УДК 33.338.45.01
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАСЧЕТУ ОПТИМАЛЬНЫХ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА И ЦЕНЫ ДЛЯ НОВЫХ СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ
© Алексей Владимирович БОКОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]
Представлен авторский подход к расчету оптимальной цены, объемов производства и реализации инновационной сборочной единицы. Предложен алгоритм исследования экономической эффективности внедрения инновационных сборочных единиц, предназначенных для выполнения традиционных эксплуатационных функций.
Ключевые слова: инновационная сборочная единица; оптимальный объем производства; оптимальная цена; экономическая эффективность.
Задача определения оптимального соотношения цены и объемов реализации не нова для экономических исследований. Существуют вариации данных задач для монополистического, олигополистических рынков, рынка свободной конкуренции и т. д. В случае исследований экономической эффективности внедрения инновационных сборочных единиц по формулам, представленным в статье также используются показатели «цена» и «объем реализации» [1]. В связи с этим необходимо рассмотреть данные величины как взаимосвязанные и разработать методику комплексного определения оптимальной цены и объемов реализации инновационной сборочной единицы. Подобное исследование было, на наш взгляд, успешно проведено И.В. Никитиным, однако касалось оно комплексного определения оптимальной цены и объемов реализации инновационных деталей-товаров [2]. Проведем аналогичное исследование именно для инновационных сборочных единиц.
Представим зависимость между объемом реализации инновационных сборочных единиц и ценой следующим образом:
Qup.ce = ГШин .се)’
(1)
где /(Цсе) - функция зависимости объема реализации инновационных сборочных единиц от цены.
В этом случае формула (7), представленная в статье [1, с. 162] примет следующий вид:
Эин.се /г .г _____. ,пб
Эг \*-об ' *ниокр.кс) 1оо Зтек.кс.
~Зтек.кс. + КЦш.се) * Цинсе ~ $б.се * Цб.се ^
+Збр — З^р “С1 + к0СВ) * А^ОТтвр + С1 + К-осв)
Ябсе * Ьбсе * ЧТСб.сб ~f(^uHce) * tup.ce * ЧТСШ.сб *--------------------------------:--------------------
60
+ Ж=^бду * - nv * f(HunJ * 3*v +
С1 + косв) *(1 + P)*
<ібдУ^т ібду*чтСду-п„*КЦш<е)*і:} t^v*4TCf,v 60
Qбдv*Z?ttv*Niv-nv*f{ЦшJ*Iїtfv*Njv _ ^
--------------------To-------------------+ Цбд” *
£?Ц * Н —nv* f(U )*£/Ц *Н
uHi.. v j xr^up.ce; uhj
PMH-i„ v P.uh.;
v J V
~ ^Jнuoкр.uдv + ft-v * f(jluHce) * ^oбc.uдv~Qбдv * Іобс.бд*
—\ (2)
100 I v '
где пу - количество новых деталей вида V в инновационной сборочной единице, ед.
Следует отметить, что одно из значений формулы (2) также зависит от объема производства и реализации продукции. Это показатель ДЗиоТпоеР - общее изменение годовых затрат на оплату труда рабочих-повремен-щиков при переходе на выпуск инновационных сборочных единиц. Очевидно, что чем больше объемы производства продукции, тем больше может требоваться не только основных производственных рабочих, но и работников бухгалтерии, снабжения и других служб, для оплаты труда которых, как правило, используется повременная система труда. При снижении объемов производства
может наблюдаться обратная картина, когда сокращение объемов производства приводит к высвобождению работников с повременной системой труда. Сама зависимость между
Л пин.Се /~\
показателями ДЗотпоер и Цинсе не является общей и должна определяться в условиях конкретного предприятия. При определении характера этой зависимости, безусловно, необходимо учитывать множество факторов: штатную численность работников в разрезе видов деятельности, профессий, особенности системы документооборота предприятия, изменения норм трудоемкости выполнения определенных работ вспомогательного и обслуживающего характера при выпуске традиционных и инновационных сборочных единиц и т. п.
Предположим, что данная зависимость выглядит следующим образом:
_(1+к Л , Ч^инсе)) | Л/Щинсе) Л/Щинсе) 1(1 .
{1 + Косв)* ни * ни ни *11 +
ац ац ац
ин.се ин.се ин.се
\ * Ьин^^^ии-сб . уй 1—-П * гщд
+к°св)* 60 +К=1\ щ
Зио ________
п цин.се) . уп +ид ^цтсЦд
, ^ Чбдр*£.1 пР* ^ц *£,/ *-/ „*Ч1С]
~{1 + косв)*{1 + Р)*--------------------------2-----------------------
~цкВт *
*утм Ай^(цин.се).уп гид
Ъ* *у £, ^ Р ^ . аМинс)
• -Пг, * -
йц
ин
У/ ц * Я
^ ^ ин ,•
„ :.^^[цин.се)... гед >
юбс.иду
ин.се
Очевидно, что для определения точки экстремума необходимо решить следующее уравнение:
ПциН.се) *цин.се + ПциН.се) “С1 + кОСВ)
^(ГШинсе)) <1ГЩшсе) *Г{цшсе)
йц
ин
Щ
ин
йц
ин
*(1 + косв)
дзЖер=у{т,И.с;)\
(3)
. ^ин.се* ЧТСин.сб . уй I ____„ . ^(^е) * зид
60 г йц м V
ин.се
Тогда формула (2) примет следующий (1 + £осв)*(1+ £) *
п ч-Утп . цин.се) . уп +ид ^итсЦд ^б* и Пу* ^ин.се у ^ V
вид:
60
т
эинсе /г .г _| зб зин .
Эг \*об ' *ниокр.кс) 100 зтек.кс. зтек.кс. '
+Г(циисе) * цтсе - &ссе * цб.се + Збр - ЗРр
-С1 + косв) * V (/(цинсе)) + С1 + косв)
^б.се * £б.се * ЧТСбсб -f{ЦинСе) * £ин.се * ЧТСин.сб ,
*утм 1.^^^цинсе), уП гид
ц "УъЪ ацШСе ♦^,♦*0, _п ,£/Сци,
кВт 60 Г йц
ин. се
„ . Д/(ццнсе). {ед \
^ обс.иду 1 \ , ..
________^ин.се_____________| _ 0 (4)
у' ц * Я
I ^ ин .■
р.ин.
100
60
+у^=1 ^ * змдр - ПУ * г(цинсе) * змд, +
С1 + косв) *(1 + Р)*
Ябду«уТ4дучсГ„-пу,г{цнсе),уЧ1Т,;ЧСТу , ТТ
----------------------------------+ цкВт *
QбдV*утt?v*Ni „-щ*тш.се)*у}1ТУ*^ у, .
-----------------------------+ ^бдУ *
у* ц * я —пу* [(ц )*у\ц * Я
*-4^ ин7„ V * ^'ин.се ин]■
у Р-ин^ р.ин
(^ниокр.иду “Ь^17 * Г{цинсе) * ^oбс.идv~Qбдv * ^обс.бду^ -\
100 I
Продифференцируем данное выражение. Имеем:
йЭи
ац
ин
= [(ц )*ц +[(ц )-
* \ ^ин.се; ^ин.се > УТ^ин.се)
В процессе решения данного уравнения должна быть определена оптимальная цена инновационных сборочных единиц класса А. В процессе подстановки полученного значения цены в уравнение (1) будет получен оптимальный объем производства и реализации инновационной сборочной единицы.
Согласно исследованиям определения оптимальной цены для инновационных сборочных единиц класса В, необходимо также решить уравнение (4).
Таким образом, нами была разработана методика комплексного определения оптимальных значений цен и объемов производства (реализации) инновационных сборочных единиц, предназначенных для выполнения традиционных эксплуатационных функций. Методика предполагает трансформацию функции оценки годового экономического эффекта от внедрения в производство данных изделий с учетом зависимости между ценой и объемом производства (реализации) инновационных сборочных единиц классов А и В, поиск экстремума данной функции и
р.ин
дальнейшее определение на этой основе искомых оптимальных значений.
Внедрение инновационных деталей в сборочную единицу не всегда является экономически эффективным и целесообразным мероприятием. В связи с этим в условиях, когда в сборочной единице потенциально возможно заменить несколько традиционных деталей на инновационные возникает множество вариантов модернизации сборочных единиц.
Крайними в данном случае являются два варианта. При первом не следует заменять ни одну традиционную деталь на инновационную. Это может произойти по следующим причинам:
- происходит резкое удорожание сборочных единиц, и покупатели не готовы оплачивать подорожавшую продукцию;
- инновационные свойства сборочных единиц излишни и не требуются потребителю;
- внедрение инновационных сборочных единиц является экономически не эффективным для предприятия-производителя и т. п.
Во втором крайнем случае традиционные детали в полном объеме заменяются на инновационные. Это может быть также обусловлено несколькими причинами:
- новые свойства сборочных единиц, обусловленные комплексной заменой традиционных деталей на инновационные, необходимы потребителю;
- внедрение инновационных сборочных единиц является экономически эффективным для предприятия-производителя и т. п.
Кроме того, возможно множество вариантов частичного внедрения инновационных деталей. Например, экономически эффективным может оказаться внедрение 1-2 или большего количества деталей.
Все эти варианты должны быть исследованы с технологической точки зрения, т. к. некоторые сочетания инновационных деталей могут оказаться невозможными к внедрению. Это может быть обусловлено спецификой технологического процесса сборки сборочной единицы, бесполезностью с точки зрения улучшения потребительских свойств продукции и т. п.
Предположим, что в результате подобных исследований было выяснено, что общее количество вариантов, возможных к внедре-
нию, пвар. Очевидно, что до исследования экономической эффективности данных вариантов не следует принимать решения о внедрении в производство той или иной комбинации инновационных деталей.
Следует отметить, что при принятии решения о выборе того или иного варианта внедрения инновационных деталей, производитель может исходить из нескольких критериев. В качестве критериев выбора могут выступать следующие:
- максимум прогнозируемой экономической эффективности;
- максимум полезности для потребителя;
- минимум прогнозируемых затрат предприятия;
- максимум прогнозируемой прибыли;
- комбинации данных критериев и т. п.
Критерий «Максимум полезности для
потребителя» может быть использован при реализации стратегии завоевания рынка, а также в условиях высокого уровня конкуренции.
Критерии «Минимум прогнозируемых затрат предприятия» и «Максимум прогнозируемой прибыли», на наш взгляд, не являются комплексными и их применение может привести к выбору не оптимального варианта.
В связи с этим нами предлагается использование критерия «Максимум прогнозируемой экономической эффективности» как обобщающего различные стороны производственно-коммерческой деятельности, включая косвенный учет уровня полезности для потребителя через потенциальный спрос на продукцию.
В качестве базы оценки экономической эффективности внедрения инновационных сборочных единиц был выбран показатель «рентабельность инвестиций», который в случае необходимости может быть дополнен показателями: чистый дисконтированный
доход, внутренняя норма доходности, дисконтированный период окупаемости и т. п.
Для подобного исследования нами предлагается алгоритм, который представлен на рис. 1. Данный алгоритм может быть использован для написания программных продуктов для исследования экономической эффективности замены традиционных деталей, используемых при изготовлении сборочных единиц, на инновационные.
Рис. 1. Алгоритм исследования экономической эффективности внедрения инновационных сборочных единиц, предназначенных для выполнения традиционных эксплуатационных функций
Таким образом, нами предлагается алгоритм исследования экономической эффективности внедрения инновационных сборочных единиц, предназначенных для выполнения традиционных эксплуатационных функций, отличительными особенностями которого являются: исследование возможных вариантов сочетания инновационных и традиционных деталей в сборочной единице, расчет показателя экономической эффективности для каждого из выявленных вариантов в зависимости от класса инновационной сборочной единицы (класс А или В), выбор варианта с лучшим значением показателя экономической эффективности.
1. Пахомов М.А., Боков А.В. Методика исследования экономической эффективности внедрения инновационных сборочных единиц // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. № 3. С. 157-163.
2. Никитин И. В. Совершенствование инструментария исследования экономической эффективности внедрения инновационных изделий: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Тамбов, 2012.
Поступила в редакцию 12.03.2013 г.
UDC 33.338.45.01
METHODICAL APPROACH OF SETTLING OF OPTIMAL VOLUMES PRODUCTION AND PRICE FOR NEW FRAME-CLAMPING UNITS
Aleksey Vladimirovich BOKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: [email protected]
The authorial approach of settling of optimal price, production and realization of innovative frame-clamping unit volumes is presented. The research algorithm of economic efficiency of introduction of the innovative frame-clamping units intended for implementation of traditional operating functions is offered.
Key words: innovative frame-clamping unit; optimal production volume; optimal price; economic efficiency.