Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖАНРА АНТИУТОПИИ В РАЗВИТИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ'

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖАНРА АНТИУТОПИИ В РАЗВИТИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
265
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИУТОПИЯ / УТОПИЯ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / ОРУЭЛЛ / ХАКСЛИ / БРЭДБЕРИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ушакова Е.В.

В статье рассматриваются характерные черты антиутопий и анализируются причины их популярности среди студентов. Обозначен круг проблем, затронутых в этих произведениях, и намечены возможности обращения к данному жанру в обучении, его значительный потенциал в формировании читательской компетентности студентов. Отмечается, что в современной ситуации, когда происходит падение интереса к чтению, именно данный жанр может помочь увлечь обучающихся в мир литературы. Немаловажным аспектом является и использование на занятиях элементов сопоставления произведений современного кинематографа и художественной литературы, выявление схожих сюжетных особенностей и проблематики, что способствует развитию критического мышления. Разработаны вопросы и задания, рекомендации по работе на занятиях по истории литературы в колледже и вузе, определены условия и этапы проведения семинаров и дискуссий. Представлены пути решения проблемы повышения интереса студентов к изучению творчества русских и зарубежных писателей. Предложенные для анализа романы-антиутопии затрагивают проблемы свободы и независимости личности, обретения ценностных ориентиров, роли прогресса и господства современных научных технологий в развитии человечества как наиболее близких для молодого поколения в поисках самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL POTENTIAL OF THE DYSTOPIA GENRE IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' READING COMPETENCE

The article discusses the characteristic features of dystopias and analyzes the reasons for their popularity among students. The range of problems raised in these works is outlined, and the possibilities of turning to this genre in education, its significant potential in shaping the reading competence of students are outlined. It is noted that in the current situation, when there is a drop in interest in reading, it is this genre that can help to captivate students into the world of literature. An important aspect is the use in the classroom of elements of comparing modern cinema and fiction works, the identification of similar plot features and issues, which contributes to the development of critical thinking. Questions and assignments, recommendations for work in the history of literature classes at colleges and universities have been developed, conditions and stages for holding seminars and discussions have been determined. The ways of solving the problem of increasing the students’ interest in the study of the work of Russian and foreign writers are presented. The dystopian novels proposed for analysis touch upon the problems of freedom and independence of the individual, obtaining value orientations, the role of progress and the dominance of modern scientific technologies in the development of mankind as the closest for the younger generation in search of self-determination.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖАНРА АНТИУТОПИИ В РАЗВИТИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Методический потенциал жанра антиутопии в развитии читательской компетентности студентов Елена Вячеславовна Ушакова

Кандидат филологических наук, заведующий кафедрой Русского языка и литературы Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Москва, Россия ushakova@mail.ru 0000-0002-7235-3126

Поступила в редакцию 08.12.2021 Принята 15.01.2022 Опубликована 15.02.2022

i 10.25726/17335-7294-6982-г

Аннотация

В статье рассматриваются характерные черты антиутопий и анализируются причины их популярности среди студентов. Обозначен круг проблем, затронутых в этих произведениях, и намечены возможности обращения к данному жанру в обучении, его значительный потенциал в формировании читательской компетентности студентов. Отмечается, что в современной ситуации, когда происходит падение интереса к чтению, именно данный жанр может помочь увлечь обучающихся в мир литературы. Немаловажным аспектом является и использование на занятиях элементов сопоставления произведений современного кинематографа и художественной литературы, выявление схожих сюжетных особенностей и проблематики, что способствует развитию критического мышления. Разработаны вопросы и задания, рекомендации по работе на занятиях по истории литературы в колледже и вузе, определены условия и этапы проведения семинаров и дискуссий. Представлены пути решения проблемы повышения интереса студентов к изучению творчества русских и зарубежных писателей. Предложенные для анализа романы-антиутопии затрагивают проблемы свободы и независимости личности, обретения ценностных ориентиров, роли прогресса и господства современных научных технологий в развитии человечества как наиболее близких для молодого поколения в поисках самоопределения.

Ключевые слова

антиутопия, утопия, читательская компетентность, мотивация, методика преподавания литературы, Оруэлл, Хаксли, Брэдбери.

Введение

В современном обществе меняются условия, в которых существует читатель, так как Интернет-пространство начинает играть важнейшую роль в жизни молодежи, визуальная культура занимает доминирующее положение, общество утрачивает литературоцентричность. Культура чтения нуждается в поддержке и развитии, поэтому важны оказываются новые подходы и методики, направленные на ее поддержку и формирование. Литература в школе и колледже, а также в вузах, готовящих специалистов нефилологического профиля, оказалась на периферии учебного процесса, очевидно усиление прагматизма в подходах к ее изучению. Именно поэтому возникла необходимость использования активных форм обучения, стимулирующих творческую активность студентов и познавательный интерес, технологий, расширяющих пространство для обсуждения за счет включения в занятия осмысления произведений медиасферы, их сопоставления с литературными произведениями.

Существенной частью формирования читательской компетенции студентов является организация и развитие мотивов чтения и читательских интересов, то есть учет внутренних побуждений, ведущих к осознанной потребности в освоении художественной литературы. В решении этой задачи

может помочь обращение к одному из самых популярных жанров - антиутопии, его осмысление в русле литературной традиции, разработка методических рекомендаций и творческих заданий для проведения семинаров и дискуссий в рамках курса истории русской и зарубежной литературы.

Материалы и методы исследования

Проблема формирования читательской мотивации волнует современных педагогов и ученых. Так, Е.О. Галицких намечает перспективное направление работы: "преодоление падения мотивации на получение литературного образования в широком культурологическом контексте у детей, их родителей, студентов, педагогов" (Галицких,2017). Исследователи обращают внимание на структуру читательской мотивации подростков (Березина,2021), определяют условия воспитания студента-читателя благодаря созданию творческой образовательной среды вуза (Залуцкая,2018), предлагают опираться на практико-ориентированный подход в изучении русской классики в вузе (Доманский,2021).

Важным для формирования читательской мотивации представляется учет интересов современной молодежи: «Для современных подростков характерно снижение интереса к книгам, которые захватывали читателей 15-20 лет назад. Им нравится читать "про себя" и ситуации, в которых они могут оказаться, поэтому необходимо постоянное обсуждение читательского опыта с учениками. Сегодня становится чрезвычайно актуальным поиск качественных книг, которые отзываются на потребности нынешнего читателя». (Давыдова, 2017). Для молодого человека актуальны вопросы самоопределения, поиска своего места в стремительно меняющейся реальности, осмысление перспективы развития общества, то есть в целом - это вопросы будущего. Одним из жанров, во многом предлагающем ответ на эти вопросы, является антиутопия: "В настоящее время наиболее популярной формой художественного текста, напрямую нацеленного на выявление смыслов будущего, выступает жанр антиутопии". (Денисова, 2020)

Антиутопический жанр привлекает постоянное и неослабевающее внимание исследователей, которые обосновывают причины его актуальности в литературе, кинематографе и культуре XX-XXI веков.(Шипилова Ю.В., Грунь А.В.,2021, Волков, Волкова)/ Критики говорят о связи жанра с социально-исторической реальностью , антиутопия - предмет изучения не только литературоведения, она дает обширный материал для социологических исследований.(Эеедег, Davison-Vecchione, 2019) На связь антиутопии с окружающей нас действительностью как источника читательской мотивации указывают ряд исследователей (Волков,Волкова,2020, Ланин,2020, Stefanopoulou, Kechagias, Malafantis,2021). Ученые обращают внимание на возможности обучения студентов иностранному языку, отработки коммуникативных навыков на основе анализа произведений антиутопического жанра (Muraveva, Elices Agudo,2017). В ряде работ указывается на эффективность использования сравнительного анализа для изучения произведений данного жанра: студентам можно предложить, опираясь на рассуждения критиков, изучить проблематику антиутопий Хаксли и Оруэлла в сравнении с произведением Платона "Государство" (Panagopoulos, 2019). Отдельное внимание исследователей привлекают антиутопии для подростков: "young adult dystopian fiction", ( "Голодные игры" С. Коллинз, "Дающий" Л. Лоури, "Клеймо" С. Ахерн, "Уродина" С. Вестерфельда, "Бегущий в лабиринте" Дж. Дэшнера), которые обращены в силу специфики проблематики именно к молодому поколению и потому пользуются успехом у современных студентов(Киктева,2020, Ames,2013, Лекаревич, 2016).

В нашей работе мы будем опираться на исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам изучения антиутопического жанра, и представим систему заданий и вопросов к семинарам и дискуссиям в рамках изучения русской и зарубежной литературы в вузе и колледже, которая, на наш взгляд будет способствовать формированию устойчивого интереса к чтению, а также развитию критического мышления и читательской компетентности, как осознанного и мотивированного осмысления художественных произведений, в целом.

Цель статьи заключается в разработке системы вопросов и заданий, посвященных теме "Жанр антиутопии в мировой литературе" для повышения мотивации студентов к освоению литературных произведений, совершенствования их читательской компетентности и развития критического мышления

В статье приведен анализ научной и методической литературы, обобщение полученных результатов, выявлены жанровые особенности антиутопии, рассмотрены причины популярности жанра, представлены методические рекомендации к организации семинаров, которые могут быть использованы в образовательном процессе.

Результаты и обсуждение

На рубеже XX-XXI веков чрезвычайно возросла популярность антиутопии, а также тех смежных жанров, которые сформировались под ее влиянием, таких как постапокаплисис, киберпанк, посткиберпанк, молодежной антиутопии ( young adult dystopian fiction) и ряда других. «Ситуация осложняется трансгрессией стилевых особенностей фэнтези в метажанр антиутопии, что особенно хорошо прослеживается в таких формах представления как креолизованные тексты (комиксы, графические романы, манга) и цифровые игры», отмечает И.Д. Тузовский, выделяя также и направления дивергенции антиутопического жанра, приводящие к тому, что предупреждение о рисках развития человечества в произведениях вытесняет развлекательная функция (Тузовский,2021).

Как показывает практика преподавания истории русской и зарубежной литературы в вузе и колледже, сюжеты литературных антиутопий оказываются интересны даже недостаточно мотивированным к чтению книг студентам. C одной стороны, привлекает развлекательность, элементы фантастики, неожиданные повороты сюжета. С другой стороны, обращение к этому жанру связано и с тем, что обучающиеся находятся в состоянии поиска своего места в мире, формирования убеждений и идеалов. Проблемы, которые поднимают авторы антиутопий: свобода и ее границы, конфликт между личностью и общественным укладом, шаблонность мышления и поведения человека, обретение независимости и сохранение достоинства созвучны духовным и нравственным исканиям молодого поколения. Они соотносят себя с главными героями антиутопий, тем более что во многих из них персонажам приходится пройти через жесткие порой испытания, но сохранить свое «я». В антиутопиях читатели находят отражение коллизий современного мира и самих себя. Такие произведения заставляют задуматься о путях развития современного общества, предупреждая о негативных последствиях повсеместного бездумного внедрения новейших технологий. Также немаловажен и тот факт, что в кинематографе конца XX-начала XXI века значительное место занимают научно-фантастические фильмы с элементами антиутопии, с которыми знакомо большинство студентов, считающих, что именно возможности современной индустрии кино позволяют раскрыть и представить наиболее наглядно фантастический мир будущего.

Еще один фактор популярности жанра обусловлен проблемами окружающей действительности, которая, как оказывается, напоминает сюжеты известных произведений: "Особый интерес читателей и исследователей к научной фантастике, утопической и антиутопической художественной литературе, думается, обусловлен не столько причудливостью авторской фантазии, сколько подпитывающимся повседневным опытом читателя ощущением жутковатой реальности"(Волков,Волкова,2020). Объектом антиутопической сатиры являются не только тоталитарные режимы, но и угрозы, связанные с цифровизацией и развитием новейших технологий (принцип "high-tech low life"), а также различных эпидемий и экологических катастроф. Нельзя не согласиться с высказыванием Б.А. Ланина "Мы живем в дистопические времена, когда антиутопия — не только название жанра. Это понятие достигло символического культурного значения в представлении страхов и неврозов о будущем" (Ланин, 2020). Антиутопия выполняет прогностическую функцию, представляя модель альтернативного развития социума, "выступает самостоятельной формой социально-гуманитарного познания, развивается как способ выявления смыслов будущего" (Денисова,2020). Поэтому вопрос о соотношении антиутопий с развитием общества важен не только для филологии, но и для других гуманитарных наук, например, политологии, социологии. Оказывается, что антиутопия связана с реальной жизнью, и это решающий фактор для молодых людей, определяющих свой круг чтения. Тем более, современная ситуация, связанная с пандемией, приводит к тому, что "в эпоху распространения Ковид-19 действительно не сложно себя сравнить с героем произведения в жанре антиутопия" (Шипилова, 2021).

Каким же образом можно построить систему занятий в вузе или колледже по жанру антиутопии, какие произведения включить в обсуждение, как заинтересовать студентов в изучении классической антиутопии XX века и провести параллели с русской и зарубежной литературой более ранних эпох? Существуют разные варианты ответов на данные вопросы. Мы предлагаем в этом случае представить развитие жанра как диалог различных эпох и авторов, используя проблемную организацию изучения художественных текстов с привлечением произведений кинематографа.

Первое занятие - вводное на тему "Что такое утопия и антиутопия?" Прежде чем перейти к обсуждению романов-антиутопий, стоит задать студентам ряд вопросов, стимулирующих их к дальнейшему знакомству с книгами: назовите произведения литературы и/или кинематографа, в которых изображена попытка создать новое стабильное общество на основе развитых технологий? Почему герои таких произведений противостоят такому обществу? Каковы их общие черты?

Как правило, студенты называют не только романы Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту", Е. Замятина "Мы", но и фильмы "Голодные игры", "Бегущий по лезвию", "Дивергент» и многие другие. Следующим шагом станет привлечение сведений из теории литературы, связанных с осмыслением понятия «антиутопия». Напрашивается вопрос и у самих студентов: почему название связано с отрицанием утопии, что такое утопия? Необходимо акцентировать внимание обучающихся на различиях двух жанров, так как они находятся в диалогически-дискуссионных отношениях. Стоит обратиться к семантике и происхождению слова "утопия", придуманного Т. Мором еще в XVI веке. Если переводить буквально, слово состоит из древнегреческой приставки "ou" ( не, нет) и "topos" ( место) , утопия - место, которого нет. Именно так писатель назвал остров и идеальное государство, на нем расположенное. То есть уже в самом понятии содержится некоторое совмещение противоположностей. Утопия - позитивный проект, а антиутопия - негативный. Говоря о специфике жанра утопии, студенты могут заранее к занятию подготовить индивидуальные проекты по анализу романа Т. Мора "Утопия", произведениям Платона "Государство" и Т. Кампанеллы "Город солнца". Обсуждение данных книг подводит к выводу о том, что утопия - не только литературный жанр, она отражает ряд общих политических и социальных проблем общества, показывает направления его развития.

Далее дискуссию можно продолжить, задав вопросы: какой из двух жанров более связан с реальной действительностью и почему? В каком веке появилось большинство антиутопий? Почему, на Ваш взгляд, этот жанр так востребован современной культурой? Какие современные проблемы находят отражения в фильмах и книгах антиутопического жанра? Проблемы взаимодействия личности и общества, их взаимовлияния, по мнению Б. Аслана, более ярко и подробно отражены именно в антиутопии, тесно связанной с реальным общественным устройством, показывающей его несовершенство в различных областях человеческой деятельности (Aslan,2020).

Второе занятие предполагает знакомство с произведениями, ставшими классикой жанра: романами "Мы" Е. Замятина, "О дивный новый мир" О. Хаксли, "1984" Д. Оруэлла, Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" в сравнительном аспекте, предполагающем выявление особенности ее структуры с определением наиболее характерных признаков. Также можно привлечь и другие произведения антиутопического жанра по выбору студентов и преподавателей.

Сопоставление романов можно провести по следующему плану:

1. Каковы принципы идеологии изображенного в антиутопии государства?

2. Каковы методы воздействия на человека, подавляющие его индивидуальность, ограничивающие гармоничное развитие? Для чего это необходимо?

3. Расскажите о концепции любви в романах? Каково отношение к семье как общественному институту и к самой семье?

4. Как развивается основной конфликт антиутопии - столкновение героя и системы?

5. В антиутопии зачастую показан мир, вывернутый наизнанку. В данном жанре все традиционные гуманистические ценности и представления о мире как будто перевернуты с ног на голову. Так, в романе Оруэлла читаем "Свобода — это рабство", "Незнание — сила", в произведении "О дивный новый мир" неприличными считаются верность одному партнеру и воспитание в семье, Брэдбери в

антиутопии "451 градус по Фаренгейту" изображает пожарника, который не тушит пожары, а наоборот, сжигает и разрушает. Приведите другие примеры использования приема парадокса в антиутопиях.

6. Каким образом осуществляется расчеловечивание человека? Если рассматривать личность как «биосоциодуховное существо», каких начал она лишается в первую очередь в антиутопическом обществе?

7. Какую роль играет в расчеловечивании человека лишение его книг и упрощение языка? Приведите конкретные примеры, демонстрирующие приемы избегания и/или уничтожения книг в романах-антиутопиях. Одной из причин, по которым обитатели описанных в антиутопиях миров мирятся с навязанным порядком, является неразвитость критического мышления. Более того, государства делают все возможное для этого, выбирая путь искажения ценностей и нравственных понятий. Возможны разные варианты - от внушения отвращения к книгам на физиологическом уровне (в романе Хаксли у младенцев под действием электрического тока формируется условный рефлекс), в произведении Брэдбери книги уничтожаются напрямую. Почему книги не нужны антиутопическому обществу?

8. В результате обсуждения проблемы роли книг в антиутопии у студентов возникает вопрос, почему же в современном обществе утрачен интерес к книгам? К чему это может привести? Для дальнейшей дискуссии студентам можно предложить осмыслить следующее высказывание исследователей жанра антиутопии: "Именно по пути извращения доминантных ценностей, "аксиологического оборотничества" идет современная западная цивилизация, ср. типовые энантиосемичные актуализации: "свобода" повседневности - потакать произволу греховных витальных влечений, "красота" - иссушающая эпатажность, нести политическую "свободу и демократию" другим народам - значит разрушать привычную им жизнь..."(Волков, Волкова,2020)

9. Идеальный житель антиутопий - кто он? При сопоставлении романов Хаксли и Оруэлла можно подчеркнуть тот общий идеал стабильности и общности, который является важнейшим для данных государств. Возникает закономерный вопрос: каким образом удается этой стабильности достичь? Оправдывают ли эту цель те средства, которые используются в данных обществах? Каким образом искореняется инакомыслие, ограничиваются возможности человека, оказывается влияние на его мышление?

10. Какова система ценностей в мирах, описанных Оруэллом и Хаксли? Примитивные потребности, развлечения - так формируется послушный человек, не задумывающийся о смысле жизни, справедливости и не стремящийся к духовному развитию, стирается индивидуальность, общее замещает частное. и, самое важное, человек становится не опасен системе, так реализуется принцип «общность, одинаковость, стабильность».

11. В XXI веке произошла трансформация жанра антиутопии, в связи с воздействием информационных технологий, хотя некоторые открытия и направления были уже предсказаны классиками жанра. В каких произведениях литературы и кинематографа конца XX- начала XXI века есть элементы антиутопического жанра?

12. Как решается проблема свободы в антиутопии? Согласны ли Вы с высказыванием исследователя: "Свободы гражданина подменяются свободой выбора потребителя. Именно такая роль ему и отводится, что мешает ему вникнуть в суть происходящего. И именно поэтому такое общество априори не заинтересовано в просвещенных индивидуумах, способных оценивать не только качество продуктов и услуг. Подобная картина с точностью была описана буквально во всех знаменитых романах-антиутопиях" (Строева,2020).

13. Заключительный вопрос дискуссии - обсуждение цитаты из романа К. Воннегута "Колыбель для кошки": "Может ли разумный человек, учитывая опыт прошедших веков, питать хоть малейшую надежду на светлое будущее человечества?"

Таковы основные этапы проведения семинарского занятия, предполагающего проверку знания студентами указанных произведений и умения выявлять особенности антиутопического текста. При этом дискуссия выходит за рамки изучения только литературных произведений и может включать вопросы

истории и обществознания, политологии и социологии, поскольку, как мы отмечали выше, сам жанр предполагает наличие подобных взаимосвязей.

Проведение дискуссии является одной из наиболее целесообразных форм учебного занятия, посвященного жанру антиутопии, поскольку каждый из студентов, прочитавших произведения, формулирует свою точку зрения, пытается ответить на жизненно важные вопросы. Необходимо провести связь между классическими антиутопиями и произведениями современной литературы, в этом могут помочь индивидуальные сообщения, подготовленные обучающимися. Поскольку антиутопия конца XX-начала XXI веков трансформируется, включает черты кибербанк-литературы, стоит коснуться и данной проблематики, тем более что она очень интересна современным студентам, так как отражает стремительно меняющуюся реальность (внедрение нанотехнологий, развитие искусственного интеллекта и виртуальной реальности).

В последние годы интерес к романам-антиутопиям возрос, актуальность проблем, которые раскрываются в произведениях этого жанра, ощущается всё сильнее с каждым днем. Вот почему представляется целесообразным привлечь внимание студентов к изучению произведений данного жанра. Исследователи отмечают синтетичность и пограничность жанра антиутопии "между, с одной стороны, футурологией и социально-политической прозой в ее публицистическом и научно-популярном вариантах, с другой стороны, фантастикой как художественной прозой с научно-технической и/или социально-политической акцентуацией" (Волков, Волкова,2020). Именно такое положение жанра во многом и определяет его актуальность и популярность, читатели, знакомясь с миром изображенном писателями, зачастую могут заметить: "Да, это про нас" и задуматься, как же должны развиваться общество и человек, чтобы избежать негативного сценария. Безусловно, сопоставительный анализ произведений, дискуссии по проблемам антиутопического жанра и его современной трансформации и обсуждение киноверсий служат основой для формирования не только читательской компетенции, но и развития критического мышления, именно того качества, которое любое тоталитарное государство пытается уничтожить.

Заключение

На занятиях по истории литературы студент формирует свою личность, определяет жизненные установки и ценности, поэтому созвучными ему являются произведения антиутопического жанра, претерпевшие в современном мире ряд изменений, ставшие одними из наиболее популярных в литературе и кинематографе. Предложенные рекомендации по проведению дискуссий и семинаров будут способствовать формированию читательского интереса и критического мышления, аналитических и исследовательских навыков, умения интерпретировать текст, в том числе и за счет того, что происходит личностное осмысление студентом материала. Предложенные идеи организации занятий могут быть использованы в преподавании курса русской и зарубежной литературы как в вузе, так и в колледже, а также в старших классах школы.

В перспективе целесообразно разработать задания, предполагающие подробный анализ экранизаций антиутопий, а также включить в круг рассмотрения произведения М. Этвуд "Рассказ служанки", А.Старобинец "Живущий", раскрывающие проблемы свободы личности в мире тотального контроля. Также в рамках изучения антиутопии можно обратиться и к истокам жанра, проведя параллели с произведениями Д. Свифта "Путешествия Гулливера" и Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" (Легенда о Великом Инквизиторе), что будет способствовать дальнейшему расширению читательского кругозора и способствовать вовлечению студентов в мир не только современной, но и классической литературы.

Список литературы

1. Березина А.В., Колосова Е.А. Чтение современных российских подростков в условиях цифровой реальности // Наука. Культура. Общество. 2021. Т. 27. № 4. С. 122-131. й01 10.19181/пко.2021.27.4.10/

2. Волков В.В., Волкова Н.В. Литературная утопия и антиутопия: жанровое своеобразие, аспекты герменевтического исследования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2020. № 3(66). С. 26-40. DOI 10.26456/vtfilol/2020.3.026.

3. Галицких О.Е. Литературное образование и современность: от поисков перспектив к жизни в культуре // Современное литературное образование: от школьных уроков к жизни в культуре. XXV Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 2324 марта 2017 года. Москва: «Экон-Информ», 2018. С. 9-14.

4. Давыдова И.С. Критерии отбора современной художественной литературы для школьников: взгляд практика // Современное литературное образование: от школьных уроков к жизни в культуре. XXV Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 23-24 марта 2017 года. Москва: «Экон-Информ», 2018. С. 193-197.

5. Денисова Л.В. Антиутопия как форма социально-гуманитарного познания // Восьмой Российский Философский Конгресс «Философия в полицентричном мире». Секции (II). Сборник научных статей. М.: РФО ИФРАН. МГУ. Издательство «Логос», ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. С. 2167-2169.

6. Доманский В.А., Мирнова Н.А., Попова Н.А. Практико-ориентированный подход при изучении русской классики в высшей школе // Язык и культура. 2021. № 55. С. 204-219. DOI 10.17223/19996195/55/13.

7. Залуцкая С.Ю. Воспитание читателя в условиях образовательной среды вуза: креативный аспект // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 2(30). С. 11-17.

8. Киктева К.С. Методический потенциал англоязычных антиутопий young adult // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 3(53). С. 76-84. DOI 10.25688/2076-9121.2020.53.3.07.

9. Ланин Б.А. Картина мира в современной утопии/дистопии/антиутопии // Картина мира в системно-структурном и антропоцентрическом аспектах: поиски общих закономерностей : сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции, Биробиджан, 30 ноября 2020 года. Биробиджан: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, 2021. С. 62-66.

10. Лекаревич Е.В. Масскульт для подростков: жанр антиутопии // Детские чтения. 2016. Т. 9. № 1. С. 135-151.

11. Строева О.В. Судьба антиутопий и неолиберальные ценности в современной сериальной продукции // Наука телевидения. 2020. № 16.4. С. 11-28.

12. Тузовский И.Д. Дивергенция футурологического алармизма в цифровую эпоху: жанрообразование на основе антиутопий в конце XX - начале XXI вв. // Утопические проекты в истории культуры: Материалы III Всероссийская с международным участием научная конференция, Ростов-на-Дону, 01-03 декабря 2020 года / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону - Таганрог: Южный федеральный университет, 2021. С. 73-77.

13. Шипилова Ю.В., Грунь А.В. Антиутопия: феномен популярности в XXI веке // Евразийское Научное Объединение. 2021. № 3-5(73). С. 456-459.

14. Ames M. Engaging" apolitical" adolescents: Analyzing the popularity and educational potential of dystopian literature post-9/11.// The High School Journal 97.

15. Aslan B. Еscaping from modern chaos: brave new world/Journal of modernism and postmodernism studies (J0M0PS),2020, 1(2). P. 144-153.

16. Muraveva E.V., Elices Agudo J.F. Dystopian science fiction as a means of teaching English to technical degree students. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2017; 2(21). P. 303-321.

17. Panagopoulos N. Utopian/Dystopian Visions: Plato, Huxley, Orwell.// International Journal of Comparative Literature and Translation Studies 8.2,2019. P. 22-30.

18. Seeger S., Davison-Vecchione D. Dystopian literature and the sociological imagination//Thesis Eleven, 2019. Volume: 155 issue: 1, P. 45-63.

19. Stefanopoulou S., Kechagias C.T., Malafantis K.G. Education in Fictional Dystopian Societies:The Case of Veronica Roth's "Divergent"// Journal of Advances in Education Research, Vol. 6, No. 1, February 2021. P. 49-59.

Methodological potential of the dystopia genre in the development of students' reading competence Elena V. Ushakova

PhD, Associate Professor, Head of Russian Language and Literature Department Moscow Financial and Industrial University "Synergy" Moscow, Russia ushakova@mail.ru 0000-0002-7235-3126

Received 08.12.2021 Accepted 15.01.2022 Published 15.02.2022

i 10.25726/17335-7294-6982-r

Abstract

The article discusses the characteristic features of dystopias and analyzes the reasons for their popularity among students. The range of problems raised in these works is outlined, and the possibilities of turning to this genre in education, its significant potential in shaping the reading competence of students are outlined. It is noted that in the current situation, when there is a drop in interest in reading, it is this genre that can help to captivate students into the world of literature. An important aspect is the use in the classroom of elements of comparing modern cinema and fiction works, the identification of similar plot features and issues, which contributes to the development of critical thinking. Questions and assignments, recommendations for work in the history of literature classes at colleges and universities have been developed, conditions and stages for holding seminars and discussions have been determined. The ways of solving the problem of increasing the students' interest in the study of the work of Russian and foreign writers are presented. The dystopian novels proposed for analysis touch upon the problems of freedom and independence of the individual, obtaining value orientations, the role of progress and the dominance of modern scientific technologies in the development of mankind as the closest for the younger generation in search of self-determination.

Keywords

anti-utopia, utopia, reading competence, motivation, methodology of teaching literature, Orwell, Huxley, Bradbury.

References

1. Berezina A.V., Kolosova E.A. Chtenie sovremennyh rossijskih podrostkov v uslovijah cifrovoj real'nosti // Nauka. Kul'tura. Obshhestvo. 2021. T. 27. № 4. S. 122-131. DOI 10.19181/nko.2021.27.4.10/

2. Volkov V.V., Volkova N.V. Literaturnaja utopija i antiutopija: zhanrovoe svoeobrazie, aspekty germenevticheskogo issledovanija // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Filologija. 2020. № 3(66). S. 26-40. DOI 10.26456/vtfilol/2020.3.026.

3. Galickih O.E. Literaturnoe obrazovanie i sovremennost': ot poiskov perspektiv k zhizni v kul'ture // Sovremennoe literaturnoe obrazovanie: ot shkol'nyh urokov k zhizni v kul'ture. XXV Golubkovskie chtenija: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 23-24 marta 2017 goda. Moskva: «Jekon-Inform», 2018. S. 9-14.

4. Davydova I.S. Kriterii otbora sovremennoj hudozhestvennoj literatury dlja shkol'nikov: vzgljad praktika // Sovremennoe literaturnoe obrazovanie: ot shkol'nyh urokov k zhizni v kul'ture. XXV Golubkovskie chtenija: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 23-24 marta 2017 goda. Moskva: «Jekon-Inform», 2018. S. 193-197.

5. Denisova L.V. Antiutopija kak forma social'no-gumanitarnogo poznanija // Vos'moj Rossijskij Filosofskij Kongress «Filosofija v policentrichnom mire». Sekcii (II). Sbornik nauchnyh statej. M.: RFO IFRAN. MGU. Izdatel'stvo «Logos», OOO «Novye pechatnye tehnologii» (Moskva), 2020. S. 2167-2169.

6. Domanskij V.A., Mirnova N.A., Popova N.A. Praktiko-orientirovannyj podhod pri izuchenii russkoj klassiki v vysshej shkole // Jazyk i kul'tura. 2021. № 55. S. 204-219. DOI 10.17223/19996195/55/13.

7. Zaluckaja S.Ju. Vospitanie chitatelja v uslovijah obrazovatel'noj sredy vuza: kreativnyj aspekt // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2018. № 2(30). S. 11-17.

8. Kikteva K.S. Metodicheskij potencial anglojazychnyh antiutopij young adult // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Pedagogika i psihologija. 2020. № 3(53). S. 76-84. DOI 10.25688/2076-9121.2020.53.3.07.

9. Lanin B.A. Kartina mira v sovremennoj utopii/distopii/antiutopii // Kartina mira v sistemno-strukturnom i antropocentricheskom aspektah: poiski obshhih zakonomernostej : sbornik materialov IX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Birobidzhan, 30 nojabrja 2020 goda. Birobidzhan: Priamurskij gosudarstvennyj universitet im. Sholom-Alejhema, 2021. S. 62-66.

10. Lekarevich E.V. Masskul't dlja podrostkov: zhanr antiutopii // Detskie chtenija. 2016. T. 9. № 1. S. 135-151.

11. Stroeva O.V. Sud'ba antiutopij i neoliberal'nye cennosti v sovremennoj serial'noj produkcii // Nauka televidenija. 2020. № 16.4. S. 11-28.

12. Tuzovskij I.D. Divergencija futurologicheskogo alarmizma v cifrovuju jepohu: zhanroobrazovanie na osnove antiutopij v konce XX - nachale XXI vv. // Utopicheskie proekty v istorii kul'tury: Materialy III Vserossijskaja s mezhdunarodnym uchastiem nauchnaja konferencija, Rostov-na-Donu, 01-03 dekabrja 2020 goda / Juzhnyj federal'nyj universitet. Rostov-na-Donu - Taganrog: Juzhnyj federal'nyj universitet, 2021. S. 73-77.

13. Shipilova Ju.V., Grun' A.V. Antiutopija: fenomen populjarnosti v XXI veke // Evrazijskoe Nauchnoe Ob#edinenie. 2021. № 3-5(73). S. 456-459.

14. Ames M. Engaging" apolitical" adolescents: Analyzing the popularity and educational potential of dystopian literature post-9/11.// The High School Journal 97.

15. Aslan B. Escaping from modern chaos: brave new world/Journal of modernism and postmodernism studies (JOMOPS),2020, 1(2). P. 144-153.

16. Muraveva E.V., Elices Agudo J.F. Dystopian science fiction as a means of teaching English to technical degree students. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2017; 2(21). P. 303-321.

17. Panagopoulos N. Utopian/Dystopian Visions: Plato, Huxley, Orwell.// International Journal of Comparative Literature and Translation Studies 8.2,2019. P. 22-30.

18. Seeger S., Davison-Vecchione D. Dystopian literature and the sociological imagination//Thesis Eleven, 2019. Volume: 155 issue: 1, P. 45-63.

19. Stefanopoulou S., Kechagias C.T., Malafantis K.G. Education in Fictional Dystopian Societies:The Case of Veronica Roth's "Divergent"// Journal of Advances in Education Research, Vol. 6, No. 1, February 2021. P. 49-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.