение прозрачности для ЗС 1. Процент проектной документации, выложенной на портал 1. Проектная документация, выложенная на портал / Весь объем проектной документации* 100

Рисунок 7. -Пример метрик ИТ-процессов с формулами расчета. Авторы учебного проекта: студенты Суслова А.Ю., Слайковская А.Б., Белоус Н.С.

Рисунок 8. -Пример оценки уровней зрелости текущего и целевого состояния ИТ-процесса «Управление непрерывностью». Авторы учебного проекта: Суслова А.Ю., Слайковская А.Б., Белоус Н.С.

Представленная методика анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах прошла апробацию в Финансовом университете в 2021-2022 учебном году в процессе обучения дисциплине «Практикум по ИТ-менеджменту». В указанном учебном году дисциплину изучили семь студенческих групп очной формы обучения и две группы заочной формы обучения, включающих примерно двести студентов. Проведенный анализ показал, что представленная методики достигает заявленных целей. Результаты анализа степени выполнения

требований, перечисленных в таблице 1, предлагаемой методикой приведен в таблице 5. Как видно из таблицы 5, степень выполнения методикой требований «Реализуемость» и «Результативность» напрямую зависит от наличия в команде выполняющих учебный проект участников студентов, успешно освоивших предшествующие дисциплины. При несоблюдении данного условия команды не способны провести анализ изменений в управлении ИТ для своего кейса в полном объеме.

Таблица 5. - Степень выполнений требований методикой

Требование Степень выполнения требований методикой

№ Название Код

1 Понятность П1 В полной мере

2 П2 В полной мере

3 П3 В полной мере

4 Реализуемость Р1 В полной мере - для студентов, выполнявших учебный план дисциплины «Практикум по ИТ-менеджменту», а также выполнивших успешно («Отлично» или «Хорошо») учебные планы предшествующих дисциплин. Команды, включающие таких студентов, выполняют все шаги алгоритма методики за отведенное на учебный проект время без ущерба для остальных задач учебного проекта. Частично - для остальных студентов

5 Обоснованность О1 В полной мере

6 Согласованность С1 В полной мере

7 Результативность Р1 В полной мере - для студентов, выполнявших учебный план дисциплины «Практикум по ИТ-менеджменту», а также выполнивших успешно («Отлично» или «Хорошо») учебные планы предшествующих дисциплин. Команды, включающие таких студентов, выявляют основные изменения в управлении ИТ в своих кейсах. Частично - для остальных студентов

Заключение. Представленная в статье методика анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах, выполняемых командами студентов бакалавриата направления «Бизнес-информатика», является составной частью общей методики преподавания дисциплины «Практикум по ИТ-менеджменту», разработанной и развиваемой в Департаменте бизнес-информатики Финансового университета на протяжении десяти лет. Методика включает упрощенную учебную модель управления ИТ, основанную на ряде признанных международным сообществом стандартов, практик, методологий управления ИТ, а также алгоритм анализа изменений в управлении ИТ в ученых проектах, использующий предложенную модель.

Апробация представленной методики показала достижение заявленных целей. Кроме этого, было выявлено необходимое условие успешного применения представленной

методики. Этим условием является наличие в проектной команде студентов, которые успешно прошли обучение таким предшествующим дисциплинам, как «Архитектура организации», «Инжиниринг бизнеса», «Управление ИТ-проектом» и «Управление ИТ-сервисами». Данный факт подтверждает высказанное в [2-3] утверждение, что дисциплина «Практикум по ИТ-менеджменту» способствует выявлению у студентов пробелов в изучении дисциплин учебного плана, накопленных к концу третьего года обучения в бакалавриате направления «Бизнес-информатика».

Представленная методика анализа изменений в управлении ИТ в учебных проектах может быть рекомендована преподавателям и методистам при формировании методик преподавания дисциплин, предполагающих творческую разработку кейсов по трансформации бизнеса с использованием ИТ.

Литература:

1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 20. - Ст. 2901.

2. Точилкина Т.Е. Опыт обучения информационным технологиям в вузе на примере дисциплины «Практикум по ИТ-менеджменту» / Т.Е. Точилкина // Материалы Международной научной конференции «Информатизация непрерывного образования - 2018»: в 2 т. - М.: РУДН, 2018. - Т.1. - С. 505-509.

3. Точилкина Т.Е. Инновации в преподавании ИТ-дисциплины: анализ опыта: сборник научных трудов / Т.Е. Точилкина // Материалы участников Национальной научно-практической конференции «Стратегические ориентиры развития высшей школы -2019». - М.: КноРус, 2019. - С. 122-130.

4. Точилкина Т.Е. Методика преподавания дисциплины «Практикум по ИТ-менеджменту» / Т.Е. Точилкина // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2020. - Т. 16. - № 3. -С. 730-744. DOI 10.25559/SITIT0.16.202003.730-744.

5. Vasilieva E.V., Tochilkina T.E. Design thinking and process transformation: synergy of these approaches [Электронный ресурс] // ICID 2019 - Proceedings of the 1st International Conference of Information Systems and Design: CEUR. - 2020. - Режим доступа: http://ceur-ws.org/Vol-2570/paper22.pdf

6. Исследование разрывов в уровне востребованных цифровых компетенций: взгляд со стороны работодателя и студента: сборник статей / Е.В. Васильева, Т.В. Гаибова, И.Е. Денежкина, О.А. Морозова, Т.Е. Точилкина // Операционный и проектный менеджмент: стратегии и тенденции /

Материалы международной научно-практической конференции Финуниверситета. - Москва. - 2021. - С. 224-231.

7. Морозова О.А., Алтухова Н.Ф. Подготовка к профессиональной проектной деятельности: задачи вуза / О.А. Морозова, Н.Ф. Алтухова // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 1 (150). - С. 52-61.

8. Зараменских Е.П. Менеджмент: бизнес-информатика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е.П. Зараменских. -Москва: Юрайт. - 2022. - 407 с.

9. Батракова И.С., Глубокова Е.Н. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования / И.С. Батракова, Е.Н. Глубокова, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 8-9. -С. 9-19.

10. Мишин И.Н. Реализация проектной деятельности в системе студентоцентрированного обучения / И.Н. Мишин // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31. - № 3. - С. 140-151.

11. Moudoubah, L., Mansouri, K., Qbadou, M. (2022). COBIT 5 Concepts: Towards the Development of an Ontology Model. In: Maleh, Y., Alazab, M., Gherabi, N., Tawalbeh, L., Abd El-Latif, A.A. (eds) Advances in Information, Communication and Cybersecurity. ICI2C 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 357. Springer, Cham. - Режим доступа: https://doi.org/10.1007/978-3-030-91738-8_24

12. Энрикес Д., Перейра Р., Альмейда Р., Мира да Сильва М. Факторы эффективного управления в сфере информационных технологий / Д. Энрикес, Р. Перейра, Р. Альмейда, М. Мира да Сильва // ФОРСАЙТ. - 2020. -Т. 14. - № 1. - С. 48-59.

References:

1. On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 20172030: Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 N 203 // Collected Legislation of the Russian Federation. - 2017. - № 20. - Art. 2901.

2. Tochilkina T.E. The experience of teaching information technology at the university on the example of the discipline "Workshop on IT management" / T.E. Tochilkina // Proceedings of the International Scientific Conference "Informatization of Lifelong Education -2018": in 2 volumes. - M.: RUDN University, 2018. - V.1. -S. 505-509.

3. Tochilkina T.E. Innovations in teaching IT disciplines: an analysis of experience: a collection of scientific papers / T.E. Tochilkina // Materials of the participants of the National Scientific and Practical Conference "Strategic guidelines for the development of higher education - 2019". - M.: KnoRus, 2019. - S. 122130.

4. Tochilkina T.E. Methodic of teaching the discipline "Workshop on IT management" / T.E. Tochilkina // Modern information technologies and IT education. - 2020. - T. 16. - № 3. - S. 730-744. DOI 10.25559/SmTO.16.202003.730-744.

5. Vasilieva E.V., Tochilkina T.E. Design thinking and process transformation: synergy of these approaches [Electronic resource] // ICID 2019 - Proceedings of the 1st International Conference of Information Systems and Design: CEUR. - 2020. - Access mode: http://ceur-ws.org/Vol-2570/paper22.pdf

6. Study of gaps in the level of demanded digital competencies: a view from the stand point of the employer and the student: a collection of articles / E.V. Vasilyeva, T.V. Gaibova, I.E. Denezhkina, O.A. Morozova, T.E.

Tochilkina // Operational and project management: strategies and trends / Proceedings of the international scientific and practical conference of the Financial University. - Moscow. - 2021. - S. 224-231.

7. Morozova O.A., Altukhova N.F. Preparation for professional project activities: tasks of the university / O.A. Morozova, N.F. Altukhova // Kazan Pedagogical Journal. -2022. - № 1 (150). - S. 52-61.

8. Zaramenskikh E.P. Management: business informatics: textbook and workshop for secondary vocational education / E.P. Zaramensky. - Moscow: Yurait.

- 2022. - 407 p.

9. Batrakova I.S., Glubokova E.N. Changes in the pedagogical activity of a university teacher in the conditions of digitalization of education / I.S. Batrakova, E.N. Glubokova, S.A. Pisareva, A.P. Tryapitsyna // Higher education in Russia. - 2021. - T. 30. - № 8-9. - S. 9-19.

10. Mishin I.N. Implementation of project activities in the system of student-centered learning / I.N. Mishin // Higher education in Russia. - 2022. - T. 31. - № 3. - S. 140151.

11. Moudoubah, L., Mansouri, K., Qbadou, M. (2022). COBIT 5 Concepts: Towards the Development of an Ontology Model. In: Maleh, Y., Alazab, M., Gherabi, N., Tawalbeh, L., Abd El-Latif, A.A. (eds) Advances in Information, Communication and Cybersecurity. ICI2C 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 357. Springer, Cham. - Access mode: https://doi.org/10.1007/978-3-030-91738-8_24

12. Enriquez D., Pereira R., Almeida R., Mira da Silva M. Factors of effective management in the field of information technology / D. Enriquez, R. Pereira, R. Almeida, M. Mira da Silva // FORESIGHT. - 2020. - T. 14.

- № 1. - S. 48-59.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторах:

Точилкина Татьяна Евгеньевна (г. Москва, Россия), кандидат технических наук, доцент, доцент Департамента бизнес-информатики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, e-mail: ttoch@mail.ru

Морозова Ольга Анатольевна (г. Москва, Россия), кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры финансовых технологий, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, e-mail: oamorozova@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.