Научная статья на тему 'МЕТОДИКА 12 ШАГОВ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ'

МЕТОДИКА 12 ШАГОВ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
310
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская православная церковь / профилактика наркомании / реабилитация алкои наркозависимых / «Программа 12 шагов»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дворецкая Анна Павловна, Коновалова Ольга Викторовна

Рассматривается позиция Русской православной церкви по проблемам алкои наркозависимости. Выявляются основные подходы Русской православной церкви к «Программе 12 шагов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА 12 ШАГОВ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ»

УДК 2:178.1

Дворецкая Анна Павловна, Коновалова Ольга Викторовна (Красноярск)

МЕТОДИКА 12 ШАГОВ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Аннотация. Рассматривается позиция Русской православной церкви по проблемам алко- и наркозависимости. Выявляются основные подходы Русской православной церкви к «Программе 12 шагов».

Ключевые слова: Русская православная церковь, профилактика наркомании, реабилитация алко- и наркозависимых, «Программа 12 шагов».

Зависимость от алкоголя и наркотиков, к сожалению, остается в числе актуальных проблем современного российского государства и общества. При этом низкоэффективным остается лечение больных основными видами наркомании, реабилитационными программами охвачено около 1 % больных (Гофман и др. 2016. С. 8-9).

В современной России деятельность по социальной реабилитации лиц, потребляющих наркотики, рассматривается в качестве неотъемлемого компонента современной социальной политики многих христианских религиозных организаций. Это создает возможность плодотворного сотрудничества государства и религиозных организаций в сфере противодействия наркомании. Для построения конструктивного диалога между ними представляется весьма

актуальным определение общих подходов к решению поставленных задач, выработки своеобразного языка межконфессионального, государственно-конфессионального общения в данной области. В этой связи становится целесообразным прояснение позиции христианской церкви к рассматриваемой проблеме наркотической зависимости (Дворецкая, Коновалова. 2016. С. 54, 55).

Проблема наркозависимости долгое время считалась исключительно медицинской. Однако, как отмечает прот. Сергий Бельков, медицинский компонент является не более чем вспомогательным в системных программах по социальной реабилитации. Медикаментозное лечение само по себе не избавляет человека от зависимости, мало способствует мотивации на трезвый образ жизни и совершенно не ставит перед собой задачу изменить духовно-нравственные установки наркозависимого, чтобы преобразовать его в полезную для общества личность (Бельков. 2013. С. 19-21).

Наиболее распространенными методиками, используемыми христианскими конфессиями являются «Терапевтическое сообщество», «Программа 12 шагов»

По поводу эффективности и целесообразности применения последней методики среди светских и церковных специалистов определились три позиции. Согласно первой позиции «Программа 12 шагов» является эффективным инструментом в реабилитации алкоголе- и наркозависимых. Она предоставляет возможность участия в группах сообщества людям, далеким от религиозной веры. Целью программы является донесение личного опыта духовного исцеления людям с зависимыми состояниями и достижения ими устойчивой ремиссии. Для получения оптимального эффекта на пути духовного преображения в 12-ти шаговой методике используются все позитивные феномены группового взаимодействия, связанные с развитием коммуникативных способностей, альтруистических переживаний, коллективного опыта осмысления божественного

откровения, формирование умений и навыков позитивной модели поведение и т. п. Особенностью данной программы является постоянное активное и конструктивное участие в лечебно-реабилитационном процессе консультантов, имеющих личный опыт преодоления зависимости и прошедших специальную подготовку социальных работников.

Критическая позиция по поводу использования «Программа 12 шагов» характерна для ряда консервативно настроенных православных специалистов. Анализируя данную методику, они подчеркивают, что она не является чисто церковной программой в православном понимании этого слова, поскольку в ней нет таинств, нет священника не только как тайносовершителя, но даже в качестве пастыря и духовника. Слово «Бог» здесь порой заменяется некоей «Высшей силой». Поэтому данная программа идет в разрез с православным богословием и антропологией, противоречит аскетической традиции православной Церкви. Поэтому Православная Церковь должна отказаться от данной методики и разработать собственную систему реабилитации.

Отрицательное отношение к данной методике и у ряда светских представителей, в том числе государственных структур. Решающим в их доводах становится фактор национальной безопасности. Дело в том, что ряд религиозных групп, активно использующих данную методику, например неопятидесятники-харизматы, выступают в качестве «миссионеров» новой волны (Разработка... 2015. С. 11).

Третью позицию по отношению к «Программе 12 шагов» можно считать компромиссной. Она заключается в следующем: опыт групп само- и взаимопомощи по данной программе с христианской точки зрения считают «вполне приемлемым, хотя и далеко не исчерпывающим». По мнению, игумена Данилова монастыря Иона (Займовского) этот опыт «сообщает главное — знание о любящем Боге, готовом вернуть человеку утраченную целостность, а также понимание того, что восстановление целостности предполагает

упорный духовный труд, постоянство, самоотдачу и служение другим людям». Этот опыт является динамичным: «Эта динамика раскрывается как постепенный переход от аморфного и безлично-безликого понятия "Высшая Сила"... к пониманию Бога как Личности, Друга, Отца». Запрещение в рамках Программы теологических рассуждений и споров позволяет сохранить целостность и единство групп взаимопомощи и «уже более 70 лет успешно сотрудничать со всеми основными христианскими конфессиями и деноминациями» (Иона (Займовский). 2014. С. 81).

В этой связи с православно-церковной точки зрения духовный опыт по «Программе 12 шагов» «может рассматриваться как своего рода предоглашение, т. е. этап первоначального научения нравственным христианским принципам». 15-летний опыт Данилова монастыря, который с 2001 г. разрешил собираться при монастыре группам самопомощи на основе 12-шаговой методики, свидетельствует о том, что многие люди впоследствии активно приобщились к церковной жизни. Более того, на основе данной методики была разработана в 2005 г. собственная профилактическая программа «Метанойа», основанная на сотрудничестве групп взаимопомощи, практических психологов, наркологов, священников. При этом программа функционирует на основе принципа «диалога», который предполагает ряд ключевых установок: признание в качестве равноправных всех участников программы, конструктивное сотрудничество священников и групп взаимопомощи, отказ от выстраивания монологической модели терапевт-пациент с группами взаимопомощи.

Методологической основой программы является «холистический» подход, предполагающий признание очевидности того факта, что проблема зависимости носит комплексный характер, ни одна из сторон взаимодействия не может претендовать на исключительное право решить проблему самостоятельно, «в одиночку». Отсюда очевидное

понимание необходимости тесного сотрудничества науки и церкви в реабилитационном процессе (Иона (Займовский). 2014. С. 84-85).

Таким образом, складывающаяся ситуация в России и мире в сфере противодействия наркомании не может оставить без участия христианские конфессии. На наш взгляд, эффективность противодействия наркомании намного возрастет, когда все заинтересованные стороны откажутся от излишних амбиций, уважительно отнесутся как к научным, так и духовным достижениям в этом направлении, «возьмутся дружно за руки» и на практике, опираясь на целостный «холистический подход» создадут эффективную систему профилактики наркомании и реабилитации алко- и наркозависимых.

Литература

Бельков С. Н. Деятельность Русской православной церкви и актуальные проблемы в реализации стратегии государственной антинаркотической политики // Антинаркотическая безопасность. 2013. № 1. С. 19-21.

Гофман А. Г., Яшкина И. В., Понизовский П. А., Кожино-ва Т. А. Алкоголизм и наркомания в России // Наркология. 2016. № 2. С. 8-9.

Дворецкая А. П., Коновалова О. В. О принципах и методах работы христианских общин по реабилитации наркозависимых // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе в зоне действия организации договора о коллективной безопасности: материалы XIX международной научно-практической конференции. Сибирский юридический институт ФСКН России. Красноярск: СЮИ, 2016. С. 54-58.

Иона (Займовский) игум. Профилактическая программа «Метанойа» при московском Даниловском монастыре: 10 лет сотрудничества // Наркология. 2015. № 11. С. 84-85.

Иона (Займовский) игум. Целостный подход к зависимости: диалог науки и Церкви // Наркология. 2014. № 9. С. 81.

Разработка критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых // Наркология. 2015. № 7. С. 8-15.

ю ся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.