Научная статья на тему 'Методическое сопровождение профессионального становления учителя начальных классов'

Методическое сопровождение профессионального становления учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ТРЕБОВАНИЯ / УСЛОВИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / METHODOLOGICAL SUPPORT / TEACHER OF PRIMARY EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / REQUIREMENTS / CONDITIONS / DIRECTIONS OF METHODOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанова Валентина Николаевна

Целью данной статьи является изучение проблемы методического сопровождения профессионального становления педагогов начального образования. В исследовании рассмотрены основные теоретические аспекты проблемы профессионального становления и методического сопровождения деятельности педагогов. В исследовании с опорой на авторитетных современных исследователей определены направления, особенности и психолого-педагогические условия осуществления методического сопровождения профессионального становления педагогов начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабанова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL FORMATION OF THE TEACHER OF INITIAL CLASSES

The purpose of this article is to study the problem of methodological support of professional development of primary education teachers. The study deals with the main theoretical aspects of the problem of professional formation and methodological support of teachers. In the study, based on the authoritative modern researchers, the directions, features and psychological and pedagogical conditions for the implementation of methodological support of the professional development of primary education teachers are determined.

Текст научной работы на тему «Методическое сопровождение профессионального становления учителя начальных классов»

Опираясь на принципх гуманизации воспитания, можно определить цель и смысл деятельности командиров в ВВУЗе, которые будут направлены на возвышение личного достоинства курсантов, доверия и уважения к ним в сочетании с требовательностью.

Итак, принцип гуманизации ориентирует курсанта на проявление искреннего интереса к овладению военной подготовкой, готовности оказать помощь и поддержку каждому, готовности к пресечению любого вооружённого насилия, дружеское отношение к людям разных национальностей, уважение, доброжелательность и толерантность, сплоченность. Сплоченностью учебной группы курсантов является единство и целостность коллектива в процессе его жизнедеятельности, взаимная поддержка каждого члена коллектива, дружеские взаимоотношения [2]. Именно принцип гуманизации в воспитании способствует формированию сплоченного коллектива.

Знание и овладение рассмотренными принципами позволяет командирам глубоко проникнуть в сущность воспитательного процесса формирования сплоченного подразделения, понять законы формирования у личного состава высоких моральных и боевых качеств, что способствует воспитанию военнослужащих (курсантов) способных выполнить поставленные перед ними задачи в любых условиях.

Литература:

1. Военная педагогика / Под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер. 2017. 640 с.

2. Исаева Н.Н. Педагогическая система сплочения подразделения курсантов военного института войск национальной гвардии / Н.Н. Исаева // Научное мнение. 2017. № 10. С. 10-17.

3. Исаева Н.Н., Шарухин А.П. Шимко С.Ю. Воинский коллектив подразделения внутренних войск МВД России как объект психологического анализа и педагогической деятельности: монография. / Н.Н. Исаева, А.П. Шарухин, С.Ю. Шимко. - Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014. 318 с.

4. Карсанов Э.Х., Шарухин А.П. Общая педагогика / Э.Х. Карсанов, А.П. Шарухин. - СПб.: ООО «Новый Век», 2017. 400 с.

5. Концепция морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации на период 2018-2021 года и далее до 2025 года.

6. Михайлов В.А., Михайлова В.В. Формирование системы идеальных стратегий и ценностных предпочтений у будущих офицеров МЧС России / В.А. Михайлов, В.В. Михайлова / В сборнике: Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Материалы международной научно-практической конференции. 2017. - С. 158-160.

7. Педагогика. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2014. - 304 с.

8. Поминова О.Л., Исаева Н.Н. Целеполагание в процессе воспитания и обучения будущих офицеров внутренних войск МВД России. / О.Л. Поминова, Н.Н. Исаева // Мир образования. - № 3 (63). - 2016. -С. 148-153.

9. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. / - М: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.

10. Шипякова А.А. Гуманизация педагогического взаимодействия в военном ВУЗе. Автореф. дис...канд. пед. наук. Рязань. - 2006. - 24 с.

Педагогика

УДК 371

директор Кабанова Валентина Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Ялтинская средняя школа № 12 с углубленным изучением иностранных языков"

муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (г. Ялта)

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. Целью данной статьи является изучение проблемы методического сопровождения профессионального становления педагогов начального образования. В исследовании рассмотрены основные теоретические аспекты проблемы профессионального становления и методического сопровождения деятельности педагогов. В исследовании с опорой на авторитетных современных исследователей определены направления, особенности и психолого-педагогические условия осуществления методического сопровождения профессионального становления педагогов начального образования.

Ключевые слова: профессиональное становление, методическое сопровождение, педагог начального образования, профессиональное совершенствование, Федеральный государственный образовательный стандарт, требования, условия, направления методического сопровождения.

Annotation. The purpose of this article is to study the problem of methodological support of professional development of primary education teachers. The study deals with the main theoretical aspects of the problem of professional formation and methodological support of teachers. In the study, based on the authoritative modern researchers, the directions, features and psychological and pedagogical conditions for the implementation of methodological support of the professional development of primary education teachers are determined.

Keywords: professional development, methodological support, teacher of primary education, professional development, Federal state educational standard, requirements, conditions, directions of methodological support.

Введение. Стремительные социокультурные и экономические изменения, характеризующее тенденции развития современного общества, порождают увеличение требований к реализации профессионального педагогического труда, который в нынешних условиях приобретает выраженный инновационный характер.

Современный педагог начального образования, наряду с глубокими теоретическими знаниями по методике преподавание предметов, должен быть в курсе актуальных научных исследований, ориентироваться в педагогических инновациях, уметь внедрять в образовательный процесс современные технологии обучения и воспитания, обеспечивающие качество и эффективность образования подрастающего поколения, эффективно функционировать в пространстве современного образования и науки.

Новые требования к личности педагога начального образования и спектру его функциональных обязанностей обосновывают потребность изучения проблемы его профессионального становления, путей и методов оптимизации данного процесса. Одним из обязательных условий и эффективных путей оптимизации процесса обретения должного уровня профессионализма учителями начальных классов, а также успешности их адаптации в системе профессионального труда является обеспечение направлений методического сопровождения их профессионального становления.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение аспектов реализации методического сопровождения процесса профессионального становления учителей начальных классов.

Изложение основного материала статьи. Проблема профессионального становления специалистов является достаточно актуальной в психолого-педагогических исследованиях последних лет, о чем говорит наличие многочисленных публикаций и теоретических трудов. Так, аспекты профессионально становления специалиста отражены в трудах Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, А.К. Марковой, В.Д. Шадрикова и других авторитетных ученых современности. На основе анализа основных положений теоретических трудов указанных исследователей мы пришли к выводу о том, что в современной психолого-педагогической литературе нет единого подхода к обоснованию сущности понятия «профессиональное становление». Указанный анализ позволил выявить, что анализируемый нами термин рассматривается современными отечественными учеными как:

- процесс профессионализации личности, результирующими аспектами которого являются приобретение социальной зрелости, развитие новых профессионально важных качеств личности, переход на следующий уровень профессионализма (А.К. Маркова) [9];

- уровень исполнения личностью профессиональной деятельности (Т.В. Кудрявцев) [7];

- степень профессиональной зрелости (Дж. Сьюпер) [1];

- социальная ситуация развития и ведущая деятельность (Э.Ф. Зеер) [4].

Представителями деятельностного подхода профессиональное становление рассматривается как процесс включение человека в профессию, прохождение им определенных этапов профессионального развития, основными показателями которого считаются формирование профессионального опыта и профессионально важные качества [8]. Теоретики системно-структурного подхода анализируемый нами феномен рассматривают через взаимосвязь и целостность профессиональных способностей и профессионально важных качеств, обусловливающих успешность деятельности [11]. В рамках ценностно-мотивационного подхода основным аспектом профессионального становления исследователи считают развитие профессиональной мотивации на основе формирования ценностных ориентаций [13].

По мнению Л.М. Митиной, эффективность профессионального становления будущего педагога определяется объективными показателями, которые позволяют оценить степень соответствия личности требованиям профессии, и субъективными, выявляют степень соответствия профессиональной деятельности требованиям личности [10].

Исследовательницей С.В. Кирдянкиной обосновывается суждение о том, что одним из важнейших условий процесса профессионального становления будущих педагогов является реализация сопровождения процесса их профессиональной подготовки в вузе. Сопровождение, по мнению исследовательницы, - это «особый способ взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого» [6, с. 4].

М.Р. Битянова рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития будущего специалиста в ситуациях взаимодействия [2]. По мнению Е.И. Казаковой, сопровождение представляет собой вид педагогического взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, направленного на решение жизненных проблем сопровождаемого [5].

По словам С.В. Кирдянкиной, методическое сопровождение профессионального становления специалиста представляет собой «научно обоснованный способ взаимодействия сопровождающего (наставника, опытного специалиста) и сопровождаемого (студента), направленный на непрерывное саморазвитие в профессии, обусловленный количественными и качественными, содержательными и структурными преобразованиями личности, что приведет к естественному совершенствованию, к постепенному росту в профессии» [6, с. 13].

Сущность реализации методического сопровождения педагогов начальных классов обозначена сегодня в Федеральном государственном образовательном стандарте. Необходимость законодательного регламентирования процесса методического сопровождения профессионального становления педагогов начального образования обоснована тем, что современный молодой учитель сталкивается с рядом трудностей и проблем в своей профессиональной деятельности ввиду появления многочисленных новейших требований как к личности педагога, так и к функциональным аспектам его деятельности. Вследствие появления указанных требований возникает противоречие между существующей практикой организации методической деятельности и реальным образовательным процессом. В этой связи необходимым является осуществление индивидуального подхода к личности каждого учителя и обеспечение процесса его профессионального становления соответствующим методическим сопровождением.

На основе учета требований ФГОС и общественных ожиданий от современного учителя И.Б. Вербицкая сформулировала следующие направления реализации методического сопровождения профессионального становления педагога:

- усовершенствование компетентности всех участников образовательного процесса;

- обеспечение необходимыми аналитическими и информационными материалами;

- педагогическое проектирование;

- наблюдение и оценка;

- предоставление необходимой помощи участникам образовательного процесса;

- обеспечение качества и доступности интернет-услуг.

- создание центров творчества и креатива с целью повышения профессионального мастерства педагогов;

- использование интерактивных форм повышения мастерства в профессиональной деятельности педагога [3].

На основе анализа научных источников можно обосновать суждение о том, что процесс методического сопровождения профессионального становления педагогов начального образования должен обладать внутренним (личностным) и внешним (средовым) компонентами. Внутренний компонент подразумевает

обеспечение личностного становления учителя, путем формирования (обеспечения) ряда стимулирующих факторов. Важнейшим среди них является развитие мотивации к профессиональному становлению и совершенствованию как совокупности побуждающих факторов, определяющих активность личности [12].

Важным личностным аспектом профессионального становления учителя начальных классов является развитие креативности как способности создавать нечто новое, оригинальное [15]. По мнению Г.И. Подкорытовой, «несмотря на то, что учитель младших классов осуществляет свою работу, основываясь на образовательных и развивающих программах, креативность является неотъемлемой характеристикой работы педагога» [12, с. 97].

Как и на этапе профессионального образования, так и в период дальнейшего профессионального становления педагога начальных классов важнейшим условием является совершенствования его профессиональной компетентности. Данный фактор относится как ко внутреннему компоненту (профессиональное самосовершенствование), так и ко внешнему (курсы повышения квалификации, школа молодого учителя, педагогическое наставничество и т.п.).

Важной составляющей внутреннего компонента профессионального становления выступает обретение педагогом способов эффективного преодоления причин и, главное, последствий профессиональных стрессов, что предполагает овладение педагогами технологиями рефлексии и саморефлексии [14].

Внешний компонент методического сопровождения процесса профессионального становления учителя начального образования обладает развитой структурой, предполагающих реализацию всех возможных направлений методической помощи, указанных выше (требования и рекомендации ФГОС). Однако важнейшим из них, по нашем мнению, является обеспечение целостной педагогической среды, отличающейся направленностью на профессиональное развитие и адаптацию молодых педагогов, повышение их профессиональной компетентности и формирование мотивации специалистов к эффективной инновационной педагогической деятельности [16].

Выводы. Анализ теоретических источников дает основание утверждать, что современный взгляд на профессиональное становление предполагает его понимание как продуктивного развития личности в процессе усвоения им профессиональной деятельности. Успешное профессиональное становление педагога начального образования возможно, по нашему мнению, путем обеспечения соответствующего методического сопровождения.

На основе анализа достижений современной психолого-педагогической мысли, мы пришли к выводу, что методическое сопровождение профессионального становления учителей начальных классов должно реализоваться путем организации деятельности с учетом внутреннего и внешнего компонентов, содержание и структура которых изложена в данном исследовании.

Резюмируя вышеизложенное, заключим, что такой подход позволит оптимизировать процесс профессиональной адаптации молодых педагогов, позволит повысить уровень результативности их профессионального труда.

Литература:

1. Super D.E. et al. Vocational Devеlopment: A Framework of Research. - New York, 1957.

2. Битянова Н. Р. Психология личностного роста. - М.: Международная педагогическая академия,

1995. - 64 с.

3. Вербицкая И. Б. Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. - 2018. - №21. - С. 467-469. - URL https://moluch.ru/archive/207/50749/ (дата обращения: 09.02.2019).

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с.

5. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение: Опыт международного сотрудничества. - СПб.: На путях к новой школе, 1995. - 186 с.

6. Кирдянкина С.В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя: Автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования // Дальневосточный государственный гуманитарный университет. - Хабаровск, 2011. - 27с.

7. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. - М., 1986. - 105 с.

8. Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С. 57-65.

9. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание»,

1996. - 308 с.

10. Митина Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. -1990. - №3. - С. 58-64.

11. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: УРАО, 2002. - 160 с.

12. Подкорытова Г. И. Управление процессом профессионального становления молодых педагогов // Молодой ученый. - 2018. - №51. - С. 96-99. - URL https://moluch.ru/archive/237/55102/ (дата обращения: 09.02.2019).

13. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурноисторической перспективе // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 62-72.

14. Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф. Кострома, 22-24 сент. 2016 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016 - Т. 1-407 с.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 720 с.

16. Ситник А. П. Молодой учитель нуждается в помощи // Народное образование. - 2015. - № 9. -С. 41-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.