Научная статья на тему 'Методический подход к оценке целедостижения энергогенерирующих компаний'

Методический подход к оценке целедостижения энергогенерирующих компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКСНЫЙ КРИТЕРИЙ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чухланцев Сергей Станиславович, Газеев Мансур Хамитович

Статья посвящена оценке целедостижения энергогенерирующих компаний. Для этого рекомендован к использованию комплексный интегральный показатель. Выделены диапазоны показателей, характеризующих достижение различных стратегических целей компании. Показаны апробационные расчеты на примере одной из энергогенерирующих компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чухланцев Сергей Станиславович, Газеев Мансур Хамитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методический подход к оценке целедостижения энергогенерирующих компаний»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЦЕЛЕДОСТИЖЕНИЯ ЭНЕРГОГЕНЕРИРУЮЩИХ КОМПАНИЙ METHODICAL APPROACH TO AN ASSESSMENT OF ACHIEVEMENT OF

THE OBJECTIVES OF THE POWER GENERATION COMPANIES

Чухланцев Сергей Станиславович, к.э.н Газеев Мансур Хамитович, д.э.н., профессор Тюменский государственный нефтегазовый университет

chuhlan@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена оценке целедостижения энергогенерирующих компаний. Для этого рекомендован к использованию комплексный интегральный показатель. Выделены диапазоны показателей, характеризующих достижение различных стратегических целей компании. Показаны апробационные расчеты на примере одной из энергогенерирующих компаний.

Аbstract. The article is devoted to assessing the achievement of the objectives of energy companies. For this purpose it is recommended to use complex integral indicator. A selected range of indicators describing the achievement of various strategic objectives of the company. Calculations are shown on the example of one of the power generation companies.

Ключевые слова: энергогенерирующая компания, методический подход, комплексный критерий, стратегические цели, управление.

Keywords: power generation company, methodical approach, complex criterion, strategic objectives, management. For this recommended to use complex integral indicator.

Изменившаяся среда функционирования энергогенерирующих компаний (ЭГК) вследствие произошедших в отрасли институциональных

преобразований и формирование оптового рынка электроэнергии и мощности обусловили необходимость корректировки стратегического управления отраслевыми компаниями для обеспечения устойчивой позиции как на регулируемом, так и свободном рынке энергии. Кроме того, актуализируют необходимость корректировки используемых инструментов управления присущие энергогенерирующим компаниям внутренние проблемы, зависимость от деятельности естественных монополий, обеспечивающих генерирующие компании сырьем, недостаток инвестиционных ресурсов и ряд других проблем. В этих условиях необходимо применение инструментов управления, позволяющих концентрировать усилия на проблемных зонах и обеспечивать достижение целей компании. С этой целью могут быть использован широкий спектр традиционных методических приемов стратегического управления, достаточно полно отраженный в работах современных исследователей (например, [3], [5], [6], [8] и др.), адаптированный к специфике энергетической отрасли.

В условиях растущей конкуренции на энергетических рынках основной целью стратегического управления ЭГК является обеспечение и удержание конкурентных преимуществ, что, в свою очередь, определяется уровнем достижения целей (рыночных, финансовых, экономических, социальных). Современные подходы к установлению стратегических целей крупных компаний, в том числе энергетического сектора экономики, отраженные в теоретико-методических и практических работах (например, [1], [4], [6] и др.), позволяют выбрать наиболее приемлемые к особенностям функционирования предприятий различных отраслей и сфер деятельности. Однако качество и правомерность постановки стратегических целей компании не обеспечивает эффективность стратегического управления, необходимы меры по обеспечению реализации заявленных целей и мониторингу процесса целедостижения и его оценки. По мнению авторов для определения уровня целедостижения ЭГК необходима развернутая система показателей, отражающих специфику рынка

электроэнергии и мощности, мониторинг которых позволил бы оценить эффективность деятельности компании на соответствующем рынке.

На наш взгляд, степень достижения рыночных целей может быть оценена по таким традиционным показателям как доля рынка по объему продаваемой электроэнергии и мощности и степень выполнение инвестиционной программы, которая в настоящее время является одним из обязательных условий функционирования на соответствующем рынке. Достижение финансовых целей определяется, прежде всего, ликвидностью и уровнем рентабельности активов и продаж. Соответственно, целесообразно использовать показатели ликвидности, рентабельности активов и продаж, EBITDA. Экономические цели связаны, главным образом, с уровнем себестоимости, использованием производственных мощностей и рентабельностью производства. Таким образом, для оценки достижения экономических целей могут быть использованы показатели: удельный отпуск электроэнергии на 1МВт установленной мощности, рентабельность производства и себестоимость производства энергии. Не менее важным для ЭГК является достижение целей в области социальной политики, что может быть оценено с помощью таких показателей как текучесть кадров, темпы роста средней заработной платы и удельные социальные расходы на 1 работника [2,

9, 11].

Для того чтобы оценить степень достижения целей не достаточно только определить показатели, но и необходимо задать пределы их изменчивости. С этой целью авторами проведено исследование изменчивости заявленных показателей для ЭГК с различной эффективностью функционирования на рынке, для чего осуществлено сегментирование рынка по зонам свободного перетока (ЗСП). Для выполнения процедуры стратегической группировки ЭГК авторами выделены основные факторы, определяющие стратегическую позицию ЭГК на оптовом рынке электроэнергии и мощности: объем мощности и ее структура по видам генерации, объем участия в свободном рынке, местоположение генерирующих станций, надежность и бесперебойность

энергоснабжения, возможность оперативного реагирования на динамику изменения рынка. В контексте измерения эффективности реализуемой стратегии индивидуальная оценка обозначенных показателей не обеспечивает реализацию поставленных задач, для этого необходим комплексный интегральный показатель, характеризующий степень достижения различных целей ЭГК.

Первым этапом при разработке интегрального показателя эффективности является группировка ЭГК по занимаемым на рынке конкурентным позициям, что необходимо для определения соответствия диапазона конкретного показателя уровню эффективности. Относительные конкурентные позиции компаний, действующих в электроэнергетической отрасли, могут быть обозначены с помощью процедуры графической стратегической группировки [12]. Так, показатели деятельности ЭГК, попавших в квадрат с низким уровнем конкурентных преимуществ являются ориентиром, задаваемым нижний предел эффективности, т.е. при наличии показателей хуже, чем у такой компании можно сделать вывод о нулевой эффективности исследуемой компании.

На наш взгляд при анализе конкурентной позиции ЭГК на оптовом рынке электроэнергии и мощности ключевыми показателями являются: доля рынка ^М), рентабельность производства и продаж (Я), эффективность контроля издержек ^С) и использования мощности (иР), качество управления компанией (б) [11]. Оценку названных показателей рекомендуется осуществлять по 9-ти бальной шкале, и в дальнейшем использовать при расчете интегрального показателя конкурентной позиции. Выводы данного исследования проиллюстрированы на примере ОГК-1, которая осуществляет свою деятельность в трех зонах свободного перетока (таблица 1).

Таблица 1 - Оценка стратегических позиций ЭГК в отдельных ЗСП*

Компания Доля рынка (<М) Рентабельность (Я) Эффективность контроля издержек ^С) Эффективность использования мощности( иР) Качество управления (б)

ЗСП «Московская энергосистема»

Мосэнерго 9 1 3 9 8

ОГК-1 2 2 6 6 6

ОГК-4 2 9 9 9 9

ЗСП «Остальная часть ОЭС Урала»

ОГК-1 7 2 6 6 6

ОГК-2 3 9 8 8 8

ОГК-3 2 3 2 2 5

ОГК-4 2 9 9 9 9

ОГК-5 7 4 3 8 4

ТГК-9 4 7 5 6 7

ТГК-10 2 1 8 8 6

Башкирэнерго 6 4 5 8 8

ЗСП «Остальная часть ОЭС Тюмени»

ОГК-4 7 9 9 9 9

ОГК-2 5 9 8 8 8

ТГК-10 4 1 8 8 6

ОГК-1 4 2 6 6 6

* по данным 2010 г.

Интегральный показатель, характеризующий конкурентную позицию компанию, определяется по формуле:

1Р=дЫ + Я + SC + иР + Q (1)

Оценка позиции компании на рынке осуществляется по принципу отнесения к определенному диапазону значений: 0 - 15 - низкий уровень; 15 -30 -средний уровень; 30 - 45 - высокий уровень.

Соответственно рассчитанный интегральный показатель будет выглядеть следующим образом (таблица 2):

Таблица 2 - Интегральный показатель конкурентной позиции компании

Зона свободного перетока Компания Интегральный показатель

«Московская энергосистема» Мосэнерго 30

ОГК-1 22

ОГК-4 38

«Остальная часть ОЭС Урала» ОГК-1 27

ОГК-2 36

ОГК-3 14

ОГК-4 38

ОГК-5 26

ТГК-9 29

ТГК-10 25

Башкирэнерго 31

«Остальная часть ОЭС Тюмени» ОГК-4 43

ОГК-2 38

ТГК-10 27

ОГК-1 24

Для оценки степени достижения рыночных целей, по мнению авторов, необходимо отслеживать динамику изменения доли рынка по объему продаваемой электроэнергии и величине установленной мощности, а также выполнение инвестиционной программы. Проведенный анализ указанных показателей по 9-ти крупным энергогенерирующим компаниям, функционирующим на рынке, и стратегических позиций этих компаний позволяет сделать вывод, что снижение доли рынка по объему продаваемой электроэнергии более чем на 30%, снижение доли рынка по величине установленной мощности более чем на 40% или невыполнение инвестиционной программы более чем на 50% является для компании кризисным. При таком варианте интегральный показатель эффективности деятельности будет равен 0.

Анализ динамики доли рынка по проданной электроэнергии, по величине установленной мощности и объема выполнения инвестиционной программы позволил сделать вывод, что данные показатели стабильны у тех ЭГК, которые занимают лидирующее положение на рынке. Поэтому в случае стабильности доли рынка и 100%-го выполнения инвестиционной программы значение интегрального показателя близится к единице.

Рекомендуемый механизм расчета интегрального показателя может быть описан формулой:

1РЕг =М*10) *(Р*10) *(Е*10) *@*10) (2)

где М, F, Е, S - комплексный критерий достижения рыночных, финансовых, экономических и социальных целей соответственно.

Проведенный авторами анализ конкурентных позиций различных ЭГК и их показателей деятельности позволил сделать выводы относительно

возможных пределов изменчивости показателей, характеризующих достижение различных стратегических целей компании (таблицы 3-6).

Таблица 3 - Матрица соответствия «пределы изменения - значение показателей характеризующих достижение рыночных целей»

Доля рынка по объему электроэнергии (т1) Доля рынка по величине установленной мощности (т2) Объем инвестиций (т3)

Снижение более чем на 30% 0 Снижение более чем на 40% 0 объема по гатой ционной замме Менее 50 % 0

Снижение 25-30% До 0,2 Снижение 35-40% До 0,2 50-60% До 0,2

Снижение 20-25% 0,2-0,4 Снижение 25-35% 0,2-0,4 60-70% 0,2-0,4

Снижение 15-20% 04-0,6 Снижение 20-25% 04-0,6 70-80% 04-0,6

Снижение 10-15% 0,6-0,8 Снижение 15-20% 0,6-0,8 ь Й н о £ 1 а и с о к 80-90% 0,6-0,8

Снижение до 10% 0,8-1 Снижение до 15% 0,8-1 90100% 0,8-1

Стабильность или рост 1 Стабильность или рост 1 100% 1

если т!= 0 ^ М = 0 если т!ф 0 ^М = ' п

Таблица 4 - Матрица соответствия «пределы изменения - значение показателей характеризующих достижение финансовых целей»

Коэффициент текущей ликвидности (/1) Рентабельность активов (/2) Рентабельность продаж (/3) Объем инвестиций (/4)

менее 1 0 менее 0 0 менее 0 0 Снижение более чем на 20% 0

1 - 1,5 До 0,2 0 - 1% До 0,2 0 - 3% До 0,2 Снижение 15-20% До 0,2

1,5 - 1,7 0,2-0,4 1 - 2% 0,2-0,4 3 - 4% 0,2-0,4 Снижение 10-15% 0,2-0,4

1,7 - 1,8 04-0,6 2 - 3% 04-0,6 4 - 5% 04-0,6 Снижение 5-10% 04-0,6

1,8 - 1,9 0,6-0,8 3 - 4 % 0,6-0,8 5 - 6% 0,6-0,8 Снижение 3-5% 0,6-0,8

1,9 - 2 0,8-1 4 -5 % 0,8-1 6 - 8% 0,8-1 Снижение до 3% 0,8-1

больше 2 1 более 5% 1 свыше 8% 1 Стабильность или рост 1

если fi= 0 ^ F = 0 если 0 ^ F= 2"=1/'

Таблица 5 - Матрица соответствия «пределы изменения - значение показателей характеризующих достижение экономических целей»

Рентабельность производства электроэнергии (е1)

Себестоимость 1 МВт.ч, руб/МВт.ч (е2)

Удельный отпуск электроэнергии, млн. кВт.ч на 1 МВт установленной

мощности (е3)

менее 0 0 Свыше 600- 0 менее 4 0

0 - 2% До 0,2 560-600 До 0,2 4-4,4 До 0,2

2 - 3% 0,2-0,4 520-560 0,2-0,4 4,4-4,8 0,2-0,4

3 - 4% 04-0,6 480-520 04-0,6 4,8-5,2 04-0,6

4 - 5% 0,6-0,8 440-480 0,6-0,8 5,2-5,6 0,6-0,8

5 - 6% 0,8-1 400-440 0,8-1 5,6-6 0,8-1

свыше 6% 1 Ниже 400 1 свыше 6 1

если ег= 0 ^ Е = 0 если 0 ^ Е = 2"=1в' ' п

Таблица 6 - Матрица соответствия «пределы изменения - значение показателей характеризующих достижение социальных целей»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текучесть кадров ^1) Темп роста средней з/пл ^2) Удельные затраты на социальное обеспечение ^3)

менее 0 0 Свыше 600- 0 менее 4 0

0 - 2% До 0,2 560-600 До 0,2 4-4,4 До 0,2

2 - 3% 0,2-0,4 520-560 0,2-0,4 4,4-4,8 0,2-0,4

3 - 4% 04-0,6 480-520 04-0,6 4,8-5,2 04-0,6

4 - 5% 0,6-0,8 440-480 0,6-0,8 5,2-5,6 0,6-0,8

5 - 6% 0,8-1 400-440 0,8-1 5,6-6 0,8-1

свыше 6% 1 Ниже 400 1 свыше 6 1

если 51= 0 ^ £ = 0 если Лф 0 ^ £ = ' п

Интегральный показатель эффективности деятельности компании на рынке представляет собой произведение критериев достижения рыночных, экономических, социальных и финансовых целей и может изменяться в пределах от 0 до 10 000. Чем ближе его значение к 10 000, тем более устойчивую позицию занимает компания на рынке, следовательно, тем более эффективно система стратегического управления компанией. Следует отметить, что при наличии хотя бы одного нулевого значения интегральный показатель будет равен нулю, поскольку независимо от того какие именно цели не достигнуты эффективность реализации стратегии является нулевой.

Таким образом, для оценки целедостижения стратегических задач энергогенерирующих компаний может быть использован интегральный показатель деятельности, учитывающий степень достижения рыночных,

финансовых, экономических и социальных целей. Применение предложенного показателя на практике позволяет оценивать соответствие выбранной стратегии развития условиям рынка, относительную рыночную позицию компании, обеспечивать соблюдение принципа равнозначности целевых установок компании, а также корректировать стратегию развития ЭГК в зависимости от того, какие стратегические цели не достигнуты. Использование показателей, конкретизирующих стратегические цели, в практике оперативного управления обеспечит взаимосвязь стратегического и оперативного управления, позволит всесторонне оценивать деятельность компании и входящих в ее состав генерирующих станций, своевременно реагировать на отклонения показателей от целевых значений.

Библиографический список:

1. Гительман, Л.Д. Эффективная энергокомпания: Экономика. Менеджмент. Реформирование [Текст]/ Л.Д. Гительман, Б.Е. Ратников. - М.: Олимп - Бизнес, 2005. - 534 с.

2. Гительман, Л.Д. Энергетический бизнес: учебное пособие [Текст]/ Л.Д. Гительман, Б.Е. Ратников - М.: Дело, 2006. - 600 с.

3. Дебердиева, Е.М. Подходы к обоснованию стратегии нефтегазовых компаний [Текст]/ Е. М. Дебердиева // Нефть, газ и бизнес. 2014. № 6. С. 10-14.

4. Ленкова, О.В. Методика установления стратегических целей и ключевых показателей деятельности в нефтегазовой компании [Текст]/ О.В. Ленкова // Теория и практика общественного развития, 2015. - №11. - С. 80-81.

5. Ленкова, О.В. Теория принятия стратегических решений: учебное пособие [Текст]/ О. В. Ленкова, И. В. Осиновская, А. В. Шалахметова -Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. - 223с.

6. Пленкина, В.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст]/ В. В. Пленкина, Г. А. Чистякова, О. В. Ленкова - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 195 с.

7. Пленкина В.В. Технология функционального управления в сложных хозяйственных системах [Текст]/ В.В. Пленкина, Л.Л. Тонышева, И.В. Андронова, Е.М. Дебердиева - Тюмень: ТюмГНГУ, 2000г. - 194 с.

8. Тимофеев, Д.И. Современная энергетическая компания: теория и практика стратегического управления [Текст]/ Д.И. Тимофеев // Экономические стратегии.- 2008.- №1.- С.130-137.

9. Тульчинская, Я. Модернизация электроэнергетики: проблемы и перспективы [Текст]/ Я. Тульчинская // Энергорынок - 2010. - № 10. - с. 18-20.

10. Чухланцев, С.С. Интегральный показатель эффективности деятельности как инструмент оперативного управления энергогенерирующей компании [Текст]/ С.С. Чухланцев / Сб. научн. тр.: Инновации в управлении региональным и отраслевым - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - С. 361-365.

11. Чухланцев, С.С. Особенности управления энергогенерирующей компанией в условиях институциональных преобразований [Текст]/ С.С. Чухланцев / Препринт научного доклада. - Тюмень: Вектор Бук, 2009. - 41 с.

12. Чухланцев, С.С. Управление эффективностью деятельности энергогенерирующей компанией в условиях институциональных преобразований [Текст]/ С.С. Чухланцев / дисс. канд. экон. наук - Тюмень, 2010. - 163 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.