Научная статья на тему 'Методическое взаимодействие учителей в формировании математической культуры'

Методическое взаимодействие учителей в формировании математической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / УЧИТЕЛЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / MATHEMATICAL CULTURE / METHODICAL INTERACTION / EDUCATIONAL CLUSTER / TEACHER / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трушников Д.Ю.

Одним из ключевых веяний времени стала актуализация математического знания, инженерная подготовка, формирование математической культуры. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Формирование математической культуры это специально организованный, планомерный, целенаправленный и поэтапный процесс присвоения личностью производимой культурой идеальной предметности. Только консолидированная работа педагогов обеспечит эффективность формирования математической культуры учащихся. В статье приводится модель организации методического взаимодействия учителей в контексте формирования математической культуры учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL INTERACTION OF TEACHERS IN THE FORMATION OF MATHEMATICAL CULTURE

One of the key trends of the time was the actualization of mathematical knowledge, engineering training, the formation of mathematical culture. The study of mathematics plays a system-forming role in education, developing human cognitive abilities, including logical thinking, influencing the teaching of other disciplines. The formation of a mathematical culture is a specially organized, systematic, goal-directed and gradual process of appropriation by an individual of a culture produced by an ideal object. Only the consolidated work of pedagogues will ensure the effectiveness of the formation of the mathematical culture of students. The article presents a model for organizing the methodical interaction of teachers in the context of the formation of students’ mathematical culture.

Текст научной работы на тему «Методическое взаимодействие учителей в формировании математической культуры»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-185-191

МЕТОДИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Трутников Д.Ю.

ГАОУ ТО «ФМШ»; ФБГОУ ВО ТюмГМУ, г. Тюмень, Российская Федерация

Одним из ключевых веяний времени стала актуализация математического знания, инженерная подготовка, формирование математической культуры. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Формирование математической культуры — это специально организованный, планомерный, целенаправленный и поэтапный процесс присвоения личностью производимой культурой идеальной предметности. Только консолидированная работа педагогов обеспечит эффективность формирования математической культуры учащихся. В статье приводится модель организации методического взаимодействия учителей в контексте формирования математической культуры учащихся.

Ключевые слова: математическая культура; методическое взаимодействие; образовательный кластер; учитель; федеральные государственные образовательные стандарты.

METHODICAL INTERACTION OF TEACHERS

IN THE FORMATION OF MATHEMATICAL CULTURE

Trushnikov D. Yu.

Physics and Mathematics School of the Tyumen Region;

Tyumen State Medical University, Tyumen, Russian Federation

One of the key trends of the time was the actualization of mathematical knowledge, engineering training, the formation of mathematical culture.

The study of mathematics plays a system-forming role in education, developing human cognitive abilities, including logical thinking, influencing the teaching of other disciplines. The formation of a mathematical culture is a specially organized, systematic, goal-directed and gradual process of appropriation by an individual of a culture produced by an ideal object. Only the consolidated work of pedagogues will ensure the effectiveness of the formation of the mathematical culture of students. The article presents a model for organizing the methodical interaction of teachers in the context of theformation of students 'mathematical culture.

Keywords: mathematical culture; methodical interaction; educational cluster; teacher; federal state educational standards.

Современный, быстро меняющийся мир, изменения, происходящие в системе образования, требуют от педагога постоянного повышения квалификации. Непрерывное обучение - процесс трудоемкий, но человек обучающийся вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом.

Одним из ключевых веяний времени стала актуализация математического знания, инженерная подготовка, формирование математической культуры. Это обусловило появление Концепции развития математического образования. «Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов» [6].

Математическая культура в современном понимании является сложной, генетически и социально детерминированной системой, неотъемлемой от общечеловеческой культуры, интегративным личностным образованием, и характеризуется наличием у человека (школьника, учителя) достаточного запаса математических знаний, убеждений, навыков и норм деятельности, поведения в совокупности с опытом творческой математической деятельности [5].

Наиболее важными характеристиками математической культуры личности являются: наличие математических знаний и умений выделять математическую ситуацию из множества других; использование всего многообразия средств математики; философия математики (целостное осознание математического знания, мировоззрение, ценности); рефлексия, готовность к творческому саморазвитию.

Формирование математической культуры—это специально организованный, планомерный, целенаправленный и поэтапный процесс присвоения личностью производимой культурой идеальной предметности. Только консолидированная работа педагогов обеспечит эффективность формирования математической культуры учащихся.

Педагоги тогда эффективно помогут детям овладеть математической культурой, когда мы сможем соблюсти в школе ряд условий, являющихся неотъемлемыми характеристиками образовательной среды инновационной школы. На наш взгляд, это следующие условия:

1. Сетевая организация методического пространства

2. Меж- и метапредметность

3. Присвоение обобщенной структуры решения задач

4. Математические компетенции

5. Самообразование

6. Инновационный характер деятельности

В нашей школе в работе с педагогическим коллективом мы используем ряд классических и инновационных форм работы с педагогами. Прежде всего методический консалтинг. В нашем коллективе есть семь педагогов, которые являются тренерами-консультантами по определенным технологиям. Три по продуктивным технологиям, три по билингвальному обучению и один по работе с исследователь— 187 —

скими проектами. Каждый из педагогов имеет возможность (более того, это вменено ему в обязанность) консультироваться с тренером. Контакт тренера-консультанта и педагога приводит к появлению «уроков вдвоем», в ходе которых педагог осваивает новую для себя технологию, постепенно вводя приемы и методы, понравившиеся в ходе педагогического опробования и доказавшие свою эффективность, в повседневную педагогическую практику.

Так же мы можем констатировать ситуацию, что далеко не все педагоги, за исключением «преподавателей математики», владеют математическими знаниями, средствами, следуют математической логике. Методический консалтинг, производимый учителями математики в адрес учителей-предметников, помогает обеспечить формирование математической культуры среди всех педагогов.

Инновационные предложения в организации методического сопровождения учителей привели к появлению нового приемы -методической панорамы. Методические панорамы - это форма методического взаимодействия, в которой группа учителей готовит урок для своих коллег, используя группу приёмов или методов одной избранной технологии. Это форма была изобретена в нашей школе и успешно опробована при освоении продуктивных технологий.

Методические панорамы представляются на Педагогических фестивалях. Педагогический фестиваль - это форма педагогического совета, в которой каждый из педагогов показывает на коллегах пятиминутный фрагмент урока с использованием приема, заранее оговоренного с модератором. Мы применяем это потому, что все мы понимаем, что в условиях современной школы сложно найти свободное время для взаимопосещения уроков. Каждый учитель оказывается один на один со своими проблемами и подчас отстает от педагогической новатики. К педагогическому фестивалю не требуется такой глубокой подготовки, как к мастер-классу или открытому уроку. От учителя требуется показать пять минут урока, в которых виден излюбленный приём или наиболее эффективный метод организации деятельности детей.

Также такие формы взаимодействия обеспечивают, как мы это называем, предметное взаимообогащение. В качестве примера: хорошо вам известная формула квадрата суммы в биологии используется в законе Харди-Вайнберга (о частоте встречаемости генов в популяции). Взаимодействие математика и биолога позволило найти такие слова для объяснения сути закона, что он стал понятным всем без исключения.

На наш взгляд, нашу работу можно представить в форме методического образовательного кластера. Модель кластера на схеме.

Модель методического образовательного кластера

Единое методическое пространство школы подразумевает тесное взаимодействие с ВУЗами. Причем Информационные технологии позволяют организовать сотрудничество не только с региональными, но и с Российскими университетами. Наша работа с вузами предполагает привлечение как магистрантов так профессоров и доцентов.

Нашей школе всего год, и педагогический коллектив, образовавшийся из трудолюбивых единомышленников, имеет еще много идей, реализация которых в полной мере позволит обеспечить эффективную работу по формированию математической культуры обучающихся.

Процесс формирования математической культуры педагогов нуждается в дальнейшем исследовании. Поскольку формирование культуры - это совместная творческая деятельность всех участников образовательного процесса, то для достижения желаемого результата необходимы: применение комплексного подхода (системного, деятельностного, культурологического), организация личностно ориентированного образовательного процесса, построение субъект-субъектных отношений, создание творческой атмосферы и позитивного эмоционального фона [8]. На наш взгляд, обеспечение методического взаимодействия педагогов в рамках единого методического пространства позволит оптимизировать процесс формирования математической культуры как у педагогов, так и у обучающихся.

Список литературы

1. Артебякина О.В. Формирование математической культуры у студентов педагогических вузов: дис.... канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 126 с.

2. Архипова Т.В. Формирование математической культуры в обучении младших школьников [Электронный ресурс] // http:// nsporlal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2014/05/2 l/diplom-formirovanie

3. Борытко Н.М., Байбаков A.M., Соловцова И.А. Введение в педагогическую деятельность: Учебник для студентов педагогических вузов. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 40 с.

4. Евтыхова Н.М. К вопросу о математической компетентности будущего учителя начальных классов. [Электронный ресурс]. URL: http:// edu.znate.ru/docs/631/index-85410.html (дата обращения: 13.10.2014).

5. Захарова Т.Г. Формирование математической культуры в условиях профессиональной подготовки студентов вуза: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Саратов, 2005 173 с. РГБ ОД, 61:05-13/1028

6. Концепция развития математического образования в РФ [Электронный ресурс] // Минобрнауки.рф/документы/3894

7. Мирзоев М.С. Формирование математической культуры будущего учителя информатики в условиях школьных образовательных стандартов второго поколения [Электронный ресурс] // http://vestnik. yspu.org/releases/201 l_4pp/42.pdf

8. Формирование математической культуры педагога. Н.С. Уртенов, канд. физ.-мат. наук, профессор, А.У. Уртенова, канд. пед. наук, доцент, кафедра математики и методики ее преподавания, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия [Электронный ресурс] // http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id= 1254

9. Уртенова А.У, Уртенов, Н.С. Математическая культура: структура и содержание // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 51-57.

Ю.Шихалиев Х.Ш. Больше внимания формированию математической культуры // Математика в школе. 1994. № 2. С. 12-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.