Поступление в Красноярский край импортной продукции в течение анализируемого периода носило скачкообразный характер. Объем импорта варьировался от 421,1 млн долларов США в 2002 г. (минимальный размер импорта) до 950,4 млн долларов США в 1995 г. (максимальный размер импорта за анализируемый период.
Объем импорта потребительских товаров составил в крае в 2006 г. 23 774,2 млн руб., что в 4,4 раза превышает объем импортируемой продукции в 2000 г. и составляет 16 % от общего объема оборота розничной торговли в крае.
Изменения в структуре ввоза потребительских товаров на территорию Красноярского края на протяжении 2000-2006 гг. имели скачкообразный характер.
Так, если в 2000 г. в структуре импортируемых потребительских товаров доля продовольственных товаров составляла 39,4%, то уже к 2001 г. она возросла до 51,8% и в 2003 г. достигла своего пика - 54,7 %. В течение 20032005 гг. наблюдалась стабилизация доли продовольственных товаров в общем объеме импорта потребительских товаров на уровне 54,6-54,7 %, однако в 2006 г. происходит резкое снижение доли продовольственных товаров в структуре импорта потребительских товаров до 35 %, т. е. почти на 20 %. Соответственно наблюдается резкое увеличение в структуре импортируемых потребительских товаров на территорию Красноярского края доли непродовольственных товаров.
Таким образом, проведенный нами анализ формирования товарного предложения на потребительском рынке Красноярского края и г. Красноярска позволяет выявить следующие особенности:
- низкий удельный вес местного производства в общем объеме товарного предложения на региональном рынке потребительских товаров в связи с выраженной специализацией края на производство электроэнергии, цветных металлов, продукции лесной, химической, топливной промышленности, отдельных видов машин и оборудования;
- низкая степень самообеспечения региона основными продуктами питания вследствие недостаточного высокого уровня развития растениеводства и животноводства в крае;
- развитие производства потребительских товаров в Красноярском крае более соответствует тенденциям развития в целом по Российской Федерации, чем аналогичным тенденциям по Сибирскому Федеральному округу;
- формирование основной массы товарного предложения в крае (около 80 %) за счет ввоза потребительских товаров на территорию края из других регионов России, а также из-за рубежа, что свидетельствует о низком уровне самообеспечения края в потребительских товарах и высокой зависимости региона от внешних поставок потребительских товаров.
N. N. Tereshenko
KRASNOYARSK’S CONSUMER MARKET GOODS PROPOSAL FORMING PECULIARITIES
In the given article Krasnoyarsk’s consumer market goods proposal forming peculiarities are being analyzed with the help of matrix methods of economical diagnostics. Basic peculiarities of goods proposal concerning regional progress specific are made.
ХЦК 658.783
A.B. Кузьминов
МЕТОДИКА АКТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВТОМАТИЗИРОВАННОМ УПРАВЛЕНИИ ЗАПАСАМИ
Рассматриваются существующие подходы к управлению запасами. На их основе предлагается методика активного реагирования, позволяющая более оперативно решать задачу регулирования запасов. В качестве результата выведен алгоритм активного реагирования при управлении запасами.
Традиционные методы управления запасами [1], являются, по существу, пассивными и не предусматривают активного вмешательства менеджеров (операторов) в процессы расхода запаса до определенных критических ситуаций. Такое управление запасами объективно оправдано в следующих ситуациях. Во-первых, при нахождении складов в экстремальных условиях, когда пополнение запасов происходит в строго фиксированные периоды времени. Например, труднодоступные регионы Севера и Дальнего Востока страны, горные регионы, воинс-
кие части и базы, автономное плавание и т. д. Во-вторых, при расположении складов на транспортно-насыщенных территориях, но когда принятая система поставок и время доставки или время выполнения заказа ф соизмеримы с периодом расхода Т. Другими словами, разница между временем выполнения заказа т и периодом расхода Т незначительна.
Анализ литературных источников [1-3] показал, что в последнее время, благодаря развитию информационных технологий и средств связи между звеньями логистичес-
кой цепи сформировались три подхода к управлению запасами. Первый - «реактивный подход», при котором потребительский спрос «вытягивает» продукт через канал распределения от поставщика к потребителю. Второй - «плановый подход», являющийся альтернативой первому, предусматривает распределение внутри логистического канала по графику, объединяющему наличие продукта на рынке и прогнозный спрос на него. Третий -«комбинированный» подход, соединяющий черты первого и второго подходов. Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет «реактивный» подход, который включает следующие методы управления запасами: быстрое реагирование, непрерывное пополнение запасов и автоматическое пополнение запасов. Считается [2; 4], что указанные методы подобны, поскольку, во-первых, предназначены для оперативного пополнения запасов в соответствии с реальным расходом, во-вторых, каждый из них базируется на непрерывном сборе данных и информационном обмене, позволяющем консолидировать усилия всех участников логистической цепи.
Помимо указанных подходов к управлению запасами, в логистике большое внимание уделяется контролю за состоянием запасов, в процедуру которого входят учет наличных запасов и регулярное отслеживание новых поступлений и отправок. Различают непрерывные, периодические и смешанные процедуры контроля. В частности, непрерывный контроль предусматривает ежедневное определение наличия продукта и оценку необходимости пополнения запасов [1; 2; 4]; периодический контроль подразумевает регулярную (раз в неделю или месяц) оценку состояния запасов. А для номенклатурных групп А и В рекомендуется [2] непрерывный контроль за
пополнением запасов, осуществляемый, как правило, с использованием компьютерной техники.
Различают следующие системы контроля за состоянием запасов:разомкнутые, замкнутые и модифицированные системы контроля с обратной связью [2; 4]. Схема модифицированной системы контроля уровня запасов (МСК) логистической цепи приведена на рис. 1. Отличие МСК от других систем контроля состоит в том, что менеджер может менять основные правила регулирования уровня запасов в системе: при наличии непрерывной процедуры контроля текущий уровень запаса q поддерживается и пополняется с помощью компьютерной системы автоматически на основе модели EOQ в точке пере-заказа ЯОР на величину поставки О*, рассчитанной по формуле Уилсона, при выполнении условия: q < ЯОР, т. е. «текущий уровень q меньше точки заказа».
Менеджер-логист, оценивая все составляющие процесса управления запасами, может принять решение об изменении или корректировке основных параметров заказа (О*, ЯОР и др.).
Подходы к управлению запасами («реактивный» и др.), системам и процедурам контроля не вызывают принципиальных возражений, но оставляют открытыми большое количество вопросов, возникающих при реализации данных методов. Во-первых, использование в блок-схеме величины оптимальной величины заказа О*, точки пере-заказа ЯОР и других величин соответствует детерминированной модели управления запасами, являющейся идеализацией и упрощением реальных процессов.
Во-вторых, несмотря на внешнюю привлекательность и перспективность, трудности функционирования системы, когда реализованная единица продукции практичес-
Поставщики
(склады
вышестоящих
уровней)
Формирование спроса < Потребители
Ж
Пополнение
запаса
Операции
(функции)
Определение затрат на хранение и поддержание
Заказ на пополнение
Непрерывный
компьютерный
учет запаса q
і г
Принятие
решения о
пополнении за-
паса ^ < ROP)
і NN. /
Г
Менеджер
(логист)
Информационносправочная база: данные о Q*, ROP и др.
Информация о затратах, сервисе, выпуске
Рис. 1. Блок-схема модифицированной системы контроля уровня запасов в логистической системе
ки мгновенно замещается другой, доставленной со склада или от поставщика более высокого уровня, очевидны.
Отсутствие реальных примеров использования указанных подходов говорит о необходимости разработки прикладных моделей активного реагирования с целью внедрения «реактивного» подхода к управлению запасами.
Рассмотрим формулу для расчета страхового запаса [1]:
дс = ^(% +(^)2) Б ’ (1)
где О - величина поставки, рассчитанная по формуле Уилсона [1]. Предполагается, что на складе в среднем в течение рассматриваемого периода находится текущий запас qт, величина которого равна qт = 0,5 О
Поскольку средняя величина запаса включает текущий qт и страховой qс запасы, то приходим к зависимости
?о6 = 0,50 + ■ (2)
Учитывая, что логистический подход [2] к управлению запасами предполагает их разбиение на группы А, В и С, при расчете общего страхового запаса величины коэффициентов ^ определяются в соответствии с принятыми показателями о наличии запасов. Согласно ряда исследований [2; 3], эти величины характеризуются следующими соотношениями данных (табл. 1).
Для дальнейшего анализа выполним расчеты qоб при следующих исходных данных:
- величина поставки О = 50 ед.;
- средний ежедневный расход В = 5 ед.;
- среднее квадратическое отклонение ежедневного расхода 6л = 2,54 ед.;
- среднее время расхода поставки Т = 10 дн.;
- коэффициент изменения времени поставки V = 0,2;
- коэффициент ^ (см. табл. 1).
Результаты расчетов приведены в табл. 2 и на рис. 2. Из приведенных результатов следует, что для данного конкретного примера для группы А (группа товаров с наибольшей ценой и объемом продаж 5-15 % от общей номенклатуры) величина страхового запаса qс = qт. Для группы С (группа товаров с наименьшей ценой и объемом продаж 70-80 % от общей номенклатуры) величина страхового запаса составляет около половины среднего текущего запаса.
С учетом того, что стоимость единицы продукции группы А в несколько раз превышает аналогичный показатель для группы С, основное внимание при использовании активных методов управления запасами должно уделяться группам А и В. В тоже время ежедневный мониторинг наличия запасов данных групп позволяет осуществить оперативный прогноз их расхода, что открывает возможности принятия решений об изменении сроков поставки т, и величины поставки О, отличающиеся от тра-
диционного пересечения уровня ЯОР (при фиксированном нижнем уровне запаса) или времени поставки Т (при фиксированном интервале времени поставки).
Проведенный анализ показал, что возможны несколько вариантов, при которых могут быть использованы активные методы реагирования. Различие между ними определяются, во-первых, возникновением ситуации «дефицита» или «затоваривания»; во-вторых, использованием детерминированных или вероятностных контрольных показателей для оценки возникновения нестандартной ситуации и необходимости активного вмешательства менеджера.
Иллюстрация различных вариантов представлена на рис. 3, 4, где использованы следующие обозначения: qt - текущее значение расхода на интервале упреждения (данные ежедневного мониторинга); В - средняя интенсивность расхода (линия 1 на рис. 2); О или ЯОО - точка перезаказа (линия 2 на рис. 2), определяемая по формуле qз = тз В, где тз - время выполнения заказа в днях; т - линия перезаказа (линия 3 на рис. 3), соответствующая координате Тз = Т- тз; qкз - контрольные уровни активного реагирования при возникновении дефицита (линия 4 на рис. 2) или затоваривания (линия 4' на рис. 2) q = kq = к т В.
зк з з
Доверительные границы активного реагирования, соответствующие уровню доверительной вероятности Р, при возникновении дефицита (линия 5 на рис. 4) или затоваривания (линия 5' на рис. 4).
Если поставка будет осуществляться за время т^ бьльшее среднего времени выполнения заказа тз то вероятность появления дефицита, а следовательно, и необходимость использования страхового запаса значительно уменьшается (рис. 2). Так, при среднем времени расхода и заказе во время Т (активное реагирование) возможно уменьшение страхового запаса на величину Дqc (рис. 2).
На практике возможны различные варианты развития событий.
Первый вариант - отсутствие априорной информации о протекании процессов расхода данной номенклатуры. В этом случае выбор стратегии осуществляется исходя из возможности возникновения критических ситуаций дефицита и затоваривания.
Рассмотрим ситуацию возникновения риска дефицита (рис. 2). Положим, что О - величина поставки; В - интенсивность расхода; qt(т) - результаты мониторинга; q - точка перезаказа; q - контрольная линия активного реагирования.
Выберем уравнение прогноза состояния запаса в виде У = а0 + а^ [2].
При фиксированной величине поставки О особенность определения коэффициентов а0 и а1 состоит в том, что а0 = О, а для расчета а1 используется уравнение [2]:
Таблица 1
Величины страховых запасов
Номенклатурная группа Рекомендуемая величина запаса, % Среднее значение, % Коэффициент ^
[2] [3]
А 99 99 99 2,3
В 95 97 96 1,75
С 90 90 90 1,8
X а& -
І=1__________________
(3)
где N - количество точек q¡ предпрогнозного периода. Из сравнения а1 и В получаем решающее правило:
- если а1 < В, возможен «дефицит»;
- если а1 > В, возможно «затоваривание».
(4)
Рис. 2. Стратегия активного реагирования при возникновении дефицита
Рассматриваем случай а1 < В. При подстановке в прогнозное уравнение у = О + а^ значения qзк находим время контрольной точки заказа, соответствующей активной реакции на ускоренный расход текущего запаса:
Т — 0
ЗК •
—а
ЗК
При условии а1 > В возникает риск затоваривания (рис. 3), поэтому активное реагирование должно быть направлено на изменение времени заказа т (в сторону увеличения) или объема заказа О (уменьшение). При условии, что время заказа т изменить нельзя (следовательно, и среднее время расхода Т), активное реагирование заключается в уменьшении заказа на величину Дq. Если время заказа ф можно изменить, то в момент Т оно должно быть увеличено, по крайней мере, до Т . В обоих случаях уменьшается вероятность затоваривания при условии отсутствия дефицита.
Второй вариант возникает в том случае, если на складе имеются ранее полученные статистические данные о расходе продукции, т. е. известны средние значения, дисперсии и другие параметры для реализаций расхода. Это означает, что помимо линии 1 на рис. 3 для средней ин-
тенсивности расхода В могут быть определены доверительные границы, соответствующие определенной вероятности Р, например Р = 0,9 и т. д. Как и в предыдущем варианте следует рассмотреть две ситуации: возникновение дефицита и затоваривания.
Нижняя доверительная граница, соответствующая уровню вероятности Р приведена на рис. 4. Пересечение прогнозного тренда и доверительной границы 5 дает значение контрольной точки активного реагирования при ситуации возникновения дефицита.
Рис. 3. Стратегия активного реагирования при возникновении ситуации затоваривания
Рис. 4. Стратегия активного реагирования с использованием доверительных границ
Как и в первом варианте, ускорение процесса доставки значительно уменьшает вероятность появления дефицита.
Таблица 2
Текущий страховой и суммарный запас в зависимости от объема поставки
а1 =
Поставка Q Текущий запас чт О с ГруппаА Группа В Группа С
Чс % Чс % Чс %
25 12,5 7,6 17,6 30,1 13,2 25,7 9,7 22,2
50 25,0 12,8 30 55,0 22,4 47,4 16,4 41,4
75 37,5 17,1 39,8 77,3 29,9 67,4 21,9 59,4
100 50,0 23,0 53,6 103,6 40,2 90,2 30,0 80,0
200 100 52,3 100,0 200,0 75,0 175,0 55,0 155,0
300 150 64,1 147,0 297,0 110,5 160,5 80,8 230,8
500 250 103,1 240,4 490,4 180,0 430,0 132,0 382,0
Пересечение верхней доверительной границы определяет момент начала активного реагирования при ситуации затоваривания. Дальнейшие действия аналогичны первому варианту.
На основании вышеизложенного автором был разработан алгоритм методики активного реагирования при возникновении критических ситуаций (рис. 5). Основой для прогноза являются данные ежедневного мониторинга расхода и текущих остатков на складе, выполняемых с использованием современных аппаратных средств. Здесь возможны две стратегии активного реагирования: с использованием доверительных границ или контрольных точек. При пересечении нижней доверительной границы или контрольной линии и возникновении дефицита возникает необходимость в активных методах управления, таких как:
- ускорение срока доставки в рамках существующего канала, но возможно с увеличением стоимости доставки;
- привлечение нового поставщика;
- поиск товара-заменителя;
- изменение средства доставки (например, доставка груза самолетом);
- комбинированные (из вышеперечисленных).
В случае же пересечения верхней границы и возникновении ситуации затоваривания применяются следующие методы:
- замораживание/изменение срока поставки Т;
- изменение размера поставки %з;
- продажа излишков товара;
- комбинированные.
Применение активных методов реагирования на изменение ситуации возможно лишь в случае наличия контроля над состоянием запасов на складе в режиме реального времени. Иными словами, для осуществления реализации системы управления запасами на новом качественном уровне необходимо внедрение программно-аппаратного комплекса, который будет осуществлять контроль перемещения товарно-материальных ценностей на складе.
Таким образом, описанная методика предполагает оперативное вмешательство в процесс управления запа-
Мониторинг
Рис. 5. Блок-схема алгоритма формирования стратегии активного реагирования при управлении запасами номенклатурных групп А, В, С
сами, что позволит существенно сократить время реагирования при возникновении критических ситуаций и позволит создать оптимальных уровень запасов.
На основе описанной методики предполагается разработать программное средство, позволяющее автоматизировать процесс активного реагирования на критические ситуации возникновения дефицита и затоваривания.
Библиографический список
1. Сергеев, В. И. Логистика : учеб. пособие / В. И. Сергеев. СПб. : СПбГИЭА, 1995.
2. Бауэрсокс, Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок : пер. с англ. / Д. Дж. Бауэрсокс, Д. Дж. Клосс. М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001.
3. Christopher, M. Logistics and supply chain management: strategies for reducing costs and improving services / М. Christopher. UK : Pitman Publishing, 1992.
4. Практикум по логистике : учеб. пособие / под ред. Б. А. Аникина. М. : Инфра, 1999.
A. V. Kuzminov
TECHNIQUE OF ACTIVE REACTION AT AUTOMATED MANAGEMENT BY STOCKS
Existing approaches to storekeeping are considered. It is offered technique of active reaction on their basis, which allows solve a problem of regulation of stocks more operatively. As result, the algorithm of active reaction of storekeeping is deduced
УЦК 658.512.001.56
Т. А. Рукавицына, В. В. Смолин
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА DEA ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
Рассматривается реализация метода DEA (Data Envelopment Analysis) для диагностики финансового состояния государственного предприятия Красноярского края (ГПКК) «Губернские аптеки» (ГА). Исследуемые филиалы сети ГПКК «ГА» описываются набором входных и выходных параметров. Входные параметры характеризуют потенциал филиалов и их маркетинговые возможности, а выходные параметры показывают результаты деятельности филиалов. Предлагается схема разработки рекомендации по улучшению деятельности ГПКК «ГА».
Проблема оценки эффективности функционирования и диагностики финансового состояния предприятий очень остро встает в последние годы во многих сферах производства и сбыта продукции. Часто возникают задачи сравнения между собой и упорядочивания структурных подразделений и предприятий или организаций в целом по некоторому свойству, не поддающемуся непосредственному измерению [1]. При этом общее представление о степени проявления анализируемого латентного свойства складывается как результат определенного суммирования целого ряда частных (и поддающихся измерению) характеристик, от которых зависит, в конечном счете, это свойство. Несомненно, главным понятием является понятие эффективности. Эффективность - это наиболее общее, определяющее свойство любой целенаправленной деятельности, которое с познавательной точки зрения раскрывается через категорию цели и объективно выражается степенью достижения цели с учетом затрат ресурсов и времени. Поэтому оценка эффективности функционирования предприятий и организаций является очень важной для принятия верных управленческих решений.
В данной работе рассматривается функционирование государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки» (ГПКК «ГА»). ГПКК «ГА» разделено на 36 филиалов, которые, в свою очередь, включают в себя несколько аптек или аптечных пунктов [2]. Основными направлениями деятельности ГП КК «ГА» являются:
- реализация населению по рецептам и без рецептов врача готовых лекарственных препаратов и их изготовление, учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам;
- отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения;
- оптовая реализация лекарственных средств лечебно профилактическим учреждениям (ЛПУ).
Эти направления деятельности являются наиболее стратегически важными в фармацевтической деятельности ГП КК «Губернские аптеки».
Цель работы состоит в повышении эффективности функционирования ГПКК «Губернские аптеки» при проведении диагностики финансового состояния с использованием метода DEA (Data Envelopment Analysis).
Цля достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи: