Научная статья на тему 'Методический прием изучения личности несовершеннолетнего'

Методический прием изучения личности несовершеннолетнего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ЭКСПЕРТНАЯ ДИАГНОСТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / CRIME / JUVENILE / JUVENILE DELINQUENCY / EXPERT DIAGNOSIS / SOCIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидова-Петрова Елизавета Викторовна

В статье в краткой форме представлен методический прием, который апробирован и рекомендуется к применению при изучении криминологически значимых свойств личности несовершеннолетнего. Основу такого приема образует метод опроса в форме анкетирования субъектов, оценки которых имеют сопоставимое значение. Приведены разработанные автором анкеты опроса несовершеннолетних и экспертов. Отмечено, что сравнительный анализ результатов опроса респондентов трех групп: «благополучных» и «неблагополучных» несовершеннолетних, а также экспертов в совокупности с исследованием материалов судебной практики и статистическими показателями преступности несовершеннолетних позволяет составить криминологический портрет личности несовершеннолетнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Демидова-Петрова Елизавета Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGICAL TECHNIQUE OF STUDYING A JUVENILE PERSON

The article describes the main methodological technique that is tested and recommended for criminological study of the significant properties of a juvenile person. The basis of this approach is the survey method in a form of questionnaire surveys of subjects whose assessments have comparable meaning. The author’s surveys of juveniles, as well as of experts, are presented. It is noted that, thanks to a comparative analysis of the results of the survey of «advantaged» and «disadvantaged» juveniles, professional assessments of experts in conjunction with the materials of judicial practice and statistical indicators of juvenile delinquency, it becomes possible to compile a criminological portrait of a juvenile person.

Текст научной работы на тему «Методический прием изучения личности несовершеннолетнего»



МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ

ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Демидова-Петрова Елизавета Викторовна

Доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права

Казанского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (Казань), е-mail: demidova.liza@gmail.com

В статье в краткой форме представлен методический прием, который апробирован и рекомендуется к применению при изучении криминологически значимых свойств личности несовершеннолетнего. Основу такого приема образует метод опроса в форме анкетирования субъектов, оценки которых имеют сопоставимое значение. Приведены разработанные автором анкеты опроса несовершеннолетних и экспертов. Отмечено, что сравнительный анализ результатов опроса респондентов трех групп: «благополучных» и «неблагополучных» несовершеннолетних, а также экспертов - в совокупности с исследованием материалов судебной практики и статистическими показателями преступности несовершеннолетних позволяет составить криминологический портрет личности несовершеннолетнего.

Ключевые слова: преступность, несовершеннолетний, преступность несовершеннолетних, экспертная диагностика, социальная среда

THE METHODOLOGICAL TECHNIQUE OF STUDYING A JUVENILE PERSON

Demidova-Petrova Elizaveta

Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Kazan), е-mail: demidova.liza@gmail.com

The article describes the main methodological technique that is tested and recommended for criminological study of the significant properties of a juvenile person. The basis of this approach is the survey method in a form of questionnaire surveys of subjects whose assessments have comparable meaning. The author's surveys of juveniles, as well as of experts, are presented. It is noted that, thanks to a comparative analysis of the results of the survey of «advantaged» and «disadvantaged» juveniles, professional assessments of experts in conjunction with the materials of judicial practice and statistical indicators of juvenile delinquency, it becomes possible to compile a criminological portrait of a juvenile person.

Key words: crime, juvenile, juvenile delinquency, expert diagnosis, social environment

Изучение преступности несовершеннолетних лиц предусматривает множество подходов. Исследования в этой области не должны ограничиваться анализом статистических данных и изучением материалов правоприменительной практики. Подобная диагностика предполагает использование метода опроса в форме анкетирования субъектов, оценки которых могут иметь сопоставимое значение.

Выбор категории опрашиваемых зависит от целей и задач исследования. В нашем случае он подчинен целям разработки и обоснования реалистичных мер предупреждения преступности несовершеннолетних. Предлагаем в качестве групп респондентов избирать несовершеннолетних двух категорий: несовершеннолетние, которые нарушили закон (несовершеннолетние преступники); благополучные несовершен-

нолетние. Операциональное определение этих двух групп респондентов, принимая во внимание тематику исследования, целесообразно производить в категориях «неблагополучные» и «благополучные».

Полагаем возможным привлечь к опросу экспертов из числа лиц, в должностные полномочия которых входит предупреждение преступности несовершеннолетних. В частности, данная компетенция реализуется в деятельности аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка1.

Содержание экспертной диагностики криминологических проблем преступности несовершеннолетних и борьбы с ней подчинено решению многих теоретических и эмпирических задач. В частности, анализ экспертных оценок помогает выработать объективные и реалистичные меры раннего предупреждения преступности несовершеннолетних; появляется возможность получить сведения, отсутствующие в официальной статистике; формируемые гносеологические данные позволяют минимизировать риски получения субъективных данных при использовании метода опроса.

Разработанные нами анкеты опроса «благополучных» и «неблагополучных» несовершеннолетних содержат открытые и закрытые (с вариантами ответов) вопросы. Анкетные позиции сочетают в себе уточняющие и прогностические параметры, направленные на выяснение причин, которые подтолкнули несовершеннолетнего к совершению преступления.

Опрос экспертов должен подразумевать компетентный анализ поставленных проблем, связанных с выяснением потенциала криминогенного влияния на несовершеннолетнего социальной среды. Для обеспечения объективности оценок и недопущения возможного очного / заочного взаимовлияния экспертов опрос должен быть организован в удаленных друг от друга регионах России. Нужно быть готовым к тому, что относительно небольшое количество экспертов затруднит формирование согласованного мнения.

Привлечение к опросу экспертов имеет множественное целеполагание:

1) оценка достоверности проведенного массового опроса несовершеннолетних;

2) обеспечение третейских оценок криминологически значимых данных, полученных от двух указанных групп респондентов. В этих целях оправданным является наличие схожих анкетных позиций, предложенных как экспертам, так и несовершеннолетним. Такой подход дает возможность сопоставить криминологически значимые явления в трехстороннем контексте оценок (эксперты и две группы несовершеннолетних), сформировать эвристичную картину данных, которые позволят открыть неочевидные или латентные проблемы криминогенности внешней среды;

3) решение важных для экспертов задач погружения в проблематику в актуальном ее содержании, задающем направления работы по профилактике преступности несовершеннолетних.

Анализ и оценка совокупности полученных данных опроса экспертов, «благополучных» и «неблагополучных» несовершеннолетних исключают их фрагментарный характер и служат достижению главной исследовательской задачи - составлению криминологического портрета несовершеннолетнего в контексте не столько преступных свойств личности, сколько криминогенного воздействия, продуцирующего такие свойства.

1 Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».

Анкета опроса несовершеннолетних, преступивших закон

Предлагаем вопросы, ответы на которые позволят лучше организовать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Результаты опроса носят анонимный (скрытый) характер. В связи с этим мы ожидаем откровенные и честные ответы.

1. С кем ты жил до совершения преступления?

С обоими родителями С отцом С матерью С матерью и отчимом С отцом и мачехой Иное

2. В твоей семье или среди близких родственников, с которыми у тебя хорошие отношения, есть те, которые находились в местах лишения свободы или находятся там сейчас?

Да Нет

3. Как ты относишься к употреблению алкоголя?

Отрицательно, не употребляю Положительно, пробовал, употребляю редко, раз в месяц Положительно, употребляю в компании друзей чаще одного раза в месяц Иное

4. Как ты относишься к употреблению наркотиков?

Отрицательно, не употребляю Положительно, пробовал Положительно, употребляю в компании друзей чаще одного раза в месяц Иное

5. Как ты относишься к употреблению клея, бензина, таблеток в целях поднятия настроения, снятия напряжения?

Отрицательно, не употребляю Положительно, пробовал Положительно, употребляю в компании друзей чаще одного раза в месяц Иное

6. У тебя были конфликты со сверстниками (одноклассниками, друзьями, знакомыми)?

Нет Иногда Часто Иное

7. Какой была твоя успеваемость в образовательном учреждении?

Учился без троек на «хорошо» и «отлично» Учился средне, без высоких оценок, в основном на «удовлетворительно» Учеба давалась с трудом, неудовлетворительные оценки были чаще всего

8. Твои родители интересовались твоими успехами в школе и помогали в учебе?

Регулярно Время от времени Никогда Иное

9. Получал ли ты от родителей или близких родственников (бабушки, дедушки, тети, дяди) деньги на карманные расходы?

Да, в достаточном количестве Очень мало Не получал Иное

10. Были ли у тебя другие источники получения денежных средств?

Только то, что давали родители и родственники Подрабатывал время от времени физическим трудом Выполнял поручения по доставке продуктов питания, техники Выполнял за деньги поручения старших, о которых я не могу говорить

11. Каким тебе представляется твое будущее после отбывания наказания?

В жизни у меня все получится Вряд ли смогу добиться всего, что хотел бы Никогда не добьюсь того, что хотел бы

12. Можно ли честным трудом достичь материального благополучия?

Да Нет Иное

13. Какие чувства ты испытываешь во время и после просмотра сцен насилия и жестокости в кинофильмах, телепередачах, роликах в Интернете?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

1) Интерес (мне нравится смотреть)

2) Напряжение

3) Страх / ужас

4) Радость

5) Иное

14. Чем ты занимался в свободное от учебы время (возможно несколько вариантов ответа)?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Посещал спортивные, творческие секции

Посещал музеи, выставки, театры

Посещал кино

Посещал дискотеки

Посещал кафе, бары

Читал

Проводил досуг с друзьями на улице

Смотрел телевизор

Играл в компьютерные игры, общался в социальных сетях

Проводил досуг с родителями, родственниками

Как правило, ничего не делал

Иное

15. Как ты думаешь, какие взаимоотношения у твоих родителей?

Теплые, доверительные Прохладные, натянутые Нейтральные (безразличные) Враждебные Иные (укажи какие)

16. Какие конфликтные ситуации возникали у тебя в семье?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Легкие ссоры (перебранки)

Скандалы

Драки

Иное

17. Если в твоей семье часто бывали ссоры и конфликты, каковы их причины?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Недостаток или отсутствие денежных средств в семье

Отсутствие работы у родителей (у одного из родителей)

Мое поведение: плохие отметки, жалобы учителей, родителям не нравились мои друзья, родителям не нравились мои увлечения (отметь нужное или укажи другие причины)

18. Каким наказаниям (за проступки, неуспеваемость в учебе) подвергали тебя родители?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Не разговаривали

Выгоняли из дома

Ограничивали в карманных расходах

Не покупали подарки

Ругали

Ограничивали в просмотре ТВ или доступе к компьютеру

Били

Запрещали общение с моей компанией

Иное

19. Был ли ты удовлетворен взаимоотношениями с окружающими людьми (отметь каждую строку)?

Полностью Частично Совсем не

удовлетворен удовлетворен удовлетворен

С родителями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С одноклассниками

(одногруппниками)

С друзьями

С любимым человеком

С преподавателями

С соседями

20. Была ли у тебя своя компания (вне учебного заведения)?

Да Нет Иное

21. Чем тебя привлекала твоя компания?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

У нас общие интересы и взгляды на жизнь

Чувствовал себя нужным

В компании меня все понимали и «не учили жить»

Хотел избежать одиночества

Иное

22. Каким образом ты поддерживал уважение к себе в компании?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Физической силой

Знаниями

Положением (у меня всегда были деньги либо мы всегда могли воспользоваться дачей или квартирой моих родственников для отдыха)

Опытом в организации отдыха и развлечений

Знакомством со старшими, которые имеют опыт пребывания в местах лишения свободы

Знакомством со старшими, имеющими успехи в спорте, достигшими благополучия

23. Из каких источников ты получал правовые знания (знания о законах)?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Газеты, телевидение, радио, Интернет

Официальный текст закона

От родителей

От друзей

Учебные занятия

Личные наблюдения

Собственный опыт

Иное

24. Какая профессия тебя привлекает (можно выбрать несколько вариантов, но каждый вариант обоснуй)?

Учитель

Программист

Экономист

Врач

Военный

Журналист

Юрист

Водитель

Спортсмен

Квалифицированный работник завода или фабрики

Мэр

Депутат

25. Какие ты прилагал усилия для того, чтобы получить профессию, к которой ты стремишься?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Ничего не делал

Читал книги и журналы на профессиональные темы

Смотрел передачи по ТВ, ролики в Интернете, главными героями которых являются люди той профессии, которая мне нравится

Знал людей этой профессии, поддерживал с ними отношения, рассчитывал на их помощь

Посещал специальные секции (кружки), где готовят к этой профессии

Это только мои мечты

26. Что может помешать тебе в выборе той профессии, которая тебе нравится?

Мои прошлые проступки (плохие характеристики)

Отсутствие возможности оплатить учебу

Ничего не помешает, буду стремиться к своей мечте

Низкий уровень моих собственных знаний

Недостаточный уровень знаний, которые дают в учебном заведении

Неблагоприятное прошлое моих родителей (привлекались к уголовной ответственности, были в местах лишения свободы)

Учебное заведение, где обучают этой профессии, находится в другом городе, не хватит средств на проезд, проживание

27. От чего бы ты легко отказался ради получения той профессии, которая тебе нравится (можно выбрать несколько вариантов ответов)?

От друзей, с которыми я провожу свободное время

От своих увлечений, которые не связаны с получением профессии

Готов навсегда переехать в тот город, где обучают профессии

Готов отказаться от отдыха, посвятить все время работе, даже малооплачиваемой, чтобы использовать честно заработанные средства для учебы

Готов выполнять противоправные поручения (например, быть курьером по доставке или продаже наркотиков) для того, чтобы потратить заработанные деньги на учебу

28. Для чего тебе нужны правовые знания (знания закона)?

Чтобы соблюдать (не нарушать) закон Чтобы обходить закон, когда это нужно Иное

29. Каково твое отношение к тем, кто побывал в местах лишения свободы?

Положительное Нейтральное Отрицательное Затрудняюсь ответить

30. Привлекался ли ты ранее к ответственности?

Да, к уголовной Да, к административной Не привлекался Иное

31. Какая по счету у тебя судимость:_.

32. Был ли ты потерпевшим от какого-либо преступления (если да, укажи, какое это преступление)?

Да Нет

33. Есть ли у тебя знакомые, принадлежащие к одному из перечисленных объединений (возможно несколько вариантов ответа)?

Скинхеды

Музыкальные фанаты (панки, металлисты, рокеры)

Футбольные фанаты

Сатанисты

Байкеры

Группировка по территории

Таких нет

Иные (укажи)

34. Если ты не являешься участником какого-либо объединения, то по какой причине?

Не хочу

Нет времени

Не было от них предложений

Не знаю о подобных организациях

Это люди, которым нечем заняться

Не подобрал подходящей организации

Иное

35. Твой пол?

Мужской Женский

36. Сколько тебе лет?_

37. В каком классе ты учишься?

38. Срок твоего осуждения?_

39. Статья, по которой ты осужден? Благодарим за ответы!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анкета опроса благополучных несовершеннолетних

Предлагаем вопросы, ответы на которые позволят лучше организовать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Результаты опроса носят анонимный (скрытый) характер. В связи с этим мы ожидаем откровенные и честные ответы.

1. С кем ты живешь?

С обоими родителями С отцом С матерью С матерью и отчимом С отцом и мачехой Иное

2. В твоей семье или среди близких родственников есть те, которые находились в местах лишения свободы или находятся там сейчас?

Да Нет

3. Как ты относишься к употреблению алкоголя?

Отрицательно, не употребляю Положительно, пробовал, употребляю редко, раз в месяц Положительно, употребляю в компании друзей чаще одного раза в месяц Иное

4. Как ты относишься к употреблению наркотиков и как часто их употребляешь?

Отрицательно, не употребляю Положительно, пробовал Положительно, употребляю в компании друзей чаще одного раза в месяц Иное

5. Как ты относишься к употреблению клея, бензина, таблеток в целях поднятия настроения, снятия напряжения?

Отрицательно, не употребляю Положительно, пробовал Положительно, употребляю в компании друзей чаще одного раза в месяц Иное

6. У тебя бывают конфликты со сверстниками (одноклассниками, друзьями, знакомыми)?

Нет Иногда Часто Иное

7. Какова твоя успеваемость в образовательном учреждении?

Учусь без троек на «хорошо» и «отлично» Учусь средне, без высоких оценок, в основном на «удовлетворительно» Учеба дается с трудом, неудовлетворительные оценки бывают чаще всего

8. Твои родители интересуются твоими успехами в школе и помогают в учебе?

Регулярно Время от времени Никогда

9. Получаешь ли ты от родителей или близких родственников (бабушки, дедушки, тети, дяди) деньги на карманные расходы?

Да, в достаточном количестве Очень мало Не получаю Иное

10. Есть ли у тебя другие источники получения денежных средств?

Только то, что дают родители и родственники Подрабатываю время от времени физическим трудом Выполняю поручения по доставке продуктов питания, техники Выполняю за деньги поручения старших, о которых я не могу говорить

11. Каким тебе представляется твое будущее после окончания учебного заведения?

В жизни у меня все получится Вряд ли смогу добиться всего, что хотел бы Никогда не добьюсь того, что хотел бы

12. Можно ли честным трудом достичь материального благополучия?

Да Нет Иное

13. Какие чувства ты испытываешь при просмотре сцен насилия и жестокости в кинофильмах, телепередачах, роликах в Интернете?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Интерес (мне нравится смотреть)

Напряжение

Страх / ужас

Радость

Иное

14. Чем ты занимаешься в свободное от учебы время (возможно несколько вариантов ответа)?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Посещаю спортивные, творческие секции

Посещаю музеи, выставки, театры

Хожу в кино

Посещаю дискотеки

Посещаю кафе, бары

Читаю

Провожу досуг с друзьями на улице

Смотрю телевизор

Играю в компьютерные игры, общаюсь в социальных сетях

Провожу досуг с родителями, родственниками

Как правило, ничего не делаю

Иное

15. Как ты думаешь, какие взаимоотношения у твоих родителей?

Теплые, доверительные Прохладные, натянутые Нейтральные (безразличные) Враждебные Иные (укажи какие)

16. Какие конфликтные ситуации возникают у тебя в семье?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Легкие ссоры (перебранки)

Скандалы

Драки

Иное

17. Если в твоей семье часто бывают ссоры и конфликты, каковы их причины?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Недостаток или отсутствие денежных средств, необходимых для покупки продуктов питания и одежды

Отсутствие работы у родителей (у одного из родителей)

Мое поведение: плохие отметки, жалобы учителей, родителям не нравятся мои друзья, родителям не нравятся мои увлечения (отметь нужное или укажи другие причины)

Ссоры возникают из-за друзей моих родителей, которые бывают у нас в гостях

18. Каким наказаниям (за проступки, неуспеваемость в учебе) подвергают тебя родители?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Не разговаривают

Выгоняют из дома

Ограничивают в карманных расходах

Не покупают подарки

Ругают

Ограничивают в просмотре ТВ или доступе к компьютеру

Бьют

Запрещают общение с моей компанией

Иное

19. Удовлетворен ли ты взаимоотношениями с окружающими людьми (отметь каждую строку)?

Полностью Частично Совсем не

удовлетворен удовлетворен удовлетворен

С родителями

С одноклассниками (одногруппниками)

С друзьями

С любимым человеком

С преподавателями

С соседями

20. Есть ли у тебя своя компания (вне учебного заведения)?

Да Нет Иное

21. Чем тебя привлекает твоя компания?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

У нас общие интересы и взгляды на жизнь

Чувствую себя нужным

В компании меня все понимают и «не учат жить»

Хочу избежать одиночества

Иное

22. Каким образом ты поддерживаешь уважение к себе в компании?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Физической силой

Знаниями

Положением (у меня всегда есть деньги либо мы можем всегда воспользоваться дачей или квартирой моих родственников для отдыха)

Опытом в организации отдыха и развлечений

Знакомством со старшими, которые имеют опыт пребывания в местах лишения свободы

Знакомством со старшими, имеющими успехи в спорте, достигшими благополучия

23. Из каких источников ты получаешь правовые знания (знания о законах)?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Газеты, телевидение, радио, Интернет

Официальный текст закона

От родителей

От друзей

Учебные занятия

Личные наблюдения

Собственный опыт

У меня есть знакомые юристы

Иное

24. Какая профессия тебя привлекает (можно выбрать несколько вариантов, но каждый вариант обоснуй)?

Учитель

Программист

Экономист

Врач

Военный

Сотрудник правоохранительных органов

Журналист

Юрист

Водитель

Спортсмен

Квалифицированный работник завода или фабрики

Мэр

Депутат

25. Какие ты прилагаешь усилия для того, чтобы получить профессию, к которой ты стремишься?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Ничего не делаю

Читаю книги и журналы на профессиональные темы

Смотрю передачи по ТВ, ролики в Интернете, главными героями которых являются люди той профессии, которая мне нравится

Знаю людей этой профессии, поддерживаю с ними отношения, рассчитываю на их помощь

Посещаю специальные секции (кружки), где готовят к этой профессии

26. Что может помешать тебе в выборе той профессии, которая тебе нравится?

Мои прошлые проступки (плохие характеристики)

Отсутствие возможности оплатить учебу

Ничего не помешает, буду стремиться к своей мечте

Низкий уровень знаний, которые мне преподают

Недостаточный уровень знаний, которые дают в учебном заведении

Неблагополучное прошлое моих родителей (привлекались к уголовной ответственности, были в местах лишения свободы)

Учебное заведение, где обучают этой профессии, находится в другом городе, не хватит средств на проезд, проживание

27. От чего бы ты легко отказался ради получения той профессии, которая тебе нравится (можно выбрать несколько вариантов ответов)?

От друзей, с которыми я провожу свободное время

От своих увлечений, которые не связаны с получением профессии

Готов навсегда переехать в тот город, где обучают профессии

Готов отказаться от отдыха, посвятить все время работе, даже малооплачиваемой, чтобы использовать честно заработанные средства для учебы

Готов выполнять противоправные поручения (например, быть курьером по доставке или продаже наркотиков) для того, чтобы потратить заработанные деньги на учебу

28. Для чего тебе нужны правовые знания (знания закона)?

Чтобы соблюдать (не нарушать) закон Чтобы обходить закон, когда это нужно Иное

29. Каково твое отношение к тем, кто побывал в местах лишения свободы?

Положительно Нейтральное Отрицательное Затрудняюсь ответить

30. Каково твое отношение к сотрудникам правоохранительных органов?

Положительное Нейтральное Отрицательное Затрудняюсь ответить

31. Привлекался ли ты ранее к ответственности?

Да, к уголовной Да, к административной Не привлекался

32. Был ли ты потерпевшим от какого-либо преступления (если да, укажи, какое это преступление)?

Да Нет

33. На твоих глазах наносят телесные повреждения человеку. Твои действия?

Действия Потерпевший Вмешаюсь в драку Пройду мимо Позвоню в полицию Иное

Твой знакомый

Твой друг

Неизвестный тебе человек

34. Ты случайно стал свидетелем преступления. Твои действия?

Действия Преступник^^^ Сообщу в правоохранительные органы Сообщу в правоохранительные органы анонимно Не сообщу в правоохранительные органы Иное

Твой знакомый

Твой друг

Неизвестный тебе человек

35. Как ты отнесешься к поведению человека, который после полученного оскорбления в кафе, кинотеатре или на дискотеке публично изобьет обидчика?

Поддержу его Нейтрально Отрицательно, если можно было бы конфликт разрешить мирным путем Иное

36. Есть ли у тебя знакомые, принадлежащие к одному из перечисленных объединений (возможно несколько вариантов ответов)?

Скинхеды

Музыкальные фанаты (панки, металлисты, рокеры)

Футбольные фанаты

Сатанисты

Байкеры

Группировка по территории нашего места жительства

Таких нет

Иные (укажи)

37. Если ты не являешься участником какого-либо объединения, то по какой причине?

Не хочу

Нет времени

Не было от них предложений

Не знаю о подобных организациях

Это люди, которым нечем заняться

Не подобрал подходящей организации

Иное

38. Твой пол?

Мужской Женский

39. Сколько тебе лет?

40. В каком классе ты учишься? Благодарим за ответы!

Анкета опроса экспертов

В рамках общероссийского исследования преступности разных социальных групп проводятся анализ и оценка криминогенных факторов социальной среды. Результаты опроса, в котором Вы принимаете участие, предлагается использовать в общегосударственных мероприятиях, направленных на устранение причин преступности несовершеннолетних. Важно получение объективных оценок криминологически значимых явлений и процессов от опытных специалистов. В связи с этим просим высказать профессиональное мнение по предложенным ниже вопросам. Вопросы могут предполагать несколько вариантов ответов или предусматривать самостоятельное их формулирование.

1. Какие факторы, на Ваш взгляд, обусловливают рост современной преступности несовершеннолетних?

1 2 3 4 5

Нужда (отсутствие средств на удовлетворение жизненно необходимых потребностей)

Беспризорность

Безнадзорность

Завышенный уровень потребностей, исключающий их легальную реализацию

Наркотизация

Алкоголизация

Изменение ценностных ориентаций в молодежной среде

Дефицит возможностей для социально приемлемых форм самореализации

Приверженность экстремистским взглядам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объективная невозможность легальным путем достичь желаемого уровня благосостояния

Субъективные трудности включения в социально одобряемую деятельность

Культивирование девиантной или воровской субкультуры в СМИ, молодежной социальной среде (нужное подчеркнуть)

Иные (укажите какие)

2. Соответствуют ли современной криминогенной ситуации применяемые меры предупреждения преступности несовершеннолетних?

Да В значительной мере Отчасти Нет

3. Соответствуют ли приведенные направления предупреждения преступности несовершеннолетних ее современному состоянию?

Соответствует Не соответствует

Общее предупреждение (на уровне социально-экономической политики)

Специальное предупреждение (меры непосредственного воздействия на причины и условия, обусловливающие конкретные преступления несовершеннолетних)

Индивидуальное предупреждение (меры воздействия на личность несовершеннолетнего преступника)

4. Если при ответе на предыдущий вопрос Вы отметили позиции несоответствия, укажите, в чем оно состоит?_.

5. Оперируя своими профессиональными наблюдениями, отметьте, насколько изменился социальный портрет личности преступника-несовершеннолетнего?

Изменился кардинально (отметьте основные изменения) Изменился в отдельных чертах (отметьте эти черты) Не изменился

По сравнению с 1990-ми гг.

По сравнению с 2000-ми гг.

6. Какие меры могут оптимизировать систему предупреждения преступности несовершеннолетних?

1 2 3 4 5

Повышение качества работы правоохранительных органов

Подготовка специалистов, обладающих знаниями и навыками в области юриспруденции, педагогики, психологии

Координация усилий правоохранительных органов, общественных организаций, аппарата Уполномоченного по защите прав детей, религиозных организаций

Принятие и реализация федеральной (региональной, муниципальной) программ помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Организация государственной сети пунктов правовой и психологической помощи несовершеннолетним

Введение института наставничества для несовершеннолетних, подверженных криминогенному влиянию

Организация сети социального контроля (со стороны государственных органов и муниципальных образований) за неблагополучной (криминогенной) социальной средой проживания, пребывания, окружения несовершеннолетних

Иные (укажите)

7. Какие меры могут способствовать снижению преступности несовершеннолетних?

1 2 3 4 5

Обеспечение уровня жизни, гарантирующего физическое, интеллектуальное, духовное развитие подрастающего поколения

Правовое и нравственное воспитание несовершеннолетних

Организация контролируемого досуга и отдыха несовершеннолетних

Исключение условий и причин, продуцирующих подростковую наркоманию, алкоголизм, проституцию

Ограничение свободы СМИ с целью охраны духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения

Преодоление семейного неблагополучия, компенсация недостатков семейного воспитания

Обеспечение занятости (учебной, трудовой) несовершеннолетних

Иные (укажите)

8. Кто в силу своей профессиональной деятельности может эффективно нейтрализовать неблагоприятный нравственно-психологический климат, обусловливающий преступное поведение несовершеннолетних?

1 2 3 4 5

Сотрудники ОВД

Представители традиционных религиозных конфессий

Представители политических партий

Социальные работники, включая сотрудников аппарата Уполномоченного по защите прав детей

Педагогические работники образовательных учреждений

Иные лица (укажите)

9. Какие, по Вашим наблюдениям, преступления совершаются несовершеннолетними чаще всего?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Кража

Мошенничество

Грабеж

Разбой

Вымогательство

Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения

Умышленные уничтожение или повреждение имущества

Хулиганство

Вандализм

Незаконный оборот оружия

Наркопреступления

Жестокое обращение с животными

Киберпреступления

Убийство

Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью

Насильственные действия сексуального характера

Иные (укажите)

10. Если преступления несовершеннолетних были совершены в соучастии, то в каком статусе они привлекались к уголовной ответственности?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Организатор

Подстрекатель

Пособник

Исполнитель

Иное

11. По Вашим наблюдениям, как часто суд при назначении мер наказания несовершеннолетним преступникам учитывает социальные условия их криминализации?

Часто Редко Никогда

12. Основываясь на известных Вам примерах, оцените уровень ресоциализации несовершеннолетних преступников, к которым были применены меры уголовно-правового воздействия в постпенитенциарный период (после отбытия наказания)?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Достаточный для того, чтобы несовершеннолетний не оказался вновь преступником

Благоприятствующий формированию новых преступных взглядов и установок

13. Оцените уровень виктимности несовершеннолетних (их вероятность стать жертвой преступления) применительно к конкретным, указанным Вами преступлениям.

Высокий

Средний

Низкий

14. Какое отношение несовершеннолетнего к совершенному им преступлению чаще отмечается?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Признание вины

Раскаяние

Оправдание своего поведения

Отрицание вины

Отказ от дачи показаний и объяснений по существу содеянного

Иное (укажите какое)

15. Как часто Вам приходится отмечать отношение несовершеннолетних преступников к неформальным социальным объединениям (группам)?

Часто Редко

16. К участникам каких неформальных социальных объединений (групп) относят себя несовершеннолетние?

Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Футбольные болельщики

Байкеры

Скинхеды

Приверженцы музыкальных направлений

Иные (укажите)

17. Укажите стаж Вашей работы в области предупреждения преступности и антисоциальных форм поведения несовершеннолетних_.

Благодарим за ответы!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.