Научная статья на тему 'Методика аналитического учета и классификации фильмокопий в фонде длительного хранения'

Методика аналитического учета и классификации фильмокопий в фонде длительного хранения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
классификация фильмокопий / признаки фильмокопий / кино / classification of film copies / signs of film copies / cinema

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А.В. Блинников, Т.П. Мансурова

В статье рассмотрена методика аналитического учета и классификации фильмокопий в фонде длительного хранения на примере КГАУК «Енисей кино». Авторами предлагается организовать аналитический учет фильмокопий по видам фильмов в соответствии с их классификацией. Классификация фильмокопий осуществляется в соответствии с их характеристикой по постоянным и переменным признакам. Постоянными признаками фильмокопии являются цвет и формат кинопленки, на которой изготовлена фильмокопия, первоначальная длина фильма, вид и название фильма и др. К переменным признакам относятся параметры, характеризующие техническое состояние фильмокопии. Следует учитывать, что каждой фильмокопии, поступившей в прокат, присваивается инвентарный номер (код), который также характеризует ее по ряду постоянных признаков. При реализации методики учитывались хроникально-документальные фильмы различных классификаций, хранящихся в Красноярском и Канском отделениях КГАУК «Енисей кино» общим количеством 3458 фильмокопий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology for analytical accounting and classification of film copies in the long-term storage fund

The article considers the method of analytical accounting and classification of film copies in the fund of long-term storage on the example of "Yenisei Kino". The authors propose to organize an analytical accounting of film copies by types of films in accordance with their classification. The classification of film copies is carried out in accordance with their characteristics according to constant and variable attributes. The constant attributes of a film copy are the color and format of the film on which the film copy was made, the original length of the film, the type and title of the film, etc. Variable attributes include parameters characterizing the technical condition of the film copy. It should be noted that each film copy received for hire is assigned an inventory number (code), which also characterizes it by a number of constant attributes. When implementing the methodology, newsreel-documentary films of various classifications were taken into account, stored in the Krasnoyarsk and Kansk branches of the "Yenisei Kino" with a total of 3458 film copies.

Текст научной работы на тему «Методика аналитического учета и классификации фильмокопий в фонде длительного хранения»

Methodology for analytical accounting and classification of film copies in the long-term storage fund

A.V. Blinnikov1'2'3'*, T.P. Mansurova4

1 Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia

2 Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia

3 Regional Government-Owned Publicly Funded Institution of Culture "Enisey Kino", Krasnoyarsk, Russia

4 Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations, Krasnoyarsk, Russia

*E-mail: blinshur@yandex.ru

Abstract. The article considers the method of analytical accounting and classification of film copies in the fund of long-term storage on the example of "Yenisei Kino". The authors propose to organize an analytical accounting of film copies by types of films in accordance with their classification. The classification of film copies is carried out in accordance with their characteristics according to constant and variable attributes. The constant attributes of a film copy are the color and format of the film on which the film copy was made, the original length of the film, the type and title of the film, etc. Variable attributes include parameters characterizing the technical condition of the film copy. It should be noted that each film copy received for hire is assigned an inventory number (code), which also characterizes it by a number of constant attributes. When implementing the methodology, newsreel-documentary films of various classifications were taken into account, stored in the Krasnoyarsk and Kansk branches of the "Yenisei Kino" with a total of 3458 film copies.

Keywords: classification of film copies, signs of film copies, cinema

УДК 681.775.5

Методика аналитического учета и классификации фильмокопий в фонде длительного хранения

А.В. Блинников 1'2'3'*, Т.П. Мансурова4

1 Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия

2 Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия

3 КГАУК «Енисей-кино», Красноярск, Россия

4 Красноярский краевой Дом науки и техники РосСНИО, Красноярск, Россия

*E-mail: blinshur@yandex.ru

Абстракт. В статье рассмотрена методика аналитического учета и классификации фильмокопий в фонде длительного хранения на примере КГАУК «Енисей кино». Авторами предлагается организовать аналитический учет фильмокопий по видам фильмов в соответствии с их классификацией. Классификация фильмокопий осуществляется в соответствии с их характеристикой по постоянным и переменным признакам. Постоянными признаками фильмокопии являются цвет и формат кинопленки, на которой изготовлена фильмокопия, первоначальная длина фильма, вид и название фильма и др. К переменным признакам относятся параметры, характеризующие техническое состояние фильмокопии. Следует учитывать, что каждой фильмокопии, поступившей в прокат, присваивается инвентарный номер (код), который также характеризует ее по ряду постоянных признаков. При реализации методики учитывались хроникально-документальные фильмы различных классификаций, хранящихся в Красноярском и Канском отделениях КГАУК «Енисей кино» общим количеством 3458 фильмокопий.

Ключевые слова: классификация фильмокопий, признаки фильмокопий, кино

1. Введение

В настоящее время контент социальной направленности, например, в области

противопожарной безопасности, безопасности жизнедеятельности, теологическое или

атеистическое кино и видео размышления, антиалкогольные ленты и пропаганда здорового образа жизни, документальное кино о крае и деятелях культуры, художниках, фильмы о строительстве ГЭС, учебное кино о дорожном движении, хроникальные киноработы исторической направленности и многое другое социокультурно и историческое многообразие в нынешнем, современном цифровом наполнении платформ соцсетей, хабов и «пабликов», по большей части, не востребовано, так как этот контент мало «лайкают», это, как правило, не «продаётся» и после этого «надо думать» и т.д. Рейтинговый и массовый интерес вызывает «шокконтент», агрессивная подача «горячего» материала, сталкивание и стравливание противостоящих социальных групп, провокационные материалы и жонглирование фактами, интерпретациями и «толкованиями» тех или иных объективных и субъективных кризисных

явлений. Потому весьма познавательно обратиться к опыту ведения информационной, культурной, социальной и учебно-профилактической работы «доцифровой» эпохи. На примере киноработ 70-х и 80-х годов виден количественный и процентный состав тематического наполнения фильмофонда времён плановой экономики [1].

В фильмофонде КГАУК «Енисей кино» хранится большое количество фильмокопий [2]. Часть киноплёнок утилизировалась и списывалась, согласно установленным нормативам. Часть хранилась и ремонтировалась, несмотря на нормативные предписания, поскольку свою роль играла уникальность и значимость той или иной фильмокопии. После 1999 года было принято решение собирать киноматериал и накапливать его для дальнейшего использования, при этом «битая» и бракованная плёнка по-прежнему подлежала утилизации, но на этот процесс уже смотрели через призму «надо сохранить и передать потомкам».

После открытия «Музея кино» в рамках КГАУК «Енисей кино» и после 2014 года, когда киноплёнка официально уступила своё место цифровым форматам 4 К, 8 К и 12 К, ситуация с сохранением и обновлением фильмофонда стала совершенно иной [3]. Фильмопрокат на киноплёнке полностью прекратился, и основная деятельность свелась к фильмопроверке, срочному и среднесрочному ремонту фильмокопий, систематическому увлажнению носителей и заботе о фильмофонде.

2. Методы и материалы

Методика аналитического учета базируется на формальном аппарате [4-8] и позволяет упорядочить процесс в области сохранения фильмофонда. Аналитический учет фильмокопий ведется по видам фильмов в соответствии с их классификацией. Классификация фильмокопий осуществляется в соответствии с их характеристикой по постоянным и переменным признакам.

К постоянным признакам каждой отдельно взятой фильмокопии относятся: цвет и формат кинопленки, на которой изготовлена фильмокопия, первоначальная длина фильма, вид и название фильма и др. Переменным признаком является техническое состояние фильмокопии.

Каждой фильмокопии, поступившей в прокат, присваивается инвентарный номер (код), который характеризует ее по ряду постоянных признаков. В первых трех знаках этого кода присваивается шифр каждому постоянному признаку или группе признаков, характеризующих поступившую в кинопрокат фильмокопию, а в последующих знаках отражаются: порядковый номер фильма определенного названия и порядковый номер фильмокопии этого фильма (при поступлении нескольких фильмокопий одного и того же

названия фильма). Количество этих последующих знаков зависит от запаса фильмокопий, находящихся в фильмохранилище, и копий одного и того же наименования фильма.

Первые три знака, независимо от запаса фильмокопий, присутствуют в каждом инвентарном номере, так как содержат шифры классификационных характеристик фильмокопии.

3. Реализация методики и обсуждение результатов

Порядок классификации и кодификации фильмокопий по их постоянным признакам приводится в таблице 1. При наличии небольшого количества фильмокопий по кинофильмам одного и того же названия инвентарный номер состоит из семи знаков, из которых 4-й, 5-й и 6-й обозначают порядковый номер фильма определенного названия, а 7-й - порядковый номер копии одного и того же названия фильма.

Таблица 1. Классификация и кодификация фильмокопий по их постоянным признакам.

№ Постоянные признаки киноплёнки Первый Второй Третий

знак кода знак кода знак кода

1 Первый знак кода представляет собой шифр по

цвету фильмокопий:

- цветные; 1 - -

- черно-белые 2 - -

2 Второй знак кода представляет собой шифр по

ряду общих признаков, характеризующих

фильмокопии:

- широкопленочные полнометражные 35-мм; - 1 -

- узкопленочные полнометражные 16-мм; - 2 -

- широкопленочные короткометражные 35-мм - 3 -

- узкопленочные короткометражные 16-мм; - 4 -

- широкоэкранные полнометражные 35-мм; - 5 -

- широкоэкранные короткометражные 35-мм; - 6 -

- широкоформатные полнометражные 70-мм; - 7 -

- широкоформатные короткометражные 70-мм; - 8 -

- немые всех видов - 9 -

3 Третий знак кода представляет собой шифр вида

фильма, характеризующий его как творческое

произведение:

художественные фильмы - - 1

хроникально-документальные - - 2

научно-популярные - - 3

учебные - - 4

периодические журналы - - 5

4 В третьем знаке в случае необходимости может

быть представлена дальнейшая детализация

фильмокопий, например:

оперативная информация по науке и технике - - 6

рекламные ролики - - 7

и так далее... - - -

При большом количестве копий фильмов одного названия инвентарный номер состоит из 9 знаков, из которых 4-й, 5-й, 6-й и 7-й знаки обозначают порядковый номер фильма определенного названия, а последние два - порядковый номер копии одного и того же названия.

При наличии малых запасов количество знаков кода, следующих за первыми тремя, может быть уменьшено. Пример кодификации цветных фильмокопий при 7-значных инвентарных номерах в соответствии с их классификацией представлен в таблице 2.

Таблица 2. Кодификация цветных фильмокопий при 7-значных инвентарных номерах в соответствии с их классификацией.

№ Классификация Формат Художест- Хронико- Научно- Учебные Киножур-

киноплёнки мм венные документальные популярные налы

1 Широкопленочные 35 1110000 1120000 1130000 1140000 -

2 полнометражные Узкопленочные 16 1210000 1220000 1230000 1240000 -

3 полнометражные Широкопленочные 35 1310000 1320000 1330000 1340000 1350000

4 короткометражные Узкопленочные 16 1410000 1420000 1430000 1440000 1450000

5 короткометражные Широкоэкранные 35 1510000 1520000 1530000 1540000 1550000

6 полнометражные Широкоэкранные 35 1610000 1620000 1630000 1640000 1650000

7 короткометражные Широкоформатные 70 1710000 1720000 1730000 1740000 -

8 полнометражные Широкоформатные 70 1810000 1820000 1830000 1840000 -

9 короткометражные Немые всех видов 1910000 1920000 1930000 1940000 -

Общее число хроникально-документальных фильмов различных классификациях, например, по кодам №№ 21,31, 41, 13, 62, 63, 14, 12 32, 33, 34, 38, 42, 43, 44, 22 и 23, хранящихся в Красноярском и Канском отделениях КГАУК «Енисей кино» - три тысячи четыреста пятьдесят восемь фильмокопий.

Из них 1661 хроникально-документальных кинолент на 35 мм плёнке и 359 кинолент на 16 мм плёнке находятся Красноярске (см. таблицу 3). В отделения поступило 450 кинолент на 35 мм плёнке из Северного архива, привезённые навигационным путём по Енисею из города Норильска.

Таблица 3. Кинохроника на плёнках 35 мм и 16 мм в Красноярске.

№_Кинохроника_Количество наименований

11 Хроникально-документальные фильмы 35 мм 1661

22 Хроникально-документальные фильмы из 457

Норильска (Северный архив) 35 мм

33 Хроникально-документальные фильмы 16 мм 359

Всего 2470

В Канском отделении фильмофонда 988 хроникально-документальных кинолент. Из них 967 фильмов на 35 мм плёнке, и 21 кинолента на 16 мм плёнке (см. таблицу 4).

Таблица 4. Кинохроника на плёнках 35 мм и 16 мм в г. Канске.

№ Кинохроника Количество наименований

11 Хроникально-документальные фильмы 35 мм 967

22 Хроникально-документальные фильмы 16 мм 21

Всего 988

В настоящее время 457 кинокопий Северного архива находятся в информационной обработке. По Красноярскому отделению информационная картина, следующая:

• 92 фильма о спорте и туризме;

• 73 документальных, мультипликационных, научно-популярных фильма на тему борьбы с алкоголизмом, наркоманией, никотиновой зависимостью и пропагандой трезвости;

• 42 хроникально-документальные киноленты, посвящённые тематике «пожарная безопасность»;

• 14 лент про аварию на ЧАЭС, Чернобыль, радиацию и последствия лучевой болезни;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• 14 кинолент на тему «Право. Воспитание»; большая часть из этих работ -художественные;

• 73 фильмокопии по вопросам гражданской обороны;

• 17 лент о Викторе Петровиче Астафьеве, а также фильмов по его произведениям;

• 95 фильмов про «Дорожное движение», из них 24 для детской аудитории;

• 65 фильмокопий о Красноярском крае.

3.1. Жанровая классификация фильмокопий

В фильмофонде есть уникальные киноленты. Например, «Огонь для нас» 1983 года производства, режиссёр С. Лосев (рисунок 1). Фильм о русском учёном, академике Василии Петрове, основоположнике электрометаллургии и гальваники. В 1802 году Василий Владимирович Петров стал первым в мире, кто открыл явление электрической дуги. Батарея Василия Петрова мощностью 1700 вольт состояла из 4200 медных и цинковых дисков размером 35 миллиметров. В качестве электролита использовался нашатырный спирт.

Рисунок 1. Афиша фильма С. Лосева «Огонь для нас».

На рисунок 2 представлена афиша фильма «Рассказы о Ленине», Мосфильм, 1958 год, режиссёр С. Юткевич. Фильм о событиях 1917 года, когда Ленин должен был быть в Финляндии, и о событиях 1923 и 1924 годов о последних месяцах жизни Владимира Ильича в Горках.

В число уникальных кинолент также входит фильм «Александр Ведерников: тихая моя Родина», ЦСДФ (РЦСДФ), 1988 год, режиссёр С. Раздорский. Лента о творческой и человеческой судьбе солиста Большого театра Александра Ведерникова; фильм «Есть ли предел?», Центрнаучфильм (ЦНФ), 1979 год, режиссёр А. Бабаян. Фильм рассказывает о пределе возможностей человека в большом спорте и о научном направлении «Антрополмаксимологии»; фильм «Внимание - неизвестный», 1986 год, режиссёр Сергей Шпаковский, фильм о противопожарной безопасности с героями фильма-сказки "Золотой ключик" и фильм «Площадь революции», ЦСДФ (РЦСДФ), 1989 год, режиссёр А. Иванкин. Это кино о трагической судьбе командарма Красной Армии Филиппа Миронова и о Гражданской войне.

Рисунок 2. Афиша фильма С. Юткевича «Рассказы о Ленине».

Для лент, касающихся профилактики употребления ПАВ, на киноплёнке статистическая сводка по жанрам представлена в таблице 5.

Таблица 5. Количество фильмов по категориям.

Жанр Число

Документальных 62

Мультипликационных 5

Художественных 6

Примечательными из них являются ленты «Предел», ЦСДФ, 1986 год, режиссёр Татьяна Скабард, о последствиях алкоголизма: брошенных детях, родителях, лишенных родительских прав, преступлениях; «Семеро чертей», Таллинфильм, 1984 год, режиссёр Хейно Парсаю, это кукольный мультфильм производства Таллинфильм о забулдыге-пьянице и его семерых чертях; «Алкогольные психозы», ЛСНПФ, 1960 год, режиссёр Георгий Бруссе, научно-популярный, игровой фильм об алкогольных психозах на примере Владимира Владимировича Горина; «Возвращение к себе», Леннаучфильм (ЛНФ), 1987 год, режиссёр Владимир Ермаков, фильм о возвращении алкоголика к нормальной жизни; «Пьянство - дело не личное», Центрнаучфильм (ЦНФ), 1987 год, режиссёр Александр Рицимор, советский народ в этом фильме рассказывает о своем отношении к антиалкогольной кампании 1985 года.

Рисунок 3. Афиша фильма Т. Скабард «Предел».

По киностудиям (в том числе союзных республик), которые снимали эти киноработы, информация представлена в таблице 6.

Таблица 6. Число фильмов по киностудиям.

Название киностудии

Число фильмов

Дальневосточная студия кинохроники

Казахфильм

Киевнаучфильм (КНФ)

Мосфильм

2 2 10 2

Киностудия имени А.Довженко Aries Cinematográfica Argentina Таллинфильм Леннаучфильм (ЛНФ) Центрнаучфильм (ЦНФ)

Центральная студия документальных фильмов

(ЦСДФ)

Украинская киностудия хронико-документалдьного кино

Нижне-Волжская студия кинохроники

Свердловская киностудия

Узбекфильм

Туркменфильм

Рижская киностудия

Молдова-фильм

Латвийская студия кинохроники Киностудия министерства обороны СССР Киностудия имени М. Горького Киргизфильм_

2 l

3 l2

4

З 5 З l l З l l l l 2

Очень многих киностудий союзных республик на данный момент уже не существует, точно так же, как и филиалов киностудий РСФСР. Например, Красноярского филиала Свердловской киностудии, созданного по инициативе Павла Стефановича Федирко в 1982 году, на сегодняшний день нет.

Год

Год

199Q

1988

1986

1984

1982

198Q

1978

1976

1974

1972

197Q

"'lili J

ШИ!!' ¡ »J

-t .j I;

f S

I í.

Pi

^ïitdï i 'II

3!;

1:|

ijp¡ i)

illl l* î

Рисунок 4. Года производства фильмов на киноплёнке.

l

Определённые оцифрованные киноработы можно найти в сети на цифровых платформах, но большая часть киноматериала, по-прежнему, на киноплёнке ждёт своей очереди для перевода в цифровые форматы.

На рисунке 4 представлен график съёмок по годам из фильмокопий, посвящённых профилактике употребления ПАВ. По количеству частей в каждой фильмокопии или фильмоноске график представлен на рисунке 5.

количествово частей кол-...

12

10

......1 ЦЦИ______(И^Ди*....../ \L.JMU^^1LJMLJML„1 Л

|!!!П'!|!Р11ВД|!||р1|!,!р|||| ЦЩЦЧЦР'!

Рисунок 5. Количество частей в фильмокопиях.

Примерно такая же ситуация с фильмокопиями, посвящёнными дорожному движению, гражданской обороне, и прочим, значимым для народного хозяйства, темам.

4. Заключение

Проанализировав количественно имеющиеся в наличии фильмокопии и результаты, представленные на графиках, можно сделать следующий вывод. На каждую тематику, посвящённую социально значимым направлениям, снималось от 10% до 20% от общего числа документального, хроникально-документального, короткометражного и полнометражного кино. Это были ленты, посвященные спорту, ЗОЖ, профилактике ПАВ, противопожарной безопасности, БЖД, гражданской обороне, историческим событиям времён Великой Октябрьской Социалистической Революции, Гражданской Войны, Великой Отечественной Войны, дорожному движению и т.п.

Список литературы

[1] Богомолов, Ю. Краткий конспект длинной истории советского кино / Ю. Богомолов //

Искусство кино. - 1995. - № 11. - С 16.

[2] Приказ Госкино РФ от 28.04.2000 N 5-1-19/40 "Об Отраслевой методике по учету

фильмокопий в кинопрокате" // Образование. Наука. Культура. - 2000. - № 05. - С 43.

8

6

4

2

0

[3] Горохов, В. Г. Методологический анализ научно-технических дисциплин /

В. Г. Горохов. - М.: Высш. шк., 1984. - 112 с.

[4] Едронова, В. Н. Общая теория статистики / В. Н. Едронова, М. В. Едронова. - М.:

ЮРИСТЪ, 2017. - 511 с..

[5] Гореева, Н. М. Статистика в схемах и таблицах / Н. М. Гореева. - Москва: Эксмо, 2017.

- 414 с.

[6] Ивченко, Г. И. Математическая статистика / Г. И. Ивченко, Ю. И. Медведев. - М.:

Проспект, 2016. - 329 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Романовский, В. И. Избранные труды, том 2. Теория вероятностей, статистика и анализ

/ В. И. Романовский. - М.: Проспект, 2017. - 145 с.

[8] Лялин В. С. Статистика: теория и практика в Excel: учебное / В. С. Лялин, И. Г. Зверева,

Н. Г. Никифорова. - Москва: Финансы и статистика: Инфра-М, 2016. - 446 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.