Семеренко И.В., Нуждин Р.В., Совик Л.Е.
МЕТОДИКА АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ДОХОДА
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, Воронежский государственный университет инженерных технологий, Полесский государственный университет
Ключевые слова: анализ и прогнозирование, предпринимательский доход, матричный метод, аддитивная модель, алгоритм оценки.
Аннотация: рассмотрена целесообразность применения инструментов процессного управления «по целям» для анализа и прогнозирования предпринимательского дохода; представлен аналитический алгоритм оценки предпринимательского дохода, реализующего матричный метод обработки информации; описаны этапы алгоритма; обоснована аддитивная модель предпринимательского дохода на основе баланса денежных поступлений и выбытий.
Keywords: analysis and forecasting, business income, matrix method, additive model, evaluation algorithm.
Abstract: The feasibility of the use of tools "by objectives" process-governance for the analysis and forecasting of business income; an analytical algorithm entrepreneurial income evaluations, implementing a matrix method of processing information; algorithm steps described; justified additive model business income based on the balance of cash inflows and outflows.
В качестве инструментария маркетингового анализа в настоящее время целесообразно использовать такие, которые реализуют экономические методы управления, в том числе анализ факторов, влияющих на величину предпринимательского дохода организаций на основе системного подхода.
Традиционно методы маркетингового анализа
предпринимательского дохода ограничиваются оценкой возможностей сокращения расходов на оплату труда в составе издержек экономической деятельности [3-5]. Однако, уже не вызывает сомнение тот факт, что действенность успехов в бизнесе зависит от объективности системы анализа и прогнозирования предпринимательского дохода, в том числе других его элементов, как атрибута процесса управления «по целям» [1-2].
Существующие методические подходы к использованию
экономической категории предпринимательского дохода в маркетинговом анализе сводятся к рассмотрению либо его структурных элементов (в статике и динамике), либо в сочетании с другими показателями (коэффициентный метод), то есть в данном контексте предпринимательский доход рассматривается как результат достижения цели без выяснения причин данного следствия. Устранить этот недостаток может матричный аналитический метод, который увязывает в одно целое (систему) разнородные, но одновременные процессы, отражаемые в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Матричный метод маркетингового анализа факторов, влияющих на величину предпринимательского дохода, основан на использовании модели, элементы которой отражают взаимосвязь разнородных, но взаимозависимых экономических показателей. Значения названной модели определяются по правилам, которые продиктованы формой бухгалтерского баланса организации, способной в достаточной степени свободно трансформироваться в матрицу, где по горизонтали расположены статьи актива (имущество), а по вертикали - статьи пассива (источники средств).
Алгоритм маркетингового анализа и прогнозирования предпринимательского дохода состоит из нескольких этапов (рисунок 1).
Этап 1. Комплексно оценивается бизнес-деятельность исследуемых организаций. На данном этапе составляется сокращенная форма отчетной информации по анализируемым организациям. Статьи баланса группируются по однородному признаку в соответствии с выбранными нами размерами матрицы (10 х 10).
Этап 2. Разрабатываются аналитические таблицы: матричные балансы на начало и конец года, динамические балансы за годы исследования, балансы денежных поступлений и расходов.
Первые два баланса составляются по следующему правилу: в соответствии с выбранным размером матрицы статьи актива отражаются по горизонтали, пассива - по вертикали; в точном соответствии с данными бухгалтерского баланса заполняется балансовая строка и графа матрицы; начиная с первой строки актива баланса подбираются источники средств, находящиеся в распоряжении организации. Динамический баланс выполняется на основе первых двух как изменение средств по результатам на год («+» увеличение, «-» уменьшение). Баланс денежных поступлений и расходов рассчитывается на основе предыдущего баланса, а также данных сокращенной отчетной информации, полученной на первом
этапе.
1 этап <
3 этап
4 этап <
Алгоритм управленческого _анализа_
Комплексная оценка финансово-
экономического состояния _организаций_
Формирование аналитической базы _
£
ФорФирование матричных налон-сов на начало и конец периода
Формировано^ динамического матдичбого баланса за параод
Формирование баланса денежных _доходов и расходов
Расчет уровня предпринимательского
дохода и выявление факторов, влияющих на его формидование
Расчет бормативбого соотбошебия
предпринимательского дохода и _стоимости продаж (ПДо)
Корректировка
Разработка прогнозной _информации_
Расчет прогбозбого соотбошебия предпринимательского дохода и стоимости продаж (ПДп) (12
Рисунок 1 - Алгоритм маркетингового анализа и прогноза предпринимательского дохода на основе матрично-динамического
метода
2 этап
5 этап
Этап 3. Анализируются показатели аналитических таблиц, полученные на этапе 2. Выполняется расчет предпринимательского дохода и определяются факторы, оказывающие влияние на его величину по разработанной нами аддитивной модели.
Математическая аддитивная модель расчета предпринимательского дохода на основе баланса денежных поступлений и выбытия средств организации:
пд=адс ±акз ±ако ±анд ± ауд ±арк ±адз ±щ ±кфв--ОНД+Ср - Дт +тнп±уфд±жзп- ПрД
где: адс. - изменение денежных средств за ьый год;
дп. - доходы поставщиков сырьевых ресурсов ьго года;
АЩ - изменение долгосрочных кредитов и займов и отложенных
налоговых обязательств за ьый год;
Ако.. - изменение краткосрочных обязательств за ьый год;
Анд. - изменение немобильных активов и отложенных налоговых активов за ьый год;
АУД 1 - изменение уставного и добавочного капитала за ьый год;
АРК - изменение резервного капитала за ьый год;
АДЗ. - изменение дебиторской задолженности за ьый год;
Азз. - изменение запасов и затрат за ьый год;
АКФЦ - изменение краткосрочных финансовых вложений за ьый год;
ОНД - отложенные налоговые активы ьго года;
СР1 - совокупные расходы за ьый год;
ТНП1 - текущий налог на прибыль и отложенные налоговые
обязательства ьго года;
УФД1 - влияние событий после отчетной даты в ьом году;
АКЗП. - изменение кредиторской задолженности и прочих краткосрочных обязательств в ьом году;
ПрД1 - прочие доходы в ьом году.
Этап 4. Составляется прогнозная информация по организации, используя традиционные методы бизнес-планирования и матричные балансы. На основе значений статей этих данных рассчитывается величина прогнозного предпринимательского дохода по приведенной выше аддитивной модели. Величина прогнозного коэффициента
соотношения предпринимательского дохода и стоимости продаж сопоставлена с аналогичными данными нормативного значения.
В случае отрицательного отклонения, структура прогнозного баланса подлежит корректировке с целью получения нормативного соотношения.
Этап 5. На основе произведенных расчетов и формирования заключения об оптимальной структуре прогнозной отчетной информации осуществляется краткосрочное бизнес-планирование с целью оптимизации величины предпринимательского дохода.
Предложенная модель может быть использована для целей: оценки финансового положения организации за исследуемый период; прогнозирования финансово-экономической ситуации в будущем; использования прогнозных значений предпринимательского дохода для целей бизнес-планирования; установления оптимального уровня маркетинговой активности; выявления факторов, оказывающих позитивное и негативное влияние на предпринимательский доход.
Список литературы
1. Брянцева Л.В. Системная методология технологических процедур сбалансированного управления развитием перерабатывающих организаций // Вестник ИНЖЕКОНа. Серия: Экономика. -2008. -№ 3 (22).- С. 22-33.
2. Брянцева Л.В., Полозова А.Н. Реинжиниринг как инструмент конкурентоспособных преобразований: особенности процессного подхода // Сахар. -2008.- № 9.- С. 19-22.
3. Полозова А.Н., Григорьева В.В. Экономия затрат через совершенствование оплаты труда // Пищевая промышленность. -2002. -№ 12. С. 30.
4. Полозова А.Н., Брянцева Л.В., Гребнева И.В. Издержки бизнес-деятельности: управленческий анализ по статьям и элементам // Сахар.- 2006.- № 10. -С. 19-22.
5. Полозова А.Н., Брянцева Л.В., Хорохордин Д.Н. Методика управленческого анализа издержек промышленно-производственных организаций // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 4. С.360-369.