Государственные финансы
УДК 336.532
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
В. А. ШЕРИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета E-mail:kapital87@yandex. т Инзенский филиал Ульяновского государственного университета
В статье представлены основные методики, позволяющие проводить оценку эффективности проекта создания первого в Российской Федерации высокотехнологичного центра медицинской радиологии. Обоснована важность учета в оценке эффективности центра его географической близости к производству радионуклидов медицинского назначения. Приводятся формализованная модель оценки эффективности центра и требования к исходной информации. Определена область практического использования оценок уровня эффективности инновационного проекта.
Ключевые слова: методика, бюджетные инвестиции, инновационный проект, оценка эффективности, центр медицинской радиологии, радионуклиды медицинского назначения, коммерческая деятельность.
Введение. В настоящее время в Российской Федерации государству принадлежит ведущая роль в осуществлении не только масштабных инфраструктурных проектов (федеральные дороги, крупные мостовые переходы, морские порты, производство и распределение энергоресурсов по магистральным сетям), но и в прямом и преимущественном финансировании государственных научно-технических
программ и инновационных проектов. Приходится констатировать, что степень участия отечественного бизнеса в финансировании этих программ и проектов, в том числе и в форме государственно-частного партнерства, далеко не соответствует достигнутому уровню в развитых зарубежных странах. В этих условиях первостепенным ориентиром в осуществлении государственной инновационной политики выступают безотлагательные меры по коммерциализации результатов программ и проектов, финансируемых за счет бюджетных средств. В свою очередь осуществление таких мер невозможно без использования объективного представления об экономической эффективности инвестиций государства в достаточно масштабные и рискованные научно-технические программы и проекты. Несмотря на значительные зарубежные и отечественные достижения в области разработки методов измерения затрат и результатов в этой сфере, они не носят универсального характера. Поэтому разработка конкретных, прикладных методик оценки инновационных проектов остается актуальной научно-методической проблемой.
Далее будет представлен механизм разработки методического обеспечения по оценке эффек-
тивности одного из уникальных в нашей стране инновационного проекта по созданию федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии.
Для достижения поставленной цели в рамках проводимой разработки были поставлены следующие задачи:
- выявить технологические особенности функционирования структурных элементов инновационного проекта;
- определить научно-методическую базу для разработки прикладной методики;
- дать определение инновационного проекта как объекта оценки эффективности;
- представить формализованную модель оценки эффективности проекта;
- сформулировать требования и возможности обеспечения исходной информацией для осуществления расчетов на основе предложенной модели;
- обозначить область практического использования оценок предельного уровня эффективности.
интерпретация результатов и их анализ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 № 145 «Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии (г. Димитровград, Ульяновская область)» Минздравсоцразвития России, Минфину России и Минэкономразвития России было поручено в течение 2010-2013 гг. обеспечить финансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета проектирования и строительства федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии в г. Димитровграде Ульяновской области (далее - Центр) [5]. Постановлением определены: распределение предполагаемой (предельной) стоимости реализации инвестиционного проекта в размере 13,9 млрд руб. по годам указанного ранее периода; мощность, подлежащая вводу (115,9 тыс. м2 общей площади (464 койки); срок ввода в эксплуатацию (2013 г.). Предполагается, что Центр будет иметь статус учреждения Федерального медико-биологического агентства РФ (ФМБА). В настоящий момент активно ведутся строительно-монтажные работы в строгом соответствии со сроками, определенными указанным постановлением Правительства РФ.
Учитывая, что создание Центра требует осуществления значительных бюджетных инвестиций в относительно сжатые сроки, а также то обстоя-
тельство, что он будет первым из серии подобных центров в Российской Федерации (Правительство РФ планирует, в частности, организацию таких центров в Томске и Обнинске), особую актуальность приобретает вопрос оценки эффективности создания этого Центра.
Принципиальной методической основой такой оценки могут служить официальные рекомендации, широко используемые в нашей стране применительно к инвестиционным проектам [4]. В этих рекомендациях в качестве базового выступает метод определения дисконтированного интегрального эффекта. Подробное описание этого метода содержится в работах разработчиков указанных рекомендаций, в частности, в работах [1, 7]. Наряду с достаточно полным исследованием условий применения этого метода в отечественной практике оценки эффективности инвестиционных проектов, некоторые исследователи [1] отмечают ряд нерешенных задач и направлений важнейших дальнейших исследований. Первоочередным и, как представляется, имеющим перманентный характер выделен такой аспект, как «... адекватный учет специфики российской переходной экономики при определении содержания и структуры системы критериальных показателей;.» [1, с. 876].
В указанной работе представлены результаты формирования комплекса прикладных методических разработок, которые конкретизируют содержание показателей в случае использования официальной методики для оценки эффективности достаточно уникального для нашей страны инновационного проекта создания Центра, а также других подобных центров. Необходимость осуществления таких разработок обусловлена спецификой деятельности этих центров.
Специфика функционирования Центра, в отличие от известных в мировой и отечественной практике учреждений (клиник) для диагностики и лечения с применением радиофармпрепаратов (РФП) больных (как правило, это больные с онкологическими патологиями и патологиями сердечнососудистой системы) состоит в следующем.
Центр располагается в непосредственной близости (менее 10 км) от ОАО «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (НИИАР). Географическая близость Центра от НИИАР является принципиальной технологической особенностью и преимуществом функционирования Центра. Помимо того, что в на-
стоящее время НИИАР является одним из крупнейших поставщиков в мире таких радионуклидов, как фосфор-33, селен-75, стронций-89, гадолиний-153, иридий-192, калифорний 252, начиная с 2011 г. НИ-ИАР (ввиду сложившейся конъюнктуры мирового рынка) выступит в этом качестве и в отношении молибдена-99 (до 2,25 тыс. кюри в неделю) [11]. Необходимо отметить, что 80 % всей потребности ядерной медицины в радионуклидах составляют поставки молибдена-99. Самым важным достоинством и одновременно ограничением в использования радиоизотопов в медицине, в том числе и молибдена-99, является их «короткий» срок жизни, измеряемый периодом полураспада радионуклида (период полураспада молибдена-99 составляет 66 ч). Однако в непосредственных процедурах диагностики и лечения из соображений технологических особенностей и обеспечения гарантий здоровью пациента необходимо использовать радионуклид медицинского назначения с гораздо меньшим периодом полураспада. В случае применения мо-либдена-99 его необходимо преобразовать в другой радионуклид. В частности, применяется технология преобразования молибдена-99 с использованием молибден-технециевых генераторов в технеций-99м, но уже в виде составляющего РФП. Так как период полураспада технеция составляет около 6 ч, создание его складских запасов невозможно. В этом отношении преимущество НИИАР бесспорно -институт может использовать по крайней мере три реактора одновременно для непрерывного производства молибдена-99. Минимальное расстояние от места производства радионуклида (с учетом его введения в состав РФП в Центре) обеспечивает значительную экономию затрат, связанных с его транспортировкой, обеспечением несанкционированного доступа, операций по таможенному оформлению, временному хранению и т. д. Разумеется, что только незначительная часть этого радионуклида будет использована в Центре, основная же его часть будет поставляться за рубеж и в другие радиологические учреждения РФ.
Кроме того, институт располагает: необходимыми мощностями и опытом изготовления контейнеров для хранения и перевозки радиоактивных материалов специализированным автомобильным транспортом; комплексом по обращению с радиоактивными отходами, включая технологии захоронения; квалифицированным персоналом радиохимических подразделений, что создает реальные
перспективы организации производства РФП в непосредственной близости от Центра.
Для отражения процесса создания и функционирования Центра удобно воспользоваться его представлением в виде проекта. Итак, проект - это комплекс мероприятий по разработке концепции, проведению изыскательских работ, разработке проектной документации, строительству инженерных коммуникаций и основных лечебно-диагностических зданий, оснащению оборудованием и эксплуатации Центра в пределах нормативного срока. Такая интерпретация проекта была использована автором ранее в задаче оценки эффективности участия НИИ в выполнении долгосрочных научно-технических программ [9].
Исходя из отмеченной ранее технологической специфики Центра, формализованное представление оценки его эффективности будет выглядеть следующим образом.
Введем следующие обозначения: 7 - номер методики диагностирования или лечения, используемой в Центре, 7 = (1,2,..., Ы);
t - номер интервала в пределах расчетного периода, t = (1,2,., Т);
ки - затраты на приобретение оборудования и его оснащение для применения 1-й методики в интервале ^
с - текущие (операционные) затраты, связанные с эксплуатацией 1-й методики в интервале ^
- капитальные затраты (инвестиции), связанные с созданием Центра как имущественного комплекса в интервале ^
- текущие (операционные) затраты, связанные с эксплуатацией Центра как имущественного комплекса в интервале ^
Я - число пациентов, в отношении которых применяется 7-я методика в интервале ^
D - доход от предоставления медицинской услуги с применением 7-й методики в интервале V, а - коэффициент дисконтирования. Сделаем необходимые пояснения к показателям, принятым к расчету эффективности Центра (проекта).
1. В качестве расчетного периода целесообразно принять срок службы основных зданий и сооружений Центра, т. е. не менее 30 лет. Эта продолжительность соответствует и сроку службы действующих и проектируемых реакторных установок на площадке НИИАР. Известно также, что производство и коммерческая реализация принципиально новых видов
радионуклидов медицинского назначения требует 10-15 и более лет. Кроме того, с позиций корректности интерпретации результатов оценки эффективности, безусловно, положительным является соотношение крайне сжатых сроков осуществления основных инвестиций в проектирование и строительство Центра (4 года) и продолжительности его эксплуатации. Указанные сроки проектирования, строительства Центра и коммерческой реализации новых видов радионуклидов соответствуют мировой практике. В настоящий момент в мире насчитывается 44 подобных центра, из которых 27 предназначены для лечения онкологических заболеваний. Количество проектируемых и строящихся центров растет с каждым годом. Предполагается, что к 2020 г. число таких центров вырастет до 60. Строящийся Центр в г. Димитровграде по своим техническим характеристикам более всего будет подобен уже действующим центрам в г. Джексон-виль (США) и г. Эссен (Германия) [10].
2. Целесообразно раздельно рассматривать текущие и капитальные затраты, связанные с приобретением, оснащением и эксплуатацией специального медицинского оборудования, от затрат, связанных с другими элементами имущественного комплекса Центра. В первую очередь это обусловлено применением специальных методик для определения затрат на производство радионуклидов в исследовательских реакторах, поскольку обоснованное определение этих затрат представляет достаточно серьезную методическую проблему. Эта проблема состоит в том, что эти реакторы имеют, как правило, многоцелевое назначение, т. е. в облучательных устройствах таких реакторов проводятся одновременно работы и эксперименты различного характера. Накопление радионуклидов медицинского назначения -одна из разновидностей таких работ. Наиболее существенные результаты по обоснованному определению стоимости работ, выполняемых на исследовательских реакторах (на основании специальной методики распределения общереакторных расходов и с учетом положительного или отрицательного влияния каждого из экспериментов (облучений) на характеристики реактора), получены в НИИАР и опубликованы, в частности, в сборнике [8]. Продолжением и развитием этих работ применительно к производству радионуклидной продукции может служить также публикация [2].
3. Что касается имущественного комплекса Центра (помимо состава используемых методик
диагностирования и лечения, соответствующего оборудования и технологии и интенсивности их использования), то распределение текущих и капитальных затрат, связанных с его формированием и эксплуатацией, между методиками выполняется на основании традиционных методов [3].
4. Доходы от предоставления медицинских услуг клиентам Центра с применением диагностических и лечебных методик формируются на основании платежей в соответствии с утвержденными прейскурантами цен, с учетом всех источников платежей (средств граждан, юридических лиц любой организационно-правовой формы, бюджетов и внебюджетных фондов). При этом клиентами Центра могут быть как граждане России, так и зарубежных стран. Независимо от принадлежности Центра к учреждениям федеральной формы собственности Центр должен осуществлять коммерческую деятельность, и оценка эффективности проекта его создания и функционирования относится именно к этому виду деятельности. Понятия «бюджетная эффективность» или «социальная эффективность» в данном случае могут носить лишь частный характер.
5. Коэффициент дисконтирования имеет классическое выражение:
а = (1 + Е)'-',
где Е - норма дисконта.
В данном случае (федеральное бюджетное инвестирование) речь идет о бюджетной норме дисконта в интерпретации, которую дают этому показателю некоторые исследователи [1]. В частности, они отмечают: «Представляется, что федеральная бюджетная норма дисконта должна рассматриваться как национальный параметр и устанавливаться централизованно (например, методом проб и ошибок) органами финансового управления в увязке с прогнозами экономического и социального развития страны и регионов» [1, с. 232]. В настоящий момент рекомендовано устанавливать значение этой нормы на уровне реальной ставки рефинансирования Банка России [6];
' - расчетный год (год приведения), предлагается принять в этом качестве первый год начала осуществления проекта, т. е. ' = 1.
Выражением оценки предельного уровня эффективности бюджетных инвестиций в создание Центра с использованием приведенных ранее обозначений может служить равенство интеграль-
ных дисконтированных доходов и расходов, соответствующее нулевому значению интегрального дисконтированного эффекта:
Ё Ё DtRitat = Ё
X (ел R й + kt) + St + Z t
a t.
Выводы. Таким образом, автором представлены основные методики, позволяющие проводить оценку эффективности проекта создания высокотехнологичного центра медицинской радиологии с учетом его важнейшей специфики - географической близости производства радионуклидов медицинского назначения. Это обстоятельство, впрочем, не может быть принципиальным препятствием для использования этого комплекса методик и для оценки эффективности других высокотехнологичных медицинских центров.
Вопросы методического обеспечения рассмотрены применительно к оценке проекта, по которому уже приняты правительственные решения о его проектировании и строительстве и конкретных сроках и объемах бюджетного финансирования. В этом отношении важность проводимых оценок эффективности состоит не в решении проблем выбора, а в формировании конкретных количественных ориентиров для руководства ФМБА и Центра об уровне коммерческой деятельности на любом этапе в пределах срока функционирования. События последнего времени наглядно свидетельствуют о твердой решимости руководства РФ придать коммерциализации перспективных научно-технологических разработок с участием государства необратимый процесс - это касается как решений в отношении государственных корпораций (Роснано, Ростехноло-гии, Росатом), инновационного центра «Сколково», технико-внедренческих особых экономических зон, так и других институтов развития. В этом ряду достойное место занимают и высокотехнологичные центры медицинской радиологии.
Список литературы
1. Виленский П. Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика: учеб. пособ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело. 2002.
2. Демидова Л. С. Оптимальное распределение облучательных возможностей реактора при производстве радионуклидной продукции. Димитровг-рад, 1997.
3. Кадыров Ф. Н. Методы распределения затрат медицинских учреждений // Менеджер здравоохранения. 2008. № 3. С. 43-50.
4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: утв. Минэкономики России, Минфином России и Госстроем России от 21.06.1999 № ВК 477. М.: Экономика, 1999.
5. Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии (г. Димитровград, Ульяновская область): постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 145. Доступ из справ. -правовой системы «Кон-сультантПлюс».
6. Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации: утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.1997. № 1470.
7. Смоляк С. А. Дисконтирование денежных потоков в задачах оценки эффективности инвестиционных проектов и стоимости имущества М.: Наука. 2006.
8. Цыканов В. А. Особенности планирования затрат в НИО с многоцелевой опытно-экспериментальной базой: материалы III Всесоюзного симпозиума по проблемам планирования НИР: тезисы докладов. Ч. II. М.: ЦЭМИ АН СССР. 1975. С. 258-259.
9. Шерин В. А. Модель текущей оценки результатов участия НИИ в выполнении долгосрочных научно-технических программ / Моделирование организационно-экономического механизма комплексного целевого управления решением научно-технических проблем. М. : Институт экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР. 1988. С. 230-236.
10. URL: http://www. protontherapy. ru.
11. URL: http://www. riar. ru.
t=i i=i
t=i
i=i