Научная статья на тему 'Методическое обоснование механизма повышения эффективности управления региональной сетью телекоммуникационных услуг'

Методическое обоснование механизма повышения эффективности управления региональной сетью телекоммуникационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕТЬ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ СЕКТОР / УСЛУГИ СВЯЗИ / ПРИРОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТЬЮ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / REGIONAL NETWORK / TELECOMMUNICATIONS SECTOR / TELECOMMUNICATIONS SERVICES / INCREMENTAL INDICATORS / A MECHANISM FOR INCREASING THE EFFICIENCY / THE EFFECTIVENESS OF THE REGIONAL NETWORK MANAGEMENT / ECONOMIC PERFORMANCE / SOCIAL PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуркатов Арнур Арыстанович

В статье излогается методическое обоснование механизма повышения эффективности управления региональной сетью телекоммуникационного сектора. Предлагается авторская классификация факторов, формирующих экономическую и социальную результативность компании, приминительно к эффективности управления региональной сетью телекоммуникационных услуг. В составе механизма повышения эффективности управления региональной сетью рекомендовано использование приростных показателей для мониторинга подразделений компании. Рассчитаны отдельные показатели экономической и социальной результативности работы, указанных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нуркатов Арнур Арыстанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL SUBSTANTIATION OF MECHANISMFOR MANAGEMENT EFFICIENCY INCREASE OF THE REGIONAL TELECOMMUNICATION SERVICES NETWORK

The methodical substantiation of the mechanism for efficiency increase of aregional network management is carried out. The article proposes the author’sclassification of factors that form the economic and social performance of thecompany as part of the mechanism to improve the management of the regionaltelecommunications services network. In the structure of the mechanism forefficiency increase of the regional network management it is recommended touse incremental indicators for monitoring departments of the company. Separateindicators of economic and social performance are calculated.

Текст научной работы на тему «Методическое обоснование механизма повышения эффективности управления региональной сетью телекоммуникационных услуг»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТЬЮ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ

METHODICAL SUBSTANTIATION OF MECHANISM

FOR MANAGEMENT EFFICIENCY INCREASE OF THE REGIONAL

TELECOMMUNICATION SERVICES NETWORK

УДК 338.46 DOI: 10.25631/PEJ.2019.1.149.160

НУРКАТОВ Арнур Арыстанович

соискатель Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, arnurnurkatov@gmail.com

NURKATOV, Arnur Arystanovich

External Post-graduate Student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, arnurnurkatov@gmail.com

Аннотация.

В статье излогается методическое обоснование механизма повышения эффективности управления региональной сетью телекоммуникационного сектора. Предлагается авторская классификация факторов, формирующих экономическую и социальную результативность компании, при-минительно к эффективности управления региональной сетью телекоммуникационных услуг. В составе механизма повышения эффективности управления региональной сетью рекомендовано использование приростных показателей для мониторинга подразделений компании. Рассчитаны отдельные показатели экономической и социальной результативности работы, указанных подразделений.

Ключевые слова: региональная сеть, телекоммуникационный сектор, услуги связи, приростные показатели, механизм повышения эффективности, эффективность управления региональной сетью, экономическая результативность, социальная результативность.

© Нуркатов А. А., 2019.

Abstract.

The methodical substantiation of the mechanism for efficiency increase of a regional network management is carried out. The article proposes the author's classification of factors that form the economic and social performance of the company as part of the mechanism to improve the management of the regional telecommunications services network. In the structure of the mechanism for efficiency increase of the regional network management it is recommended to use incremental indicators for monitoring departments of the company. Separate indicators of economic and social performance are calculated.

Key words: regional network, telecommunications sector, telecommunications services, incremental indicators, a mechanism for increasing the efficiency, the effectiveness of the regional network management, economic performance, social performance.

Выбранные направления стратегического развития компании телекоммуникационного сектора в условиях цифровизации общества требуют формирования новых механизмов долгосрочного развития и повышения эффективности управления региональной сетью в Республике Казахстан.

Для принятия решений по управлению компанией телекоммуникационного сектора с разветвленной региональной сетью необходима разработка методического обоснования использования механизма повышения эффективности управления ее региональной сетью, включающего в себя как учет региональных особенностей развития филиалов, так и комплексную оценку эффективности деятельности компании.

Это становится возможным благодаря мониторингу показателей результативности и эффективности деятельности как компании в целом, так и всех ее региональных подразделений [1].

Следовательно, необходимо такое методическое обоснование по использованию целевых показателей, характеризующих эффективность управления филиальной сетью в регионах, которое бы позволило выстроить эффективную систему координации работы

филиалов и центрального аппарата управления, провести оптимизацию всей структуры филиальной сети в регионах.

Например, такая крупная компания с разветвленной региональной сетью по Республике Казахстан, как АО «Казахтелеком», не может обойтись без использования инструментов саморегулирования собственных региональных подразделений. Автором статьи в качестве инструментов саморегулирования предлагается использовать как мониторинг абсолютных показателей эффективности, так и проводить расчеты приростных показателей эффективности работы региональных подразделений с включением их в систему мониторинга и контроля результатов деятельности филиалов в качестве важнейших показателей эффективности работы ее подразделений.

Такая процедура оценки работы филиалов, использующая приростные показатели эффективности работы филиалов в регионах, может проводиться не только на этапе планирования работы отдельных подразделений и филиалов, но и будет полезна для выработки принятия решения о реорганизации отдельных филиалов, особенно в случае их убыточности.

ЕСЗ

Созданная и распределенная прямая экономическая стоимость в филиалах, включая доходы, операционные затраты, выплаты работникам, благотворительную/спонсорскую помощь и другие инвестиции в сообщества, нераспределенную прибыль, выплаты поставщикам капитала

и государства

Обеспечение обязательств организации, связанных с установленными

льготами для компании в региональной сети

ЕС4

Наличие финансовой помощи от государственных органов и распределяемая

финансовая помощь по регионам

Диапазон соотношений стандартной заработной платы начального уровня и установленной минимальной заработной платы в регионах деятельности

компании

Политика, практические подходы к закупкам у отечественных товаропроизводителей и доля таких закупок в регионах деятельности

компании

Процедуры найма местного населения и доля высших руководителей, нанятых из местного населения в регионах деятельности организации

Понимание и описание существенных непрямых экономических воздействий, включая область влияния в регионах деятельности

организации

ЕС13

Описание косвенных экономических воздействий организации. Важнейшие дополнительные факторы, связанные с продуктами или услугами

организации в регионах

Рисунок 1

Факторы, формирующие экономическую результативность АО «Казахтелеком» в регионах [2; 3]

Для выбора ключевых показателей эффективности управления филиальной сетью в регионах автором предлагается выбрать сле-

дующие факторы, формирующие в компании АО «Казахтелеком» экономическую результативность (рисунок 1) [2; 3].

Структура групп факторов, образующих в комплексе корпоративную социальную результативность (СС), проиндексирована и представлена на рисунке 2 [2; 3; 4; 5].

Далее на рисунках 3-8 отображены те факторы, которые могут быть причислены к конкретной группе и за ними закреплены

соответствующие показатели для расчета показателей результативности и эффективности.

Для целей мониторинга по каждому фактору может быть определен набор показателей, характеризующих влияние на эффективность работы компании в целом (таблица 1).

Индекс

ЬА1-ЬА14

Группы показателей, формирующих социальную результативность в региональной сети на уровне филиалов компании

Показатели эффективности организации труда персонала

региональной сети

Показатели эффективности инвестиций в регионах

НЯ1-НК9

801-808

Показатели эффективности защиты прав человека в регионах

Показатели эффективности защиты персонала региональной сети от

коррупции

Показатели охраны здоровья потребителя и обеспечения его

безопасности в регионах

Показатели эффективности, рекомендуемые для мониторинга развития инфраструктуры и расширения доступа к телекоммуникационным продуктам и услугам в регионах

Рисунок 2

Факторы, формирующие группы показателей социальной результативности АО «Казахтелеком» в регионах [3]

РЯ1-РЯ9

РА1-РА10

•Общая численность рабочей силы в разбивке по типу занятости, договору о

найме в разрезе регионов

•Общее количество работников и текучесть кадров в разбивке по возрастным

группам, полу и регионам

•Выплаты работникам, осуществляющим свою деятельность на условиях полной занятости, которые не предоставляются работающим на условиях временной или неполной занятости, в разбивке по основной деятельности

•Доля работников, охваченных коллективными договорами в регионах

•Минимальный период уведомления в отношении значительных изменений в деятельности организации, а также его определение в коллективном договоре

•Доля всего персонала, представленного в официальных совместных комитетах по здоровью и безопасности, с участием представителей руководства и работников, участвующих в мониторинге и формулирующих рекомендации в отношении программ по здоровью и безопасности на рабочем месте

•Уровень производственного травматизма, уровень профессиональных заболеваний, коэффициент отсутствия на рабочем месте, а также общее количество смертельных исходов, связанных с работой, в разбивке по регионам

ЬА8

•Существующие программы образования, обучения, консультирования, предотвращения и контроля риска для помощи работникам, членам их семей и представителям населения в отношении тяжелых заболеваний в регионах_

•Отражение вопросов здоровья и безопасности труда в официальных соглашениях с профессиональными союзами в регионах

•Среднее количество часов обучения на одного работника в год, в разбивке по

категориям работников в регионах

Программы развития навыков и образования на протяжении жизни, призванные поддерживать способность работников к занятости, а также оказывать им

поддержку при завершении карьеры в регионах

\

Доля работников, для которых проводятся периодические оценки

результативности и развития карьеры в регионах

Состав руководящих органов и персонала организации с разбивкой по половому признаку и возрастным группам, с указанием представительства меньшинств, а также других показателей разнообразия в регионах_,

Отношение базового оклада мужчин и женщин в разбивке по категориям

работников в регионах

Рисунок 3

Факторы, формирующие социальную результативность АО «Казахтелеком» по группе показателей эффективности организации труда персонала региональной сети [2]

Капиталовложения в инфраструктуру телекоммуникационной сети с разбивкой

по странам/регионам

Себестоимость услуг для провайдеров при предоставлении услуг в определенных географических регионах и группам потребителей с низким доходом, которые являются убыточными для компании, в соответствии с

обязательством о предоставлении универсальных услуг_

>

Практики и методики, используемые для обеспечения безопасности и охраны здоровья рабочих, задействованных в установке, обеспечении функционирования и техническом обеспечении мачт, базовых станций, прокладки кабеля и другого телекоммуникационного оборудования наружной

установки в регионах

Рисунок 4

Факторы, формирующие социальную результативность АО «Казахтелеком» по группе показателей эффективности инвестиций [2]

Процент и общее число существенных инвестиционных соглашений, включающих положения об обеспечении прав человека или прошедших

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оценку с точки зрения прав человека

Доля поставщиков и подрядчиков, прошедших оценку с точки зрения защиты

прав человека, и предпринятые действия

Общая совокупная продолжительность (в часах) обучения работников политикам и процедурам, связанным с аспектами прав человека, значимым для деятельности организации, включая долю обученных работников

Общее число случаев дискриминации и предпринятые действия

Деятельность, в рамках которой право на использование свободы ассоциации и ведение коллективных переговоров может быть подвержено существенным рискам, и действия, предпринятые для поддержки этих прав

Деятельность, в рамках которой имеется значительный риск случаев использования детского труда, и действия, предпринятые для участия в мероприятиях по искоренению детского труда

Деятельность, в рамках которой имеется значительный риск случаев использования принудительного или обязательного труда, и действия, предпринятые для участия в мероприятиях по искоренению принудительного

или обязательного труда

Доля работников службы безопасности, прошедших обучение политикам и процедурам в отношении аспектов прав человека, связанных

с осуществляемой деятельностью

Общее число случаев нарушений, затрагивающих права коренных и малочисленных народов, и предпринятые действия

Рисунок 5

Факторы, формирующие социальную результативность АО «Казахтелеком» по группе показателей эффективности защиты прав человека [2]

Характер, сфера охвата и результативность любых программ и практических подходов, оценивающих воздействия деятельности организации на сообщества и управляющих этим воздействием, включая начало деятельности, ее осуществление и завершение в регионах

Доля работников, прошедших обучение антикоррупционным политикам и

процедурам в регионах

Действия, предпринятые в ответ на случаи коррупции в регионах

Позиция в отношении государственной политики, участие в формировании государственной политики и лоббирование в регионах

Общее денежное выражение финансовых и натуральных пожертвований политическим партиям, политикам и связанным с ними организациям в

разбивке по странам и регионам

Общее число случаев правовых действий в отношении организации в связи с противодействием конкуренции, практические подходы по недопущению монополистической практики и их результаты в регионах

Денежное выражение существенных штрафов и общее число нефинансовых санкций, наложенных за несоблюдение законодательства и

нормативных требований в регионах

Рисунок 6

Факторы, формирующие социальную результативность АО «Казахтелеком» по группе показателей защиты от коррупции в регионах [3]

•Описание политики по охране здоровья и обеспечению безопасности \ потребителя в процессе использования продукции и услуг; указание фактов, свидетельствующих о точной формулировке и применении данной политики, а также описание процедур и программ в данной области, включая системы мониторинга и результаты мониторинга. Обоснование для любых случаев использования нескольких стандартов при маркетинге и продаже продукции в регионах_^

•Общее количество случаев несоответствия нормативным требованиям и добровольным кодексам, касающимся воздействия продукции и услуг на здоровье и безопасность, в разбивке по видам последствий в регионах

•Описание политики, систем управления и процедур, а также механизмов их соблюдения, применяемых в области неприкосновенности частной жизни потребителя, и регионы, в которых применяется данная политика

•Общее количество случаев несоответствия нормативным требованиям и добровольным кодексам, касающимся информации и маркировки о свойствах продукции и услуг, в разбивке по видам последствий в регионах

•Практики, относящиеся к удовлетворению потребителя, включая результаты исследований по оценке степени удовлетворения потребителя в регионах

•Программы по обеспечению соответствия законодательству, стандартам и добровольным кодексам в сфере маркетинговых коммуникаций, включая рекламу, продвижение продукции, спонсорскую и благотворительную

помощь в регионах

•Общее количество случаев несоответствия нормативным требованиям и добровольным кодексам, касающимся маркетинговых коммуникаций, включая рекламу, продвижение продукции и спонсорство, в разбивке

по видам последствий в регионах

•Общее количество обоснованных жалоб, касающихся нарушения неприкосновенности частной жизни потребителя и утери данных

о потребителях в регионах

•Денежное выражение существенных штрафов, наложенных за несоблюдение законодательства, и нормативных требований, касающихся предоставления

и использования продукции и услуг в регионах

Рисунок 7

Факторы, формирующие социальную результативность АО «Казахтелеком» по группе показателей охраны здоровья потребителя и обеспечения его безопасности в регионах [3]

•Политики и практики, используемые для развития инфраструктуры и расширения доступа к телекоммуникационным продуктам и услугам в отдаленных регионах и регионах с низкой плотностью населения

•Политики и практики, используемые для преодоления Ьарьеров доступа и использования телекоммуникационных продуктов и услуг, включая язык, культуру, неграмотность, недостаток образования, уровень дохода, ограничение физических возможностей, возраст в регионах

•Политики и практики, используемые для обеспечения доступности и надежности телекоммуникационных продуктов и услуг. Время простоя за определенный период в определенном географическом регионе

• Уровень доступности телекоммуникационных продуктов и услуг в той географической местности, в которой организация осуществляет свою

деятельность

•Количество клиентов/рыночная доля, целевой рынок, процент населения, охваченного услугами, процент территории, охваченной услугами в регионах

•Количество и типы телекоммуникационных продуктов и услуг в регионах, предоставляемых населению и используемых населением с низким доходом

или без дохода, их описание

•Программы по предоставлению и технической поддержке телекоммуникационных продуктов и услуг в чрезвычайных ситуациях и в целях смягчения последствий аварий в регионах

•Политики и практики, используемые для управления вопросами защиты прав человека, имеющими отношение к доступу и использованию телекоммуникационных продуктов и услуг в регионах

•Политики и практики, используемые в целях оповещения населения о вопросах, связанных с электродвижущей силой в регионах

•Инициативы, обеспечивающие прозрачность тарифов и стоимости продуктов

и услуг в регионах

•Инициативы, целью которых является информирование клиентов обо всех свойствах и способах применения продукта, что способствует ответственному, эффективному, экономичному и безопасному с экологической точки зрения

использованию этого продукта в регионах

Рисунок 8

Факторы, формирующие социальную результативность АО «Казахтелеком» по группе показателей развития инфраструктуры и расширения доступа к телекоммуникационным продуктам и услугам в регионах [3]

Таблица 1

Динамика показателей экономической результативности и эффективности работы компании АО «Казахтелеком» по отдельным факторам [2; 3]

Фактор Показатели экономической результативности 2013 2014 2015 2016 2017

Созданная и распределенная прямая экономическая стоимость Доходы 198233169 214522378 194265334 254552695 215423641

Абсолютный прирост показателя, А - 16289209 -20257044 60287361 -39129054

Доходы от оказания услуг 185838836 201946431 194265334 198466711 204100993

Абсолютный прирост показателя, А - 16107595 -7681097 4201377 5634282

Распределенная экономическая стоимость 142640452 187814557 139732307 168724797 158892289

Абсолютный прирост показателя, А - 45174105 -48082250 28992490 -9832508

Операционные расходы 69953562 83892664 63689938 84407879 76455424

Абсолютный прирост показателя, А - 13939102 -20202726 20717941 -7952455

Заработная плата и другие выплаты и льготы работникам 56868627 61821290 58792490 63078029 63455196

Абсолютный прирост показателя, А - 4952663 -3028800 4285539 377167

Расходы по спонсорской и благотворительной помощи 79886 754298 438764 0 133512

Абсолютный прирост показателя, А - 674412 -315534 -438764 133512

Приростные показатели эффективности, А тыс. тенге / А тыс. тенге АДоходы от оказания услуг / АОперационные расходы - 0,19 -0,32 0,71 -0,52

АДоходы от оказания услуг / АЗаработная плата - 3,25 2,54 0,98 14,94

АДоходы / АРаспределенная экономическая стоимость - 0,09 -0,14 0,36 -0,25

Таблица 2

Динамика показателей инвестиций АО «Казахтелеком» в рамках достижения социальной результативности [2; 3]

Индекс Фактор Показатель, млн тенге 2О13 2О14 2О15 2О16 2О17

101 Капиталовложения в инфраструктуру телекоммуникационной сети с разбивкой по регионам Капиталовложения в инфраструктуру телекоммуникационной сети в целом 44828 41993 2624О i4475 3i8ii

Абсолютный прирост показателя - -2835 -i5753 -ii765 i7336

Акмолинская ii47 ii75 957 225 199

Абсолютный прирост показателя - 28 -2i8 -732 -26

Актюбинская 73О 57 543 8i 88

Абсолютный прирост показателя - -673 486 -462 7

Алматинская 186О 94О 326 2О О

Абсолютный прирост показателя - -92О -6i4 -3О6 -2О

Атырауская 494 О 139 98 94

Абсолютный прирост показателя - -494 139 -4i -4

Восточно-Казахстанская 26О6 956 1928 462 18О

Абсолютный прирост показателя - -165О 972 -i466 -282

Жамбыльская 953 4О3 486 52 О

Абсолютный прирост показателя - -55О 83 -434 -52

Западно-Казахстанская 1О52 4О 283 7О 5i

Абсолютный прирост показателя - -1О12 243 -2i3 -19

Карагандинская 2469 56О i368 65 2О

Абсолютный прирост показателя - -19О9 8О8 -13О3 -45

Кызылординская 875 12О 582 i68 i7

Абсолютный прирост показателя - -755 462 -4i4 -i5i

Костанайская i327 559 9О 5 32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Абсолютный прирост показателя - -768 -469 -85 27

Мангистауская 353 i55 26i 197 ii3

Абсолютный прирост показателя - -198 1О6 -64 -84

Павлодарская 15О1 О 892 11О 68

Абсолютный прирост показателя - -15О1 892 -782 -42

Северо-Казахстанская 1О62 396 646 193 4

Абсолютный прирост показателя - -666 25О -453 -189

Южно -Казахстанская i745 2О2 87i 37 97

Абсолютный прирост показателя - -i543 669 -834 6О

г. Алматы i3i 63 375 943 i388

Абсолютный прирост показателя - -68 3i2 568 445

г. Астана О О 17О7 15О1 i858

Абсолютный прирост показателя - О 17О7 -2О6 357

ЕС1/Ю1 (А тыс. тенге / А тыс. тенге) Приростные показатели эффективности АДоходы от оказания услуг / АКапиталовложения в инфраструктуру телекоммуникационной сети в целом - -5,68 О,49 -О,34 О,33

В соответствии с выбранными факторами и показателями, формирующими в компании АО «Казахтелеком» экономическую результативность (ЕС), проанализирована динамика соответствующих показателей и рассчитаны приростные показатели эффективности, характеризующие изменение динамики приростов доходов к приростам расходов, понесенных компанией, часть из которых приведена в таблице 1.

Такой анализ показывает эффективность каждого дополнительного тенге затрат, которые растут с каждым годом, а их плановая эффективность снижается в 2017 г. в сравнении с 2016 г. Это говорит о несовершенстве механизма повышения эффективности управления и необходимости использования приростных показателей в разрезе регионов.

Анализ показателей эффективности управления АО «Казахтелеком», формирующих социальную результативность в части доступности телекоммуникационных услуг, приведенный в таблице 2, также показал, что инвестиции в инфрастуктуру недостаточны, а приростная эффективность инвестиций снижается. Если рассчитать приростные показатели по регионам в отдельности, то можно определить те регионы, которые остро нуждаются в капиталовложениях [1; 2; 4; 5; 6].

Устойчивая позитивная динамика значений эффективности управления филиальной сетью крупной компании является показателем, за которым скрыта постоянная работа, конкретные меры как по управлению персоналом, так и уровнем доступности телекоммуникационных услуг для населения [3; 4].

В результате хочется отметить перспективность реализации механизма повышения эффективности управления региональной сетью компании телекоммуникационных услуг через механизм повышения эффективности управления ее региональной сетью. Ведь управление филиалами, представительствами, дочерними и зависимыми организациями такой крупной компании телекоммуникационных услуг, как АО «Казахтелеком», с большой разветвленной региональной сетью - сложная и важная задача для топ-менеджмента в современных условиях. К тому же АО «Казахтелеком» руководствуется стратегией в области корпоративной социальной ответственности на 2012-2020 гг. и является участником глобального движения за социально ответственный бизнес, внедрения его принципов в деловую практику и укрепления конкурентоспособности. В рамках реализации стратегии по устойчивому развитию АО «Казахтелеком», подробно раскрывает информацию по 102 показателям социальной и экологической эффективности.

Список литературы

1. Долгосрочная стратегия АО «Казахтелеком» до 2022 года. URL: http://telecom.kz/ page/single/strategija-kompanii (дата обращения: 13.01.2018).

2. Отчет АО «Казахтелеком» в области корпоративной социальной ответственности за 2016 год. URL: https://telecom.kz/media/upload/1/2017/11/23/4690974d8ac9a5b0500 5131e826d872e.pdf (дата обращения: 13.01.2018).

3. Нуркатов А. А. Критерии эффективности управления филиальной сетью крупной компании телекоммуникационных услуг// Петербургский экономический журнал. 2017. № 1. С. 75-82.

4. Годовой отчет АО «Казахтелеком» за 2016 год. URL: https://telecom.kz/page/godovie-otcheti.171802/1 (дата обращения: 10.01.2018).

5. Годовой отчет АО «Казахтелеком» за 2017 год. URL: https://telecom.kz/media/upload /49/2018/07/27/80bb705da570593e4a3b8bdce59d920f.pdf (дата обращения: 18.12.2018).

6. Отчет АО «Казахтелеком» в области корпоративной социальной ответственности за 2017 год. URL: https://telecom.kz/media/upload/1/2017/11/23/4690974d8ac9a5b0500 5131e826d872e.pdf (дата обращения: 18.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.