УДК 629.7.017; 656.7.085
А.А. Есев, С.А. Базаров, А.В. Русскин, Т.А. Солдатов
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ ДАЛЬНОСТИ ОБНАРУЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕРТОЛЁТОВ, ОБОРУДОВАННЫХ ОЧКАМИ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ
Изложено методическое обеспечение теоретико-экспериментального определения максимальной дальности обнаружения объектов экипажами вертолётов, оборудованных очками ночного видения, необходимое для оптимизации планирования поисково-спасательных работ в тёмное время суток.
Ключевые слова: поисково-спасательные работы, очки ночного видения, испытания вертолётов, ночные полёты.
A. Esev, S. Bazarov, A. Russkin, T. Soldatov
METHODICAL MAINTENANCE OF DETERMINING THE MAXIMUM RANGE OF DETECTION THE OBJECTS CARRYING OUT SEARCH AND RESCUE OPERATIONS USING THE HELICOPTERS EQUIPPED WITH NIGHT VISION GOGGLES
The article presents methodical maintenance of theoretical and experimental determination of the maximum range of detection the objects by helicopter crew equipped with night vision goggles to optimize glide for search and rescue operations in the darkness.
Keywords: search and rescue operations, night vision goggles, flight test, night-flying.
Потребности практики применения вертолётов предполагают всё более широкое их использование в тёмное время суток, в том числе и ночью (поисково-спасательные работы, перевозка грузов полярной ночью, боевые действия и т. п.). Пилотирование вертолётов ночью, вне зависимости от метеоусловий, на фоне уменьшения высоты полётов до предельно малой (менее 150 м) значительно снижает возможности лётчика по полноценному использованию как внекабинной, так и внутрикабинной информации, затрудняет ведение ориентировки на местности [1 - 3]. До недавнего времени из-за низкой освещённости выполнение большинства задач по обнаружению объектов ночью было связано с необходимостью искусственной подсветки этих объектов, но в ряде случаев такая подсветка ухудшает видимость из-за влияния светящегося замутнённого слоя атмосферы или попросту недопустима (например, в военное время). Поэтому большое значение для обеспечения эффективного применения вертолётов в тёмное время суток имеет использование лётчиками очков ночного видения (ОНВ).
Одним из ключевых аспектов, определяющим эффективность планирования и проведения поисково-спасательных работ с привлечением вертолётов в тёмное время суток, является дальность обнаружения лётным составом, использующим ОНВ, объектов поиска.
Особенности расчёта максимальной дальности обнаружения объектов лётным составом, использующим ОНВ
Расчёт максимальной дальности обнаружения объектов лётным составом, использующим ОНВ, основан на ряде базовых ограничений и физических допущений [4 - 11].
Предполагается, что реальный объект (цель), расположенный на естественном окружающем фоне, заменяется энергетически эквивалентной линейной штриховой мирой (например, квадратной). Площадь половины полос миры со значениями коэффициентов спектральной яркости (КСЯ), эквивалентными КСЯ реального объекта, равна площади видимой проекции объекта. Другая половина полос миры характеризуется значением КСЯ, соответствующим КСЯ фоновой составляющей. Таким образом, потоки отражённого излучения, приходящие на вход ОНВ от цели и полос миры, ей соответствующей, эквивалентны. Подобное приближение накладывает некоторые ограничения на перечень объектов и фонов, применяемых в таких условиях. Так, например, отражаю- 45
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2011'4
щая поверхность цели (окраска, материал изготовления) должны обладать равномерным по площади коэффициентом отражения и подчиняться закону Ламберта (закон диффузного отражения) [4, 6, 10], фоновая составляющая также должна быть равномерной.
Полупериод миры (ширина полосы) выбирается равным эквивалентному элементу разрешения реального объекта (при решении задачи обнаружения эквивалентный элемент разрешения соответствует критическому размеру объекта). В случае обнаружения за эквивалентный элемент разрешения принимается (в зависимости от решаемой задачи), например, толщина вытянутой руки человека и т. д. Ориентация штрихов миры перпендикулярна направлению, характеризующему критический размер обнаруживаемого объекта (например, направления вытянутой руки).
Рассматриваемый методический подход к построению эквивалентной миры отличается от широко используемого подхода, основанного на информационном критерии Джонсона [6, 10, 11], где в качестве замещения используется прямоугольная штриховка миры со стороной, равной критическому размеру обнаруживаемого объекта. При этом за критерий обнаружения, распознавания и идентификации принимается различение заданного числа периодов миры, приходящихся на критический размер обнаруживаемого объекта. Число периодов определено статистически и соотнесено с различными значениями вариантности принятия решения лётчиком, ведущим наблюдение за внекабинным пространством через ОНВ (от 0,5 до 0,95).
Критерий Джонсона широко используется на практике для проведения оценочных расчётов при сравнении альтернативных вариантов средств ночного видения, однако в его основе лежит приближение, не всегда эквивалентное в энергетическом смысле. Он применим лишь для определённого класса объектов с известными ограничениями на их форму. Рассматриваемый метод свободен от указанных недостатков, поскольку осуществляемая при его использовании замена реальной цели на эквивалент энергетически адекватна.
Особенности расчёта максимальной дальности обнаружения наземных объектов В рассматриваемом методе в качестве критерия принятия решения выбирается выполнение соотношения:
N
>
N
lim.
где
N
- отношение сигнал/шум на выходе ОНВ;
S_ N
lim - пороговое значение отношения
сигнал/шум для глаза, соответствующее принятому при проведении расчётов уровню вероятности принятия решения лётчиком, ведущим наблюдение за внекабинным пространством через ОНВ;
N
C (Ft )| N 0 - N
+ N„ +
о ■ - ■ p
где C(Ft) - сквозная функция передачи модуляции ОНВ; Ft - пространственная частота; N0, NP -число электронов, получаемое от фотокатода за время Te (постоянная времени глаза) при облучении от зон миры, соответствующих объекту наблюдения и фону; Nth - число электронов, испускаемое фотокатодом за время Te вследствие темновой эмиссии; Fn - шум-фактор электронно-оптического прибора (ЭОП), к которым относятся и ОНВ.
Сквозная функция передачи модуляции оптико-электронных каналов ОНВ рассчитывается по формуле [4, 10]
C {Ft ) = Cob F) Camp (Ftamp) Cok (Ft°k).
где Cob (Ftob ), Camp (Ftamp ), Cok (Ftok ) - функция передачи модуляции объектива, ЭОП и окуля-
77 ob г -1 77 amp
ра соответственно; rt - пространственная частота для объектива, мрад ; rt - пространственная частота для ЭОП, штр/мм; F°k - пространственная частота для окуляра, мрад 1.
Пространственные частоты объектива, ЭОП и окуляра определяются с использованием следующих зависимостей [4, 6, 10]:
^ob 1А-3 L
Ftob _ 10 - ,
Tmir
где L - расстояние от миры до объектива ОНВ (дальность), м; Tmir - период миры, м;
F amp_ 1 L
F T
ob mir
где Fob - фокусное расстояние объектива, мм;
o^ 10 -3 Fok L
Fok = ± t
Г FT
amp ob mir
где Fok - фокусное расстояние окуляра, мм; Гатр - увеличение ЭОП.
Число электронов, испускаемое фотокатодом за время те вследствие темновой эмиссии, определяется следующим соотношением [4, 6]:
J ~ 12 Na = 10-2 Jth-
e
Fob
L
• S„
где Jth - плотность темнового тока, А • см- ; е - заряд электрона, Кл; Smir - площадь миры, м ; рекомендуемое для расчёта значение те = 0,2 с.
Число электронов, испускаемое фотокатодом за время те, получаемое при облучении от каждой из зон миры, рассчитывается с помощью зависимостей [2, 10, 12]: В
N0 = 10-9 -0 8
L
2 X
Т" • Smir j Bs (Я) • Kob (А) • SpS (Я) [Po (А) • exp (-а • L) + W • (l - exp (-a • L))] dX,
А
Nv _ 10-9 -p 8
D
~L
2 А
^ • Sшr/В(А>КоЬ(А>SpS(А)-[Рр(А>ехр(-«• L) +Ж^1-ехр(-«• L))]йА,
Л
где В - диаметр зрачка, мм; КоЬ(Х) - спектральная характеристика пропускания объектива; Spc(X) -спектральная чувствительность фотокатода, мА х Вт-1; В(Х) - спектральная яркость ночного неба, Вт х м-2 х ср-1 х нм-1; X - длина волны, нм; Х1...Х2 - диапазон спектральной чувствительности фотокатода ЭОП; Ж - коэффициент погоды;
а = 3,91/£т,
где Sm - метеорологическая дальность видимости, м.
Рекомендуемые значения для расчётов Sm = 18 км и Ж = 0,5 соответствуют нормированным условиям.
Пороговое отношение сигнал/шум для глаза является функцией двух переменных пространственной частоты и яркости фона адаптации. Семейство кривых, выражающих зависимость [£/М]1т от пространственной частоты при различных значениях яркости фона адаптации, соответствующих значению вероятности принятия правильного решения лётчиком, ведущим наблюдение за внекабинным пространством через ОНВ, равным 0,5, близко к реально осуществляемому на практике в процессе испытаний [5, 12, 13]. Для получения значения пространственной частоты, выраженной в обратных минутах, используется зависимость [4, 10]
еуе _ Л 1 Fok L
Feye _ Г t
10800 Г FbT
amp ob mir
Оценка яркости фона адаптации (в Кд/м-2) рассчитывается как
ВТ = Кок • Fabc (в атр ),
где Кок - интегральный коэффициент пропускания окуляра; FaЬc - передаточная функция устройства автоматической регулировки яркости экрана ЭОП; В^ - яркость экрана ЭОП при отсутствии автоматической регулировки яркости, Кд/м-2.
e
Значение В^ рассчитывается как [4, 10, 11]
-|2
Ватр = 170 • я • К
D
F
оЬ
|В8 (¿У Кь (¿)У (¿)х
р (!)• ехр(-а • L) + W •(!-ехр(-а • L))
d¿,
где У(Х) - нормированная кривая спектральной чувствительности глаза; Катр - коэффициент уси-
ления ЭОП, Кд х м х Лк , приведённый к спектральной кривой яркости неба, получить который из измеренного по источнику типа «А» (К01тр ) (источник света типа «А» представляет собой лампу накаливания с цветовой температурой 2856 К) можно, воспользовавшись следующей формулой [6, 11]
¿2 ¿2 \SpC (¿) (¿^¿^RA (¿) У (¿^
-л ¿1 ¿1
К ~ К'
атр атр ¿2
|Spc (¿)-Rл (¿)d¿ • |В8 (¿> У(¿>а
где RA (¿) - спектральная плотность энергетической светимости источника типа А.
Особенности расчёта максимальной дальности обнаружения воздушных объектов
Особенности определения дальности обнаружения воздушного объекта связаны с тем, что в качестве фона выступает ночное небо, поэтому полосы мира, ассоциированные с фоном, рассматриваются как абсолютно прозрачные. Такое изменение в приближении фоноцелевой обстановки сводится к замене формульных зависимостей расчёта числа электронов, получаемых от фотокатода при облучении от «фоновых штрихов», и яркости фона адаптации глаза, на соотношения [6, 11, 14]
Ыр = 10-9-р 8
В
Т
•8т, ]В, (¿) • КоЬ (¿) • 8рс (¿)d¿,
Ватр = 170 • К
атр
В
F,
оЬ
\В8 (¿) • КоЬ (¿) • У ¿¿.
¿2
В остальном порядок проведения расчётов идентичен описанному выше.
Для расчёта дальности действия ОНВ по выбранному критерию принятия решения (обнаружение объекта) полученные аналитические зависимости должны использоваться в совокупности с графическими зависимостями, отражающими изменение яркости ночного неба, спектральные характеристики отражения составляющих фоноцелевой обстановки, спектральную чувствительность фотокатодов ЭОП 2, 2+ и 3 поколений, пороговые характеристики глаза.
Особенности экспериментального определения дальности обнаружения и распознавания типовых объектов лётным составом, использующим ОНВ
Дальность обнаружения (распознавания) объекта в ОНВ определяется как максимальное расстояние между ОНВ и объектом наблюдения, при котором изображение последнего при наблюдении его через ОНВ видно с критерием обнаружения или распознавания соответственно. Испытания по определению дальности обнаружения или распознавания объектов при обзоре внека-бинного пространства через ОНВ проводятся на вертолёте в условиях его аэродромного базирования или непосредственно в полёте.
Принцип определения дальностей заключается в том, чтобы на каждом из заданных расстояний применительно к нормированным условиям определить положение объекта наблюдения (положения характерных частей объекта) с заданной вероятностью за определённое время [15, 16].
х
2
Т
е
е
Дальности, для которых вероятность обнаружения объектов оказывается равной 0,8, принимаются за дальность обнаружения этих объектов с применением ОНВ.
За критерий обнаружения принимается обнаружение объекта наблюдений видимого через ОНВ, при правильном указании его расположения относительно наземных ориентиров за время 15 с с вероятностью 0,8 в заданных условиях испытаний.
Максимально допустимое время наблюдения с помощью испытываемого образца ОНВ при определении дальности обнаружения объекта не должно превышать 90 с (за критерий обнаружения принимается различение существенных деталей объекта за время 3 с с вероятностью 0,8 в заданных условиях испытаний).
Максимально допустимое время наблюдения в ОНВ при определении дальности обнаружения не должно превышать 30 с. При проведении заводских, совместных и государственных испытаний ОНВ типовые объекты наблюдения при определении дальности обнаружения определяются с помощью специалистов-экспертов и чётко оговариваются.
Типовыми фонами, на которые полностью должен проектироваться объект обнаружения, могут быть: открытая местность с зелёным травяным покровом, высота которого не превышает 0,3 м; лиственный лес высотой не менее 4 м с кустарником лиственных пород; хвойный лес высотой не менее 4 м с подлеском хвойных пород; заснеженная открытая местность.
Открытую местность с зелёным травяным покровом, высота которого не превышает 0,3 м, принято считать нормированным фоном. Соответствие фона контролируется предварительной дневной рекогносцировкой местности.
Экранирование объекта наблюдения местными предметами высотой свыше 0,5 м или его маскировка не допускается. Удаление объекта наблюдения от местных предметов по фронту и в глубину должно быть не менее 10 м. Определение дальности обнаружения должно вестись при естественной ночной освещённости (ЕНО) горизонтальной (Ег) от 1*10-3 до 1 лк (нормированным значением Ег является (4 ± 1) ><10~3лк). Коэффициент направленности ЕНО (Рс), равный отношению величины вертикальной ЕНО (Ев) к величине Ег, при испытаниях ОНВ должен находиться в пределах от 0,4 до 0,9. Значение коэффициента прозрачности атмосферы на один километр (Т1) при проведении исследований должно находиться в пределах от 0,7 до 0,9.
Исследования при значениях горизонтальной ЕНО, коэффициенте направленности ЕНО и прозрачности атмосферы, выходящих за указанные пределы, не проводят. Результаты же испытаний, проведённых в таких условиях, признаются незачётными и при оценке дальности обнаружения типовых объектов не учитываются. Протяжённость испытательной трассы должна обеспечивать проведение испытаний в заданном диапазоне ЕНО.
В качестве наблюдателей несоответствий требований по дальности обнаружения привлекаются лётчики-испытатели, имеющие необходимые навыки наблюдения внекабинного пространства и пилотирования вертолёта ночью с использованием ОНВ и имеющие по заключению врачеб-но-лётной комиссии нормальное зрение.
Для проведения испытаний трасса должна быть обозначена отметками с указанием расстояний от исходной точки - начала наблюдений с использованием ОНВ. Отметки устанавливаются при проведении лётных испытаний на удалении 100 м друг от друга и маркируются нарастающим (убывающим) порядком. При предварительных испытаниях, проводимых в наземных условиях на аэродроме базирования вертолёта, отметки устанавливаются на удалении 50 м друг от друга. При этом расстояния между соседними отметками не должны отличаться друг от друга более чем на 3 - 5 метров.
Для измерения ЕНО и прозрачности атмосферы должны быть развёрнуты посты контроля вблизи точки базирования вертолёта и вблизи обнаруживаемого объекта. Измерения горизонтальной ЕНО, вертикальной ЕНО и прозрачности атмосферы производятся в течение всего времени испытаний. Измерения ЕНО должны производиться через каждые 5 мин. При установившейся ЕНО допускается увеличение интервала между измерениями до 30 мин. При изменении ЕНО более чем в 2,5 раза в течение 5 минут испытания не проводятся. Интервал времени между измерениями прозрачности атмосферы должен быть не более 30 мин. В случае визуального обнаружения
изменения прозрачности атмосферы интервалы времени между её измерениями должны уменьшаться.
Результаты измерений ЕНО и прозрачности атмосферы, а также время замеров заносятся в таблицу (протокол испытаний). При необходимости по результатам измерений строятся графики зависимости ЕНО от текущего времени.
Перед проведением испытаний с лётчиками-испытателями проводится инструктаж по порядку проведения работ с ОНВ и даётся время для ознакомления с испытательным полем (внека-бинным пространством), наблюдаемым через ОНВ. Для проведения испытаний ОНВ на соответствие требованиям по дальности обнаружения на испытательной трассе (маршруте) выбирают или устанавливают один или несколько ориентиров, хорошо видимых в испытываемый образец ОНВ.
Контроль за правильностью обнаружения ведётся по испытываемому образцу ОНВ или образцу, специально используемому для этой цели. Объект устанавливается на испытательной трассе справа или слева от линии визирования испытательного образца ОНВ, направленной на выбранный руководителем испытательной бригады ориентир, в районе ожидаемой дальности обнаружения. После этого руководитель испытательной бригады устанавливает положение объекта или его частей.
Объективы ОНВ закрываются защитными крышками. Лётчик-испытатель проводит необходимые регулировки ОНВ. По команде руководителя испытательной бригады открываются защитные крышки ОНВ и включается секундомер, а также фиксируется момент текущего времени. Лётчик-испытатель приступает к наблюдению через ОНВ, определяет положение объекта и сообщает результат наблюдения руководителю испытательной бригады. Секундомер останавливают, время наблюдения и результат заносят в таблицу-протокол.
Если затрачиваемое лётчиком-испытателем время превышает 90 с (при определении дальности обнаружения) и 30 с (при определении дальности распознавания), то наблюдения на этой отметке прекращаются и осуществляется переход к наблюдению с другого расстояния, чтобы время наблюдения укладывалось в указанные пределы.
Число привлекаемых к испытаниям лётчиков-испытателей должно быть не менее трёх. Все они должны провести одинаковое количество наблюдений, общее количество которых должно быть не менее 15.
При испытании двух и более образцов ОНВ допускается поочерёдное наблюдение через каждый из них. Число расстояний (Ь), с которых проводятся наблюдения, должно быть не менее четырёх. При обработке результатов испытаний образцов ОНВ для каждого из расстояний Ь;, на которых велись наблюдения, вычисляется значение О/:
= ^
^ 1п
1 т
Е Еп (Ь - *0)
■ 1+1
где Ег - значение горизонтальной ЕНО, для которого определяется дальность обнаружения; -нормированное время наблюдения, = 15 с при определении дальности обнаружения и = 3 с при определении дальности обнаружения; - время реакции лётчика-испытателя (минимально необходимое время для принятия решения); = 1,1 с; ti - время, затраченное лётчиком-испытателем на каждое наблюдение; п - общее число наблюдений на фиксированном расстоянии до объекта; т -число правильных ответов на этом (фиксированном) расстоянии до объекта; Ег^ - значения горизонтальной ЕНО, при которых велись наблюдения.
Для каждой из дальностей Ь по Qjn рассчитывается вероятность:
р = / (От ) = 1 - е 2ва .
После этого для каждой из дальностей Ь;, на которых проводились испытания, строится график зависимости Р = /(Ь), по которому для вероятности Р = 0,8 определяется дальность обнаружения объекта для заданного значения горизонтальной ЕНО.
Для получения дальности обнаружения при нормированной освещённости в выражение для Оп поочерёдно подставляются значения Ег = 3 х 103лк и Ег = 5 х 103лк.
Для получения зависимости дальности обнаружения от освещённости строится семейство
кривых Р = ДТ^, число которых равно числу выбранных значений горизонтальной ЕНО, напри_3 _3 _3 _2 _2
мер, Ег = 1 х 10 , 3 х 10 , 5 х 10 , 1 х 10 , 3 х 10 . На полученном семействе кривых проводится сечение прямой, соответствующей вероятности Р = 0,8. Полученные точки пересечения соответствуют значениям выбранных освещённостей Ег и полученным значениям дальности Тк при вероятности обнаружения объекта, равной 0,8. По полученным значениям пар (Ег и Тк) строится график зависимости дальности обнаружения от освещённости, который используется при планировании поисково-спасательных работ (разделении участка поиска на квадраты, планировании маршрутов полёта, определении потребного числа полётов и т. п.).
Изложенные методики успешно использовались при экспериментальных исследованиях характеристик ОНВ, используемых экипажами различных модификаций вертолётов типа Ми-8, Ми-24, Ми-28Н и Ка-52.
Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют, что изложенные математические модели позволяют рассчитать дальность обнаружения объектов в ОНВ на этапе наземных испытаний с погрешностью, не превышающей 8 %. Полученные результаты обеспечивают рациональное планирование поисково-спасательных работ, выполняемых в тёмное время суток с использованием вертолётов, за счёт учёта при планировании максимально возможной дальности обнаружения объектов поиска.
Литература
1. Маслов С.В. Анализ рисков безопасности полётов при использовании лётным составом вертолётов очков ночного видения / Маслов С.В., Есев А.А.// Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. -2011. - № 1. - С. 52 - 57.
2. Сосунов М.В. Анализ авиационных происшествий боевых вертолётов / Сосунов М.В. // Проблемы безопасности полётов. - 2009. - № 5. - С. 18 - 36.
3. Щербаков С.А. Психофизиологические аспекты совершенствования методов изучения ошибочных действий лётного состава на основе концепции человеческого фактора / Щербаков С.А., Кукушкин Ю.А., Солдатов С.К., Зинкин В.Н., Богомолов А.В.// Проблемы безопасности полётов. - 2007. - № 8. - С. 10 - 15.
4. Роуз А. Зрение человека и электронное зрение / Роуз А.- М.: Мир, 1977. - 216 с.
5. Маслов С.В. Особенности экспериментальных исследований характеристик очков ночного видения, используемых экипажами вертолётов / Маслов С.В., Есев А.А.// Проблемы безопасности полётов. -2010. - № 4. - С. 35 - 41.
6. Шестов Н.С. Выделение оптических сигналов на фоне случайных помех / Под ред. Лебедева А.А. / Шестов Н.С.- М.: Советское радио, 1967. - 347 с.
7. Хохлов С.Т. Очки ночного видения для лётчика и вопросы совместимости / Хохлов С.Т.// Авиационные системы. - 2006. - № 6. - С. 31 - 38.
8. Маслов С.В. Методика оценивания технических показателей очков ночного видения при проведении наземных испытаний авиационной техники / Маслов С.В., Есев А.А.// Проблемы безопасности полётов. - 2010. - № 4. - С. 27 - 35.
9. Волков В.Г. Наголовные приборы ночного видения / Волков В.Г.// Специальная техника. - 2002. -№ 5. - С. 2 - 15.
10. Радиоэлектронные системы: основы построения и теория. / Под ред. Ширмана Я.Д. - М.: Радиотехника, 2007. - 512 с.
11. Травникова Н.П. Эффективность визуального поиска / Травникова Н.П. - М.: Машиностроение. -
1985.
12. Солдатов Т.А. Особенности определения видимого увеличения электронно-оптических каналов очков ночного видения, используемых лётчиками / Солдатов Т.А., Солдатова Е.С., Солдатов А.С.// Проблемы безопасности полётов. - 2010. - № 10. - С. 36 - 38.
13. Кукушкин Ю.А. Принципы построения системы обеспечения жизнедеятельности операторов систем «человек - машина», адаптивных к их функциональному состоянию / Кукушкин Ю.А., Богомолов А.В., Гузий А.Г.// Мехатроника, автоматизация, управление. - 2005. - № 3. - С. 50 - 54.
14. Рудаков С.В. Методика идентификации вида закона распределения параметров при проведении контроля состояния сложных систем / Рудаков С.В., Рудаков И.С., Богомолов А.В.// Информационно-измерительные и управляющие системы. - 2007. - № 1. - С. 66 - 72.
15. Коломиец Л.В. Метод поддержки принятия решений по управлению ресурсами при испытаниях авиационной техники / Коломиец Л.В., Богомолов А.В., Солдатов А.С., Мережко А.Н., Есев А.А.// Информационно-измерительные и управляющие системы. - № 5, т. 8, 2010. - С. 38 - 41.
16. Кукушкин Ю.А. Методология стабилизации функционального состояния оператора системы «человек - машина» / Кукушкин Ю.А, Богомолов А.В., Гузий А.Г.// Мехатроника, автоматизация, управление. - 2002. - № 5.