Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ МНОГОКОМПОНЕНТНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ МНОГОКОМПОНЕНТНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / CONTINUING EDUCATION / TEACHER TRAINING / MODERN VOCATIONAL TRAINING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Салун Сергей Николаевич, Савенкова Галина Ивановна

Возникающие в современном обществе социальные потребности в переосмыслении квалификации работников определяют необходимость пересмотра роли и места профессионального развития в педагогической практике. Процесс профессионального саморазвития отличается цельностью и преемственностью. Это выражается, с одной стороны, в устойчивой и скоординированной связи и в непрерывности функций различных форм повышения квалификации, с другой - в сочетании эмпирической деятельности с коллективной методической работой и самообучением. Это диктует необходимость переноса основного акцента в работе педагога с позиции функционального исполнителя на развитие творческих сторон педагогической работы и совершенствование самых различных аспектов его деятельности, в особенности в контексте внедрения инноваций в учебный процесс, что невозможно без профессионального саморазвития педагога и без вовлеченности в научно- исследовательскую деятельность, способствующую совершенствованию профессиональных навыков и умений и создающую условия для саморазвития и самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Салун Сергей Николаевич, Савенкова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR DEVELOPMENT OF MULTI-COMPONENT ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE SYSTEM OF CONTINUING PEDAGOGICAL EDUCATION

The social needs arising in modern society in rethinking the qualifications of workers determine the need to review the role and place of professional development in pedagogical practice. The process of professional self-development is characterized by integrity and continuity. This is expressed, on the one hand, in a stable and coordinated connection and in the continuity of functions of various forms of advanced training, on the other hand, in a combination of empirical activity with collective methodological work and self-training. This dictates the need to shift the main emphasis in the work of the teacher from the position of a functional performer to the development of the creative aspects of pedagogical work and the improvement of various aspects of his activities, especially in the context of introducing innovations into the educational process, which is impossible without the professional self-development of the teacher and without involvement in scientific and research activities, promoting improvement of professional skills and abilities and creating conditions for self-development and self-education.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ МНОГОКОМПОНЕНТНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

партнеров при решении актуальных исследовательских задач. Важным моментом при организации научно-исследовательской практики является место ее проведения. Она может осуществляться на кафедрах и в лабораториях вуза или в сторонних организациях, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом.

Литература:

1. Захарова А.В., Суворова Ю.А. Моделирование процесса формирования исследовательских компетенций: содержание, этапы, условия // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 10. С. 71-80.

2. Идиятов И.Э. Формирование исследовательской компетенции студентов в процессе проблемного обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Идиятов Ильяс Эльбрусович; [Место защиты: «Казанский (Приволжский) федеральный университет]. Казань, 2016. 191 с.

3. Макаров А.В. Моделирование системы формирования исследовательских умений у студентов как

условие повышения эффективности образовательного процесса в вузе: дис..... канд. пед. наук по

специальности 13.00.01. Общая педагогика, история педагогики и образования. 2007. 186 с.

4. Мухин М.И. Вектор развития образования в ххi столетии // Образовательное пространство в информационную эпоху: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. 2018. С. 32-43.

5. Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования // Профильное обучение: вопросы теории и практики. Сборник статей. Москва,

2005. С. 5-21.

6. Мухин М.И., Олиференко Л.Я., Щуркова Н.Е . Ценностные ориентации школьников на этапе

становления новой школы // Воспитание школьников. 2012. № 1. С. 3-11.

7. Соколова Н.Л. К проблеме определения и классификации антонимов и их стилистического

использования // Филологические науки. 1977. № 6. С. 60.

8. Соколова Н.Л. О компонентах значения единиц речевого этикета // Филологические науки. 2003.

№ 5. С. 95.

9. Соколова Н.Л., Цибизова Т.Ю. Построение профессиональной карьеры в условиях непрерывного образования // Научный диалог. 2018. № 1. С. 295-299.

10. Щуркова Н.Е., Арапова П.И., Баранова Е.Ф., Мухин М.И., Попова С.И. Речь педагога: учебное пособие. Москва, 2019. 114 с.

11. Щуркова Н.Е., Мухин М.И. Педагог нового воспитания: Монография. Москва, 2014. 264 с.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение

«Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва); кандидат технических наук, доцент кафедры «Педагогика, психология, право, история и философия» Салун Сергей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический

университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (г. Москва); преподаватель кафедры «Физическая культура и спорт» Савенкова Галина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический

университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (г. Москва)

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ МНОГОКОМПОНЕНТНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Возникающие в современном обществе социальные потребности в переосмыслении квалификации работников определяют необходимость пересмотра роли и места профессионального развития в педагогической практике. Процесс профессионального саморазвития отличается цельностью и преемственностью. Это выражается, с одной стороны, в устойчивой и скоординированной связи и в непрерывности функций различных форм повышения квалификации, с другой - в сочетании эмпирической деятельности с коллективной методической работой и самообучением. Это диктует необходимость переноса основного акцента в работе педагога с позиции функционального исполнителя на развитие творческих сторон педагогической работы и совершенствование самых различных аспектов его деятельности, в особенности в контексте внедрения инноваций в учебный процесс, что невозможно без профессионального саморазвития педагога и без вовлеченности в научно- исследовательскую деятельность, способствующую совершенствованию профессиональных навыков и умений и создающую условия для саморазвития и самообразования.

Ключевые слова: непрерывное образование, педагогическая подготовка, современные технологии профессионального обучения.

Annotation. The social needs arising in modern society in rethinking the qualifications of workers determine the need to review the role and place of professional development in pedagogical practice. The process of professional self-development is characterized by integrity and continuity. This is expressed, on the one hand, in a stable and coordinated connection and in the continuity of functions of various forms of advanced training, on the other hand, in a combination of empirical activity with collective methodological work and self-training. This dictates the need to shift the main emphasis in the work of the teacher from the position of a functional performer to the development of the creative aspects of pedagogical work and the improvement of various aspects of his activities, especially in the

context of introducing innovations into the educational process, which is impossible without the professional self-development of the teacher and without involvement in scientific and research activities, promoting improvement of professional skills and abilities and creating conditions for self-development and self-education.

Keywords: continuing education, teacher training, modern vocational training technologies.

Введение. Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью отдельных прикладных и теоретических аспектов построения эффективной системы дополнительного профессионального образования в современных условиях, в особенности это касается дополнительного педагогического образования (далее ДП(п)О), в силу того, что данное направление развивается наиболее динамично (в силу своей востребованности) и требует для достижения эффективности взаимодействия самых разных факторов, влияющих на профессиональный рост педагога. В частности, одной из самых важных задач является обеспечение непрерывного развития педагога, чему должно способствовать и современное ДП(п)О, как элемент системы непрерывного педагогического образования [3].

Основными детерменантами, обуславливающими необходимость перехода к непрерывному образованию в первую очередь стало следующее [10]: быстрое устаревание знаний, навыков и умений, которым через каждые несколько лет необходимо обновление; изменение в сфере труда и занятости, требующие от работников периодической смены профессии и соответствующего переобучения.

Исходя из актуальных на данный момент оценок бурный рост информационной среды приводит к тому, что раз в 5-7 лет почти полностью обновляется от 5% до 25% теоретических и практических профессиональных знаний, в особенности в областях деятельности человек-человек [9]. Это с одной стороны диктует необходимость непрерывности образования, что становится базовым компонентом конкурентоспособности в современных условиях, с другой же стороны это требует модульности образования, т.е. гибкости различных элементов системы образования и их способности адаптироваться к насущным потребностям к профессии. Именно вышеописанные тренды, т.е. модульность и непрерывность являются ключевыми для ДП(п)О.

Изложение основного материала статьи. Для того, чтобы в полной мере описать ключевые направления развития ДП(п)О необходимо обратить внимание на условия развития данного феномена. Так с переходом к рыночным отношениям значительно изменились условия деятельности системы дополнительного профессионального образования, в особенности это касается сферы педагогического образования.

Прежде всего, сформировался рынок услуг в сфере дополнительного профессионального образования, где действует большое число организаций различных форм собственности, на основании чего создается сильная конкуренция [2]. В данных условиях максимальный учет влияния факторов внешней среды на деятельность центров дополнительного профессионального образования, а также выбор стратегии управления, представляет важность для обеспечения их успешного развития и выживания, фактически эффективность таких центров на рынке образовательных услуг обеспечивается в большей степени не качеством предоставляемых услуг, а эффективность управления и маркетинга. Таким образом, дополнительное профессиональное образование выступает в качестве одного из эффективных способов осуществления принципа непрерывности, за счет своей гибкости, возможности быстро предоставить необходимые образовательные услуги для заинтересованных лиц. Потребителем образовательных услуг дополнительного профессионального образования является, как каждый отдельно взятый специалист, так и организация в лице работодателя, который заинтересован в обучении своего персонала. Исходя из оценки потребности населения, можно сделать вывод о том, что спрос на обучение по программам дополнительного образования увеличивается. Чтобы тенденция сохранялась, российские компании стремятся ориентироваться на зарубежный опыт управления системой ДП(П)О, где акцент сделан прежде всего на развитии высокой степени конкуренции и обратной связи между поставщиками и потребителями образовательных услуг [11].

Вышесказанное подтверждается исследованием, проведенным в ВШЭ, по изучению проблемы репрезентации взрослых в системе непрерывного образования (рис. 1). Россия в этом вопросе далека от лидерских позиций. Показатель участия населения составил 25%. В Австрии 89%, Швейцарии 68%, Франции 51%, Германии 42%, Великобритании 38%, Испании 25% [5].

Исходя из данной оценки, целесообразно рассмотрение опыта реализации систем и форм организации ДП(П)О, успешно функционирующих за рубежом.

Рисунок 1. Участие населения в непрерывном образовании по странам, %

Так, например, образовательная система Австрии, как и в России, подчиняется не только общеевропейским законам, но и традиционно австрийским, которые эффективно функционируют уже больше полувека и представлены тремя ступенями образования. Эффективность проявляется самым низким уровнем безработицы среди молодежи, самым низким процентом бросивших учебу в высших учебных заведениях и одним из самых высоких показателей эффективности поствузовского образования в ЕС [9].

В качестве основных особенностей системы образования в Швейцарии выступают: разнообразие, широкая свобода выбора и гибкость. Существуют различные возможности получения образования или профессиональной подготовки, а также доступа к различным типам учебных программ и школ в Швейцарии. Правительство Швейцарии несет ответственность за образование на кантональном и на федеральном уровне. Обязательное образование финансируется и управляется местными муниципалитетами и кантонами. В постобязательном образовании федеральные власти и кантоны делят свои обязанности. Ученик в возрасте 15-16 лет по окончании обязательного образования может подать заявку на ученичество. Две трети молодых людей в Швейцарии используют эту форму обучения. Она сочетает неполный учебный день в классе профессиональной школы со стажировкой в тренинговой компании [4]. Такая форма полного среднего образования называется системой двухканального обучения. Ее длительность составляет около 3-4 лет и предоставляет студентам возможность получить теоретические знания и в то же время практиковаться. Многие специальности в Швейцарии можно получить на этапе полного среднего образования, в то время как в других странах таким профессиям обучают на высшем уровне образования.

Ученичество представляет собой важную особенность и преимущество швейцарской системы образования. Школы профессионального образования и обучения (ПОО) занимаются подготовкой молодых специалистов, получающих определенные знания в конкретной области. Система двухканального образования способствует появлению молодых работников с определенными навыками, которые способны выполнять задачи, решая различные потребности отраслей экономики [6]. Также данная система помогает сократить безработицу среди молодежи Швейцарии. Непрерывное обучение является неотъемлемой частью развития личности и многих профессиональных областей. Это служит причиной тому, что большинство людей в Швейцарии посещают курсы непрерывного образования и обучения (НОО).

Однако одним из наиболее успешных явлений в сфере дополнительного образования на текущий момент является распространение массовых открытых онлайн-курсов (МООК). МООК - это интернет-курс с интерактивным участием и открытым доступом, одна из наиболее эффективных форм реализации дистанционных образовательных технологий [8].

МООК представлены в форме электронных онлайн-курсов, учебно- методических комплексов, которые включают текстовые конспекты лекций, видео-лекции, домашние задания, промежуточные тесты и итоговые экзамены. Авторами курсов выступают преподаватели образовательных организаций. За рубежом массовые онлайн-курсы давно стали трендом. МООК постепенно заменяют очное образование. Ведущие университеты США и Европы включают в образовательные программы открытые онлайн-курсы [7].

МООК в настоящее время активно используются в образовательном процессе с различными целями: как новая форма дистанционного обучения; для интеграции в очные программы обучения по различным предметным областям; для интеграции с программами дополнительного профессионального образования, в том числе для повышения квалификации научно-педагогических работников [1]. Эксперты включили массовые открытые онлайн-курсы в число наиболее перспективных тенденций в развитии образовательной сферы до 2028 года, которые рскрывают новые возможности в области дистанционного образования. МООК обладают глобальным характером, поскольку устраняют временные и территориальные барьеры, увеличивают уровень самостоятельности и мотивации обучающихся в получении навыков профессиональной деятельности в глобальном цифровом мире. MOOK ориентированы на активное участие и взаимодействие обучающихся между собой и с преподавателями. Еще одной важной характеристикой является наличие у каждого слушателя персональной учебной среды. Число зарегистрированных на различные MOOK студентов варьируется от нескольких сотен до десятков и сотен тысяч. По окончании онлайн-курса возможно

получение официального сертификата. По мнению разработчиков платформ, c момента своего появления МООК собрали большое число положительных отзывов и охватили многомиллионную аудиторию со всего мира. На 2017 год количество пользователей составляет около 11 млн. человек, средний возраст которых 35 лет [1].

Среди МООК-платформ, наиболее востребованной на сегодняшний день является Coursera. По данным платформы, Россия входит в топ 10 стран, в которых наивысший интерес жителей к онлайн обучению. Через данную платформу за последние 5 лет по всему миру записались на обучение более 23 млн. человек. Платформа Coursera представляет собой портал для формирования образовательных сетей и обучения. На данный момент на сайте Coursera представлено свыше 1500 курсов, 860 из которых являются бесплатными. С ресурсом работает 161 партнёр, из них 149 представлены учебными организациями из 29 стран мира, и Россия входит в их число. Один из минусов работы с данной платформой - это отсутствие на сайте русскоязычной версии, поэтому для пользователей, не владеющих языком, возникает трудность в понимании представленной информации организационного характера (запись на курс, стоимость обучения, получение сертификата и иная информация).

На втором месте среди платформ бесплатного онлайн-образования находится EDx, число зарегистрированных пользователей которой составляет около10 млн. Также в число ведущих платформ входят FutureLearn, XuetangX и Udacity [5]. Из пяти крупнейших провайдеров единственная платформа не англоязычная - XuetangX, Китай (рисунок 2).

30

25

■ Coursera ■ EDx ■ Xuetang X ■ Future learn ■ Udacity

Рисунок 2. Топ провайдеров МООК по числу регистраций, млн. чел.

В 2016 году было разработано более 2 600 новых курсов, в 2015 году - число курсов составляло - 1 800. К 2017 году общее количество курсов по системе МООК достигло 6 850 (рисунок 3). Их представляют более 700 университетов [1]. В это число входит Оксфордский университет.

Важной особенностью МООК является открытость и высокая актуальность получаемой информации, нацеленность на получение конкретных компетенций, высокий уровень обратной связи, широчайший диапазон курсов, в особенности это касается курсов для педагогов, самого разного содержания, что позволяет повысить эффективность системы непрерывного педагогического образования, за чет того, что педагог может выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию исходя из текущих образовательных потребностей.

Рисунок 3. Рост курсов по системе МООК, ед.

Структура направлений обучения представлена на рисунке 4. В 2018 году предлагается больше обучающих программ связанных с развитием самых востребованных навыков в бизнесе и технологиях [1].

Рисунок 4. Распределение курсов по направлениям обучения, %

В России широкое использование МООК началось в конце 2013 года, наибольшая активность наблюдалась в 2014-2015 годах. В настоящее время в Российские МООК-платформы существуют следующие: Открытое образование, OpenProfession, Образование на русском; Stepic, Универсариум, Лекториум, GeekBrains, Университет без границ, Открытый Политех, Нетология, СДО LAN, НЦЭО. По данным аналитиков, количество российских онлайн-курсов стремительно увеличивается [1]. Чтобы слушатели имели возможность пользоваться многообразием курсов, сравнивать и выбирать наиболее подходящие и интересные для себя образовательные программы, был создан проект «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации». Он объединяет в одном месте множество образовательных платформ и онлайн- курсов, а также предоставляет к ним доступ по принципу «одного окна». В каталоге собрана достаточно полная и актуальная информация обо всех онлайн- курсах. Автоматизированный обмен информацией с образовательными платформами и информационными системами образовательных учреждений способствует своевременно узнавать о доступности онлайн-курсов для обучения или о каких-либо изменениях.

Выводы. Таким образом, как за рубежом, так и в Российской практике наблюдается увеличение числа участников открытых онлайн-курсов и, как следствие, повышение интереса к данному виду обучения. Это обусловлено тем, что массовые открытые онлайн-курсы предлагают широкие возможности для обучения людей разных возрастов, территориальное расположение которых также различно. Интерес к МООК также

проявляют образовательные организации, которые стремятся к постоянному развитию существующего потенциала и использованию современных способов обучения, которые влияют в последствии на эффективность деятельности.

Литература:

1. Институт развития дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Министерство науки и образования РФ - Режим доступа : http://www.irdpo.ru/.

2. Мухин М.И. Вектор развития образования в ххi столетии //Образовательное пространство в информационную эпоху: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. 2018. С. 32-43.

3. Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования // Профильное обучение: вопросы теории и практики. Сборник статей. Москва,

2005. С. 5-21.

4. Мухин М.И., Олиференко Л.Я., Щуркова Н.Е. Ценностные ориентации школьников на этапе

становления новой школы // Воспитание школьников. 2012 . № 1. С. 3-11.

5. Серякова, С.Б. Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы: сопоставительный анализ: Монография [Электронный ресурс]: монография / С.Б. Серякова, В.В. Кравченко. - Москва: МШУ, 2014. - 180 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/70066.

6. Соколова Н.Л. К проблеме определения и классификации антонимов и их стилистического использования // Филологические науки. 1977. № 6. С. 60.

7. Соколова Н.Л. О компонентах значения единиц речевого этикета // Филологические науки. 2003. № 5. С. 95.

8. Соколова Н.Л., Цибизова Т.Ю. Построение профессиональной карьеры в условиях непрерывного образования // Научный диалог. 2018. № 1. С. 295-299.

9. Тарханова, И.Ю. К вопросу о социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования // Карьерный успех: формирование кадрового потенциала: Материалы конференции. / Ответственный редактор Е.А. Ободкова. - Ярославль: Академия Пастухова, 2014. - С. 86-96.

10. Щуркова Н.Е., Арапова П.И., Баранова Е.Ф., Мухин М.И., Попова С.И. Речь педагога: учебное пособие. Москва, 2019. 114 с.

11. Щуркова Н.Е., Мухин М.И. Педагог нового воспитания: Монография. Москва, 2014. 264 с.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение

«Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва); кандидат технических наук, доцент кафедры «Педагогика, психология, право, история и философия» Салун Сергей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический

университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (г. Москва); преподаватель кафедры «Физическая культура и спорт» Гришина Наталья Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический

университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (г. Москва)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Аннотация. В современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку именно педагог является основным субъектом изменений в образовании и без его активного участия прогрессивные изменения невозможны. Чрезвычайно важным становится вопрос, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающее вызовам времени.

Ключевые слова: структурные изменения, педагогическая деятельность, профессиональная подготовка, модернизация образования.

Annotation. In the modern conditions of the development of domestic education, it is extremely important to understand exactly how vocational and pedagogical activities should change, since it is the teacher who is the main subject of changes in education and without his active participation progressive changes are impossible. The question of how professional and pedagogical activities should change in order to ensure a new quality of education that meets the challenges of time becomes extremely important.

Keywords: structural change, teaching, training, modernization of education.

Введение. Актуальность проблемы указывает на необходимость проведения диагностики с целью выявления исходного уровня профессиональной подготовки педагога-психолога как специалиста помогающих профессий, которые определяются в соответствии с разработанными критериями, показателями, уровнями [3, 6, 7].

В своей профессиональной деятельности педагог- психолог выполняет следующие основные виды работ: психологическое просвещение, психологическую профилактику, психологическую диагностику, психологическую коррекцию, психологическое консультирование. Каждый из этих видов работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает педагог-психолог, от специфики того учреждения, где он работает. Профессиональное призвание - это сложное явление, которое характеризуется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.