Научная статья на тему 'Методический подход к формированию региональной инновационной программы'

Методический подход к формированию региональной инновационной программы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION / REGIONAL INNOVATION PROGRAM / REGIONAL INNOVATION CENTER / INNOVATION PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неустроев С. С.

В статье представлен алгоритм формирования региональной инновационной программы, обосновывается создание регионального инновационного центра, определяются критерии по отбору проектов в состав программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approach to the formation of the regional innovation politics

The article presents the algorithm of formation of the regional innovation program, describes the creation of the regional innovation center, and defines criteria for the choice of the promising projects.

Текст научной работы на тему «Методический подход к формированию региональной инновационной программы»

методический подход к формированию региональной инновационной программы

С.С. Неустроев,

первый проректор Северо-Восточного федерального университета им. МК. Амосова (г Якутск), докторант Института проблем региональной экономики РАН (г Санкт-Петербург),

кандидат экономических наук info@iresras.ru

В статье представлен алгоритм формирования региональной инновационной программы, обосновывается создание регионального инновационного центра, определяются критерии по отбору проектов в состав программы.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационное развитие региона, региональная инновационная программа, региональный инновационный центр, инновационные проекты

УДК 338.242.001.76

Для активизации инновационной деятельности в регионе, перехода на новые формы решения задач социально-экономического развития, характерные для инновационной экономики, в регионах разрабатываются и реализуются инновационные программы. Чаще всего такие программы включают комплекс маркетинговых, научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических, строительных, производственных, организационных и финансовых мер, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и направленных на развитие инновационной деятельности в регионе.

Региональные инновационные программы могут стать одним из наиболее эффективных методов воздействия, который позволит региональным властям не только осуществлять мониторинг инновационной активности промышленных предприятий, но и обеспечат её эффективность за счет определения конкретных направлений поддержки и обеспечения процедур контроля. Такой подход позволяет создать условия для развития инновационной деятельности в регионах, основанный на взаимных обязательствах её участников в сочетании с их экономическими интересами.

С целью активизации инновационной деятельности в регионах, необходимо создать структурные подразделения, отвечающие, в пределах своих полномочий, за создание необходимых организационных и экономических условий для развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры, разработку и реализацию региональных инновационных программ.

Региональные инновационные программы должны формироваться на основе экономических и социальных программ развития регионов и определять основные приоритеты развития инновационной инфраструктуры и инновационного потенциала, включая подготовку кадров, формы и методы стимулирования специализированных субъектов инновационной деятельности.

В частности, в функции этих структур должны входить:

• разработка, утверждение и контроль реализации региональных инновационных программ;

• формирование в регионах инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов, региональных инновационных фондов, центров и др.);

• создание и регулярное пополнение региональных банков данных отечественных научных разработок в области технологий, менеджмента, новых товаров и услуг;

• создание региональных центров по координации профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы;

• привлечение инвестиций для организации и развития наукоемких инновационных производств, внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, модернизации и реконструкции существующих в регионе промышленных предприятий, включая целевое финансирование инновационных проектов из средств областных бюджетов, государственных и частных инновационных фондов;

• предоставление субъектам инновационной деятельности помещений, оборудования в лизинг, выделение специальных грантов;

• разработка предложений по поддержке субъектов инновационной деятельности на региональном уровне;

• создание сети трансфера технологий, включая пропаганду результатов инновационной деятельности и распространение инноваций с привлечением торгово-промышленных палат за пределами регионов [2].

При формировании программы предусматриваются:

• обоснование цели программы с указанием способов измерения цели и значений конечных программных показателей;

• возможные варианты реализации программы с указанием величин получаемых конечных результатов, потребляемых ресурсов, сроков исполнения;

• структуризация программы на подпрограммы — основные (в качестве них могут выступать отдельные инновационные проекты) и обеспечивающие;

• распределение подпрограмм по ответственным исполнителям (привлекаемым для их выполнения предприятиям и организациям) с указанием сроков и графика осуществления работ;

• осуществление оценки финансово-экономической (коммерческой и общественной), а также многокритериальной оценки вариантов реализации программы;

• определение форм и порядка проведения отчетности, порядка контроля и корректировки исполнения [4].

В процессе разработки программы важными моментами являются построение иерархической структуры целей в виде дерева целей (последовательная детализация целей до уровня подпрограмм, проектов, отдельных исполнителей), а также построение ресурсно-целевой программной матрицы.

Основным методом, используемым при разработке инновационной программы, является программно-целевой метод — это метод, увязывающий стратегические цели организации (государства) с целями инновационных проектов (планов), а цели проектов — с ресурсами посредством программ.

По нашему мнению, инновационная программа может быть представлена в виде совокупности приоритетных для развития региона инновационных проектов. В связи с этим большое значение приобретают оценка и отбор таких проектов для включения в программу. На рис. 1 представлен алгоритм формирования региональной инновационной программы, отражающий предлагаемый методический подход [3].

В представленном алгоритме присутствует структура, которая названа Региональный инновационный центр (далее — РИЦ). Наличие такой структуры, на наш взгляд, позволит координировать региональные инновационные процессы в соответствии с целями стратегического развития региона. Основными функциями РИЦ являются:

• создание информационной базы о тенденциях и перспективах развития науки и технологий, необходимой для стратегического планирования деятельности научных организаций, образовательных учреждений, промышленных предприятий в регионе, о потребности в новых видах продукции и новых технологиях;

• организация обмена информацией между наукой, бизнесом, обществом и государством (региональной властью);

• анализ мировых, национальных и региональных тенденций развития науки и технологий; выявление существующих в регионе технологических цепочек и анализ возможностей восполнения недостающего звена в цепочке путем создания местной

Региональные органы власти

Экспертная комиссия

Совокупность инновационных

проектов [

Соответствует

Экспертиза проектов

Стратегия развития региона на инновационнои основе

1 г

Конкурс по отбору инновационных проектов

1

Предварительный отбор проектов

1 г

Региональный инновационный центр

Инициаторы проектов (юрид. и физ. лица)

Не соответствует критериям

i

Отклонение проекта

Доработка проекта

Оценка по критериям эффективности (экономическим, научно-техническим, социальным, экологическим)

Соответствует критериям

Не соответствует критериям

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

Финансирование проектов, включенных в программу

Мониторинг реализации проектов программы

J

Рис. 1. Алгоритм формирования региональной инновационной программы

структуры, привлечения зарубежных производителей, закупки зарубежных технологий и т.д., выявление технологий, лежащих на пересечении отраслей, развитие которых может дать толчок развитию региональных инновационных кластеров;

• организация дискуссионных площадок (семинары, форумы, круглые столы) для обсуждения участниками региональных инновационных процессов (наука, образование, производители, власть, финансовые структуры, потребители) выявленных проблем и определения путей их решения, инициирования конкретных инновационных проектов, подбора источников финансирования инноваций;

• предоставление информационных, консультационных, образовательных и иных услуг[5].

Для выполнения этих функций РИЦ занимается изучением сильных сторон и возможностей развития своего региона, открывает компаниям доступ к новейшим знаниям, способствует взаимодействию между различными организациями в целях развития исследований и бизнеса, основанного на знаниях, активизирует инновационную деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, организует мероприятий для В2В (Business to Business)- сектора рынка, который работает не на рядового потребителя (население), а на такие же компании, то есть на другой бизнес.

Большая роль отводится РИЦ при формировании региональной инновационной программы. Так, согласно представленному на рис. 1 алгоритму, органы власти региона через

созданный ими РИЦ отбирают на конкурсной основе инновационные проекты для включения в региональную инновационную программу. Для этого вначале проводится предварительная экспертиза проектов на соответствие целям стратегического развития региона.

Предварительная оценка инновационных проектов позволяет произвести упорядочение (сравнительную оценку) проектов по их потенциальной реализуемости на основе балльных оценок. Для этих целей производится расчет интегральной рейтинговой оценки как произведения трех составляющих:

• экспертной оценки организации, реализующей проект;

• экспертной оценки технической и технологической зрелости проекта;

• экспертной оценки рынка инновационного продукта/технологии, созданной в результате реализации проекта [2].

В свою очередь каждая из этих составляющих определяется как средневзвешенное значение совокупности определенного набора факторов.

Заметим, что на этапе предварительного отбора очень важно не отклонить проекты, которые направлены на создание «подрывных» инноваций. «Подрывная» инновация открывает новый технологический цикл, новый цикл инновационного бизнеса, поскольку она предназначена не поддерживать существующую и устоявшуюся базовую технологию, а полностью сменить эту технологию, кардинально подорвать рынок. Такого рода инновации способны существенно повысить конкурентоспособность региона не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

Прошедшие предварительный отбор проекты направляются на экспертизу, в ходе которой они оцениваются по критериям экономической, технологической, социальной и экологической эффективности. Экономическая эффективность оценивается по показателям, учитывающим в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инновационного проекта. Например, могут использоваться такие показатели, как чистая приведенная стоимость проекта; индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости проекта и другие, широко известные показатели, используемые при оценке инвестиционных проектов.

Научно-техническая эффективность проектов оценивается по новизне, простоте, универсальности предлагаемого решения, по конкурентоспособности предусмотренной проектом продукции или технологии. Конкурентоспособность продукции может быть рассчитана как отношение показателя, характеризующего качество продукции, и показателя, определяющего уровень затрат потребителя за весь период её эксплуатации, с учётом необходимых затрат на ликвидацию. Оценка новизны продуктов и технологий, предусмотренных проектом, предполагает их отнесение (продуктов и технологий) к новым или устаревшим технологическим укладам, к определенным поколениям техники, к принципиально новым или улучшенным продуктам или технологиям. Целесообразно проводить оценку патентоспособности предлагаемой проектом продукции или технологии, наличия отечественных или зарубежных патентов на изобретение, патентной чистоты.

Социальная эффективность может оцениваться по следующим критериям:

• общественная значимость проекта,

• общественная полезность проекта,

• бюджетная эффективность проекта [1].

Общественная значимость проекта может быть определена

долей населения, на которую распространяются выгоды от его реализации. Общественную полезность проекта можно определить как уровень (приоритет) потребности населения, на которую распространяются выгоды от реализации проекта. Бюджетная эффективность отражает влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы регионального бюджета.

Экологическая эффективность может определяться как минимальное негативное воздействие проекта на окружающую среду, соответствие экологическим нормативам, минимум затрат на обеспечение экологичности и повышение безопасности проекта.

При оценке и отборе инновационных проектов для включения в региональную инновационную программу (РИП) необходимо учитывать их взаимосвязь, взаимодополняемость, т.е. совокупное влияние на стратегическое развитие региона. С этой точки зрения РИП представляет собой совокупность взаимосвязанных и согласованных во времени инновационных про-

ектов. В формализованном виде это может быть представлено следующи м образом:

[ДСЁТ ).1.] е N ,1 * ], Р,

^(А (Б] )1,3 е N с N,г * ]), Еф), Т (^), С(Г), 5 (^ )о еУ, г е К

с О

где: ^

Ав'] — векторы экономических, научно-технических, социальных, экологических параметров г-го и ]-го проектов;

1(В] — взаимосвязь векторов экономических, научно-технических, социальных, экологических параметров между им и j-м проектами;

йА, (1)) — согласованная по этапам инновационная программа, состоящая из взаимосвязанных по экономическим, научно-техническим, социальным, экологическим параметрам проектов;

N — исходное множество проектов;

N — выбранное множество проектов;

Е(Я, Т(Я, С(р), — оптимальные (рациональные) значения показателей экономической, научно-технической, социальной, экологической эффективности программы;

и — выбранный вариант схемы финансирования;

У — все возможные варианты схем финансирования;

г — выбранный вариант схемы реинвестирования;

К — все возможные варианты схем реинвестирования; — выбранный вариант внутренних и внешних ограничений, встречающихся при реализации проектов;

Э — все возможные варианты ограничений,

/ — оператор, который обеспечивает: выбор из исходного множества проектов N формирование очередности и этапности йА,(В3)) реализации проектов N выбор схемы финансирования и, реинвестирования г, экономических и социальных ограничений d{T|^; анализ и оценку эффективности проектов используя интегральные показатели Е(Й), Т(Р), С(Я,

Реализация региональных инновационных программ направлена на повышение научно-технического потенциала региона, формирование благоприятного инновационного климата, обеспечение конкурентных преимуществ региона, как на внутреннем, так и на внешних рынках.

В процессе реализации региональной инновационной программы следует учитывать, что инновационное развитие региона не может быть обеспечено только за счет бюджетных средств, но эти средства должны служить катализатором инновационных процессов. Бюджетное финансирование инноваций должно осуществляться на основе конкурсного отбора инновационных проектов, имеющих большое значение для развития региона. Вместе с тем, необходимо масштабное привлечение внебюджетных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие системных подходов к решению проблемы взаимодействия региональной власти, предприятий, организаций — инициаторов инновационных проектов, потенциальных инвесторов является препятствием на пути создания эффективных механизмов функционирования инновационных процессов в регионе, решения вопросов стратегического планирования и управления развитием субъекта, разработки и реализации региональных инновационных программ.

В связи с этим важно актуализировать существующие инновационные предложения по развитию экономики региона. Это позволит скорректировать стратегические направления развития (точки роста) экономики региона, приступить к разработке новых проектов, различных схем проектного финансирования с участием региональной власти, предприятий, организаций — инициаторов инновационных предложений (проектов), потенциальных инвесторов. Целесообразно организовать совместную работу региональной власти и инициаторов по разработке (актуализации) и реализации проектов, наиболее приемлемых схем проектного финансирования путем создания для крупных проектов консорциумов с целью минимизации проектных рисков. В качестве инициатора актуальных инвестиционных проектов, очевидно, может выступить и администрация региона.

Предлагаемый подход позволит сократить бюджетное финансирование инноваций, создать благоприятные условия для активизации использования кредитных, лизинговых и прочих финансовых инструментов рыночной экономики в инновационных процессах.

Литература

1. Алексеева М.Б., Масино Н.Н. Инновационный анализ: учеб. пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2011.

2. Баранчеев В.П. Управление инновациями: учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. — М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

3. Жихарев К.Л. Проектное управление развитием региональной инновационной системы. — М.: Социум, 2011.

4. Захарова А.А. Система поддержки принятия решений о стратегии инновационного развития региона. Юргинский технологический институт. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.

5. Файзуллоев М.К. Формирование и развитие региональной инновационной системы: состояние и проблемы. — [Электронный ресурс]: http://innclub.info/

влияние институциональных факторов на уровень доходов в регионе (на примере республики бурятия)

Н.Н. Дмитриева,

старший преподаватель кафедры финансов и кредита Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (гУлан-Удэ)

nndmitrieva@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению динамики основных характеристик бедности и определяющих ее факторов. В статье анализируется современная экономическая ситуация и уровень доходов в Республике Бурятия. Рассматриваются предпринимаемые меры и предлагаются рекомендации по изменению существующей ситуации

Ключевые слова: бедность, уровень доходов, дифференциация, оплата труда, институциональные факторы, уровень жизни населения

УДК 330.837:364.3(571.54) ББК 65.010.11:65.261.4-94

Сложная экономическая ситуация в стране привела к кардинальным преобразованиям в экономической и социальной структуре российского общества, углублению уровня жизни основной массы россиян. Бедность, безработица, социальная неустроенность, неудовлетворенность условиями и оплатой труда увеличили процесс расслоения населения на классы [2]. Так, число бедных в России в I полугодии 2011 года выросло на 2 млн человек по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигло 21,1 млн. За чертой бедности остается треть населения страны, а количество миллионеров и их доходы растут. Как отмечает В. Назаров, соруководитель экспертной группы № 9 по программе «Стратегия-2020», «Действительно, есть тенденция, что доходы населения растут медленнее, чем это было до кризиса. Периодически могут возникать ценовые шоки в товарах, которые входят в прожиточный минимум, в результате это может привести к тому, что число людей с доходами ниже прожиточного минимума будет увеличиваться» [5]. Недостаточное внимание к этой проблеме в ближайшее время может привести к негативным последствиям.

Следует отметить, что у большей части населения субъектов России доходы ниже среднероссийского уровня. Пространственная дифференциация доходов, территориальная асимметрия социально-экономической системы, масштабы бедности, значительные разрывы в уровне жизни населения выступают острейшими факторами экономической, социальной и демографической динамики страны в целом и ее регионов, без решения которых невозможно преодоление бедности в регионе [1].

В январе-ноябре 2011 г. большую часть денежных доходов население Республики Бурятия использовало на потребительские цели 115569,9 млн руб. На уплату налогов и взносов истрачено 15026,8 млн руб., на покупку валюты — 3144,5 млн руб., на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах — 451,2 млн руб.

Анализ показателей уровня жизни населения Бурятии показал, что в республике наблюдается положительная тенденция

(таблица 1). Так, среднедушевые денежные доходы населения в 2010 г. выросли к уровню 2006 г. в 2 раза, среднемесячная начисленная заработная плата в 1,96 раза, средний размер пенсий в 2,66 раза, величина прожиточного минимума в 1,5 раза, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась на 32,5%.

В 2010 г. среднедушевые денежные доходы составили 13997,5 руб. в месяц (2009 г.- 13037,5 руб.), т.е. выросли на 7,4%. Реальные располагаемые денежные доходы в 2010 г. снизились на 4,7% по сравнению с предыдущим годом. Среднемесячная начисленная заработная плата выросла до 18 тыс. руб. и в реальном выражении относительно предыдущего года увеличилась на 12,7%.

Несмотря на возрастание величины среднедушевых денежных доходов населения, социально-экономическая напряженность не только не идет на убыль, а наоборот, возрастает. Это связано, прежде всего, с ростом доходов высокодоходного населения, что влечет за собой все более широкий разрыв с населением, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Анализ распределения общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения показал, что пятая группа (с наибольшими доходами) составляет почти половину всех денежных доходов населения. Доля первой группы (с наименьшими доходами) не снижается и остается на уровне 5,4%. Таким образом, разрыв между 1-й и 5-й группами составляет в 8,7 раз в 2008-2009 г.г. Такой же уровень наблюдался и в 2010 г. (рис.1).

На современном этапе социально-экономического развития республики наличие значительных разрывов в уровне жизни населения является одним из острейших институциональных факторов, без решения которых невозможно преодоление бедности в регионе.

Уровень доходов населения и их распределение является одной из главных точек социальной напряженности, и поэтому выступает ключевой проблемой формирования эффективной модели экономической и социальной политики. Последнее свя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.