Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РУКОВОДИТЕЛИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Алексей Владимирович, Логинова Ольга Борисовна, Скородумов Александр Александрович, Соловьев Александр Николаевич, Тельнюк Ирина Владимировна

В статье приводится методическая составляющая программы учебной дисциплины «Психология управления», реализуемой в условиях дополнительного профессионального образования для врачей, чья деятельность связана с менеджментом в системе здравоохранения. Приведен примерный перечень актуальных тем в аспекте содержательной стороны лекционных и практических занятий, направленных на формирование управленческих профессиональных компетенции в вопросах организации и управления коллективом учреждений лечебно-профилактического профиля. Обсуждаются также возможности использования различных дидактических средств в оптимизации учебного процесса при освоении данной учебной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Алексей Владимирович, Логинова Ольга Борисовна, Скородумов Александр Александрович, Соловьев Александр Николаевич, Тельнюк Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE DISCIPLINE «PSYCHOLOGY OF MANAGEMENT» IN THE SYSTEM OF TRAINING HEALTH CARE MANAGERS

The article presents the methodological component of the curriculum of the discipline "Management Psychology", implemented in the conditions of additional professional education for doctors whose activities are related to management in the healthcare system. An approximate list of topical topics in the aspect of the content of lectures and practical classes aimed at the formation of managerial professional competencies in the organization and management of a team of institutions of a therapeutic and preventive profile is given. The possibilities of using various didactic tools in optimizing the educational process when mastering this discipline are also discussed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 159.9:61+005.963

А. В. Козлов, О. Б. Логинова, А. А. Скородумов, А. Н. Соловьев, И. В. Тельнюк, В. А. Худик

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Введение. Управленческая деятельность работников системы здравоохранения приобретает в последнее время особую актуальность, так как затрагивает различные аспекты медико-социального сопровождения функционирования лечебно-профилактических учреждений различного уровня. Практика организации управленческой деятельности свидетельствует о том, что помимо нормативно-правового регулирования процессами жизнедеятельности конкретного лечебно-профилактического учреждения [1] существует множество вопросов этического, социально-нравственного и психолого-педагогического характера в управлении коллективом сотрудников [2]. Все это требует специальной подготовки лиц, чья работа связана с менеджментом, а также возможностями выдвижения на руководящие должности в различ-

ных подразделениях организаций системы здравоохранения.

В настоящее время подготовка руководителей для организаций здравоохранения осуществляется как в ординатуре, так и в системе дополнительного профессионального образования в ходе профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Дипломы об образовании и (или) квалификации, полученные специалистами по результатам обучения, позволяют им не только заниматься руководящей деятельностью в системе здравоохранения, но и должны свидетельствовать о сформированных профессиональных компетенциях в сфере организации здравоохранения и общественного здоровья.

Одной из важных учебных дисциплин, входящих в программу обучения, как ординатуры, так и

дополнительного профессионального образования является «Психология управления». Она направлена на формирование у будущих управленцев морально-психологических, лидерских и этико-де-онтологических качеств личности.

Современный руководитель лечебно-профилактического учреждения — это не только высококвалифицированный специалист в вопросах организации здравоохранения, но и умелый менеджер в функционировании предприятия [3]. Соединение в одном лице всесторонне развитых качеств происходит в процессе реальной практической деятельности, кропотливой работы над собой и при сохранении большого чувства ответственности и критичности в оценке притязаний, достижений и корригировании ошибочных действий. Обучение навыкам управленческой деятельности ещё не решает задачу становления личности руководителя. Не менее важна и психологическая сущность лидера-управленца, которая лежит в плоскости саморазвития, формирования и самовоспитания себя как субъекта деятельности для решения различных психолого-педагогических и других задач функционирования лечебно-профилактической организации.

Психологическая феноменология управленческой деятельности раскрывает личность во всех её ипостасях, нередко отражая как позитивные, так и негативные новообразования личности с далеко идущими последствиями [4]. Кли-

ника акцентуированных черт характера нередко граничит с пограничными критериями «нормы» и «патологии». И конечно же, разрушение «ядра личности» руководителя того или иного подразделения или учреждения не может быть не замеченным рядовыми работниками организации, что свидетельствует о необходимости принятия необходимых мер по ротации управленческого аппарата для обеспечения нормального функционирования организации.

Подготовка резерва руководящего состава — одна из актуальных задач деятельности любой организации. В системе здравоохранения эта задача напрямую связана с решением целого ряда вопросов, относящихся к социальным аспектам общественного здоровья, к улучшению оказания помощи населению, эффективному функционированию лечебно-профилактических учреждений различного уровня, что обосновывается целым рядом формирующихся профессиональных компетенций [5].

В данной статье, мы хотим поделиться опытом методического обеспечения учебной дисциплины «Психология управления» при подготовке будущих руководителей здравоохранения, проходящих обучение по программе профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».

Следует согласиться с тем, что многие из обучающихся знакомы с вопросами из области психологии личности и коллектива, владеют

навыками управления и принятия управленческих решений, имеют представления о нормативно-правовом регулировании деятельности работников лечебной организации. Однако движение по «карьерной лестнице» нередко ставит перед кандидатами на замещение той или иной должности новые задачи и требования к уровню сфор-мированности профессиональных компетенций. При этом человеческий фактор приобретает особое звучание, так как работа с людьми всегда является приоритетным направлением в менеджменте, обеспечивающем успешность работы того или иного учреждения.

Частью 10 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определено, что «программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ» [6]. В соответствии с данной законодательной нормой, указанная программа профессиональной переподготовки и, в частности, содержание учебной дисциплины «Психология управления», было разработано методическое обеспечение на основе профессионального стандарта «Организация здравоохранения и обще-

ственное здоровье» [7] и с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье [8] к результатам освоения образовательной программы.

Целью изучения учебной дисциплины является формирование профессиональных компетенций, содержащих знания и умения для принятия управленческих решений в сфере организации здравоохранения и общественного здоровья в соответствии с психологическими закономерностями (табл. 1):

По окончании освоения дисциплины «Психология управления» обучающиеся должны знать:

• теоретические основы психологии управления;

• теоретические основы психологии личности;

• основные характеристики коллектива, его особенности, стадии развития;

• психологические основы управления групповыми явлениями и процессами;

• принципы и методы мотивации работников структурного подразделения медицинской организации;

• социально-психологические основы организационной (корпоративной) культуры;

• понятие, основные виды и этапы конфликтов;

Таблица 1

Примерный перечень профессиональных компетенций и индикаторов их сформированности

Наименование компетенции Индикаторы формируемых компетенций

Способен руководить работой команды врачей, среднего и младшего медицинского персонала, организовывать процесс оказания медицинской помощи населению • разрабатывает командную стратегию для достижения целей структурного подразделения (организации); • организует и руководит работой команды для достижения поставленной цели.

Способен к организационному лидерству, определению политики и стратегических целей деятельности отдельных подразделений организации здравоохранения • организует работу структурного подразделения медицинской организации; • определяет политику и стратегические цели деятельности организации здравоохранения или отдельных подразделений.

• стратегии управления конфликтами в медицинской организации;

• методы управления кадровыми ресурсами;

• основы этики и психологии делового общения.

По окончании освоения дисциплины «Психология управления» обучающиеся должны уметь:

• прогнозировать и планировать процесс управления коллективом в соответствии с его особенностями и профессиональными задачами;

• использовать методы мотивирования работников структурного подразделения медицинской организации;

• формировать и поддерживать корпоративную культуру медицинской организации;

• взаимодействовать с руководством медицинской организации и руководителями других структурных подразделений медицинской организации;

• осуществлять подбор и расстановку медицинских работников в медицинской организации;

• применять инструменты контроля деятельности находящихся в подчинении работников медицинской организации.

Общая трудоемкость дисциплины — 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе, обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

Приводим примерное содержание тем и видов учебных занятий по дисциплине.

Раздел (модуль) 1. Лидерство и руководство в системе здравоохранения.

Тема 1. Личность в системе управленческой деятельности.

Лекция 1. Личность в системе управ -ленческой деятельности.

Психология личности и профессиональная деятельность врача. Структура личности и её становление в профессионально-лечебной деятельности.

Личность как субъект и объекта управления в лечебной деятельности. Номинальное и формальное лидерство в лечебной организации.

Практическое занятие 1. Психология личности и профессиональная деятельность медицинского работника.

Диагностика личностных черт в аспекте прикладной направленности деятельности медицинского работника. Динамика личностных особенностей в структуре профессиональной деятельности медицинского работника.

Тема 2. Теоретические основы психологии управления.

Лекция 2. Теоретические основы психологии управления.

Психология управления: определение, содержание, ключевые категории и предмет исследования, история науки и взаимосвязь с другими дисциплинами. Сущность и содержание процесса управления. Влияние психологических факторов на качество управленческой деятельности в медицинской организации.

Семинар 1. Вопросы психологии управления в условиях лечебной организации.

Номинальная и формальная структуры в управленческой деятельности лечебной организацией. Лидерство и руководство в системе здравоохранения: традиции и перспективы. Уровень притязаний субъектов лечебной деятельности как показатель карьерного роста в профессионализации личности медицинского работника.

Тема 3. Психологические аспекты управления групповыми явлениями и процессами.

Лекция 3. Психологические аспекты управления групповыми явлениями и процессами.

Психология объекта и субъекта управления. Руководитель как субъект управления. Техники психологического влияния и убеждения.

Практическое занятие 2. Психология объекта и субъекта управления.

Стандартизированные опросники как инструмент изучения индивидуально-психологических свойств личности медицинского работника. Стандартизированные самоотчеты как инструмент изучения индивидуально-психологических свойств личности медицинского работника. Проективные методики как инструмент изучения индивидуально-психологических свойств личности медицинского работника.

Практическое занятие 3. Психологические аспекты управления групповыми явлениями и процессами.

Психологические факторы, регулирующие индивидуальное поведение в малой группе и коллективе. Личность и коллектив: групповая идентичность. Психологическая атмосфера в коллективе. Социально-психологическая эффективность группы. Социально-психологические противоречия в группе.

Тема 4. Психология конформизма и управления в коллективе работников системы здравоохранения.

Лекция 4. Психология конформизма и управления в коллективе работников системы здравоохранения.

Понятия «конформизм» и «нонконформизм» в социальной психологии. Психологические феномены поведения в группах и этологические особенности поведения, свойственные в профессиональной деятельности медицинских работников. Феноменология управления социальными групповыми явления в среде медицинских работников.

Практическое занятие 4. Психология конформизма и управления в коллективе работников системы здравоохранения.

Диагностика внушаемости и инду-цированности поведения личности в группе. Выявление психологических свойств и состояний личности в условиях групповой динамики поведения и профессиональной деятельности медицинских работников.

Раздел (модуль) 2. Прикладные аспекты эффективного управления в системе здравоохранения

Тема 5. Управление мотивацией медицинского персонала. Психологические особенности деятельности по принятию и исполнению управленческих решений.

Лекция 5. Управление мотивацией медицинского персонала. Психологические особенности деятельности по принятию и исполнению управленческихре-шений.

Определение ведущего мотива деятельности у сотрудников медицинской организации. Диагностика мотивации достижения успеха. Диагностика мотивации избегания неудач. Содержание мотивации к здоровому образу жизни.

Практическое занятие 5. Управление мотивацией медицинского персонала. Психологические особенности деятельности по принятию и исполнению управленческих решений.

Метод «мозгового штурма». Метод деловых игр.

Тема 6. Психология управленческого общения.

Лекция 6. Психология управленческого общения.

Психология общения в профессиональной деятельности медицинских работников. Развитие деловых коммуникативных способностей в профессионализации управленческой деятельности системы здравоохранения.

Практическое занятие 5. Психология управленческого общения.

Социально-психологические аспекты межличностного общения. Деловая

коммуникация. Методы аргументации. Аргументация собственной точки зрения. Профессионально-ориентированная риторика: правильная и убедительная речь управленца.

Тема 7. Социально-психологические основы организационной культуры. Конфликт в управленческой деятельности.

Лекция 7. Социально-психологические основы организационной культуры. Конфликт в управленческой деятельности.

Понятие организационной культуры. Функции организационной культуры. Уровни организационной культуры. Элементы организационной культуры. Психологический климат в коллективе.

Понятие, основные виды и этапы конфликтов. Стратегии управления конфликтами в медицинской организации (учреждении).

Семинар 2. Социально-психологические основы организационной культуры. Конфликт в управленческой деятельности.

Процесс формирования и совершенствования организационной культуры лечебных и диагностических отделений.

Способы разрешения конфликтов. Роль личности руководителя в профилактике конфликтов.

Практическое занятие 7. Социально-психологические основы организационной культуры. Конфликт в управленческой деятельности».

Конфликт и стили поведения в конфликтной ситуации. Конфликты в медицинских организациях и пути их разрешения.

Тема 8. Зависимость кадровой политики организации от концепции управления персоналом.

Лекция 8. Зависимость кадровой политики организации от концепции управ -ления персоналом.

Статичность и динамичность в концепции управления лечебным учреждением в зависимости от перспектив развития лечебно-профилактической деятельности. Социально-психологические детерминанты в реализации кадровой политики управленческих звеньев лечебного учреждения системы здравоохранения. Методы и технологии подбора персонала. Кадровый аудит и кадровый консалтинг.

Методические рекомендации преподавателю. Преподавание учебной дисциплины осуществляется в соответствии с требованиями документов, регламентирующих работу высшей школы, на основе современных достижений психологии личности, группы и управленческой деятельности. При реализации различных видов учебной работы используются образовательные технологии интерактивного, игрового, проблемного (исследовательского) обучения.

Теоретическую основу обучения по дисциплине «Психология управления» составляют академические (классические) и проблемные лекции. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития современной психологической науки в сфере менеджмента, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых проблемах психологии управления, стимулировать активную познавательную деятельность слушателей и творческое мышление.

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам)

учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, развитие у обучающихся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение. Обсуждение учебного материала на семинаре производится дидактическими методами, выбираемыми преподавателем самостоятельно. Семинар в традиционных формах (вопросно-ответной или рефера-тивно-докладной) предполагает отработку учебных вопросов путем организации обсуждения учебных вопросов или заслушивания доклада (сообщения) с последующим обсуждением темы выступления. На доклад, как правило, отводится 15—20 минут, на ответы на вопросы преподавателя до 5 минут. В процессе семинара может быть заслушано несколько докладов по каждому из отрабатываемых вопросов. Семинары в инновационной форме предусматривают отработку фрагментов деловой игры, дискуссии, интеллектуального исследования, «мозгового штурма» и т. д. В заключительной части семинара преподаватель должен подвести итоги, оценить знания и ответить на вопросы обучаемых.

Практические занятия проводятся в целях выработки практических умений и приобретения навыков: применения методов, методик и техник исследовательской,

диагностической работы; решения задач повышения социально-психологической эффективности группы, управления мотивацией и конфликтами, стимулирования творческой активности и принятия управленческих решений.

Практические занятия проводятся по темам, которые изучены на лекции, в ходе самостоятельной работы и на семинарах. Содержанием практических занятий является, как правило, тот учебный материал, который согласно целевой установке дисциплины должен быть изучен на уровне умения.

Продолжительность семинарского и практического занятия, как правило, составляет 2—4 часа. Для проведения таких занятий разрабатываются план их проведения и задание обучающимся на самостоятельную работу по подготовке к занятию. План проведения занятия является основным рабочим документом преподавателя. Содержание учебных вопросов должно быть раскрыто тезисно. Основные методические приемы, которые целесообразно применять в ходе данного занятия, должны быть указаны в плане в разделе методических указаний преподавателям. План проведения занятия разрабатывается лично преподавателем и утверждается заведующим кафедрой.

Составной частью учебной работы выступает самостоятельная работа слушателей. Задача преподавателя заключается в наполнении самостоятельной работы учебными заданиями, методическом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сопровождении их выполнения и оценке полученных учебных результатов.

Контроль успеваемости и качества подготовки слушателей включает текущий контроль успеваемости. Текущий контроль успеваемости предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Форму контроля определяет преподаватель.

Методические указания обучающимся. Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний по психологии управления, а также поиск и приобретение новых знаний, выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям.

В начале обучения преподаватель предоставляет каждому обучающемуся доступ к электронному обучающему курсу по дисциплине, в котором содержатся учебно-методические материалы для самостоятельной работы. В процессе обучения слушатели изучают теоретический материал, презентации к лекциям, основную и дополнительную литературу и другие, рекомендованные преподавателем материалы по дисциплине. Осуществляют самоконтроль усвоения учебного материала с помощью тестовых заданий, контрольных вопросов, решения ситуационных задач, готовят рефераты, доклады и сообщения к семинар-

ским занятиям, выполняют творческие задания.

Результаты самостоятельной работы слушателей по освоению учебной дисциплины представляются в виде докладов и выступлений на семинарах, отчетов по результатам тестирования, выполнения индивидуальных и творческих заданий, написания рефератов, статей, публикаций и т. д.

Учебно-материальная база дисциплины и литература. Аудиторная и самостоятельная работа должна обеспечиваться учебными помещениями, техническими и электронными средствами обучения. Учебные занятия планируется проводить в аудиториях кафедры, ответственной за преподавание дисциплины.

Перечень оборудования, технических и электронных средств необходимых для освоения специальности: 1) учебный класс, оборудованный необходимыми современными средствами отображения информации; 2) мультимедийный проектор; 3) интерактивная доска; 4) слайд-презентации.

Рекомендуемые интернет-ресурсы: 1) http://elibrary.ru/defaultx.asp — Научная электронная библиотека; 2) http://www.infostat.ru/ — Электронные версии статистических публикаций; 3) http://diss.rsl.ru/ — Электронная библиотека диссертаций РГБ.

Список рекомендуемой литературы по изучаемой дисциплине.

Основная:

Творогова Н. Д. Психология управления: учебное пособие / Н. Д. Творо-

гова, И. Б. Ханина, Д. В. Кулешов; под ред. Н. Д. Твороговой. 4-е изд., пере-раб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2023. 760 с.

Анцупов А. Я. Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. СПб.: Питер, 2019. 560 с.

Мальцева Ю. А. Психология управления: учеб. пособие / Ю. А. Мальцева, О. Ю. Яценко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 92 с.

Организационная культура: учебное пособие/ Автор составитель О. Е. Сте-клова. Ульяновск: УлГТУ, 2014. 110 с.

Дополнительная:

5. Демин Г. А. Методы принятия управленческих решений [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Г. А. Демин; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2019. 1,58 Мб; 88 с. // Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/ books/uchebnie-posobiya/demin-metody-prinyatiya-upravlencheskikh-reshenij.pdf.

6. Общий менеджмент: учебное пособие / Л. С. Ружанская [и др.]; под общ. ред. Л. С. Ружанской, И. В. Кот-ляревской. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 116 с.

7. Шарков Ф. И. Общая конфликтология: Учебник [Электронный ресурс] / Ф. И. Шарков. М.: Дашков и К, 2015. // http://www.studentlibrary.ru/ bootyISBN9785394024023.html

Фонды оценочных средств и критерии оценки результатов обучения.

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех занятий.

Используются следующие оценочные средства результатов обучения: опрос (устный или письменный), тестирование, решение ситуационных задач, реферат, доклад, сообщение и другие.

Приводим примерный перечень вопросов текущего контроля по некоторым темам.

Например, по теме 2 («Теоретические основы психологии управления» могут быть предложены следующие вопросы: 1) психология управления как наука; 2) основные методы психологии управления; 3) перечислите и охарактеризуйте основные управленческие школы; 4) процесс управления; 5) функции управления; 6) принципы управления; 7) взаимосвязь и взаимозависимость функций и принципов управления; 8) особенности управления организациями здравоохранения.

Приводим примерный перечень тем-рефератов, докладов и сообщений по некоторым темам.

Например, по теме 1 («Личность в системе управленческой деятельности»): 1) структура личности подчиненного; 2) темперамент и характер личности; 3) методы изучения индивидуально-психологических свойств личности медицинского работника: стандартизированные опросники, анкеты.

Рубежный контроль проводится по завершению изучения каждого раздела дисциплины в форме опроса.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета без оценки путем индивидуального со-

беседования и выполнения практического задания. К зачету допускаются слушатели, выполнившие все требования учебной программы «Психология управления».

Содержание и методика проведения зачета. Зачет проводится в три этапа:

1. Подготовительный этап — самостоятельная работа слушателей по подготовке к зачету.

2. Собеседование — проверка теоретической подготовленности слушателей по дисциплине.

3. Выполнение практического задания.

В ходе проведения зачета путем индивидуального собеседования проводится проверка степени усвоения теоретических знаний слушателей. Собеседование осуществляется по вопросам разработанным в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология управления».

Практическая часть зачета включает в себя, как правило, решение ситуационной задачи, содержание которой максимально приближено к будущей профессиональной деятельности обучающегося.

Критериями, определяющими оценку знаний и умений, являются:

«зачтено» — обучающийся продемонстрировал наличие твердых знаний в объеме рабочей программы учебной дисциплины, умение определять основные направления практической деятельности на основе современных выводов психологической науки, логичное изложение материала

при ответе, уверенно и точно отвечал на дополнительные вопросы, правильно решил практическую задачу;

«не зачтено» — обучающийся не способен продемонстрировать наличие твердых знаний в объеме рабочей программы учебной дисциплины, допустил грубые ошибки при решении практической задачи, неуверенно и неточно отвечал на дополнительные и наводящие вопросы, продемонстрировал непонимание сущности излагаемых вопросов.

Примерный перечень вопросов, выносимых на зачет:

1. Психология управления: предмет и объект изучения.

2. Сущность и содержание процесса управления.

3. Субъект и объект управления.

4. Взаимосвязь и взаимозависимость функций и принципов управления.

5. Личность подчиненного как объект управления.

6. Психологические факторы, оказывающие влияние на поведение подчиненного.

7. Методы изучения индивидуально-психологических свойств лично -сти медицинского работника: стандартизированные опросники, анкеты.

8. Методы изучения индивидуально-психологических свойств личности медицинского работника: проективные методики.

9. Принципы построения системы мотивации подчиненных.

10. Управленческие мотивацион-ные стратегии.

11. Социальная организация как субъект управления.

12. Личность и коллектив.

13. Формальная и неформальная структуры организации.

14. Руководитель организации как субъект управления.

15. Руководство и лидерство.

16. Стили руководства.

17. Социально-психологические аспекты межличностного общения.

18. Психологические требования к проведению совещания, публичного выступления, работе с деловой документацией.

19. Специфика принятия управленческих решений

20. Этапы выработки управленческих решений.

21. Психологические особенности деятельности по принятию и исполнению управленческих решений.

22. Групповые решения и методика их принятия.

23. Диагностика и управление организационной культурой и социально-психологическим климатом в коллективе.

24. Социально-психологический климат в коллективе.

25. Стратегии управления конфликтами в медицинской организации.

Заключение и выводы. Предложенный вариант методического обеспечения учебной дисциплины «Психология управления» не претендует на конечный продукт. Динамическая сторона проектирования программы заключается в постоянном внесении новых содержательных аспектов по той или иной учебной теме, что позволяет учитывать реалии сегодняшнего дня по совершенствованию профессиональной подготовки специалистов в сфере управления учреждениями здравоохранения, где вопросы психологии управления приобретают акмеологическое звучание [9].

Конечно, формирование профессиональных качеств руководителя здравоохранения не завершается изучением учебных дисциплин, входящих в программу обучения по специальности «Организация здравоохранения и общественного здоровья» [10]. Такая работа про-

должается в непосредственной практике на протяжении долгих лет управленческой деятельности, когда постоянно приходится совершенствовать свои знания, умения и навыки, в том числе и по вопросам психологии управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьев И. Л., Махинова Н. В. Особенности современной системы управления здравоохранением // Известия Уральского государственного экономического университета. 2010. № 2 (28). С. 97-104.

2. Катахова С. С., Семчук И. В. Подходы к исследованию психологической компетентности руководителя медицинского учреждения // Проблемы современного образования. 2019. № 4. С. 117-127.

3. Творогова Н. Д. Психология управления: учебное пособие / Н. Д. Творогова, И. Б. Ханина, Д. В. Кулешов; под ред. Н. Д. Твороговой. 4-е изд., пере-раб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2023. 760 с.

4. Худик В. А. К вопросу о социальной «дегенерации» управленческого аппарата в научно-образовательной деятельности учебного заведения высшего звена // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 3 (3). С. 5-10.

5. Бочкарева М. В., Троянская С. Л. Мониторинг результатов формирования компетенций руководителей здравоохранения на курсах дополнительного профессионального образования // Вестник Удмуртского

университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2022. № 3. Т. 32. С. 313-323.

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Ы^:// base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 17.02.2023).

7. Профстандарт: 02.022 — Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья // https://classinform.ru/ profstandarty/02.022-spetcialist-v-oblasti-organizatcii-zdravookhraneniia-i-obshchestvennogo-zdorovia.html (дата обращения: 06.02.2023).

8. Приказ Минобрнауки РФ от 02 февраля 2022 г. N 97 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье // https://fgosvo. ru/uploadfiles//fgosvoord/310871_ Organisation_heltf_system.pdf (дата обращения: 17.02.2023).

9. Кузьмина Н. В. Акмеологические технологии профессионального образования: монография / Н. В. Кузьмина, Н. М. Жаринов, Е. Н. Жаринова; Российская акад. образования [и др.].

Санкт-Петербург: Центр стратегических исследований, 2016. 387 с.

10. Гуров А. Н., Марков Д. С., Смбатян С. М., Плутницкий А. Н. Вопросы преподавания инновационного менеджмента для организаторов

здравоохранения в системе непрерывного медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. № 1 (15). С. 42-49.

REFERENCES

1. Leontiev I. L., Makhinova N. V. Features of the modern health management system. Proceedings of the Ural State University of Economics. 2010. No. 2 (28). P. 97-104. (In Russ.).

2. Katakhova S. S., Semchuk I. V. Approaches to the study of the psychological competence of the head of a medical institution // Problems of modern education. 2019. No. 4. P. 117— 127. (In Russ.).

3. Tvorogova N. D. Psychology of management: textbook / N. D. Tvorogova, I. B. Khanina, D. V. Kuleshov; ed. N. D. Curd. 4th ed., revised. and additional M.: GEOTAR-Media, 2023. 760 p. (In Russ.).

4. Khudik V. A. On the issue of social "degeneration" of the managerial apparatus in the scientific and educational activities of an educational institution of a higher level. Bulletin of the St. Petersburg Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 3 (3). P. 5—10. (In Russ.).

5. Bochkareva M. V., Troyanskaya S. L. Monitoring the results of the formation of competencies of health care managers in the courses of additional professional education. Bulletin of the Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2022. No. 3. V. 32. P. 313—323. (In Russ.).

6. The Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 No. 273 «On Education in the Russian Federation»

// https://base.garant.ru/70291362/ (date of application: 17.02.2023).

7. Professional standard: 02.022 — Specialist in the field of healthcare and public health // https://classinform. ru/profstandarty/02.022-spetcialist-v-oblasti-organizatcii-zdravookhranemia-i-obshchestvennogo-zdorovia.html (date of application: 06.02.2023).

8. The Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of February 02, 2022 No. 97 "On approval of the federal state educational standard of higher education — training of highly qualified personnel in residency programs in the specialty 31.08.71 Organization of healthcare and public health // https://fgosvo. ru/uploadfiles//fgosvoord/310871_ Organisation_heltf_system.pdf (date of application: 17.02.2023).

9. Kuzmina N. V. Acmeological technologies of vocational education: monograph / N. V. Kuzmina, N. M. Zha-rinov, E. N. Zharinova; Russian acad. education [and others]. St. Petersburg: Center for Strategic Studies, 2016. 387 p. (In Russ.).

10. Gurov A. N., Markov D. S., Smbatyan S. M., Plutnitsky A. N. Teaching issues of innovative management for health care providers in the system of continuing medical education // Medical Education and Professional Development. 2014. No. 1 (15). P. 42-49. (In Russ.).

Поступила в редакцию 06.03.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.