Научная статья на тему 'Методический подход к формированию эффективного механизма государственной поддержки инновационной деятельности'

Методический подход к формированию эффективного механизма государственной поддержки инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методический подход к формированию эффективного механизма государственной поддержки инновационной деятельности»

хозяйствующих субъектов в регионах и несут возрастающую ответственность за обеспечение позитивного протекания в них общественного воспроизводства.

Таким образом, содержание управления социально-экономическими процессами, в том числе и реструктуризацией, на региональном уровне, его формы и методы, определяются, с одной стороны, общегосударственной экономической политикой и, с другой стороны, региональной политикой, учитывающей особенности развития регионов различного типа.

Учитывая региональные особенности и потенциал, возможности федерального уровня управления, способности менеджмента предприятия, можно подойти к задаче реструктуризации комплексно - разработать процедуры взаимодействия выделенных структур управления, акцентируя внимание на необходимости учёта

интересов предприятия и вышестоящих уровней власти, на построении взаимовыгодных отношений в рассматриваемом процессе. При этом весь разрабатываемый комплекс мер должен быть направлен на конечную цель - оздоровление и подъем промышленности.

Библиографический список

1. Алпатов А,А, Управление реструктуризацией предприятий. - М.: Высшая школа приватизации и предпринимательства, 2000. - 268 с.

2. Пикулькин A.B. Система государственного управления. - М,: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 543 с.

3. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами, - М,: ИНФРА-М, 2005, -384 с,

Н.Г.Уразова

Методический подход к формированию эффективного механизма государственной поддержки инновационной деятельности

В условиях «новой экономики» инновационная деятельность становится определяющим фактором национальной конкурентоспособности. В этой связи деятельность государства в повышении национальной конкурентоспособности должна быть направлена на поддержку и стимулирование инновационной активности предприятий. Сегодня необходимость поддержки инновационной деятельности является общепризнанной, однако это не упрощает задачу поиска новых методов, схем и рычагов, адекватных национальным целям, ограничениям и приоритетам развития страны. Заметим, что если обоснованность государственной поддержки инновационной деятельности не подвергается сомнению, то в вопросах выбора целей и методов поддержки единства мнений не наблюдается. В РФ, находящейся на стадии формирования национальной инновационной системы, широкое распространение получили прямые методы, реализуемые в виде программ государственной поддержки.

Механизм реализации программы государственной поддержки представлен на рисунке 1. Отметим, что он является стандартным, однако способы реализации данного механизма могут различаться.

На первом этапе - этапе формирования программы поддержки - определяются правовые основы реализации, цели, принципы и источники финансирования программы поддержки. Общим для всех программ является определение экспертной комиссии, членами которой могут стать компетентные специалисты разных от-

раслей. Второй этап связан с первичным отбором проектов. На данном этапе организаторам следует определиться с тем, какие проекты признавать инновационными. В РФ остро стоит эта проблема, поскольку в действующей законодательной и нормативно-методической документации отсутствует определение понятия «инно-вационность». Традиционным ее решением является оценка проекта членами экспертной комиссии, состоящей из ученых предметных областей. Третьим этапом является этап формирования оптимального портфеля инновационных проектов, На данном этапе органам государственной власти необходимо произвести отбор наиболее эффективных инновационных проектов. Следующие два этапа - осуществление финансирования проектов и реализация проектов - являются индивидуальными по каждой программе. Реализация этих этапов стандартизирована. Завершающий этап механизма реализации программы государственной поддержки, заключается в оценке ее экономической эффективности.

Формирование эффективного механизма государственной поддержки инновационной деятельности невозможно без проведения оценки ее экономической эффективности. Несовершенство методов оценки эффективности программ государственной поддержки, заключающееся не только в отсутствии комплексности оценки, но и в отсутствии связей между целями поддержки и критериями ее эффективности, обусловило разработку методического подхода к оценке эф-

фективности программ государственной поддержки инновационной деятельности, Особенности предложенного методического подхода заключаются, во-первых, в формировании системы показателей оценки эффективности, а, во-вторых, в выделении блока формирования оптимального инвестиционного портфеля инновационных проектов. Формирование портфеля инновационных проектов возможно различными методами. Чаще всего используется метод экспертных оценок, однако он обладает выраженными недостатками. Во-первых, экономическая эффективность проектов часто становится не основным критерием, а иногда и вообще не рассматривается, поскольку, как правило, инновационный проект рассматривается экспертами предметной области (например, проект в области биологии предоставляется на экспертам-биологам). Во-вторых, экспертиза проектов всегда осуществляется платно, В-третьих, при таком подходе трудно соблюсти объективность отбора, поскольку мнение экспертов субъективно. Четвертым недостатком данного метода язляется то, что при использовании экспертных оценок часто происходит невольное расхождение целей программы с проектами, поддержанными для финансирования. Данный методический подход предлагает осуществлять формирование оптимального портфеля с помощью решения двухкритериальной математической модели. 8 модели в качестве критерия эффективности выбрана не максимизация дохода, поскольку государство, как инвестор, в отличие от частного инвестора, не всегда должно руководствоваться доходностью проекта. Его задача дать «толчок» повышению инновационной активности. В ка-

честве критерия предложено принимать максимизацию добавленной стоимости или добавленной стоимости на рубль вложений. Предложенный метод формирования портфеля инновационных проектов позволит избежать недостатков экспертного метода, повышая эффективность государственной поддержки, что является особенно актуальным при ограниченности бюджетных средств.

Второй особенностью методического подхода является система показателей оценки экономической эффективности программы поддержки, включающая три блока монопоказателей. Разработанную систему показателей целесообразно использовать для комплексной оценки экономической эффективности программ государственной поддержки инновационной деятельности. Она позволит выявить существующие взаимосвязи между эффективной государственной поддержкой и повышением инновационной активности в стране.

Первый блок оценочных показателей этой системы характеризует инновационную активность страны. Одним из методов оценки инновационной деятельности и степенью успешности государственной поддержки инновационной деятельности может являться скорость изменения показателей этого блока. Во втором блоке использованы традиционные показатели оценки экономической эффективности инвестиционных проектов. Первые два блока отражают общее состояние инновационной сферы в стране и оценивают эффективность инновационных проектов. Включение их в систему позволяет произвести конечную оценку эффективности государственной поддержки через повышение иннова-

Показатели инновационной деятельности

Затраты

Результаты

Персонал

Защита интеллектуальной собственности

Внешнеэкономическая деятельность

Институциональная структура

Показатели эффективности инновационного проекта

Индекс прибыльности (рентабельность)

Срок окупаемости

Коэффициент продаж новых продуктов предприятия

ционной активности. Третий блок предложенной системы характеризует непосредственно эффективность государственной поддержки инновационной деятельности. Его особенностью является то, что гоказатели, учитывающиеся в данном блоке, во-первых, явились специфическими для оценки программ поддержки инновационной деятельности. Во-вторых, они связаны с целями поддержки и методами, направленными на достижение целей. В-третьих, с помощью последующего агрегирования в итоговый оценочный показатель эффективности программ поддержки появляется возможность анализировать сравнительную эффективность различных программ поддержки. Для определения интегрального показателя оценки экономической эффективности программы государственной поддержки инновационной деятельности был применен метод линейной свертки. На рис, 2. предложен состав показателей оценки эффективности программ государственной поддержки инновационной деятельности.

Важнейшими показателями являются показатель добавленной стоимости, являющийся критерием инновационное™ проекта, и коэффициент соотношения инвестиций, отражающий объем привлеченных средств частных инвесторов на один рубль государственных средств. Рассматривая первый показатель отметим, что основной целью инновационного развития РФ является увеличение производства товаров с высокой долей добавленной стоимости. Мониторинг изменения добавленной стоимости может быть полезным при ответе на вопрос об эффективности программы поддержки инновационной деятельности. Используя данные предпри-

Показатели эффективности государственной поддержки

Показатели развития инновационной деятельности предприятия

Показатели эффективности программы

Коэффициент эффективности НИОКР

Количество созданных лабораторий

Количество защищенных диссертаций

Количество полученных патентов

Коэффициент выживаемости проектов

Коэффициен т соотношения инвестиций

Коэффициент продаж новых продуктов программы

Добавленная стоимость

ятий, можно установить долю создания добавленной стоимости предприятий, получающих государственную поддержку в рамках программы поддержки инновационной деятельности в сравнении с долей добавленной стоимости предприятий, специализирующихся в той же отрасли, но не получающих государственную поддержку. Рассчитывается этот показатель традиционным способом.

Коэффициент соотношения инвестиций представляет собой отношение частных инвестиций, вложенных в проект, участвующий в программе поддержки (нарастающим итогом) к объему государственных инвестиций в рамках программы поддержки (нарастающим итогом). В стимулировании инновационной деятельности государство должно стремиться не столько к получению высокой прибыли в ходе реализации инновационного проекта, а, во-первых, как мы уже отмечали выше, к минимизации риска, а, во-вторых, и, пожалуй, это является главным, к привлечению частных инвестиций в реализацию данного проекта, что является толчком в механизме повышения инновационной активности. В этом заключается эффект государственного рычага. Основной задачей государства при финансировании проектов является не извлечение максимальной прибыли, а возможность дать «толчок» проекту, который в дальнейшем принесет прибыль. При наличии частных инвестиций проект будет развиваться дальше самостоятельно, не требуя дальнейших государственных вложений, которые, в свою очередь, могут быть вложены в осуществление других проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.