Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСЛЕДИЯ ГЕОРГИЯ ГРЕБЕНЩИКОВА И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА (НА МАТЕРИАЛЕ ОЧЕРКА «ИЗ ПРЕДАНИЙ О РУССКОЙ ЗЕМЛЕ»)'

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСЛЕДИЯ ГЕОРГИЯ ГРЕБЕНЩИКОВА И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА (НА МАТЕРИАЛЕ ОЧЕРКА «ИЗ ПРЕДАНИЙ О РУССКОЙ ЗЕМЛЕ») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОРГИЙ ГРЕБЕНЩИКОВ / «ИЗ ПРЕДАНИЙ О РУССКОЙ ЗЕМЛЕ» / ОБРАЗ РОДИНЫ / АЛТАЙСКАЯ РУСЬ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТЮРЕМНЫЙ ТЕАТР / ЦЕЛИ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ / ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зуев Илья Николаевич, Романова Екатерина Геннадьевна

Проанализирован потенциал прозаического наследия писателя и журналиста Г. Д. Гребенщикова (1883-1964 гг.) в контексте ресоциализации заключённых средствами литературы и театрального искусства. Сочетание патетического стиля, оригинальных риторических приемов, выраженной эмоциональности и философской глубины позволяют рассматривать его художественные тексты в качестве эффективного инструмента комплексного социально-педагогического воздействия на личность отбывающего наказание в виде лишения свободы. Описан опыт сценической постановки (2021 г.) по материалам очерка Г. Д. Гребенщикова «Из преданий о русской земле» силами любительской театральной труппы, сформированной из числа осуждённых, находящихся в Лечебно-исправительном учреждении № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Алтайскому краю (г. Барнаул, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODIC POTENTIAL OF GEORGE GREBENSTCHIKOFF’S LEGAСY AND ITS ROLE IN SOCIAL REHABILITATION OF INMATES OF PENITENTIARY INSTITUTIONS BY MEANS OF CULTURE AND ART (A CASE OF ESSAY “FROM STORY OF THE RUSSIAN LAND”)

The paper analyses potential of prosaic legacy of writer and journalist George Grebenstchikoff (1883-1964) in the context of social rehabilitation of prisoners through introduction to literature and theatrical art. Combination of pathetic style, original rhetoric techniques, bright emotionality, and philosophical profundity lets the researchers to consider the author’s texts as an effective tool for integrated social and pedagogical enforcement on a personality of a convicted. The article briefly describes an experience of staging George Grebenstchikoff ‘s essay “From Story of the Russian Land” (2021) by efforts of members of amateur theatrical troupe grouped from imprisoned of the Medical and Correctional Institution no. 1 of Altai Krai Administration of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation (Barnaul, Russia).

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСЛЕДИЯ ГЕОРГИЯ ГРЕБЕНЩИКОВА И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА (НА МАТЕРИАЛЕ ОЧЕРКА «ИЗ ПРЕДАНИЙ О РУССКОЙ ЗЕМЛЕ»)»

РАЗДЕЛ II ПЕДАГОГИКА

Научная статья

УДК 82-43Из преданий о русской земле7Гребенщиков:[364.048.6:343.825] DOI: 10.32340/2414-9101-2022-2-71-77

1 2 Илья Николаевич Зуев , Екатерина Геннадьевна Романова

Алтайский государственный институт культуры, Барнаул, Россия

z_ilya@list.ru, ORCID: 0000-0001-5107-098X

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

katrom7@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2152-9267

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСЛЕДИЯ ГЕОРГИЯ ГРЕБЕНЩИКОВА И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ,

СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА (НА МАТЕРИАЛЕ ОЧЕРКА «ИЗ ПРЕДАНИЙ О РУССКОЙ ЗЕМЛЕ»)

Аннотация. Проанализирован потенциал прозаического наследия писателя и журналиста Г. Д. Гребенщикова (1883-1964 гг.) в контексте ресоциализации заключённых средствами литературы и театрального искусства. Сочетание патетического стиля, оригинальных риторических приемов, выраженной эмоциональности и философской глубины позволяют рассматривать его художественные тексты в качестве эффективного инструмента комплексного социально-педагогического воздействия на личность отбывающего наказание в виде лишения свободы. Описан опыт сценической постановки (2021 г.) по материалам очерка Г. Д. Гребенщикова «Из преданий о русской земле» силами любительской театральной труппы, сформированной из числа осуждённых, находящихся в Лечебно-исправительном учреждении № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Алтайскому краю (г. Барнаул, Россия).

Ключевые слова: Георгий Гребенщиков, «Из преданий о русской земле», образ Родины, Алтайская Русь, ресоциализация, тюремный театр, цели уголовного наказания, театральное творчество

Для цитирования: Зуев И. Н., Романова Е. Г. Методический потенциал наследия Георгия Гребенщикова и его роль в процессе ресоциализации лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, средствами культуры и искусства (на материале очерка «Из преданий о русской земле») // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2022. № 2. С. 71-77. DOI: 10.32340/2414-9101-2022-2-71-77.

Original article

METHODIC POTENTIAL OF GEORGE GREBENSTCHIKOFF'S LEGACY AND ITS ROLE IN SOCIAL REHABILITATION OF INMATES OF PENITENTIARY INSTITUTIONS BY MEANS OF CULTURE AND ART (A CASE OF ESSAY "FROM STORY OF THE RUSSIAN LAND")

1 2 Ilia N. Zuev , Ekaterina G. Romanova

1Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

z_ilya@list.ru, ORCID: 0000-0001-5107-098X

Altai State University, Barnaul, Russia

katrom7@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2152-9267

Аннотация. The paper analyses potential of prosaic legacy of writer and journalist George Grebenstchikoff (1883-1964) in the context of social rehabilitation of prisoners through introduction to literature and theatrical art. Combination of pathetic style, original rhetoric techniques, bright emotionality, and philosophical profundity lets the researchers to consider the author's texts as an effective tool for integrated social and pedagogical enforcement on a personality of a convicted. The article briefly describes an experience of staging George Grebenstchikoff 's essay "From Story of the Russian Land' (2021) by efforts of members of amateur theatrical troupe grouped from imprisoned of the Medical and Correctional Institution no. 1 of Altai Krai Administration of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation (Barnaul, Russia).

Keywords: George Grebenstchikoff, "From Story of the Russian Land", Image of Motherland, Altaian Rus', social rehabilitation, prison theatre, goals of criminal punishment, scenic creativity

For citation: Zuev I. N., Romanova E. G. Methodic Potential of George Grebenstchikoffs Legacy and Its Role in Social Rehabilitation of Inmates of Penitentiary Institutions by Means of Culture and Art (a Case of Essay "From Story of the Russian Land"). Proceedings of Altai State Academy of Culture and Arts. 2022;(2):71-77. (In Russ.). DOI: 10.32340/2414-9101-20222-71-77.

Процесс ресоциализации осужденных к отбыванию наказания в местах лишения свободы - одна из основных задач системы исполнения наказаний. В последнее время много говорится о возможностях искусства в минимизации влияния криминальной субкультуры, ее негативных проявлений на мировоззрение лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Как верно подмечают А. А. Бровкина и С. А Корнеев «ресоциализация осужденных - одна из доминирующих целей уголовного наказания» [1, с. 98].

Для этой цели в учреждения Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) привлекаются деятели культуры и искусства, которые в рамках клубной кружковой деятельности на общественных началах осуществляют работы по созданию художественных произведений (спектаклей, концертов, поэтических вечеров)? в процессе создания и экспонирования которых осужденные могут проявить творческий потенциал, направить его в социально приемлемые формы. И здесь важной составляющей становится материал, выбор которого становится основополагающим.

О необходимости «перевоспитания» средствами искусства говорили многие. Так, Е. В. Грибанов, подчеркивая антикриминогенное влияние культуры на преступность несовершеннолетних, пишет: «Важным направлением социокультурной адаптации и ресоциа-лизации несовершеннолетних преступников является использование средств искусства.

Однако на данный момент большинство несовершеннолетних преступников приобщены к преступному фольклору. Для преодоления указанных негативных тенденций необходима организация эстетического воспитания несовершеннолетних осужденных, создание условий и поощрение их творческой деятельности в рамках традиционного искусства, т. е. включение личности несовершеннолетнего осужденного в систему идей, взглядов, образов, способных оказывать на личность подростка сильное антикриминогенное психологическое воздействие» [2, с. 110-111]. Приведенная цитата относится к несовершеннолетним правонарушителям, но вполне понятно, что можно экстраполировать эти выводы на работу практически со всеми категориями осужденных.

Важная работа по вовлечению отбывающих наказание в сферу искусства ведется и в нашем крае. В Лечебно-исправительном учреждении № 1 УФСИН России по Алтайскому краю несколько лет при поддержке культурной общественности города и края существует театральный коллектив «За чертой». Творческие работы (спектакли, концерты, театрализованные представления) этого художественного объединения были неоднократно отмечены как на региональном, так и на всероссийском уровнях. Репетиционная и учебно-творческая работа в этом учреждении проводится регулярно и на профессиональном уровне. Участники клуба, уже освободившиеся к настоящему времени из мест лишения свободы, не проявляют рецидивов, находят работу в средствах массовой информации, учреждениях культуры, продолжают или впервые получают высшее и среднее профессиональное образование. Таким образом, ресоциализация средствами литературы, культуры, искусства показывает позитивные результаты на практике.

Поиск литературной основы для новых творческих проектов - важный и очень сложный этап в работе любительского театрального коллектива. Должны быть учтены интересы исполнителей, текст должен иметь воспитательный потенциал и вызывать живой отклик как у актеров, так и у зрителей (спецконтингента исправительного учреждения). В 2021 году режиссером клуба И. Н. Зуевым была предложена работа над созданием видеофильма «Глас вопиющего», основанном на тексте известного алтайского писателя Георгия Гребенщикова «Из преданий о русской земле». К сожалению, в наше время наследие этого автора не столь известно широкому кругу читателей, и участники клуба познакомились с ним в местах лишения свободы. Его творческое наследие стало для них удивительным открытием: Георгий Гребенщиков - писатель Алтая, родной земли, само упоминание о которой в мировой литературе - важный фактор локальной самоидентификации, а проблематика его текстов, в свою очередь, оказалась удивительно актуальной. Образ Родины, напряженные размышления о судьбе России нашли отклик. Работа с текстом вызвала интерес к личности и биографии самого писателя, что позволило расширить область культурного воздействия. К тому же «Сказание о русской земле» побудило исполнителей к изучению других произведений писателя, что привело к полемике и творческим дискуссиям. Особый интерес вызвало многолетнее сотрудничество Георгия Гребенщикова с Николаем Рерихом.

Текст автора - нетипичный для современного восприятия, он требует углубленной работы и анализа. Осужденными под руководством режиссера театра была проведена работа по исследованию литературоведческих и критических работ, включая научные статьи и материалы научных конференций. В творческом процессе участники съемок пришли к выводу, что видеоповествование должно ритмически и интонационно соответствовать тексту писателя. Была проделана большая работа по подбору локаций съемки, написанию авторской музыки и монтажу готового фильма. Всего в работе над фильмом были задействованы 12 человек из числа осуждённых: 2 человека в кадре, они же читают текст за кадром,

композитор, оператор, организаторы и оформители съемочного пространства, монтажер. Фильм не имеет прямой сюжетной линии, герои размышляют о жизни и о себе, не используя приемы актерской «игры» в привычном понимании. Все повествование объединяет текст писателя. Он звучит из-за кадра, читаемый обоими исполнителями по очереди, вначале как бы нескладно, тяжело, но все время, набирая силу и энергию. Виды исправительного учреждения сменяются видами часовни, и камера устремляется ввысь, туда, где нет засовов и решеток. Главной фигурой повествования стал сам автор - алтайский писатель Георгий Гребенщиков.

Георгий Дмитриевич Гребенщиков (1883-1964) - писатель, публицист, мыслитель, без преувеличения человек уникальной судьбы, его жизнь была наполнена историческими перипетиями и творческими исканиями. Алтай, Россия, Америка (вынужденная эмиграция) - те пространства, где он осмыслял и создавал свой образ Родины, Руси.

Г. Д. Гребенщиков родился в Сибири, селе Николаевский рудник Бийского уезда (ныне это территория Республики Казахстан) в семье горного рабочего. Интересно, что по отцу его предки были алтайцами (дед - сын хана), а по матери - казаки и крестьяне-староверы. Образование он получил только базовое: учился - один из шестерых детей - в сельско-волостной школе, но не окончил начальный курс. Несмотря на это, Г. Д. Гребенщиков стал значимым деятелем русской культуры первой половины ХХ века. Он много работал над собой, недостаток образования восполняя чтением, и старался использовать любую возможность для учебы. Важную роль в его становлении сыграли «наставники», то есть те авторитеты, к которым он обращался, считал своими духовными учителями: сначала это Г.Н. Потанин (представитель сибирской интеллектуальной элиты), потом писатели Л. Н. Толстой (уже признанный классик), М. Горький (прославленный современник), и, наконец, Н. Рерих (идейно-философский вдохновитель периода эмиграции). Эмигрировав после революции, в середине 20-х XX века Г. Д. Гребенщиков перебирается в Америку, с которой будет связана вторая половина его жизни. Там он основывает русскую деревню «Чураевка», чье название отсылает к центральному труду его жизни - роману-эпопее «Чу-раевы». Деревня была построена «по подобию старообрядческих алтайских скитов как дом нового духа, новой жизни, новой культуры, которая через Сибирь должна соединить континенты и страны: Россию и Америку» [3, с. 143].

В Америке Г. Д. Гребенщиков становится одним из духовных лидеров русской эмиграции, совместно с Н. Рерихом основывает книжное издательство «Алатас», в котором выходят его труды.

Очерк был опубликован в Америке, в 1938 году, в издательстве «Алатас», в книге «Сказание» и входил в цикл «Гонец». В этот период, итоговый для Г. Д. Гребенщикова-мыслителя, автор живет в основанной им в далекой Америке русской деревне Чураевка. Это плод его многолетних размышлений о судьбе родной страны, из которой он вынужден был уехать и образ которой так поэтизировал. Именно поэтому текст эмоционально, философски, поэтически насыщен, что и привлекло внимание при отборе материала для работы с «особой» творческой группой.

В процессе работы над фильмом было важно иметь в виду и отразить основные приметы поэтики писателя. Г. Д. Гребенщиков использует риторический стиль, создавая при помощи церковнославянской лексики, возвышенных оборотов, грамматических форм и фигур публицистический текст высокой напряженности. С одной стороны, текст построен по принципу нанизывания тезисов и художественных образов, это наброски, не всегда связанные прямой логикой, но, с другой, все они цементируются центральной темой Родины и

ее судьбы. Активно используя в прозаическом тексте многочисленные тропы, фигуры, приемы, автор приближает его поэтику к стихотворной, что создает особую интонацию, оказывает сильное воздействие. Особенную роль в этом играют многочисленные повторы и инверсии.

В центре текста - образ Отчизны, в прошлом которой испытания и великие исторические события, страсти и страдания святых подвижников, отдавших жизни за правду Бо-жию.

«Итак, не для суда, но для рассуждения соберем наш разум, соберем наши сердца и в мире и в доверии к суждению каждого, задумаемся над судьбою всех нас вместе и над поступками каждого в отдельности. Если же судьба всех нас вместе не под силу нашему разумению, и если каждый из нас не осмелится раскрыть свои деяния перед всеми, - то хоть поищем мы в судьбе минувшего таких достойных обликов, которые бы помогли нам отыскать потерянный нами путь к очищению и оздоровлению жизни» [4, с. 183]. Очевидно, что для Г. Д. Гребенщикова важна идея переосмысления этого прошлого, он говорит о том, что настоящее и будущее невозможно осмыслить без переоценки прошлого, которое нужно пересмотреть объективно: «задумаемся и пересмотрим прошлое без лицеприятия» [4, с. 182]. События первой трети ХХ века изменили Россию политически и территориально, для современников было важно переработать, переосмыслить эти, зачастую ощущаемые как трагические и непоправимые, изменения. «Для России будущей писал и проповедовал Г. Д. Гребенщиков. Он верил, что только соединив прошлое, настоящее, устремляясь к будущему, можно преобразить русский хаос и просветлить его», - пишет исследовательница его творчества Т. А. Полякова [5, с. 401].

Для усиления эффекта автор использует примы художественной выразительности, в первую очередь - многократные инверсии, придающие тексту поэтичность и особую образность: «Когда-то пригреет весна, когда-то приласкает солнышко, а люд честной трудом своим и телом согреет всю ее, Россию необъятную» [4, с. 183]. Усиливают эффект лексические повторы, грамматический параллелизм, развернутые предложения с образными определениями, всё это, как уже было указано, создает поэтическую образность, особую лирическую интонацию.

Образ Руси уточняется при помощи эпитетов (пасмурная, зимняя, студеная), повторов и инверсий (страна наша полгода под покровом белым, под снегами чистыми). В структуре образа мы видим указание на ее особое положение (между Востоком и Западом), особую роль (на пути у всех веков и у всех народов, на перепутье к Алтаю и к Гималаям, святым горам всея земли). Характерно, что Г. Д. Гребенщиков акцентирует сибирский компонент Руси, который усиливает ее и таит в себе несметные богатства: «Самая зимняя из стран, самая студеная и пасмурная дочь земли, - Россия. Увеличенная в своем пространстве Сибирскими полями и лесами, таящими в себе все блага для грядущих судеб ста племен Российских, страна наша полгода под покровом белым, под снегами чистыми. И прекрасна она в белизне своей, заманчива для всякого пришельца из других земель, посреди лежит между Востоком и Западом, на пути у всех веков и у всех народов, на перепутье к Алтаю и к Гималаям, святым горам всея земли» [4, с. 182].

Тесно связанным с образом Руси становится в тексте образ «люда честного», строителя необъятной России. Георгий Гребенщиков использует и усиливает классическую риторику, оперирующую терминами Русь - народ - страдания - терпение - особая миссия и т. п., оживляя ее личными переживаниями и художественной образностью. Трудовой народ терпелив, ориентируется на традиционные религиозные ценности, скован холодом и сне-

гами, но надеется на лучшее, на благодатную весну. «Благая весть» для русского народа означает надежду на будущее и связана с образом колокольного звона, в котором проявляются религиозные надежды: «Даже в погибельную снежную метель слали колокола свои звоны и призывы, чтобы заблудившиеся путники шли бы на голос колокольный и спасали бы себя от беспокаянной смерти, и идут эти звоны колокольные издревле, несут сказ-былину о временах, о былых скорбях и о былых радостях, - связывают прошлое с будущим, указуют на непрерывность жизни человеческой» [4, с. 184]. Колокольный звон у Г. Д. Гребенщикова одновременно и источник творческих интенций, он возрождает к жизни поэзию и музыку: «И все поэты мира, все слагающие песни и божественные звуки музыки, слушали те зовы колокольные, учились у них думу свою думать, полагали звуки их на музыку, и в песни, и в лучшее строительство грядущего. Ибо в металле колокола сама земля поет. И ничто не пробуждало так человеческую совесть в темный, страшный час ночного искушения, как колокольный звон» [4, с. 184]. Таким образом, поэт - это медиатор, передающий голос колокола и способствующий строительству лучшего и справедливого будущего. Мы видим, как образ поэта (музыканта), то есть человека искусства, ставится в один ряд с трудовым людом, поскольку он связан с идеей строительства грядущего.

Однако с горечью автор говорит о том, что в настоящем голос колокола заглушен: «Но откуда и когда и в чьей отчаянной душе могла возникнуть мысль об умерщвлении в мире звона колокольного? Чья страшная совесть могла восстать против красоты тысячелетий? Какой на себя страшный и незамолимый грех несет вся Русь, если она не выносит зова о всеобщем благе!» [4, с. 184]. Здесь он сокрушается о редукции религиозной, церковной культуры в России, культуры, которая для самого автора всегда была неразрывно связана с образом Руси.

Русь у Гребенщикова именно зимняя, но ведь за зимой всегда весна. Снег не только сковывает холодом, но одновременно и охраняет, сберегает. Возвращение к образу снега завершает текст, он как бы подытоживает тревожные раздумья автора: «А снежная метелица метет, метет. Все также по земле звериные и человеческие следы заметает. И так -столетия: единый белый снег неизменен и верен Русской земле. И перестоит он все неправды, переспорит кривду, сбережет какие-то скиты в глухих лесах, сделает недоступными пути к святым отшельникам, а те отшельники замолят все грехи Руси великой, мирской богомолицы, всемирного страдалица Народа Русского» [4, с. 184].

Русь Г. Д. Гребенщикова обращена в вечность, и эта мысль стала основой для съемки фильма в исправительном учреждении, философской притчи о преступлении и раскаянии в условиях отбывания наказания. Очертания часовни стало лейтмотивом зрительного ряда фильма, а тема Руси, ее любви даже к заблудшим - лейтмотивом всего художественного повествования. Повторы и инверсии, которые Г. Д. Гребенщиков использует как прием литературной выразительности, нашли свое отражение в замедленных ракурсах съемки, повторах локаций и исполнительских приемах художественного чтения. Два человека читают закадровый текст, поначалу отстраненно, затем все «горячее» и эмоциональнее, два монолога превращаются в живой диалог о духе и душе. Текст приобретает «обережный», молитвенный характер и звучание.

Русская земля у автора хоть и привязана формально к определенному топосу, все же квазилокальна. Это подтверждает и жизнь самого писателя, который за тысячи километров хранил и воспроизводил «Русь» и «русское».

Фильм транслировался в исправительных учреждениях Алтайского края и получил высокие оценки, как сотрудников воспитательных отделов колоний, так и осужденных.

После просмотров были организованы тематические беседы об Алтае, его истории, о Родине как широчайшем культурологическом понятии. Современные приемы и принципы художественного повествования позволили познакомить с творчеством Георгия Гребенщикова несовершеннолетних правонарушителей, которые до этого ничего не знали об истории литературы родного края.

В заключение важно еще раз подчеркнуть необходимость популяризации творчества писателей Алтая современными художественными средствами и отметить высокий духовно-нравственный потенциал наследия Георгия Гребенщикова и его актуальность.

Список литературы

1. Бровкина А. А., Корнеев С. А. Ресоциализация осужденных как цель уголовного наказания // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2020. № 1. С. 97-102.

2. Грибанов Е. В. Преступность несовершеннолетних в контексте культуральной криминологии. Краснодар : Краснодарский ун-т МВД России, 2017. 156 с.

3. Тихомирова Е. Е. Освоение культурного пространства Сибири в творчестве Г. Д. Гребенщикова // Идеи и идеалы. 2015. Т. 2, № 1. С. 143-149.

4. Гребенщиков Г. Д. Собрание сочинений : в 6 т. Барнаул : Барнаул, 2013. Т. 5 : Америка. Чу-раевка. 456 с.

5. Полякова Т. А. «Гонец. Письма с Помперага» Г. Д. Гребенщикова: философия радости бытия // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. 11, № 4. С. 396-402.

References

1. Brovkina A. A., Komeev S. A. Social Rehabilitation of the Convicted as a Goal of Criminal Punishment. Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii = Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2020;(1):97-102. (In Russ.).

2. Gribanov E. V. Criminality of Under Aged in the Context of Cultural Criminology. Krasnodar: Krasnodar University of Ministry of the Interior of Russia; 2017. (In Russ.).

3. Tikhomirova E. E. Development of Cultural Space of Siberia in Creativity of George Grebenstchikoff. Idei I idealy = Ideas and Ideals. 2015;2(1): 143-149. (In Russ.).

4. Grebenstchikoff G. D. Collected Writings. Barnaul: Barnaul; 2013. Vol. 5 : America. Churaevka. (In Russ.).

5. Polyakova T. A. "Courier. Letters from Pomperaug River" by George Grebenstchikoff: Philosophy of Joy for Life. Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo = Personality. Culture. Society. 2009;11(4):396-402. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 16.05.2022; одобрена после рецензирования 03.06.2022; принята к публикации 06.06.2022.

The article was submitted 16.05.2022; approved after reviewing 03.06.2022; accepted for publication 06.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.