Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ ТОВАРА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ'

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ ТОВАРА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАР / GOODS / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / CUSTOMS VALUE / ДОСТОВЕРНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ / ACCURACY OF CUSTOMS VALUE / КОНТРОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ / CUSTOMS VALUE CONTROL / РЫНОЧНАЯ ЦЕНА / MARKET PRICE / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА / INDEPENDENT ASSESSMENT / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / METHODICAL RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липатова Надежда Григорьевна, Гладков Андрей Романович

Статья посвящена важной научно-практической проблеме оценки рыночной цены товара как основы для определения таможенной стоимости при таможенном контроле. Предложен методический подход к исследованию цены товара с использованием независимой оценки рыночной цены товара. Такая оценка может стать эффективным инструментом оценки достоверности величины таможенной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACH TO THE STUDY OF THE MARKET PRICE OF GOODS FOR THE CUSTOMS VALUE CONTROL PURPOSES

The article is devoted to an important scientific and practical problem of assessment of the market price of goods as the basis for determining the customs value of goods under customs control. A methodical approach to the study of the price of goods using an independent assessment of the market price of goods is proposed. Such an assessment can be an effective tool for estimating the accuracy of the amount of the customs value.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ ТОВАРА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ»

Н. Г. Липатова, А. Р. Гладков

методический подход к исследованию рыночной цены товара для целей контроля таможенной стоимости

Статья посвящена важной научно-практической проблеме оценки рыночной цены товара как основы для определения таможенной стоимости при таможенном контроле. Предложен методический подход к исследованию цены товара с использованием независимой оценки рыночной цены товара. Такая оценка может стать эффективным инструментом оценки достоверности величины таможенной стоимости.

Ключевые слова: товар; таможенная стоимость; достоверность таможенной стоимости; контроль таможенной стоимости; рыночная цена; независимая оценка; методические рекомендации.

N. G. Lipatova, A. R. Gladkov

methodical approach to the study of the market price of goods for the customs value control purposes

The article is devoted to an important scientific and practical problem of assessment of the market price of goods as the basis for determining the customs value of goods under customs control. A methodical approach to the study of the price of goods using an independent assessment of the market price of goods is proposed. Such an assessment can be an effective tool for estimating the accuracy of the amount of the customs value.

Keywords: goods; customs value; accuracy of customs value; customs value control; market price; independent assessment; methodical recommendations.

Контроль таможенной стоимости играет важную роль в таможенно-тарифном регулировании внешнеторговой деятельности [1]. Одной из его основных задач является оценка достоверности величины таможенной стоимости, заявленной участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при таможенном контроле [2].

Для целей таможенного контроля величина таможенной стоимости считается достоверной, если она базируется на цене внешнеторговой сделки с товаром, соответствующей уровню рыночных цен при продаже аналогичных товаров в страну импорта [3]. В связи с принятым критерием достоверности величины таможенной стоимости задача ее оценки реализуется посредством сбора, систематизации и обработки информации о ценах аналогичных товаров [2].

При решении задачи оценки достоверности величины таможенной стоимости возникает ряд проблем, среди которых:

1) недостаточный уровень обеспеченности актуальной информацией о ценах внешнеторговых сделок с аналогичными товарами;

2) низкий уровень обеспеченности альтернативными источниками информации о ценах товаров (наряду с внешнеторговыми сделками);

3) недостаточный уровень развития методического обеспечения по систематизации и обработке разрозненной информации о ценах товаров;

4) ограниченные возможности документального подтверждения информации о ценах товаров, что не позволяет доказывать позицию таможенных органов о величине таможенной стоимости в судебных органах;

78 -

вестник российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 3 • 2019

5) сложность сбора, систематизации и обработки необходимой информации о ценах товаров в жестких временных рамках таможенного декларирования и таможенного контроля товаров [2; 3; 4; 5; 6].

Обозначенные проблемы определяют необходимость развития механизма оценки достоверности величины таможенной стоимости в целях обеспечения точной и оперативной оценки рыночной цены товара на базе полной, актуальной и подтвержденной информации.

Анализ зарубежного опыта таможенного контроля показал [7], что перспективным направлением развития организационного механизма оценки достоверности величины таможенной стоимости выступает использование услуг организаций, специализирующихся на проведении исследований цен товаров. Независимость подобных организаций от таможенных органов и участников ВЭД, их авторитет и высокая квалификация специалистов способствуют объективной оценке рыночной цены, основанной на результатах анализа рынка товара. При этом исследование цен товара не привязано к конкретному участнику ВЭД и поэтому не влияет на фактическое время совершения таможенных операций.

Использование подобного опыта организации независимой оценки рыночной цены товара позволит избавиться от указанных выше проблем при оценке достоверности величины таможенной стоимости.

В статье предлагается методический подход к исследованию рыночной цены товара для целей контроля таможенной стоимости. В соответствии с предлагаемым подходом независимую оценку рыночной цены товара необходимо проводить в три этапа.

Этап первый (организационный). Выбор организации и заключение договора на проведение независимой оценки рыночной цены товара

Основными требованиями к выбору организации, осуществляющей независимую оценку рыночной цены товара, являются наличие специалистов соответствующей квалификации, методического обеспечения для проведения оценки рыночной цены товара и опыта работы в соответствующей сфере.

Оценка рыночной цены товара должна проводиться на основании договора между организацией, проводящей оценку, и таможенным органом. Наряду со сведениями, обычно указываемыми в гражданско-правовом договоре, в договоре необходимо определить основные условия проведения оценки, влияющие на ее точность и возможность использования при контроле таможенной стоимости. В первую очередь таможенным органом должны быть определены требования к результатам оценки, в том числе ее представление в виде конкретного значения и интервала значений рыночной цены товара, характеристики товара, условия внешнеторговой сделки, дата оценки рыночной цены товара, сроки проведения оценки, сроки использования результатов оценки. Кроме того, в договоре необходимо указать:

- сведения об ответственности организации, проводящей оценку, за результаты оценки рыночной цены товара и о страховании ответственности в одной из действующих страховых компаний;

- сведения о независимости организации, проводящей оценку, от таможенных органов, участников ВЭД и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

- сведения об уровне профессиональных знаний и квалификации специалистов организации (дипломы об образовании и повышении квалификации, подготовленные заключения о рыночной цене товара и др.) [8].

Этап второй (исследовательский). анализ рынка товара, сбор

информации о ценах аналогичных товаров, проведение расчетов по оценке

рыночной цены товара

Анализ рынка товара. Анализ рынка товара предполагает выбор сегментов рынка, к которым относится товар, исходя из характеристик товара и условий внешнеторговой сделки. В ходе анализа сегментов рынка необходимо установить механизмы и факторы формирования цены товара, чтобы доказать ее соответствие рыночному уровню и обосновать диапазон изменений с учетом значений факторов [8; 9].

Установление механизмов формирования цены товара целесообразно осуществлять на базе основных видов цен, используемых в международной и внутренней торговле на стадиях движения товаров от производителя в стране экспорта к потребителю в стране импорта. К указанным видам цен относятся:

1) цены, используемые на стадии движения товаров от производителя в стране экспорта до мирового рынка (справочные цены, прейскурантные цены, цены каталогов, цены проспектов, цены предложений и др.);

2) цены, используемые на стадии обращения товаров на мировом рынке (биржевые цены, аукционные цены, цены торгов и др.);

3) цены, используемые на стадии движения товаров от мирового рынка до потребителя в стране импорта (цены, рассчитываемые по данным таможенной статистики внешней торговли; цены фактических внешнеторговых сделок; цены оптовой и розничной торговли в стране импорта; цены товаров, переработанных в стране импорта, и др.) [10].

При выборе видов цен исследуемого товара необходимо руководствоваться информацией международных, зарубежных и национальных отраслевых и информационно-справочных изданий, объединений производителей, продавцов и покупателей аналогичных товаров. Сбор и анализ указанной информации позволит определить обычные для исследуемого товара способы торговли и связанные с ними механизмы формирования цен. Следует учитывать, что во внешнеторговом и национальном сегментах мирового рынка используются три и более видов цен на один и тот же товар (например, биржевая цена алюминия, цена долгосрочных внешнеторговых контрактов с алюминием, цены оптовой торговли алюминием в стране импорта). Поэтому для подтверждения соответствия цены товара рыночному уровню должна осуществляться взаимная проверка информации о нескольких видах цен.

При оценке соответствия отдельных видов цен рыночному уровню следует исходить из критерия представительности цен в отношении внешнеторговых сделок в рассматриваемом сегменте рынка, определяющем долю сделок с использованием отдельных видов цен в общем объеме импорта.

Применение критерия представительности должно базироваться на информации о сделках, совершенных в обычных рыночных условиях. Указанные условия предполагают, что:

а) стороны сделки независимы и действуют разумно, располагая необходимой информацией, на уровень цены не влияют чрезвычайные обстоятельства;

б) сделки относятся к обычным крупным раздельным операциям, осуществляемым в условиях открытого торгового режима с платежом в свободно конвертируемой валюте [8].

На основе выбранных видов и механизмов формирования рыночной цены должно осуществляться исследование факторов ее формирования. С учетом представленных выше стадий движения товара из страны экспорта в страну импорта, отражающих интересы производителей, потребителей и иных участников рынка, представляется достаточно информативным исследование следующих групп факторов формирования рыночной цены товара:

1) макро- и микроэкономические факторы рыночной конъюнктуры, определяющие динамику и соотношение спроса и предложения на товар (конъюнктура мировой экономики, экономик стран экспорта и импорта товара, мирового рынка товара, рынков стран экспорта и импорта и др.);

2) технические и экономические характеристики товара, отражающие условия предложения товара производителем и оценку его полезности потребителем (качество, наименование, вид, описание, конфигурация, комплектация, артикул, стандарт, марка, модель, торговый знак, технические параметры, назначение, функции, свойства, фирма-изготовитель, страна происхождения, наличие интеллектуальной собственности и др.);

3) коммерческие и финансовые условия внешнеторговой сделки, отражающие условия совершения операций доставки товара в страну импорта и распределение расходов на доставку между продавцом и покупателем товара (срок доставки товара, количество товара, страна отправления товара, место прибытия товара, стоимость транспортировки товара, стоимость операций по погрузке товара на транспортное средство и выгрузке товара с транспортного средства, расходы на страхование рисков поставки товара, базисное условие поставки товара, валюта внешнеторговой сделки, способ установления цены внешнеторговой сделки, форма расчетов в рамках внешнеторговой сделки, длительность отношений и степень взаимосвязи субъектов сделки и др.);

4) расходы на совершение таможенных операций в странах экспорта и импорта товара, отражающие результаты применения к товарам мер таможенного регулирования и таможенного контроля (суммы уплаченных таможенных сборов, таможенных, специальных защитных и антидемпинговых пошлин, акцизов, налогов на добавленную стоимость и др.);

5) стоимость операций использования товара в стране импорта, связанных с его оптовой и розничной продажей и переработкой на территории страны импорта (надбавки посредников за услуги оптовой и розничной торговли, расходы и прибыль при переработке товара и др.) [2; 3; 10; 11].

Анализ сегмента рынка должен сопровождаться оценкой уровня и диапазона изменения рыночной цены товара в разрезе ее видов и факторов формирования, качественной и количественной оценкой влияния факторов на уровень рыночной цены товара, подкрепленной источниками информации, аргументированными пояснениями и профессиональными суждениями [8; 9].

При проведении независимой оценки рыночной цены товара для целей контроля таможенной стоимости следует помнить, что анализ рынка - важнейший

этап подобной оценки, определяющий успешность реализации ее последующих этапов, в том числе достоверность оценки рыночной цены товара. Конечными результатами независимой оценки рыночной цены товара должны стать:

1) выбор основных источников информации о ценах аналогичных товаров (идентичных и однородных товаров, товаров одного класса или вида);

2) выбор методов оценки рыночной цены товара (с учетом собранной информации о ценах аналогичных товаров);

3) обоснование допущений и ограничений, принятых в расчетах по оценке рыночной цены товара на основе цен аналогичных товаров;

4) выбор способов осуществления количественных поправок в информацию о ценах аналогичных товаров;

5) обоснование величин поправок в информацию о ценах аналогичных товаров, учитывающих влияние релевантных факторов их формирования.

Сбор информации о ценах аналогичных товаров. Сбор информации о ценах аналогичных товаров, сопоставимых с оцениваемым товаром по техническим и экономическим характеристикам, коммерческим и финансовым условиям внешнеторговой сделки, осуществляется с учетом критериев выбора источников информации о ценах аналогичных товаров. В качестве таких критериев целесообразно рассматривать:

1) точность информации о ценах аналогичных товаров;

2) актуальность информации о ценах аналогичных товаров;

3) представительность цен аналогичных товаров;

4) сопоставимость цен оцениваемого и аналогичных товаров.

Критерий точности информации о ценах аналогичных товаров означает, что предпочтение следует отдавать тем источникам, которые содержат информацию о ценах, используемых на стадии движения товаров от мирового рынка до потребителя, и поэтому не требуют внесения поправок для их приведения к ценам внешнеторговых сделок. Далее следует выбирать источники информации о ценах, используемых на стадии обращения товаров на мировом рынке и требующих их приведения к ценам внешнеторговых сделок. Наименее предпочтительными являются источники информации о ценах, используемых на стадии движения товаров от производителя до мирового рынка и требующих внесения максимальных поправок.

Критерий актуальности информации о ценах аналогичных товаров должен рассматриваться как выполнение требований Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), связанных с рассмотрением идентичных и однородных товаров, товаров одного класса или вида, импортированных не ранее чем за 90 дней до даты оценки цены товара [12]. При этом должны приниматься во внимание интенсивность изменения рыночной конъюнктуры и сезонное поведение цен, которые могут выступать в качестве аргументов для изменения вышеуказанного временного интервала.

Критерий представительности цен аналогичных товаров предполагает выбор источника информации о ценах аналогичных товаров, который охватывает наибольший объем оборота внешнеторговых сделок с товаром.

Критерий сопоставимости цен оцениваемого и аналогичных товаров означает однородность факторов их формирования, связанных с техническими и экономическими характеристиками товара, коммерческими и финансовыми условиями

внешнеторговой сделки. В первую очередь следует обращать внимание на характеристики товара, а затем сравнивать условия внешнеторговой сделки. При сравнении характеристик товара предпочтение должно отдаваться идентичным товарам, при отсутствии идентичных товаров - однородным товарам, при отсутствии идентичных и однородных товаров - товарам того же класса или вида [2]. В связи с тем, что коммерческие и финансовые условия внешнеторговых сделок определяют размер общих (коммерческих и управленческих) расходов, косвенно связанных с характеристиками товара, условия внешнеторговых сделок допустимо сравнивать в отношении товаров одинакового класса или вида [3].

При оценке источника информации о ценах аналогичных товаров следует учитывать, что значения некоторых из предложенных критериев у него могут быть ниже, чем у других источников. Поэтому окончательное решение о выборе источника необходимо принимать исходя из суммарного значения критериев, позволяющего рассматривать цены аналогичных товаров как достаточно точные, актуальные, представительные и сопоставимые с оцениваемым товаром по техническим и экономическим характеристикам, коммерческим и финансовым условиям внешнеторговой сделки.

Проведение расчетов по оценке рыночной цены товара. Расчеты по оценке рыночной цены товара включают:

1) расчет цен аналогичных товаров, приведенных в сопоставимый вид с ценой оцениваемого товара;

2) расчет рыночной цены товара.

При расчете цен аналогичных товаров должны учитываться причины их отклонения от цены оцениваемого товара. В зависимости от содержания информации о ценах аналогичных товаров причинами такого отклонения могут быть различия:

1) механизма формирования цен;

2) характеристик товаров;

3) условий внешнеторговой сделки;

4) периода совершения внешнеторговой сделки;

5) операций использования товаров в стране импорта.

Для учета указанных причин целесообразно использовать количественные поправки цен аналогичных товаров.

Поправки по приведению цен аналогичных товаров к цене оцениваемого товара рекомендуется определять на основе информации о соотношениях между отдельными видами цен в международной и внутренней торговле. При этом поправки рассчитываются путем умножения цен аналогичных товаров на коэффициент, отражающий их соотношение с ценой оцениваемого товара.

Поправки на характеристики товара следует определять на основе установления зависимости цены от конкретной технической или экономической характеристики товара с использованием методов параметрического сопоставления, сравнительного анализа продаж, дисперсионного и корреляционно-регрессионного анализа [2; 3; 8-11]. При этом поправки рассчитываются путем умножения цен аналогичных товаров на коэффициент, отражающий различия характеристик аналогичного и оцениваемого товаров.

Поправки на условия внешнеторговой сделки следует вычислять на основе установления зависимости цены от конкретного коммерческого или финансо-

вого условия внешнеторговой сделки с использованием методов сравнительного анализа продаж, дисперсионного и корреляционно-регрессионного анализа [2; 3; 8-11]. При этом поправки рассчитываются путем умножения цен аналогичных товаров на коэффициент, отражающий различия условий внешнеторговой сделки аналогичного и оцениваемого товаров.

Поправки на период совершения внешнеторговой сделки устанавливаются исходя из анализа тенденций изменения цен товаров в рассматриваемом сегменте рынка в период, отделяющий дату оценки рыночной цены товара от дат совершения сделок с аналогичными товарами. При этом поправки рассчитываются путем умножения цен аналогичных товаров на индекс цен, отражающий изменение цен аналогичных товаров с даты совершения с ними сделок до даты оценки.

Поправки на дополнительные начисления к цене товара определяются на основе состава дополнительных начислений, указанного в ст. 40 ТК ЕАЭС [12], путем суммирования цен аналогичных товаров с расходами, подлежащими совершению и не включенными в цену внешнеторговой сделки с аналогичными товарами.

Поправки на обязательные вычеты из цены товара рекомендуется рассчитывать на основе состава вычетов, указанного в п. 2 ст. 43 ТК ЕАЭС [12], путем вычитания из цен аналогичных товаров расходов, совершенных после перемещения товаров через таможенную границу.

Расчет рыночной цены товара должен производиться в виде конкретного значения и интервала значений с учетом расхождения между рассчитанными ценами аналогичных товаров [8; 9]. При их несущественном расхождении значение рыночной цены товара рассчитывается в форме среднеарифметической взвешенной сопоставимых цен аналогичных товаров с весами, обратно пропорциональными количеству и величинам поправок цен аналогичных товаров. В данном случае оценка интервала значений рыночной цены товара производится с помощью среднеарифметической взвешенной и среднеквадратическо-го отклонения цен аналогичных товаров. При существенном расхождении цен аналогичных товаров значение рыночной цены товара рассчитывается на базе цены аналогичного товара, наиболее сопоставимой с ценой оцениваемого товара и рассчитанной с наименьшими количеством и величинами поправок. В данном случае оценка интервала значений рыночной цены товара осуществляется на основе разницы наиболее сопоставимой цены с ценами иных аналогичных товаров.

Этап третий (оформление результатов). Подготовка заключения

о рыночной цене товара

Соответствие заключения о рыночной цене товара требованиям договора на проведение независимой оценки следует рассматривать с позиций создаваемых возможностей для точной и достаточной оценки достоверности величины таможенной стоимости, заявленной участником ВЭД при таможенном контроле товара. Здесь точность рассматривается как способность заключения о рыночной цене обеспечить принятие таможенными органами правильных решений о таможенной стоимости товаров, которые при необходимости могут служить обоснованием для принятия решений в вышестоящих органах (например, в судах). Под достаточной оценкой достоверности величины таможенной стоимости следует понимать отсутствие необходимости дальнейшего сбора дополнительной информации

о ценах товаров и наличие возможности многократного применения заключения о рыночной цене товара в отношении аналогичных товаров.

Соответствие заключения о рыночной цене товара требованиям договора на проведение независимой оценки необходимо определять на основе следующих критериев:

1) достаточного содержания анализа рынка, раскрывающего важнейшие механизмы и факторы формирования цены товара;

2) удовлетворения требованиям точности и достаточности оценки достоверности величины таможенной стоимости;

3) внутреннего единства результатов анализа рынка и расчета рыночной цены товара, свидетельствующей об обоснованности такого расчета;

4) актуальности и подтверждения источников информации о ценах аналогичных товаров, использованных для расчета рыночной цены товара;

5) согласованности принятых при оценке ограничений и допущений с практикой совершения внешнеторговых сделок с оцениваемым товаром;

6) однозначной интерпретации выводов, следующих из анализа рынка товара, и результатов расчета рыночной цены товара.

Таким образом, предложенный в статье методический подход к исследованию рыночной цены товара для целей контроля таможенной стоимости позволяет осуществить независимую оценку рыночной цены товара. Такая оценка может стать эффективным инструментом оценки достоверности величины таможенной стоимости, заявленной участником ВЭД при таможенном контроле.

Использованные источники

1. Новиков В. Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики. М.: РИО Российской таможенной академии, 2006. i45 с.

2. Купринов Э. П., Долгова М. В., Момсикова Л. В. Информационное обеспечение контроля таможенной стоимости. M.: Изд-во Российской таможенной академии, 20i3. i67 с.

3. Гладков А. Р. Методика расчета основы проверочной величины для целей контроля достоверности таможенной стоимости // Инновации и инвестиции. 20i8. № ii. С. i65-i70.

4. Липатова Н. Г. Таможенный контроль как инструмент реализации таможенной политики // Актуальные проблемы развития таможенного дела в условиях современных глобальных изменений: сборник материалов IX Международной молодежной научно-практической конференции. М.: РИО Российской таможенной академии, 20i8. С. i20-i26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Липатова Н. Г. Таможенный контроль как механизм оказания государственных услуг в сфере таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 20i7. № 4. С. 85-92.

6. Смитиенко Е. О. Совершенствование научно-методических основ организации контроля таможенной стоимости в Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. i86 с.

7. Final Report "Workshop on Implementation of Valuation Advance Rulings in APEC Member Economies". Arequipa, Peru. May 23-24, 2008 [Electronic Resource]. URL: https://www.apec. org, свободный (дата обращения: 05.i2.20i8).

8. Федеральный закон от 29.07.i998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. i998. № 3i. Ст. 38i3.

9. Федеральный стандарт оценки (ФСО № i) «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (утвержден приказом Минэкономразвития России от 20.05.20i5 № 297) // Собрание законодательства РФ. i998. № 3i. Ст. 38i3.

10. Ценообразование во внешней торговле: учебник для студентов вузов / под ред. В. Б. Ман-тусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 20i8. 248 с.

вестник российской таможенной академии • № 3 • 2019

11. Мантусов В. Б., Ткаченко М. Ф. Анализ и конъюнктура мировых рынков товаров и услуг: учебное пособие. М.: РИО Российской таможенной академии, 2018. 118 с.

12. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Самое полное издание / под ред. Г. Ю. Касьяновой. М.: АБАК, 2018. 600 с.

Р. П. Мешечкина, А. Б. Андреева

оценка результативности таможенного контроля на основе математического моделирования

В статье рассмотрен методический подход к оценке результативности таможенного контроля с использованием метода математического моделирования, позволяющего определить прогнозные значения суммы таможенных пошлин. Представлены результаты применения математических моделей для оценки результативности таможенного контроля в Белгородской таможне.

Ключевые слова: товары; таможенный пост; результативность таможенного контроля; таможенные пошлины; экспорт; система управления рисками.

R. P. Meshechkina, A. B. Andreeva

assessment of customs control effectiveness on the basis of mathematical modeling

Methodical approach to assessing the impact of customs control with the use of mathematical modeling method, which allows to determine the predicted values of customs duties is considered in the article. The results of application of mathematical models for assessing the effectiveness of customs control in Belgorod customs are presented.

Keywords: goods; customs checkpoint; effectiveness of customs control; customs duties; export; risk management system.

Совершенствование таможенного контроля при вывозе товаров определено в качестве одного из основных направлений «Комплексной программы развития ФТС России до 2020 года» и предполагает, прежде всего, изучение его результативности в динамике на протяжении последних лет [1; 2]. Для этого представляется необходимым определить показатель, наиболее оптимально отражающий влияние основных параметров на результаты проведенного таможенного контроля.

В статье [3] в качестве такой величины для определения показателя эффективности таможенного контроля после выпуска товаров предлагается вычислять значение:

где ЭВ - эффективность таможенного контроля после выпуска товаров;

З - задолженность по уплате таможенных платежей, образовавшаяся по результатам таможенного контроля;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.