Таблица 2
Содержание раздела 6.2 ГОСТР ИСО 9001:2015 применительно к персоналу, занятому управленческим трудом
Управленческий персонал должен быть: Организация должна:
Компетентным на основе полученного образования, подготовки, навыков и опыта - определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на соответствие требованиям к качеству продукции; - обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия в целях достижения необходимой компетентности; - оценивать результат принятых мер; - поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыке и опыте
Проинформирован о последствиях для потребителя от несоответствий требований - обеспечивать осведомленность персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества; - осуществлять пропаганду технической осведомленности на предприятии
Мотивирован - понимать и мотивировать работников в отношении целей и задач организации, а также участия в постоянном улучшении
Результат опроса показал, что используемый мо-тивационный механизм первого уровня не оказывает существенного влияния на повышение профессиональной активности лиц, участвующих в процессах менеджмента качества как на предприятиях с системой, сертифицированной по ГОСТР ИСО 9001:2015, так и на предприятиях без нее.
Автор считает, что если формализовать содержание раздела 6.2 стандарта ГОСТР ИСО 9001:2015 «Человеческие ресурсы» (см.табл. 2)применительно к персоналу предприятий, занятому управленческим трудом, то профессионализм управленцев можно выделить в виде ресурса обеспечения эффективности управленческих процессов [2]. Этот ресурс определяется тремя параметрами: компетентностью, информированностью и мотивированностью. Таким образом, управленцы должны уметь решать поставленные задачи, понимать, насколько это важно, и, главное, иметь желание это делать.
Для того чтобы работники управленческой сферы соответствовали этим характеристикам в полной мере,
на предприятии целесообразно осуществление деятельности по вышеуказанным направлениям. Наиболее важная задача менеджмента качества - создавать необходимую компетентность лиц, осуществляющих работу под ее управлением, которая влияет на показатели деятельности организации в области качества.
1. Гугелев А.В., Смелова Н.Ю., Карташов Б.А. Влияние социального партнерства на эволюцию менеджмента качества // Научное обозрение. 2009. № 3. С. 45-49.
2. Гугелев А.В., Терехин В.А. Межотраслевая направленность развития менеджмента качества в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 3 (32). С. 63-65.
3. Матухнов О. С. Стимулирование эффективности управленческих процессов и мотивация управленческого персонала // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 3 (42). С. 81-84.
4. Попов М., Гугелев А., Короткое Э., Яшин Н. Повышение качества образования - основа развития университета // Высшее образование в России. 2006. № 8. С. 96-104.
5. Drucker F. Peter. The Practice of Management / Butterworth-Heinemann Ltd. 2 ed. 2007.
[email protected] Анастасия Александровна Гришнева,
аспирантка кафедры маркетинга, Мордовский государственный университет УДК 658.152 им. Н.П. Огарева
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВНЕДРЕНИЮ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ1
В статье рассмотрено, как внешние источники движущих сил заставляют изменяться параметры функционирования организации. Факторы устойчивого развития - это управляемые силы, которые оказывают воздействие на устойчивость организации во внешней среде в период ее изменений. Предлагается систематизация факторов устойчивого развития, отмечаются необходимые условия создания устойчивого развития организации.
Ключевые слова: качество, устойчивое развитие, факторы устойчивого развития.
1 Настоящая статья подготовлена в рамках выполнения проектной части государственного задания Министерства образования и науки РФ №НИР26-648.2014/К.
♦
-♦
АЛ. Grishneva
SYSTEMATIC APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT PRINCIPLES
The paper discusses how external sources of driving forces cause changes in the parameters of organization. Factors of sustainable development are defined as controlled forces that affect stability of the organization in external environment during its changes. The paper systematizes the factors of sustainable development and identifies conditions necessary for sustainable development of the organization.
Keywords: quality, sustainable development, sustainable development factors.
Устойчивое развитие подразумевает не статичность, а проведение таких преобразований, которые удовлетворяли бы потребностям организации в настоящем времени, но и не ставили под угрозу способности организации удовлетворять свои потребности в будущем.
Устойчивое развитие организации как системы должно быть связано с природой этой системы, а не стеми процессами внешних источников движущих сил, которые заставляют изменять параметры ее функционирования. Движущими силами внешней среды служат факторы, обусловливающие изменение основных показателей в развитии экономики, они определяют жесткость конкуренции организаций, действующих в ней. Очевидно, что затруднительно описывать внешнюю среду без учета источников этих движущих сил. Источниками движущих сил служат:
• тенденции долгосрочного экономического движения внешней среды, определяющие соотношение спроса и предложения, объем и структуру инвестиций, влияющие на проникновение организаций на рынок или уход с него;
• изменения в составе потребителей товаров и способах их использования; увеличение или снижение числа потребителей; социально-экономические процессы появления нового социального слоя потребителей; изменения условий продажи (кредит) или обслуживания; новые системы дистрибьюции (продажа по почте, интернет и т.д.);
• новые продукты, которые во внешней среде делают возможным расширение ассортимента дифференцированных товаров, улучшение потребительских свойств, дизайна и т.п., а также увеличение числа клиентов организации;
• модернизация технологии - изменение соотношения сил внешней среды за счет производства нового или модернизированного товара; снижение издержек производства и улучшение условий труда; снижение объемов капитальных вложений, улучшение условий кооперации и интеграции, повышение уровня рентабельности и т.д.;
• выход организации на внешний рынок и глобализация внешней среды как результат международной кооперации труда, что создает новые возможности для развития внешней среды;
• изменения в законодательстве.
Организация не может исключить источники преобразований внешней среды, поэтому для сохранения своей жизнеспособности она должна развиваться, адекватно учитывая изменения во внешней среде,
особенно те переменные, на которые может влиять. Такими переменными являются факторы устойчивого развития (ФУР), т.е. силы, которые управляют воздействиями во внешней среде на параметры устойчивости организации, особенно в период проходящих в ней изменений. Автор считает возможным предложить следующую систематизацию факторов устойчивого развития:
1. ФУР, связанные с технологией: качество научных исследований и НИОКР, что является особенно важным в высокотехнологичных отраслях; интенсивность инновации в производственных процессах; организация и качество разработки нового товара; степень владения организацией существующими технологиями и знаниями [2].
2. ФУР, относящиеся к производству: снижение себестоимости продукции; качество продукции (уменьшение количества дефектов, снижение потребности в ремонте); повышение степени использования производственной мощности (особенно в капиталоемких отраслях); выгода от месторасположения организации, приводящая к экономии на затратах логистики; свободный доступ к квалифицированной рабочей силе; высокий уровень производительности труда (особенно в трудоемких производствах); организация и качество изготовления большого количества моделей продукции широкой номенклатуры; оптимальная организация и качество выполнения заказов потребителей.
3. ФУР, относящиеся к системе реализации продукции: наличие сети розничной торговли, принадлежащей организации; широкий состав оптовой дистрибуции и дилеров; свобода доступа для присутствия в точках розничной торговли; оптимальность расходов на реализацию; скорость доставки.
4. ФУР, связанные с маркетингом: доступность для клиентов системы технического сервиса при покупке и эксплуатации продукции; уровень квалификации сотрудников в отделах реализации; привлекательный дизайн и упаковка; аккуратное исполнение заказов покупателей.
5. ФУР, относящиеся к профессиональным навыкам: компетентность в области дизайна; ноу-хау; способности и умение создавать эффектную рекламу; степень овладения определенной технологией.
6. ФУР, связанные с организационными возможностями организации: уровень развития информационных систем; отлаженный процесс принятия решений, способности быстро реагировать на изменяющиеся рыночные ситуации; опытность специалистов менеджмента.
7. Прочие ФУР: доступность на финансовый рынок; благоприятный имидж и серьезная репутация организации; общие невысокие затраты; доброжелательные и приятные в общении служащие и т.д.
При анализе и выявлении наиболее значимых факторов устойчивого развития целесообразно помнить об ограниченных ресурсах организации, которыми она обладает и потому не может оказывать влияние на все факторы. Стратегически любая организация, как правило, выбирает несколько факторов, которые наиболее актуальны для текущей ситуации. Так, например, в пищевой промышленности выделяют обычно следующие ФУР: качество продукции, имидж организации, отработанная технология, эффекты масштаба, состояние сбытовой сети.
Интеграция принципов ФУР в стратегию развития бизнеса становится важной чертой современной организации. Зачастую они обладают значительными материальными, финансовыми и человеческими ресурсами, что позволяет оказывать влияние на общество, решение социальных проблем и развитие территорий, на которых они дислоцируются.
Целью устойчивого развития организации является постоянное приращение эффективности ее СМК, востребованной практикой. В условиях повышения жесткости конкуренции приоритет отдается компетентности руководства в области качества и ее использованию в совершенствовании системы менеджмента организации [3].
Опираясь на теорию и методологию концепции компетентности устойчивого развития, автор сформулировал положения стратегии устойчивого развития для руководства предприятий, совершенствующих организационную СМК, согласующиеся со стандартами ИСО серии 9000, которые эволюционно адаптиро-
ваны к современным требованиям и тенденциям менеджмента [1]:
- постоянное повышение профессиональных компетенций руководства организации в области обеспечения качества и развития системы менеджмента качества и, как следствие, повышение удовлетворенности потребителей продукцией организации;
- четкое закрепление и определение ответственности и полномочий руководства организации в области менеджмента качества;
- разработка и выполнение задач процессов системы менеджмента качества организации, оценка результативности процессов с целью дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества и повышения ее эффективности;
- создание системы инфокоммуникационного менеджмента, поддержка руководителями необходимых условий для организационных изменений, направленных на повышение эффективности системы менеджмента качества организации;
- разработка и внедрение внутриорганизационных инструментов вовлечения руководящего звена организации и его управленческих воздействий в деятельность в области эксплуатации качества;
- применение руководством организации инструментов мотивации всех сотрудников на активное участие в разработке, внедрении и развитии системы менеджмента качества, а также повышения компетентности в области менеджмента качества;
- поддержка руководством организации положительного опыта, выявленного во время внешнего и внутреннего аудитов системы менеджмента качества.
Автор считает целесообразным определить критерии соответствия организации понятиям оценки компетентности устойчивого развития (таблица).
Критерии оценки соответствия организации понятию компетентности устойчивого развития*
Аспекты устойчивого развития организации Критерии соответствия
Наличие системности в мышлении 1. При завершении процесса работники собираются в своих рабочих группах и анализируют, что не получилось и что считают возможным сделать лучше. 2. Работники используют свои, развитые в прошлом идеи, но применительно к новой ситуации. 3. Тщательно изучаются любые перспективные идеи, от кого бы они ни исходили
Личное мастерство 1. Чтобы лучше разобраться в ситуации, с которой сталкивается организация, используют деловые игры, связанные с моделированием. 2. Работа организована так, чтобы персоналу можно другу друга учиться. 3. Неудача рассматривается как способ познать нечто новое
Расширение восприятия себя как члена организации 1. В организации разработаны способы документирования и обмена информацией между сотрудниками. 2. Представления организации о конкурентах меняются по мере поступления информации в зависимости от ситуации на рынке. 3. В организации принято обдумывать уроки, которые можно извлечь из опыта и проделанной работы
Общее представление о будущем организации 1. Цели и задачи организации широко обсуждаются между всеми ее сотрудниками. 2. Высшее руководство свой взгляд на проблемы работы организации выносит на производственное совещание. 3. Перспективы развития организации и методы достижения стратегических целей всему управленческому персоналу известны
Наличие командного научения 1. Работники организации знают, где возможно найти ту или иную информацию для повышения эффективности работы. 2. В организации идет постоянный обмен знаниями по решению проблем и анализу работы над процессами при помощи совещаний. 3. В организации поощряются новые предложения и идеи по повышению эффективности трудовой деятельности работников
* Разработано на основе методологии А.Н. Шмелевой по оценке группы процессов системы менеджмента качества «Ответственность руководства» [5].
Устойчивое развитие
Необходимые условия создания устойчивого развития организации
Таким образом, считаем возможным отметить следующие необходимые условия для создания устойчивого развития организации (рисунок).
Данные условия согласуются с п. 6.2.1 стандарта ISO 9004:2009 Managing forthe sustained success of an organization, который прямо указывает на то, что «руководству улучшать результативность и эффективность организации, в том числе системы менеджмента качества, следует через вовлечение работников и их поддержку».
1. Глаголев С.Н., Гугелев A.B. Эволюция стандартов в области менеджмента качества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 1 (25). С. 30-32.
2. Гугелев A.B., Семченко A.A. Инновационная составляющая в обеспечении конкурентоспособности современной организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 1 (55). С. 34-39.
3. Гугелев A.B., Терехин В.А. Межотраслевая направленность развития менеджмента качества в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 3 (32). С. 63-65.
4 .Демина A.B. Концепция курса «Экологическая культура управления» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 9 (65). С. 205-207.
5. Шмелева А.Н., Щукин О.С. Развитие группы процессов системы менеджмента качества «Ответственность руководства» // Фундаментальные исследования. 2013. № 6. Ч. 2. С. 431-434.
Ельназ Саткановна Жангалиева,
аспирантка кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИЕРАРХИИ ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ1
В статье утверждается, что уровень конкурентоспособности потребительской продукции является производной от уровня конкурентоспособности организации, которая, в свою очередь, является производной от комплексной деятельности как по управлению факторами качественных и ценовых характеристик продукции, так и по управлению факторами влияния на производителей-конкурентов. Управление конкурентоспособностью подразумевает умение выявлять показатели, которые описывают влияние качества потребительской продукции на уровень ее конкурентоспособности и при этом использовать благоприятно воздействующие на конкурентоспособность факторы, конвертировать факторы в свои конкурентные преимущества.
Ключевые слова: конкурентоспособность продукции, конкурентоспособность предприятия, качество, организация.
УДК 658
1 Настоящая статья подготовлена в рамках выполнения проектной части государственного задания Министерства образования И науки РФ №НИР26-648.2014/К.