Научная статья на тему 'Методическое сопровождение внедрения современных информационных технологий в учебный процесс в военном вузе'

Методическое сопровождение внедрения современных информационных технологий в учебный процесс в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / MODERN INFORMATION TECHNOLOGY / GEOINFORMATION SYSTEMS AND TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козирацкий Юрий Леонтьевич, Дзюбенко Олег Леонидович

Модернизация современного военного образования предполагает решение проблем, связанных с информатизацией учебного процесса. Возрастающие требования к будущим военным специалистам обусловливают формирование новых приоритетов в организации образовательного процесса в военных вузах, его социальная направленность на личностно-профессиональный рост выпускника, на обеспечение условий для раскрытия его потенциала и непрерывного формирования профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козирацкий Юрий Леонтьевич, Дзюбенко Олег Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of modern military education assumes the decision of the problems connected with information of educational process. Increasing requirements to the future military experts cause formation of new priorities in the organization of educational process in military high schools, its social orientation on lichnostno-professional growth of the graduate, on maintenance of conditions for disclosing of its potential and continuous formation of professional competence.

Текст научной работы на тему «Методическое сопровождение внедрения современных информационных технологий в учебный процесс в военном вузе»

В Дагестане нет почвы для этнического национализма и русофобии. Все проведенные опросы, в том числе и среди молодежи показывают, что абсолютное большинство населения за развитие Дагестана в составе России. Мнение большинства дагестанцев в свое время лаконично высказал наш выдающийся поэт Расул Гамзатов: «Дагестан добровольно не вошел в состав России и добровольно из нее выходить не собирается». Однако было бы ошибочным в условиях жесткого противостояния с идеологией экстремизма и фундаментализма успокаивать себя социологическими опросами. Именно молодежная среда более всего подвержена негативному воздействию экстремистской идеологии. Крайности религиозного образа жизни принимают экстремистский характер в силу глубокого религиозного невежества молодого поколения, чьи ценностные установки сформировались в условиях утерянной религиозной культуры. Новообращенный, не обладая достаточными знаниями в вопросах веры, склонен принимать обрядовую сторону религии за ее сущность, форму за содержание, видимость за действительность. Все это в конечном итоге и предопределило то, что религиозный фанатизм, соединяясь с различными формами социального протеста, принимает экстремистский характер и проникает даже в студенческую среду.

Своеобразие нынешнего момента состоит в ускоренной динамике общественного развития, которая не может не коснуться студенчества. Они не всегда могут определиться и сформировать свою позицию в столкновении с острыми социальными явлениями (национальная рознь, безработица и т.д.), обострившимися сейчас на фоне глобального экономического кризиса. Происходит ломка традиционных общечеловеческих и национальных стереотипов в общественном сознании при общей политизации общества. В этих условиях все более усиливающаяся потребность в гуманизации образования и воспитания на основе возрождения лучших традиций народов Дагестана и общечеловеческих ценностей должна быть направлена на изучение феномена экстремизма, в том числе и в социально-психологической сфере. Это позволит выработать принципы профилактической работы, направленной на противодействие распространению этого явления. Эту мысль подтверждает и декан психологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, проф. Ю.П. Зинченко, который отмечает, что «профилактика экстремизма, прежде всего в молодежной среде может проводиться по нескольким направлениям: путем усиления роли традиционных институтов социализации и посредством проведения работы, ориентированной на снижение деструктивных тенденций маргинальных групп и молодежных субкультур».6

В этих условиях особенно важно восстановить жизненную силу вузовского воспитания. Думается, что нельзя бездумно отбрасывать прежний опыт вузовского воспитания, хотя следует воспринимать и применять его критически, вносить в воспитательную работу и новые идеи, и новые формы.

Продуманная система вузовского воспитания должна быть направлена на всемерное подкрепление и дальнейшее развитие опыта, данного молодому человеку семьей, школой, неформальным общением, ориентирована на светские, общечеловеческие и общегражданские принципы жизни.

Университет может и должен быть центром в формировании нового духовного потенциала общества, формирования культурных процессов, возрождения и развития культур народов Дагестана в рамках единой российской культуры и патриотизма.

УДК 78.21.14 МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Козирацкий Юрий Леонтьевич, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор Дзюбенко Олег Леонидович, преподаватель, кандидат педагогических наук Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Россия

enot188@m ail.ru

Модернизация современного военного образования предполагает решение проблем, связанных с информатизацией учебного процесса. Возрастающие требования к будущим военным специалистам обусловливают формирование новых приоритетов в организации образовательного процесса в военных вузах, его социальная направленность на личностно-профессиональный рост выпускника, на обеспечение условий для раскрытия его потенциала и непрерывного формирования профессиональной компетентности.

6 Ю.П. Зинченко, Р.С. Шилко. Методологические проблемы психологического изучения экстремизма // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму» - Махачкала, 2008. - С. 404.

20

Ключевые слова: современные информационные технологии; геоинформационные системы и технологии; педагогическое обеспечение.

METHODICAL SUPPORT OF INTRODUCTION OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGY IN EDUCATIONAL PROCESS IN MILITARY HIGH SCHOOL Koziratskiy Yuriy Leontevich, Dzyubenko Oleg Leonidovich

Military Aviation Engineering University, Voronezh, Russia enot188@m ail.ru

Modernization of modern military education assumes the decision of the problems connected with information of educational process. Increasing requirements to the future military experts cause formation of new priorities in the organization of educational process in military high schools, its social orientation on lichnostno-professional growth of the graduate, on maintenance of conditions for disclosing of its potential and continuous formation ofprofessional competence.

Keywords: modern information technology; geoinformation systems and technologies; pedagogical maintenance.

Совершенствование профессиональной подготовки в военных вузах в настоящее время не представляется без изучения теории и практики современных информационных систем, в частности, геоинформацион-ных систем и технологий (ГИС и Т), методов обработки пространственных данных, в том числе полученных с помощью данных дистанционного зондирования Земли (ДДЗ) и навигационных систем. Проблемы геоин-формационного образования высшей школы исследовались А.М. Берлянтом, А.Д. Иванниковым, Е.Г. Капраловым, А.П. Карпиком, А.И. Мартыненко, И.В. Пролеткиным, В.С. Тикуновым, А.Ю. Уваровым и другими учеными, однако вопросы внедрения ГИС и Т, применения ДДЗ в военных вузах рассматривались недостаточно.

Следует особо подчеркнуть одно из приоритетных направлений современного развития ГИС и Т - совместное и широкое применение данных высокоточного глобального позиционирования того или иного объекта на воде или на суше, полученные с помощью системы ГЛОНАСС [1]. Эта система уже сейчас широко используются в морской навигации, воздухоплавании, геодезии, военной сфере. Применение ее в сочетании с ГИС и Т и ДДЗ образует мощную триаду высокоточной, актуальной, вплоть до режима реального времени, постоянно обновляемой, объективной и плотно насыщенной территориальной информации, которую можно будет использовать практически в любой области. Примеры успешного совместного использования этих систем войсками НАТО при проведении боевых действий в военных конфликтах в Ираке и Югославии являются подтверждением того, что время широкого распространения этого направления в других военных областях практической деятельности в ближайшей перспективе.

В РФ применение ГИС и Т, ДДЗ нашло широкое применение в многообразных сферах и направлениях территориальной деятельности силовых ведомств: МО, МВД, МЧС, Пограничных войсках, ФСБ, ФСО и др.[2] Несмотря на разницу в задачах этих структур, их организацию и т.д., все они работают с пространственно-координированными данными, данными дистанционного зондирования, цифровой картографической информацией, причем не только с целью просмотра, но и анализа.

В настоящее время в силовых структурах в связи с внедрением новейших информационных технологий происходит изменение форм и способов ведения военных действий. В Вооруженных Силах (ВС) РФ применение ГИС и Т, ДДЗ должностными лицами органов военного управления происходит по многим видам деятельности: управление и контроль; анализ местности (планирование маршрутов передвижения, анализ взаимной видимости, преодоление водных преград и др.); анализ обстановки (моделирование перемещений объектов, наведение оружия и др.); разведка; логистика; тактическое планирование (управление ведением боя, поддержка огневых средств ведения боя, планирование операций десантирования с воздуха или морских средств, расстановка минных полей, моделирование боя, планирование специальных операций, планирование перемещения грузов и др.); навигация (воздушная навигация, контроль воздушного трафика, ввод координат, навигация по суше, морской поверхности, под водой и др.); оперативно-стратегическое планирование и др

[3].

Исходя из сказанного, применение ГИС и Т в решении задач должностными лицами органов военного управления ВС является вполне обоснованным. Однако это требует разработки педагогического обеспечения внедрения ГИС и Т в военных вузах.

Процесс профессиональной подготовки специалистов в военном вузе станет наиболее качественным и результативным, а значит - более соответствующим целям и приоритетным направлениям развития современного военного образования, если будет реализовано педагогическое обеспечение внедрения ГИС и Т в профессиональную подготовку военных специалистов:

• дополнены квалификационные требования к уровням профессиональной подготовки выпускников в результате овладения военными специалистами опытом работы с ГИС и Т;

• разработана и внедрена военно-специальная дисциплина «Г еоинформационные системы и технологии»;

• разработаны модули военно-профессиональных учебных дисциплин по специальностям, отражающих применение ГИС и Т в решении задач ВС РФ и повышающих мотивацию и субъектную активность курсантов.

• Для достижения обозначенной гипотезы необходимо произвести решение следующих методических

задач:

• выявить военные, педагогические и технологические положения, обеспечивающие внедрение ГИС и Т в процесс подготовки военных специалистов, позволяющие повысить качество обучения в военном вузе;

• обосновать и разработать педагогическую модель внедрения ГИС и Т в профессиональную подготовку военных специалистов для органов военного управления ВС;

• разработать метод планирования бюджета учебного времени на изучение дисциплины;

• провести математическое моделирование оценки качества изучения курсантами дисциплины с учетом рационального распределения бюджета учебного времени;

• разработать педагогическое обеспечение внедрения ГИС и Т в профессиональную подготовку военных специалистов в военных вузах.

Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы необходимо использовать комплекс взаимодополняющих методов исследования:

• теоретические методы: изучение исходных данных в виде нормативных требований, изложенных в военной, специальной и педагогической литературе, директивной и инструктивной документации, учебных, рабочих и компьютерных программах; проведение математического моделирования;

• эмпирические методы: наблюдение, беседа, опрос, ранжирование, анализ результатов исследования, изучение и обобщение педагогического опыта;

• статистические методы: количественный и качественный анализ данных, полученных в результате исследования, математическая обработка результатов эксперимента, моделирование с использованием методов теории вероятностей и математической статистики.

Таким образом, возрастающие объем и разнообразие необходимой информации при решении оперативных и тактических задач требуют профессионально подготовленных военных специалистов для органов военного управления ВС, грамотно регулирующих эффективные и контролируемые процессы сбора, накопления, интеграции и использования всех необходимых руководителю информационных ресурсов, т.е. применения геоинформационных технологий и автоматизированных систем. В РФ, в сфере образования, ГИС и Т, в основном, используются в учебном процессе при подготовке специалистов географических, геологических и других подобных специальностей, где традиционно используются картографические материалы и результаты геодезических измерений. В области военного образования при подготовке специалистов для органов военного управления геоинформационным системам, данным дистанционного зондирования не отводится должного внимания, не используется огромный потенциал ГИС и Т как инструмента для анализа разнородной информации, обработки геопространственных данных с целью принятия правильного решения в оперативной обстановке. До сих пор ГИС и Т, ДДЗ не нашли широкого применения в процессе повседневной деятельности должностных лиц органов военного управления ВС, что является следствием отсутствия целенаправленной подготовки специалистов в военных вузах в области применения современных информационных технологий.

Литература

1. Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС // Под ред. В.Н. Харисова, А.И. Перова, В.А. Болдина - 2-е изд. М.: ИПРЖР, 1999. - 560 с.

2. Берлянт А.М. Геоинформатика: наука, технология, учебная дисциплина.М.: Вестн. Моск. ун-та, 1992. - № 2. - С. 1 - 23.

3. Зибров Г.В. Историко-педагогический анализ военно-профессиональной подготовки в вузах ВоенноВоздушных Сил: Монография: - Воронеж: Научная книга, 2003. - 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.