Научная статья на тему 'Методический подход к формированию рациональной ассортиментной политики молокоперерабатывающего предприятия'

Методический подход к формированию рациональной ассортиментной политики молокоперерабатывающего предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КЛАСТЕР / MARKETING / FOOD PROCESSING INDUSTRY / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаскин Михаил Анатольевич

Проанализирован процесс работы по рационализации ассортиментной политики предприятия. Предложен методический подход к формированию рациональной ассортиментной политики молокоперерабатывающего предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабаскин Михаил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACH TO A MILK PLANT RATIONAL STOCK POLICY FORMATION

Measures to improve a dairy's product range policy are analyzed. A methodological approach to working out a rational product range policy is suggested.

Текст научной работы на тему «Методический подход к формированию рациональной ассортиментной политики молокоперерабатывающего предприятия»

Стт — минимальная ставка, установленная законодательно, р. Причем должно выполняться следующее условие: АП > Стп.

Максимизировать финансовый объем данного РСФ возможно путем инвестирования и защиты основного капитала. Отсюда вытекают основные функции фонда: накопительная, резервная, стабилизационная.

Остальные 50% поступающих средств сверх минимальных ставок (д) предлагается направлять непосредственно в местный бюджет. Основные направления расходования средств предполагаются следующие:

— на улучшение качества лесоустроительных работ;

— на минимизацию последствий антропогенного воздействия;

— на развитие социальной инфраструктуры;

— на дивиденды работникам лесной отрасли и др.

Эти средства будут стимулировать заинтересованность как местных жителей, так и работников лесхозов в ведении рационального лесопользования и проведении открытых честных лесных конкурсов и аукционов, что станет стабилизирующим фактором, вносящим соответствующий вклад в устойчивое развитие региона.

На рисунке направление 1 отражает:

— обеспечение соблюдения лесного законодательства РФ;

— государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

— требования лесной сертификации;

— техническое регулирование в соответствии с федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ4.

Согласно ст. 71 Лесного кодекса, обязательной сертификации подлежат только древесина и второстепенные лесные ресурсы, заготовленные на территории лесного фонда, подвергшейся радиационному загрязнению5. Однако борьба с незаконными лесозаготовками, вопросы охраны труда и безопасности жизни и здоровья работников лесных отраслей, традиционная борьба за рынки на фоне расширяющейся глобализации мира, подготовка России к вступлению в ВТО требуют от лесопользователя предоставления достоверной официальной информации о происхождении лесной продукции и о степени экологической безопасности проведения лесозаготовок, что является основой добровольной лесной сертификации.

Направление 2 на рисунке отражает исполнение требований соблюдения лесного законодательства РФ.

Увеличение ставок лесных податей, улавливание, рациональное распределение и использование лесной ренты, система технического регулирования и лесной сертификации будут стимулировать развитие ресурсосберегающих и малоотходных технологий лесозаготовки и лесопереработки, будут способствовать сокращению теневого сектора, развитию перерабатывающих производств, социальной и экологической стабильности.

Примечания

1 Львов Д.С. Экономика развития. М., 2002.

2 www.wood.ru.

3 Там же.

4 О техническом регулировании: федер. закон от 27 дек. 2002 г. № 184-ФЗ. http://RSEE.narod.ru.

5 Лесной кодекс РФ. М., 2005.

М.А. БАБАСКИН

аспирант

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РАЦИОНАЛЬНОЙ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Предлагаемый методический подход к концентрационного, динамического, матрич-

формированию рациональной ассортимен- ного и кластерного анализа объемов, темпов

тной политики молокоперерабатывающего сбыта, доходности групп товаров предприятия.

предприятия использует в качестве базы внут- Основным преимуществом данного подхода

реннюю информацию предприятия и объеди- является то, что при анализе ассортимента

няет в себе наиболее характерные процедуры все параметры, характеризующие ситуацию

© МА. Бабаскин, 2006

М.А. БАБАСКИН

(оборот продукции, количество, общий запас прибыли, цена и др.), используются одновременно, а также учитывают отраслевые технологические ограничения.

Работа по рационализации ассортиментной политики молокоперерабатывающего предприятия включает в себя два этапа:

1. Общий качественный анализ исходного состояния. Назовем его выявлением «черных дыр».

Во многих случаях, даже когда уровень развития производства в целом находится выше уровня безубыточности, общие экономические показатели могут быть улучшены за счет оптимального перераспределения удельного веса отдельных продуктов в производственной программе. Решение такой задачи предполагает увеличение доли продуктов, способных приносить наибольшую прибыль.

В качестве базовой единицы для ассортиментного ряда молокоперерабатывающе-го предприятия предлагается использовать понятие «группа продукта», под которым подразумевается часть производимой молочной продукции, с одной стороны, ориентированная на удовлетворение сходных по своей природе потребностей, а с другой стороны, рассчитанная на потребление определенным сегментом рынка.

Оптимальной для определения группы продукта является комбинация каскадного подхода и матричного представления. При каскадном подходе (известном также под названием «сверху вниз») весь ассортиментный ряд молочной продукции последовательно делится по сходству удовлетворяемых потребностей на иерархические уровни до желаемой глубины проникновения (вплоть до каждого продукта). Полученные на нижнем уровне ассортиментные единицы образуют левый вертикальный столбец плоской таблицы, или матрицы. Верхнюю строку матрицы составят полученные подобным же образом сегменты рынка, в которых те или иные виды продукта сгруппированы по значимым для предприятия параметрам (качественным характеристикам). Пересечение столбцов и строк матрицы (т.е. вида продукта и сегмента потребления) и даст искомое определение группы продукта.

При формировании ассортиментной политики молокоперерабатывающих предприятий предлагается определить общий качественный критерий оценки ассортиментного ряда для

молока и молочной продукции — жирность. Четкое разделение ассортиментного ряда по жирности значительно упрощает процесс сегментации молочной продукции на рынке.

Результатом работ, выполненных на первом этапе, является:

— выявление «черных дыр» в структуре существующего ассортимента молочной продукции по сравнению с современными мировыми тенденциями;

— построение матрицы формирования ассортиментной политики в разрезе учета жирности выпускаемой готовой продукции.

Тем самым определяются наиболее предпочтительные сегменты рынка и группы продукта с наибольшей полезностью и рыночной отдачей.

2. Кластерный анализ ассортиментной политики молокоперерабатывающего предприятия.

Здесь необходимо определить параметры, значения которых будут характеризовать каждую группу продукта производственного ассортимента молокоперерабатывающего предприятия и использоваться в дальнейшем для модификации матрицы.

В качестве характеристики каждой группы продукта (горизонтальной оси матрицы) предлагается использовать параметр К — удельный вес группы продукта в общем объеме сбыта продукции предприятия в стоимостном выражении в течение базового периода. Для каждой группы продукта параметр К вычисляется по формуле

К = Y¡/Y0 ■ 100%,

где Yi — объем сбыта продуктов /-й группы за базовый период; Y0 — суммарный объем сбыта в денежном исчислении за тот же период.

Процедура вычисления параметра К полностью соответствует начальным этапам традиционного АВС-анализа и достаточно тривиальна. АВС-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. По отношению к ЛВС-анализу правило Парето может прозвучать так: надежный контроль 20% позиций позволяет на 80% контролировать систему, будь то запасы сырья либо продуктовый ряд предприятия1.

В качестве второй характеристики группы продукта (вертикальной оси матрицы) используем параметр Т — удельный вес группы продукта в темпе изменения объемов сбыта

Известия ИГЭА. 2006. № 3 (48)

продукции предприятия в течение базового периода по линейному тренду. Естественно, линейная функция не является единственной функцией, пригодной для моделирования функции сбыта. Формула линейного тренда функции сбыта представляет собой традиционное уравнение полинома первой степени:

Уо = ЛХ + Во, где У0 — расчетный объем сбыта; А0 — расчетное изменение (приращение или спад) объема сбыта по сравнению с предыдущим расчетным периодом; Х — расчетный период (месяц); В0 — константа, которая может быть интерпретирована как теоретический объем сбыта в начальный период (первый месяц).

Аналогичную процедуру — вычисление тренда — необходимо проделать и для каждой группы продукта. При этом уравнения тренда для каждой ¡-й группы будут иметь аналогичный вид:

У1 = АХ + В,.

Поскольку У0 = У, то, в соответствии со свойством аддитивности линейных функций, А0 = А, т.е. единичное приращение суммарного объема сбыта состоит из единичных приращений (с обоими знаками) объема сбыта всех групп продукта, включенных в ассортимент предприятия. Параметр Т как раз и характеризует вклад каждой группы продукта в изменение суммарного темпа роста объемов сбыта и вычисляется для каждой группы по формуле

Т> = А/Ао • 100%,

где А, — коэффициент тренда ¡-й группы продукта за базовый период; А0 — коэффициент тренда суммарного объема сбыта за тот же период.

Таким образом, получаем для каждой группы продукта пространство координат, где одна из них, К, характеризует долю каждой группы в объеме сбыта, а другая, Т, долю каждой группы в темпе изменения объемов сбыта, причем значения координат для каждой группы поддаются точному вычислению на основании данных о реализации продукции предприятия за некоторый период.

Вычислив эти значения для каждой группы продукта и представив их графически (т.е. максимально удобно для восприятия), получаем параметрический график (стратегическую матрицу), характеризующий каждую группу продукта ассортимента (производственной

программы) и построенный на основании внутренней информации предприятия. Повторное составление матрицы через определенный период времени позволяет проследить «дрейф» каждой группы по квадрантам, вовремя уловить позитивные и негативные тенденции развития для каждой группы продукта.

Исходя из установленных нами при построении матрицы границ деления, предлагаем разделить матрицу на три кластера в зависимости от жирности продукции:

— кластер низкожирной продукции;

— кластер продукции традиционной жирности;

— кластер продукции повышенной жирности.

В основании выбора ассортиментной политики молокоперерабатывающего предприятия лежит качественный критерий, который отвечает социальной задаче формирования такой политики — наиболее полное удовлетворение потребностей населения в качественной и полезной продукции. Однако двуединство целевой ориентации ассортиментной политики предполагает и другую сторону: формирование ассортимента преследует экономическую цель — оптимизацию совокупных результатов деятельности промышленного предприятия. Нами предлагается использовать для характеристики эффективности производства отдельных видов продукции хорошо известный показатель маржинальной доходности. Определив процент валовой маржи по каждому виду продукции, возможно провести кластерный анализ, учитывая влияние сразу двух групп факторов:

— положение продукта в матрице «доля в сбыте/доля в тренде»;

— маржинальная доходность продукта.

Различным параметрам (К, Т, МСА, MCU,

MCI) каждого изделия присваиваются коды («+» или «—») в зависимости от того, «выгоду» или «проигрыш» относительно среднего значения этих параметров в кластере дает продукт. Каждый продукт ассортимента определяется двумя сериями кодов «+» или «—». Первая относится к «решающим» параметрам: К, Т; вторая — к «контрольным»: МСА, MCU, MCI. Каждый продукт характеризуется последовательностью из пяти «+» и/или «—» в разных сочетаниях. Продукты, которые характеризуются одной и той же серией «+» и «—», имеют одинаковое положение на рынке. Так устанавливаются однородные группы

Известия ИГЭА. 2006. № 3 (48)

Г.М. ВИНОКУРОВ

продукта производственного ассортимента внутри каждого из трех кластеров и наиболее выгодные ассортиментные позиции внутри каждой из групп для формирования выводов о развитии и совершенствовании ассортиментного ряда предприятия, объемах производства отдельных товаров.

После определения приоритетных однородных ассортиментных групп внутри каждого кластера необходимо найти количественное соотношение между ассортиментными группами, входящими в каждый из трех кластеров. Основываясь на опыте ведущих мировых производителей и принимая во внимание реальные моменты технологического процесса переработки молока, оптимальным процентным соотношением между низкожирной, традиционной и высокожирной продукцией в ассортименте молокоперерабатывающего

предприятия следует считать 25—50—25 соответственно2.

Взяв за основу формирования ассортиментной политики указанное соотношение и используя нормативы расходования базисного сырья и обрата на изготовление выбранных однородных ассортиментных позиций в каждом кластере, получаем рациональную производственную программу, которая заключается в систематизации всего многообразия видов продукции и выборе среди них наиболее технологичных с точки зрения возможностей данного предприятия.

Примечания

1 Диксон П.Р. Управление маркетингом. М., 1998.

2 Platt G. Low fat is healthy business // Milk Industry. 2002. Vol. 8.

Г.М. ВИНОКУРОВ

кандидат экономических наук, доцент Иркутской государственной сельскохозяйственной академии

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Количество видов производимой в сельском хозяйстве продукции ограниченно. Мясная отрасль в Иркутской области представлена производством привеса крупного рогатого скота, свинины и птицы.

Промышленное производство привеса свинины и птицы относительно рентабельно, особенно если в хозяйстве организована переработка. Возможности расширения такого производства есть, но небольшие, так как хозяйства, которые этим занимаются, используют свой проектный потенциал на относительно высоком уровне. В линейных хозяйствах производство свинины убыточно, остаточная стоимость содержания кур яичного направления также убыточна. Необходимо часть затрат (в пределах 40—50% стоимости выращивания кур) перенести на яйцо. За счет этого рентабельность отрасли птицеводства не изменится и одновременно снизится рентабельность производства яйца, но рентабельной станет остаточная стоимость реализованной маточной птицы.

Производство привеса крупного рогатого скота убыточно в большинстве хозяйств, даже в передовых хозяйствах Иркутской области:

СХОАО «Белореченское», СПК «Окинский». Необходимо такое производство расширить, для чего следует выплачивать производителям определенную дотацию за каждый дополнительный центнер продукции.

С учетом низкой эффективности сельскохозяйственного производства, которая зависит от работы коллективных, фермерских и личных подсобных хозяйств, в перспективе нужно изменить ситуацию в коллективных хозяйствах.

Для развития сельскохозяйственного производства основное внимание следует уделить производству зерна, кормов и на этой основе увеличить объем производства привеса крупного рогатого скота и свиней, а также молока и яиц.

На период с 2004 до 2010 г. планируется увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции на 10—15% (табл. 1). Естественно, необходимо установить определенные задания более управляемым (коллективным) предприятиям (табл. 2). Рост объема производства зерна в 2010 г. по отношению к 2004 г. должен составить 45%, картофеля — 8%, овощей — 19%, привеса живой массы крупного

© Г.М. Винокуров, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.