Научная статья на тему 'Методический подход к оценке потенциала бизнес-модели предприятия'

Методический подход к оценке потенциала бизнес-модели предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
515
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленность / предприятие / бизнес-модель / целевое состояние / интегральная оценка / дисперсия / математическое ожидание / сегменты потребителей / ключевые ценности / уникальное торговое предложение / инвестиции / industry / enterprise / business model / target / integral estimation / dispersion / mathematical expectation / customer segments / key values / unique selling proposition / investments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артур Дмитриевич Бобрышев, Николай Леонидович Пирогов, Виктор Петрович Хайдуков

Цель: Разработка методического подхода к проведению объективной оценки бизнес-модели предприятия при обосновании инвестиционных решений в промышленности. Методология проведения работы: Исследование базируется на применении методов анализа финансового состояния предприятий, структурного, статистического анализа, экспертных оценок и бизнес-моделирования. Фактические данные о работе промышленных предприятий получены из материалов сервера Центра раскрытия корпоративной информации. Результаты работы: Широко известная за рубежом концепция бизнес-моделирования постепенно находит свое заслуженное признание при подготовке инвестиционных решений в промышленности России. Между тем, до настоящего времени специалистами не предложено объективного механизма оценки степени оптимальности бизнес-модели промышленного предприятия. Суждения о совершенстве или порочности такой модели принимаются на основе интуитивных представлений экспертов о полноте отражения в ней основных компонентов современного бизнеса. Однако подобный подход при обосновании инвестиционных вложений в промышленное предприятие влечет за собой слишком высокую цену ошибочных выводов, сделанных на основе субъективных представлений. Для гарантированно объективной оценки совершенства бизнес-модели предложено методическое обоснование проведения этой работы, основанное на сравнении фактических параметров бизнеса с его целевыми формализованными значениями. Выводы: Применение рекомендованного математического аппарата факторной оценки бизнес-модели промышленного предприятия превращает работу по обоснованию инвестиционных решений в научно выверенную процедуру, гарантирующую получение достоверных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Артур Дмитриевич Бобрышев, Николай Леонидович Пирогов, Виктор Петрович Хайдуков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical Approach to an Assessment of the Potential of the Business Model of the Enterprise

Purpose: the development of a methodical approach to carrying out objective assessment of a business model of the enterprise at justifi cation of investment decisions in the industry. Methods: the study is based on the application of methods of analysis of fi nancial state of enterprises, structural, statistical analyses, expert assessments and business modeling. Actual information about the industry obtained from the materials of the Center server corporate disclosure. Results: widely known abroad the concept of business modeling is gradually fi nding its deserved recognition in the preparation of investment decisions in industry. Meanwhile, up to the present time specialists are not off ered objective mechanism for assessing the degree of optimality of the business model of the industrial enterprise. Judgments about the excellence or badness of a business model are made on the basis of intuitive perception of experts about the completeness of the refl ection in it of the main components of modern business. However, this approach in the justifi cation of investment in industrial enterprise entails too high a price to erroneous conclusions based on subjective perceptions. To ensure an objective assessment of excellence models, the proposed methodological rationale of this work is based on comparing the actual parameters of the business and its target the formalized values. Conclusions and Relevance: the recommended use of the mathematical apparatus of the factor analysis of the business model of the industrial enterprise makes the work to support investment decisions in a scientifi cally sound procedure that guarantees obtaining reliable results.

Текст научной работы на тему «Методический подход к оценке потенциала бизнес-модели предприятия»

МОДЕРНИЗАЦИЯ

МИР

УДК 65,012,2 DOI; 10,1 SI S4/2079-4665201 S.9.125-39

JEL: Н12, М21

Методический подход к оценке потенциала бизнес-модели предприятия

Артур Дмитриевич Бобрышев1, Николай Леонидович Пирогов2, Виктор Петрович Хайдуков3

1-г Центральный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности «Центр»,

Высшие экономические курсы оборонно-промышленного комплекса, Москва, Россия 123242, Москва, ул, Садовая-Кудри некая, д, 11, стр, 1

* АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро». Зелено дол ьск, Россия 422540, Республ ика Татарстан, Зел енодольск, ул, Л ени на, д, 41 E-mail: 3646410@mail,ru, pir37@bk,ru, [email protected]

Поступила в редакцию: 20,012018; одобрена: 14022018; опубликована онлайн: 30032018

Аннотация

Цел ь: Разработка методического подхода к проведению объективной оценки бизнес-модели предприятия при обосновании инвестиционных решений в промышленности,

Методология п ро ведения работы: Исследование базируется на применении методов анализа финансового состояния предприятий, структурного, статистического анализа, экспертных оценок и бизнес-моделирования фактические данные о работе промышленных предприятий получены из материалов сервера Центра раскрытия корпоративной информации.

Результаты работы: Широко известная за рубежом концепция бизнес-моделирования постепенно находит свое заслуженное признание при подготовке инвестиционных решений в промышленности России, Между тем, до настоящего времени специалистами не предложено объективного механизма оценки степени оптимальности бизнес-модели промышленного предприятия Суждения о совершенстве или порочности такой модели принимаются на основе интуитивных представлений экспертов о полноте отражения в ней основных компонентов современного бизнеса. Однако подобный подход при обосновании инвестиционных вложений в промышленное предприятие влечет за собой слишком высокую цену ошибочных выводов, сделанных на основе субъективных представлений. Для гарантированно объективной оценки совершенства бизнес-модели предложено методическое обоснование проведения этой работы, основанное на сравнении фактических параметров бизнеса сего целевыми формализованными значениями.

Выводы: Применение рекомендованного математического аппарата факторной оценки бизнес-модели промышленного предприятия превращает работу по обоснованию инвестиционных решений в научно выверенную процедуру, гарантирующую получение достоверных результатов,

Кл ючевые слова: промышленность, предприятие, бизнес-модель, целевое состояние, интегральная оценка, дисперсии математическое ожидание, сегменты потребителей, ключевые ценности, уникальное торговое предложение, инвестиции

Для цитирования: Бобрышев А, Д., Пирогов И, Л,,Хайдуков В, Я, Методический подход к оцен не потенциала б изнес-модел и пред приятия //МИР{Модернизация. Инновации, Развитие),2018,Т,9, МП,С25-39.DO1:10,18184/2079-46652018,9.125-39

© Бобрышев А Д., Пирогов И. Л., Хайду ков В, П., 201$

Methodical Approach to an Assessment of the Potential of the Business Model of the Enterprise

Artur D. Bobryshev \ Nikolay L. Pirogov2, Victor P. Khaydukov3

Centra I Research and Development Institute of the ship-building industry "Genter",

High economic courses of defense industry complex, Moscow, Russian Federation 11, bldg, 1, Sadovaya-Kudrinskaya St, Moscow, 123242

MSCZelenodolskdesign Bureau", Zelenodolsfo Russian Federation 41, Lenina str,,ZelenodobkTatarstan, 422540 E-mail; 3646410@mail,ru, pir37@bk,ru, [email protected] Submitted 20B12018; revised 14B22018; published online 30,032018

25

МИР

МИР (Модернизация, Инновации, Развитие), 2013, T9, № 1, С,25-39

Abstract

Pu г pose; ffre development of a methodical approach to carrying out objective assessment of a business model of the enterprise at justification of investment decisions in the industry.

Methods: ffte study is based on the application of methods of analysis of financial state of enterprises, structural, statistical analyses, expert assessments and business modeling. Actual informat ion about the industry obtained from the materials of the Center server corporate disclosure. Results: widely known abroad the concept of business modeling is gradually finding its deserved recognition in the preparation of investment decisions in industry. Meanwhile, up to the present time special ists are not offered objective mechanism for assessing the degree of optimality of the business model of the industrial enterprise. Judgments about the excellence or badness of a business model are made on the basis of intuit ive perception of experts about the completeness of the reflection in it of the main components of modern business. However, this approach in the justification of investment in industrial enterprise entails too high a price to erroneous condusions base don subjective perceptions. To ensure an objective assessment of excellence models, the proposed methodological rationale of this work is based on comparing the actual parameters of the business and its targe t the formalized values,

Concl us lo ns a nd Relevance: the recommended use of the mathemat icaf apparatus of the factor analysis of the business model of the industrial enterprise makes the work to support investment decisions in a scientifically sound procedure that guarantees obtaining reliable results.

Keywords: industry, enterprise, business model, target, integral estimation, dispersion, mathematical expectation, customer segments, key values, unique selling proposition, investments

For citation; BobryshevA, Dv PirogovN, Lr KhaydukovV, P, Methodical Approach to an Assesmentof the Potential of the Business Model of the Enterprise, MIR (Modernizatsiia, Innovatsii, Razvitie) = MIR (Modernization, Innovation, Research), 2018; 9(1)25-39, DO I; 10,13134/2079-46652013,9,125-39

Введение

Переход к рыночной экономике, наряду с позитивными изменениями/ связанными с развитием конкуренции/ ростом качественных параметров и многообразия промышленной продукции, имел следствием существенные негативные макроэкономические последствия, которые проявились в снижении координации промышленного развития со стороны органов государственного управления. Это, в том числе, затруднило установление баланса между добывающими и перерабатывающими производствами, а также решение вопрооов промышленной кооперации. После окончания острой фазы периода первоначального накопления капитала, проведенного смногочисленными нарушениями правовых и моральных норм, процессы преобразования собственности постепенно переходят в русло легальных экономических отношений. По тем или иным мотивам происходят слияния, поглощения, разделение и объединение предприятий. Формируются региональные и межрегиональные кластеры. Выстраиваются отношения вертикальной интеграции компаний. В результате конкурентной борьбы одни предприятия теряютустойчивостъ и выставляются на продажу, другие, более успешные, расширяют свой бизнес путем реализации инвестиционных проектов и приобретения допол-

нительных активов, а также формирования интегрированных структур1 и холдингов.

Одним из основных мотивов создания холдинговых компаний на базе или с участием промышленных предприятий послужило стремление последних к повышению устойчивости собственного развития в оосгаве более крупных организационно-экономических структур, обладающих представительными активами, имиджем и, соответственно, способных привлечь инвестиции для технического перевооружения своих дочерних компаний. А эта задача - одна из ключевых в условиях современной международной конкуренции. В качестве иллюстрации можно указать на тот факт, что за 2015 г. ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (Республика Татарстан) было заключено 39 договоров поручительства в отношении кредитов, выданных его дочерним предприятиям-В том числе, по кредитам, выданным ОАО «Зеленодольский заводим- AM- Горького», - 6 договоров с лимитом 43,9 млрд рублей 2.

При принятии подобного рода затратных и ответственных решений интегрированные структуры руководствуются соображениями экономической целесообразности, обоснованными заемщиками (дочерними предприятиями холдинга) в бизнес-планах своей деятельности или инвестиционных проектах, которые они намерены осуществить.

1 Одно из наиболее полных определений данного понятия приведена в Законе о промышленной политике: «интегрированная структура в промышленности... - это объединение ведущих совместную деятельность юрцп,ических лиц, которое не является юридическим лицом, создается в соответствии с решениями Президента РФ Федерации ИЛИ Правительства РФ, и в котором одно юридическое лицо иуеет возможность определять решения, принимоемые остальными юридическими лицауи» [О промышленной политике в Российской Федерации- “ Федеральный закон РФ от 31.12.2014 N|o 488-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 13.07.2015 и 3.06.2016), п. 16 сг. 3]

2Годовой отчет ОАО «Холдинговая компания «АкБаро> за 2015 г. URL: http://www.e-di$dosure.ru/portal/file$.a$px?id=10878&type=2 (Дата обращения 9.08.2017). С. 26-31

26

MIR (Modern cation. Innovation. Research}, 201S; 9(1 >25-39

Между тем, отечественная практика кредитования реального сектора свидетельствует о том, что «задолженность по банковским кредитам, предоставленным юридическим лицам И индивидуальным предприятиям среднего и крупного бизнеса, выросла за 20 10-2017 гг. более, чем в«даа раза - с 12,7 трлн рублей до39,8трлн рублей... Кредиты больше всего востребованы в обрабатывающей промышленности (задолженность на 01.02.2017 составила 6,3 трлн рублей). А уровень просроченной задолженности здесь - 5%»3. То есть, в одном из «двадцати случаев инвестиции или финансовые ресурсы, направляемые на пополнение оборотных средств предприятий И организаций, своевременно или совсем не возвращаются кредиторам. Соответственно, если под выдачу кредита была предоставлена гарантия третьего лица, субсидиарная ответственность ложится на этого поручителя. В этих условиях остро встает вопрос о научном обосновании новых современных методов аргументации принятия взвешенных решений по ранжированию и выбору объектов инвестирования в промышленности, реально споообных освоить выделяемые средства с гарантированным результатом.

Как показывает практика, приобретение того или иного бизнеса, равно как и финансирование инвестиционного проекта, далеко не всегда оказывается целесообразным И вы года ым в долгосрочной перспективе из-за неполного учета особенностей бизнеса промышленного предприятия еще на стадии подготовки сделки. В экономической науке накоплен значительный опыт проведения оценки предприятий и инвестиционных проектов, отвечающей запрооам различных заинтересованных лиц, разработан соответствующий методический аппарат. Это и анализ финансово-хозяйственной деятельности, И определение стоимости предприятия, и проведение процедуры проверки бизнеса в режиме «due diligence» [1], и различные экспертные методики, применяемые арбитражными управляющими на несостоятельных предприятиях. Вместе стем,всеэти метода и подхода! пока не позволяют свыоокой долей определенности заявить о том, обладает ли объект реальными перспективами дальнейшего устойчивого развития, гарантированно является инвестиционно привлекательным, либо кредитор финансирует приобретение «мертвых» нежизнеспособных активов и продлевает агонию угасающего предприятия?

Начиная с 90-х годов прошлого столетия набирает популярность современная управленческая

концепция, возможности которой еще только изучаются и оцениваются, - концепция бизнес-моделирования. В международной практике под бизнес-моделью понимается «логическое схематическое описание бизнеса, призванное помочь в оценке ключевых факторов успеха предприятия»

[2]. Данная модель применяется для анализа и определения направлений реформирования бизнеса, построения стратегии его развития, создания предпосылок к повышению лояльности пероо-нала и решения некоторых других задач. Между тем, как представляется, эта концепция с успехом может быть использована и для обоснования инвестиционных решений в промышленности в силу того обстоятельства, что бизнес-модель наиболее полно и всесторонне характеризует состояние внутренней среда предприятия и его перспективы в рыночном окружении.

Обзор литературы и исследований. Вопросы оценки инвестиционной привлекательности предприятий и проектов углубленно иоследовались в работах ДА. Ендовицкого [3] и В. Е. Соболевой [4], И.А. Бузовой [5], А. Дамодарана [6],У.Д. Ма-зерсила [7]. В трудах перечисленных ученых всесторонне раскрыты метода! и технологии оценки И отбора предприятий и проектов, привлекательных для инвесторов. Между тем, вопрос о применимости концепции бизнес-моделирования для этих целей до настоящего времени не иоследован. Теоретические основы концепции бизнес-моделирования разработаны в трудах: О. Гассмана [8], Р. Комиоара [9], В.Ю. Котельникова [10], Д Маллинса, А. Осгервальдера [11], И- Пинье, Э. Риса [12], А. Сливотски [13], Н.Д. Стрекаловой [14], К.М. Тарабрина [15], К Франкенбергер,Л. Швай-цера [16], М. Шик, Г. Чесбро [17]. Исследования авторов каоаются различных аспектов этой плодотворной концепции, однако, при всей их полноте, требуют уточнения, развития и дополнения в части ее применения для обоснования инвестиционных решений. Ключевым вопросом данной задачи является поиск способов объективной оценки бизнес-модели предприятия с позиции лица, намеренного инвестировать в его приобретение или развитие.

Материалы и методы. Рекомендации исследования и осодгг из п редположени я о том, что и нвесгор располагает представлениями о приемлемом для него состоянии существенных признаков бизнес-модели предприятия, в которое он намерен вложить деньги. Эти представления формируют тот

3 Кредотование в Роосии, просроченные долги, задолженность. URL: http://\VWW.tadviser.ru/index.php/Статья:Кредитование_в_Рос-сии_(просроченные_ долги,_задолженносгь) (п,ага обращения 11.09.2017)

27

МИР

МИР (Модернизация, Инновации, Развитие), 201 в,Т,9, № 1, С,25-39

*

«идеальный» образ предприятия, с которым необходимо сравнить фактическое положение оцениваемого объекта. В статье, с использованием методов анализа финансового оостояния предприятий, структурного, сгату1сгического анализа, экспертных оценок и бизнес-моделирования, предложены рекомендации по выбору ключевых показателей оценки И выполнению подобного сравнения. Для практической иллюстрации положений разработанного методического подхода использованы данные предприятий судостроительной промышлен н осту, публикуемые ИМИ в официальной системе раскрытая корпоративной информации 4, а также результаты собственных последований авторов.

Результаты исследования

Одним из оамых простых, надежных и поэтому распространенных способов оценки чего-либо является сравнение параметров объекта с идеальными представлениями о том, что он должен собой представлять, которые сформированы в результате наблюдений, научных последований И расчетов, или сложились в общественном оознании под влиянием таких категорий, как этика, мораль, нравственность и Другие. В теории экономики И управления это: оц ен ка со ответстви я п а ра м етро в п ре дп р и яти я допустимым интервалам варьирования показателей, определяющих его финансовую устойчивость; определение степени соответствия организационной структуры управления классическим схемам распределения полномочий на предприятии; оценка полноты выполненного последования рынка с позиции канонов построения «комплекса маркетинга» и т.д Субъект, выполняющий оценку, устанавливает для себя предельные значения оцениваемых параметров, при которых он принимает положительное, отрицательное либо какое-то промежуточное решение в отношении действий, которые он намеревался совершить, приступая к этой работе. Например, «стратегия ПАО (в то время -ОАО) АФК «Система», принятая советом директоров корпорации в сентябре 2008 г.,имела условное название «5х5>25» и предполагала достижение ключевой цели _ обеспечения ROIC5 акционеров

>25% в течение следующих 5-ти лет за счет реализации пяти ключевых инициатив: повышения сгои-мости всех актутов, входящих в инвестиционный портфель АФК «Система» ...; соблюдения строгой финансовой дисциплины, основанной на (i) главенстве показателей TSR6 и ROIC при принятии инвестиционных решений, (и)прозрачной системе КПЗ7 * для всех публичных кампаний;упрощения корпоративной структуры управления; совершенствования портфельной стратегии И управления активами; применения лучшей практики IRa и корпоративного управления»9. Соответственно, любые инвестиционные и другие решения корпорации принимались с учетом данного комплексного критерия. Сегодня базовые принципы инвестиционной стратегии ПАО АФК «Система» скорректированы 10, однако также продолжают содержать минимальные количественные требования к интегральным показателям эффективности инвестиционной деятельности в корпорации-

Исходя из допущения о высокой степени применимости для подобных целей положений концепции бизнес-моделирования, воспользуемся аналогичным подходом при разработке методических положений проведения оценки инвестиционной привлекательности предтриятий, на основе сравнения текущего состояния их бизнес-модели с представлениями об «идеальной» модели бизнеса. В качестве методического аппарата используем наработки, сделанные авторами ранее широко известной только в среде технических специалистов, а сегодня осваиваемой и деловым сообществом, теории решения изобретательских задач (ГРИЗ) [18]. Одним из ключевых в данной теории является понятие «идеального конечного результата». Именно с его формулировки начинается вся работа по решению той или иной проблемы. Идеальный конечный результат (ИКР) ~ это такое оосгояние исследуемой или оптимизируемой системы, при котором все ее параметры минимизируются или «стремятся к нулю», но она оохраняет способность выполнять свои функции в полном объеме. Или наоборот, при сохранении параметров системы в неизменном оосгаве, за счет разрабатываемых организационных или технических

4 Центр раскрытия корпоративной информации- URL: http://www.e-disdosure.ru (п,ата обращения 23.10.2017)

5 ROIC - коэффициент рентабельности инвестированного капитала (англ, - «return on invested capital») - отношение чистой операционной прибыли компании к среднегодовой стоимости суммарного инвестированного капитала

6T$R - совокупный доход акционера в абсолютном выражении (онгл. - «total shareholder return»)

7КГВ - ключевые показатели эффективности

0IR - связи с инвесторами (онгл. - «investor relations»)

’Годовой отчет ОАО АФК «Система» за 2009 г. М-: АФК «Система», 2010. 102 с С. 9

10 Годовой отчет ПАО АФК «Система» за 2016 г. М-: АФК «Система», 2017. 109 с С. 10

28

MIR (Modernization, Innovation, Research}, 201 в; 9(1 };2S-39

МИР

решений она приобретает новые, ранее недоступные ей качества. Любая система объективно развивается в направлении повышения своей идеальности. Причем зачастую понятие идеала, для одних групп заинтересованных лиц означающего совершенство, для других приобретает противоположное значение и превращается в тормоз развитая. Например, бюрократизация системы управления предприятием является благом для его администрации, так как позволяет получать дополнительные выгода от этого состояния. Вместе с тем, излишнее администрирование, свойственное бюрократической организации, сдерживает инициативу и предприимчивость персонала, отвлекает ресурсы на выполнение надуманных процедур И впоследствии оказывает негативное влияние на результаты работы всего предприятия.

Тем не менее, стремление к совершенству остается объективной закономерностью общественного развитая. И в естествознании, И в теории организации эти процессы регулируются соответствующими законами. Например, закон «увеличения степени идеальности технической системы» свидетельствует о том, что развитую всех систем идет в направлении повышения их совершенства [18]. 3 акон «ин форм ирован н ocryi -у порядоч ен н ocryi», утверждающий, что в организационном целом не может быть большего порядка, чем в упорядоченной информации, оперирует понятием энтропии ”. Прогресс любой системы должен иметь следствием снижение уровня энтропии. В этом случае можно говорить о ее действительном развитии- Еще один универсальный закон организации, действующей как в социально-экономических, так и биологических системах, - закон самосохранения - гласит: «любая реальная физическая (организованная) система стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее расходовать свой ресурс»11 12.

Специалисты по ТРИЗ предюгают несколько практических рецептов, как необходимо действовать, чтобы реально приблизиться к ИКР. Так, при решении исследовательских задач они рекомендуют обязательно формулировать ИКР и всегда стремиться к его достижению. Смысл этой рекомендации в том, чтобы получить ориентир для перехода к наиболее эффективным (в их терминологии - сильным) решениям. «Тактика решения задач с помощью ИКР

состоит в том, чтобы сконцентрироваться на этом сверхси льнам варианте и как можно меньше от него отступать. Вместе с тем, отвлечься от запретов и ограничений, наложенных различными обстоятельствами, крайне сложно, и представить себе действительно идеальный результат бывает очень трудно. Вот несколько ооветов, как ©формулировать по-настоящему идеальный конечный результат

1. Не нужно загадывать наперед, возможно или невозможно достичь идеального результата. Идеальность - это направление, причем вверх. Идеальный - не обязательно достижимый, суть в том, что решать любую задачу нужно в направлении повышения идеальности, нужно стремиться к идеалу.

2. Не следует заранее думать, какими путями будет достигнут идеальный конечный результат.

3. Используйте ключевые слова ИКР, такие как «сам», «оамо» и т.п. Действие должно совершаться само ообой, без всяких дополнительных механизмов, приспособлений, понуждений.

4. При формулировании ИКР задайте себе вопрос «Каким будет идеальное решение поставленной задачи, если убрать все препятствия и ограничения?». Этот прием позволит устранить психологическую инерцию и фокусироваться на конечном результате.

5. Для приближения к ИКР необходимо максимально использовать уже имеющиеся в наличии ресурсы, не раосчитывая на привлечение дополнительных средств.

6. Используйте шаблон идеального решения: все остается неизменным, но желаемый результат достигнут, или все остается неизменным, но нежелательный эффект исчез...

7. Приобретение полезного качества или устранение вредного не должно сопровождаться ухудлением дэугих качеств или появлением вреди ого ка чества »13.

Воспользуемся этуми советами при выработке своего видения идеальной бизнес-модели предприятия. Для этого сопоставим ее элементам предельные ожидания (определим целевое состояние) по каждому ИЗ них, вытекающие из стремления оптимизировать бизнес в целом - табл. 1.

11 Энтропия - количество разнообразия или ^ера неопределенности. В кибернетике при помощи этого понятия выражают ^ еру организованности системы

12 Национальная эконо.уиче ска я энциклопедия. URL: http://vooable.ru/termin/zakon-samosohranenija.html (п,ата обращения 24.12.2017)

13 7 ооветов, как определить идеальный конечный результат [\AKPj. URL: http://triz-onIine.ru/7-ооветов-как-определить-реальный-KOH/#oontent (п,ата обращения 29.11.2017)

29

МИР (Модернизация, Инновации, Развитие), 201 в,Т,9, № 1, С,25-39

МИР

«Предельные ожидания» по элементам бизнес-модели

Таблица 1 Table 1

"The ultimate expectation" elements of the business model

$л«м»ит бизн*о-мод»ли Ц*л*ю* соогояни* эл«м»ето 6изн»>мод«ли

1. Сегменты потребителей Сегменты потребителей определены для каждого из выпускаемых и перспективных вцп,ов продукции/ в соответствии с выбранной моделью построения маркетинговой политики/ ориентированной на различные виды рынков

2. Ключевые ценности Содержание ключевых ценностей полностью сформировано Для каждого сегмента потребителей. Определены: параметры продукта, условия гарантийного и сервисного обслуживания,утилизации И замены, а также иные условия, обеспечивающие удовлетворение запросов потребителей

3. Канолы доставки ценности Определены каналы доставки ценности по каждому Из сегментов потребителей, включающие в себя как привлечение оптового звена и розничные продажи через сеть фирменных магазинов, так и прямые продажи отдельным VIP-потребите л ям. Интернет-торговлю, партнерские торговые сети

4. Взаимоотношения с сегментами потребителей Для каждого из сегментов потребителей определен одж или сочетание нескольких вариантов организации долгосрочных партнерских взаимоотношений. Разовые контракты на отгрузку допускаются, но не приветствуются

5. Объемы и структура п от око в дох одов Налажен учет объемов доходов по сегментам потребителей И номенклатуре выпускаемой продукции- Определены приоритеты развития направлений деятельности предприятия. Нерентабельные вцп,ы продукции выводятся из производства, объемы выпуска высокорентабельных видов продукции наращиваются. И пользуются различные о<емы (сгил|^ повышения лояльности клиентов и стимулирования потребительского спроса

6. Ключевые ресурсы для создания и доставки ценности потребителям Круг ключевых ресурсов для решения поставленных оперативных и стратегических задач определен и доступен. Налажено и нф о рмаци они о -тех но логическое обеспечение; открыты необходимые кредитные линии, производство, логистика, НИОКР и Маркетинг обеспечены квалифицированным персоналам

7. Ключевые действия, необходимые для функционирования бизнеоа Предприятие обладает всем необходимым дя функционирования производственной системы, удовлетворяющей поставленным И перспективным задачам, а также возможностями. Достаточными дя выполнения сопутствующих работ и оказания услуг. Система управления предприятием обеспечивает эффективное функционирование предприятия

8. Ключевые партнеры по бизнес/ Определены ключевые партнеры по бизнесу. Заключены долгосрочные контракты с поставщиками- Иные участники внешнего окружения предприятия состоят с ним во взаимовыгодных отношениях

9. Объемы, структура и приоритеты расходов Мониторинг финансового состояния предприятия в целом И эффективности направлений его деятельности “ постоянная практика специализированных финансово-экономических служб. Устойчивость работы предприятия не вызывает опасений,также как и его перспектива, для реализации которой созданы необходимые финансовые резервы. Структура и приоритеты расходов выстроены в соответствии с объемами И структурой доходов (су. элемент 5 выше)

10. Организационная культура и стиль лидерства Организационная культура и стиль лидерства соответствуют стадии жизненного цикла, переживаемой предриятием, обеспечивают восприимчивость к инновациям, лояльность персонала и отвечают требованиям выстроенной управленческой вертикали (в корпорации, отрасли, регионе)

Предложена авторами. Proposed by the authors.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, можно согласиться с том, что предприятие, деятельность которого характеризуется бизнес-моделью подобного содержания, без сомнения будет признано заслуживающим доверия И привлекательным для приобретения интегрированной структурой или гаранту роваиного вложения инвестуидий в его дальнейшее развитие.

Следует заметить, что мы излагаем лишь принципы построения идеальной бизнес-модели, поэтому состав ее элементов и содержание представлений об их целевом состоянии может варьироваться в

зависимости от различных обстоятельств, связанных с субъектом И объектам оценки, их отраслевой принадлежностью, родом деятельности/ корпоративными установками И проч. Также могут быть использованы разное количество показателей и другие способы получения оценок. Между тем, методический подход к оценке инвестиционной привлекательности предприятия на основе сравнения потенциала его бизнес-модели с идеальными представлениями о состоянии ее элементов является универсальным-

30

MIR (Modernization, Innovation, Research), 201S; 9(1 >25-39

Понятаe потенциала (от лат. «potential - сила) в широком смысле слова означает «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии И могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельных лиц, общества, государства в определенной области»15. В экономике И управлении данное понятие используется применительно практически ко всем основным категориям как факторов производства,так и различных аспектов деятельности предприятий, отраслей, комплексов. Инвестиционный, кадровый, производственный, организационный потенциал - термины, прочно укоренившиеся в лексиконе экономистов и специалистов по управлению. Для целей настоящего исследования предлагается следующее определение: «потенциал бизнес-модели предприятия представляет собой ее способность обеспечить достижение текущих и долгосрочных целей\ а также уровня финансовых результатов предприятия, определенных стратегией его развития». В свою очереда, оценка потенциала бизнес-модели предприятия заключается в «определении степени ее соответствия идеальным представлениям о построении бизнеса; выраженным в качественной форме и определенным количественно».

Для перевода качественных параметров бизнес-модели в количественное измерение, учитывая равную значимость всех элементов бизнес-модели, каждому из них можно сопоставить оценку 1. Интегральный показатель потенциала бизнес-модели будет определен по простой формуле:

где: А. - т'-ая оценка состояния элементов бизнес-модели, I = 1 ... w 16. Соответственно, для идеальной бизнес-модели Р= 1 ■

Приняв за основу да иные формулировки, проведем дальнейшую декомпозицию информации табл. 1 и предложим подкода к количественному определению потенциала элементов бизнес-модели для последующего построения методики его оценки.

Целевым состоянием первого элемента бизнес-модели - «сегменты потребителей» ~ в общем случае является наличие всестороннего представ-

ления о специализации, составе, половозрастной структуре, предпочтениях, географии размещения, профессиональной ориентации И Других существенных параметрах тех групп потребителей, с которыми предприятие работает сегодня И которых намеревается охватить в будущем- В зависимости от комплекса обстоятельств рынок сбыта предприятия может быть весьма разнообразным- Например, деятельность одного из ведущих судостроительных предприятий России - АО «Зеленодольский завод ИМ - А.М. Горького» - осуществляется в 8-ми направлениях: судостроение И судоремонт, машиностроение и металлургия, производство судовой И корпусной мебели, изготовление металлоконструкций и оказание услуг центральной заводской лабораторией 17. В свою очереда, эти направления детализируются по видам продукции, ориентированным на конкретные группы потребителей- Общее представление о них позволяет оосгавитьтабл. 2.

Учитывая, что задачей данного элемента бизнес-модели является сегментация потребителей, в качестве оценочного показателя для него можно рекомендовать использовать долю потребителей, отнесенных к четко определенным сегментам- Например, если сегментировано73 из 100 потребителей продукции предприятия, то значение оценочного коэффициента А, составит 0,73. Можно, однако, утверждать, что сегментация потребителей продукции, которая обеспечивает основной доход предприятия, имеет большее значение, нежели сегментация потребителей сопутствующих услуг. Поэтому необходима корректировка сделанной оценки путем умножения ее на долю вида продукции, выпускаемой для того или иного сегмента потребителей в общем объеме выпуска предприятия - весовой коэффициент к . В табл. 3 приведен расчет значений данного коэффициента, выполненный для АО «Зеленодольский заводим-А.М. Горького».

В этом случае значение интегрального оценочного показателя по первому элементу бизнес-модели будет рассчитываться по формуле:

где: а]у -доля сегментированных потребителей в их общем количестве по/-му виду продукции (услуги);

15 Большая советская энциклопедия. URL: https://dicacademicru/dicnsf/bse/ 168433/Потенциал (дата обращения 30.11.2017)

16 W - количество оценок

17Продукция ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького». URL: http://www.zdship.ru/products/ (дата обращения 30.11.2017)

31

МИР

МИР (Модернизация, Инновации, Развитие), 201S,T,9, N* 1, С,25-39

Укрупненная структура И основные группы потребителей продукции предприятия

Таблица 2 Table 2

The integrated structure and the main consumer groups enterprise products

Направления деятельности А Виды продукция {услуг} Ооноьны» группы потребителей

Судостроение 1. Суда специального назначения (10 типов) ВМФ, ФСБ, Гражданский морской флот, инозаказчики

2. Во до помещаю щи е суда (10 типов) Нефте-, газодобывающие и перерабатывающие компании, прочие химические предприятия, морские и речные пароходства

3. Скоростное судостроение (21 тип) Морские и речные пароходства, туристические компании, МВД, инозаказчики

4. Рыбопромысловые суда (16 типов) Рыболовецкие предприятия, НИИ рыбного хозяйства

5. Плавсредства (Зтипа) Региональные органы хозяйственного управления

Судоремонт 6. Ремонт корпуса и надстроек судов Владельцы <удов номенклатуры выпуска предприятия, а также других производителей

7. Ремонт теплообменных аппаратов и судовых котлов

8. Ремонт главных и всл ом от от ель -н ых су до вых м еха н изм о в

9. Ремонт валопроводов, движителей и насадок

10. Ремонт су до вых устройств и систем

11. Ремонт <у до вых тру б о проводов и систем

Оказание услуг ЦЗЛ 27. Количественный химический анализ Предприятия и организации различных отраслей промышленности, население

28. Механические, технологические испытания

29. Металлографические последования

30. Анализ м осла и топлива

31. Неразрушающий контроль

32. Виброакусгические испытания

33. Инструментальные замеры

34. Анализ производственных сточных и природных вод

35. Анализ лакокрасочных мотериалов

36. Испытания сварочных соединений

* Структура направлений деятельности предприятие в которой ведется учет финансовых результатов Составлена авторами по материалам ОАО «Зеленодольский завод имени AM, Горького».

Compiled by the authors according to the materials of JSC "Zelenodolsk plant named after A, M Corky'!

j - номер вида продукции (услуги), / = 1 ■■■ «■ Для примера, приведенного в табл. 2, п = 36.

В табл. 4 приведена иллюстрация расчета данного коэффициента, выполненная для того же предприятия.

Целевым состоянием второго элемента бизнес-модели - «ключевые ценности» - является полно-

стью сформированное уникальное торговое предложение (УТП)14 для потребителей, относящихся к разным сегментам- Если первый элемент бизнес-модели отвечает на вопрос «для кого работает предприятие», то ключевые ценности дают представление о том, что оно им может предложить для удовлетворения выявленных потребностей. К оценке данного элемента также применима выше

14«Уникальное торговое предложение (англ. - «unique selling proposition») - это концепция, оогласно которой рекламу и продвижение товара необходимо основывать на определенных уникальных свойствах продукта, понятных потребителю и приносящих ему выгоду. УТП - это, прежде всего, выделение продукта среди всех его конкурентов. Слово «уникальный» подразумевает не повторяющейся конкурентами В отличии or классической витринной рекламы, которой противопоставлялась стратегия УТП, товар должен ассоциироваться, узнаваться и унифицироваться клиентам именно свыгодой, описанной в УТП» [Уникальное товарное предложение (УТГф. URL: http://worldsellers.ru/ unikalnoe-torgoYoe-predlozhenie-utp/ (п,ата обращения 30.11.2017)]

32

MIR (Modernization, Innovation, Research), 201S;9(1)25-39

МИР

Таблица 3

Расчет весового коэффициента К. для оценки потенциала бизнес-модели

; ТаЫеЗ

Calculation of weight coefficient of К. for buainee* model potential aweMment

Но проЕЛенИЯ Д*ЯТ»ЛЬ КОСТИ К. ) Чисто* Еыручка, 2016 г, ■лк;, рублей (факт)

Воего по предприятию 1 12 689 615

в то^ числе:

1. Судостроение 0,884 11 213 648

2. Машиностроение 0,023 285 728

3. Мо сто строение 0,003 32 266

4. Металлургия 0,063 794 673

5. Услуги и работы для других организаций 0,009 115 302

6. Прочая продукция 0,009 115 226

7. Услуги для населения 0,010 132 772

Контроль: 1,00 12 689 615

Составлена авторами, Compiled by the au thors..

Расчет коэффициента A1 Calculation of coefficient of A1

Таблица 4 ТаЫе4

«Сегменты потребителей» A} =|0/9бТ

(единив

Направления деятельности % Количество потребителей Ъ а. к b ?

всего по направлению Сегменти- рованных

1. Судостроение 1,000 3 3 0,884 0,884

2. Машиностроение 1,000 80 80 0,023 0,023

3. Мостостроение 1,000 17 17 0,003 0,003

4. Металлургия 0,548 62 34 0,063 0,034

5. Услуги и работы для других организаций 0,630 127 80 0,009 0,006

6. Прочая продукция 0,833 36 30 0,009 0,008

7. Услуги для населения 0,471 104 49 0,010 0,005

Контроль: 0,685 414 283 1,000 0,961

Составлена авторами. Compiled by the authors.

где Oy ~ доля продукции/ по которым разработано УТП, в ее общем объеме по /-му виду.

Це л ев ым со стоя ни ем треть ег о элемента бизнес-модели - «каналы доставки ценности» “ является обоснованная организация системы доставки ценности потребителям с использованием таких каналов, как привлечение оптового звена и розничные продажи через сеть фирменных Магазинов, прямые продажи отдельным VIP-потребителяМ/ Ин-те р нет-то рг ов л я, п а ртн е реки е торговые сету и т.д. Доля продук-ЦИИ/ по которым такие каналы разработаны, их эффективность проверена и они реально работают [а3)/ будет являться оценочным показателем по данному элементу. Формула расчета показателя АЗ аналогична (3).

Последний, четвертый элемент, относящийся к блоку взаимодействия предприятия с клиентами/ - «взаимоотношения с сегментами потребителей». Его целевое состояние характеризуется степенью определенности отношений с потребителями/ которая выражается в числе заключенных с ними долгосрочных, а не разовых контрактов. Согласно мировой практике, данное обстоятельство является ключевым для определения устойчивости предтриятия в перслеклуше И/ соответственно, создания тара нтий потенциальным инвесторам. Используя предложенный подход, оценочный показатель по данному элементу бизнес-модели можно рассчитать по формуле, аналогичной (3). При этом ау ~ доля продукции/ для реализации которой заключены долгосрочные контракты, в ее общем объеме по/-му виду.

приведенная логика. В этом случае формула расчета принимает следующий вид:

Методический подход, основанный на определении доли продукции/ для производства которой реализованы определенные действия или условия, предусмотренные бизнес-моделью, применим также для элементов № 6, 7 и S. Так, для шестого элемента - «ключевые ресурсы...» - оценочный коэффициент будет рассчитываться как доля

33

ММ Р (Модернизация, Инновации, Развитие), 201 в, Т,9, № 1, С, 25-39

МИР

продукции, для которой полностью определены и имеются в наличии ресурсы, обеспечивающие ее производство, в общем объеме продукции по /-МУ виду. Для седьмого элемента - «ключевые действия...» - коэффициент отражает долю продукции, для производства которой имеются подтвержденные производственные и организационно-управленческие условия, в общем объеме продукции по/-му виду. Восьмой элемент - «ключевые партнеры по бизнесу» - может быть оценен с помощью коэффициента который отражает долю продукции предлриятия, по которой установлены долгосрочные отношения с поставщиками сырья, материалов, комплектующих, и не имеется препятствий для ее производства со стороны внешнего окружения, в общем объеме продукции ПО/тМУ виду.

Для оценки трех оставшихся элементов бизнес-модели использованный выше подкод применим с некоторыми особенностями, так как они содержат категории, имеющие отношение к предтриятию в целом, независимо от выпуска конкретного вида продукции. Так, назначение пятого элемента бизнес-модели _ «объемы и структура потоков доходов» - продемонстрировать, что предприятие отчетливо себе представляет основные источники своих доходов, оценивает их значимость, а также использует все известные ему возможности извлечения прибыли из взаимодействия со своими потребителями. Вместе с тем, анализировать дохода вне связи с расходами на их получение - бесперспективно и ошибочно. Поэтому оценку этого элемента целесообразно проводить совместно с девятым элементом бизнес-модели _ «объемы,

структура и приоритеты расходов». Обобщающим показателем эффективности соотношения доходов и расходов является рентабельность продукции. Однако широко известны примеры того, что весьма рентабельная сделка является единичным случаем для практики работы того или иного предприятия, и не характеризует реальную результативность его работы. Поэтому для оценки рассматриваемых элементов бизнес-модели предлагается использовать еще один показатель, характеризующий результативность мер по управлению рентабельностью, - усредненную частоту повторных сделок по видам продукции. В этом случае формула расчета прим ©теле дующий вид:

I 1

-2>*а+-2>а (4)

2 ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где aSj.- доля рентабельной продукции по/-му виду продукции; a9j - доля повторных сделок по /-му виду продукции.

Достаточно сложно оценить последний элемент бизнес-модели _ «организационную культуру и стиль лидерства». Здесь трудно предложить какой-либо один обобщающий показатель, который можно получить расчетным путем. Поэтому остается прибегнуть к формализованной экспертной оценке. Интегральный оценочный показатель А]0 рассчитывается на основе обобщения данных табл. 5, содержащей оценки привлеченных специалистов по основным компонентам исследуемых категорий.

Таблица 5

Исходные данные для расчета интегрального оценочного показателя элемента бизнес-модели «организационная культура и стиль лидерства»

Table 5

The source data for the calculation of the integral performance indicator element of the business model of "organizational culture and leadership style"

Наименование компонента {д10} Шкала оценки

0,33 0,66 1,00

1. Восприимчивость персонала к инновациям

2. Лояльность персонала целям предприятия

3. Корреспонденция ценностей, норм И правил МИ^ИИ предприятия

4. Поддержка персоналом действий администрации

5. Соответствие организационной культуры и стиля лидерства сгедии жизненного цикла организации

6. Обоснованность значения коэффициента фондов* на предприятии

* Коэффициент фон дов характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение мекду средними уровнями заработной платы 1 0%работников с самыми высокими доходами и 1 0%работников с самыми низкими доходами [Социальноеположение и уровень жизни населения России. 20 J 5, Стат. сб, М; Росстат, 2015.311 с. С. 106)

Составлена авторами.

Compiled by the аи thors.

34

MIR(Modernization. Innovation. Research), 2018; 9(1 ):25-39

МИР

Формула расчета интегрального показателя в Формула для определения дисперсии, характери-этом случае примет следующий вид: зующей сбалансированность бизнес-модели, при-

мет следующий вид:

W |

(6)

где 1 = 1 ...6,5.

Существенное значение при оценке потенциала бизнес-модели имеет установление степени сбалансированности ее элементов. Из смысла исследуемой категории явно следует, что гипертрофированное развитие одной из сторон бизнеса в ущерб другим не несет в себе никакого созидательного начала, что подтверждается многочисленными примерами из практики. Прекрасно налаженное производство продукции, не имеющей сбыта - тупиковый путь в развитии предприятия. И наоборот, огромный подтвержденный спрос на продукцию, для производства которой отсутствуют производственные мощности, также не позволяет говорить о наличии у бизнес-модели предприятия высокого потенциала. Исходя из рекомендованного нами методического подхода, оценку разбалан-сированности бизнес-модели можно представить в виде дисперсии V разницы между идеальным И реальным состоянием ее элементов Aw, выражающей степень концентрации данных относительно их центра [19]. На рис. 1 приведен условный пример, поясняющий наши предложения.

При этом стандартное отклонение S можно определить по формуле:

s=VF pi

Бо'льшая дисперсия означает бо'льшее рассеяние данных и, следовательно, более низкую сбалансированность бизнес-модели. Стандартное отклонение, в свою очередь, служит индикатором волатильности (изменчивости) Aw.

Интегральные оценки потенциала бизнес-модели АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького», иллюстрирующие предложенный методический подход, приведены в табл. 6.

Завершает реализацию алгоритма рекомендованного методического подхода к определению потенциала бизнес-модели предприятия для целей обоснования инвестиционных решений графическое отображение целевого и фактического состояний бизнес-модели, которое имеет самостоятельное прикладное значение, так как позволяет наглядно

Сост селей авторами.

Рис. 1. Целевое и фактическое состояние элементов бизнес-модели (условный пример)

Compiled by the authors.

Fig. 1 . Target and actual state of the elements of the business model (conventional example)

представить направления дальнейшей работы по ее совершенствованию. Традиционно такая задача иллюстрируется лепестковой диаграммой - рис. 2.

Анализируя полученные фактические результаты расчетов, даже пока не располагая базой для сравнения с результатами других предприятий отрасли, можно отметить весьма высокий уровень потенциала и сбалансированности бизнес-модели АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького». Впрочем, этого следовало ожидать, еще только приступая к расчетам, иначе предприятие не относилось бы к числу флаг- 15

35

15 Состав компонентов для расчета может быть расширен в зависимости от предпочтений субъекта оценки

МИР (Модернизация, Инновации, Развитие), 2013, Т, 9, N-1, С 25-39

МИР

sJar

Таблица 6

Интегральны© оценки потенциала биэнес^модепи

Table 6

Integral aeeeeement of the potential of the bueinee* model

Показатель Целеьое состояние Фактическое состояние Отклонение Д Д-2 (А-Яр

A1 1 0/961 0,039 -0/051 0,0026

A2 1 0/993 0,007 -0/083 0,0069

A3 1 0/963 0,037 -0/053 0,0028

A4 1 0/967 0/033 -0/057 0/0033

A6 1 0/962 0,038 -0/052 0,0027

A7 1 0/962 0,038 -0/052 0,0027

AS 1 0/768 0,232 0,142 0,0201

A5,9 1 0/892 0,108 0,018 0/0003

A10 1 0/718 0,282 0,192 0,0367

Сумма: 8,187 0,813 0,0782

П от ен ци а л б и з н е с-мо де ли Р = 0,910

Сбалансированность бизнес-модели Vе 0/00 Ы

Стандартное отклонение S = 0/0932

Составлена авторами. Compiled by the au thors,

манов специального судостроения в РФ. Как это следует из диаграммы на рис. 2, некоторой корректировке подлежат три элемента бизнес-модели предприятия: «ключевые партнеры»/ «организационная культура и стиль лидерства»/ а также «структура расходов».

Выводы

Таким образом/ оценка основных элементов бизнес-модели предприятия/ проведенная с применением рекомендованного методического аппарата/ с высокой степенью объективности характеризует ее потенциал/ что служит надежной основой для принятия инвестиционных решений/ свободной от влияния субъективных мнений лиЦ/ выполняющих оценку. Использование результатов этой процедуры в совокупности с выводами анализа финансового положения/ а также итогами подтверждения правовой состоятельности предприятия и оценки основных аспектов его деятельности («due diligence»)/ гарантирует верный научно обоснованный выбор объекта инвестирования.

Как представляется/ результаты проведенного исследования существенно развивают представления о методах определения инвестиционной привлекательности как независимых предприятий/ так и компаний/ входящих в промышленные интегрированные структуры. Оценивая научные перспективы проделанной работы, следует предположить/ что дальнейшие исследования данной проблематики могут быть сконцентрированы в направлении повышения обоснованности состава и способов расчета интегральных показателей потенциала элементов биэнес-мо дел И/ а также формирования отраслевых баз данных нормативов потенциала бизнес-моделей предприятий.

Список литературы

1. Брег С. Настольная книга финансового директора / Стивен Брег; пер. с англ. 8-е иэд. М.: Альпина Паблишер, 2012.608 с.

2. Барановская Т.П., Восгрок-нутов А.Е., Дидимова В.С. Разработка моделей шаблона архитектуры предприятия общественного питания // Научный журнал КубГАУ.

Составлен авторами.

Рис. 2. Диаграмма для выбора направлений совершенствования биэнес^модели АО «Зеленодольский завод ИМ. А.М. Горького»

Compiled by the au thors.

Fig. 2. Chart to «elect the direction* of the improvement of the bueine** model of JSC "Zelenodoleky plant them. A. M. Gorky"

36

MIR (Modernization, Innovation, Research}, 201 S; 9(1 У25-39

МИР

2016. № 116 (02). С 1278-1297. URL https:// elibrary.ru /item.asp?id=25718740

3. Анализ инвестиционной привлекательности организации: научное издание / коллектив авторов; под ред. ДА. Ендовицкого. М-: КНОРУС,

2014. 374 с.

4. Экономический анализ слияний/поглощений компаний /ДЛ. Ендовицкий, В.Е. Соболева М-: КНОРУС, 2010. 439 с

5. Бузова И А., Мах овикова Г Л., Терехова В. В. Коммерческая оценка инвестиций / под ред В.Е Есипова. СПб: Питер, 2004. 432 с

6. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и метода оценки любых активов / АсватДамодараи) пер. с англ. М-: Альпина Паблишер, 2017. 1316 с.

7. Мазерсил УД. и ЛР- Эпоха бизнес-ангелов. Практика работы бизнес-ангельских сетей / У. Дэниел Мазерсил) пер. сангл. ЕВ. Венюковой. М-: Вершина, 2009. 256 с.

8. Га сема и О. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов / Оливер Гассман, Каролин Франкенбер-гер, МикаэлаШих, пер. с англ. М-: Альпина Па-блиш ер, 2016. 415 с

9. Маллинс Д. Поиск бизнес-модели. Как спасти стартап, вовремя сменив план / Джон Маллинс, Рэнди Комисар) пер. с англ. М. Пуксант И £ Бакушевой М.: Манн, Иванов и Фербер,

2012. 336 с.

10. Котельников В.Ю. Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, деижимых инновациями. М-: Эксмо, 2007. 92 с.

11. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора: пер. сангл. М. Кульневой. М-: Альпина Паблишер,2013. 288 с

12. Рис Э. Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей И выбора бизнес-модели / Эрик Рис) пер. с англ. 2-е изд М-: Альпина Паблишер, 2013. 253 с.

13. СливотскиА. Миграция ценности. Что будет с вашим бизнесом послезавтра? пер. с английского А.А. Шапошниковой) под редакцией М.В. Фербера и А.В. Степанова. М-: Манн, Иванов и Фербер, 2006. 432 с

14. Стрекалова Н.Д. Концепция бизнес-модели: методология системного анализа // Изве-

стия РГПУим.А.И. Герцена. Научный журнал. 2009. №92. С. 95-105. URL https://elibrary. ru/item.asp?id=l 1727845

15. Тарабрин М.Б., Тарабрин КМ. Исследование конкурирующих концепций бизнес-модели с целью определения генезиса и идентификации понятия // Страховое дело. 2014. № 6 (255) С 49-64. URL https://elibrary.ru/ item.asp?id=21645737

16. Schweizer L Concept and Evolution of Business Models // Journal of General Management. 2005. Vol. 31. № 2. P. 37-56.

17. Чесбро Г. Открытые бизнес-модели. IP-менеджмент. М-: Поколение, 2008. 352 с.

18. Альтшуллер Г. Найту идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. 4-е издание. М.: Альпина Паблишерз, 201 1. 400 с

19. Статистическиеметода! повышения качества: пер. сангл.; под ред X. Кумз. М.: Финансы и статистика, 1990. 304 с.

20. Дорохина ЕЮ., Харченко С.Г Бизнес-модели экономики замкнутых циклов как механизм достижения устойчивого развитая // Экология и промышленность России- 2017. № 21 (7). С. 58-61. URL https://elibrary.ru/ item.asp?id=29453072. DOI: 10.18412/1816-0395-2017-7-58-61

21. Кусраева О.А. Особенности бизнес-моделей россу йских комп ан ий АП К // Э КО. 2017. № 1 (511). С 63-71. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=27809351

22. Меж о в С. И., Болден ко в А. В. Разработка бизнес-модели промышленного предлриятия в условиях снижения конкурентоспособности // Креативная экономика и социальные инновации. 2017. Т. 7. № 1. С 92-105. URL https: //elibrary.ru /item.asp?id=29001680

23. Газель О.Ю. Аналитические механизмы оценки эффективности бизнес-моделей // Вестник Академии. 2017. № 2. С. 45-48. URL https:// elibrary.ru/item.asp?id=29094328

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Серова Л. С, Страхович Э.В., Чуракова ИЮ. Многосторонние платформы в эволюции бизнес-моделей микропредлриятий // Управленец. 2017. № 4 (68). С 53-60. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=30611974

37

МИР

МИР (Модернизация, Инновации, Развитие), 2018, Т, 9, № 1, С,25-39

Об авторах:

Бобрышев Артур Дмитриевич, руководитель,Вькшиеэкономические курсы оборонно-промышленного комплекса,федеральное государственное предприятие «Центральный науч но- и сел едо вател ьский институт судост ро ите л ьно й промышленности «Центр» (123242, Москва, ул. Садовая - Кудринская, дом 11,стр, 1), доктор экономических наук, профессор, Scopus ID: 55345366400,3646410@mail m Пирогов Николай Леонидович, научный руководитель. Высшие экономические курсы оборонно-промышленного комплекса, федеральное государственное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности «Центр» (123242, Москва, ул. Садовая - Кудринская, дом 11,стр, 1), доктор экономических наук, профессор, pir37<g>blcm Хайдуков Виктор Петрович, юрисконсульг-корпоративный секретарь, АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (422540, Россия, Республика Татарстан, г, Зеленодольск,ул,Ленина, 41), info@zpkb,com

Заявленный вклад авторов:

Бобрышев А. Д,- концепция и критический анализ.

Пиропов Н.Л.- научное руководство,

Хайдуков В. П,-сбор и обработка материалов, подготовка начального и заключительного варианте в текста.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

References

1. Bragg Steven М- The New CFO Financial

Leadership Manual. WILEY John Wiley & Sons, Inc., 2011. DOI: https: //doi.

org/10.1002/9781118268360 (Russ. ed.: Handbook of financial Director / Steven Bragg; Trans, from English. 8th ed. M- Al'pina Pablisher, 2012. 608 p.) (in Eng.)

2. Baranovskaya T.P.,Vostroknutov A.E., Deidimova V.S. The study of SCM systems: market analysis, selection and implementation of oorporate i n t e g r at ed st ru ct и r e s. Scientific journ aI of Kubsa и 2016; 116(02): 1278-1297 (in Russ.)

3. Analysis of investment attractiveness of the organization: scientific publication / group of authors; ed. by D.A. Endovitsky. М» KNORUS, 2014. 374 p. (in Russ.)

4. Economic analysis of mergers/acquisitions of companies/ D.A. Eendovitsky, V.E. Soboleva. M-KNORUS, 2010. 439 p. (in Russ.)

5. Buzova I.A, Makhovikov G.A., Terekhova V.V. Commercial evaluation of investments, ed. by V. E. Esipov. SPb: Peter, 2004. 432 p. (in Russ.)

6. Damodaran A. Investment valuation: Tools and techniques for assessment of any asset / Damodaran Aswath; Trans, from English. M-: Al'pina Pablisher, 2017. 1316 p. (in Russ.)

7. Mothersill W.D. Age of the Angel: Best Practices for Angel Groups /W. Daniel Mothersill; Trans, from English. E. V. Vanyukova. M-: Vershina,2009. 256 p. (in Russ.)

8. Gassman O. Business model: 55 best templates / Oliver Gassman, Caroline Frankenberger, Michaela Chic; Trans, from English. M- Al'pina Pablisher, 2016. 415 p. (in Russ.)

9. Mullins J., Komisar R. Getting to Plan B: Breaking Through to a Better Business Model. Harvard Business Press, 2009. 224 p. (in Eng.)

10. Kotelnikov, V. Y. New business models for a new era of rapid change driven by innovation. M-: Eksmo, 2007. 92 p. (in Russ.)

1 1. Osterwalder A., Pigneur I. Business Models Generation. A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers. Trans, from English. Kuleva M- M-: Alpina Pablisher, 2013. 288 p. (in Russ.)

12. Ries E. The Lean Startup. How Today's Entrepreneurs Use Continuous Innovation to Create Radically Successful Businesses. Crown Business. New York, 2011. 242 p. (in Eng.)

13. Slivotski A. Migration values. What will happen to your business next day? Trans, from English A.A. Shaposhnikova. Edited by M-A. Ferber and V.V. Stepanov. Mosoow: Mann, Ivanov and Ferber, 2006. 432 p. (in Russ.)

14. Strekalova N.D. Business Models Concept: Methodology of Systems Analysis. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities Sr Science. 2009; (92):95-105 (in Russ.)

15. Tarabrin M-В., K. Tarabrin KM. Research of competing concepts of the business model for the purpose of definition of genesis and

38

MIR (Modernization, Innovation, Research}, 2018; 90 >25 -39

МИР

concept identification. Insurance business. 2014;6(255):49-64 (in Russ.)

16. Schweizer L. Concept and Evolution of Business Models. Journal of GeneraI Management 2005; 31 (2):37-56 (in Eng.)

17. Chesbrough H. Open Business Models: How to Thrive in the New Innovation Landscape. Harvard Business School Press, 2006 (in Eng.)

18. Altshuller G. To find the idea: Introduction to TRIZ - theory of inventive problem solving / Altshuller, Henry. 4th edition. M.: Al'pina Pablisherz, 2011.400 p. (in Russ.)

19. Ките H. Statistical Methods for Quality Improvement. AOTS,Tokyo. 1988.231 p. (in Eng.)

20. Dorokhina E.Yu, Kharchenko S.G. Business Models of the Circular Economy as Mechanism of Sustainable Development Achievement.

Ecology and Industry of Russia. 2017; 21 (7) :5 8-61. DO I: 10.18412/1816-0395-2017-7-58-61 (In Russ.)

21. Kusraeva O.A. Specific Features of Business Models in Russian Agribusiness. ECO. 2017; 1 (511 ):63-71 (in Russ.)

22. Mezhov S.I., Boldenkov A.V. Development of Business Models of Industrial Enterprises in Conditions of Reducing Competitiveness. Creative Economics and Social Innovations. 2017; 7(1):92-105 (In Russ.)

23. Gavel O.Yu. Analytical Tools Assessing the Effectiveness of Business-Models. Bulletin of the Academy. 2017; (2):45—48 (in Russ.)

24. Serova L.S., Strakhovich E.V., Churakova I.Yu. Multi-Sided Platforms in the Evolution of Micro-Enterprise Business Models. Upravlenefs = The Manager. 2017; 4(68):53~60 (in Russ.)

Abou ttheau thors:

Artur D. Bobryshev, Head of the High economic courses of defense industry complex. Federal state enterprise "Central Research and Development Institute of the ship-building industry "Center" (11, bldg, 1, Sadovaya-Kudrinskaya St,, Moscow, 125242), Moscow, Russian Federation, Doctorof Economic Sciences, Professor, Scopus ID: 55345366400,5646410@mail,ru

Nikolay L. Pirogov, Scientific supervisor of the High economic courses of defense industry complex Federal state enterprise "Central Research and Development Institute of the ship-building industry "Center" (11, bldg, 1, Sadovaya-Kudrinskaya St, Moscow, 125242), Moscow, Russian Federation, Doctorof Economic Sciences, Professor, pir57@bk,ru

Victor R Khaydukov, Lega I counsel-corporate Secretary, JSC "Zelenodols к design Bureau" (41, Len i na str,,Zelenodolsk, Tata istan, 422540), Zelenodolsk, Russian Federation, info@zpkb,com

Contribution of the authors:

Bobryshev A. D. - conceptand a critical analysis,

Pirogov N. L. - scientific management,

Khaydukov V. P. - the collection and processing of materia Is, preparation of initial and final versions of the text,

Aff authors ha/e read and approved the final men и script

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.